ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ахтямова А.Р. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №14
Старкова М.А. 1
1МБОУ Одинцовская гимназия №14
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В работе рассмотрены различные подходы к пониманию человеческого капитала. Дано определение человеческого капитала и способов инвестирования в человеческий капитал.

Актуальность исследования заключается в том, что эффективное использование и развитие человеческого капитала является приоритетным направлением ведущих стран мира. Именно он способствует повышению качества жизни, а также росту эффективности национальной экономики.

Гипотеза исследования – образование это путь к успеху.

Объект исследования - человеческий капитал.

Предмет исследования – образование как фактор успешности и роста человеческого капитала.

Цель работы - рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала в целом и образования в частности, а также роль образования в развитии успешности человека в современной России.

В соответствии с целью, определены следующие задачи:

Определить сущность и понятие человеческого капитала.

Проанализировать некоторые литературные источники по теме исследования.

Провести обзор видов инвестиций в человеческий капитал.

Рассмотреть образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала.

Выявление связи образования и успешности человека.

Проведение интернет опроса по теме исследования.

Проанализировать результаты интернет опроса

Исследование состоит из трех этапов: теоретического, практического и аналитического.

Методы исследования:

Теоретический: изучение и анализ литературных источников.

Эмпирические: интернет-опрос, анализ интернет-опроса.

1. Понятие «человеческий капитал»

 

Сущность человеческого капитала

Человеческий капитал (англ. human capital) — совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Изначально под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. На сегодняшний день понятие человеческого капитала существенно расширилось. Это затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Понятие человеческого капитала определили американские ученые, лауреаты Нобелевской премии по экономике Гэри Беккер и Теодор Шульц. Они показали, что вложения в человеческий капитал могут давать высокий экономический эффект и что они все в большей степени определяют развитие экономики. Теодор Шульц говорил, что улучшение благосостояния бедных людей зависело скорее от знаний, а не от используемой техники, усилий или земли.

Человеческий капитал можно описать как комбинацию качеств человека и его способностей. То есть определенные качества, которые человек приносит в свою работу – это энергия и ум, позитивность, надежность, преданность. Способность человека учиться, означает одаренность, творческий характер личности, воображение и отличную смекалку.

Если рассматривать понятие человеческого капитала в узком смысле, то одной из форм человеческого капитала является образование. А если в широком смысле, то человеческий капитал образуется при помощи инвестиций в человека в виде затрат на образование, на охрану здоровья, миграцию, а также на поиск информации о ценах и доходах (Приложение 1).

Таким образом, капитал назвали «человеческим», потому что он становиться частью человека, а «капиталом» он является из-за того, что представляет собой источник для будущих заработков и удовлетворений.

Анализ некоторых литературных источников по теме исследования и особенности человеческого капитала

Шульц Т. предложил определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его способности. Приобретенные человеком качества, которые могут быть усилены вложениями, которые мы называем человеческим капиталом» [15, с. 45].

И. Бен-Порет считал, что человеческий капитал – это особый фонд, выполняющий функции производства трудовых ресурсов в общественных единицах измерения [16]. Кузьмичев С.М. определяет понятие человеческого капитала, как богатство государства, способное обеспечить его устойчивое развитие, поддерживать состояние конкурентоспособности [10].

Ф. Нойманн к главным составляющим человеческого капитала относит сочетание следующих элементов: культурно-этнические особенности, квалификационные качества, общее и профессиональное образование [14].

Е.В. Ванкевич выделяет такие компоненты человеческого капитала как образование и профессиональную подготовку, состояние здоровья, движущие потребности, мотивацию, ценности [7].

По мнению Ю.Г. Быченко человеческий капитал можно разделить на два вида: биологический человеческий капитал (уровень здоровья населения) и культурный человеческий капитал (совокупность моральных качеств, умений, навыков, интеллектуальных способностей) [6].

Особенности человеческого капитала

Со временем может быть увеличен или уменьшен.

Функционирование человеческого капитала зависит от самого человека.

Один из самых важных факторов экономического роста государства.

Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности.

Инвестиции в человеческий капитал имеют разные источники и носят долгосрочный характер, при этом доходы, получаемые человеком, полностью принадлежат ему и распоряжается он ими самостоятельно.

2. Инвестиции в человеческий капитал

2.1. Виды инвестиций в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, а значит и производительность труда. Затраты на повышение производительности можно рассматривать как инвестиции, т. к. эти затраты могут быть многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Важно отметить, что одних инвестиций недостаточно. Необходимо желание самого человека.

Виды инвестиций в человеческий капитал:

Расходы на образование.

Расходы на здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий).

Расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.

Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять человек, предприятия (организации), образовательные учреждения и общество в лице государства. Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Это тормозит инвестиционную активность человека. Важное значение имеет профессиональная ориентация, мониторинг «будущих» профессий, саморазвитие в перспективных направлениях. Какими н сегодня является в частности изучение иностранных языков, информационные системы, робототехника.

Инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.

2.2. Образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала

С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста. Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и дальнейшего обучения, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях.

Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. В конце ХХ века вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик определяется, прежде всего, качеством рабочей силы, тогда как раньше решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества всегда был человек.

Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.

Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной. Расходы на образование людей влекут за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Среди существующих форм инвестиций в человеческий капитал, образование сегодня является одной из основных.

Понимание того, что инвестиции в человеческий капитал вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита. Классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т. Шульц и Е. Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.

Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [10].

3. Образование как фактор успешности.

3.1. Как образование влияет на успешность человека

Успех - это способность сделать жизнь такой, какой человек сам хочет, чтобы она была. Успех предполагает добиваться поставленных целей и получать от этого удовольствие и удовлетворенность. Поэтому, успешный человек обладает такими качествами, как независимость; уверенность (человек принимает обдуманные решения и не боится ошибиться); настойчивость, которая помогает человеку двигаться к поставленной цели и не отступать; креативность (все, что способен человек вообразить, он сможет воплотить в жизнь); осознанность, когда человек знает себе цену, ставит простые, ясные цели и достигает их; целеустремлённость; позитивное мышление; заинтересованность в своём деле.

Возможности, которые дает нам образование:

1. Новые знания. Получить новые знания можно прочитав литературу, но с педагогом изучать что-либо гораздо легче, ведь вам в любой момент могут помочь.

2. Работа по специальности. Многие из профессий можно получить, только после обучения в ВУЗе. Диплом пригодится и обеспечит вас работой, а значит, и средствами к существованию.

3. Престиж. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. Именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения.

4. Приобретение социальных навыков во время обучения. Человек учится взаимодействовать с коллективом, договариваться, находить выход из трудных ситуаций, что может очень пригодится в дальнейшей жизни.

Нужно ли образования для того, чтобы стать успешным? Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако у образованного человека больше возможностей для реализации своих целей. Пример - жизнь Била Гейтса.

Родился Билл в зажиточной семье. Отец работал успешным юристом, а мать занималась благотворительностью. С детства родители пытались привить сыну дух соревнования. Родные заботились о том, чтобы мальчик стремился к науке. Билл любил играть в различные игры, в которых часто был победителем. В 10 лет он решил, что войдет в круг успешных людей. Примером для подражания был его отец. Вместо спортивных игр и веселья с друзьями мальчик много читал и уделял время учебе. Уже тогда его заинтересовала уникальная машина - компьютер. Интуитивно он чувствовал, что мир изменят программы, а не приборы, на которых они установлены. Именно в это время Билл создавал первые проекты. Директор поощрял учеников премиями. За свою работу мальчик получил в 15 лет первые 500 долларов. Окончив школу, парень поставил перед собой цель - зарабатывать на программировании.

3.2. Интернет-опрос на тему исследования

Мне стало интересно узнать, сколько людей считают себя успешными и что, по мнению опрошенных, определяет эту самую успешность.

Мной был составлен опросник, состоящий из 2 вопросов по теме исследования. Опросник размещен в сети Интернет в форме для опроса Google.form. В опросе приняли участие родители учащихся МБОУ Одинцовская гимназия №14, всего 100 человек.

Опросник включал следующие вопросы.

Считаете ли вы себя успешным человеком?

Да 2) Нет

Что, по вашему мнению, определяет успешность человека? (выберите 3 наиболее значимые для вас варианта)

Начитанность 2) Образованность 3) Соблюдение ЗОЖ

Наличие начального капитала 5) крепкая семья

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите

трудолюбие 8) везение 9) непрерывный процесс обучения

10) умение правильно ставить цели и достигать их

Ссылка на опрос https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeahtTrL-4ozzF_Lp6zftTG-J55Jc24qnqSRwmnmpxogFZCdQ/viewform?usp=sf_link

3.3. Анализ результатов интернет-опроса

По результатам опроса я выяснила, что 34 % опрошенных (34 человека), считающими себя неуспешными людьми.Они отмечают, что для достижения успешности им необходимо:

умение правильно ставить цели и достигать их – 44 % (15 человек)

богатые родители (родственники) – 44% (15 человек)

Везение – 41% (14 человек)

трудолюбие - 38% (13 человек)

наличие начального капитала – 38% (13 человек)

образованность – 35% (12 человек)

крепкая семья – 21% (7 человек)

непрерывный процесс обучения - 18% (6 человек)

начитанность – 18% (6 человек)

соблюдение ЗОЖ – 0% (0 человек)

66% опрошенных (66 человек) называли себя успешными, а также отметили, что их успешность определяется:

Образованностью – 59% (39 человек)

Умением правильно ставить цели и достигать их – 50% (33 человек)

Непрерывным процессом обучения - 47% (31 человек)

Наличием крепкой семьи – 32% (21 человек)

Начитанностью – 30% (20 человек)

Соблюдением ЗОЖ – 28% (19 человек)

Трудолюбием - 27% (18 человек)

Наличием начального капитала – 21% (14 человек)

Наличием богатых родителей (родственников) – 0% (0 человек)

Везением – 6% (4 человек)

Результаты опроса представлены в приложении 4

Обозначим группы опрашиваемых цифрами 1 – те, кто считает себя успешными и 2 – кто не считает себя успешными

Выводы по опросу

По результату опроса видно, что группа 1 и группа 2 считают важным правильно ставить перед собой цели. Только 1 эти цели себе ставили, а 2м этого не хватало. Более чем в два раза отличается показатель «непрерывный процесс обучения» и «образованность». То есть группа 1 выделяет эти показатели крайне важными для достижения успеха. А группа 2 - нет.

Особо хочется отметить результаты опроса по параметрам «соблюдние ЗОЖ» и «наличие богатых родителей». Группа 1 отметила важность соблюдения ЗОЖ для достижения усеха, то есть они придают большое значение совему здоровью. Дйствительно, для достижения успеха, для достижения целей важно иметь хорошее здоровье, не болеть и чувствовать себя хорошо. Группа 2 даже не задумываются о своем здоровье. Противоположная ситуация обстоит с показателем «наличием богатых родителей». Группа 2 уверена что им не хватает этого для успеха, а группа 1 вообще не отетили этот вариант в своих ответах.

То есть можно сделать вывод: добиться успеха реально своими силами. Для этого надо быть целеустремленным, заботиться о своем здоровье, быть образованным человеком и не переставать обучаться в течении всей жизни. Ведь очень важно развиваться, «не стоять на месте», много трудиться, иметь крекую любящую семью, забоиться о близких.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе был рассмотрек очень важный и актуальный вопрос инвестиций в человеческий капитал, в частности роль обазования как одного из основных факторов развития человеческого капитала и успешности человека.

Поставленные в начале работы задачи выполнены. А именно:

Определены сущность и понятие человеческого капитала.

Проведен анализ некоторых литературных источников по теме исследования.

Проведен обзор видов инвестиций в человеческий капитал.

Рассмотрено образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала.

Выявлены связи образования и успешности человека.

Проведен интернет-опроса по теме исследования.

Проведен анализ результатов интернет-опроса.

Цель исследования достигнута, т.е. рассмотрены теоретические и практические основы человеческого капитала в целом и образования в частности, а также роль образования в развитии успешности человека в современной России.

Вывод. Образование играет, и я думаю, будет играть важнейшую роль в развитии человека. Оно - основа на пути к успешной жизни. Образованный человек интересен в общении, обладает огромным багажом знаний и умений, которые он сможет передать потомкам. Значит нельзя допускать, чтобы в сознании людей сформировалось ошибочное представление о том, что для успеха не обязательно много учиться и трудиться.

Инвестиции в образование это вклад в себя, в свое будущее, в свой успех!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авраменко А.И. Экономическая теория: практикум – Минск, 2015. – 480 с.

2. Басовский Л.Е. Микроэкономика: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 224 c.

3. Бахшиян Д.В., Зевеке О.Ю. Человеческий капитал – основной ресурс эффективного предприятия, как резонанс на вызовы современного мира // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14317 (дата обращения: 30.09.2017).

4. Беккер Г. Экономическая теория. – Н, 1971. – 360 с.

5. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. – М.: Юрайт, 2014. – 263 c.

6. Быченко Ю.Г. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 532 c.

7. Ванкевич Е.В. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал Беларуси // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2009. – №4. – С. 43–49.

8. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2014. – 464 c.

9. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. – 189 с.

10. Кармазина Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 19.01.2020).

11. Кузьмичев С.М. Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах // Молодой ученый. – 2017. – №28. – С. 63–64.

12. Критский М. М. Человеческий капитал. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – ISBN 5-288-00703-9:2.40. – 117 с.

13. Маховикова Г.А. Микроэкономика: продвинутый курс: Учебник и практикум. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 322 c.

14. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала // Тезисы докладов международной научно-практической конференции: Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. – Ч. 2. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 98 с.

15. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. – Лондон, 1971. – 522 с.

16. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital over Time / W. Lee Hansen, editor // Education, Income, and Human Capital. – NBER. – 1970. – ISBN 0-870-14218-6. – PP. 129–154.

Приложение 1

Приложение 2

Результаты интернет - опроса (таблица)

1

Да

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

2

Да

начитанность, образованность, крепкая семья

3

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их

4

Да

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

5

Нет

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

6

Нет

образованность, наличие начального капитала, крепкая семья

7

Нет

наличие начального капитала, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

8

Да

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

9

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, трудолюбие

10

Да

начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их

11

Да

образованность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

12

Нет

образованность, наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите

13

Да

начитанность, наличие начального капитала, непрерывный процесс обучения

14

Да

начитанность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

15

Нет

образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)

16

Нет

начитанность, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

17

Да

образованность, крепкая семья, трудолюбие

18

Да

трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

19

Нет

начитанность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

20

Да

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

21

Да

наличие начального капитала, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

22

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья

23

Да

соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, трудолюбие

24

Нет

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

25

Нет

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие

26

Да

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

27

Да

образованность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

28

Да

образованность, наличие начального капитала, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)

29

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

30

Да

образованность, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались), непрерывный процесс обучения

31

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья

32

Нет

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

33

Да

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

34

Да

начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их

35

Да

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ

36

Да

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

37

Да

образованность, крепкая семья, непрерывный процесс обучения

38

Да

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

39

Да

начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их

40

Нет

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

41

Да

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

42

Да

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

43

Да

начитанность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

44

Да

образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)

45

Да

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

46

Да

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

47

Да

соблюдение ЗОЖ, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

48

Да

начитанность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

49

Да

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

50

Да

наличие начального капитала, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

51

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

52

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их

53

Нет

начитанность, образованность, трудолюбие

54

Нет

крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

55

Нет

образованность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

56

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья

57

Да

образованность, крепкая семья, непрерывный процесс обучения

58

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

59

Да

образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

60

Да

начитанность, образованность, наличие начального капитала

61

Да

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

62

Да

начитанность, образованность, наличие начального капитала

63

Да

наличие начального капитала, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

64

Да

образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

65

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

66

Нет

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

67

Да

образованность, крепкая семья, трудолюбие

68

Нет

наличие начального капитала, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

69

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

70

Да

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

71

Да

начитанность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

72

Да

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

73

Нет

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

74

Нет

начитанность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

75

Да

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

76

Да

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

77

Да

соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

78

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

79

Да

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, трудолюбие

80

Да

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

81

Да

начитанность, соблюдение ЗОЖ, непрерывный процесс обучения

82

Да

соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

83

Нет

образованность, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, крепкая семья

84

Да

трудолюбие, непрерывный процесс обучения

85

Да

крепкая семья, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

86

Да

начитанность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

87

Нет

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

88

Да

наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

89

Да

образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

90

Да

образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

91

Нет

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

92

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

93

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

94

Нет

везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

95

Нет

начитанность, образованность, наличие начального капитала

96

Нет

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

97

Нет

наличие начального капитала, крепкая семья, трудолюбие

98

Нет

образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

99

Нет

образованность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

100

Нет

образованность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

Приложение 3

Результаты опроса в виде диаграммы

По результатам опроса я выяснила, что 34 % опрошенных (34 человека), считающими себя неуспешными людьми. Они отмечают, что для достижения успешности им необходимо:

умение правильно ставить цели и достигать их – 44 % (15 человек)

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите – 44% (15 человек)

везение – 41% (14 человек)

трудолюбие - 38% (13 человек)

наличие начального капитала – 38% (13 человек)

образованность – 35% (12 человек)

крепкая семья – 21% (7 человек)

непрерывный процесс обучения - 18% (6 человек)

начитанность – 18% (6 человек)

соблюдение ЗОЖ – 0% (0 человек)

66% опрошенных (66 человек) называли себя успешными, а также отметили, что их успешность определяется:

образованностью – 59% (39 человек)

умением правильно ставить цели и достигать их – 50% (33 человек)

непрерывным процессом обучения - 47% (31 человек)

наличием крепкой семьи – 32% (21 человек)

начитанностью – 30% (20 человек)

соблюдением ЗОЖ – 28% (19 человек)

трудолюбием - 27% (18 человек)

наличием начального капитала – 21% (14 человек)

наличием богатых родителей (родственников), дело которых они могут продолжить – 0% (0 человек)

везением – 6% (4 человек)

Результаты опроса представлены в приложении 4

Обозначим группы опрашиваемых цифрами 1 – те, кто считает себя успешными и 2 – кто не считает себя успешными

По результату опроса видно, что группа 1 и группа 2 считают важным правильно ставить перед собой цели. Только 1 эти цели себе ставили, а 2м этого не хватало. Более чем в два раза отличается показатель «непрерывный процесс обучения» и «образованность». То есть группа 1 выделяет эти показатели крайне важными для достижения успеха. Тогда как для групы 2 это не представляется важным. Может поэтому они и н добиваются успеха?

Особо хочется отметить результаты опроса по параметрам «соблюдние ЗОЖ» и «наличие богатых родителей». Группа 1 отметила важность соблюдения ЗОЖ для достижения усеха, то есть они придают большое значение совему здоровью. Дйствительно, для достижения успеха, для достижения целей важно иметь хорошее здоровье, не болеть и чувствовать себя хорошо. Группа 2 даже не задумываются о своем здоровье. А зря! Совсем противоположная ситуация обстоит с показателем «наличием богатых родителей». Группа 2 уверена что им не хватает этого для успеха, тогда как группа 1 вообще не отетили этот вариант в своих ответах.

То есть можно сделать вывод: добиться успеха реально своими силами. Для этого надо быть целеустремленным, заботливым о своем здоровье, образованным человеком и не переставать обучаться в течении всей жизни. Ведь очень важно развиваться, «не стоять на месте», много трудиться, иметь крекую любящую семью, забоиться о близких.

Приложение 4

 
Просмотров работы: 326