Введение
Создание картины шерстью это удивительный и увлекательный процесс.
Выкладывание картин шерстью - это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.
Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.
Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник. Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).
Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.
Актуальность исследования:на сегодняшний день рисование шерстью - это экологичный (за счет использования натуральных материалов), довольно привлекательный и не дорогой способ украсить интерьер своей квартиры, ведь художником может стать любой человек, стоит только проявить немного терпения и усидчивости. Изделия, выполняемые в данной технике, не только украшают дом, привносят яркие краски в повседневность, но и развивают моторику рук и креативное мышление у творца. Именно поэтому рисование шерстью, как вид декоративно - прикладного искусства, с каждым днем только набирает свою популярность.
Цель исследования: изучить материалы, из которых возможно рисование шерстью.
Объект исследования: разновидность творчества – рисование шерстью.
Предмет исследования: картина из шерсти.
Задачи исследования:
изучить и исследовать информацию по теме проекта;
на основании изученной информации самостоятельно изготовить картину из шерсти.
Методы исследования: цель и задачи определяют методы исследования – это сбор, обработка, анализ, сравнение, анкетирование, практикум и обобщение.
Структура исследования:
В I главе рассмотрен теоретический материал о инструментах и видах шерсти.
Во II главе предоставлен материал по практической части проекта – анализ результатов анкетирования и фиксирования процесса изготовления картины шерстью.
В заключительной части обобщение и описание полученных результатов.
I Теоритеческая часть
1.1 Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:
шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
ножницы (самые острые);
пинцет (обычный – для бровей);
клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины).
Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.
Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.
Переходим к самой шерсти. Ее разновидностей тьма. Шерсть различают по виду животного, толщине волоса, типу обработки.
1.2 Виды шерсти
1.2.1 Гребенная лента (топс) (приложение 1) - это расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту. Наиболее распространенный вид шерсти, который можно найти в наших магазинах. Выпускается гребенная лента разного цвета.
1.2.2 Кардочесанная шерсть (кардочес) (приложение 2) - это продукт чесания, в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Кардочесанная шерсть может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты. Этот вид шерсти пригодится при выкладывании фона (заднего плана картины). Кардочес покупать не обязательно, можно всегда обойтись одной лишь гребенной лентой.
1.2.3 Сливер (приложение 3) – это неокрашенная и невыбеленная, светлая гребенная лента, прошедшая первичную очистку. Применяется как основа изделия, которую закладывают верхним цветным слоем. Но можно обходиться и без сливера - сразу выкладывать цветную шерсть на рабочую поверхность или, если нужен светлый фон, вместо сливера выкладывать слой белой шерсти.
Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.
Для декоративности к шерсти примешиваются и другие волокнистые материалы: вискоза, шелк, акрил и пр.
1.3 Виды декоративных волокон
1.3.1 Вискозные волокна (приложение 4)- мягкие, гладкие, прямые, с сильным блеском, менее прочные, чем волокна натурального шёлка.
Визуально волокна вискозы и шелка различаются не сильно, поэтому взаимозаменяемы. Работать с вискозой сложно - электризуется, прилипает к стеклу и не держит форму, поэтому вискозу и шелк всегда примешивают к шерсти. Элементы картины, выполненные шерстью с примесью вискозы, блестят (отражают свет), отчего предметы выглядят более выразительными.
1.3.2 Шелковое волокно (приложение 5) для валяния бывает обработанное, а бывает необработанное (так называемый - сырец).
Обработанное волокно продается в основном в гребенной ленте, платочками, шапочками, нитями сари, одеялами, роллами, а не обработанное - это коконы размягченные (дегумированные), шелковый кардочес, вата шелковая и т.д. Шелк в гребенной ленте бывает тоже несколько видов - туса, муга, малбери. Туса придает изделию матовый блеск, муга и малбери - благородный глянец.
1.3.3 Акриловое волокно (приложение 6) – 100% синтетический материал. Обладает ярким и насыщенным цветом.
1.4 Основные техники рисования шерстью для начинающих
1.4.1 Вытягивание - вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки, волокна шерсти, образующие тонкие пряди. Используется для создания фона, ветвей деревьев и других предметов.
1.4.2 Щипание - берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно сгиб ленты; пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность. Используем для создания фона, облаков, снежных сугробов, снеговиков и многих, многих предметов.
1.4.3 Нарезание шерсти ножницами - берем прядь шерсти и стрижем её достаточно тонко, чтобы длина волосков была 2-3мм. И получившийся пух укладываем пинцетом на картину, образуя форму предмета, снежинки, мелкие цветы или детали.
II Практическая часть
Чтобы узнать интересно ли моим одноклассникам научиться рисовать шерстью, я провела анкетирование, результаты которого представлены в диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1.
Из диаграммы 1 видно, что не многие ребята из моего класса слышали о картинах шерстью.
Диаграмма 2.
Из диаграммы 2 видно, что мои одноклассники хотели бы попробовать сделать картину шерстью своими руками.
2.1 Я тоже решила попробовать себя в данном творчестве, для начала я приобрела все необходимые материалы, выбрала эскиз картинки, далее подготовила рабочее место.
Для работы мне понадобилось:
гребенная лента разных цветов
ножницы
рамка для фотографии
пинцет
флизелин
По размеру задней стенки фоторамки я вырезала флизелин, он нужен чтобы держать слои шерсти, приклеиваю его к подложке (приложение 7). Начинаю создавать задний фон для своей будущей картины, методом щипания набираю воздушные облака шерсти синих, зеленых, коричневых цветов (приложение 8), потом перехожу к более светлым оттенкам заполняю все пространство будущей картины (приложение 9). На переднем плане методом вытягивания предварительно смешав зеленый и оранжевый укладываю зелень (приложение 10). Приступаю к формированию бутонов тюльпанов (приложение 11), от темного оттенка лепестков на заднем плане к более светлым на переднем (приложение 12). Смешиваю оттенки красного, белый – ножничками из полученной массы вырезаю нужный мне по размеру лепесток для переднего плана (приложение 13). Цветы располагаю в произвольном порядке. Смешав бордовый и темно-зеленый цвета формирую чашелистики у основания цветок (приложение 14), цветы начинают «оживать». Добавляю стебельки (приложение 14), вытягивая и скручивая между ладонями тонкие прядки шерсти. Добавляю красок в свою картину. После того как последние штрихи картины доделаны, приступаю к оформлению. Накрываю картину стеклом, вставляю в рамку и зажимаю. Картина готова, теперь можно любоваться результатом своей работы (приложение 15, 16).
Заключение
На первый взгляд рисование шерстью кажется чем-то недостижимым, и что для её создания требуется талант художника и обучение. Но на самом деле это не так и с созданием такой картины справится любой желающий – достаточно выбрать эскиз и материал, а в случае ошибок их всегда можно быстро исправить. Освоить технику рисования из шерсти довольно просто, для этого понадобится немного времени, а главное – терпение, аккуратность и усидчивость.
Список использованной литературы
https://teplie-kartini.ru/975/https://kupit-sherst.ru/risovanie-sherstju-dlja-nachinajushhih.html
https://teplie-kartini.ru/sherst-i-drugie-voloknistye-materialy-dlya-sozdaniya-kartin/
https://teplie-kartini.ru/975/
https://teplie-kartini.ru/975/
Приложение 1 Гребенная лента
Приложение 2 Кардочесанная шерсть
Приложение 3 Сливер
Приложение 4 Вискозные волокна
Приложение 5 Шелковое волокно
Приложение 6 Акриловое волокно
Приложение 7 Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16