Петелька за петелькой

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Петелька за петелькой

Рубцова К.А. 1
1МКОУ Тогучинского района "Борцовская средняя школа"
Рубцова Е.В. 1
1МКОУ Тогучинского района "Борцовская средняя школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проблемы

В современном мире трудно представить человека, который не увлекался бы каким-либо видом творчества, ведь на сегодняшний день существует огромное количество видов декоративно-прикладного искусства, которые каждый, конечно, выбирает для себя самостоятельно. Меня привлекает множество различных видов декоративного творчества, и мои интересы постоянно расширяются. Мне нравится заниматься то одним видом рукоделия, то другим, иногда мне очень трудно выбрать … мне нравится абсолютно все!

Однажды я наблюдала, как котёнок играет с клубком ниток. Он катал клубок по комнате, как мячик, закатывал его под диван, под шкаф, да так далеко, что кое-как доставал его обратно. А иногда случалась неприятность нитки запутывались в беспорядочный узел и тогда – хоть плач – не распутаешь! Катать клубок по комнате – дело нехитрое, а запутать нитки можно самой не хуже маленького котёнка, но как превратить этот клубок в красивую и полезную вещь? Вот это уже дело не простое, ведь только с помощью «волшебных петелек», крючка или спиц – все становится предельно просто.

Когда я беру в свои руки эти «волшебные петельки», то на моих глазах происходит чудо: пе́телька за пе́телькой – и клубок ниток превращается в шарфик, шапочку, кофточку – во что угодно! Ведь это просто чудо!

Несомненно, что чудеса любят все, но, чтобы научиться их делать, надо очень сильно постараться! Эта тема, на мой взгляд, является актуальной.

Данная актуальность обусловила выбор проблемы исследования «Петелька за петелькой».

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные теме вязания вообще. Однако я решила изучить эту тему немного глубже и создать своё вязаное изделие без использования спиц. В этом и заключается новизна моего исследования.

Цель работы: создать вязаное изделие без спиц.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

изучить литературу и интернет – источники по данной теме;

познакомиться с историей вязания;

самостоятельно изучить теорию вязания без спиц;

создать самостоятельно вязаное изделие;

провести исследование;

сделать выводы.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты моего исследования помогут моим одноклассникам самостоятельно создавать любые вязаные вещи без использования спиц.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на практике всеми желающими, у которых возникнет интерес к процессу вязания без спиц.

Гипотеза

Если приобрести теоретические знания о вязании без спиц, то может быть я тоже смогу создать самостоятельно вязаное изделие без применения вязальных спиц.

Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза определили предмет исследования: вязание; объект исследования: процесс вязания без спиц.

Методы исследования:

анализ литературы по теме;

анкетирование;

обобщение полученных данных.

Исследование проходило на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения Тогучинского района «Борцовская средняя школа».

ГЛАВА 1 Основная часть. Что такое вязание?

Теоретическая часть

1.1.Понятие вязание

Вязанием называется процесс изготовления полотна или изделия из нитей путём их изгибания и соединения петель друг с другом при помощи специальных инструментов таких как: вязальный крючок, спицы, вилка, или просто пальцы, а также при помощи специальной вязальной машины. Вязание, как техника относится к видам плетения.

1.2. Краткая история вязания

Когда-то очень давно, в далёкой стране Шотландии, вязанием занимались только мужчины, они носили длинные носки до колен, гольфы и клетчатые юбки, но, несмотря на юбки, шотландцы были храбрыми воинами и доблестно побеждали во многих сражениях, а по возвращении домой усаживались у камина и вязали себе гольфы. Девушек до этой работы не допускали – считалось, что они не справятся.

Люди научились вязать с незапамятных времён. Пастухи стригли овец, шерсть скручивали в длинную нить, из них вязали тёплые и красивые вещи.

Так вязали когда-то, а сейчас наука подарила людям самые разнообразные нитки: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические, мохеровые, alize puffy и другие.

1.3. Виды пряжи

Пряжа – это сплетение отдельных нитей, которые состоят из волокон, из одной или несколько нитей т.е в несколько сложений, нити переплетаются из одного вида или разных. Состав волокон может быть как натуральным, так и искусственным, поэтому пряжа подразделяется на виды: натуральная; синтетическая; смешанная.

Натуральная пряжа

Натуральные вязальные нитки получают из шерсти животных и из волокон растительного происхождения, поэтому натуральная пряжа может быть только шерстяной или растительной. Волокна из шерсти обладают высокой гигроскопичностью, мягкостью, лёгкостью, а также большей способностью к сохранению тепла, не электризуются, поэтому являются основой для вязания тёплых вещей.

Шерсть

Х орошую вязальную нить можно получить из шерсти овцы. На её качество влияет то, каким способом обрабатывалось сырьё. Чистошерстяная нить характеризуется однородностью, хорошей способностью к окрашиванию, достаточной эластичностью, устойчивостью к сминанию, но наряду с положительными характеристиками есть и недостатки такие как: способность к сваливаемости.

Мохе́р

Ш ерсть, вычесанная из ангорских коз уникальна, так как является очень тонкой и пушистой, которая носит название – мохер. Она является тёплой, лёгкой, прочной, хорошо окрашивается, шелковистая. Это материал с природным блеском волокон. Мохеровая нить всегда содержит добавки.

Кашеми́р

С ырьём для кашемировой пряжи служит подшерсток кашемировой козы, которая обитает в высокогорьях Тибета. Из её тончайшего пуха получается шерсть, толщина которой в 3-4 раза тоньше волоса человека, поэтому такая нить очень дорогая и требует бережного ухода. Изделия, связанные из кашемировой пряжи стирать нельзя, их нужно отдавать в химическую чистку.

Анго́ра

И з кроликов ангорской породы получают качественную пряжу – ангору. Пряжа является лёгкой, очень пушистой, приятная на ощупь. В чистом виде ангорская пряжа не используется, так как волокна являются не эластичными, поэтому вплетаются в шерсть или в искусственное сырьё.

Альпака́

П ряжа альпака обладает уникальными свойствами такими как: мягкость, лёгкость, прочность, гипоаллергенность, устойчивость к образованию катышков, устойчивость к сминанию, истиранию. Получают эту пряжу из руна животного – альпака, обитающего в высокогорье Перуанских Анд. Она обладает уникальными свойствами в мороз в ней тепло, в жару не жарко, поэтому пряжа используется для создания теплых вещей – пальто, кардиганов, шарфов.

Мерино́с

П ряжу получают путём состригания шерсти с тонкорунной овцы только с одного места – на холке, поэтому она является необычайно мягкой и теплой. Обладает высокой эластичностью, что позволяет создавать изделия прилегающего силуэта. За изделиями из мериносовой пряжи не сложно ухаживать, они легко стираются вручную или в машине-автомате на специальном режиме (деликатная стирка).

Верблюжья

О дной из самых качественных пряж натурального происхождения является верблюжья, которую получают от молодых верблюжат и верблюда-бактриана. Шерсть очень хорошо сохраняет тепло, волокна пряжи лёгкие, мягкие, гладкие, а также обладают прекрасной гигроскопичностью. Структура волокна способна «дышать», поэтому не происходит переохлаждения организма даже при самых экстремальных погодных условиях.

Растительная пряжа

Основным материалом для этого вида пряжи являются волокна растительного происхождения. Стоит она дешевле, чем пряжа из натуральной шерсти, но при всём при этом она обладает привлекательным внешним видом и является очень приятной на ощупь. Её прочность и хорошая износостойкость делает её популярной для создания вещей летнего сезона.

Лён

Д ля того чтобы получить льняные нити пригоден только особый вид льна – прядильный. Полученная из этого льна пряжа получается очень мягкой, достаточно прочной, приятной к телу, не линяет, хорошо держит форму изделия. Ткань мало даёт усадку, в льняной одежде летом – прохладно, а зимой – тепло.

Шёлк

О сновным сырьём для получения шёлковой пряжи служит нить, которую получают путём разматывания кокона тутового шелкопряда. Полученная нить является очень гладкой, тонкой, нежной, прочной, упругой и очень дорогой. Нить обладает высокой гигроскопичностью, не мнётся, не образует катышков, хорошо сохраняет тепло.

Хлопок

Х лопковую нить получают из волокон коробочек хлопчатника. Пряжа получается мягкой, комфортной в носке, обладает высокой гигроскопичностью, «дышащей», но есть и минусы к ним относятся: разрушение полотна под действием солнечных лучей, даёт сильную усадку при стирке, не обладает эластичностью, удерживает грязь между волокон.

Крапива

П ряжу получают не из крапивы, которая растёт на лугах и пустырях, а из южноазиатского растения рами, другое название – китайская крапива. Волокна растения обладают высокой прочностью, износоустойчивостью, характерным природным блеском, хорошо подвергается окраске. Минусы пряжи в том, что она жёсткая, обладает низкой эластичностью, сильно мнётся.

Синтетическая пряжа

Синтетическую пряжу получают из синтезированных волокон, которые являются продуктом химического производства.

Акри́л

П о внешнему виду акрил напоминает шерстяную пряжу. Существует, как в виде самостоятельной нити, так и в дополнение к различным видам пряжи. Нашел широкое применение для вязания вещей, особенно детских, так как является очень мягким, гипоаллергенным, не колется, хорошо поддается окраске.

Нейло́н

Н ейлоновое волокно является необычно лёгким, эластичным и очень прочным. Оно идеально подходит в качестве добавки к основной нити, что делает пряжу износоустойчивой и предотвращает усадку. В чистом виде нейлон используется только для вязания женских колготок.

Микрофи́бра

М икрофибра была изобретена японскими химиками сравнительно недавно. Сырьём для получения нитей служит – полиамид или полиэстер. Волокна получаются супертонкими, которые в несколько раз превосходят даже шёлковые. Нити из микрофибры отличаются повышенной прочностью.

Люрекс

Л юрекс это не волокно, а металлическая добавка в виде нити, которая просто её украшает. В вязаном изделии нить смотрится очень эффектно.

Смесовая пряжа

В состав смесовой пряжи входят два или несколько видов сырья. Составы, к которым к основной нити добавляют еще какую-нибудь другую, называют смесовой. Смесовые составы характеризуются положительно, так как они крепкие, мягкие, приятные на ощупь, не дают усадку, остаются яркими долгое время и сохраняют начальную форму.

Alize Puffy

П ряжа турецкого производителя Alize очень пушистая и мягкая на ощупь. Состоит она из готовых петелек, поэтому при вязании не требует спиц или крючка, она вяжется руками. Готовые петли в работе очень удобны, легко поддаются вязанию, не скользят на пальцах. Имея такие свойства как мягкость, воздушность её используют для вязания детских пледов, игрушек, подушек. Из неё легко вывязывать различные узоры. Состоит из 100% микрополиэстера, это материал изготовлен по новейшим технологиям текстильного производства. Микрополиэстер состоит из полиэфирного волокна в состав которого входит нейлон, полиэстер и другие полимеры. Микроволокна были получены японскими учёными в 1976 году, но своё применение они нашли только в 80 годах 20 века, когда появились технические возможности использовать этот материал довольно таки широко.

Разновидности искусственной пряжи

Искусственную пряжу получают при помощи химической обработки искусственных или растительных источников сырья это - вискоза и ацетат. Вискозу производят из древесины хвойных пород, она обладает гипоаллергенностью, мягкостью, имеет красивый блеск. Ацетатное волокно или искусственный шёлк получают из переработанных коротких волокон хлопка, которые остаются от основного производства. Ткань получается очень гладкой, блестящей, гипоаллергенной, хорошо поддаётся окраске. Имеет роскошный внешний вид.

1.4. Виды вязания

Классификация видов вязания проводится исходя из того, какие инструменты используются в работе, например: спицы, крючок, тунисский крючок, вилка, пальцы.

В язание спицами – это такое вязание, при котором полотно формируется при помощи двух или более спиц. Все ряды образовываются тогда, когда провязываются петли предыдущего ряда и образовывают на спицах новый ряд незакрытых петель, при этом все петли переносятся с одной спицы на другую. Вязаное полотно получается очень эластичным.

В язание крючком – это такое вязание, при котором полотно образовывается при помощи крючка. При вязании крючком полотно получают путём поочерёдного провязывания петельных столбиков, которые закреплены на столбиках предыдущего ряда. Вязаное полотно менее эластичное, чем при вязании спицами.

В язание тунисским крючком – это вид вязания, при котором полотно формируется при помощи длинного крючка (тунисский крючок – это что то среднее между спицами и обычным крючком). Вязание тунисским крючком происходит следующим образом: из цепочки воздушных петель, которые набираются по всей длине крючка, так называемые открытые петли, которые в следующем ряду провязываются и закрываются. Вязаное полотно при тунисском вязании получается неэластичным, но при этом хорошо держит форму.

Вязание на вилке – это способ вязания специальным приспособлением, которое по форме напоминает вилку, при этом нить закрепляется вязальным крючком. Вяжутся полосы нужной длины, которые скрепляются между собой тоже крючком. Полотно получается очень ажурным, воздушным.

Вязание на линейке (пригоден также любой подходящий предмет: плоская палочка, линейка и т.д.) – это вид вязания, который схож с вязанием на вилке, закрепление петель происходит вязальным крючком. В основном используется для декоративной отделки изделий.

Машинное вязание – это вид вязания, при котором используется специальная вязальная машина. Машина полностью повторяет вязание спицами. Для того, чтобы получить определённый рисунок на вязаном полотне, его нужно запрограммировать, либо выполнить в специальной компьютерной программе.

В язание пальцами – это вид вязания, при котором вязаное полотно получается без применения специальных инструментов. Овладев техникой вязания на руках и спицах можно без особого труда связать разнообразные вещи начиная от мелких и заканчивая более крупными таких как: разнообразных пледов, шарфов, шапок и т.д

Таким образом, из всего описанного выше можно сделать вывод о том, что существует огромное количество видов вязания, с применением специальных инструментов, а также и без них.

Глава 2. Практический аспект исследования. Создание вязаного изделия без использования вязальных спиц

Для того чтобы связать какую-либо вещь самостоятельно, нужно очень сильно постараться. Должно быть не только большое желание, но и много терпения и усидчивости. Как приятно потом любоваться изделием, которое связано собственноручно.

Мне очень нравится смотреть канал YouTube, а именно просматривать различные мастер-классы, которые транслируют мастера своего дела. Однажды я пролистывала новостную ленту и увидела очень интересный видеообзор, где рассказывали про пряжу под названием Alize Puffi. Она привлекла меня своим необычным видом, так она состояла из большого количества готовых петель. Я очень заинтересовалась ей и начала искать более подробную информацию об этой пряже.

Из различных источников сети Интернет я узнала много интересной, полезной и поучительной информации, также я узнала о том, что при вязании из этой пряжи не требуется никаких специальных инструментов, нужны только мои руки! Все изделия вяжутся просто руками. Разве это не восхитительно?! Мне очень захотелось попробовать связать своими руками какую-нибудь вещь из этой необычной пряжи.

Приближался день моего рождения. Я попросила у своих родителей подарить мне эту пряжу. Моё желание было исполнено, я была просто в восторге, когда смогла потрогать эту пряжу своими руками ведь она действительно была настолько мягкой, приятной на ощупь, нежной именно об этих свойствах я читала в различных источниках информации, но теперь я держала эти «волшебные петельки» своими руками! Я была очень счастлива!

Мне долго раздумывать не пришлось, какую вещь я хочу связать своими руками – это кофта, которая согреет меня своей мягкостью в холодную зимнюю погоду. Я приступила к работе.

Для работы мне потребовалась пять мотков пряжи Alize Puffi, мои пальчики, немного терпения и усидчивости. Для того чтобы связать кофту нужно отсчитать нужное количество петель, а узнать это можно после того, как измеришь свой обхват бёдер. Далее сантиметровой лентой отмеряем такую же длину нити равную обхвату бёдер с готовыми петлями (у меня получилось 50 петель), завязываем в круг и начинаем провязывать первый ряд, обращая внимание на то, чтобы наши «волшебные петельки» не перекручивались. Продолжаем вязать, таким образом, до пройм рукавов. У меня получилось 17 рядов.

 

Провязав 17 рядов, начинаю спускать петли под выемку проймы рукавов.

С пускаю с каждой стороны по три петли на передней и задней половинке, провязываю три ряда и начинаю вывязывать вырез для горловины. Провязываю 4 ряда, далее начинаю вывязывать вырез горловины, оставляя при этом от проймы по 4 петли с каждой стороны, а стальные петли переда закрываю. После того, как петли закрыты, провязываю слева и справа передней половинки кофты еще по 4 ряда и закрываю петли. Передняя половинка моей кофты готова, теперь нужно закончить спинку. Спинку довязываю по такому же принципу, но петли выреза для шеи закрываю на два ряда выше. Далее я соединяю плечевые швы.

Приступаю к вязанию рукавов. По получившейся у меня пройме набираю петли, равное количество с обеих сторон и завязываю в круг. Я вяжу сразу оба рукава, так как можно ошибиться в расчёте ниток и на второй рукав просто не хватит. В одном мотке ниток всего 9 метров, поэтому один конец петелек я привязываю к одному рукаву, а другой ко второму и поочерёдно вяжу два рукава одновременно. Низ рукава я решила задекорировать и связала петлями другого цвета, на мой взгляд, получилось оригинально. Остаётся только обвязать горловину.

Набираю петли по всей горловине и вяжу ряд, далее спускаю по две петли переда и спинки, то же самое проделываю в последующих рядах продолжая спускать, чтобы горловина получилась круглая, аккуратная. Провязав три ряда горловины петли закрываю. Моя кофта готова, но когда я её примерила в готовом виде, мне показалось, что она выглядела как то скучновато, как будто в ней чего-то не хватает? Немного поразмышляв на эту тему, я поняла, срочно нужен оригинальный карман! Карман я решила вывязать в виде сердца, при этом я не пользовалась никакой опорной схемой, все придумала сама! После того, как карман был привязан к моей кофте, я вновь провела примерку готового изделия, на мой взгляд, всё стало выглядеть намного лучше. Полюбовавшись на себя в зеркале, я задалась вопросом, а умеет ли ещё кто-нибудь кроме меня вязать без спиц при помощи пальцев? По этому вопросу я решила провести исследование.

Цель исследования:

выяснить, что знают о вязании школьники и взрослые.

Задачи:

подготовить вопросы для исследования;

провести процедуру исследования;

проанализировать результаты исследования;

сделать выводы по результатам исследования.

(Наглядно с вопросами анкеты можно ознакомиться в приложении А).

В моём исследовании принимало участие 60 обучающихся 5-11 классов и учителя моей школы. По результатам исследования я выяснила, что 42 человека из числа опрошенных умеют вязать, а 18 нет. Виды вязания знают 54 человека и только 6 не знают. Какие инструменты используют для вязания, знают 59 человек и только один из опрошенных не знает. О существовании такого вида вязания как на пальцах знают 18 человек из шестидесяти, а 42 ответили, что не знают об этом. Самостоятельно учиться вязать пробовали 51 человек, 9 человек нет. Самостоятельно попробовать вязать пальцами хотели бы 42 человека, 18 человек не желают этого делать. О том, что существуют виды пряжи, знают 45 человек, 15 не знают об этом. О том, что существует пряжа Alize Puffi знает только 1 человек из числа опрошенных, а 59 человек не знают о таком виде пряжи.

Заключение. Выводы.

Проведённое исследование позволило мне сделать вывод о том, что вязание пальцами является очень интересным и увлекательным занятием. Также я узнала, что люди научились вязать еще с незапамятных времён, а первоначально вязанием занимались только мужчины. В настоящее время наука подарила людям самые разнообразные нитки: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические, мохеровые, Аlize puffy и другие.

Таким образом, если подвести итог всей работе, то я думаю, что у меня получилась связать очень симпатичную кофту. На протяжении всей работы я изучала различную информацию в интернете, смотрела видеоролики, т.е. по «крупицам» собирала нужную для себя информацию. Я считаю, что сумела достичь цели исследования. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Я самостоятельно смогла создать вязаное изделие без применения вязальных спиц.

Я не собираюсь останавливаться на этом этапе и продолжу самостоятельно изучать различные виды вязания. В дальнейшем хочу освоить вязание на вилке.

Таким образом, задачи решены, цель исследовательской работы достигнута.

Список использованных источников

Виды пряжи: [Электронный ресурс].URL:https://tkaner.com/vsyo-dlya-rukodeliya/pryazha/vidy-pryazhi/(Дата обращения 02.01.2020)

Вязание без спиц:[Электронный ресурс].URL:https://luckclub.ru/vyazanie-bez-spic-i-kryuchka-petlyami-shema-pled-pryazha-dlya-vyazaniya-rukami-bez-spic/ (Дата обращения 10.01.2010)

История вязания:[Электронный ресурс].URL:https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 07.01.2020)

Михайлова Т.В. Самая большая книга вязания спицами /Михайлова Т.В., Бахарева Н.В. //Издательство АСТ – М., 2017. – 236 с.

Пряжа Пуффи Ализе:[Электронный ресурс]. URL:https://tkaner.com/vsyo-dlya-rukodeliya/pryazha/chto-mozhno-svyazat-iz-pryazhi-puffi-alize/(Дата обращения 03.01.2020)

Техники вязания: [Электронный ресурс].URL: http://vyazanary.ru/vidy-sposoby-tekhniki-vyazaniya-i-klassifikatsiya-uzorov/70-vidy-vyazaniya/ (Дата обращения 05.01.2020)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы анкетирования

1.Умеете ли Вы вязать?

А) Да

Б) Нет

2.Знаете ли Вы какие-либо виды вязания?

А) Да

Б) Нет

3. Знаете ли Вы, какие инструменты для вязания можно использовать?

А) Да

Б) Нет

4. Знакомы ли Вы с таким видом вязания, как вязание на пальцах? (без использования специальных инструментов)

А) Да

Б) Нет

5. Были ли у Вас попытки самостоятельно научиться вязать?

А) Да

Б) Нет

6. Хотели бы попробовать вязать при помощи пальцев?

А) Да

Б) Нет

7. Знаете ли Вы, какие виды пряжи существуют?

А) Да

Б) Нет

8. Знаете ли Вы пряжу под названием AlizePuffi?

А) Да

Б) Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

1.Умеете ли Вы вязать?

(Рисунок 1)

2.Знаете ли Вы какие-либо виды вязания?

(Рисунок 2)

3. Знаете ли Вы, какие инструменты для вязания можно использовать?

(Рисунок 3)

4. Знакомы ли Вы с таким видом вязания, как вязание на пальцах? (без использования специальных инструментов)

(Рисунок 4)

5. Были ли у Вас попытки самостоятельно научиться вязать?

(Рисунок 5)

6. Хотели бы попробовать вязать при помощи пальцев?

(Рисунок 6)

7. Знаете ли Вы, какие виды пряжи существуют?

(Рисунок 7)

8. Знаете ли Вы пряжу под названием AlizePuffi?

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Итоговая диаграмма по результатам исследования

Просмотров работы: 1145