ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
Однажды мама купила мне набор для творчества под названием «Витражи». Я выполнила работу по инструкции и у меня получились разные рисунки: рыбки, бабочки, цветочки. Работа мне так понравилась, что я израсходовала весь материал. Некоторые из витражей я отнесла в класс. Всем они тоже понравились. Мне захотелось сделать ещё, но материала уже не было.
Тогда я решила узнать, можно ли сделать что-то подобное дома из подручного материала. Поэтому цель работы мы определили таким образом: создание безопасного витража в домашних условиях.
Задачи:
Узнать, что такое «витраж», историю его появления;
Познакомиться с видами витражей;
Изучить возможность создания витражей в домашних условиях;
Изготовить витраж в домашних условиях;
Подготовить памятки по изготовлению витража для одноклассников.
Гипотеза: Предполагаем, что витраж можно создать в домашних условиях из подручного материала
Для того чтобы достигнуть цели своей работы, мы определили методы:
сравнение;
обобщение;
анализ.
В основном, мы искали необходимую для работы информацию в Интернете. Прежде всего, мы нашли некоторые исторические сведения о появлении витражей в прошлом, а также узнали, какие виды витражей существуют в современном мире.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ВИТРАЖА
Витраж (франц. vitrage — "застекление", vitrail — "окно со стеклом" от лат. vitrum — "стекло") — застекленная поверхность окон или дверей. В художественном смысле слово "витраж" используется для общего названия картин из стекла, воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках. [ 4]
В литературных источниках есть упоминания о витражах древнего Египта, сделанных в Александрии в IV—III вв. до н. э. Они были "накладными": кусочки разноцветного стекла, как мозаика, накладывались на бесцветное. В Византии, а также в раннесредневековой архитектуре Равенны и Венеции в Италии окна забивали ажурными мраморными решетками либо закрывали тонкими просвечивающими алебастровыми или мраморными пластинами. [3]
В храмах Франции, Германии появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью соборов. Чаще всего витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
Живопись на стекле (выскабливание по специально покрашенному разноцветному стеклу) характерно для витражного искусства XV в. [3].
Почти два века витражное искусство оказалось забытым. Лишь в конце XVIII в. на основе старых восстановленных витражей начинают делать транспарантные картины - — просвечивающиеся стекла, которые представляют собой прозрачную живопись на стекле, воспринимающуюся на просвет.
В конце XIX – начале XX в. получает распространение витраж – панно (композиции из цветных стёкол за пределами окон). Композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик городов.
1.2. ВИДЫ ВИТРАЖЕЙ
Всем известно, что витраж– это прозрачное панно из цветных стекол.
Витражи можно разделить на две большие группы: классические (изготавливаются в основном профессиональными мастерами) и витражи имитации (могут изготавливаться не только профессионалами, но и любителями этого вида искусства). [3]
Классический витраж – очень трудоемкий и, следовательно, очень дорогой в изготовлении предмет. Его применение оправдано в музеях, больших залах, общественных учреждениях, т.к. такой витраж невозможно рассматривать с близкого расстояния. Основная причина этого состоит в том, что крепления для стекол, как бы аккуратно их ни делали, добавляют витражу не только визуальную,но и физическую тяжесть.
Но человек всегда стремился внести красоту в свое жилище, сделать витраж своими руками для оформления собственной квартиры, и он придумал имитацию, сохранив всю красочность и декоративность этого вида искусства. Витражи стали намного легче и появилась возможность вставлять их в дверные полотна, рамы, ширмы, для усиления эффекта делая искусственную или используя естественную подсветку за витражом. [3].
Несмотря на всё многообразие классических витражей среди них можно выделить несколько видов (схема 1).
Схема 1
Н аборный витраж – тип классического витража. Части цветного стекла, вырезанные по контурам, в соответствии с эскизом соединяются воедино на наборном столе. Как правило, в наборный витраж входят цветные стекла без росписей и гравировок. Идеальный вариант для дорогого классического интерьера.
П аянный витраж – тип классического витража. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Вместо свинца в последнее время чаще применяются медь, латунь и другие.
Р асписной витраж – это витраж, который может быть изготовлен в любой из наборных техник, важно, что все или большинство стекол витража расписаны.
К омбинированный витраж – витраж, соединяющий в себе несколько стилей или техник изготовления.
Силуэтные витражи (контурные витражи) – это витражи, собранные из одинаковых стеклянных элементов круглой формы («рюмочной» плитки) – ч аще всего они прозрачные или зеленого цвета.
Узорчатые витражи – это витражи, в которых основной акцент сделан не на многоцветье стекол, а на их узоры. Стекла для таких витражей выбираются, как правило, бесцветные, либо пастельные. Главное – фактура и узор на стеклах. Основными мотивами для узорчатого витража являются геометрические орнаменты, рисунок «мороз на стеклах», или просто фактурное стекло, ориентированное в разных направлениях. [1]
Мозаичные витражи собираются из цветных стекол, соединяющихся свинцовыми нитями, и хар актеризуются, как правило, повторяющимся геометрическим или цветочным рисунком.
1.3. ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ВИТРАЖА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Прочитав много литературы по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что в домашних условиях можно делать только имитационный витраж. Создание классического витража процесс очень долгий, трудоёмкий и затратный, для его производства нужны высокие температуры (около 1000 градусов). К тому же, приходится работать с кусочками стекла, что в свою очередь небезопасно. Поэтому я попробую сделать дома имитацию витража: изготовить рисунки для стекла различными видами красок.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для изготовления витража в домашних условиях мы определили условия, которые надо выполнить:
подобрать основу для витража (на чём я буду рисовать витраж), так как использование стекла небезопасно;
продумать, чем можно сделать контур рисунка;
подобрать различные краски, которые находятся «под рукой»;
проверить, насколько качественным может быть тот или иной витраж.
Шаг 1. Просмотрев дома все окружающие предметы, в качестве основы для витража я выбрала прозрачную обложку для тетради, поскольку она была бесцветной, и пропускала свет, как и стекло.
Выполнив работу, я увидела, что обложка для тетради подходит в качестве основы для изготовления витража, так как краска по ней не растекается, хорошо сохнет, витраж легко отлепляется от основы, к тому же через обложку хорошо виден рисунок, если нужно изготовить витраж по шаблону.
Шаг 2. Контур рисунка необходимо делать для того, чтобы краски не смешивались между собой. Поэтому я решила попробовать сделать границу между участками рисунка из обыкновенной нитки, тонкой медной проволоки, а также использовала витражный контур. Нитку и проволоку прикрепила к основе при помощи клея ПВА, витражный контур хорошо держится без клея.
В результате проделанной работы, я увидела, что нитки, тонкую проволоку можно использовать в качестве границ между цветными участками витража. Они предупреждают смешивание красок между собой, к тому же сохраняют целостность при отклеивании рисунка. Витражный контур позволяет рисунку немного растянуться, как в длину, так и в ширину, затем рисунок восстанавливает свои размеры. С проволокой этого проделать нельзя. С ниткой витраж менее растяжим, чем с контуром.
Шаг 3. Вместо витражных красок решила попробовать те краски, которыми пользуюсь на уроках рисования (акварель, гуашь), а также естественные красители: морковный и свекольный сок, добавив для прочности в них немного клея ПВА.
При использовании сока овощей без клея ПВА я обнаружила, что такая краска растекается по основе, к тому же легко стирается при нажатии пальцем. После того, как в овощной сок для прочности я добавила клей ПВА и попробовала раскрасить витраж, обнаружилось, что смесь морковного сока и клея превратилась в комочки, а рисунок из смеси свекольного сока с клеем вообще не получился, так как краска растекалась по обложке и не сохла.
Смеси акварельной краски и гуашевой краски с клеем ПВА хорошо подходят для раскрашивания витражей. Только витраж с использованием акварели лучше раскрашивать кисточкой, а гуашь – пальцем, так как краска лучше ложиться и не образуется пробелов.
Шаг 4. Нужно проверить прочность каждого витража, чтобы краска не стиралась с поверхности готового рисунка после высыхания.
С этой целью я подвергла свои витражи испытанию: пробовала несколько минут тереть раскрашенный витраж пальцем, а также поливала его водой.
В результате я выяснила, что все рисунки, выполненные как гуашевыми, так и акварельными красками с добавлением клея ПВА являются прочными: не стираются, не смываются водой. Клей обеспечивает устойчивость красителя. (Приложение 5.1., 5.2.)
3.ВЫВОДЫ
Проведя работу по изготовлению витража в домашних условиях, можно сделать выводы о том, что для его изготовления можно использовать подручные материалы: гуашь, акварель, клей ПВА, нитки, проволоку, обложку для тетради или другую прозрачную плёнку. Сок овощей в качестве красителя не подойдёт, поскольку такая краска либо растекается, либо превращается в массу с комочками. Границы между элементами рисунка лучше делать витражным контуром, поскольку он выглядит более нарядным, хотя и нитка и проволока, прикреплённые при помощи клея ПВА, тоже подойдут. Для большей прочности рисунок сверху можно покрыть лаком для волос.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что гипотеза, которую мы ставили перед началом работы, оказалась верна: витраж в домашних условиях изготовить можно, и он будет безопасным.
После завершения своего творческого проекта, я рассказала одноклассникам, как в домашних условиях можно изготовить безопасный витраж (Приложение 5.3.). Теперь они так же, как и я, дарят свои работы друзьям и близким.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виды витражей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socratstroy.ru/vidy-vitrazhej
2. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru
3. Витражи. Страницы Wiki. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.pages.wikia.com
4. Сборник электронных словарей. Толковый словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovorus.ru
5. Витраж. Словари. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
5.ПРИЛОЖЕНИЕ
5.1. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ВИТРАЖА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Фото1. Выбор основы для витража
Фото2. Выполнение контура выбранного рисунка
Фото3. Контурный рисунок на обложке тетради
Фото 4. Раскрашивание витража
Фото 5. Раскрашивание витража
Фото 5. Готовый витраж
ОБРАЗЦЫ БЕЗОПАСНЫХ ВИТРАЖЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Фото 6. Витраж, изготовленный при помощи обыкновенной нити с использованием морковного сока.
Фото 7. Витраж, изготовленный при помощи обыкновенной нити с использованием морковного сока.
Фото8. Витраж на основе витражных красок.
Фото 9. Витраж на основе гуашевых красок.
Фото10. Витраж с использованием медной проволоки
Фото11. Витраж на основе акварельных красок.
Фото12. Витраж для ванной комнаты
Фото13. Витраж на основе витражных красок
Фото14. Витраж по собственным эскизам
Фото15. Витраж, изготовленный в качестве подарка для подруги
Фото16. Витраж ко дню рождения
Фото17. Новогодний витраж
Фото18. Коллекция моих витражей в деревне у бабушки
Фото19. Витраж для брата
ПАМЯТКА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ВИТРАЖА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Подобрать рисунок для витража.
Взять прозрачную плёнку (можно воспользоваться обложкой для тетрадей). Положить рисунок под плёнку. Обвести рисунок по контуру витражным контуром. (Если витражного контура нет, можно при помощи клея ПВА приклеить обыкновенную нить или тонкую проволоку по контуру рисунка).
Дать контуру высохнуть (около 30 минут).
Раскрасить рисунок витражными красками либо гуашевыми красками, смешанными с 5-7 каплями клея ПВА.
Дать краске высохнуть полностью.
Осторожно отклеить получившийся витраж от плёнки, наклеить на стекло.