Особенности потребительского спроса в рыночной экономике

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности потребительского спроса в рыночной экономике

Турищев Д.К. 1
1РЭУ им. Плеханова Воронежский филиал Колледж
Никитина А.Л. 1
1РЭУ им. Плеханова Воронежский филиал Колледж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Для научно-исследовательской работы была выбрана тема «Особенности потребительского спроса в рыночной экономике». Данный материал представляет информационную ценность в рамках экономической деятельности человека. В содержании работы предоставлен теоретический и практический материал на основе выбранной темы.

В рыночной экономике актуальность вопроса о потребителе всегда остается неизменной, так как потребитель является ценным объектом в денежно-товарном обмене, который рано или поздно сталкивается с разного рода проблемами.

На рынке, как и в любой сфере деятельности, присутствует объект и субъект. Объектом считается товар или предоставляемая услуга, субъектом в этой сфере выступает предприниматель и потребитель, они в свою очередь не могут существовать друг без друга. Проблемой исследования считается упадок потребительского спроса на товары и услуги, предоставляемые предпринимателями.

Потребитель на протяжении всей своей жизнедеятельности осуществляет товарно-денежный обмен или заключает договоры купли-продажи (чек в супермаркете), тем самым потребитель является объектом исследования, так как его деятельность напрямую связанна со спросом.

В зависимости от предлагаемых потребителю товаров и услуг по определенным ценам и их дохода зависит потребительский спрос на данный продукт, что мы и возьмем за предмет научного исследования.

Целью исследования в представленной работе является доказательство проблем в сфере потребительского спроса на товары и услуги, также необходимо теоретическим методом решить данную проблему.

Задачи исследования:

Исследовать закон спроса и предложения.

Выявить проблемы, касающиеся потребительский спрос.

Составить теоретические пути решения проблемы.

Смоделировать практический результат на основании путей решения проблемы.

Гипотеза – наиболее существенным фактором потребительского спроса является доход населения.

Методы исследования:

Изучение материалов научного характера – книги, статьи, журналы научных публикаций

Анализ потребителя как объекта рынка.

Экономическое моделирование решения данной проблемы

Глава 1 Теоретические аспекты экономического закона о спросе и предложении

Экономический закон: спрос и предложение

Спрос

Спрос — это фактическая потребность потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугахи, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона[2].

Вместе с этими определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых, следует выделить объём или величину спроса.

Со стороны количественного измерения спрос на товар понимается как объём спроса, означающий количество товара, которое покупатели желают, и имеют материальную возможность на его приобретение за определенную цену.

Закон спроса — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях. Этот закон подразумевает, что величина предложения на рынке увеличивается по мере увеличения цены на товар, показано на рисунке 1.

Рис.1 Закон спроса

Природа закона не сложная. Если у покупателя есть деньги на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Товар-субститут – товар или услуга, для которого существует прямое соотношение между ценой на один из них и спросом на другой, то есть снижение или повышение цены одного товара и услуги вызывает уменьшение или увеличение спроса на другой.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

Уровень доходов в обществе;

Размеры рынка;

Мода, сезонность;

Наличие товаров-субститутов (заменителей);

Инфляционные ожидания.

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма превышает процентное выражение снижения цен.

Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным[2].

Предложение

Предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, предложения — это количество продукта, которое продавец может и в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени за определенную рыночную цене.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар, показано на рисунке 2.

Рис.2 Закон предложения

Рост величины предложения на товар при увеличении его цены обусловлен в общем случае, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителюстановится выгодным продать больше товара[2].

В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное.

Эластичность предложенияпоказатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое не эластичное предложение. Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и способность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Так же эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время[2].

К изменяющим фактором предложения относится [1].

Изменения в себестоимости производства

Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.

Индивидуальные вкусы потребителей.

Количество товаропроизводителей

Понятие рыночного равновесия

В рыночной экономике всегда есть борьба между продавцами и покупателями, когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний[6].

Для более подробного раскрытия понятий приведем график (рис.3). Совместим кривые спроса и предложения одного и того же продукта на этом графике. Линия D есть графическое изображение спроса от цены, линия S – графическое изображение предложения от цены. Точка их пересечения – это точка равновесия E. В данной ситуации объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd= Ps), то есть рынок сбалансирован. Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным[3].

Рис. 3. Рыночное равновесие

Рассмотренная нами модель, иллюстрирующая одновременное взаимодействие спроса и предложения определенного товара, получила в экономической теории название модели частичного рыночного равновесия.

Влияние потребительского спроса на рынок

По целому ряду причин наиболее важным является эластичность спроса на товары и услуги, так же существуют разного рода причины, оказывающие значительное влияние на возможность потребительского спроса на рынке.

Рассмотрим основные виды причин в таблице 1, составленной на основании [4].

Таблица 1 – Причины изменение спроса

Наименование причины

Характеристика

Потребительские вкусы.

Прогресс и инновации оказывают сильное влияние на предпочтения потребителей. Это приводит к сокращению спроса на «устаревшие» услуги.

Количество покупателей на рынке.

Очевидно, увеличении популяции населения в определенных районах ведет к увеличению спроса. Рост мегаполисов позволяет предпринимателям занимать новые ниши и предлагать на рынок свои услуги.

Реальные доходы целевой аудитории.

Как правило, реальный рост доходов населения способствует росту потребления. Люди могут реализовать свои желания с учетом своих растущих возможностей, хотя бывают и исключения, связанные с индивидуальными особенностями конкретного человека.

Наличие на рынке взаимозаменяемых или дополняющих продуктов.

Существуют товары – субституты, которые могут взаимно заменить друг друга.

Потребительские ожидания, касающиеся изменений личных доходов или будущих цен

Возможное повышение цен, рост заработной платы, изменение курсов валют – все это оказывает прямое влияние на желание потребителя войти с вами в сделку и купить ваши услуги.

Все потребители, действуя согласно принципу рациональности предпочтений, всегда стремятся к покупке таких благ, которые максимально отвечают их потребностям, способны принести наибольшую полезность, то есть у потребителя вызывается намеренность или ожидание в покупке этих благ. Иногда покупатели не встречают на рынке нужного им товара или услуги, тем самым рынок не удовлетворяет потребителя в его ожиданиях и намереньях совершить нужную ему покупку.

На основании этого рождается такой показатель, как индекс потребительской уверенности, который показывает уверенность потребителей в том, что он сможет осуществить покупку исходя из своих потребностей.

Глава 2 Анализ потребительского спроса

2.1. Анализ индикаторов, влияющих на поведение

потребительского спроса на основании данных Росстата

Важным показателем в данном анализе нужно считать динамику покупательского спроса на товары первой необходимости. Динамика потребительского спроса показана в таблице 4 (Приложение 1).

Анализируя таблицу 4, нами был рассчитан средний показатель потребительского спроса за период 2018-2019 г, который составил 3,7%. Исходя из этих данным, мы можем сделать вывод, что потребительский спрос находится в упадке.

Развитие спроса со стороны потребителей – это главная задача государства, от выполнения которой, зависит экономический рост. Вклад потребительского спроса в ВВП составляет около половины (45%). Однако, при падении потребительского спроса рынок находится в состоянии рецессии, что и показывает нам рынок за последнее 2 года.

На основания теоретических данных заработная плата граждан РФ является одним из важных показателей, влияющий на потребительский спрос населения, который необходимо учитывать при анализе. Среднее заработные платы по России в 2018 и 2019 г. показаны в таблице 2.

Таблица 2 – Заработная плата граждан в РФ.

2018 год

1 квартал

29001,2

2 квартал

32600,9

Среднее

30 801,05

2019 год

1 квартал

30 068,2

2 квартал

34 424,6

Среднее

32 246,4

Итог прироста, %

4,69

Источник: Росстат

Анализируя данные таблицы 2, мы можем сделать вывод о том, что в 2019 году средний показатель заработной платы увеличился на 4,69% по сравнению с 2018 годом.

Нами была проанализирована динамика потребительских цен за период 2018 и 2019 г. Рост цен показан в таблицы 3.

Таблица 3 – Средний показатель роста цены в 2018, 2019 г.

Вид товара

Рост цены, % (средний показатель)

Изменение, %

2018

2019

Все товары и услуги

3,16

5,16

2

Продовольственные товары

2

5,92

3,92

Из них: плодоовощная продукция

-0,95

7,82

8,77

Непродовольственные товары

3,89

4,42

0,53

Услуги

3,89

5,06

1,17

Базовая инфляция

2,79

4,48

1,69

Средний показатель, %

2,46

5,47

3,01

Источник: Росстат, расчеты Банка России.

Анализируя данные таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в 2019 году произошел рост цен на 3,01% по сравнению с 2018 годом. Этот показатель на 1,68% меньше, чем прирост заработной платы граждан за тот же период, следовательно, предположительно заработная плата не повлияла на понижение потребительского спроса в 2019 г.

Так же одним из наиболее важных показателей, влияющих на поведение потребительского спроса, является потребительская уверенность, так как именно этот показатель влияет на дальнейшие действия касающиеся совершения покупки потребителем. Рассмотрим научное определение данному термину. Индекс потребительской уверенности – это обобщающий показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания и намерения населения совершить покупку. Данный показатель показан в таблице 5 (Приложение 2).

Исходя из показателей данной таблицы выявлено, что среднее значение потребительской уверенности за период 2018-2019 г. равен отрицательному показателю (-13%), следовательно, падение потребительского спроса может быть связано со снижением потребительской уверенности населения.

Заключение

Поведение потребителя – это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены.

Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

На основании анализа по некоторым индикаторам, влияние которых напрямую зависит на поведение потребительского спроса в рыночной экономике, предположительным показателем, который привел спрос в состояние рецессии, является «Индекс потребительской уверенности».

Этот показатель является, одним из наиболее важных индикаторов влияющих на поведение потребительского спроса в экономике, при его учете нами было выдвинуто решение о том, что данный показатель повлиял на понижение спроса в 2019 г.

Вывод был, сделал на основании приведенных выше таблиц; показатели, приведенные в таблицах, были взяты из Росстата.

Список используемых источников

Беглова Елена Ирековна. Потребительский рынок и проблемы его становления : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : Уфа, 2002 174 c. РГБ ОД, 61:03-8/2473-2.

Закон спроса и предложение [Электронный ресурс]: Википедия. Закон спроса и предложения. – URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_спроса_и_предложения (дата обращения 11.04.2020).

Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т. 1. — С. 73—75. — 399 с. — ISBN 5-250-01534-4.

Основы медиабизнеса : учебник для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой / Е. Л. Вартанова, В. Л. Иваницкий, М. И. Макеенко и др. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 360 с.

Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2018 - 522 с.

Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования [Текст] : монография / Т.И. Николаева ; Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1996. - 239 с. : табл. - ISBN 5-230-14683-4 Библиогр.: с.229-238

Торговля в России. 2018. Стат. сб./ Росстат. – М: 2018 – 543 с

Приложение

Таблица 4 – Динамика потребительских цен [6]

Потребительские товары, наименование

Показатель потребительского спроса

2018 г.

1 полугодие

2019 г.

1 полугодие

Изменение, %

Говядина (кроме бескостного мяса)

94,8

96,8

2,10

Свинина (кроме бескостного мяса)

120,7

118,4

-1,9

Баранина (кроме бескостного мяса)

84,9

81,0

-4,5

Куры охлажденные и мороженые

246,0

219,0

-10,97

Рыба замороженная (кроме лососевых пород и рыбного филе)

173,5

170,3

-1,83

Молоко питьевое, литр6)

488,5

496,5

1,63

Яйца куриные, штук

5496

5145

-6,39

Масло подсолнечное

307,7

320,2

4,06

Маргарин

244,6

245,1

0,20

Масло сливочное

57,0

56,7

-0,53

Сахар-песок

810,2

709,3

-12,45

Соль поваренная пищевая7)

2358,6

2388,6

1,27

Чай черный байховый (включая пакетированный)8)

29,3

30,1

2,73

Картофель

1048,7

1108,1

5,66

Капуста свежая белокочанная

1230,8

723,7

-41,20

Лук репчатый

1204,0

856,9

-28,83

Морковь

837,3

802,9

-4,11

Яблоки

305,7

339,5

11,06

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

537,4

531,9

-1,02

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный

665,5

649,1

-2,46

Мука пшеничная

959,6

902,7

-5,93

Вермишель

466,8

468,8

0,43

Рис

491,6

484,9

-1,36

Крупы

816,0

676,9

-16,68

Средний показатель потребительского спроса за период 2018-2019 г, %

-3,7

Таблица 5 – Индекс потребительской уверенности [6]

 

Среднее значение

пол

возраст

мужской

женский

До 30 лет

30-49 лет

50 лет и старше

2018 год

 

 

 

 

 

 

I квартал

-8

-7

-9

-2

-7

-11

II квартал

-8

-7

-8

-4

-7

-10

III квартал

-14

-13

-15

-10

-13

-16

IV квартал

-17

-15

-18

-9

-17

-19

2019 год

           

I квартал

-16

-16

-17

-11

-16

-19

II квартал

-15

-14

-15

-10

-15

-16

Среднее значение за период 2018-2019 г

-13

15

Просмотров работы: 125