Создание венецианской маски

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание венецианской маски

Тюрин А.А. 1
1МАОУ СОШ №8 ГОЩ
Фролкина А.Н. 1
1МАОУ СОШ №8 ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная история масок длится все человеческое существование. Маска – изобретение человечества, которое дает возможность хоть на некоторое время почувствовать себя другим человеком, добрым или злым, умным или глупым, красивым или уродливым. [7]

Красота масок всегда меня привлекала своей загадочностью. Длительное время я занимаюсь различными видами декоративно-прикладного искусства. Особое место в моей творческой деятельности занимает лепка, в том числе бумагопластика, её различные виды и техники.

Придумывая новые художественные образы для декоративного формирования интерьера школы, я сформулировал следующую гипотезу. Если создать серию декоративных масок, которую в дальнейшем использовать на уроках или во внеурочной деятельности, можно побудить у учеников интерес к изучению предмета в целом. Например, на уроках изобразительного искусства.

В творческой работе объединен интерес к венецианским маскам и увлечение различными видами бумагопластики.

Цель проекты: создание серии декоративных масок.

Задачи:

Изучение соответствующей литературы;

Изучение классических форм венецианских масок;

Выбор основы и подбор материалов для создания творческой серии;

Выбор локальных цветов и подбор техник декорирования для воплощения творческого замысла;

Провести сравнительный анализ между масками собственного изготовления и классической венецианской маской.

Почему маски?

1.1. История возникновения масок

Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Слово «маска» происходит через французское masque от итальянского maschera или испанского máscara. Возможными предками являются латинские (не классические) mascus, masca = «призрак», и арабское = «шут», «человек на маскараде».

Декоративные маски используются в основном для украшения дома. На стенах можно увидеть маски божков африканского либо восточного пантеона. Могут встречаться декоративные изображения животных или небесных светил. В ряде западных государств маски носят декоративных характер, в тоже время восточные страны служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов. По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту. [1]

В настоящее время маски широко используются в кукольных театрах, цирковых представлениях и в различных формах театра, например:

японский театр но;

комедия масок «дель арте»;

индонезийский театр теней Ваянг;

китайская Чао-опера;

ритуальный военный танец чхау в Индии;

Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа.

Но для современного человека маски имеют ассоциацию с карнавалов.

1.2. Венецианские карнавальные маски

В основе своей работы я использовал одну из форм венецианских карнавальных масок, поэтому в своей работе я большое внимание уделяю истории Венецианского карнавала. [8]

Начало венецианского карнавала лежат в древнеримских Сатурналиях – ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками. [4]

Первое упоминание карнавала в Венеции относится к 1094 году, при этом до XIII—XIV веков масок на карнавалах не носили. В 1162 году в честь победы над патриархом Аквилеи началось народное гуляние на площади Сан-Марко. Предположительно с того времени карнавал стал ежегодным. В XVII веке венецианский карнавал пришёл в упадок.

Некоторое время ношение масок было очень популярно: венецианцы носили их полгода – с августа до Великого поста. В связи с увеличением количества увеселительных заведений маски были запрещены Советом десяти в 1703 году, но на следующий год решение отменили.

Для привлечение местного населения к истории и культуры Венеции и увеличения притока туристов Правительство Италии в 1979 году стало проводить карнавалы. Ежегодно более 500 тысяч туристов приезжают в этот город на карнавальные мероприятия, чтобы ознакомится с культурой проведения и поучаствовать непосредственно в мероприятии Карнавал открывается старейшим венецианским праздником – Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. Венецианская маска является неотъемлемым символом ежегодного Венецианского карнавала.

Маски приблизительно можно подразделить на два вида. Маски первого вида – это варианты масок итальянской «комедии дель арте»(комедии масок) –особого вида уличного театрального представленияитальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. Ко второму виду относят классические маски (не связанные с театром) –это Баута,Венецианскаядама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды. [1]

Первые венецианские маски были простыми по дизайну и использовались не для сокрытия лица, а для создания дистанции и возможности контактировать социально неравным.

Венецианские маски делаются из различных материалов, таких как кожи, фаянса, гипса или папье-маше. Маски раскрашивают от руки, возможно с использованием грунта и сусального золота. Для декоративного оформления масок мастера, как раньше, так и в современном мире, используют кожу, различные ткани, ленты, перья, драгоценными камнями, бумагу, декоративные элементы (бисер, паетки, стразы бусины и т.д.) [1]

Создание маски

2.1.Подготовка к созданию творческого проекта

Среди всех масок мною была выбрана маска Вольто, так как она копирует форму лица.

Начальным этапом работы выполнение маски без знаний из различных источников. После выполнения первой маски по своему усмотрению стал изучать специальную литературу с целью выяснения технологии создания классической венецианской маски. Самой интересной для меня стала технология папье-маше, которую также использовал при изготовлении первой маски.

Я рассмотрел современную технологию изготовления маски из папье-маше, которая почти не отличаются от классической итальянской.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше:

Изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике может наносится от нескольких до 100 слоев бумаги.

Изделия формируются из жидкой бумажной массы.

Изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. [2]

Для себя подробней всего изучил первую технологию, так как она более схожа с технологией итальянских мастеров.

Технология папье-маше:

Для изготовления используют бумагу двух видов (обычная, которая легко размокает, и более плотная для придания жесткости и прочности будущей маске), клей, ножницы, вазелин при необходимости, кисточки.

Для склеивания используем клей ПВА. [5]

Перед началом работы форму (будущую маску) можно покрыть слоем вазелина или слоем газетной бумаги размоченной в чистой воде без клея. Далее модель обклеивают бумагой в технике папье-маше. Газету рвут на мелкие кусочки. Чтобы не запутаться в слоях, лучше использовать бумагу двух цветов. Для того, чтобы маска была гладкой, без рыхлости, необходимо тщательно разглаживать каждый слой, убирая воздух из-под каждого слоя. Таким образом она в последствии станет гладкой и твердой.

На верхний слой наносится белая бумага в размоченном виде или кусочки белой ткани для создания места творческого оформления. Верхний слой, как только начнет прихватываться, нужно протереть влажной салфеткой для сглаживания всех неровностей на будущей маске. Готовый макет остается на просушивание при комнатной температуре на несколько дней, примерно на 3-4. Модель лучше держать вместе с маской для того, чтобы избежать деформацию изделия. [6]

При изготовлении масок возможно использовать как технологию внутреннего заполнения формы, так и наружного. В своей работе использовал технологию внутренного заполнения.

Еще одним важным этапом подготовки к работе стал подбор необходимых материалов (табл. 1).

Табл.1. Расходы на изготовление маски

Материал

Количество

Затрата

Железные прутья

3

штуки

-

Бумага тонкая (газетная)

10 листов

-

Бумага белая

25-30 л.

-

Салфетки бумажные

10 упак.

150 руб.

Салфетки бумажные (сервировочные)

10 упак.

200 руб.

Клей ПВА

1 тюбик

20 руб.

Клей полимерный

1 банка

30 руб.

Краска

2 банки

168 руб.

 

Итого:

468 руб.

2.2. Этапы создания масок

1 этап. Подготовка формы: за манекен была взята моя форма головы, на основе нее был изготовлен железный каркас будущей маски. На каркас наносится плотная бумага, на которую наносятся кусочки бумаги в размере от 1 до 2 см., чтобы наложение кусочков было минимально заметным, край их необходимо оставлять рваным. Вместо прослойки вазелина (технология венецианских мастеров) приемлемо использовать слой тонких обрывков газетной бумаги, пропитанных чистой водой.

2 этап. Создание формы:использование такихже по размеру кусочков бумаги как при подготовке формы. 5-6 слоев газетной бумаги пропитанной клеем ПВА и 2-3 слоя белой бумаги. Чтобы форма получилась более прочной и гладкой, сверху ее можно покрыть еще 2-3 слоями клея.

3 этап. Просушивание формы и покрытие еематериалом выбранного локального цвета. В данном случае я использовал сервировочные салфетки для создания фактурного слоя.

4 этап. Выбор цветов для покраски изделия.

5 этап. Непосредственное декорирование подготовленной формы. Прорисовывание необходимых деталей акриловыми красками.

Заключение

Итогом моей творческой роты стало создание декоративных масок на основе одной из венецианских форм, предназначенную для оформления части интерьера нашей школы.

В результате творческий процесс был тесно связан с изучением теоретических основ истории возникновения масок, их характерных черт и особенностей в искусстве разных эпох.

Я изучил технологию создания и особенности классических венецианских масок как декоративного оформления или украшения. В результате работы я могу представить не только 2 декоративные маски, но и подробное поэтапное описание их создания.

Теоретические и практические результаты моей работы можно использовать на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и технологии.

Для того, чтобы моя гипотеза подтвердилась или была опровергнута необходимо время. Но могу сказать, что уже во время работы над проектом я обнаружил, что многие дети, а также взрослые проявляли огромный интерес к моей работе и технике, в которой она выполнялась. Среди них были и те, кто в дальнейшем создавали свои собственные декоративные изделия в различных техниках бумагопластики. [8]

Уже сейчас я с уверенностью могу сказать, что моя работа побуждает у окружающих интерес к декоративно-прикладному искусству.

Список литературы

Венецианские маски. [http://ru.wikipedia.org]

Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Ярославль : Академия развития:Академия, К", 1999. — 205 с. : ил.

История Венецианских масок. [http://www.karnavalmasok.ru/]

Клод Леви-Строс. Путь масок // Леви-Строс К. Путь масок. Пер. с фр. А. Б. Островского. М., 2000, с. 20-97.

Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. "Искусство в школе" – М. : Искусство в шк., 1995. - 144 с. : ил.

Софронова Л.Маска как прием затрудненной идентификации // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006, с. 343—359.

Шишкина Е. Маски. По стопам венецианских мастеров [https://irinakorableva.ucoz.com/proekt/maski-po_stopam_venecianskikh_masterov.pdf]

Просмотров работы: 686