Влияние комплекта дидактического материала и использование одежды из «Дино-капсулы» в повседневной жизни на эстетическое, эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние комплекта дидактического материала и использование одежды из «Дино-капсулы» в повседневной жизни на эстетическое, эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Селиверстова У.С. 1
1г. Нижнекамск, МБОУ "Лицей №35"
Харисова Г.М. 1
1Республика Татарстан, г. Нижнекамск, МБОУ "Лицей №35"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дизайн одежды — одно из направлений такой деятельности, как дизайн в целом. Его цель — проектирование одежды, в которой человеку будет комфортно и которая будет его украшать.

Передо мной стоит задача - выбор будущей профессии.

В результате своих исследований, наблюдений и чтения дополнительной литературы, я поняла, что для выбора профессии нужно окунаться в атмосферу выбранного направления. Мне захотелось расширить свои знания, больше узнать о назначении, истории профессии дизайнер. А также выполнить творческую работу «Капсульный гардероб» и провести обучающие занятия с моим братиком.

Приступая к исследовательской работе, я выдвинула гипотезу: изготавливая несколько вещей, объединенных по принципу формирования капсульного гардероба, с применением техник «аппликация», «художественная роспись по ткани» развиваются творческие способности человека, его эстетический вкус, моторика, воображение. А специально разработанные дидактические материалы позволят познакомить моего братика с основами цветовых сочетаний, научить его принципам формирования детского капсульного гардероба. Использование тематической Дино-капсулы в повседневной жизни, позволит ему одеваться гармонично и стильно.

Объектом исследования является мой брат Ярослав (5 лет) и учащиеся 35 лицея разных возрастных групп, а предметом исследования – влияние комплекта дидактического материала и использование одежды из Дино-капсулы в повседневной жизни на эстетическое, эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, его способность принимать самостоятельные решения при выборе одежды и способность в будущем применить полученные навыки в формировании собственного гардероба по капсульному принципу. Данная работа может использоваться педагогами – психологами и воспитателями детских садов, преподавателями технологии в школах.

Цель исследования:

1. Изготовить Дино-капсулу.

2. Познакомить моего брата с основными правилами цветовых сочетаний и с основными приемами составления капсулы в гардеробе, закрепить навыки при помощи дидактических материалов.

3. Заложить основные знания и умения, которые позволят моему брату в будущем формировать свой гардероб по капсульному принципу.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

Познакомиться с приемами и правилами формирования капсульного гардероба.

Подробнее разобраться с приемами и правилами формирования детского капсульного гардероба, тематических капсул.

Совершенствовать навыки в технологии изготовления детской одежды из трикотажного полотна.

Освоить новую для меня технику нанесения рисунка на ткань.

Изготовить комплект дидактического материала по основам цветовых сочетаний и основам формирования детского капсульного гардероба.

6. Разработать и сшить вещи, объединенные по принципам капсульного гардероба в тематическую Дино-капсулу, для повседневного гардероба в детский сад.

7. Провести анкетирование учащихся разного возраста. Проанализировать полученные данные.

8. Провести обучающие занятия с моим братиком в игровой форме с дидактическими материалами, закрепить полученные знания о цветовых сочетаниях, научить его основам составления капсульного гардероба.

Актуальность темы в глобальном смысле очевидна. Современная индустрия моды подвержена кризису перепроизводства. Ежегодно ведущие бренды утилизируют непроданные вещи на десятки миллионов долларов. Да и у многих из нас шопинг превратился в любимое развлечение благодаря умелой работе маркетологов. Шкаф ломится от вещей, а каждое утро в голове всплывает один и тот же вопрос: Что сегодня надеть? Поэтому капсульный гардероб мне очень нравится и именно такому принципу я хочу научить своего братика.

Глава 1. Основная часть

Обоснование возникшей проблемы и потребности

Как часто забегая в магазин за носочками для ребенка, вы выходите оттуда с тремя пакетами? Бывало такое?

Увы, довольно часто поход по магазинам за одеждой для ребенка оборачивается настоящим кошмаром. Особенно в период распродаж. Еще бы, в это время так сложно остановиться на одной кофточке или джинсах. Особенно, когда маркетологи манят нас волшебными фразами «три по цене двух», «ликвидация», «скидки». Но мы с мамой поступаем по-другому. Увидев что - то необычное стараемся воплотить это своими руками. Объектом для наших экспериментов является мой маленький братик. Так я могу примерить на себе профессию дизайнера.

Дизайнер одежды — это, по сути, тот же изобретатель. Он видит в привычном необычное, обладает способностью сделать это необычное доступным взорам остальных людей, украсить наш быт. Чтобы создать новую коллекцию, дизайнер придумывает новые формы, элементы, аксессуары, а затем старается адаптировать придуманные модели к повседневной жизни, чтобы мы не только любовались ими на подиуме, но и покупали для себя и с удовольствием носили, чувствуя себя в новой одежде привлекательными и уникальными.

Несмотря на внешнюю нарядность и праздничность, профессия дизайнера одежды во многом рутинна. Например, неотъемлемой частью обязанностей специалиста по дизайну одежды является изучение потребностей потенциальных клиентов, рыночного спроса. После разработки концепции, идеи будущего изделия следует выполнить эскиз — собственно, проект. Бывает, что в эскиз приходится вносить множество изменений, прежде чем он станет совершенным.

Дизайнер одежды — очень творческая профессия. Человек, избравший её для себя, должен отличаться креативностью и способностью посмотреть на вещи с необычной, нетрадиционной стороны. Разумеется, не добиться успеха и без таких качеств, как трудолюбие и усидчивость.

Кто из родителей не хочет видеть своего ребенка стильно и удобно одетым. Но получается это далеко не у всех. Идеальный гардероб напоминает качественный конструктор. В нем находятся разноцветные детальки, которые идеально подходят друг другу. Из них можно легко построить и самолет, и кораблик, а в случае необходимости и космический корабль. Такие гардеробы – конструкторы называются капсульными или капсулами. В них все вещи и аксессуары сочетаются между собой на 100 %. Можно сказать, что капсула – это мини-рациональный гардероб.

Р азработка идей и вариантов, анализ и выбор лучшего

После долгих поисков информации, разнообразных идей и фото я выбрала тему «Динозавры». Так как мой братик интересуется данной темой, собирает коллекции игрушек, раскрасок, журналов о динозаврах.

Глава 2. Литературный обзор

2.1 Что такое капсульный гардероб?

Этот термин появился в модном обиходе в 70-х гг. XX века. До середины 80-х идея не получала широкого распространения, однако в 1985 году американский дизайнер Донна Каран выпустила капсульную коллекцию офисной одежды 7 Easy Pieces. Ее показ вошел в историю: она вывела на подиум восемь моделей, на которых были надеты только боди и колготки. Затем они продемонстрировали совершенно разные образы, составленные из семи вещей, которые прекрасно комбинировались и взаимозаменялись. После этого модные дома стали все чаще выпускать собственные капсульные коллекции, а термин «капсульный гардероб» до сих широко используется в американской и европейской прессе.

В капсульном гардеробе вещи подбираются таким образом, что они легко образуют между собой не один, а несколько комплектов. Причем вы приобретаете вещь, которую желаете, и комплектуете по собственному вкусу с теми, что уже имеются в шкафу. А сам гардероб станет более экономичным и удобным за счет большего разнообразия комплектов при небольшом количестве вещей.

Капсула — понятие, взятое из мерчендайзинга (лат. capsula — «коробочка» или «несущая оболочка» чего-либо). В магазинах часто используют удобную развеску, когда подходящие по цвету и стилю вещи висят на одном кронштейне. Это и есть капсулы.

Не следует путать базовый и капсульный гардероб. Представьте, что вы собираете конструктор: для начала вы создаете основу, а потом достраиваете к ней дополнительные элементы. Так вот основа — это и есть базовый гардероб. По сути это одежда, которую можно надеть куда угодно: она имеет нейтральную цветовую гамму и практически лишена стилистической направленности. Базовые вещи необходимы, но их недостаточно для создания индивидуального образа.

Другое дело капсулы. В нашей метафоре про конструктор капсула гардероба — это те самые дополнительные элементы, которые достраивают основу до нужной формы. Все предметы гардероба, которые входят в одну капсулу, удовлетворяют следующим критериям:

Относятся к одному стилю.

Гармонируют по цветовой гамме.

Комбинируются по назначению: например, вещи для работы, отдыха и  др.

Количество капсул в вашем гардеробе зависит от того, сколько различных сфер вашей жизни требуют определенного образа. Как минимум, в любом гардеробе должна быть летняя и зимняя капсулы, а также капсулы для работы и отдыха. В одной капсуле может быть от 6 до 8 предметов гардероба (4−5 верхов и 2−3 низа), не считая обуви и аксессуаров.

2.2. Как составить капсульный гардероб?

Шаг 1. Диаграмма сфер жизни

Первое, что нужно сделать, — это составить диаграмму сфер вашей жизни. Для этого возьмите лист бумаги и нарисуйте круг. Определите, какая сфера жизни у вас доминирующая. Если вы мама в декрете, это будет семья и отдых, а если главное для вас — карьера, то доминантой станет рабочая одежда.

Шаг 2. Цветовые схемы для капсулы гардероба

При составлении капсульного гардероба нужно опираться не только на сферы жизни, но и на индивидуальные особенности вашей внешности. Для этого необходимо знать свой цветотип.

Шаг 3. Выбор фасонов

Чтобы подбирать вещи, подчеркивающие ваши достоинства и скрывающие недостатки, важно знать не только цветотип, но и тип фигуры. Это поможет правильно подбирать фасоны и расставлять акценты.

Шаг 4. Ревизия шкафа

Это первый практический шаг в составлении капсульного гардероба. Для начала выберите одежду, которая подходит вам по цветам и фасонам — остальную можно выбросить.
Далее разложите оставшиеся вещи по сферам жизни. Посмотрите, есть ли у вас готовые капсулы. Для этого возьмите вещи, которые вы отнесли к одной сфере и проверьте, насколько они сочетаются между собой. Если у вас есть 4−5 взаимозаменяемых предметов для верха и 2−3 для низа, то капсула готова. Если нет, нужно докупать одежду.

Шаг 5. Формирование капсул

Прежде чем идти в магазин, следует заранее знать, какие вещи вам необходимы для капсулы. К примеру, вы формируете деловой образ. Для начала вам нужно купить брюки и/или юбку, пиджак, а затем докупать разные блузы, которые одинаково хорошо сочетаются с выбранным низом.

Капсула для детей.

В магазине детской одежды большинство коллекций должно состоять из тематических капсул, в которых вещи органично сочетаются между собой. И это огромный плюс, как для самого владельца магазина, так и для розничного покупателя. С одной стороны единовременная покупка состоит не из одной, а из нескольких вещей, что соответственно увеличивает сумму чека. С другой стороны продавцу легко предложить родителям вещи, которые похожи на ту, которую они выбрали сами. Покупатель также доволен – не следует ломать голову при выборе гармоничного сочетания в костюме.

Капсульные коллекции следует создавать в различных стилях, отличающиеся по своим функциональным направлениям и используемым тканям.

Капсульный детский гардероб – идеальная возможность ребенку выглядеть стильно и существенно сократить время на подбор и поиск одежды. Капсулы позволяют делать разноуровневые акценты, увеличивается свобода выбора цветов и орнаментов.

Капсульный гардероб позволяет покупать меньше вещей и иметь больше сочетаний.

Капсула — это очень удобно и рационально. Чем универсальнее вещи, тем больше сочетаний и образов может быть.

При создании капсульного гардероба руководствуйтесь правилом трёх вещей: каждая вещь должна сочетаться с тремя другими.

Как правильно сочетать цвета? В одной капсуле должно быть не более трёх акцентных цветов плюс монохромные базовые. Проще сочетать оттенки в одной температуре: холодные с холодными и тёплые с тёплыми. Например, в капсуле с холодными оттенками акцентными будут синий, изумрудный, бордовый. В таком случае абсолютно все вещи будут сочетаться друг с другом.

Это касается и аксессуаров: цвет принта на сумке и отделка подошвы тоже должны гармонировать.

Глава 3. Практическая часть

 

Подобрать выкройки

и раскроить изделие.

 

Разработать эскизы аппликации и рисунка. Выполнить на полочках футболок аппликацию и рисунок акриловыми красками. Выполнить все швы футболок, обработать горловину, подогнуть низ.

 

Сформировать штанину (шипы, карман). Выполнить шаговый и средний шов, вшить манжеты и резинку.

 

Сшить капюшон. На полочке вшить застежку молнию.

 

Соединить основную часть кофты с капюшоном. Втачать рукава с манжетами, обработать низ толстовки.

 

Собираем капсульный гардероб.

   
   

Больше примеров сочетания вещей Дино-капсулы можно посмотреть в Приложении1.

Глава 4. Методы и организация исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ специализированной литературы.

2. Изучение мастер-классов из открытых интернет-источников по пошиву изделий из трикотажного полотна, особенностей обработки отдельных узлов и деталей.

3. Изготовление творческой работы.

4. Анкетирование (чем руководствуются респонденты при выборе новой одежды, по какому принципу формируют свой гардероб).

5. Анализ, систематизация данных.

6. Также я применяла наглядный метод обучения с использованием дидактических материалов для лучшего понимания цветовых гармоний и принципов составления «капсул».

Исследования проводились в четыре этапа.

На первом этапе мы провели изучение научно-методической литературы и мастер-классов.

Второй этап исследования заключался в изготовлении творческой работы.

На третьем этапе проводилось социологическое исследование. Нами была составлена анкета - опросник. Также с помощью дидактического материала выполнялись задания с моим братиком.

Четвертый включал в себя сравнительный анализ по анкетированию учащихся.

На констатирующем этапе мы преследовали цель:

Познакомиться с приемами и правилами формирования капсульного гардероба.

Подробнее разобраться с приемами и правилами формирования детского капсульного гардероба, тематических капсул.

Совершенствовать навыки в технологии изготовления детской одежды из трикотажного полотна.

Освоить новую для меня технику нанесения рисунка на ткань.

Изготовить комплект дидактического материала по основам цветовых сочетаний и основам формирования детского капсульного гардероба.

Изготовить тематическую Дино-капсулу, для повседневного гардероба в детский сад.

Провести обучающие занятия с моим братиком в игровой форме с дидактическими материалами, закрепить полученные знания о цветовых сочетаниях, научить его основам составления капсульного гардероба.

Глава 5. Результаты исследования и их обсуждение

Опрос учащихся

1.Укажите Ваш возраст

а) 10-13 лет

б) 14-16 лет

в) 17-20 лет

2. Укажите Ваш пол: М Ж (обведите нужное)

3. По какому принципу Вы комплектуете ваш гардероб?

а) из того, что покупают мне родители

б) выбираю сам(а), стараюсь, чтобы новая вещь подходила к уже имеющимся

в) выбираю только модные вещи, не обращая внимание на сочетание с уже имеющимися.

4. Чем Вы руководствуетесь при выборе одежды?

а) собственное мнение

б) рекомендации друзей/знакомых

в) рекомендации продавцов

г) мода

д) Ваш вариант ________________________________________________

5. Знаете ли вы об основных сочетаниях цветов в одежде?

а) Да

б) нет

в) Затрудняюсь ответить

6. Знаете ли вы о капсульном принципе составления гардероба?

а) Да

б) нет

в) Затрудняюсь ответить

Спасибо за Ваши ответы!

5.2. Анализ ответов

Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся.

Я провела анкетирование среди учащихся 35 лицея. Опрос проходил в трех возрастных группах (10-13 лет, 14-16 лет, и 17-20 лет) и охватил 97 респондентов. Для опроса я взяла шесть вопросов. Результаты анкетирования по возрастным группам приведены в Приложении 2.

Ответы меня очень порадовали! Во всех возрастных категориях подавляющее большинство (а в старшей возрастной категории абсолютное большинство) респондентов стараются что бы новая вещь в гардеробе подходила к уже имеющимся и руководствуются собственным мнением при комплектации гардероба. Диаграмма распределения ответов на вопрос: «По какому принципу Вы комплектуете ваш гардероб?» дана в Приложении 3.

Процент тех, кто знает об основных сочетаниях цветов в одежде растет от младшей возрастной категории (56%) к старшей (92%). Это говорит о том, что данный вопрос интересен респондентам и они его интенсивно изучают. Диаграмма распределения ответов на вопрос: «Знаете ли Вы об основных сочетаниях цветов в одежде?» дана в Приложении 3.

Еще я решила проанализировать насколько отличаются ответы респондентов по гендерному признаку. Как мальчики, так и девочки в подавляющем большинстве сами выбирают себе одежду и руководствуются при этом свои мнением. А вот знания о сочетаниях цветов и капсульном гардеробе есть в основном у женской половины опрашиваемых. Однако такая информация не помешает и молодым людям, поскольку минимализм, присущий капсульному гардеробу часто близок по духу именно парням! Результаты анкетирования сгруппированные по гендерному признаку даны в Приложении 4.

В целом, по возрастным группам, процент тех, кто знает о капсульном принципе составления гардероба растет с 24% до 42%. Данные говорят об интересе респондентов к этому вопросу, поэтому я решила не останавливаться на достигнутом, продолжить исследование и познакомить, в первую очередь своих одноклассников, с основными принципами составления капсульного гардероба, примерами капсул для различных сфер жизни.

Обучающие занятия с моим братиком.

Задание 1.Цветовой круг. Понимание как из основных цветов получаются составные.

Задание 2. Цветовой круг. Виды цветовых гармоний: монохроматическое, контрастное, правило треугольника. Опираясь на цветовой круг, необходимо подобрать цветовое сочетание для каждого вида цветовой гармонии.

Задание 3.Подобрать цветовое сочетание одежды, опираясь на цветовые гармонии. Попытаться собрать мини-капсулу повседневной одежды.

Задание 4.Разукрасить шаблоны одежды в соответствии с изученными цветовыми гармониями и собственным видением сочетаемости цветов.

Занятия моего братика очень заинтересовали. Он узнал много нового полезного и интересного! Со всеми заданиями он справился хорошо. На заключительном занятии Ярослав самостоятельно выбрал контрастную цветовую гармонию. Я его выбор полностью поддержала, т.к. детская одежда должна быть яркой!

Заключение

Я изучила особенности профессии дизайнер одежды и примерила ее на себе. Дизайнер одежды — очень творческая профессия. Человек, избравший её для себя, должен отличаться креативностью и способностью посмотреть на вещи с необычной, нетрадиционной стороны. Разумеется, не добиться успеха и без таких качеств, как трудолюбие и усидчивость.

Капсульный гардероб, которому посвящена моя работа, на мой взгляд, идеальный выбор для современной молодежи. Он подходит тем, кто не любит тратить много времени на выбор и сочетание вещей и тем, кто хочет получить идеальный гардероб прямо сейчас. Один из больших плюсов капсульного гардероба – экономия денег и избавление от лихорадки потребительства. Возможно кому-то такой подход к составлению гардероба покажется скучным, ведь по сути капсула состоит из похожих вещей, но ничего не мешает внести разнообразие яркими и современными аксессуарами: сумочкой или рюкзаком, шарфом или платком! Однако подбор и составление капсулы требует определенных знаний. А в результате мониторинга и анализа ответов учеников 35 лицея я поняла, что таких знаний практически ни у кого нет. Много информации я получила, изучая данный вопрос во всемирной сети. Чтобы создать «капсулу», нужно пройти 5 этапов: составление диаграммы сфер жизни, определение своего цветотипа, выбор фасона, ревизия шкафа и, наконец, непосредственное формирование капсул. После изучения всех этапов я решила, что нужно продолжить исследование и рассказать о том, что я узнала про капсульный гардероб своим одноклассникам.

Еще одной целью моего исследования было проведение обучающих занятий с моим братиком. Занятия проходили в игровой форме с применением дидактического материала, который использовался для изучения и закрепления полученных знаний о цветовых сочетаниях, а также помогал понять основы составления капсульного гардероба. Наш мини-курс состоял из 4 тем. Эти знания и навыки в любом случае помогут моему братику в будущем грамотно составлять свой гардероб, даже если он будет основан не на капсульном принципе!

Опираясь на полученные теоретические знания, я перешла к практике.

У меня всё получилось, так как я задумала.  Я не просто сшила Дино-капсулу, но и украсила футболки аппликацией и рисунком акриловыми красками. В магазине таких изделий не найти. Моему братику она очень понравилась. Приятно посмотреть на плоды своего труда. Я задала себе вопрос: довольна ли я результатами своей работы, нравится ли мне мое изделие? Ответ я получила, посмотрев на своего братика. Ярослав не только с удовольствием выполнял задания, отвечал на вопросы, но и примерял одежду и позировал для фотосьемки. Он часто рассматривает рисунки на одежде, соотносит их с картинками в журналах, учит меня названиям динозавров, сам выбирает себе одежду. Я буду продолжать развивать творческие способности моего братика.

Список использованной литературы

Алдрич, У. Детская одежда. Английский метод конструирования и моделирования / У. Алдрич. - М.: Эдипресс-конлига2017. - 338 c.

Алдрич, Уинифред Английский метод конструирования и моделирования. Детская одежда. 177 чертежей конструкций, адаптированных для российских фигур / Уинифред Алдрич. - М.: Эдипресс-конлига, 2016. - 216 c.

Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма: учеб. пособие /Э.М. Андросова. – Челябинск: Издат. дом «Медиа-Принт», 2004. – 184 с., ил.

Бескоровайная, Г.П.    Проектирование детской одежды: учеб. пособие /Г. П. Бескоровайная, С. В. Куренова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Мастерство, 2002. – 96 с., ил.

 В.В. Ермилова. «Моделирование и художественное оформление одежды»: Учеб. Пособие. - M.: Феникс 2003г.- 54 с.

 Журналы мод BurdaStyle, Оттоbre 2007 – 2019 гг.

 Козлова, Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования (При участии Заболотской Е.А., Рыбкиной Е.А.): учебник для вузов. /Т.В. Козлова. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005. – 380 с.

Конопальцева, Н. М.   Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов: учеб. пособие для вузов (Гриф УМО). Ч. 2: Технология изготовления одежды /Н. М. Конопальцева, П. И. Рогов, Н. А. Крюкова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

Медведев, В.Ю. Стиль и мода в дизайне: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. /В.Ю. Медведев. – СПб.: СПГУТД, 2005. – 256 с.

Найденская Н.Г, Трубецкова И.А. Мне всегда есть, что надеть. Удобная система капсульного гардероба. - АСТ, 2014. - 160 с.

Интернет источники:

http://www.imorganic.ru/curated-closet/ Как составить умный гардероб?

https://self.wikireading.ru/ Криксунова И.А. Составление гардероба

https://www.matrony.ru/kapsulnyiy-garderob-chto-eto-takoe-i-kak-ego-sostavit/ Капылова И. Капсульный гардероб: что это такое и как его составить

https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/top16-knig-po-stilyu-i-mode-kotorye-pomogut-uluchshit/ Топ-16 книг по стилю и моде

https://www.pinterest.ru/vesnushk Детский капсульный гардероб

Приложение 1.

В арианты сочетания вещей из Дино-капсулы.

   

Приложение 2.

Результаты анкетирования по возрастным группам.

Приложение 3.

Диаграмма распределения ответов на вопросы

Приложение 4.

Результаты анкетирования сгруппированные по гендерному признаку.

Просмотров работы: 32