ФИЛОСОФИЯ ПОБЕДЫ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФИЛОСОФИЯ ПОБЕДЫ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Суханкина Е.С. 1Ищенко Е.М. 1
1ДО ГДЮСШ
Шолухов В.Э. 1Харченко С.В. 2
1МБОУ ДО СДЮСШ
2ДО ГДЮСШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Спорт это достижение предельных высот в определённых дисциплинах, но признание и собственное величие занимают не меньшее место в спортивных соревнованиях, когда спортсмен хочет добиться своих личных лучших по сравнению с другими показателями. В этом состоит философия спорта. В разных методиках это звучит по-разному, но классика остается единой. Философия спорта - прикладная философская дисциплина, которая осуществляет анализ философских проблем применительно к спорту и другим, связанным с ним явлениям. Понимание основных проблем этой науки предполагает понятие целей жизни отдельных людей, поэтому это достаточно четкое представление о том, что вообще представляет собой философия.

Понимание философии меняется в ходе развития общества, культуры, науки. На первых этапах (например, в античный период развития) философия не выступала как нечто отличное от возникавшей в то время науки, фактически отождествлялась с ней, понималась (наравне с наукой вообще) как «любовь к мудрости» (об этом свидетельствует и само ее название - «философия», от греч. phileo — любовь, sophia - мудрость).

Процесс дифференциации наук, отпочкования из рамок единой ранее науки самых различных научных дисциплин - физики, химии, биологии и многих других - выдвинул на повестку дня вопрос о взаимоотношении философии с другими науками и наукой вообще. В начальный период дифференциации наук под философией нередко понималось изложение наиболее важных, фундаментальных положений той или иной науки. Такая трактовка философии лежит, например, в основе работы «Философия ботаники» (1751) шведского естествоиспытателя, создателя системы растительного и животного мира Карла Линнея (1707-1778) и работы «Философия зоологии» (1809) французского естествоиспытателя, предшественника Ч. Дарвина Жана Батиста Ламарка (1744-1829).

В настоящее время в понимании философии наиболее широко представлен подход, согласно которому философские проблемы возникают перед человеком тогда, когда он пытается выйти за пределы непосредственно воспринимаемых явлений, фиксирования данных эмпирического опыта, касающихся той или иной формы жизнедеятельности (познавательной. научной, трудовой, политической, экономической, спортивной или иной) и пытается понять предельные (конечные) основания, фундаментальные предпосылки, которые определяют само ее существование, смысл и значение.

Такие проблемы могут возникать и действительно возникают перед любым человеком - по крайней мере, применительно к тем или иным аспектам его жизнедеятельности. Однако эти проблемы - крайне сложные, и потому попытки их решения на основе интуиции, «здравого смысла», с позиций веры и т.д. способны привести лишь к ошибкам. Необходимы теоретическое осмысление предельных (конечных) оснований, фундаментальных предпосылок жизнедеятельности человека, научно обоснованный подход к решению соответствующих проблем. Кроме того, важно ставить и пытаться решать их применительно не только к каким-то частным случаям, конкретным формам деятельности человека, но и в логически обобщенном виде. Этот подход и стремится реализовать философия. Кратко о ней можно сказать, что философия - это теоретическое, научно обоснованное учение о предельных (конечных) основаниях, фундаментальных предпосылках жизнедеятельности человека во всех ее формах. Источник: http://sportwiki.to/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0

Такой предмет философии определяет комплекс проблем, которые она ставит и пытается решить, используя научные методы. В настоящее время актуальность изучения влияния философских изысканий в том, что только теперь возникает необходимость познать смысл достижений ранее рассматриваемых как недоступные человеческим силам. Нынче развитие человеческих сил предопределяет возможность и необходимость познать и развить что-то новое, в достаточной степени коррелируемое с современными способностями человека.

Цель настоящей работы: исследовать влияние философии на спортивные достижения и определить проблемы возникающие при этом.

Отсюда следуют задачи:

определить виды философских процессов происходящих в жизни спортсменов;

выявить причины различных философских амбиций;

определить варианты применения полученных результатов исследований.

1. Философия спортивной подготовки

Философские проблемы обретают особо важное значение в переломные периоды развития общества, когда ранее сложившаяся система ценностей, традиционные жизненные смыслы (представления о человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают удовлетворять новым социально-экономическим, политическим условиям и потому начинают трансформироваться и подвергаться критической оценке (рис.1)

Рисунок 1 Хронология развития философии спорта

Потребность поиска новых жизненных смыслов и ценностей, призванных сориентировать человека в этих новых условиях возрастает. Решению этой задачи и призвана содействовать философия путем теоретического анализа этих мировоззренческих проблем, рационального осмысления новых ценностей и определения новых ориентиров деятельности человека и общества в целом. Этим обусловлена ее важная мировоззренческая функция.

С философскими проблемами тесно связаны эстетические и этические проблемы. Эстетические проблемы — это проблемы относительно эстетического отношения человека к миру на основе таких эстетических ценностей, как красота, возвышенное, героизм и др., содержания и значения эстетической деятельности человека и т.д. Этические проблемы возникают при анализе функционирования и развития сферы морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. В этой связи спортивные достижения и способы их развития обусловлены причинно-следственной связью между тренировками и соревновательным процессом. Тренируются, чтобы достичь новых рубежей, победы результат стабильных и динамичных тренировок, а последнее предполагает радикальное отношение к себе спортсменов. Динамика тренировочных процессов обеспечивается адекватным взаимоотношением комплекса методик усилий и личностей.

Важное место в философии спорта занимает анализ проблем предельных оснований познавательной деятельности человека и особенно научного познания. Этот анализ предполагает получение ответов на вопросы о том, существуют ли спортивные предметы вне и независимо от ощущений, восприятий, представлений, понятий и других форм сознания человека, способен ли он познать их и если да, то каким образом, с помощью каких методов и т.д. Эти проблемы обсуждаются в таких разделах философии, как гносеология (наука о познании в его отношении к миру), логика и методология научного познания (поскольку речь идет о логических средствах познания, о методах познания). Разработка этих философских дисциплин позволяет философии эффективно выполнять свою методологическую функцию (рисунок 2).

Рисунок 2 Взаимозависимости философии спорта

Как отмечено выше, теоретически понятная в философии, при разработке мировоззрения, система обобщенных взглядов на мир, предполагает такие философские категории: 1) онтологии (философской науки о бытии, его наиболее общих свойствах и законах), как «предмет», «процесс», «изменение», «развитие», «закономерность», «связь», «система», «структура», «причина», «случайность», «возможность», «действительность», «необходимость», «качество», «количество» и др.

Анализ предельных оснований познавательной деятельности также предполагает учет тех свойств, параметров, характеристик, которые имеют изучаемые объекты, и фиксирование их в логически обобщенной форме в этих философских категориях. Они задают не только мировоззренческие ориентиры (каковы наиболее общие характеристики объектов того мира, в котором живет и действует человек), но также познавательные и методологические ориентиры (что и как надо познавать, исследовать). На основе указанных категорий и связанных с ними познавательных действий в философии осуществляется анализ методов научного познания - например, качественных методов исследования, логистического и исторического методов, системно-структурного метода и др. В диалектике, которая представляет собой не только онтологию, но также логику и методологию научного познания, эти методы выступают как элементы диалектического метода. Этот метод имеет огромное значение при изучении объектов, которые представляют собой сложную изменяющуюся и развивающуюся систему.

Источник: http://sportwiki.to/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0

Рисунок 3 Что делает спортсмен?

На рисунке 3 мы видим спортсмена, который завязывает шнурки кроссовок. И обыватель скажет именно так, профессиональный спортсмен скажет по-другому. Он скажет, что тот обдумывает свои дальнейшие действия, предыдущую работу, оценивает свои возможности и корректирует план тренера. Еще Пьер де Кубертен сказал, что олимпизм = это философия спорта: «Мир должен объединиться одной идеей спортивных состязаний». Нам бы хотелось добавить – исследований в спорте! С целью дальнейшего развития спортивного движения. Это приходит потому, что главные философские цели это определение смысла жизни. И на сегодняшний день кроме спорта нет более достойных целей. Президент, который может и имеет многое – играет в хоккей; бывший президент в теннис; другие сильные мира сего предпочитают гольф и яхты. И все это спорт, то есть на верху своего развития человек отдает предпочтение спорту.

Таким образом, философия спорта это вершина человеческих целей.

2. Анализ взаимозависимости философии спортсмена и его физического развития

Взаимозависимость философии спортсмена и его физического развития заключается в формировании целеполагания спортсмена как стратегия его развития. Будущее его достижений в определенном направлении зависят от развития его тела и с этим, как правило, связаны определенные проблемы.

Философские проблемы спорта тесно связаны между собой, нередко даже пересекаются друг с другом. Поэтому их анализ на основе комплексного подхода объединяется в рамках одной философской проблемы.

Наряду с этим в различии данных проблем по мере развития философии спорта из нее выделяется в качестве относительно самостоятельных ряд научных дисциплин.

К их числу относится, например, наука, которая призвана осмыслить мир эстетических явлений спорта - эстетика спорта. Кратко ее можно охарактеризовать как науку, которая изучает: эстетическое содержание и эстетические ценности спорта, сущность и законы сознания, отражающего его с эстетической точки зрения, и формы эстетической деятельности человека, связанные с занятиями спортом. Этот специфический предмет отличает эстетику спорта от частных эстетических дисциплин (таких как теория эстетического воспитания, производственнотехническая эстетика, эстетика быта и поведения, эстетика природы, новые направления искусствоведческих наук и др.) и от других наук о спорте.

Завершается процесс выделения в относительно самостоятельные и ряды других философских наук, таких, например, как:

этика спорта (наука, изучающая функционирование и развитие морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения в области спорта),

культурология спорта (наука, призванная осмыслить комплекс философских проблем, касающихся спорта как феномена культуры),

логика и методология научного познания спорта (наука, которая ставит и решает логико-методологические проблемы исследования спорта с учетом тех общих принципов и положений, которые выработаны в современной логике и методологии науки). Философия спорта тесно связана с другими науками - во-первых, с такими фундаментальными дисциплинами, как философия, социология, культурология, политология, психология, педагогика и т.д., и, во-вторых, с другими науками, изучающими спорт.

Особенно тесной в этом плане является ее связь с социологией и культурологией спорта.

Источник: http://sportwiki.to/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0

Рисунок 4 Значение для спортсмена различных направлений философских наук в философии спорта

В этой связи необходимо определить, что философия спорта в подготовке спортсменов разделяется на различные подсистемы и преимуществом обладает система логики.

Заключение

Таким образом, необходимо констатировать тот факт, что в спортивной подготовке необходим комплексный подход, в котором необходимо привлекать методические разработки философского характера.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 2017. - 588 с.

2. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва : Проспект, 2016. - 560 с.

3. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2017. - 332 с.

4. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.

5. Киселев,С. Г. Философия: для поступающих в аспирантуру: научно–методическое пособие / С. Г. Киселев. – Москва: Юнити–Дана, 2014. – 135 с.

6. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014. – 159 с.

7. Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364

Просмотров работы: 327