Введение
Во все времена несовершеннолетние стремились как можно скорее стать взрослыми, однако молодое поколение XXI века имеет свои существенные отличия. Большинство современных юношей и девушек в возрасте до 18 лет хотят стать финансово независимыми, испытывают потребность быть социально активными, предприимчивыми, способными к целенаправленному выстраиванию своего будущего в реальных условиях [2.1]. Они не связывают свое будущее только с материальным достатком родительской семьи, они хотят работать и зарабатывать, ведь любой хочет иметь в своем кармане, хотя бы 100-200 самостоятельно заработанных рублей.
Труд несовершеннолетних – явление не новое, и ранее старшеклассники ХХ века участвовали в оплачиваемом труде. Однако сегодня все больше их число в свободное время от учебы работают или подрабатывают в разных сферах. Причин для этого может быть множество, но чаще ответ на этот вопрос более чем банален. Порой желание зарабатывать возникает сразу после появления новой мечты: модные джинсы, стильная обувь, новая модель смартфона – вариантов множество. Но иногда бывает так, что дома не хватает денег даже на самые необходимые для полноценной жизни вещи.
Проведенный социологический опрос показал, что 89 % старшеклассников в возрасте от 16 до 18 лет хотели бы не просто подрабатывать, а стать финансово независимыми от своих родителей (Приложение 2). И чем раньше у них появится стремление иметь свой собственный доход и финансовая привычка управлять им, тем быстрее появится возможность повысить уровень своего благосостояния и спланировать свою будущую жизнь и карьеру.
Проблемой нашего исследования является возможность достижения старшеклассником финансовой самостоятельности.
В качестве объекта исследования выступаетфинансовая самостоятельность юношей и девушек 16-17 лет.
Предмет исследования: проблемы и возможные способы достижения финансовой самостоятельности старшеклассниками.
Методы исследования: в работе использованы методы сравнения, классификации, анализа и систематизации доступных данных, метод социологического опроса.
Источниковой базой исследования послужили нормы российского законодательства - Трудовой кодекс РФ, а также учебные пособия, статьи и интернет-ресурсы по данной проблеме.
Цель исследования: определение проблем и возможных способов достижения финансовой самостоятельности старшеклассниками.
В ходе нашего исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия «финансовая самостоятельность», «финансовая грамотность», «бюджет»;
провести собственное социологическое исследование по выбранной проблемеи осуществить анализ имеющихся данных;
сделать выводы на основе полученных результатов исследования;
изучить и проанализировать законодательство РФ в рамках правового регулирования трудовой занятости несовершеннолетних;
проанализировать существующие источники заработка для несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет;
предложить возможные способыувеличения старшеклассниками своих доходов и достижения ими финансовой самостоятельности.
Гипотеза:если у старшеклассника есть желание стать финансово самостоятельным, то этого можно достигнуть, используя различные пути и способы увеличения своего дохода.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы старшеклассниками в своей практической жизнедеятельности,а также на уроках в курсе изучения предмета «Экономика», «Обществознание», элективных курсов по основам финансовой грамотности, социологии, школьных предметных недель и форумов НОУ.
Новизна данной работы заключается втом, что в источниках больше внимания уделяется необходимости формирования у школьников основ финансовой грамотности, тема финансовой самостоятельности старшеклассников мало раскрыта как на теоретическом, так и на практическом уровне.
1. Финансовая самостоятельность или финансовая свобода
Полноценное существование любого человека, бизнеса, предприятия возможно только тогда, когда ими достигается финансовая самостоятельность, проявляющаяся в полной материальной независимости. В различных экономических словарях дается лишь определение финансовой самостоятельности предприятия, а о финансовой самостоятельности отдельного человека, а тем более старшеклассника, нигде не говорится. Что же такое финансовая самостоятельность человека? Это высшая степень благосостояния, во время которой человеку больше не приходится ориентироваться на количество имеющихся денежных средств для удовлетворения собственных потребностей и запросов. Также часто используется, как синоним термина «финансовая свобода» [3.4]. Такая финансовая свобода может быть достигнута только при наличии постоянного (стабильного) дохода, не зависящего от прихоти начальства, влияний экономических факторов (спроса, предложения, конкуренции и т.д.) [3.6].
Однако, данные утверждения, на наш взгляд, не применимы к людям в возрасте 16-17 лет. Такого финансового положения очень трудно добиться, так как учащийся (студент или школьник) не всегда может сам обеспечить себя жильем и другими благами, требующими значительных финансовых затрат. Как показало проведенное социологическое исследование только 11 %, из числа опрошенных старшеклассников, считают себя финансово самостоятельными (приложение 2). Что, в свою очередь, подтверждает все выше сказанное. Таким образом, финансовая самостоятельность старшеклассника, в первую очередь, характеризует его способности обеспечивать свое существование, потребности, развитие, ориентируясь на использование только собственных источников финансовых поступлений и не зависеть в полной мере от финансовой поддержки родителей и других взрослых.
2. Проблемы старшеклассника в достижении финансовой самостоятельности
Стремление несовершеннолетнего в возрасте 16-17 лет стать финансово самостоятельным порождает ряд серьезных проблем. Во-первых, это ограниченное количество свободного времени в связи с учебой или подготовкой к ЕГЭ, занятостью на различных курсах, в спортивных секциях или творческих объединениях по интересам. Для решения этой проблемы старшекласснику нужно так научиться распределять свое время, чтобы у него оставалось 2-3 часа на подработку или работу в интернете. И тут полезно знать, что есть такая технология управления собственным временем и повышения эффективности его использования, которая называется «тайм-менеджмент» [3.3].
Во-вторых, большинство школьников, в том числе старшеклассников, не имеют достаточной подготовки в вопросах финансовой грамотности. Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека [3.1]. Юноши и девушки не всегда знают, где и как можно заработать, не умеют устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, определять свои жизненные стратегии и нести ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Для этого им необходимо повышать свой уровень знаний в данном направлении.
В третьих, у многих обретение высокого уровня и достойного места в жизни нередко сочетается в их представлении с разными, в том числе не всегда законными способами получения дохода. Здесь речь идет о том, что молодым людям нужно четко понимать, что можно делать, а чего нельзя, осознавать последствия своих действий, повышать свою правовую культуру и правовую грамотность.
В четвертых, проблемой является то, что немногие работодатели готовы принять на работу несовершеннолетних, так как для последних Трудовой кодекс РФ устанавливает целый ряд льгот и гарантий. В частности, трудовым законодательством предусмотрены:
1) сокращенный рабочий день;
2) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день;
3) право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для несовершеннолетнего время;
4) ежегодный медицинский осмотр за счет средств работодателя;
5) установление пониженных норм выработки;
6) право работодателя за счет собственных средств производить доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам, до размера тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы;
7) запрет применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах;
8) запрещение направлять в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет (за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
9) ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей и др. [1.1].
Увольнение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет возможно только с разрешения Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим в интернете много предложений о нелегальной работе, без заключения трудового договора. В этом случае работодатель не берет на себя ответственность за условия труда, часто нарушает закон относительно продолжительности рабочего времени, может обмануть и не доплатить.
Ну и наконец, в пятых, у 16-17-летних парней и девушек мало опыта работы, этим пользуются не только недобросовестные работодатели, но и владельцы сайтов, которые путем обмана и мошенничества предлагают несовершеннолетним не существующие способы получения дохода. Все это порождает у старшеклассников недоверие к различным вариантам заработка в интернете.
3. Результаты социологического исследования и личный финансовый план
Нами было проведено собственное социологическое исследование по проблеме финансовой самостоятельности старшеклассников, в котором приняло участие 36 человек – учащихся 10-11 классов. Всем респондентам было предложено ответить на 4 вопроса одинакового содержания (Приложение 1). Согласно полученным данным (Приложение 2) можно утверждать следующее:
1) как уже отмечалось, большинство опрошенных (89 %) хотели бы стать финансово независимыми от своих близких;
2) лишь немногие из опрошенных (11 %) считают себя таковыми. Это значит, что уже сейчас некоторые старшеклассники умеют зарабатывать деньги самостоятельно. Из этого следует, что существуют реальные способы увеличения своих доходов и обретения финансовой самостоятельности;
3) 55 % старшеклассников считают себя финансово самостоятельными при наличии у них денежной суммы от 3000 до 4000 рублей в неделю (что составляет от 400 до 600 руб. в день); 31 % от 2000 до 3000 рублей в неделю (что составляет от 300 до 400 руб. в день); 14% до 1000 до 2000 рублей (что составляет от 150 до 300 руб. в день).
4) самый популярный способ у несовершеннолетних заработать (36 % опрошенных) - это подработка, на втором месте – перепродажа вещей, купленных в интернете (8 %), на третьем – фриланс, т.е. работа через интернет (5 %).
Из социологического опроса следует, что старшеклассники знают разные способы заработать, однако не все ими пользуются на практике. Никто из опрошенных не назвал такую возможность как обращение в молодежные службы занятости. Необходимо отметить, что сайт такой организации как Молодежная биржа труда города Челябинска оказался нерабочим (http://www.mbt174.ru). А официальный сайт Центра занятости населения города Челябинска не содержит информации о помощи в трудоустройстве несовершеннолетних [3.6].
Чтобы определить свою стратегию финансового благополучия в будущем был составлен личный бюджет на текущий момент и предположительно через 2 года. Бюджет (от англ. budjet) — совокупность личных (индивидуальных, семейных, организационных и т.д.) расходов и доходов за определенный период времени [3.2].
Данный финансовый план доходов и расходов на месяц составлен без учета затрат на коммунальные услуги, продукты питания, предметы гигиены, одежду.
Таблица 1
Мой финансовый план сегодня.
Доходы |
Расходы |
||
Вид доходов |
В месяц |
Вид расходов |
В месяц |
Средства родителей |
4750 |
Питание в школе |
1000 |
Подарки родственников |
300 |
Проезд на транспорте |
1200 |
Занятие спортом |
2000 |
||
Мобильная связь |
250 |
||
Развлечения |
300 |
||
Итого |
5050 |
Итого |
4750 |
Бюджет является профицитным (доходы превышают расходы), однако собственные источники заработка на сегодняшний день отсутствуют, что не позволяет быть финансово самостоятельным от своих близких. Сумма денежных средств, необходимых в день, составляет в среднем 160 рублей.
Таблица 2
Финансовый план через 2 года (без учета инфляции).
Доходы |
Расходы |
||
Вид доходов |
В месяц |
Вид расходов |
В месяц |
Подработка |
7250 |
Питание в школе |
1000 |
Проезд на транспорте |
1200 |
||
Занятие спортом |
2000 |
||
Мобильная связь |
250 |
||
Дополнительные занятия у репетитора |
1600 |
||
Досуг и отдых |
1200 |
||
Итого |
7250 |
Итого |
7250 |
Для того, что быть обладать относительной финансовой самостоятельностью сумма денежных средств, необходимых ежедневно, должна составлять для меня в среднем 240 рублей (1680 руб. в неделю). Следовательно, я принадлежу к тем 14 % респондентов, финансовые притязания которых, насчитывают не более 2000 рублей в неделю.
Способы достижения финансовой независимости
Что несовершеннолетний в возрасте 16-17 лет может предложить работодателю? У молодого человека есть желание подработать, к тому же он обладает и некоторыми профессиональными навыками. Например, он умеет набирать текст на компьютере, владеет иностранным языком, разбирается в технике, интересуется фото - и видеосъемкой, у него много других интересов. Но это еще не означает, что он обладает достаточной квалификацией и сможет самостоятельно выполнить порученную ему работу. Работа ему необходима недалеко от дома, так как нет времени на длительные разъезды по городу. Он должен совмещать работу с учебой и может посвятить работе не более 15-20 часов в неделю.
Как видим, ценность труда несовершеннолетнего, а значит и его заработная плата, зависит от очень многих факторов. Если юноши и девушки хотят в будущем добиться успеха в профессиональной деятельности, они должны знать, что для этого потребуется и на что надо обратить особое внимание. На наш взгляд, наиболее важными являются:
качественное образование;
владение компьютером;
знание иностранного языка (лучше - английского);
здоровый образ жизни;
общая эрудиция, кругозор, начитанность;
коммуникабельность, обаяние, сообразительность;
внешний вид, вкус, опрятность;
наличие дополнительных навыков.
Задача подростка состоит в том, чтобы реально определить, что он может и умеет делать. И главное - предложить свои знания, навыки и умения тому работодателю, которому они нужны.
Учитывая результаты социологического опроса, изучения существующих предложений на рынке труда для несовершеннолетних, выявлены возможные способы заработка, с помощью которых можно реально увеличить свой доход и достичь финансовой самостоятельности.
Таблица 3
№ |
Способ заработка |
Вид выполняемой работы |
Ссылка на интернет ресурс |
Время работы |
Условия |
Доход в неделю |
1 |
Подработка |
Агент в отдел продаж |
chelyabinsk.zarplata.ru |
Гибкий график |
Частичная занятость, для школьников и студентов, без опыта работы |
от 5000 руб. |
Курьер |
https://chelyabinsk.hh.ru/ |
3-4 часа в день |
возможность совмещения с учебой |
2500-5000 руб. |
||
Расклейщик рекламы |
https://www.avito.ru/chelyabinsk/rabota |
от 3 часов в день |
возможность совмещения с учебой |
3500 руб. |
||
Промоутер |
https://chelyabinsk.hh.ru/ |
3 часа -смена |
возможность совмещения с учебой |
2500-3500 руб. |
||
Няня |
chelyabinsk.pomogatel.ru |
Договорная |
в свободное время |
150 руб. в час |
||
2 |
Заработок в интернете |
Участие в опросах |
https://youthink.io/ |
2-3 часа в день |
опрос должен стоить не менее 20 руб. |
2200 руб. |
Ставить лайки, делать репосты |
https://vktarget.ru/ |
2-3 часа в день |
в день нужно зарабатывать не менее 300 руб. |
2100 руб. |
||
Разгадывать капчу |
https://rucaptcha.com/job |
2-3 часа вдень |
в день нужно зарабатывать не менее 300 руб |
2100 руб. |
||
3 |
Ведение блога или видеоканала |
Снимать видеоролики |
2-3 часа в день |
нужно первоначальное вложение-покупка оборудования для съёмки. Нужно раскручивать канал. |
Кроме указанных в таблице, для старшеклассников возможны такие способы заработка как инвестирование в паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и ценные бумаги. Но такой способ заработка рассчитан на долгосрочную перспективу и требует определенного стартового капитала. Благодаря таким вложениям можно улучшить свое благосостояние в будущем, создав финансовую подушку безопасности, но нельзяполучать доход еженедельно или ежемесячно. Также существует риск потерять свои вложения [2.2].
Данные социологического опроса показали, что для старшеклассников возможны операции с крипто валютой, но для этого, как и для использования инструментов инвестирования, у них должны быть сформированы определенные финансовые знания о том, как правильно зарабатывать с помощью этих способов.
Для занятия предпринимательской деятельности человеку требуются большие затраты времени, более 2-3 часов день, а это значит, что такой способ для старшеклассников не подходит, также для этого нужны денежные ресурсы - первоначальный капитал.
Мною был опробован такой способ заработка как в участие интернет-опросах. Благодаря этому способу мне удалось заработать 500 рублей за неделю. Также реальна подработка курьером, промоутером, расклейщиком объявлений. Это подходящий вариант занятости по времени и размеру желаемого дохода (1680 руб. в неделю).
Заключение
Подводя итог проведенной работы, хотелось бы отметить следующее. Стремление современных молодых людей в возрасте 16-17 лет стать финансово самостоятельными является актуальным и обусловлено разными причинами. Реализовать его вполне реально, если не рассматривать такую самостоятельность как высшую степень благосостояния. Добиться полной финансовой независимости от родителей несовершеннолетнему, совмещающему учебу и подработку, практически не возможно.
На пути достижения относительной финансовой самостоятельности перед несовершеннолетним стоит ряд проблем: временного, образовательного, информационного и правового характера. Для их преодоления необходимо научиться правильно управлять своим временем, повышать свой уровень финансовой и правовой грамотности и культуры, быть активным и информированным о возможных способах заработка.
Несмотря на то, что количество существующих на рынке труда вакансий для несовершеннолетних ограничено, существует ряд способов получить реальный дополнительный доход. Все зависит от степени финансовых притязаний и потребностей, которые они призваны удовлетворить.
В свою очередь, принимаемые молодежными службами занятости меры, недостаточны и не соответствуют трудовым потребностям старшеклассников. Для выхода из данной ситуации необходима не только оптимизация работы уже существующих служб трудоустройства для данной категории граждан, но и введение современных методов. Например, создание на сайте Центра занятости населения страницы «Электронная биржа труда несовершеннолетних города Челябинска». Эта мера даст возможность:
получить молодым людям быстрый доступ к информации о существующих в городе вакансиях;
получить возможность помещать свое резюме;
информировать работодателя о потенциальном работнике;
повысить легальность труда несовершеннолетних.
Кроме того в Российской Федерации необходим закон, который позволил бы регистрировать несовершеннолетних в службе занятости и обеспечивал получение статуса безработного для лиц в возрасте 16-18 лет по степени трудовой занятости - совмещение обучения и работы. Государство обязано эффективно решать проблемы участия несовершеннолетних в экономике, ведь именно они – это будущее России.
Список источников и использованной литературы
I. Нормативные источники
Кодексы
1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2019)
II. Литературные источники
2.1. Бадмаева А.В. Финансовая грамотность несовершеннолетних и их участие в экономическом росте России // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 142-143.
2.2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018. - 344 с.
III. Интернет-ресурсы
3.1. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения:14.10.2019)
3.2. Социологический словарь. URL:https://gufo.me/dict/social/(дата обращения:18.10.2019)
3.3. Тайм-менеджмент для школьников. URL: https://neznaika.info/extra/time/index.html (дата обращения: 08.10.2019)
3.4. Финансовая независимость - это... Определение, примеры и формулы. URL:https://fb.ru/article/397532/finansovaya-nezavisimost(дата обращения: 07.10.2019)
3.5. Центр занятости населения города Челябинска. URL: http://chel.szn74.ru/htmlpages(дата обращения:18.10.2019)
3.6. Что такое финансовая самостоятельность? Как она достигается? URL: https://berichnow.ru/finansovaya-gramotnost (дата обращения: 07.10.2019)
3.7. https://www.avito.ru/chelyabinsk/rabota (дата обращения:24.10.2019)
3.8. https://chelyabinsk.pomogatel.ru (дата обращения: 04.11.2019)
3.9.
https://chelyabinsk.zarplata.ru (дата обращения: 04.11.2019)
3.10. https://chelyabinsk.hh.ru (дата обращения: 24.11.2019)
3.11. https://rucaptcha.com/job (дата обращения:18.10.2019)
3.12. https://vktarget.ru (дата обращения:18.10.2019)
3.13. https://youthink.io (дата обращения:18.10.2019)
Приложение 1
Уважаемый респондент!
Я, ученик школы № 53, провожу исследование на тему
«Финансовая самостоятельность старшеклассника: проблемы и пути их решения».
Прошу Вас ответить на вопросы анкеты.
Заранее благодарю Вас за участие в опросе!
1. Какая (реальная) сумма денег в неделю Вам необходима, чтобы считать себя финансово самостоятельным человеком?
а) от 1000 до 2000 рублей;
б) от 2000 до 3000 рублей;
в) от 3000 до 4000 рублей.
2. Считаете ли Вы себя финансово независимым человеком?
а) да; б) нет.
3. Хотели бы Вы стать финансово независимым от своих близких?
а) да; б) нет.
4. Назовите возможные (реальные) способы получения необходимых Вам денежных средств для обретения финансовой независимости:
а) ____________________________________________________________________;
б) ____________________________________________________________________;
в) ____________________________________________________________________;
г) ____________________________________________________________________.
Приложение 2