ЧУДЕСА НАУКИ: ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ СВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧУДЕСА НАУКИ: ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ СВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ

Зорин А.С. 1
1МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецк Кировской области
Сафронова Н.Г. 1
1МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецк Кировской области


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность темы

С давних пор человек не только поражался обманам зрения, но и сознательно прибегал к некоторым из них в своей деятельности. На протяжении столетий архитекторы и живописцы использовали иллюзии для создания определённых пространственных впечатлений, для улучшения внешнего вида сооружений, для усиления воздействия произведений искусства. С развитием техники люди стали применять различные внешние устройства (линзы, зеркала, стеклянные призмы), создавая новые виды оптических иллюзий на основе законов геометрической оптики, изучающей распространение световых лучей.

Проблема: Какие законы геометрической оптики лежат в основе этих иллюзий? Как применяются в современном мире оптические иллюзии, искусственно созданные людьми?

Тема моего исследования: Чудеса науки: оптические иллюзии световых лучей.

Объект исследования – законы геометрической оптики

Предмет исследования – оптические иллюзии световых лучей

Цель исследования – выявление взаимосвязи между законами геометрической оптики и оптическими иллюзиями.

Гипотеза: Если знать законы геометрической оптики, то можно объяснить оптические иллюзии световых лучей.

Для достижения цели мне необходимо было реализовать следующие задачи:

Познакомиться с понятием оптических иллюзий.

Изучить законы геометрической оптики.

Провести наблюдения и опыты со световыми лучами.

Создать оптические иллюзии в домашних условиях.

На основе полученных результатов определить области применения созданных оптических иллюзий.

Методы исследования:

теоретические методы: сравнение;

эмпирические методы: изучение литературных источников и ресурсов Интернет, наблюдение, эксперимент

Краткий литературный обзор

Для более глубокого понимания изучаемой проблемы я изучил материал из сети Интернет и прочитал книги:

Аксенова М., Измайлова С. Энциклопедия для детей. Том Биология

Буслова П.П. Загадки оптики – голограммы

Геттис Э. Физика в школе / Физика классическая и современная. Геометрическая оптика

Зверева С.В. В мире солнечного света.

Перельман Я.И. Занимательная физика.

Прохоров А.М. Преломление света // Большая советская энциклопедия

Характеристика личного вклада в решение избранной проблемы: После изучения законов геометрической оптики и проведения опытов были изготовлены в домашних условиях зеркало с эффектом бесконечности, прибор-игрушка калейдоскоп, оптическая игрушка «Призрак Пеппера», 3D-голограмма, при использовании которых можно наглядно показать оптические иллюзии световых лучей

Практическая значимость: Результаты выполненной работымогут быть использованы школьниками начальной и средней школы на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, физики. На примере опытов и изготовленных экспонатов – игрушек лучше и легче понять законы геометрической оптики и причины возникновения оптических иллюзий.

Оптические иллюзии

Что такое оптические иллюзии?

Иллю́зия (лат. illusio «заблуждение; обман») — это обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления. Существуют несколько разновидностей иллюзий восприятия, которые могут возникать у людей, одними из которых являются оптические иллюзии [8]. В толковом словаре сказано, что оптическая иллюзия – это ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа, а также физическими причинами.

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, однако мы смотрим глазами, а видим мозгом. Человек видит таким образом: свет проходит сквозь зрачок к хрусталику, затем он попадает на сетчатку, сетчатка передает импульс зрительному нерву, зрительный нерв посылает сигнал мозгу, мозг переводит сигнал в зрительный образ [1]. Глаза и мозг постоянно обманывают друг друга, создают несуществующие образы, а порою мешают увидеть главное.

Отличие оптических иллюзий от зрительных

Многие не разделяют понятия «зрительная» и «оптическая» иллюзия. Современные авторы, например, доктора оптометрии Уолтер Дж. Цинн и Герберт Соломон (США) различают эти понятия: «Оптические иллюзии вызываются каким-либо внешним устройством, обычно оптическим (отсюда и их название), а зрительные иллюзии создаются самой зрительной системой» [3].

Наиболее типичные зрительные иллюзии искусственно создаются с помощью рисунков, которые, в свою очередь, также искусственны. В таких картинах и рисунках используются специальные приемы, имеющие целью заставить головной мозг думать, что вы смотрите на реальный пространственный объект.

Оптические иллюзии вызываются каким-либо внешним устройством, обычно оптическим, - линзой, стеклянной призмой или зеркалом. Например, телескоп создает иллюзию увеличения, зеркало (или отражение в воде) может создавать иллюзию перевернутости отображения. Голограмма – это иллюзия пространственного изображения [2].

С оптическими иллюзиями мы часто встречаемся в повседневной жизни. Они стали основой кинематографии и телевидения, их активно используют иллюзионисты. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.

Выводы по первой главе:

1. Иллюзия - искажённое восприятие реально существующего объекта или явления.

2. Оптические иллюзии вызываются каким-либо внешним устройством, обычно оптическим, а зрительные иллюзии создаются самой зрительной системой.

3. С оптическими иллюзиями мы часто встречаемся в повседневной жизни. Они занимают в жизни современного человека огромное место и тесно переплетаются с действительностью.

Чудеса науки

Законы геометрической оптики

Чтобы объяснить оптические иллюзии, необходимо изучить законы оптики [9]. Оптика – раздел физики, изучающий свойства и физическую природу света, а также его взаимодействие с веществом. Учение о свете принято делить на три части: геометрическая оптика, в основе которой лежит представление о световых лучах; волновая оптика, изучающая явления, в которых проявляются волновые свойства света; квантовая оптика, изучающая взаимодействие света с веществом, при котором проявляются корпускулярные свойства света [4].

Геометрическая оптика изучает распространение световых лучей. Основное понятие геометрической оптики — световой луч, то есть линия, вдоль которой распространяется свет. В основе геометрической оптики лежат четыре основных закона [3]. Они являются утверждениями, сформулированными на языке геометрии. Волновая природа света в них не затрагивается. На основе проведённых наблюдений и опытов я рассмотрел эти законы и смог объяснить, как возникают некоторые оптические иллюзии (см. Приложение 1).

Закон независимости световых лучей. Первый закон геометрической оптики совсем простой. Звучит он так: Распространение световых лучей происходит независимо друг от друга. Что это значит? Каждый луч освещает пространство так, как если бы других лучей вообще не было. Так, например, при установке непрозрачного экрана на пути пучка световых лучей экранируется (исключается) из состава пучка некоторая его часть.

Опыт 1: «Линзы». Я взял 4 линзы, установил их на расстоянии. На линейку наклеил картинку, чтобы сквозь все линзы можно было разглядеть. Если линейку с картинкой опустить между первой и второй линзами, картинку видно очень хорошо. Но, когда я опустил линейку между третьей и четвертой линзами, картинка исчезла, а когда я опустил руку за четвертой линзой, то руку было видно сквозь все четыре линзы и линейку с картинкой. Этот удивительный эксперимент с линзами заставляет лучи света огибать предмет так, что он становится невидимым. При этом остальные предметы, которые находятся за предметом - «невидимкой», видны [5]. Вывод: Эксперимент показал, что световые лучи распространяются независимо друг от друга.

Закон прямолинейного распространения света. Этот закон говорит нам о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Опыт 2: «Тень пламени». Я осветил горящую свечу лампой, на экране из белого листа бумаги появилась не только тень свечи, но и тень ее пламени. Объясняется это тем, что в пламени свечи есть непрозрачные раскаленные частицы и что очень велика разница в яр­кости пламени свечи и освещающего ее мощного источника света [10]. Вывод: Освещая какую-нибудь вещь, мы перекрываем ею часть лучей. Лучи не могут отклониться в ту область, которую закрывает предмет, и образуется его тень.

Закон отражения света. Когда свет встречается с зеркальной (отражающей) поверхностью, происходит отражение, то есть изменение направления распространения светового луча. Закон отражения гласит, что падающий и отраженный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, находятся в одной плоскости (плоскость падения). Угол падения и угол отражения равны между собой.Отражение бывает: диффузное (рассеянное) и зеркальное.

Опыт 3: «Диффузное отражение». Мне понадобилось зеркало и два карандаша. Положил на стол лист бумаги и провёл прямую линию. Поставил на бумагу перпендикулярно проведенной линии зеркало. Для проверки строгой перпендикулярности нарисованной на бумаге линии к зеркалу проследил, чтобы эта линия и ее отражение в зеркале были прямолинейными, без излома. В роли световых лучей выступят карандаши. Положил карандаши на листок бумаги по разные стороны от начерченной линии концами друг к другу и к той точке, где линия упирается в зеркало. Проследил, чтобы отражения карандашей в зеркале и карандаши, лежащие перед зеркалом, образовывали прямые линии, без излома. Один из карандашей будет играть роль падающего луча, другой - луча отраженного. Углы между карандашами и начерченным перпендикуляром получаются равными друг другу. Если теперь повернуть один из карандашей, то обязательно нужно повернуть и второй карандаш, чтобы не было излома между первым карандашом и его продолжением в зеркале. Всякий раз, изменяя угол между одним карандашом и перпендикуляром, нужно проделывать это и с другим карандашом, чтобы не нарушить прямолинейности светового луча, который карандаш изображает. Вывод: При диффузном отражении лучи распространяются в разных направлениях. Эксперимент доказал, что угол падения равен углу отражения; если изменить угол падения, то точно так же изменится угол отражения.

Опыт 4: «Зеркальное отражение». Бумага отличается своей гладкостью. Даже очень гладкая бумага не способна отражать, как зеркало. Если бумагу рассматривать через увеличительное стекло, то сразу можно увидеть ее волокнистое строение, разглядеть впадинки и бугорки. Свет, падающий на бумагу, отражается и бугорками, и впадинками. Эта беспорядочность отражений создает рассеянный свет. Однако и бумагу можно заставить отражать световые лучи по-другому, чтобы не получался рассеянный свет. Я взял лист фотобумаги и прислонил его край к переносице, повернулся к окну (этот опыт делал в солнечный день). Мой взгляд скользил по бумаге. Я увидел на ней очень бледное отражение неба, смутные силуэты деревьев. И чем меньше был угол между направлением взгляда и листом бумаги, тем яснее было отражение. Когда я смотрю вдоль листа, все бугорки бумажной поверхности загораживают впадинки и превращаются как бы в одну сплошную поверхность. Беспорядочных лучей от впадин я уже не вижу, они мне теперь не мешают видеть то, что отражают бугорки [10]. Вывод: Эксперимент вновь доказал, что угол падения равен углу отражения.

Закон преломления света. Четвёртым идет закон преломления света, иначе закон Снеллиуса. Звучит он так: На границе раздела сред наряду с отражением происходит и преломление, т.е. луч разделяется на отраженный и преломленный. Что это значит? Этот закон описывает изменение направления распространения света при его прохождении через границу двух сред. При этом происходит одновременно два явления. Луч расщепляется на два. Один из них остается в первой среде, отражаясь от поверхности, этот процесс описывается законом отражения, а второй проходит во вторую среду, причем направление его изменяется [6].

Опыт 5: «Монетка». Мы знаем, что луч света прямолинеен. Я положил монетку в пустую чашку и присел так, чтобы она перестала быть видна, т.е. лучи от монетки не попадают прямо в глаз, т.к. край чашки загородил им дорогу. Но если потихоньку наливать в чашку воду, чтобы не сдвинуть монетку, можно снова её увидеть, словно бы она всплыла. Или, вернее, она лежит на дне чашки. Но дно это будто бы поднялось, чашка «обмелела» Прямые лучи от монетки ко мне не доходили. Теперь лучи доходят [10]. Вывод: Вода преломляет световые лучи.

Опыт 6: «Чайная ложечка». Если в стакан с водой наклонно опустить чайную ложечку, то ложка кажется переломленной на границе между водой и воздухом. Но мы знаем, что ложка целая и прямая. Это можно объяснить только тем, что лучи света, идущие от ложки, имеют в воде другое направление, чем в воздухе. Значит, лучи действительно преломляются.Способность преломлять лучи у разных сред различна. На поверхность воды налил масла. Ложка распалась на три части [10]. Вывод: Различные прозрачные вещества в зависимости от их плотности (масло плотнее воды) преломляют световые лучи по-разному.

Удивительный оптический эффект «Зеркало бесконечности»

Изучив законы геометрической оптики, я решил создать некоторые виды оптических иллюзий самостоятельно. Первым делом решил заняться созданием зеркала бесконечности. Эффектом возникновения иллюзорного бесконечного светового колодца пользовались еще наши бабушки, устанавливая во время Святочных гаданий свечу между двух зеркал.

Опыт 7: «Взгляд в бесконечность». Поставил горящую свечу между зеркалами, расположенными параллельно друг другу. Встал так, чтобы можно было заглянуть в одно из зеркал. В зеркальном коридоре смог увидеть бесконечное число отражений свечи, уходящих вдаль! Конечно, можно воспользоваться бабушкиным рецептом и создать открытую зеркальную систему. В ней взгляд расположен параллельно плоскости зеркал, это слишком неудобно. Поэтому решил сделать закрытую и плоскую отражающую поверхность, глядя в которую кажется, что нет задней стенки, т.е. возникает иллюзия эффекта бесконечности (см. Приложение 2).

Чтобы получить желаемый оптический эффект мне потребуется: классическое зеркало размером 30х30, стекло, обладающее частичным зеркальным эффектом (на стекло от фоторамки я наклеил зеркальную пленку, обрезал пленку по размеру, нанес мыльный раствор и наклеил пленку, постепенно выгоняя мыльный раствор из-под нее пластиковой пластинкой), каркас (рамка для фотографий), источник света. Так как полость оптической системы после сборки становится герметичной и невентилируемой, источником света может быть тот, который не выделяет тепла. Я выбрал светодиодную ленту. Если ленту подключить к блоку питания напрямую, то она светится белым. Цветовые эффекты возможны при подключении через контроллер. Это устройство управления работает в паре с пультом, такая лента позволит создать дополнительные оптические эффекты.

Первым в рамку установил тонированное стекло нанесенной пленкой вверх. Именно прозрачная сторона будет лицевой (видимой) частью. Далее светодиодную ленту наклеил по периметру короба. Ленту клеил ровно, любой изгиб сразу бросается в глаза, так как свет преломляется под другим углом согласно законам геометрической оптики. Главный секрет всей конструкции – одностороннее зеркало. Накрыл им отражающей стороной вниз, аккуратно продев провода в просверленные заранее отверстия, закрепил фиксаторами на рамке. Подключил и можно любоваться.

Бесконечное зеркало создает магическую иллюзию нескончаемой глубины, несмотря на то, что его конструкция на самом деле совершенно плоская. Смотря в него, кажется, что это колодец, у которого нет дна или же оно находится на огромном расстоянии. На самом деле толщина зеркала составляет считанные сантиметры. У человека создается впечатление, что туннель немного сужается, а его дно находится в кромешной темноте.

Вывод: Такой эффект достигается за счет многократного отражения света от двух зеркал, одно из которых самое обычное, второе же – мнимое. С одной стороны зеркало отражает свет, а с другой его пропускает, и можно увидеть, что находится за ним. Изготовленное зеркало придаст любому интерьеру ультрасовременный облик. С его помощью можно преобразить стену.

Калейдоскоп – оптический прибор-игрушка

Слово «калейдоскоп» происходит от греческих слов: «красивый», «вид», смотрю». Он был изобретен шотландским физиком Д. Брюстером в 1816 году как научный прибор. Сначала красивыми узорами из цветных стеклышек развлекались взрослые, потом, постепенно, появились и аналоги для детей, и прибор был запатентован уже как детская игрушка.

Такие игрушки часто коллекционируют, покупают в качестве подарка, а можно сделать и самому. Мне понадобились баночка от чипсов, фольга, картон, тонкий пластик, клей, шило, карандаш, линейка, наполнитель. На дне баночки в центре проделал отверстие шилом. Взял вырезанный из пластика круг и промазал клеем, не затрагивая центр круга, затем клеевой стороной поместил внутрь баночки. На вырезанный по размерам картон нанес клей и наклеил фольгу. Для достижения лучшего изображения нужно уложить на фольгированную поверхность тонкий пластик. Далее собрал треугольник, опустил получившуюся фигуру внутрь баночки. На полученную фигуру уложил круг из тонкого пластика, на него высыпал наполнитель и накрыл крышкой. Для того чтобы можно было крутить калейдоскоп надел крышку с той сторону, в которую буду смотреть. Мой калейдоскоп готов, можно любоваться, что получилось (см. Приложение 3).

Любой калейдоскоп работает за счет трех и более вставленных внутрь продольных зеркальных поверхностей. При повороте трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся в освещенной полости за зеркалами, многократно отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Вывод:В работе калейдоскопа наглядно представлены законы отражения и преломления световых лучей.

Наблюдать за меняющимися цветными картинками очень полезно людям, находящимся в депрессии или творческом кризисе. Многообразие постоянно меняющихся картин очень хорошо стимулирует мозг, активизирует творческий потенциал, дает сильный заряд положительных эмоций. Врачи отмечают мощный психотерапевтический эффект калейдоскопа. Он помогает человеку перейти в состояние глубокой релаксации, активизирует в мозге зоны, отвечающие за внимание, память, принятие решений, стимулирует воображение. Его даже могут применять в развитии интеллекта детей и в лечении психологических расстройств у взрослых. Эта вроде бы простая игрушка применяется и в профессиональных целях – дизайнерами, ткачами, художниками, ювелирами, которые создают рисунки обоев, ковров, тканей, витражей.

Оптическая иллюзия «Призрак Пеппера»

Показ призраков был популярным театральным развлечением в конце XVIII и в XIX веках. В 1863 г. лондонский химик Джон Генри Пеппер усовершенствовал метод показа призраков, придумав иллюзию присутствия кого-то в комнате. Позже такую технику стали называть «призраком Пеппера». Ученый начал показывать иллюзию, разъезжая по театрам Англии и Австралии, удивляя публику [7].

Я приготовил две коробки, проделал нужные вырезы, выкрасил внутри в черный цвет, склеил их, приготовил фонарик, проделал для него отверстие в правой коробке сверху, в эту же коробку спрятал призрака. В левую коробку установил прозрачный пластик под углом 450. Получается, если в отверстие коробки справа сверху направить свет от фонарика, то призрак отразится через поставленный под углом 450 пластик внутрь левой коробки, где можно увидеть изображение призрака (см. Приложение 4).

Вывод:Оптическую иллюзию «Призрак Пеппера» можно объяснить законами отражения и преломления световых лучей. Несмотря на кажущуюся бесполезность этого изобретения, с его помощью можно показывать фокусы.

Голограмма – чудо современной оптики

Сегодня организовать «спиритический сеанс» с «Призраком Пеппера» может каждый. Только он называется 3D-голограмма [2]. Для этого понадобится скачать специальное видео на планшет и установить на него призму. Чтобы изготовить призму для получения трехмерного изображения, мне понадобились: трафарет изделия, пластиковая упаковка от CD-дисков, канцелярский нож, скотч. Я вырезал трафарет из бумаги для изготовления призмы. С помощью него разметил и вырезал из пластика детали будущей призмы. Склеил стороны скотчем. Поставил призму вверх ногами на экран, включил видео, выключил свет и проверил свою работу.

Голограмма - это четыре части видео, которые отражаются в гранях призмы, сливаясь в объемное изображение в центре. Свет исходит с экрана планшета, падает на грани. Световые лучи частично преломляются, частично отражаются. В центре возникает мнимое изображение, как будто оно находится внутри. Мы видим реальный объект, который является объемной картинкой. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон (см. Приложение 5).

Вывод:Создание3D-голограммы также опирается на законы отражения и преломления световых лучей. Голограмма наглядна и реалистична, визуализирует любую идею, интерактивна, вовлекает и развлекает.

Результаты исследовательской работы я представил Нечаевой Ирине Анатольевне, преподавателю физики филиала СамГУПС в г. Кирове. Она дала высокую оценку моей работе.

Исследовательская работа «Чудеса науки: оптические иллюзии световых лучей» Зорина Анатолия выполнена грамотно, с соблюдением всех требований, имеет практическую значимость.

Анатолий, ученик 4 класса, самостоятельно изучил законы геометрической оптики, которые школьники проходят на уроках физики в 8 классе. Для доказательства законов геометрической оптики, автор использовал простые, но очень интересные опыты. Эти опыты можно повторить как на уроках окружающего мира, физики, так и в домашних условиях, что позволяет заинтересовать других ребят, вовлечь их в мир физики, исследований, науки. Эту сторону работы я считаю очень важной. Мне понравился подход Анатолия к теме геометрической оптики.

Анатолий изготовил приборы, с помощью которых можно наблюдать интересные оптические иллюзии. Эти приборы имеют практическое применение, что также раскрывается в работе. Использование «Зеркала бесконечности», калейдоскопа, «Призрака Пеппера», 3D-голограммы на уроках окружающего мира позволит проводить их более интересно, нестандартно.

Анатолий объяснил, как появляются оптические иллюзии, используя законы геометрической оптики, что способствует формированию научного мировоззрения.

Выводы по второй главе:

1. Чтобы объяснить оптические иллюзии, необходимо изучить законы оптики.

2.В основе геометрической оптики лежат четыре основных закона. Они объясняют, как возникают оптические иллюзии световых лучей.

3. С помощью оптического эффекта «Зеркало бесконечности» можно преобразить интерьер помещения.

4. Калейдоскоп используется в развитии интеллекта детей, в лечении психологических расстройств, применяется и в профессиональных целях дизайнерами, художниками.

5. Оптическая иллюзия «Призрак Пеппера» и3D-голограммавизуализируют любую идею, вовлекают и развлекают.

Заключение

Работая над данной темой, я узнал, что такое оптические иллюзии, познакомился с законами геометрической оптики. С помощью опытов убедился, что лучи света имеют прямолинейную направленность, что световой луч отражается от зеркальных поверхностей и, проходя через границу различных веществ, преломляется.

Моя гипотеза подтвердилась: Если знать законы геометрической оптики, то можно объяснить оптические иллюзии световых лучей.

Цель работы достигнута: я выявил взаимосвязи между законами геометрической оптики и оптическими иллюзиями. На основе законов геометрической оптики создал некоторые виды оптических иллюзий в виде зеркала бесконечности, калейдоскопа, «призрака Пеппера», голограммы.

Я был очень удивлён, что даже из простых подручных вещей можно сделать оптические игрушки своими руками. 

В дальнейшем я продолжу свои наблюдения и исследования, ведь оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Знание основных видов оптических иллюзий, их причин возникновения и возможных воздействий на человека необходимо каждому из нас.

Список используемых источников и литературы

1.Аксенова М.Д., Измайлова С. Б. Энциклопедия для детей. Том Биология. [Текст] / Аксенова Мария Дмитриевна, Измайлова Светлана Борисовна - Москва, «Аванта+» 2008 – 155 с.

2. Буслова П.П.: Загадки оптики – голограммы [Текст] / Международный школьный научный вестник. – 2017г., № 3 – 145 с.

3. Геттис Э.: Физика в школе [Текст] / Физика классическая и современная. Геометрическая оптика. - №47, 2004 г. – с.35

4. Зверева С.В.: В мире солнечного света. [Текст] / - Зверева Софья Васильевна - Л.: Гидрометеоиз – 1988 г. – с. 65

5. Перельман Я.И. Занимательная физика. [Текст] / Перельман Яков Исидорович - М. 2012 – 65с.

6. Прохоров А.М.: Преломление света // Большая советская энциклопедия / гл. ред. — 3-е изд. [Текст] / Прохоров Александр Михайлович - М.: Советская энциклопедия - 1978 г. – с 214

7.Информация из сети Интернет Материал из Википедии Режим доступа: https://vseznaesh.ru/opticheskie-illyuzii-kotorye-dokazyvayut-chto-realnost-eto-lish-voobrazhenie-nashego-mozga © ВсеЗнаешь.ру . – Загл. с экрана

8.Информация из сети Интернет Материал из Википедии Режим доступа: http://ru.wikipedia.org –Иллюзия. – Загл. с экран

9.Информация из сети Интернет Режима доступа: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/osnovnye-zakony-geometricheskoj-optiki.html – Загл. с экрана

10.Информация из сети Интернет Режима доступа -http://class-fizika.ru/op147-33.html Оптика. Тень. Отражение света. Преломление света. Опыты А «Класс!ная физика» - Загл. с экрана

Приложение

Приложение 1. Законы геометрической оптики

Рис 1. Закон независимости световых лучей. Опыт с линзами

Рис.2. Закон прямолинейного распространения света. Опыт «Тень пламени»

Рис 3. Закон отражения света. Диффузное отражение

Рис.4. Закон отражения света. Зеркальное отражение

Р ис. 5 . Закон преломления света. Опыт с монеткой

Рис. 6. Закон преломления света. Опыт с чайной ложечкой

П риложение 2. Удивительный оптический эффект «Зеркало бесконечности»

Р ис. 1. Опыт «Взгляд в бесконечность»

Р ис. 2. Процесс изготовления зеркала с эффектом бесконечности

Рис. 3. Готовое зеркало с эффектом бесконечности

П риложение 3. Калейдоскоп – оптический прибор-игрушка

Р ис. 1. Процесс изготовления калейдоскопа

Рис. 2. Демонстрация работы калейдоскопа

П риложение 4. Оптическая иллюзия «Призрак Пеппера»

Рис. 1. Процесс изготовления иллюзии «Призрак Пеппера»

Рис. 2. Демонстрация оптической иллюзии «Призрак Пеппера»

Приложение 5. Голограмма – чудо современной оптики

Р ис. 1. Процесс изготовления 3D-голограммы

Рис. 2. Демонстрация 3D-голограммы

23

Просмотров работы: 5819