ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ САМОЛЕТА BOEING 737-800В В АЭРОПОРТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ХИБИНЫ»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ САМОЛЕТА BOEING 737-800В В АЭРОПОРТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ХИБИНЫ»

Короткин Д.А. 1
1МБОУ г. Мурманска ММЛ
Огнева М.В. 1
1МБОУ г. Мурманска ММЛ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема

Арктическая зона Российской Федерации относится к труднодоступным районам, однако в них сосредоточена значительная часть природных ресурсов страны, разработка которых является стратегической задачей экономики. Природно-климатические условия делают наземное сообщение возможным только в ограниченный период года. Решить проблему можно с помощью авиатранспорта [1].

Капитанам ВС из-за тумана в аэропорту «Мурманск» приходится уходить на аэродром в Санкт-Петербурге или в финском аэропорту в г. Рованиеми. Мы считаем, что быстрее и дешевле можно посадить самолет в аэропорту «Хибины».

Актуальность

С точки зрения безопасности полета считается наиболее сложным маневром посадка. Сейчас идет установка курсо-глиссадной системы в аэропорту «Хибины». Аэропорт имеет потенциал развития благодаря горнолыжному курорту "Большой Вудъявр" и предприятиям АО "Апатит", Кольская горно-металлургическая компания. По данным статистики, пассажирооборот к 2022 г. достигнет 300 тысяч человек.

Учитывая, что российские аэродромы в своем большинстве не отвечают современным требованиям [3], мы решили изучить особенности аэропорта «Хибины» и выяснить возможности безопасной посадки самолета.

Цель работы: рассмотреть возможности посадки самолетов в аэропорт «Хибины» на примере самолета Boeing 737 с учетом метеоусловий и состояния взлетно-посадочной полосы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить системы посадки самолетов в России и характеристики аэропортов «Хибины» и АО «Международный аэропорт Сочи».

Провести расчет для захода на посадку самолета Boeing 737-800, используя Сборник аэронавигационной информации.

Собрать модель для исследования возможности посадки самолета Boeing 737-800 и на основе эксперимента выяснить возможности безопасной посадки самолета Boeing 737 в аэропорт «Хибины» и АО «Международный аэропорт Сочи» в разных метеоусловиях.

Объект исследования: посадка самолета.

Предмет исследования: посадка самолета Boeing 737 в штатном режиме в аэропорт «Хибины».

Методы исследования: классификация, моделирование, анализ и синтез, аналогия, эксперимент.

Гипотеза: в аэропорт «Хибины» и АО «Международный аэропорт Сочи» возможно осуществить посадку самолета Boeing 737-800 со стороны гор.

Научная новизна: исследованы различные возможности посадки и произведен расчет для захода на посадку самолета Boeing 737-800 в аэропорт «Хибины» по материалам Сборника аэронавигационной информации.Доказано, что посадка со стороны гор невозможна.

Практическая значимость

На основе эксперимента можно выяснить возможности безопасной посадки самолета Boeing 737-800 в любых аэропортах в разных метеоусловиях и состояниях взлетно-посадочной полосы. Задача безопасной посадки Boeing 737-800 будет решена. Если в аэропорту «Мурманск» по метеоусловиям невозможно будет посадить ВС, это можно будет сделать в аэропорту «Хибины». Результаты работы могут быть использованы в авиации.

ГЛАВА I. ЗАХОД НА ПОСАДКУ И ПОСАДКА САМОЛЕТОВ

1.1.Анализ проблем захода на посадку и посадки самолетов

Сложность обусловлена тем, что пилотирование воздушного судна ведется в условиях изменения высоты, скорости полета и частых разворотов, а также высокими требованиями к выдерживанию заданного маневра снижения и захода на посадку. Поскольку с экипажам все чаще приходится выполнять заход на посадку в сложных метеоусловиях, принимаются меры по оборудованию аэродромов современными системами посадки [4].  

1.2 Системы посадки самолетов в России

Посадка ВС на аэродроме производится на взлетно-посадочной полосе (ВПП), имеющую как правило два направления захода на посадку. Обычно посадку выполняют при встречном и встречно-боковом ветре. В настоящее время применяют три типа систем посадки: радиотехническую (ОСП), радиомаячную (РМС), радиолокационную (РСП). В аэропортах нашей страны в качестве РМС эксплуатируются отечественные системы типа СП и различные варианты международной системы ИЛС.

Заход на посадку с обратного направления применяют если РТС посадки расположены с одного направления ВПП, а выполнить посадку с этого направления по условиям наземной или воздушной обстановки невозможно.

1.3. Сравнительный анализ характеристик Аэропорта «Хибины» и «Сочи»

Аэропорт «Хибины» - это оснащенный навигационным оборудованием производственный комплекс, расположенный на территории города Апатиты.

В настоящее время в аэропорт «Хибины» на Боингах 737 летают самолеты компания Нордавиа, Северсталь – на  Bombardier CRJ-200, Псков-авиа летает на  Ан-24, которые уже не производятся.

Аэропорт находится на южной стороне Хибинских гор на высоте 160 м над уровнем моря (Прил., рис. 4). Среднегодовая температура составляет - 0,1 °C.Средняя летняя температура 12 °С. В аэропорту с 2019 года работает курсо-глиссадная система захода самолета на посадку. Это позволит довести метеорологические минимумы аэродрома до 800 м по горизонтальной прямой видимости и по высоте до 60 м. Аэродром располагает одной взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием (плиты ПАГ-18). Ее размеры 2496х42 м[10].

С недавнего времени добавлены рейсы в Анапу и Сочи. Это привело нас к идее провести сравнительный анализ безопасного захода на посадку в аэропортах «Хибины» и «Сочи».

Несмотря на то, что АЭРОПОРТ «СОЧИ» в 2017 году вошел в рейтинг ТОП-20 мировых аэропортов по версии журнала International Airport Review, он считается самым сложным для работы пилотов в России и по данным Skytrax является одним из самых опасных в мире.

Аэропорт занимает в стране 8-е место по пассажирообороту (1,921 млн пассажиров) [5]. Маршрутная сеть включает 60 внутренних и зарубежных направлений. С 2007 годен к эксплуатации всех типов воздушных судов, в том числе: Боинг-747, Боинг-777 (-200, -300, -200LR, -300ER).

Особенностью аэродрома является то, что из-за наличия естественных препятствий (гор) к северу и северо-востоку от аэродрома, посадка производится только со стороны Чёрного моря. По этой же причине взлёт производится в строго обратном направлении (см. Прил. Табл.3 и 4).

Вывод: сравнительный анализ характеристик аэропортов «Хибины» и «Сочи» показал, что особенностью аэродромов является наличие гор вблизи аэродрома. Даже в хорошую погоду испарения большого массива воды доставляют проблемы самолету, летящему на низкой высоте. Борту нужно вписаться в узкий коридор между горами и водой. В этом месте ограничена возможность прервать посадку. После определенного момента на второй круг уйти невозможно и посадку нужно производить при любых условиях.

Аэропорты принимают воздушные суда типа Boeing 737, осуществляется курсо-глиссадная система захода самолета на посадку.

Если грамотно развивать воздушное сообщение, то РЖД скоро перестанет выдерживать конкуренцию. Согласно статистике авиатранспорт самый надежный.У нас возникла идея выяснить, можно ли совершить посадку в данных аэропортах со стороны гор?

1.4. Физические параметры самолета Boeing 737-800

Модель Боинга оснащена 2-мя моторами CFMI CFM56-7B24/26 с максимальными мощностями в 11930 кгс, с баками для топлива емкостью в 26020 л. Моторы, размещенные под крыльями, издают меньше шума и более экономичны, по сравнению с предыдущими моделями. Боинг 737 800 отличается от других самолетов своего семейства модифицированным крылом, площадь которого стала на 25% больше. Это увеличивает размах крыла почти на 5 м, и можно брать на борт на 30% больше запас топлива.

Технические характеристики Боинга данной модели (см. Прил. Табл. 2) позволяют использовать его для трансконтинентальных перелетов. Внешне модель ничем не отличается от других представителей семейства 737. Но под передней левой дверью встроен трап на электроприводе, которым пользуются в своей работе авиатехники.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ САМОЛЕТА BOEING 737-800 В АЭРОПОРТ «ХИБИНЫ» И «СОЧИ»

2.1. Расчет курса и путевой скорости по навигационному треугольнику скоростей

Для того, чтобы рассчитать элементы захода на посадку в штиль, необходимо знать параметры установленной схемы захода из Сборника аэронавигационной информации и скорость полета ВС в соответствии с РЛЭ, где ее значение дано в зависимости от угла крена на разворотах.

А налитическим способом навигационный треугольник скоростей решается по формулам:

Угол ветра УВ = δ - ПУ

Sin УС = (U*sin УВ) / V

Курс К = ПУ - УС

W = V cos УС + U cos УВ

Рассчитаем курс и путевую скорость, если воздушная скорость (V) — скорость движения самолета относительно воздуха.

V = 852 км/час, 1 узел= 0.514м/с.

Путевой угол ПУ = 80, направление ветра δ = 170°,

Скорость ветра U = 3 узл=1,54 м/с= (1,54*3600)/1000=5,544 км/ч

1) Угол ветра УВ = δ - ПУ = 170° - 80° = 90°;

2) sin УС = (U sin УВ) / V = 5,544 *1 / 852=0,0065;

УС = +0,4°;

3) К = ПУ — УС = 80 - (+0,4) = 79,6°;

4) W = V соs УС + U соs УВ.

Так как соs 90° = 0, значит второй член выражения равен нулю.

В авиации принято считать, что косинус угла до 10° равен 1,

отсюда: W = V = 852 км/час

Вывод: К = 79,6°; W = 852 км/ч.

2.2. Расчет элементов захода на посадку

Аэропорт «ХИБИНЫ»

В Хибинских горах преобладают ветры западного и северо-западного направлений: средняя скорость свыше 6,0 м/с на горных плато. Зимой очень часты метели, иногда они продолжаются несколько суток.

Кольский полуостров один из самых облачных районов страны (75-80%). Наибольшая облачность наблюдается в Хибинах осенью (84%), наименьшая - летом (68%). В Хибинах часты туманы: среднее число дней с туманами возрастает от 48 в долинах до 252 на плато. Высокая относительная влажность, более 70%. Это связано с подъемом и охлаждением воздуха вдоль склонов гор.

Средняя температура января -13°С. Средняя температура самого теплого месяца июля +12,9° для долин и +7,7° для плато (Источник: http://livit.ru/plane-driving/flights-in-special-conditions/472-raschet-jelementov-zakhoda-na-posadku-po-malomu.html).

Учитывая, что аэропорт «Хибины» и АО «Международный аэропорт Сочи» находятся вблизи гор, мы решили выяснить, как можно осуществить безопасную посадку самолета Boeing 737, проведя расчеты для аэропортов Сочи и «Хибины» в летний сезон.

Местные условия аэродрома «Хибины»:

- высота аэродрома над уровнем моря Н = 160 м;

- средний уклон местности аэродрома «Хибины»: iср = 0,12

- среднемесячная температура самого жаркого месяца в 13.00

t13 = 18.4°С.

С помощью этих данных определим следующие характеристики:

1) расчетная температура воздуха:

tрасч = 1,07 · t13 - 3° = 1,07 · 18,4° - 3° = 16,688°.

2) температура, соответствующая стандартной атмосфере при расположении аэродрома на высоте (Н) над уровнем моря:

tн = 15° - 0,0065 · H = 15° - 0,0065 · 160 = 13,96°.

3) расчетное давление воздуха:

Ррасч = 760 – 0,0865 · Н = 760 – 0,0865 · 160 = 621,6 мм рт. ст.

При расчете безопасной высоты для полетов по ПВП ниже нижнего эшелона по маршруту и в районе аэродрома в равнинной и холмистой местностях высота искусственных препятствий не учитывается, если фактическая и прогнозируемая видимости (по среднему значению градации) составляют 3 км и более, а скорость полета самолета не более 300 км/ч.

Командир экипажа обязан при полете в районе искусственных препятствий обходить их визуально на удалении не менее 500 м.

В районе Хибин, высота горы Юдычвумчорр не превышает 1206 м.

Примем Hр = 1210 м; Vи = 350 км/ч; t0=+29°.

Над горной местностью с высотой гор до 2000 м H без. ист = 600 м.

4) определим абсолютную безопасную высоту полета:

H абс.без = H без.ист + HР = 600 + 1210 = 1810 м.

5) определим температуру воздуха на полученной высоте t0 = + 18.4°; Учитывая, что на каждый 1 км высоты температура падает на 6⁰ С:

tH = +18.4-6*1,81=7,54°.

Температуру воздуха на высоте полета получают по фактическим данным вертикального зондирования атмосферы или определяют по температуре на земле и вертикальному температурному градиенту.

Местные условия аэродрома в Сочи:

- высота аэродрома над уровнем моря Н = 27м;

- средний уклон местности iср = 0,002;

- среднемесячная температура самого жаркого месяца в 1300 t13 = 29.3°С.

С помощью этих данных определим следующие характеристики:

расчетная температура воздуха:

tрасч = 1,07 · t13 - 3° = 1,07 · 29,3° - 3° = 28,351°.

температура, соответствующая стандартной атмосфере при расположении аэродрома на высоте (Н) над уровнем моря:

tн = 15° - 0,0065 · H = 15° - 0,0065 · 27 = 14,685°.

расчетное давление воздуха:

Ррасч = 760 – 0,0865 · Н = 760 – 0,0865 · 27 = 757,6645 мм рт. ст.

В районе Сочи, высота горы Ахун достигает 663 метров.

Примем Hр = 700 м; Vи = 350 км/ч; t0=+29°.

Над горной местностью с высотой гор до 2000 м H без. ист = 600 м.

определим абсолютную безопасную высоту полета:

H абс.без = H без.ист + H Р = 600 + 700 = 1300 м.

5) определим температуру воздуха на полученной высоте t0 = + 29°; Учитывая, что на каждый 1 км высоты температура падает на 6⁰С: tH= +29-6*1,3=21,2°.

Температуру воздуха на высоте полета получают по данным вертикального зондирования атмосферы или определяют по температуре на земле и вертикальному температурному градиенту.

При расчете безопасной высоты для полетов по ПВП ниже нижнего эшелона по маршруту и в районе аэродрома в равнинной и холмистой местностях высота искусственных препятствий не учитывается, если фактическая и прогнозируемая видимости составляют 3 км и более, а скорость самолета не более 300 км/ч. Командир экипажа обязан в районе искусствен­ных препятствий обходить их визуально на удалении не менее 500 м.

Расчет безопасной высоты для района подхода

После входа самолета в район аэродрома посадки (за 5—10 мин до начала снижения) штурман обязан рассчитать рубеж начала снижения и безопасную высоту для района подхода.

Безопасная высота для района подхода рассчитывается в за­висимости от условий полета по давлению 760 мм рт. ст. или по приведенному минимальному давлению. Для района подхода установлены следующие минимальные ис­тинные безопасные высоты:

1. Для полетов по ППП — Нбез.ист=400 м.

2. Для полетов по ПВП для самолетов со скоростями полета от 301 до 550 км/ч—Нбез.ист=200 м

Рельеф местности и искусственные препятствия в районе под­хода учитываются в полосе по 10 км в обе стороны от оси марш­рута при полетах по ППП и по 5 км при полетах по ПВП.

Абсолютная безопасная высота полета: На6с.без = Hбез. ист + Нр.

Температура воздуха tH= -26°; t0 + tH

Безопасная барометрическая высота полета по давлению 760 мм рт. ст:

Н760без = Ниспр + (760 —Рприв.мин)11

Вывод: безопасная высота должна выдерживаться в по­лете с учетом инструментальной и аэродинамической поправок высотомера. При полетах по ПВП вертикальное расстояние от самолета до нижней границы облаков должно быть не менее 50 м над равнин­ной, холмистой местностями, а также водными пространствами и не менее 100 м в горной местности.

Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту с учетом ветра

Выполнить полет строго по установленной схеме можно только при учете влияния ветра. В перспективе мы планируем рассчитать элементы захода на посадку самолета Boeing 737-800 в аэропортах Сочи и «Хибины». Длину ВВП мы будем рассчитывать по Сборнику Аэронавигационной информации и учебникуРоманенко В.А.

Расчеты наименьшего расстояние, которое должен пройти БПЛА самолетного типа, чтобы из координат x, y переместиться в координаты x1,y1, учитывая изменяющийся угол поворота мы выполняли в рамках олимпиады НТИ. Решение сложной системы уравнений системы осуществили с помощью Машины Дубинса [13] в виде кода на C++.

Машина Дубинса - кратчайшая кривая, которая соединяет две точки в двумерной плоскости с заданным радиусом кривизны пути и с предписанными начальными и конечными положениями, включая угол.

2 вида Машины Дубинса.

Программа очень выгодна, так как время работы не превышает 5 секунд, а память 256мб. Это можно применить для посадки самолета в сложных метеоусловиях в труднодоступной Арктической зоне, в том числе в аэропорту «Хибины»

На воздушное судно при полёте действует сила тяжести, сила тяги, сопротивление воздуха и подъемная сила. Были переменены следующие формулы: сила тяжести: F=mg

Подъемная сила F=CyS, где ƿ – плотность воздуха,

ƿ – плотность воздуха,

S- площадь крыла

v- скорость воздуха

Cy-коэффициент подъемной силы.

Для расчёта мощности двигателя использовались формулы N=A/t, где работа A=FS*cos(a).

Для расчётов были взяты самое лёгкое ВС, принимаемое аэропортом Сочи Эрбас А319 и самое тяжёлое Боинг 747. Результаты расчетов сил, действующих при полёте на ВС представлены в Приложении в Таблице1.

Глиссада начинается за 10-15 км от ВПП, за 10 – 15 км самолёт должен занимать высоту чуть более 1,5 км. Высота гор над уровнем моря достигает более 1 км. Следовательно, воздушные суда не смогут приземляться с самого начала полосы, а только с середины, но тогда вертикальная скорость самолёта при посадке будет выше допустимой и будет низкая подъемная сила. В связи с этим будет избыточная нагрузка на шасси самолёта и другие системы.

Да и в целом такое приземление чревато выкатом ВС за пределы ВПП, особенно ВС с пометкой «тяжёлый», к таким ВС относятся Боинг 747, 747, 777, 767, 787; Ил-96, 76; Эрбас А330, А350, А380 и множество других дальнемагистральных ВС.

Длина ВПП в Сочи равна 2700 метров, если ВС будет совершать посадку на половине полосы, то его тормозной путь составит 1350 метров. Если при посадке ВС типа А319, Embraer, Boeing 737 CL установить режим autobrakes в положение MAХ (в случае с Боинг «4»), то им этого пути хватит, при условии, что масса самолётов близка к минимуму.

Вывод: в настоящие время посадка со стороны гор для всех типов ВС в штатном режиме невозможна ввиду требований захода на посадку и географического положения. На сегодняшний день возможна посадка только региональных типов ВС, вроде А320 и Боинг 737 Cl и меньше, с минимальной массой на борту и только на случай форс-мажорных обстоятельств. При полетах по ПВП вертикальное расстояние от самолета до нижней границы облаков должно быть не менее 100 м в горной местности.

2.3. Изготовление модели и проведение экспериментов

В этом году мы планируем собрать модель для исследования возможности посадки самолета Boeing 737-800 и провести эксперименты с помощью изготовленной модели.На основе эксперимента можно выяснить возможности безопасной посадки самолета Boeing 737-800 в «Международный аэропорт Сочи» в разных метеоусловиях.

Таблица

Оборудование для сборки модели самолета

Рама1360 руб

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=40640&aff=1663710

 

Ноги для посадки

- 290 руб комплект

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=56798

 

моторы553 руб x 4 штуки, по количеству лучей на раме

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=12921

 

регулятор, плата запуска моторов, ESC 30A 400 руб x 4 шт

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=15205&aff=1663710

 

Пропеллеры 10 дюймов с шагом 4.5 см (1045) - 153 руб комплект (4 шт)

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=25822

 

Полетный контроллер Naza lite 4000 руб комплект без GPS

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=30901

 

Аккумулятор - один для коптера, другой для пульта, одинаковые по характеристикам - 460 руб x 2 штуки

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=8933

 

Зарядное устройство 680 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=15379&aff=1663710

 

Блок питания для зарядки 580 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=20968

 

Индикатор напряжения, -150 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=74024&aff=1663710

 

Радиоаппаратура (пульт и приемник) - 3500 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=8992&aff=1663710

 

Коммутационная плата - 115 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=31223&aff=1663710

 

Разъемы XT60, для подключения аккумулятора к коптеру -200 руб

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=44333&aff=1663710

 

бананы, разъемы между мотором и регулятором - 100 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=68&aff=1663710

 

термоусадка, от 14 руб. за метр

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=5205&aff=1663710

 

провода, 16-AWG.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=9680&aff=1663710

 

Балансир пропеллеров - 350 руб.

http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewitem.asp?idproduct=50287&aff=1663710

 

Паяльные принадлежности, отвертки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе исследованы системы посадки самолетов в России и физические параметры самолета Boeing 737-800. Проведен анализ проблем захода на посадку самолетов в АО «Международный аэропорт Сочи» и аэропорт «Хибины». В связи с тем, что схемы захода ВС на посадку в аэропорту «Хибины» пока не опубликованы в аэронавигационных справочниках, проведены расчеты возможности посадки со стороны гор для всех типов ВС только для аэропорта Сочи.

Основные выводы

Посадка со стороны гор для всех типов ВС в штатном режиме в аэропортах «Сочи» и «Хибины» невозможна ввиду требований захода на посадку и географического положения, таким образом, наша гипотеза не подтвердилась.

Возможна посадка только региональных типов ВС, вроде А320 и Боинг 737 Cl и меньше, с минимальной массой на борту и только на случай форс-мажорных обстоятельств.

В результате исследования выяснилось, что для расчета безопасной высоты надо учитывать инструментальную и аэродинамическую поправки высотомера. Это мы сделаем на следующем этапе работы.

Проведён расчет курса и путевой скорости по навигационному треугольнику скоростей и расчет элементов захода на посадку в аэропортах Сочи и «Хибины» в летний сезон.

Проведен эксперимент на тренажере по посадке Boeing 737-800 в аэропорту «Сочи». Ссылка на видео https://yadi.sk/i/H_WvyHB0JHztbg.

Таким образом, мы частично достигли цели нашей работы (рассмотрели возможности посадки самолета Boeing 737-800 с учетом метеоусловий в аэропортах «Хибины» и «Сочи»).

Поэтому в перспективе мы планируем собрать модель для исследования возможности посадки самолета Boeing 737-800 и рассчитать элементы захода на посадку для реальных условий в день запуска модели по Сборнику Аэронавигационной информации и учебнику Романенко В.А. с учетом состояния взлетно-посадочной полосы.

Если в аэропорту «Мурманск» по метеоусловиям невозможно будет посадить ВС, это можно будет сделать в аэропорту «Хибины». В Хибинах ветер усиливается и туман «уносит». Вода не успевает кристаллизоваться, т.к. скорость ветра бывает от 15 до 40 м/с. Устанавливается совершенно ясная погода. Результаты работы могут быть использованы в авиации.

Список литературы

Деловой авиационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ato.ru/content/bespilotnye-aviasistemy-dlya-gruzoperevozok-ocenka-razrabotok-chast-2

2 Кавказский Узел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/329832

3. Косомольская Правда. 20.03.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26506.7/3375257/

4. Электронное учебное пособие «Воздушная навигация» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vamvzlet.blogspot.com/2015/10/7.html

5.Московский авиационный институт. Конструирование летательных аппаратов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6711175/page:6/#14

6. Аэропорт Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urrv.vx6.ru/aeroport_sochi

7. Международный аэропорт Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urrv.vx6.ru/aeroport_sochi

8. Сборник аэронавигационной информации. Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 (ред. от 26.04.2012).

9.Романенко В.А. Аэродромы, аэропорты, авиакомпании [Электронный ресурс]: конспект лекций / В.А. Романенко, М-во образования и науки РФ, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т) - Электрон. текстовые и граф. дан. - Самара, 2013. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

10. Аэропорты и наземное оборудование №195, декабрь 2018[Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://hibiny.aero/airport

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица1

Результаты расчетов сил, действующих при полёте на ВС

Физические величины

Боинг 747

Эрбас А319

Сила тяжести (Н)

2 000 700

470 000

Подъёмная сила (Н)

[224 649,5 -230 000]

[29 474-31456]

Сила двигателей при посадке (Н)

99 000

37 000

 

Рис.4. Близость гор около аэропорта «Хибины»

Рис.6. Маршрут от аэропорта Мурманска до аэропорта Хибины с учетом гор.

 

Рис.5. Маршрут от аэропорта Мурманска до аэропорта «Хибины»

Таблица2

Технические характеристики Boeing 737-800

Длина, м

39,47

Размах крыльев, м

34,32

Ширина фюзеляжа, м

3,76

Ширина салона, м

3,54

Высота салона, м

2,20

Максимальная взлетная масса, кг

79 015

Крейсерская скорость, км/ч

852

Двигатели

CFM56-7B24

Максимальная высота полета, м

12 500

Длина разбега, м

2241

Запас топлива, л

20 894

Таблица 3

Международный аэропорт Сочи [6] www.basel.aero

Тип:

гражданский

 

Код ИКАО:

УРСС (URSS)

 

Код ИАТА:

AER

 

Высота:

+27 м

 

Координаты:

43°27′00″ с. ш. 39°57′24″ в. д. (G) (O)

 

Пассажирооборот (год):

1,921 млн (2010)

 

Таблица 4

ВПП и Навигационное оборудование

 

ВПП

МПУ

Превышение

Размер

Покрытие

ИЛС

ДПРМ

БПРМ

Высота круга

06

060

27 м / 89 ft

2890x50

concrete

111.1

 

761

600

24

240

24 м / 79 ft

2890x50

concrete

 

 

 

600

02

024

27 м / 89 ft

2200x49

concrete

110.5

365

741

600

20

204

27 м / 89 ft

2200x49

concrete

 

 

 

600

Таблица 5

Аэропорт «Хибины». Город: Апатиты

Официальный cайт аэропорта: www.hibiny.aero

Тип:

гражданский

Код ИКАО:

ULMK

Код ИАТА:

KVK

Высота:

+27 м

Координаты:

N67.46275° E033.58570°

Пассажирооборот (год):

1,921 млн (2010)

   
Просмотров работы: 28