Организация рабочего места школьника с использованием метода 5С

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Организация рабочего места школьника с использованием метода 5С

Жуков К.Д. 1
1МБОУ Барвихинская сош
Домрачева Е.А. 1
1МБОУ Барвихинская сош
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как часто мы слышим слова о том, что экономика нашей страны уступает по производительности труда экономикам стран большой семерки. В школьном учебнике дается определение производительности труда: количество произведенного продукта за единицу времени. Причем в учебниках старших классов появляется еще термин «эффективность труда» - эффективность труда выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах. И важно отметить, что эффективность труда в отличие от производительности труда выражает не только количественные, но и качественные результаты труда. Другим важным достоинством показателя эффективности труда является отражение в нем экономии трудовых ресурсов. Поэтому, на мой взгляд, правильно было бы считать производительностью труда не то, как много делает человек, а то, как мало он выполняет ненужной работы.

Экономии трудовые ресурсы, оптимизации затрат человеческого труда способствует технология «бережливого производства» - это действенная система простых решений, которая включает методы, подходы и эффективные инструменты, направленные на устранение потерь и оптимизацию процессов. Причем, процессы эти могут происходить как на производстве, так и в здравоохранении, образовании и других сферах деятельности человека.

Уже активно применяются популярные инструменты и методы этой технологии и в нашей стране. Для меня эта тема являетсяактуальной, так как я хотел бы повысить эффективность своего труда при подготовке домашнего задания.

Меня заинтересовал один из методов технологии «бережливого производства» - Система 5S. Поэтому цель моего исследования: установить взаимосвязь между грамотно оборудованным рабочим местом школьника и эффективностью выполнения домашних заданий.

Задачи исследования:

- изучить литературы и материалы сети Интернет по данной теме

- провести анкетирование среди учеников моего класса

- провести эксперимент по организации рабочего места школьника

- собрать фотоматериалы, отражающие состояние рабочего места школьника дома

- проанализировать результаты анкетирования и эксперимента

- сделать выводы и зафиксировать результаты исследования

- выступить перед одноклассниками с презентацией своего исследования для их информирования и принятия мим дальнейшего решения по применению метода Система 5S.

Гипотеза исследования: возможно повысить эффективность выполнения домашнего задания при правильной организации рабочего места школьника.

Объект исследования: Домашнее рабочее место ученика 6 класса.

Предмет исследования: Организация рабочего места обучающегося 6 класса в домашних условиях.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, поиск необходимой информации, эксперимент, первичная обработка фактов, сравнение, анализ полученных результатов, выведение закономерностей.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть рекомендованы для применения при организации рабочего места школьников 5-11 классов.

Глава 1 Метод 5S как элемент технологии «бережливого производства».

История возникновения технологии «бережливого производства».

Идеи «бережливого производства» впервые были сформулированы и внедрены Генри Фордом. Но они не получили широкого распространения, так как носили характер разрозненных мероприятий и не затрагивали само мировоззрение работников. Бережливое производство – это, по сути дела, философия, которая основана на уважении к сотрудникам и постоянном совершенствовании процессов.

Центром же разработки и внедрения принципов и методов бережливого производства стала автомобильная компания Тойота, с уникальной системой контроля качества, которая и легла в основу системы. В начале 80-х годов XX века японские автомобили вторглись на рынок США, и всего за несколько лет их доля достигла примерно 30%. Изначально стоимость японских авто была выше американских, но постепенно цены снижались, качество повышалось, стремительно росли и продажи. Безусловно, это не могло не волновать местных производителей. При их поддержке в 1985 году в Массачусетском технологическом институте был запущен исследовательский проект. В процессе тщательного исследования автомобильного рынка появилось понятие lean production1, новый термин понадобился для отражения того факта, что речь идет о чем-то гораздо большем, чем просто система организации производства одной компании («Тойота»). Итоги проекта были опубликованы в книге Джима Вумека, Дэниела Джонса и Дэниела Русса в 1990 году. Позднее данную концепцию стали применять и в торговле, и в сфере услуг, и в государственном управлении.

Lean production (manufacturing) переводится на русский язык как «бережливое производство». Существуют и другие варианты: «бережливое мышление», «оптимальное производство», «гибкое производство», «производство без потерь». Встречается и название «бережливое управление».

Постепенно концепция развивалась, и уже в начале 2000-х годов МайкломЛ. Джорджем была предложена гибридная методика "Бережливое производство плюс шесть сигм» (классических потерь). Сегодняшний опыт апеллирует именно к ней. Суть бережливого производства как раз и заключается в ликвидации действий, которые отнимают время, но не создают ценности, а также в формировании условий, при которых оставшиеся действия (процессы), создающие ценность, выстраиваются в непрерывный поток2.

1.2 Использование технологии «бережливого производства» за рубежом и в нашей стране.

Бережливое государство позволяет выполнять больше работы, не привлекая дополнительных трудовых ресурсов, снижает стоимость предоставления государственных услуг, повышает удовлетворенность налогоплательщика, существенно сокращает время, затрачиваемое на оказание различного рода государственных услуг (образование и здравоохранение, например). Важно, что оно требует привлечения меньших средств для внедрения и дальнейшего использования, чем альтернативные подходы, не зависит от дорогостоящих ИТ-решений, а также имеет показатель эффективности инвестиций более чем 20%.

Инициативы по использованию бережливых технологий в практике государственного управления впервые появились в 2001 году в Великобритании, а в 2002 году — в США. Сегодня в США функционирует Центр бережливого государства (LLC LEAN Government Center). Что касается федерального уровня, то пока ее используют лишь отдельные ведомства — например, министерство обороны или агентство по защите окружающей среды (EPA), которое в 2008 году издало собственное руководство по бережливым технологиям. Активно используется концепция и за пределами США. Почтовая служба Японии за 2008 повысила производительность на 20% и уменьшила затраты на 30 миллиардов иен. Аналогичным службам в Канаде удалось обеспечить уровень своевременной доставки корреспонденции в 96,7% в Канаде и в 95% в Дании, при этом затраты сократились на 20%.

В России число компаний, извлекающих выгоду из бережливых систем, пока не так велико, как за рубежом, — правда, их число постоянно увеличивается.  В 2014 году был принят ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь». Что касается собственно бережливого государственного управления, то настоящим прорывом стала целевая программа, разработанная и реализованная правительством Татарстана («Реализация проекта „Бережливое производство“ в Республике Татарстан на 2011–2013 годы»). В рамках реализации этой программы активно внедрялся в работу государственных учреждений инструмент 5С (например, в Министерстве сельского хозяйства республики с приростом эффективности в 20%).

В Нижегородской области проект «Эффективная губерния» в образовании стартовал с февраля 2018 года. Более 20 нижегородских школ, вузов и средних профессиональных образовательных учреждений приняли участие в проекте.

В начале июля 2019 года в Нижегородской области проходил второй Всероссийский форум «Производительность 360». Его основная тема – внедрение в производство «бережливых технологий», которые смогут повысить производительность труда в различных сферах: в медицине, социальном обслуживании населения, образовании.

1.3 Методы технологии «бережливого производства».

Для совершенствования деятельности используются следующие методы3:

 картирование цепочки (потока) создания ценности;

система 5S (или 5С) — система организации рабочего пространства, основанная на визуальном контроле и включающая пять шагов;

стандартизация операций (формализация процедур и процессов в деятельности предприятия, при этом под стандартом понимается наилучший способ выполнения какой-либо деятельности с использованием приемов, которые предварительно проверены на практике, наглядно изложены в простой и понятной форме с использованием средств визуализации, доведены посредством обучения до всех работников, выполняющих данную работу);

визуальный менеджмент (такое размещение инструментов, деталей, тары и других индикаторов состояния производства, при котором каждый с первого взгляда может понять состояние системы — «норма» или «отклонение»);

быстрая переналадка SMED (быстрая, до десяти минут, процедура переналадки производственного оборудования);

канбан (инструмент — бирка, карточка, электронное сообщение, — который дает указание на производство или изъятие (передачу) изделий с одного процесса на другой);

«всеобщее эффективное техническое обслуживание», или TPM (совокупность методов и инструментов, направленных на поддержание постоянной работоспособности оборудования для обеспечения непрерывности производственных процессов).

Кайдзен — непрерывное совершенствование.

Есть и специфические методы, предназначенные для оптимизации процессов в непроизводственной сфере. Например, «диаграммы спагетти», используемые для отслеживания и фиксации лишних перемещений сотрудников и документов.

1.4 Сущность метода 5С (5S).

Это пять взаимосвязанных принципов организации рабочего места, обеспечивающих визуальный контроль и бережливое производство. Японские названия каждого из этих принципов начинаются с буквы «с».

Сэири (整理) — «сортировка» — четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.

Сэитон (整頓) — «соблюдение порядка» (всему свое место) — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.

Сэисо (清掃) — «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности.

Сэикэцу (清潔) — «стандартизация» (поддержание порядка) — регулярное выполнение первых трех «С» каждый день для поддержания рабочего места в отличном состоянии.

Сицукэ (躾) — «совершенствование», или, в буквальном переводе, «воспитание» (формирование привычки), — выполнение первых четырех «С» должно стать привычкой, системой в работе.

На английский язык эти принципа часто переводятся как:

Sort – сортировать

Straighten – соблюдать порядок

Shine – сиять

Standardize - стандартизировать

Sustain – поддерживать

Некоторые сторонники бережливого производства вводят шестое S - Safety – безопасность.

Глава 2 Организация рабочего места школьника по системе 5С.

2.1 Проведение анкетирования одноклассников

Используя метод анкетирования, я собрал и проанализировал данные о состоянии рабочего места дома обучающихся 6 В класса. В опросе участвовали 29 моих одноклассников. Анкета содержала вопросы, отражающие метод 5С. Также для составления анкеты я использовал стандарт ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» см. Приложение 1.

Первый вопрос анкеты «Где вы выполняете домашнее задание?» содержал три варианта ответа: имеется своя комната, на кухне, используется другая зона квартиры. Подавляющее большинство (27) одноклассников имеют собственную комнату, где располагается рабочее место. Думаю, данный факт должен способствовать правильной организации рабочего места.

Второй вопрос анкеты был направлен на изучение укомплектованности рабочего места школьника. Результаты следующие: у всех моих одноклассников рабочее место укомплектовано полностью: имеется рабочий стол, стул или кресло, шкаф или полка для книг и школьных принадлежностей.

Третий вопрос анкеты требовал оценить свое умение организовать рабочее место дома. У 8 (27,5%) моих одноклассников на рабочем столе находятся предметы, не используемые для учебы. У 4 (14%) учеников 6 В класса пишущие принадлежности находятся в хаотичном состоянии, то есть не убраны в отдельные ящики или контейнеры. 10 (34%) моих одноклассников не распределяют на рабочем столе нужные им предметы с учетом частоты их использования. Несколько раз в неделю проводят уборку своего рабочего места всего лишь 3 (10%) одноклассницы. Большинство 15 (52%) проводят уборку один раз в неделю. 11 (38%) учеников 6 В класса проводят уборку своего рабочего места один раз в месяц. 15 (52%) опрошенных располагают расписание уроков на видном месте. 6 (20%) моих одноклассников знакомы с методом 5С по организации рабочего места. Больше половины (64%) опрошенных не хотят изменять, исправлять, добавлять что-либо на своем рабочем месте дома. Результаты анкетирования представлены в Приложении 2.

2.2. Проведение эксперимента по организации рабочего места школьника.

Правильно организованное рабочее место, согласно методу 5С, повышает производительность труда. Результативность труда школьника заключается, на мой взгляд, в количестве и качестве выполненного домашнего задания, изученного дополнительно материала. Для этого необходимо также не тратить зря драгоценное время. Я попытался доказать это, проведя эксперимент по организации рабочего места см. Приложение 3.

Участниками эксперимента стали мои одноклассники. Участникам ставилась задача: найти необходимый документ (с определенным текстом). На первом этапе файл с документом я расположил в папке с документами. На столе помимо этой папки в хаотичном порядке располагались учебники, дополнительная литература, пишущие принадлежности, цветная бумага (в общем, все то, что обычно бывает на столе у школьника). Засекли время, нужный документ был найден через 7 минут. Затем мои одноклассники вышли из класса, и я разложил на столе предметы по определенным группам: папки с файлами, учебники, дополнительная литература, пишущие принадлежности, но предметов стало больше. На втором этапе необходимо было найти текст с другим содержанием. С этой более сложной задачей мои одноклассники справились за 5 минут.

Проведенный эксперимент доказывает, что использование метода 5С (шаги сортировка и соблюдение порядка) повысили производительность труда на 28%.

2.3. Состояние рабочего места обучающихся 6 В класса

На следующем этапе моего исследования я провел изучение состояния рабочего места моих одноклассников. Для этого я попросил их прислать мне фото своего рабочего места. Я получил фотографии от 14 моих одноклассников (см. Приложение 4). Анализ фотоматериалов показал, что правильно организовано рабочее место у 6 обучающихся. Причем, все они девочки. У них четко прослеживается разделение вещей с учетом частоты их использования и организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто найти их и использовать. То есть, можно сделать вывод, что 43% моих одноклассников практически используют элементы метода 5С (сэири , сэитон, сэисо). Также, я убедился в том, что для остальных 67% одноклассников необходимо ознакомление с методом 5С для того, чтобы правильно организовать свое рабочее место. Для этого я разработал рекомендации по использованию метода 5С (см. Приложение 5)

Заключение

В начале своей работы я предположил, что есть прямая взаимосвязь между грамотно оборудованным рабочим местом обучающегося и эффективностью выполнения домашнего задания.

В ходе исследования я изучил технологию бережливого производства и, в частности, метод 5С.

Проведенное анкетирование позволило сделать вывод о том, что рабочее место у большинства моих одноклассников укомплектовано всем необходимым для обучения. Но не все мои одноклассники могут правильно организовать свое рабочее место дома и поэтому снижается эффективность выполнения домашнего задания.

Проведенный мною эксперимент доказал, что применение метода 5С позволяет увеличить эффективность выполнения домашнего задания на 28%.

Мною разработаны рекомендации для школьников по использованию метода 5С.

Итак, цель моего исследования достигнута, гипотеза подтверждена, выполнены все поставленные задачи.

Список литературы

Растимешин В.Е. Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места.: Практическое пособие/В.Е. Растимешин, Т.М. Куприянова; Под ред. В.Н. Шлыкова. – 4-е изд. – М.: Стандарты и качество, 2009. – 176 с

Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству. Под ред. Ч.Марчвински и Дж.Шука. // Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, Центр развития деловых навыков, 2005, 123 с.

Х.Хироюки 5S для рабочих: как улучшить свое рабочее место // Пер. с англ. - М.: ИКСИ, 2007, 160 с.

ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента.

Буканин В.А., Парфенова А.М. Организация рабочего пространства и рабочего места в образовательных учреждениях. Международный научно-исследовательский журнал №04 (58) 2017 часть 4 апрель, стр.19.

Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018, 472с.

leanzone.ru открытый портал о бережливом производстве и бережном управлении. Посвящен эффективным методикам организации производственной деятельности.

производительность.рф — сайт Федерального центра компетенций в сфере повышения производительности труда — организации, которая выступает оператором национальной программы «Производительность труда и поддержка занятости»

Приложение 1

Анкета «Организация рабочего места школьника дома»

Где Вы выполняете домашнее задание?

Своя комната

кухня

Другая зона квартиры

     

Какова укомплектованность Вашего рабочего места?

Рабочее место

Да

Нет

Рабочий стол

   

Стул

   

Полка или шкаф

   

Оцените свое умение организовать рабочее место дома:

Критерий

Да

Нет

У меня на рабочем месте находятся только нужные и необходимые для обучения предметы ( учебники, пособия, тетради, компьютер и т д.)

   

Все ручки, карандаши, линейки, транспортиры, флешки, клей, бумага и т.д. находятся в отдельных ящиках ( контейнерах и т.д.)

   

Распределены ли нужные предметы с учетом частоты их использования?

   

Регулярно ли Вы проводите уборку своего рабочего места? Как часто? (написать)

   

Находится ли на видном месте расписание уроков, дополнительных занятий и т.п.

   

Знакомы ли Вы в методом 5С по организации рабочего места?

   

Что бы Вы хотели изменить, исправить, добавить на своем рабочем месте? Напишите

Приложение 2

Результаты анкетирования «Организация рабочего места школьника дома»

Где вы выполняете домашнее задание?

Какова укомплектованность вашего рабочего места?

Оцените свое умение организовать рабочее место дома.

Приложение 3

Проведение эксперимента по организации рабочего места школьника.

Приложение 4

Состояние рабочего места обучающихся 6 класса

Приложение 5

Рекомендации по применению метода 5S для школьников

1. Сортировка рабочего стола обучающегося.

Все материалы обучающегося распределяются на нужные всегда, ненужные и нужные иногда.

Нужные всегда - это учебники и тетради по предмету, который ты выполняешь сейчас;

Нужные иногда - это предметы, которые понадобятся в течении работы, но не нужны на данный момент.

Ненужные - это посторонние предметы, которые не нужны для выполнения данного предмета: посуда, игрушки и другие.

Чтобы ничего не мешало организовывать своё рабочее место ненужные вещи можно пометить красными стикерами. Они будут сигнализировать: "Брать нельзя! Выполни сначала урок!"

2. Соблюдение рабочего места в порядке:

Клади нужные вещи на видное место;

Чтобы легко было взять;

Чтобы можно было легко вернуть на место.

3. Содержание рабочего места в чистоте.

Определи время и день уборки рабочего мест;

Над рабочим местом повесь распорядок дня учебного и свободного времени.

4. Стандартизация.

Закрепление правил по организации рабочего места;

Правильная поза (соблюдение осанки) во время выполнения домашнего задания.

5. Совершенствование.

Выработка привычки ухода за своим рабочим местом;

Поддержание порядка и следование остальным 4 правилам системы 5S.

1Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018, 472с.

2leanzone.ru

3Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству. Под ред. Ч.Марчвински и Дж.Шука. // Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, Центр развития деловых навыков, 2005, 123 с.

Просмотров работы: 8047