Волшебная вышивка

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебная вышивка

Степанова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга
Газизова А.С. 1
1МОБУ СОШ с.Кош-Елга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды в гостях у прабабушки я увидела книгу «Народы Башкортостана», в которой рассказывается о жителях нашей республики. В книге я увидела фотографию своей прабабушки. Вот чудо! Как она туда попала? Очень удивительно было то, что прабабушка была в старинном национальном костюме с ручной вышивкой. Меня это заинтересовало. Захотелось больше узнать о чувашской одежде и вышивке. Ведь мы мало знаем о наших предках: как они жили, как одевались, почему так много вышивки у них на одежде, что означают какие-то там знаки, умеют ли сейчас вышивать так, как раньше.

Объект исследования: вышивка.

Предмет исследования: чувашская вышивка.

Цель нашего исследования: сравнить старинную и современную вышивку.

Задачи исследования:

Узнать о значении узоров в чувашской вышивке в старину.

Найти ответ на вопрос: «Почему в чувашской вышивке много красного цвета?».

Научиться видеть узор.

Узнать, что и как вышивают современные вышивальщицы.

Вызвать интерес к чувашской вышивке у своих одноклассников, подруг, соседей, гордиться ею.

Актуальность работы в том, что народная вышивка – это неотъемлемая часть национальной культуры, а разговор о ней актуален до тех пор, пока в людях остается тяга к красоте, к родному языку.

Методы:

- описательный;

- исторический;

- прочитать книги, справочники, журналы, в которых рассказывается

о чувашской вышивке;

- посетить вышивальщиц села;

- посетить школьный музей;

- сделать выводы, подвести итоги исследования.

Поисково – исследовательский этап

1. История вышивки

Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения. Характерно для чувашской вышивки тонкое сочетание «плотных» и «редких» швов.

Одна из характерных особенностей старинной народной вышивки – это существование в ней различных стилей исполнения. С них едва ли не самым распространенным был стиль «ковровый». Более всего им пользовались при выполнении узоров свадебных подушек, мужских халатов, женских рубашек и украшений. «Ковровости» т.е. плотности вышивки, добивались в одних случаях гладьевым швом, крестиком, а в других – при помощи марьеновых нашивок [3, 26].

Девочки с 5-6 лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Вышивали на рубахах, платках, фартуках, украшениях, полотенцах, поясах, покрывалах, по краям горловины рукавов и подола рубашек [5, 33].

Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников, вышивали скромно. Все мастерство и искусство они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь. В женской нагрудной вышивке присутствовал узор – кеске, как солнечный знак и охрана материнской груди, молока у кормящей мамы. Ведь только с материнским молоком маленький человек мог выжить и вырасти здоровым. Орнамент вышивки разнообразен не только по композиционному строю, колориту, но и по стилевому решению.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки – от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели самые разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю [5, 9].

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.

В узорах, символизирующих жизнь на Земле и небесах, размещались живые существа — птицы, звери, люди [3, 15].

Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах также можно увидеть знаки, символизирующие их.

В древности одежда имела особое значение для человека. Она была как защита не только от холода, но и от злых духов. Для этого же ее обязательно украшали узорами. И у многих народов в древности красный цвет считался оберегом, прогоняющим злых духов. А еще красный цвет означал цвет единства, родства. Многие узоры не только украшали одежду, но и должны были охранять, защищать, оберегать от всего плохого опасного, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий. Изображения знака солнца, деревьев, воды и другие, человек надеялся, что они принесут ему удачу в охоте, обильный урожай, защитят от бед.

Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. В нашей республике много маленьких городов и деревень, где не покладая рук трудятся вышивальщицы. Они вышивают полотенца, занавеси, сумки, салфетки, дорожки на стол, на телевизор и т.д.

Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют и старые мотивы, придумывают и новые [5, 89].

В Чебоксарах производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Специалисты изготавливает ее из разных материалов.

1.2. Определение потребности в новом изделии

Давно ушли в прошлое старинная домотканая одежда, вышивка. Все сейчас покупается в магазине. Но вышивка возвращается в наши дома как украшение интерьера, как оригинальные сувениры. Она берет свое начало с древних времен и развивается в наши дни. Через вышивку люди передавали свое понимание и преставление о мире. Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. Чувашской вышивкой украшают костюмы артистов. В наше время вышивают крестиком, гладью.

Почему бы свой дом не украсить такой красотой? Но у меня не хватает опыта в выполнении сложных работ, поэтому я решила вышить, что-нибудь полегче.

Оценка возможностей

Вышивка – это увлекательный процесс, но кропотливый. Это одно из интереснейших занятий. На уроках технологии мы познакомились с вышивкой крестиком. Меня заинтересовала эта техника. Почему бы не выполнить работу на 8 марта в подарок маме. Ведь всегда приятно получить подарок, сделанный своими руками.

Для выполнения работы мы выбрали несложную схему с однотонной ниткой.

II. Технологический этап.

Технология изготовления

Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.

Рис. 1. Рис. 2.

Вертикальный ряд крестиков выполняется так, на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Необходимо, чтобы все верхние стежки имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, делаются незаметные узелки. Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке.

Правила вышивки крестиком:

- не использовать слишком длинную нить;

- внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону ( «/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок);

- подобрать рамку к готовой вышивке.

Основная часть швов при вышивании крестом выполняется по счету нитей ткани. Это может быть льняная ткань, лен с лавсаном, домотканое полотно, канва. Для начинающих вышивальщиц удобнее всего использовать канву.

Правила техники безопасности

Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение.

Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Расстояние составляет 25-30 см.

В процессе вышивания следует соблюдать осторожность при работе с ножницами, иглой.

III. Заключительный этап

3.1. Результаты опроса

В Кош-Елге многие женщины любят вышивать. Мы решили познакомиться с вышивальщицами нашего села.

Дмитриева Юлия Кирилловна начала вышивать с восьмого класса, ей было пятнадцать лет, когда она впервые выполнила большую композицию. И увлекается она вышиванием по сей день. Первые ее работы - это вышивка на полотенце. Схем у нее тогда не было, она вышивала с готовых работ своей бабушки. По словам Юлии Кирилловны раньше сложно было найти мулине, распускали детскую одежду, платки, хотелось, чтобы вышивка была красочной, яркой. Это сейчас легко найти и мулине и ткань. Есть готовые схемы, можно вышить любую работу было бы желание.

Все комнаты в доме увешаны вышивками. Тут и цветы, и птицы, и целые картины. А сколько полотенец! Целый сундук вышитых работ. Также у нее есть старинное чувашское платье, вышитые фартуки, платки. Много работ она подарила родным, друзьям. Также ее работы украшают сельский дом культуры. Сейчас она трудится над очередной своей работой, которую решила подарить в церковь нашего села.

Познакомились мы также с работами Андреевой Ирины Петровны. Вышивает она крестиком и гладью. На кроватях вышитые подушки, покрывала. Также украшают комнаты картины, полотенца.

Мы сходили в гости к моей бабушке Галине Федоровне. У нее в сундуке оказались вышитые полотенца. Бабушке 81год. Сейчас она уже не может вышивать из-за плохого зрения, но с интересом рассказывает о своих работах. У бабушки только старинная вышивка, каждый орнамент имеет свое значение. Вышивать ее учила мама. С детства они много работали, но и на рукоделие всегда находили время.

Выводы

Наше исследование показывает, что старинная и современная вышивка отличается друг от друга. Одинаковой остается только техника выполнения. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Каждая клеточка канвы является местом для нанесения крестиков.

Мы выяснили, что чувашская вышивка - несла за собой особый язык. Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента. Каждый орнамент нес за собой особое значение, таким образом, мы узнали о значении узоров в чувашской вышивке в старину. Хочется отметить, что каждый цвет ниток в вышивке имел свой смысл.

Исследование показало, что в древности красный цвет считался оберегом, прогоняющим злых духов. А еще красный цвет означал цвет единства, родства. Многие узоры не только украшали одежду, но и должны были охранять, защищать, оберегать от всего плохого опасного, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Таким образом, в наше время вышивальщицы используют старые мотивы, придумывают новые декоративные более легкие в исполнении швы, создавая, новые образцы народного творчества.

Заключение

Я очень рада, что познакомилась с национальной чувашской одеждой, узнала о значении узоров вышивки, поближе познакомилась с культурой своего народа. Встретилась с местными мастерами-вышивальщицами, у которых хочется многому научиться.

Хотелось бы своих подруг, одноклассников познакомить с историей чувашской вышивки, заинтересовать их, чтобы они, как и я, полюбили национальную вышивку. Нам необходимо знать историю и культуру своего народа. Я думаю, что и дальше буду знакомиться с чувашской одеждой, вышивкой и глубже изучать значение узоров на вышивке.

Литература

Анцыгига А.А. Учимся вышивать. Е, 1992 г.

Ж,: Тетте игрушка № 5.

Евгения Жачева. Чувашская вышивка. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2006 г.

Иванов В.П., Николаев В. В., Дмитриев В. Д. Чуваши. Москва, ДИК, 2000г.

Чувашское народное искусство. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Просмотров работы: 142