ВВЕДЕНИЕ
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Он очень важен для жизни человека, растений и животных. Без воды можно прожить несколько дней, без пищи – несколько недель, а без воздуха лишь несколько минут.
Актуальность
Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5 – 6 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Уже через 15 мин после начала урока содержание углекислоты в воздухе класса повышается в 2 раза, к концу урока — в 3 раза. Химический состав воздуха изменяется за счет выделений продуктов жизнедеятельности. Это выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи. Кроме того, воздушная среда загрязняется химическими выделениями из отделочных материалов помещения.
Ионный состав тоже изменяется, бактерий в воздухе становится больше. Одновременно со всем этим, возрастает концентрация углекислого газа. Все данные изменения несут в себе только отрицательные результаты. Например: ухудшенная работоспособность, неоднократные появления головной боли, частые заболевания. Химические реакции могут вызывать аллергию, астму и другие раздражающие действия. Физические реакции, в том числе и изменение температуры, отражается на терморегуляции, повышается потоотделение.
Когда вы входите в помещение, где много людей, то практически всегда чувствуете, что там тяжелее дышится, чем снаружи. Хочется сказать «не хватает кислорода». Что происходит при этом с нашим организмом? Насколько это вредно?
Мы решили выяснить, как изменяется содержание кислорода в воздухе в классном помещении в течение дня. Это стало идеей нашей работы.
Объект исследования: воздух в классной комнате в течение учебного дня.
Предмет исследования: состав воздуха в классной комнате без проветривания помещения и с его проветриванием.
Цель: Выявить изменения содержания кислорода в воздухе в классном помещении в течение рабочего дня.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу о составе воздуха.
2. Установить практически, как изменяется состав воздуха в классе при проветривании и без него;
3. Понаблюдать, что происходит с учащимися при работе в проветриваемом и непроветриваемом помещении; насколько снижается их работоспособность без наличия свежести.
4. Провести опрос среди учащихся средних и старших классов о необходимости проветривания;
5. Сформулировать предложения о способах создания благоприятного климата в классе.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Воздух - смесь газов, главным образом азота и кислорода, составляющая земную атмосферу. Если говорить о составе воздуха в процентах, то основным его компонентом является азот. Азот занимает 78% от всего объема воздуха. Процентное соотношение кислорода в молекуле воздуха составляет 20,9%. Азот и кислород – два основных элемента воздуха. Содержание остальных веществ значительно меньше и не превышает 1%. Так, аргон занимает объем 0,9%, а углекислый газ – 0,03%. Также воздух имеет такие примеси, как неон, криптон, метан, гелий, водород и ксенон.
Кислород – самый распространенный элемент на Земле: массовая доля в земной коре 47,3%, а объемная доля в атмосфере – 20,95%, массовая доля в живых организмах – около 65%.
Химический состав воздуха чрезвычайно важен для здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ (ГОСТ)[1]
Благоприятный уровень содержания кислорода в воздухе
Зона 1-2: такой уровень содержания кислорода характерен для экологически чистых районов, лесных массивов. Содержание кислорода в воздухе на берегу океана может достигать 21,9%
Уровень комфортного содержания кислорода в воздухе
Зона 3-4: ограничена законодательно утвержденным стандартом минимального содержания кислорода в воздухе для помещений (20,5%) и "эталоном" свежего воздуха (21%). Для городского воздуха нормальным считается содержание кислорода 20,8%.
Недостаточный уровень содержания кислорода в воздухе
Зона 5-6: ограничена минимально допустимым уровнем содержания кислорода, когда человек может находиться без дыхательного аппарата (18%).
Пребывание человека в помещениях с таким воздухом сопровождается быстрой утомляемостью, сонливостью, снижением умственной активности, головными болями. Длительное пребывание в помещениях с такой атмосферой опасно для здоровья. Физиологические сдвиги происходят, когда содержание кислорода падает с 20 до 17%.
Опасно низкий уровень содержания кислорода в воздухе
Зона 7 и далее: при содержании кислорода 16% наблюдается головокружение, учащенное дыхание, 13% - потеря сознания, 12% - необратимые изменения функционирования организма, 7% - смерть.
В других источниках мы нашли следующую информацию:
[2]
Также, мы нашли информацию, что учёные доказали, что снижение кислорода на 1% приводит к снижению работоспособности на 30%.
Внешние признаки кислородного голодания (гипоксии)
- ухудшение цвета кожи;
- быстрая утомляемость, снижение умственной, физической нагрузки;
- депрессия, раздражительность, нарушение сна;
- головные боли.
Длительное пребывание в помещении с недостаточным уровнем содержания кислорода может привести к более серьезным проблемам со здоровьем, т.к. кислород отвечает за все обменные процессы организма, то следствием его недостатка становятся:
- нарушение обмена веществ;
- снижение иммунитета.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение данных);
практические (наблюдение, эксперимент, сравнение);
математические (построение диаграмм, таблиц).
Обследование санитарно-гигиенического состояния
школьного кабинета
С целью изучения содержания кислорода в атмосфере классного помещения. Заборы воздуха проводились в кабинете биологии S 70,8 м2,в центре кабинета (приложение 1).
Первое измерение проводились в утреннее время (до начала уроков).
Второе – после шести уроков без проветривания помещения (окна не открывались, однако дверь периодически открывалась, также помещение снабжено системой вентиляции).
Третье – после 5 минутного проветривания: открывалась одна створка окна. Площадь окна, через которое осуществлялось проветривание – 0,64м2.
Количество учеников в классах, после которых проводились заборы воздуха:
1 урок – 27, 2 урок – 15, 3 урок – 25, 4 урок – 22, 5 урок – 29,
6 урок – 29 человек.
Общее число учащихся за данный период времени – 147 человек.
Для проведения измерения использовались:
трубки индикаторные (ТИ) для контроля в воздушной среде концентрации кислорода «Крисмас+»;
насос-пробоотборник ручной НП-3М «Крисмас+»;
барометр-анероид школьный БР-52 (для измерения атмосферного давления)
Согласно инструкции к индикаторным трубкам (приложение 2), расчет объемного содержания кислорода производился с учетом атмосферного давления – {\displaystyle {\ce {\phi}}}φ*K
Для выявления субъективных ощущений учащихся в течение дня и их реакции на изменение концентрации кислорода в помещении, мы провели опрос учащихся. В опросе приняли участие 56 учеников 5-х и 8-х классов.
Какой бывает воздух в классе? Варианты ответа: неприятный, душный, тяжелый, сухой.
Какие вредные компоненты есть в непроветренном классе? Варианты ответа: углекислый газ, микробы, запахи, пыль.
Какое влияние оказывает воздух в помещении на человека? Варианты ответа: головная боль, усталость, затрудненное дыхание, аллергия
Как сделать чистым воздух в классе? Варианты ответа: необходимо проветривать, посадить цветы, делать влажную уборку, вытирать пыль (приложение 3).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дата проведения измерений: 23.01.19
1 измерение (до начала уроков)
Атмосферное давление: 758 мм рт.ст. K=0,97
Результат замера кислорода: 21,9*0,97 = 21,2%
2 измерение (после 6 подряд проведенных уроков, без проветривания)
Атмосферное давление: 758 мм рт.ст. K=0,97
Результат замера кислорода: 18,3*0,97 = 17,7%
3 измерение (после 5мин проветривания)
Атмосферное давление: 758 мм рт.ст. K=0,97
Результат замера кислорода: 19*0,97 = 18,4%
Результаты измерений представлены в таблице и на графике (приложение 4).
Таким образом, содержание кислорода в воздухе за 6 уроков без проветривания уменьшилось с 21,2% до 17,7%.
Даже при условии периодически открытых дверях и вентиляции содержание кислорода изменяется значительно – на 3,5%.
5 минутное проветривание через одно окно площадью 0,64м2 привело к повышению содержания кислорода всего на 0,7%.
Согласно результатам опроса (приложение 5), большинство учащихся считает:
22 ученика – 39% опрошенных ответили, что воздух в классе бывает душный;
30 учеников – 54% предположили, что в воздухе много пыли;
36 учащихся – 64% ответили, что такой воздух вызывает головную боль;
37 учащихся – 66% считает, что очистить воздух в помещении лучше всего с помощью проветривания.
ВЫВОДЫ
Содержание кислорода в классном помещении до начала уроков расценивается как благоприятный уровень содержания кислорода в воздухе (зона 1-2).
После шести проведенных подряд уроков при периодически открывающейся двери и вентиляции помещения, содержание кислорода расценивается как недостаточный уровень содержания кислорода в воздухе (зона 5-6).
Проветривание повышает содержание кислорода в помещении, однако проветривание через одно открытое окно площадью 0,64м2 явно недостаточно для восстановления нормального содержания кислорода. Уровень содержания кислорода по-прежнему расценивается как недостаточный. Либо нужно увеличивать площадь проветривания, либо время проветривания.
Даже при наличии вентиляции и открытой двери в кабинете необходимо проветривание на каждой перемене не менее 10 мин.
По итогам опроса можно сделать вывод, что все респонденты осознают проблему застоя воздуха в классном помещении в течение учебного дня и могут решить ее с помощью регулярного проветривания. Также они обратили внимание, что данная проблема может быть решена с помощью регулярных проветриваний помещения во время перемены.
С результатами проведенных исследований планируем ознакомить учащихся и учителей школы и предложить их вниманию рекомендации по проветриванию помещений (приложение 6).
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.ecocat.biz/vozduh%20trebovania
2 Воздух http://ru. Wikipedia. Org/wiki/Воздух/
3. http://docs.cntd.ru/document/1200003608
4. https://uchim.guru/himiya/soderzhvozduhe.htmlanie-kisloroda-v-
5. https://vkusnyasha.ru/kids_helth/21852-gipoksiya-prichiny-simptomy-i-posledstviya-dlya-rebenka.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
П ЛАН КАБИНЕТА БИОЛОГИИ
Учительский стол с доской
Ученический стол 1
Ученический стол 2
Ученический стол 4
Ученический стол 6
Ученический стол 8
Ученический стол 3
Ученический стол 5
Ученический стол 7
- место проведения измерений
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРУБОК ИНДИКАТОРНЫХ ДЛЯ КОНТРОЛЯ В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА «КРИСМАС+»
П РИЛОЖЕНИЕ 3
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-10 КЛАССОВ
1. Какой бывает воздух в классе? Варианты ответа: неприятный, душный, тяжелый, сухой
2. Какие вредные компоненты есть в непроветренном классе? Варианты ответа: углекислый газ, микробы, запахи, пыль
3. Какое влияние оказывает воздух в помещении на человека? Варианты ответа: головная боль, усталость, затрудненное дыхание, аллергия
4. Как сделать чистым воздух в классе? Варианты ответа: необходимо
проветривать, посадить цветы, делать влажную уборку, вытирать
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОРОДА В ВОЗДУХЕ
№ |
Условия проведения измерения |
Результат измерения, % |
1 |
до начала уроков |
21,2 |
2 |
после шести уроков |
17,7 |
3 |
после 5 минутного проветривания |
18,4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ
вопрос |
варианты ответов |
|||
сухой |
неприятный |
душный |
тяжелый |
|
Какой бывает воздух в классе? |
9 |
15 |
22 |
10 |
вопрос |
варианты ответов |
|||
углекислый газ |
пыль |
микробы |
запахи |
|
Какие вредные компоненты есть в непроветренном классе? |
7 |
30 |
7 |
12 |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
вопрос |
варианты ответов |
|||
усталость |
головная боль |
затрудненное дыхание |
аллергия |
|
Какое влияние оказывает воздух в помещении на человека? |
3 |
36 |
3 |
14 |
вопрос |
варианты ответов |
|||
делать влажную уборку |
проветривать |
посадить цветы |
вытирать пыль |
|
Как сделать чистым воздух в классе? |
11 |
37 |
0 |
8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕТРИВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
Основным действием для создания благоприятного воздуха в классе служит проветривание.
Сквозное проветривание помещений в течение 10—15-минутной перемены снижает содержание углекислоты в 1,5—2 раза, однако ее концентрация не достигает нормы. В связи с этим обязательно проветривание класса в течение урока (во время физкультурной паузы).
Весной и осенью (при температуре воздуха снаружи выше О °С) рекомендуется постоянно держать открытыми 1—2 фрамуги или форточки. При наружной температуре выше +15 °С надо открывать и окна. В холодное время года проветривание осуществляется с помощью фрамуг. Во время перемены обязательно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. С этой целью одно окно в классе, наиболее удаленное от двери, не заклеивается. Критерием полного газообмена является снижение температуры воздуха после проветривания на 2—4 °С. При этом переохлаждения учащихся не происходит. В течение 7—10 мин урока температура воздуха в помещении восстанавливается. Умеренное напряжение терморегуляции не только допустимо, но и необходимо, так как повышает неспецифическую защиту организма и сопротивляемость инфекциям. Сквозное проветривание рекомендуется также до начала проведения занятий и после их окончания. Оптимальная температура воздуха в классах и кабинетах школы — 18—20 °С, оптимальная влажность — 40—60 %. Во всех учебных помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
В общественных зданиях, где находится большое скопление людей, должно быть кондиционирование: в помещении искусственно создаются и автоматически поддерживаются заданные условия температуры, влажности и движения воздуха.