Фартук сшила я из ситца,
Маме должен пригодиться:
Печь, стирать и на кухне прибирать.
В нём помыть посуду можно,
Постирать бельё возможно,
И от пятен весь халат
Защищать он будет рад!
Введение
Глава I. Исследовательский этап
1.1. Выбор темы проекта и обоснования.
На уроках технологии я узнала немало полезного: научилась технике шитья, умению подбирать цветовую гамму и хотела бы испытать свои силы в разработке собственного творческого проекта. В пятом классе мы шили фартук. Я им пользуюсь до сих пор, маме мое изделие очень нравится. И у меня появилась идея сшить фартук своими руками и подарить его маме на день рождения. Эта вещь пригодится любой хозяйке, а маме будет приятно получить подарок, сделанный моими руками! В процессе обучения я приобрела знания, умения и навыки, необходимые для работы над проектом. В качестве темы проекта я выбрала «Фартук. Подарок маме». Почему именно фартук? Во-первых, фартук – необходимая в хозяйстве вещь. Каждый день женщины надевают фартук, чтобы приготовить вкусный ужин для всей семьи – он должен надёжно защищать одежду, быть удобным и практичным. Во-вторых, фартук имеет древнюю историю, исходящую к первобытным временам, когда люди носили набедренные повязки; цивилизациям Древнего мира, когда фартук был неотъемлемым атрибутом египетских фараонов и римских императоров; средневековым церемониальным традициями, связанным с культами власти. Поэтому фартук с деталями (нагрудник, карман) выполненные в технике лоскутного шитья может иметь не только прикладное, но и декоративное значение – и даже может служить элементом украшения домашней одежды. Приятно в таком фартуке встречать гостей!
1.2. Определение целей и задач Определившись с темой проекта, я поставила перед собой цель: пошить фартук в подарок маме на день рождения техникой лоскутного шитья. В процессе работы над проектом поставлены следующие задачи:
1. Собрать и изучить материал об истории возникновения фартука, его роли среди одежды на протяжении времени.
2. Систематизировать материал по истории лоскутного шитья.
3. Провести опрос среди родителей, учителей и учащихся нашей школы.
4. Выбрать оригинальную и технологически доступную конструкцию и дизайн проекта.
5. Тщательно продумать технологическую последовательность изготовления изделия.
6. Рационально подойти к выбору материалов.
Исследование и развитие идеи
В процесс выполнения практической части работы мне было необходимо правильно спланировать её.
1) Определить время на создание проекта. Временя ограничено, работу необходимо завершить к 26 апреля, к дню рождения мамы.
2) Выбрать материалы, которые я буду использовать. Для этого нужно знать: где и для чего будет использоваться изделие. Вещь нужна для помощи на кухне. Следовательно, изделие должно быть практичным и удобным в применении.
3) Рассчитать затраты: ткань есть, необходимая для лоскутного шитья, а нитки придется покупать.
4) Каков будет внешний вид изделия? Так как фартук - это подарок, он будет не только удобным и аккуратным, но еще и нарядным.
1.3. Последовательность выполнения проекта.
1.Обоснование проблемы и потребности в изделии
2.Выбор модели. Описание внешнего вида модели
3.Выбрать ткань, необходимые инструменты, приспособления и оборудование
4.Выполнить конструирование и моделирование изделия
5.Выполнить раскрой изделия
6.Составить технологическую последовательность изготовления и изготовить изделие
7.Оценить проделанную работу
8.Защитить проект
Для контроля за своей творческой деятельностью составлю кластер выполнения последовательности всех трудовых операций
1.4. Сбор информации по тематике проекта.
Любая вещь из нашего окружения, пусть даже такая незначительная, как фартук, обладает собственной оригинальной историей. Его появление в обиходе человека стало отражением различных эпох, традиций и характеров прошлого. На сегодняшний день – это атрибут хорошей домохозяйки, в прошлом же его предназначение было совершенно иным. Фартук начинал свое существование на талии у мужчины-воина и представлял собой полоску кожи на поясе.
В давние времена этот предмет возникает практически одновременно в разных частях света – и в Европе, и в Азии. Передники изготавливались из небольшого куска ткани, которым опоясывались во время работы. Носили их поверх хитона или блузы. Их форма была различной, материал и варианты ношения – самые разнообразные. Первоначально куски ткани поверх одежды надевали только представители сильного пола, к тому же это был определитель статуса владельца. Первые обладатели фартука были жрецы и воины, то есть представители знати и высших сословий. Сегодня фартук является бытовой одеждой для работы в домашних условиях, а также производственной одеждой.Функции фартука весьма разнообразны. Это и защищающая перед платья от загрязнения и украшающая одежду. Фартук часто используется как часть национальной одежды.Фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские, детские, мужские, в прошлом – школьные фартуки.К ним предъявляются определенные требования: эксплуатационные, эстетические, гигиенические. Детские фартуки должны быть яркими, сочными, насыщенными по цвету, интересными по форме (в виде плодов, ягод, игрушек, зверей и т.д.).Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная.А вот фартук для работ по дому можно изготовить различной формы и с применением отделки из кружева, ленты, вставок, тесьмы, вышивки.
В проекте поставлена цель – изготовление изделия с применением техники лоскутного шитья, я решила использовать её в отделке деталей фартука (нагрудник, карман).
«Мал лоскуток, а нужен». Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в картины, изысканные по цвету стёганные одеяла и другие сказочные по цвету и красоте изделия, достойные показу на всемирных выставках. Лоскуты сшивают друг с другом ручными и машинными швами. Отсюда пошло – лоскутное шитьё (Приложение1)
Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветного круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называют контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фонуПодобрав лоскутки в одной цветовой гамме, я начала подбирать орнамент для отделки. Для лоскутного шитья придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают один и тот же образ.
Например, в России – это «Колодец» и «Изба», а в Америке – «Американский квадрат» и «Бревенчатая хижина». Пересмотрев множество разных рисунков, я подобрала к своему изделию орнамент – «Елочка».
1.5. Дизайн-анализ.
При выборе фасона я учитывала размер понравившейся мне ткани. Для пошива изделия я использовала хлопчатобумажную ткань, так как она прочная, легкая, мягкая, обладает хорошими гигиеническими свойствами, легко впитывает влагу, быстро высыхает, хорошо пропускает воздух, легко стирается и утюжится. Хлопчатобумажная ткань вырабатывается из хлопкового волокна- экологически чистого продукта. Рисунок на ткани яркий, красочный. Эта цветовая гамма ткани соответствует весеннему настроению, а весной день рождения моей мамы. Подобрав кусочки в одной цветовой гамме, я убедилась, что ткани хватит на фасон фартука с отрезной грудкой. Подобранная расцветка и орнамент хорошо будет сочетаться с интерьером нашей кухни (скатерти, салфеткам, картине - натюрморт и т.д.). Выполняя проектную работу, я убедилась, что фартук не только незаменимая в хозяйстве вещь, но и предмет одежды, характеризующий свою хозяйку с разных сторон. При работе я научилась планировать и выполнять проект с учетом требований дизайна (эстетики, гармонии цвета), наличии необходимых материалов; узнала, как корректировать свою деятельность.
Глава II. Технологический этап
2.1.Разработка технологии изготовления
Мной был проведён опрос среди обучающихся 5 класса нашей школы из которого видно, что больше половины опрошенных предпочитают одежду из хлопкового волокна, 50% считают, что фартук лучше шить из хлопка.
2.2 Выбор инструментов и оборудования
Для выполнения фартука потребуются следующие инструменты и оборудование: швейная машинка, ножницы, утюг, булавки, иголка, напёрсток и т.д.
Подобрав фасон (Приложение2), орнамент и ткань, я приступила к изготовлению фартука по такой схеме:
1. Конструирование (снять мерки, построить чертеж выкройки фартука);
2. Изготовление лекала;
3. Подготовка ткани к раскрою;
4. Раскрой;
5. Подготовка деталей кроя к обработке;
6. Обработка узлов деталей;
7. Влажная тепловая обработка.
Конструирование - это построение чертежа выкройки изделия.
Чтобы сшить любое изделие, необходимо иметь мерки.
Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.Так как я шью фартук в подарок маме, мне пришлось измерить фартук, которым она сейчас пользуется.
Лекала совпадают с основой чертежа. Подготовка выкройки к раскрою включает в себя нанесение на чертеж:
- название и количество деталей;
- название основных конструктивных линий, срезов и сгибов ткани;
- обозначение направления долевой нити на каждой детали;
- обозначение величин припусков на технологическую обработку к срезам деталей.
При подготовке ткани к раскрою необходимо:
- выявить дефекты ткани;
- определить направление долевой нити в ткани;
- отутюжить ткань.
При раскладке выкроек на ткани и раскрое необходимо:
- сложить ткань пополам, "лицом к лицу", с учетом направления долевой нити, разложить выкройки на ткани, учитывая обозначение долевой нити на выкройках и направление долевой нити на ткани; приколоть детали выкройки булавками к ткани; обвести контуры выкроек;
- отметить припуски на швы;
- наметить месторасположение кармана;
- раскроить фартук; отколоть детали выкроек от вырезанных деталей кроя.
Детали кроя - это детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы. (Приложение 3)
2.3.Технологическая последовательность изготовления фартука с нагрудником:
- подготовить детали кроя к сметыванию;
- изготовить карман и нагрудник в технике лоскутного шитья;
- обработать карман;
- обработать бретели;
- обработать нижний и боковые срезы фартука;
- обработать верхний срез нижней части фартука;
- обработать нагрудник;
- соединить нагрудник с поясом;
- соединить нагрудник с нижней частью фартука.
При подготовке деталей кроя к обработке проложить копировальные стежки по боковой линии и линии подгибки низа фартука;
- удалить булавки; раздвинуть детали так, чтобы нитки стежков натянулись, разрезать их по середине между двумя срезами деталей;
- наметить место расположения кармана с помощью копировальных стежков;
- наметить меловой линией середину нижней части фартука и нагрудника на изнаночной стороне детали; проложить прямыми сметочными стежками линию середины детали нижней части детали и нагрудника.
Изготовить одну деталь нагрудника и одну деталь кармана в технике лоскутного шитья по схеме "Елочка". (Приложение 4).
Схема сборки лоскутных изделий «Елочка» или «Паркет», своим названием обязана внешнему сходству с видом паркетной кладки или формой ели.
Для работы необходимы заготовки из ткани, выкроенные в виде квадратов и полос. Правильно подготовленная ткань делает работу быстрой, а изделие получается аккуратно выполненным. Шитье начинается с квадрата, к одной стороне которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку (элемент 1) и полоску (элемент 2) складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают по краю и скрепляют машинной строчкой. Ширина шва 0,5-0,7 см. После этого шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Вторую полосу первого яруса (элемент 3) притачивают к следующей стороне элемента 1, захватывая элемент 2, т.е. прокладывая машинную строчку перпендикулярно первому шву. Подравняв притороченную полосу и разутюжив шов, получают первый ярус полос. Далее к элементам 2 и 3 аналогичным образом приторачивают элемент 4, подравнивают его, а шов разутюживают. Затем к элементам 3 и 4 приторачивают элемент 5. После подравнивания полосы и разутюживания шва получают второй ярус полос «Елочки». Таким образом, наращивая первоначальный квадрат от яруса к ярусу по двум сторонам, выходят на нужный размер образца с элементами 1-9.
При обработке деталей кроя и сборке изделия, я пользовалась инструкционными картами учебника.
2.4. Организация рабочего места в соответствии с требованием
охраны труда
При изготовлении фартука я соблюдала технику безопасности (с утюгом, ножницами, иголками, булавками, при работе на швейной машине).
Глава III. Заключительный этап.
3.1.Контроль качества изделия
Фартук производит положительный эмоциональный эффект, выполнен с учетом направлении моды и дизайна, надежен и удобен в эксплуатации.
Мною были соблюдены все требования, предъявляемые к качеству готового изделия: соблюдена технология изготовления, экономный расход ткани, простая конструкция, удобный, модный, оригинальный, красивый, не вредит здоровью, несложный в уходе. Ткани лучше использовать натуральные (хлопок, лен), полотенечная ткань, гладкоокрашенные или с рисунком. Они воздухопроницаемы, гигроскопичны (быстро впитывают влагу и быстро сохнет), отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявленным к данному виду одежды, обладают хорошей прочностью, легко стираются и утюжатся, не дорого стоят.
3.2.Экономические расчеты
В магазине цена фартука составляет 250 р., а себестоимость моего изделия получилась небольшая – 50 р., так как я сшила фартук сама, а затраты денежных средств были только на нитки. Ткань для фартука я использовала ту, которая у меня была. Из расчёта видно. что экономия семейного бюджета составила 200 рублей. Ведь рациональное и эффективное использование материальных ресурсов в семье очень важно в наше время.
3.3.Реклама продукции.
21 век является веком модернизации. На сегодняшний день существует множество торговых комплексов, где можно приобрести аксессуары разного вида, которые смогут внести в ваш дом тепло и уют. Но все же, изделия ручной работы ценятся достаточно высоко. Фартук из лоскутной пластики украсит интерьер кухни и станет неотъемлемой частью жизни хозяйки. Он приемлем по цене, и выглядит не хуже, чем на прилавках магазинов. Такое изделие может служить хорошим подарком. (Приложение 5)
3.4.Рекламный проспект
Этим проектом мои планы не исчерпываются. В перспективе я продолжу совершенствовать свои навыки и умения работать в технике лоскутной пластики. И в следующем году весной подарю маме на день рождения скатерть, выполненную в технике лоскутного шитья.
3.5. Экологичность проекта.
Для изготовления фартука мною использовались ткани и нитки, изготовленные из натуральных и синтетических волокон. Эти ткани и нитки являются экологически чистыми продуктами, которые не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека. Хлопчатобумажная ткань гибкая, воздухопроницаемая, выносит глажение, хороша в носке и устойчива в разрыве.
3.6.Оценка проделанной работы
Я довольна своей работой. Мама очень обрадовалась моему подарку. Фартук сочетается с интерьером кухни, получился необычным, красивым. Этот проект позволил приобрести новый опыт по изготовлению изделий своими руками техникой лоскутной пластики.
3.7.Защита проекта
Для работы над проектом мне пригодились знания и умения, полученные на уроке технологии. Я ставила перед собой задачу и считаю, что успешно с ней справилась. Во - первых, изучена специальная литература, из которой я расширила свои знания, свой кругозор. Во-вторых, я получила оригинальное, единственное в своем роде изделие, которое на рынке стоит дороже. В- третьих, я так увлеклась работой, что пошила фартук бабушке. Фартук получился нарядным, праздничным. Он будет полезен любой хозяйке на кухне. В процессе выполнения проектной работы были выполнены следующие задачи: изучена история возникновения фартука, описан процесс изготовления фартука, составлена технологическая карта, в которой представлена детальная последовательность изготовления изделия, изготовлено аккуратное, удобное для работы на кухне изделие, индивидуальное по дизайну. Данный проект имеет и практическое значение.Его можно использовать во внеурочной деятельности. Проект поможет многим девочкам тоже научиться шить фартуки и освоить технику лоскутного шитья " Ёлочка" или "Паркет"
Литература
Волышина В. «Азбука домашнего уюта». Москва, ЭКСМО 2002г.
Интернет ресурсы
http://pchela.org/bee/6775-Srochno-nado-Stihi-pro-pchyolku-i-pro-fartuki-kak/
Кожина О.А.«Конструирование и моделирование» Москва, Центр Планетариум 2016г
Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. Москва. Культура и традиции.
Максимова М.В.. Лоскутки-Эскимо-Пресс. 1998г.
Симоненко В.Д., учебник 5 кл. Москва. «Вентана-Граф» 2017г.
Приложение 1
История лоскутного шитья
Лоскутное шитье – один из древних способов рукоделия, который распространен во многих странах мира. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированные XI веком.
Принято считать, что зародилось лоскутное шитье в Англии, а затем распространилось по Европе (в том числе и на Руси), Америке, Австрии. Причиной появления шитья из лоскутов (остатков, кусочков, отходов тканей, кожи, трикотажа) явилась бедность. Именно она вынуждала женщин ремонтировать одежду, из обрезков тканей, кожи, трикотажа, старой одежды делать новую, а также создавать и ремонтировать различные изделия для бытовых нужд: постельное белье, прихватки, занавески, сумки, чехлы на стулья и табуреты, коврики и др.
На Руси особую популярность она приобрела во второй половине XIX века с развитием текстильной промышленности, когда во многих городах наладился выпуск разнообразных замечательных тканей: ярких сатинов, узорных ситцев, бязей и т.д.
Лоскутное шитье – это вид рукоделия, в котором используются разнообразные по фактуре, цвету, качеству материалы для создания общей композиции.
В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются лоскуты и лоскутики, цветные нитки, ленты, кружева, тесьма и пуговицы и еще много-много всякой всячины. Для мастерицы это целое сокровище, и она бережно его хранит, зная, что со временем сумеет создать их этого многообразия красивые и полезные вещи. В последнее время мы все чаще обращаемся к нашим истокам, к нашей истории. Земля русская, испокон веков, славилась своими традициями, своими мастерами, создавая яркие творения различных видов искусств. От бабушки к матери, от матери к дочери передавалось мастерство. В глубокую даль веков уходят истоки народного промысла.
Приложение2
Приложение 3
Приложение 4
Деталь кармана и нагрудника в технике лоскутной пластики «Елочка» или «Паркет»
1. 2.
Приложение 4 Изготовление кармана и нагрудника техникой «лоскутная пластика»
Приложение 5
Готовое изделие. Подарок для мамы.