Ранние детские воспоминания в структуре личности

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ранние детские воспоминания в структуре личности

Шитова Д.Е. 1
1МБОУ "СОШ №17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
Гольцева Н.И. 1
1МБОУ "СОШ №17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

На протяжении всей истории существования человека проблема прогнозирования и понимания причин его поведения всегда была актуальной. Человеку постоянно приходится делать выбор: выбор профессии, способа самореализации, выбор круга общения, выбор спутника жизни, образа жизни. Поэтому проблема выбора траектории жизни и жизненной стратегии имеет большую значимость в любом возрасте, ведь для человека в течение всей его жизни остается важным вопрос, связанный с необходимостью выбора своего дальнейшего пути. Данная проблема особо остро встает в периоды возрастных кризисов, когда человек переосмысливает этапы своей жизни.

Основная же жизненная стратегия, по мнению К. Хорни, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Наумова выбирается в период ранней юности и впоследствии становится доминирующей, жизнеопределяющей стратегией. Поэтому к проблеме выбора жизненных стратегий необходимо отнестись с вниманием, так как от этого выбора зависит вся дальнейшая жизнь и судьба человека, также его психологическое здоровье и уровень удовлетворенности жизнью.

Проблема стратегий жизни как результата творческого приспособления личности интересна в контексте выявления ее отражения в ранних воспоминаниях личности, а также ее целях и ценностях. Именно в них наиболее ярко выражается жизненная стратегия уже на ранних этапах ее формирования (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова).

В определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались: А. Адлер, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Данные исследования в отечественной литературе проведены, в частности, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резник, Ю.М. Резником, Е.А. Смирновым.

Важность изучения детских воспоминаний и переживаний подчеркивалась многими зарубежными и отечественными психологами. Так, о феномене детских воспоминаний впервые заговорили в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер). Впервые о проблеме переживания в России писал Л.С. Выготский. Он предложил рассматривать переживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая под переживанием внутреннее отношение к определенным аспектам действительности. О.С. Васильева писала, что переживание - это деятельность, имеющая целью решать жизненные проблемы человека. [7. c. 79]

Исходя из вышесказанного, исследование отражения ранних воспоминаний в жизненных стратегиях личности представляют на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление.

ЦЕЛЬ: Изучить опыт детства в структуре индивидуального опыта взрослого, выявить роль ранних детских воспоминаний в жизни взрослого человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

ЗАДАЧИ:

Проанализировать теоретические подходы к проблеме изучения ранних воспоминаний в зарубежной и отечественной литературе.

Изучить понятие жизненных стратегий в психологии.

Провести эмпирическое исследование ранних детских воспоминаний и их влияния на дальнейший жизненный путь взрослых людей.

Объект исследования: ранние детские воспоминания взрослого человека.

Предмет исследования: взрослые люди в возрасте 25 – 65 лет.

Гипотеза: ранние детские воспоминания играют значимую роль в течение всей жизни человека, следовательно, их можно рассматривать как одну из основ формирования жизненных стратегий личности.

Методы исследования: фронтальный письменный опрос, интервью, методика анализа ранних детских воспоминания А. Адлера.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом

1.1 Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии

В Отечественной психологии анализу жизненных проблем личности посвящено множество работ. В центре внимания - проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах». Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) – это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии – суть деятельности мозга. «Исходным материалом, – пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков,[8, с. 180] – для преобразования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения человека. Каждый фрагмент стратегии – это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)»

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, – подчеркивает он, – следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни». [9, с. 181] На наш взгляд, понятие «жизненная перспектива» больше всего соответствует направленности нашего исследования.

Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова, в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [12, c. 220]

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции.

[1. c. 120] Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов – жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде – это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…».

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным.

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, которые реализуют в поведении человека ориентиры и приоритеты. [12, с. 54 и 13 с.101] В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Самореализация для него — это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек — активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно – они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему восприятия и формируя различные формы поведения по отношению к миру. Человек формирует свою личность. [3, с. 117]

1.2 Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности.

Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. [4. c. 27] В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении.

Как показано в представлениях А. Адлера, жизненные стратегии находят свое выражение в ранних воспоминаниях личности. Он рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Именно так называемые «фиктивные цели» в последующем являются основой для выбора и построения соответствующей жизненной стратегии.

Можно сделать вывод, что жизненные стратегии не всегда являются осознанными, но, как считают некоторые авторы (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова), могут быть неосознанными, определяться целями и ценностями на ранних этапах социализации личности. Фиктивные цели в свою очередь могут быть выявлены посредством анализа ранних воспоминаний личности.

1.2.1 Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний

С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события, которые кажутся незначимыми, второстепенными, запоминаются. Память, по мнению З. Фрейда, производит выбор среди тех впечатлений, которыми она располагает. Этот выбор следует в детском возрасте иным принципам по сравнению с возрастом интеллектуальной зрелости. [15, с. 57]

Дело в том, что содержание прикрывающего воспоминания относится к самому раннему детству, в то время как те интеллектуальные переживания, которые данное воспоминание заступало в памяти и которые остались почти всецело неосознанными, имели место в более позднее время. З. Фрейд назвал этот вид сдвигания возвратным, идущим назад.

Может быть, еще чаще наблюдается, обратное отношение, когда в памяти закрепляется в качестве прикрытия какое-либо безразличное впечатление недавнего времени, причем этим отличием оно обязано лишь своей связи с каким-либо прежним переживанием, которое не может быть воспроизведено непосредственно из-за противодействия. Такие воспоминания-прикрытия З. Фрейд назвал предваряющими, забегающими вперед.

Встречается также случай, когда прикрывающее воспоминание связно с покрытым им впечатлением не только по своему содержанию, но и в силу смежности во времени, - это будут "воспоминания одновременные или примыкающие" (15 с. 145).

Воспоминания-прикрытия — это цельные впечатления о чем-то пережитом в действительности или мысленно. Феномен прикрывающих воспоминаний основывается на забывании существенных впечатлений.

Фрейд придавал ранним воспоминаниям большее значение, чем всей памяти в целом. Он полагал, что поскольку ранние воспоминания часто имеют тривиальное содержание, они должны служить цели сокрытия более травматичного материала, относящегося в инфантильному сексуальному развитию. Такая «экранирующая память» должна анализироваться так же, как сновидения, с целью выявления вытесненного травматичного материала и работы с ним. З. Фрейд считал вопрос о воспоминаниях детства очень интересным и важным. Он полагал, что первое воспоминание формирует отношение человека к миру и заставляет его действовать в соответствии с ним. [15, с. 96]

Итак, ранние детские воспоминания, согласно З. Фрейду, представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Детские воспоминания приобретают значение воспоминаний покрывающих и проводят при этом, как писал З.Фрейд: "замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленными в сказках и мифах".

1.2.2 Ранние воспоминания в индивидуальной психологии А.Адлера

Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов, представленных в содержании воспоминаний. Он рассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению, воспоминания сконструированы для поддержания существующих социальных установок и предубеждений. Ранние воспоминания представляются наиболее значимыми воспоминаниями, поскольку они имеют тесное отношение к созданию индивидуальной системы координат для организации, интерпретации и действий относительно окружающей среды. Адлер говорил, что ранние воспоминания отражают перцептивную систему, в рамках которой индивидуум интерпретирует свой текущий опыт существования. [4, с. 22]

Метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлер считал самым главным в числе основных источников изучения личности. Он писал: "Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот что ты должен ожидать", или "Вот что такое жизнь"... Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание". А. Адлер рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. А. Адлер говорит: "Стиль жизни - это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели". [2. c. 170]

В рамках этого стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и о мире, которое А. Адлер назвал схемой апперцепции и которое определяет поведение человека. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт будет восприниматься им как еще более угрожающая.

Таким образом, уяснив значение стиля жизни для человека, обратимся к теме ранних воспоминаний, которые являются, по мнению А. Адлера, наиболее важным средством его понимания. Обращение к прошлому через воспоминания детства лучше любого другого способа позволяет восстановить ранний стиль жизни, который А. Адлер называет прототипом - и который является ядром стиля жизни. Ранние воспоминания человека позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Индивидуальный стиль жизни определяется, в активной форме уже к пяти годам. Согласно А. Адлеру, основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется; несмотря на это, во всех ситуациях мы обнаруживаем того же человека, ту же личность, то же психическое единство. Ранние воспоминания "больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитие. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая". [2. c. 49]

Согласно теории А. Адлера, "несчастливым переживаниям детства могут быть даны самые противоположные значения. Никакие пережитые события не могут быть причиной успеха или неудачи. Мы не страдаем от стресса случившегося с нами, - но мы творим из него то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемся теми значениями, которые мы придаем происходящему с нами". [3. c. 212] По мнению А. Адлера, для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить. Ранние детские воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые принимаются: их значение - в их интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь. [2. c. 175]

Глава 2. Эмпирическое исследование ранних воспоминаний личности.

2.1 Методологические основы и организация исследования

В работе мы использовали феноменологический подход, который реализуется в применении качественных исследований, а также многочисленных теорий, подходов, традиций, базовых стратегий, методов и процедур качественного исследования. Целью феноменологически ориентированного исследования в психологии является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека. Именно данный подход был выбран нами для освещения поставленной в работе проблемы.

Мы анализируем источники сбора данных в феноменологическом исследовании: отчеты испытуемых, полученные в ходе исследовательского интервью (наиболее распространенный и наиболее надежный способ сбора данных); рефлексивные самоотчеты исследователя.

В исследовании были использованы следующие методы:

Автобиографическая методика анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).

Этот метод не только имеет научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни. Обработка данных осуществлялась с использованием качественного метода контент-анализа (анализа содержания воспоминаний).

Автобиографический метод ориентирован на изучение жизненного пути человека, значимых событий и поворотных моментов его жизни, этапов и общей направленности личности, самоощущения и мировосприятия человека в различные периоды его жизни.

У А. Адлера есть четко описанная процедура анализа ранних воспоминаний, выводы делаются на основе качественного их анализа, разные смысловые элементы в зависимости от контекста могут выступать показателями как благополучной, так и неблагоприятной социальной адаптации.

Исследование проводилось с ноябре 2018 по март 2019 года. В нем приняли участие педагоги школ и детских садов города Новоалтайска. (100 человек) в возрасте 25 – 65 лет. Из них, 79% - женщины, 21% - мужчины.

Испытуемым предлагается изложить свое самое раннее воспоминание. В некоторых случаях воспоминание излагалось устно и было записано со слов респондента. В таких случаях сопротивление при этом было меньшим, в отличие от ситуации, когда испытуемому предлагается свое воспоминание изложить в письменном виде.

Инструкция: «Запишите ваше самое раннее детское воспоминание. Сделайте это как можно подробнее, описывая даже то, что вам кажется не очень значимым. Воспоминание должно быть конкретным случаем, а не обобщением того, что часто происходило».

Перед началом изложения для испытуемого подчеркивается значение следующих моментов:

— быть как можно более конкретным;

— не давать «обзоров»,

— не отказываться давать воспоминание, даже если нет абсолютной уверенности, что это действительно случилось с вами;

— включать все, что вспоминается, даже то, что кажется незначительным;

— описывать только то, что относится к возрасту до восьми лет;

— описывать чувства, даже если они противоречивы;

— называть имена присутствующих в воспоминании людей;

— описывать наиболее яркую часть;

— описывать то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникали;

— попытаться высказать догадку по поводу цели своего поведения;

— указать примерный возраст, к которому относится воспоминание.

Не важно было ли то, о чем сообщает человек, на самом деле. Анализироваться могут и так называемые ложные воспоминания. Метод прост и может быть использован в групповом исследовании, что мы и применяли в некоторых случаях.

Порядок анализа ранних воспоминаний:

1-й этап - фиксируются содержательные категории. Присутствующие в воспоминаниях люди:

Мать.

Имеет значение присутствие матери в ранних воспоминаниях и ее отсутствие.

а) присутствие матери в ранних воспоминаниях проявляется у человека с жизненным стилем избалованного ребенка;

б) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях тех субъектов, которые испытывали недостаток ее внимания;

в) мать может присутствовать в ранних воспоминаниях хорошо адаптированных благодаря ей субъектов;

г) отсутствие матери может проявляться у тех людей у которых есть чувство, что мать ими пренебрегала;

д) отсутствие матери также может говорить о том, что ребенок к ней не привязан, не удовлетворен своей жизненной ситуацией;

е) отсутствие матери может быть связано с рождением младшего ребенка в семье и как следствие с «детронизацией (свержением с трона).

Отец.

а) присутствие отца в ранних воспоминаниях может наблюдаться в тех случаях, когда ребенок обращается к отцу из-за неудовлетворенности отношениями с матерью и/или в связи с рождением следующего ребенка;

б) отец может присутствовать в ранних воспоминаниях избалованного ребенка восстающего против своего отца;

в) отсутствие отца не анализируется

Братья и сестры.

а) присутствие в ранних воспоминаниях брата или сестры может свидетельствовать о детронизации (свержении с трона) субъекта;

б) субъект находится в состоянии соперничества с сиблингом;

в) присутствие братьев и сестер может означать несамостоятельность, зависимость от сиблинга;

г) присутствие братьев и сестер также может означать развитие социальных чувств и сотрудничества.

Двоюродные братья и сестры

а) присутствие двоюродного брата или сестры того же пола – расширение поля социального действия, распространение его за пределы семьи;

б) присутствие двоюродного брата или сестры противоположного пола – возможно, есть трудности во взаимодействии с противоположным полом.

Бабушки, дедушки и остальные родственники.

а) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников может свидетельствовать о том, что они баловали ребенка;

б) присутствие бабушки, дедушки и/или остальных родственников, но исключение остальных людей и как следствие недостаточная социальная адаптация.

Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и пр.

а) присутствие посторонних чужих людей (гостей, друзей, соседей) - ребенок осознает себя как часть общества, распространяет свой интерес за пределы семьи, сотрудничество, хорошая социальная адаптация исследуемого;

б) посторонние люди как опасность;

в) несамостоятельность и страх остаться одному.

Тип события:

1. Опасность, несчастный случай, телесные наказания и т.п.: это может свидетельствовать о преувеличенной тенденции сосредотачиваться преимущественно на враждебной стороне жизни. «Чувство беспомощности, преувеличение опасности и трудности жизни, страх перед неудачей и провалом, страх, что не добьется успеха в жизни, концентрация внимания на опасности падения».

2. Болезни и смерть: страх перед ними; часто присутствуют в воспоминаниях врачей, что является следствием стремления лучше подготовится к встречи с ними. Иногда такие дети начинают навязчиво интересоваться смертью.

3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.: указание на огромные усилия, для того чтобы избегать их в дальнейшем;

4. Новые жизненные ситуации. Воспоминание о первом посещении детского сада или школы, показывает, какое большое впечатление оказывают на человека новые жизненные ситуации.

5. Ситуация оценки со стороны окружающих.

Оценка поведения субъекта:

Отъединенное – общительное

Пассивное – активное

Враждебное – доброжелательное

Зависимое – независимое

Эмоциональное переживание среды субъектом:

Угрожающая – дружественная

Отвергающая – принимающая

Утратил уверенность в себе – уверен в себе

Угнетен – радостен

С ним дурно обращаются – с ним хорошо обращаются

Исследование цели.

Активность-пассивность субъекта:

Активный подход — субъект сам решает совершить какое-либо действие

1. Инициативное преследование цели.

2. Исследование цели путем установление собственных правил и игнорирование барьеров.

3. Преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщательных усилий.

Пассивный подход — это действие является результатом решений или действий других людей.

1. «Ведомое» преследование цели, когда не принимается ничего такого, что превышало бы требование ситуации.

2. Пассивное сопротивление – субъект подчиняется с завистью и враждебностью прилагает минимальные усилия.

3. Субъект действует без уверенности в собственном стремлении чего-то добиться, он в сомнениях и депрессии, внутренне уже оставил надежду.

Способ восприятия ситуации субъектом. Преобладающий вид чувствительности.

Прочитать чужое раннее воспоминание — значит головокружительно близко подойти к постижению сути другого человека. Но это субъективное ощущение должно остаться диагностической тайной.

2) активность субъекта в организации своего "психологического пространства":

а) степень активности;

б) способы преодоления разобщенности или достижения автономности (включая психологическую цену применения этих способов);

в) направленность на совместную деятельность: наличие "Я-ситуации" (ребенок не включен во взаимодействие с другими персонажами) или "Мы-ситуации" (ребенок взаимодействует с другими персонажами);

3) типичные психологические затруднения и их отражение в характере осознавания и стиле их разрешения;

4) особенности эмоционального реагирования: вербализация переживаний и степень их осознания, динамика эмоций, эмоциональный фон.

2.2 Анализ полученных результатов.

При обработке и структурировании полученных результатов и их последующем анализе были проведены следующие действия.

Сначала мы проанализировали все полученные отчеты и попытались их структурировать в таблице по особенностям присутствующих в них конструктов. (см. таблица 1. Результаты исследования). Затем мы проанализировали субъективные оценки эмоциональной окраски и значимости воспоминаний самими респондентами (таблица 2. Субъективная оценка воспоминаний). На следующем этапе мы систематизировали полученные данные и выявили процентное соотношение исследуемых параметров (см. таблицы 3-6).

Выводы

Ранние детские воспоминания несут важнейшую эмоциональную нагрузку, являются значимыми и оказывают влияние не только на выбор жизненного стиля и определение жизненного пути человека, но и на развитие личности в целом.

Образы отца и матери, а также других близких родственников (братьев, сестер, бабушек и т.д.) оказывают неоспоримое влияние на формирование эмоциональных связей с семьей, на собственные установки субъекта на семейную жизнь, отношение к своим детям, взаимоотношения с представителями противоположного пола (что также подтверждается в ответах испытуемых на вопросы анкеты).

Ранние детские воспоминания, переживания с ними связанные становятся все более значимыми для человека в процессе жизни. Чем старше по возрасту респонденты, тем выше они оценивают степень значимости своих воспоминаний, следовательно – с возрастом ценность воспоминаний детства для субъекта возрастает.

Более молодые испытуемые чаще утверждают, что их детские воспоминания не являются для них значимыми либо никак не повлияли на их жизнь. Смеем предположить, что понимание этой значимости происходит в течение жизни и требует продолжительного времени, определенного жизненного опыта и уровня осознанности.

Заключение

Ранние воспоминания представляют собой память о специфических событиях детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которые человек может визуализировать «духовным взором» так, что отдельные детали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно ранние воспоминания имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитию базисных установок и воззрений индивидуума.

Формирование жизненных стратегий может рассматриваться в контексте проявления их в виде фиктивных целей в ранних воспоминаниях.

Понятие «стратегия жизни» характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее повседневное поведение в течение длительного времени, а с другой – способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

Предположение, заключавшееся в том, что между конструктами ранних воспоминаний и формированием жизненных траекторий личности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования.

В результате проведенного исследования выявлено - конструкты ранних воспоминаний связаны с жизненными стратегиями личности.

Полученные в данном исследовании результаты могут использоваться в научной работе студентов, а также в учебном и воспитательном процессе.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме.

Список использованных источников

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. – 268 с.

Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. – М., 1968.

Бурлачук Л.Ф., Коржова В.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2002. –№ 4. – С. 74-85.

Горянина, В.А., Масалков, И.К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. – М.: Совершенство, 1999. – 230 с.

Головаха, Г.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – с. 212–267.

Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 5. – с. 4–13.

Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. – 384 с.

Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 2. – с. 98–104.

Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995. – 238 с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

Адлер А. О стремлении к превосходству. Астер-Х: Великие психологи прошлого, 2017

Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека. Академический проект, 2015

Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии. / Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – С. 125-129.

Фрейд З.: жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

Фромм Э. Иметь или быть. – М.: "АСТ", 2000.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Изд. 2-ое. – СПб.: Издательство Питер, 1997. – 608 стр.

http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=12143&table=papers_file&type=0&conn=confDB

http://liblive.ru/?read=453774812&s=4784

 

Приложение 1.

Анкета

Уважаемый респондент,

ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Данная анкета является анонимной и не может представлять опасности для Вас и Вашей репутации. Все Ваши ответы необходимы нам для работы над проектом и будут использоваться лишь в эмпирических целях. Пожалуйста, отнеситесь серьезно к заполнению анкеты,

опишите как можно подробнее Ваши детские воспоминания –

нам важны даже «незначительные» мелочи!

Надеемся на Ваше понимание.

Ваш возраст_________ 2. Ваш пол____________

3. Опишите, пожалуйста, как можно подробнее Ваше первое детское (самое раннее, что Вы помните) воспоминание. ____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите Ваш возраст, в котором произошло это событие______________

5. Что Вы чувствовали при этом? ____________________________________

6. Что Вы чувствуете, вспоминая об этом сейчас? _______________________
__________________________________________________________________

7. Насколько значимым Вы считаете для себя данное воспоминание (переживание о нем) ______________________________________________

8. Как часто Вы возвращаетесь мысленно к данному воспоминанию? ________________________________________________________________

9. Как повлияло данное событие (воспоминание, переживание) на Вашу дальнейшую жизнь? ______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотров работы: 44