В поисках смысла жизни

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В поисках смысла жизни

Амирханова К.М. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Исламова З.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Введение

Не знать самих себя – крайнее безумие,

хуже помешательства, последнее есть болезнь

невольная, а первое – следствие развращенной воли.

Св. Иоанн Златоуст

Издревле человек пытался познать себя и определиться, найти свое место в окружающем обществе и в окружающей его социальной среде (Том обществе и той среде, которая окружала его в соответствующие временные промежутки в каждом непосредственном месте обитания). Однако больше всего эта проблема интересовала философов, которые и посвящали этой проблеме и путям ее разрешения многие годы, а иногда и всю свою жизнь. Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира. Однако до сих пор не найдено единственного четкого ответа на этот глубокий вопрос. Каждая личность, каждый индивид рассматривает эту проблему в своем ракурсе, следовательно, и решение он пытается найти непосредственно как можно более сильно соответствующее именно своим моральным устоям, принципам и вообще мировоззрению. Поэтому-то и сложно каждому иному человеку определиться в этом выборе. Но если личность действительно заинтересована в этом, то настоятельно рекомендуется изучить если не все (это просто невозможно), то, по крайней мере, как можно больше трудов других людей. В процессе оценки очередной работы, индивид осмысливает все изложенное, а позже разделяет осмысленное на то, с чем он согласен, и на то, что он отрицает. Кроме того, в процессе осмысления и рассуждения, человек набирается опыта и возможно даже изменяет какие-то свои принципы и мировоззрение. Поэтому в данной работе мне хотелось бы представить различные мнения и различные воззрения на смысл жизни и на поиски его человеком.

II Основная часть

2.1 Великие в поисках смысла жизни

2.1.1 Зарубежные философы

Философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”); другие признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” – “счастье”, нравственность” и т.д.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью, двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он.

Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом, потому что “один конец ожидает всех”. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта “мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно, существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни – наносят человеку громадный ущерб, общество ведет постоянные войны. А “главный источник самых серьезных зол “это сам человек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу. Воззрения Шопенгауэра – одни из теоретических источников экзистенциализма, рассматривающего сущность человека и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают: человеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы, в конце концов, предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

Некоторые известные люди смыслом жизни считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовное удовлетворение. Так, Току-Томи (богатый, знатный японец, бывший прежде журналистом, последователь учения Л.Н. Толстого) писал о себе: “Теперь я живу на маленькой ферме, недалеко от Токио, в крошечном домике с женою и собакою, развожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая, обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва не возделана, сорные травы быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время всю энергию я трачу на то, чтобы полоть. Может быть, таков уклад моей души, такой строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно”.

Проблему смысла жизни исследовал З.Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы цели и смысл жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И отвечал: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. “В узком смысле слова под “счастьем” подразумевается переживание сильных чувств наслаждения”. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий. Он дает своего рода советы-рекомендации, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый, прежде всего, относит любовь – возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви – половую, считая ее сильнейшим опытом “потрясающего наслаждения”. Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм, природы, художественных творений. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность.

В том же направлении разрабатывал проблемы смысла жизни и американский философ Э. Фромм, последователь Фрейда. Он писал: “Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности”.

2.1.2 Отечественные философы

В истории человеческой мысли имеются и оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним относятся, например, идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: “Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!”. Л.Н. Толстому принадлежат следующие слова: “Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем”.

Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф.М. Достоевский, который разгадывал “тайны” человека во все периоды своей жизни. В своих произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире – быть личностью. Каждый должен оставить в обществе пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку важно быть нравственным – вот суть смысла жизни, по Достоевскому. Человек обязан быть не просто личностью – его жизнь должна быть идейно насыщенной.

Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии “Три круга Достоевского” он высказывает сомнение в наличии смысла, предписанного существованию человека кем-либо. Его главная идея сводится к следующему: «Каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом». При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы “этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком. Под “высоким” он понимает, прежде всего, нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности. Юрий Григорьевич, как человек и ученый с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу “надо ловить минуту и наслаждаться жизнью”. Аморальными он называет и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин и власти.

2.2 Формирование личности в процессе поиска смысла жизни

В принципе, так или иначе, по существу, вся жизнь человеческая проходит в поисках смысла оной. Открытие своего внутреннего мира начинается с ранней юности. Можно даже сказать наоборот – главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. В этом возрасте человек начинает обретать способность погружаться в себя, в свои переживания, открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Также в этом возрасте человек начинает задумываться над такой проблемой, как необратимость времени. Ребенок слабо ощущает течение времени. Из всех измерений времени самым важным для него, а то и единственным является настоящее: тут и сейчас. Детская ретроспектива в прошлое невелика, поскольку все значимые переживания ребенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. С возрастом заметно увеличивается субъективная скорость течения времени. У индивида, как и у культуры, в которой он существует, имеется несколько разных понятий времени. Особенно важно соотношение исторического и личного времени. В детстве и отрочестве историческое время воспринимается как нечто безличное, объективное. Личное время всегда переживается как нечто живое, конкретное, связанное с какими-то значимыми событиями и мотивами. Но значение разных проекций времени – прошлого, настоящего и будущего – неодинаково для людей разного возраста. Главным измерением времени в самоосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Сегодняшнее «Я» для него только залог будущего, момент становления. Но как сознание своей неповторимости и особенности приводит личность к «открытию» одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает ее с проблемой конечности своего существования.

Хотя ребенок рано начинает интересоваться темой смерти, такой интерес в большинстве случаев является у него чисто познавательным, а полученная информация не распространяется на себя: все умрут, а я останусь.

Юношеское философствование не может обойти проблему смерти, которая становится одновременно теоретической и экзистенциальной, занимая важное место в размышлениях и дневниках молодежи. Мысль о неизбежности собственной смерти вызывает у многих подростков смятение и ужас.

В.А.Сухомлинский описывает мальчика, у которого эта мысль вызвала нервное потрясение: «никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои учились тогда в восьмом классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» – спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же это так? Через сто лет не будет никого – ни вас, ни меня, ни товарищей… все умрем. Как же это так? Почему?..» Это переживание универсально. Именно отказ от детской веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает человека всерьез задуматься о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее.

Человек, прочувствовавший и осознавший свою конечность, рассматривает себя в определенной исторической перспективе: что я могу, хочу и должен сделать?

III Исследовательская часть

Среди учащихся 10 класса (21 человек) и 11 класса (35 человек) был проведён опрос, в чём же состоит смысл их жизни (приложение 1). Были получены следующие ответы:

1) Входной опрос (ответы учащихся и результаты в процентном соотношении)

Анализ результатов показывает, что среди учеников 10 и 11 класса 41% опрошенных не знают в чём смысл их жизни (затрудняются ответить). Ценностные ориентации варьируют в основном в игровой форме или получении удовольствия для себя. Что соответствует подростковому возрасту.

После первоначального опроса мною была прочитана лекция о представлении смысла жизни известными зарубежными и отечественными личностями. Цель - дать информацию для размышления о смысле жизни или показать актуальность поиска смысла жизни. После теоретического выступления был проведён контрольный опрос.

2) Контрольный опрос

Анализ результатов наглядно демонстрирует изменения представлений о смысле своей жизни. Более глубокие размышления в ответах, в которых заметны представления о смысле жизни не только для получения собственного удовольствия, но и более сознательный подход своей жизни во благо других и развиваться как личность, что соответствует наивысшей ступени иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

 

Смысл жизни (параметры)

10 класс

11 класс

Входной контроль

Контрольный опрос

Входной контроль

Контрольный опрос

Жить

24%

33%

11%

11%

Не знаю

19%

4%

23%

6%

Мечты

9%

9%

-

-

Друзья

9%

14%

-

-

Развитие, воспитать себя

9%

9%

3%

3%

Учеба, образование

9%

9%

34%

37%

Игры

4%

-

-

-

Музыка

4%

9%

-

-

Узнавать новое

4%

-

-

-

Интернет

4%

-

-

-

Битбокс

4%

-

-

-

Профессия, работа

4%

9%

37%

40%

Деньги, богатство

4%

4%

-

3%

Найти вторую половинку

4%

-

-

-

Счастье

-

14%

17%

-

Любовь, добро, дружелюбие

-

9%

17%

31%

Быть личностью

-

4%

-

-

Создать семью

-

4%

40%

48%

Стремиться вперед, преодолевая трудности

-

9%

-

-

Делать свое дело до конца

-

4%

-

-

Путешествия

-

-

3%

-

Быть нужным для общества

-

-

17%

28%

Помощь родителям

-

-

23%

28%

Добиться что-то

-

-

8%

8%

Продолжение рода

-

-

48%

48%

Машина

-

-

6%

3%

Сравнительная таблица результатов опроса

IV Заключение

Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий, лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Войны, безработица, кризисы, голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии, которые приводят к страданиям, к гибели людей.

Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные войны и как следствие – миллионы беженцев.

Признавая смысл жизни нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. По моему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как “смысл жизни”, следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека, его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями – природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира. Здесь перечислены только признаки смысла жизни, его определение – дело будущего исследования.

Моя позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной и возможной жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону – позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительно хороша и интересна – в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, научные открытия, успешное окончание ВУЗа, защита диссертаций и т.д. То есть я отдаю предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни – все равно, что недооценивать человека и его жизнь.

По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает метафизическое решение проблемы, происходит абсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от окружающего мира. Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется немалая доля истины.

Считаю проблему поиска смысла жизни наиболее актуальной для учеников 9-11 классов, т.к. именно в этом возрасте ребята стоят на распутье личностного и профессионального самоопределения. Это вызывает массу проблем, что приводит к разрушению личности. Поэтому необходимо показать, что они не одиноки в поиске смысла жизни. Над этим вопросом размышляли и размышляют, и находят различные ответы. Я, изучив теорию этого вопроса, пришла к выводу, что жизнь стоит того, чтобы жить. И очень хочу донести позитивное отношение к жизни всем ученикам.

V Используемая литература

1)http://www.ref.by/refs/90/32538/1.html

2) «Беседы о смысле жизни» И. С. Кленская, издательство «Просвещение», 20012

VI Приложения

Приложение 1

Сравнительная характеристика результатов опроса

После лекции были добавлены на мой взгляд такие важные личностные, ценностные ориентации как:

«Быть личностью» - 1 чел. – 4%

«Семья» - 1 чел. – 4%

«Стремиться вперёд» - 1 чел. – 4%

«Делать своё дело до конца» - 1 чел. – 4%

«Идти вперёд, преодолевая трудности» - 1 чел. – 4%

Просмотров работы: 364