УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ, ОСТАТЬСЯ: КАК УДЕРЖАТЬ МОЛОДЕЖЬ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ, ОСТАТЬСЯ: КАК УДЕРЖАТЬ МОЛОДЕЖЬ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Белевских А.С. 1
1МБОУ гимназия №9
Шамарухина М.Н. 1
1МБОУ гимназия №9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время резко возрастает значимость северных территорий в силу серьезного интереса к Арктике, как со стороны России, так и мира. Арктическая территория становится международным пространством, где сосредоточены интересы не только государств, которые непосредственно имеют территории в пределах арктической зоны, но и стран-претендентов, имеющих территории за Полярным кругом, а также стран–наблюдателей, заинтересованных в освоении арктического региона [4].

Главным условием обозначения присутствия страны в Арктике становится наличие постоянно проживающего населения на данных территориях, несмотря на высокую степень дискомфортности и экстремальности природно-климатических условий жизнедеятельности человека. Кроме того, производственное освоение арктических территориальных ресурсов требует формирования определенной численности и структуры рабочей силы.

Арктическая территория в мировой истории человечества всегда характеризовалась крайне низкой заселенностью. Главная причина – неблагоприятные условия проживания и хозяйственной деятельности. В начале прошлого века начинается период активной разведки арктических ресурсов и осознание их экономической значимости, что требует привлечения трудовых ресурсов сюда. Поэтому середина XX века в мировой практике ознаменовалась активностью миграции в северных направлениях, которые связаны с открытием и производственным освоением значительных стратегических минерально-сырьевых ресурсов Арктики, развитием социальной и производственной инфраструктуры. Однако, несмотря на высокий уровень инфраструктурной обжитости северных территорий и стратегическое значение арктических территориальных ресурсов, рост населения в Арктике к концу XX века в целом замедлился [15].

Однако важно отметить принципиально разные тенденции в формировании численности постоянно проживающего населения на арктических территориях разных арктических стран (рис.1) [15].

Рис.1. Динамика населения арктической территории мирового пространства (2000-2010 гг.)

Представленные данные показывают, что, несмотря на рост численности населения в Арктике в мире в целом, Российская Федерация значительно сокращает постоянно проживающее население в этом регионе [14]. При этом динамика численности населения по арктическим городам северных стран также имеет противоречивые тенденции. Россия, Финляндия, Швеция показывает сокращение численности населения в арктических городах в то время, когда другие страны имеют тенденцию к укрупнению поселений в Арктике (рис. 2) [14].

Рис.2. Динамика населения городов арктической территории (2000-2010 гг.)

Поэтому можно отметить актуальность вопроса удержания и привлечения населения в арктические дискомфортные территории страны в целом и молодежи в частности, что имеет стратегическое значения для России как ведущей арктической мировой державы.

Формирование постоянно проживающего населения на территории возможно посредством [4]:

создания условий и мотивации местного населения как внутреннего источника производства и воспроизводства трудовых ресурсов;

территориальной миграции населения страны (или даже мира) как привлечение «новых» трудовых ресурсов в регион.

Мы считаем, что ведущая роль в формировании арктических трудовых ресурсов принадлежит молодежи, которая проживает в этих регионах страны. Молодежь выступает особой социально-демографической группой населения, которая выполняет важную роль в общественных воспроизводственных процессах. Кроме того, молодежь как наиболее мобильная группа населения определяет степень социально-экономического благополучия и проблемы проживания на той или иной территории [7,8]. Поэтому считаем необходимым изучение миграционных намерений молодежи арктических регионов и определение условий к сокращению отрицательных миграционных потоков в этой социально-демографической группе в арктических субъектах РФ в целом и Мурманской области.

Цель исследования: определить возможности удержания молодежи в арктических регионах Российской Федерации на примере Мурманской области и управления их территориальными намерениями.

Задачи исследования:

1. изучить литературу по теме региональной миграции населения;

2. собрать и проанализировать статистическую информацию по динамике численности населения Мурманской области в целом как типичного арктического региона и молодежи в частности;

3. определить условия, формирующие миграционные намерения молодежи и возможности воздействия на них.

Рабочее предположение: наблюдается отрицательная миграционная динамика численности молодежи в составе населения Арктики РФ и Мурманской области, что определяется не только объективными условиями арктического региона, но и субъективными территориальными намерениями, которые возможно изменить.

Объект исследования: численность молодежи в структуре населения Мурманской области.

Предмет исследования: процессы территориальной миграции молодежи региона.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, опрос, методы математической обработки данных, SPSS программа статистической обработки данных.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Численность населения Мурманской области за последние года выглядит следующим образом (табл.1) [12]:

Таблица 1. Численность населения Мурманской области

Год

Население, тыс.чел.

Прирост / убыль тыс. чел.

1959

1970

1979

1989

2002

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2020

568,2

801,0

978,0

1164,6

892,5

795,4

794,1

787,9

780,4

771,1

766,3

762,2

741 404

-

+233

+177

+186

-272

-97

-1,0

-7,0

-6,0

-9,3

-5,8

-4,1

- 5.2

Рост численности населения наблюдается вплоть до 1989 года и составляет 1164,6 тыс. чел. С началом переходного периода в стране и проведением социальных, экономических и политических преобразований наблюдается устойчивое снижение численности населения области. Численность жителей Мурманской области сократилась в связи с распадом СССР и отъездом уже в независимые государства, бывшие республики, уменьшением контингента военных в области, сокращением числа занятых в регионе, переездом в среднюю полосу России. Согласно статистике на 1 января 2016 года численность жителей региона составила 762,2 тыс.чел., что соответствует показателям 60-х годов [12]. И 2020 год снижение .

Динамика численности населения любого региона определяется 2 факторами: территориальная миграция населения (перемещение людей из одного региона (страны) в другой) и естественное движение населения (обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность) [1,2].

Миграционные процессы в области неблагоприятны и имеют отрицательное сальдо (табл. 2) [12].

Таблица 2. Миграция населения Мурманской области (2015-2018гг.)

Всего

Человек

На 10 тыс. человек населения

Январь- август

Январь- август

2015

2018

2015

2018

Прибывшие

23626

24329

463,8

479,6

Выбывшие

26148

26735

513,3

527,0

Миграционный прирост

-2522

-2406

-49,5

-47,4

Отрицательные миграционные процессы в Мурманской области сопровождаются слабым естественным приростом населения (табл. 3) [12]. Причем мы можем видеть из статистики, что незначительная положительная динамика в некоторые года определяется сокращением показателя смертности, но не ростом рождаемости в регионе. В 2018 году статистика отметила как сокращение рождаемости, так и рост смертности в области (табл. 4) [12].

Таблица 3. Естественное движение населения Мурманской области

Год

Всего (чел.)

родившихся

умерших

естественный прирост / убыль

2000

8020

10805

-2785

2010

9320

9513

-193

2011

9068

9125

-57

2012

9240

8862

+378

2013

9210

8536

+674

2014

9017

8796

+221

Таблица 4. Естественное движение населения Мурманской области

(2015-2018 гг.)

Всего

Человек

На 1 000 человек населения

Январь- август

Январь- август

2015

2018

Прирост, снижение (-)

2015

2018

Родившихся

6012

5809

-203

11,8

11,4

Умерших

5876

5880

6

11,5

11,6

Таблица 5. Тенденции естественного движения населения Мурманской области

на период до 2030 г.

Годы

Всего

родившихся

умерших

естественный прирост, убыль (-)

2017

8540

8477

63

2018

8483

8464

19

2019

8050

8421

-371

2020

7800

8373

-573

2021

7589

8313

-724

2022

7369

8251

-882

2023

7153

8176

-1023

2024

6949

8091

-1142

2025

6745

7995

-1250

2026

6538

7890

-1352

2027

6355

7779

-1424

2028

6202

7665

-1463

2029

6059

7551

-1492

2030

5911

7442

-1531

Отрицательные процессы естественного движения населения Мурманской области прогнозируется демографами вплоть до 2030 года (табл. 5) [12]. В результате можно сделать вывод, что миграционные процессы будут определяющими в обеспечении экономики Мурманской области трудовыми ресурсами.

Можно отметить, что на протяжении лет в результате отмеченных процессов менялась структура населения в регионе (табл. 6) [11]. В 2000-х наметилась отрицательная тенденция – увеличение числа лиц старше трудоспособного населения, что свидетельствует о старении населения региона.

Таблица 6. Структура населения Мурманской области

Год

Население,

тыс. человек

В том числе в возрасте

Моложе трудоспособного, %

Трудоспособный, %

Старше трудоспособного, %

1959

568,2

30,7

64,2

4,9

1970

801,0

28,3

64,8

6,5

1979

978,0

26,4

67,0

6,4

1989

1164,6

27,4

63,8

8,6

2002

892,5

18,0

68,2

13,5

2010

795,4

16,1

65,4

18,3

2011

794,1

16,2

65,2

18,4

2012

787,9

16,5

64,4

18,9

2013

780,4

16,9

63,5

19,5

2014

771,1

17,3

62,5

20,14

2015

766,3

17,6

61,5

20,7

2016

762,2

18,1

60,5

21,2

В итоге можно заключить, что численность населения Мурманской области сокращается и эта тенденция сохранится, если не предпринимать активные меры со стороны государства и (или) хозяйствующих субъектов области.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

На следующих двух рисунках представлены результаты всероссийского исследования динамики численности молодежи в структуре населения разных субъектов РФ [6].

Данные рисунков свидетельствуют, что Мурманская область показывает сокращение молодежи как социально-демографической группы в составе населения, что будет определять потенциальные условия формирования региональной рабочей силы и обеспеченности экономики региона трудовыми ресурсами [6].

Рис.3. Изменение численности населения в возрасте 17-21 год, 2003-2010 годы, %

Рис. 4. Изменение численности населения в возрасте 17-21 год, 2011-2013 годы, %

Исследование территориальной миграции молодежи мы начали еще в прошлом году (первая волна исследования). Автором проведено социологическое исследование среди учащихся Гимназии №9 г.Мурманска на предмет желания остаться учиться и работать в Мурманской области (табл. 7). Хотим напомнить, что мы изучали желания и намерения школьников. В настоящий момент у нас есть информация по поступлению выпускников Гимназия№9 г. Мурманска, которые приняли участие в опросе (табл. 8).

Таблица 7. Намерения школьников продолжить обучение Мурманской области

11 класс

Да

Нет

Не знаю

Планируете ли Вы продолжить свое обучение на территории области?

22

14

4

Таблица 8. Результаты поступления выпускников Гимназии № 9 г. Мурманска

(выпуск 2018 года)

 

Остались учиться

в регионе

Уехали учиться в ВУЗы страны и за рубеж

Нет информации

Количество учащихся

15

34

7

В результате можно отметить, что школьники реализовали свое намерение уехать учиться в другие регионы страны в большем объеме. А вернутся ли?

3. УДЕРЖАНИЕ МОЛОДЕЖИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

В рамках крупного регионального исследования жизненных стратегий молодежи Мурманской области, которое проводил ФГБОУ ВО «МАГУ», были выявлены следующие намерения на переезд среди молодых людей в области (табл.9) [3].

Таблица 9. Наличие планов на переезд у молодежи, %

Затрудняюсь ответить

Планирую переехать в другую область,

регион, страну

Планирую переезжать в пределах Мурманской области

Нет, не планирую

22,0

45,2

10,9

21,9

Причины эмиграционных желаний молодежи Мурманской области представлены в таблице 10 [3].

Таблица 10. Причины эмиграции молодежи из региона, %

Социально- экономические

Природные

Социально- психологические

Материальные

Инфраструктурные

Социальные

Затрудняюсь ответить

Другое

43,8

34,7

20,0

13,1

12,8

4,0

2,1

2,0

Основными причинами территориальной миграции молодыми людьми области названы социально-экономические и природно-климатические. Природно-климатические условия отнесем к объективным причинам, которые выступают неустранимыми в реализации территориальной миграции молодежи и населения региона в целом.

Проанализируем социально-экономические, материальные и инфраструктурные причины территориальной миграции молодежи.

Можно ли решить вопрос миграции развитием досугового сектора и инфраструктуры проживания в арктическом регионе? Молодежь довольно часто отмечает узость ассортимента рынка услуг в Мурманской области. Еще в 1967 году на Канадской Четвертой национальной конференции по развитию Севера генеральный управляющий компании по добыче асбеста «Cassiar Аsbestos Corporation» Дж. Кристиан сказал, что только очень хорошими условиями жизни мы можем побудить людей уехать на Север из крупных городов с их огромным разнообразием бытовых и культурных возможностей. Однако индустрия услуг в Мурманской области имеет объективные ограничения, связанные с ограниченным объемом спроса, сезонностью, отрицательной динамикой населения, формированием сбережений у населения. Поэтому привлечение и закрепление молодежи требует вложений не только в экономическую, но и социальную инфраструктуру. Однако важно понимать, что удержать искушенного молодого человека, который знает возможности и перспективы досугового сектора и условий проживания крупных ближайших регионов, таких как Санкт-Петербург и Москва, крайне сложно.

Как возможно решить проблемы социально-экономического характера? Это вопросы, связанные с возможностями профессионального определения молодежи, обеспечения занятости и формирования доходов в регионе. Частично этой проблемы мы касались в прошлом этапе исследования, когда ни выпускники, ни их родители не видели перспектив остаться в регионе. Школьники предпочитали уехать из региона учиться и не возвращаться в Мурманскую область, в чем их поддерживали родители. Среди основной причины назывались - виды профессиональной подготовки, которые в регионе не представлены.

В развитие обозначенной нами проблемы мы провели социологическое исследование на базе образовательных организаций г.Мурманска. Всего в опросе приняли участие 138 человек, из них 85 учеников и 53 - это родители. Опрос проводился методом анкетирования, с вопросами открытого и закрытого типа [9,10,13].

Выборку исследования составили обучающиеся 9 и 11 классов МБОУ Гимназии №9, Средней школы № 45 и их родители. Период проведения 1-14 сентября 2017 года. Содержание анкет представлено в приложении к работе.

Анкетирование родителей проводилось на предмет их представления о потенциальных профессиональных намерениях их детей (табл.11). Из данных таблицы видно, что родители отдают предпочтение высшему уровню профессионального образования, несмотря на высокую востребованность среднего профессионального образования в экономике региона. При этом о возможности получения среднего профессионального образования в основном отмечают родители, чьи дети посещают общеобразовательную школу.

Таблица 11. Намерения родителей в отношении уровня профессионального образования ребенка

Продолжит обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж)

Продолжит обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия)

Не будет продолжать обучение, пойдёт в армию

9

41

3

Ответы родителей на вопрос о перспективности занятости в регионе отражают, скорее, классическое представление об экономике Мурманской области – государственное управление в целом и военная служба, добыча полезных ископаемых, энергетика, рыболовство.

Таблица 12. Представления родителей о перспективных сферах занятости ребенка в экономике Мурманской области

Сфера экономики

Количество ответов

Государственное управление, обеспечение военной безопасности (полиция, МЧС, суды, администрация и др.)

36

Добыча полезных ископаемых

20

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды

17

Рыболовство, рыбоводство

16

Финансовая деятельность

12

Транспорт

9

Операции с недвижимым имуществом, аренда, и предоставление услуг

8

Строительство

7

Гостиницы и рестораны

7

Туризм

5

Обрабатывающие производства (производство продуктов питания, мебели, одежды, химическое производство и др.)

4

Оптовая и розничная торговля

4

Здравоохранение

4

Образование и наука (воспитатель, учитель, преподаватель, научный сотрудник)

3

Связь

3

Спорт и физическая культура

3

Культура

2

Сельское хозяйство, лесное хозяйство

1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0

Ответы школьников на предмет намерений в отношении уровня образования представлены в таблице 13. Из данных таблицы видно, что школьники также в большей степени ориентированы на получение высшего профессионального образования. При этом учащиеся 11 класса Гимназии вообще не рассматривают перспективность среднего профессионального образования.

Таблица 13. Намерения школьников в отношении уровня образования

Продолжу обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж)

Продолжу обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия)

Не буду продолжать обучение, пойду в армию

14

68

2

В отношении перспективных направлений деятельности в регионе школьники ответили также как их родители, добавив финансовую деятельность, отражая интерес к экономическому образованию.

Таблица 14. Перспективные сферы занятости по мнению школьников

Сфера экономики

Количество ответов

Государственное управление, обеспечение военной безопасности (полиция, МЧС, суды, администрация и др.)

58

Рыболовство, рыбоводство

31

Финансовая деятельность

20

Добыча полезных ископаемых

16

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды

15

Операции с недвижимым имуществом, аренда, и предоставление услуг

15

Туризм

12

Здравоохранение

11

Оптовая и розничная торговля

10

Образование и наука (воспитатель, учитель, преподаватель, научный сотрудник)

10

Строительство

9

Гостиницы и рестораны

8

Связь

7

Транспорт

6

Культура

6

Спорт и физическая культура

4

Обрабатывающие производства (производство продуктов питания, мебели, одежды, химическое производство и др.)

4

Сельское хозяйство, лесное хозяйство

2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2

По результатам ответов на открытый вопрос можно сделать вывод, что 33% школьников не знают экономику своего региона (на долю 9 классов приходится 39%) (табл. 15). 53% считают рыбную промышленность ведущей отраслью Мурманской области. И получается, что кроме добычи полезных ископаемых (25% опрошенных) не видят перспективных направлений в деятельности региона.

Таблица 15. Ведущие отрасли экономики Мурманской области (открытый ответ для школьников)

Ответы

Кол-во

Не знаю

28

Рыбная промышленность

45

Добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность

21

Военная безопасность

7

Строительство

7

Государственное управление, здравоохранение

7

Металлургическая промышленность

5

Туризм

5

Энергетика

5

Судостроение, судоходство

4

Образование, наука

2

Торговля

2

Представленные данные социологического исследования свидетельствуют о том, что школьники имеют крайне слабое представление, где можно себя реализовать в профессиональном плане.

Да, региональные ВУЗы и СПО Мурманской области обеспечивают подготовку не по всем востребованным в регионе направлениям профессиональной подготовки, что мы уже отмечали, это требует своего решения в удержании молодежи региона. Однако считаем необходимым активизировать профориентационную работу среди учащихся школ города и области, что может показать будущим наемным работникам многообразие профессий, востребованных в экономике Мурманской области, где каждый может найти себе самореализацию и профессиональное развитие.

Еще хотим обратиться к проблеме, что выпускники средних профессиональных учреждений и высших образовательных организаций не покрывают всех потребностей региона в профессиональных кадрах (табл. 16, 17) [11].

Таблица 16. Прогноз дополнительной потребности в кадрах (2018-2025 гг.)

 

Дополнительная потребность в кадрах

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Высшее образование

3883

3906

3909

3923

3963

4015

4060

4096

Среднее профессиональное образование

5048

4941

4809

4672

4620

4556

4549

4533

Таблица 17. Прогноз выпускников (2018-2025 гг.)

 

Количество выпускников

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Высшее образование

2967

2990

2998

3013

3045

3080

3122

3141

Среднее профессиональное образование

4392

4298

4186

4050

4007

3944

3940

3929

В итоге в абсолютном значении выпускники всех уровней профессионального образования Мурманской области в полном объеме не покрывают потребности региона в профессиональных кадрах. Удивительным для нас стало, что даже по группе «Экономика и управление» в 2018 году потребности региона составят 276 вакансий, а выпуск составит 87 человек. В результате можно заключить о зависимости региона от внешних источников рабочей силы.

Еще одним фактором удержания молодежи в регионе может стать уровень заработной платы.

Таблица 18. Средняя заработная плата в регионах России в 2015 году

Субъекты Российской Федерации

Среднемесячная зарплата, руб.

Российская Федерация

32000

Центральный федеральный округ

39800

Северо-Западный федеральный округ

35600

Республика Карелия

29500

Республика Коми

35800

Архангельская область

33500

Ненецкий автономный округ

54100

Вологодская область

26200

Калининградская область

26200

Ленинградская область

25500

Мурманская область

39700

Новгородская область

24900

Псковская область

22100

г. Санкт-Петербург

41300

Мурманская область выглядит довольно конкурентоспособной по уровню заработной платы в Российской Федерации и Северо-Западном федеральном округе (табл. 18).Согласно исследованиям «РБК» о приведенной заработной плате в российских городах, среди городов-лидеров по этому показателю были выделен г.Полярные Зори Мурманской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мурманская область перспективный социально-экономический регион с точки зрения условий обеспечения занятости населения. Реализация многих инвестиционных проектов в туристической сфере, добыче ресурсов, транспортной системе и др., потребуют привлечения рабочей силы, что возможно не сможет обеспечить сама область в силу отрицательных миграционных процессов в целом, а главное эмиграционных настроений молодежи.

Значение молодежи как социально-демографической группы в структуре населения Мурманской области сокращается, и эта тенденция в ближайшее время демографами прогнозируется как устойчивая. Поэтому необходимо изучать миграционные настроения молодежи арктического региона и искать возможности управления ими.

Территориальные стратегии молодежи определяются разными факторами, среди которых можно выделить факторы объективного характера, например, природно-климатические. Но есть и субъективные, на которые можно воздействовать. В нашем исследовании мы выделили социально-экономические факторы, которые мы относим к субъективным и которыми, по нашему мнению, можно управлять. Мы видим необходимость активной профориентационной работы со школьниками и студентами области. Молодежь Мурманской области не знает экономику региона, возможности профессиональной реализации, актуальности разных уровней образования, потенциальный уровень заработной платы, что возможно и определяет активность эмиграционных настроений молодежи Мурманской области и других субъектов арктической зоны. Решение этой проблемы и расширение программ профессионального обучения в регионе позволит создать условия к удержанию молодежи в Мурманской области и снижения отрицательного миграционного потока.

В результате можно заключить, что задачи решены, цель исследования - достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антонова Н.Л. Демография: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Л. Антонова.- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014 . – 155 с.

Гокова О.В. Демография: учебное пособие [Текст] / О.В. Гокова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Министерство образования и науки Российской Федерации. - Омск : Омский государственный университет, 2014. - 424 с. 

Жизненные стратегии молодежи в условиях Кольского Севера (по материалам социологического исследования): Монография [Текст] / Е.Н. Шарова, Е.В. Недосека, Т.В. Ануфриева . – Мурманск: Баренц-Пресс, 2015. – 157 с.

Иванова М.В., Жаров В.С. Условия, факторы и угрозы функционирования био-социо-экономической системы арктической зоны Российской Федерации [Текст] // Вестник МГТУ.- 2015. - Т.18. - №3. – С. 272- 277.

Исследования РБК [Электронный ресурс]: http://www.rbk.ru - режим доступа свободный; - (Дата обращения 13.06.17).

Кашницкий И., Мкртчян Н., Лешуков О. Миграция молодежи в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0703/demoscope 703.pdf (Дата обращения 12.04.17)

Корчак Е.А. Миграционные процессы в формировании трудового потенциала Мурманской области [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №3.

Корчак Е.А. Трудовой потенциал северных регионов в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике [Текст] / Е.А. Корчак. – Апатиты: Кольский научный центр РАН, 2017 . – 174 с.

Маженина Е.А. Методология и методика социологических исследований: Электронное учебное пособие [Текст] / Е.А. Маженина, Т.Н. Протасова ; Кафедра социологических наук, Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 132 с.

Прикладные социологические исследования : учебно-методическое пособие [Текст] / . - Омск : Омский государственный университет, 2013. - 68 с. 

Служба занятости населения Мурманской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://murman-zan.ru (Дата обращения 09.01.17).

Федеральная служба статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gks.ru (Дата обращения 09.01.17).

Яковлева Н.Ф. Социологические исследования [Текст] / Н.Ф. Яковлева. - М: Флинта, 2014. – 250 с.

Settlement in the Arctic regions [Электронныйресурс] // http://www.arcticcentre.org/EN/communications/arcticregion/Arctic-Indigenous-Peoples) (датаобращения 08.07.2017).

Population Change in the Arctic Settlements in 2000-2010 [Электронныйресурс] // http://www.NORDREGIO (датаобращения 08.07.2017).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для школьников

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Уехать нельзя остаться». Просим Вас ознакомиться с анкетой и ответить на ее вопросы. Анкета анонимна, результаты исследования будут использованы в обобщенном виде. Заранее благодарим Вас за участие в этом опросе.

После окончания обучения в школе Вы намерены:

Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж);

Продолжить обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия)

Не предполагаю продолжать обучение, пойду в армию

Где, по Вашему мнению, наиболее перспективно работать в Мурманске и Мурманской области (высокий уровень заработной платы, возможности карьерного роста, хорошие условия труда и др.) - не более 3 позиций:

Добыча полезных ископаемых

Рыболовство, рыбоводство

Обрабатывающие производства (производство продуктов питания, мебели, одежды, химическое производство и др.)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Сельское хозяйство, лесное хозяйство

Государственное управление, обеспечение военной безопасности (полиция, МЧС, суды, администрация и др.)

Транспорт

Связь

Оптовая и розничная торговля

Культура

Спорт и физическая культура

Туризм

Гостиницы и рестораны

Финансовая деятельность

Образование и наука (воспитатель, учитель, преподаватель, научный сотрудник)

Здравоохранение

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Назовите ведущие отрасли экономики Мурманской области, по Вашему мнению (не более 3 позиций):

________________________________________________________________________________

Немного информации о Вас (подчеркните ответ)

Ваш пол:

Мужской b) Женский

Вы учитесь в:

Общеобразовательная школа b) Гимназия, лицей

Ваш класс:

9 b) 11

Спасибо за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

Здравствуйте!

Просим Вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Уехать нельзя остаться». Просим Вас ознакомиться с анкетой и ответить на ее вопросы. Анкета анонимна, результаты исследования будут использованы в обобщенном виде. Заранее благодарим Вас за участие в этом опросе.

После окончания обучения в школе Вы предполагаете, что Ваш ребенок:

Продолжит обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж);

Продолжит обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия)

Не будет продолжать обучение, пойдет в армию

Где, по Вашему мнению, наиболее перспективно работать в Мурманске и Мурманской области (высокий уровень заработной платы, возможности карьерного роста, хорошие условия труда и др.) - не более 3 позиций:

Добыча полезных ископаемых

Рыболовство, рыбоводство

Обрабатывающие производства (производство продуктов питания, мебели, одежды, химическое производство и др.)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Сельское хозяйство, лесное хозяйство

Государственное управление, обеспечение военной безопасности (полиция, МЧС, суды, администрация и др.)

Транспорт

Связь

Оптовая и розничная торговля

Культура

Спорт и физическая культура

Туризм

Гостиницы и рестораны

Финансовая деятельность

Образование и наука (воспитатель, учитель, преподаватель, научный сотрудник)

Здравоохранение

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Немного информации о Вашем ребенке (подчеркните ответ)

Учится:

Общеобразовательная школа b) Гимназия, лицей

Класс:

9 b) 11

Спасибо за участие!

Просмотров работы: 196