Для своего проекта я выбрал тему «История развития строительства в нашем городе». Её я выбрал не случайно, мне всегда было интересно - как и когда был построен наш город? Почему Ленинский район так отличается архитектурой от других районов? и т.д. Я считаю выбранную тему актуальной, потому что наш город Магнитогорск является молодым городом и расположен на границе Европы и Азии. Так же данная тема очень обширна исторически, т.к. в годы рождения и становления города были очень сложные времена для нашей страны. Через историю развития строительства раскрываются некоторые интересные элементы того времени, история людей, внёсших свой вклад в наш город.
Цель моей работы: подробнее узнать о строительстве нашего города, узнать историю зданий и сооружений. Для достижения этой цели мне нужно решить следующее:
подобрать и прочитать литературу;
изучить историю образования нашего города;
выделить интересные исторические моменты строительства;
оформить полученные результаты в виде коллажа;
сделать выводы о проделанной работе.
Для своего исследования я сначала изучил историю развития, рассмотрел предлагаемые проекты, строительство первых домов, застройка жилыми домами правого берега. Рассмотрим всё это подробнее, а затем сделаем общий анализ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В НАШЕМ ГОРОДЕ
1.1. ИСТОРИЯ МАГНИТОГОРСКА
История Магнитогорска начинается с 1743 года, когда на берегу реки Яик – ныне Урал было построено первое поселение – казачья станица Магнитная, часть оборонительной линии на границе с киргиза–кайсацкой степью. Она возникла около горы Магнитной, богатой железной рудой. В 1865 году оборонительная линия была расформирована, и Магнитная превратилась в казацкую станицу. В ней дважды бывали царские особы: в 1837 году её посетил цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) вместе с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, а в 1891 году здесь побывал Николай II.
Строить город и Металлургический комбинат начали в советское время. Официальным днём рождения Магнитки стала другая дата: 30 июня 1929 года. В этот день из города Карталы на станцию «Магнитострой» пришёл первый поезд со строителями. Также именно в этот день город получил своё название «Магнитогорск». Станица Магнитная вошла в состав города, а часть её ушла под воду после создания пруда.
Магнитогорск стал первым социалистическим городом на Урале. В период Великой Отечественной войны Магнитка внесла огромный и неоценимый вклад в победу нашего народа. Во время Великой Отечественной Войны на Магнитогорском Металлургическом Комбинате отливали башни для танков ИС-2 и Т-34 (85), а также производили бронелист и другую продукцию военного назначения. Каждый третий снаряд, обрушившийся на врага, был изготовлен из магнитогорской стали.
Магнитогорск является одним из двенадцати уникальных населённых пунктов в мире, расположенный в двух частях света. Река Урал протекает через Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке Урал, соответственно левый берег находится в Азии, а правый – в Европе.
Магнитогорск является четвёртым по численности населения (после Тольятти, Набережных Челнов и Новокузнецка) городом в России, не являющимся административным центром региона.
Город создавался руками людей 36 национальностей, сегодня вмещает представителей более чем 90 этнических групп. Объединив в себе культуру и традиции этих народов, их историю и достижения, город представляет уникальный национальный и географический альянс. Его отражением стал бренд «Магнитогорск – место встречи Европы и Азии».
Рис.1. Первые строители Магнитогорска
ГЛАВА 2. НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА
2.1. ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ
Магнитогорск – первый в мире город, изначально построенный по плану. Спроектирован он для Сталина. Магнитогорск строили не ради прибыли. Это было средство трансформации страны, её географии, её промышленности, её народа – написал историк Стивен Коткин в книге о Магнитной горе. Наш город был «Октябрьской, социалистической и сталинской революцией».
В тот момент в мире было жесткое противостояние между социалистической и капиталистической идеологией.
По иронии судьбы для совершения этой социалистической революции СССР обратился к капиталистическим соперникам и нанял в 1930 году американскую фирму «Arthur McKee & Co» для проектирования завода (комбината) и подготовки советских инженеров, которые бы построили его. Основой для Магнитогорска, предположительно, послужил американский стальной завод в Гэри, штат Индиана, тогда считавшийся крупнейшим в мире. В первые годы строительства царил хаос, так как поставленные Москвой крайне сжатые сроки наталкивались на полное отсутствие инфраструктуры, постоянные пожары и нехватку квалифицированных рабочих и оборудования.
Рис. 2 Первые дома – времянки для строителей
Магнитогорск, как город, появился на карте в 1930 году. По историческим меркам – Магнитогорск совсем молодой город. С 1930 года Магнитогорск должен был расти и развиваться, однако первые комплексные проекты развития города и генпланы появились только в 1934, а то и позднее, в середине 1935 года. Именно с 1935 года Магнитогорск начал активно развиваться, захватывая у степи всё новые и новые пространства. Выжженная солнцем степь стала постепенно превращаться в город начиная с 1935 года. На месте обширных пустырей, где до этого гулял только ветер, строились новые кварталы и цветущие скверы.
2.2. ПРОЕКТ «МАГНИТОГОРЬЕ»
Первым проектом был «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. По их задумке город должен был представлять собой не просто поселение, а своеобразный «Город – дорогу». Город Магнитогорск мыслился авторам в виде узкой полосы, тянущейся на десятки километров от Металлургического завода (комбината). Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Протяженность «Города – дороги» была ограничена 25 километров. Будущий город должен был состоять не из одной полосы, а их трёх параллельных. В центре располагаются общественные здания, а по крайним полосам – жилые дома.
Подробные детали проекта, в частности этажности жилых домов и общественных зданий не уточняется. Шоссе должны были служить основными транспортными магистралями, по которым рабочие должны были добираться до работы и домой.
В проекте «Магнитогорье» отсутствовала привязка к местности. Такая особенность Уральских предгорий, как сложный рельеф, делала реализацию проекта невозможной.
Рис. 3 Проект «Город – дорога»
2.3. ПРОЕКТ АРХИТЕКТОРА ЭРНСТА МАЯ
В 1930 году Москва прибегла к помощи немецкого архитектора Эрнста Мая. Май спроектировал линейный город с зелёным поясом между жилыми и промышленными районами. По мнению архитектора, в Магнитогорске должны были чередоваться производственные площадки и жилые застройки. То есть рабочие должны были жить в квартале при цехе. Немецкие архитекторы почти убедили тогдашнее руководство города в экономической целесообразности проекта. Такая затратная часть, как городской транспорт, в случае его реализации, была бы попросту не нужна.
С точки зрения скорейшего завершения строительства, этот проект был оптимальным, но с точки зрения экологии жилых кварталов – проект был невероятно циничен.
Процесс строительства, который должен был проходить по чёткому плану, оказался сильно хаотичным. Будучи ограниченным существующими строениями и заводскими сооружениями, Май построил то, что получило название «Соцгород» – суперквартал из плоских, прямоугольных зданий высотой три – четыре этажа, к югу от завода (комбината).
В своё время стандартные, ничем не украшенные дома Мая подверглись критике за излишнюю простату. Приехавший в Магнитогорск в 1933 году комиссар промышленности Серго Орджоникидзе пришёл в негодование при виде домов Мая, окружённых вонючими отхожими местами из-за нехватки канализационной системы. Он сказал: «Вы назвали компостную яму социалистическим городом». Он приказал перенести жилые районы на западный берег реки, но из-за проблем советского стиля управления – даже самые малые вопросы требовали согласования с Москвой – план второй попытки создать социалистический город появлялся медленно.
Этот проект не предусматривал возможности развития. В случае реализации странных задумок немецких архитекторов, город не смог бы развиваться, но и завод (комбинат) тоже не смог бы развиваться. Подобная ситуация не устраивала правящую элиту, ведь новая Советская Россия и её промышленность должны были постоянно развиваться.
Рис. 4 Проект Эрнста Мая
2.4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАЧАЛА СТРОЙКИ
Вокруг каждого предприятия на восточном берегу выросли посёлки из шатких бараков с разными названиями: «Посёлок Удобрений», «Станция Обогащения руды», «Город Деревянных решёток». Город растянулся с севера на юг на 20 километров. Первый трамвай появился в 1935 году. В Магнитогорске была самая большая сеть трамвайных путей после Ленинграда, но этого не хватало из-за отсутствия асфальтированных дорог и автомобилей. В 1939 году в Магнитогорске население составляло около 200 тысяч человек, на всё это количество был всего один временный госпиталь. Грабежи были обычным делом. Вместо хорошо спланированного социалистического города, был хаос и беззаконие приграничного города.
Жилищное строительство и социальные службы, хотя их не хватало – способствовали появлению более коллективного образа жизни: открывались публичные бани, прачечные, кафе и детские сады. Вместе с известным кинотеатром «Магнит» открылись десятки рабочих клубов, библиотек, игровых залов и учебных кружков. Они были призваны расширить культурный кругозор плохо образованных масс.
Советский «Город – идеал» был воплощен на западном берегу реки (правый берег), с широкими проспектами, площадями и бульварами, изобилием пятиэтажных, плоских, панельных домов, построенных по строгому плану. Западную и восточную стороны города соединяли трамваи и четыре главных моста.
Основная масса строительства западной части города была после военное время, так как из 56 тысяч мужчин Магнитогорска, более 30 тысяч ушли на фронт.
Рис. 5 Магнитогорск
2.5. ПЕРВЫЙ ДОМ МАГНИТОГОРСКА
Закладка фундамента первого капитального дома Магнитогорска была произведена летом 1930 года на западном склоне горы Кара-Дыр (Карадырка), ул. Пионерская, д. 27.
Рис.6 Первый дом (60-ые года прошлого века)
Первый квартал, с небольшими изменениями сохранился до сих пор. Первый квартал проектировался как «Жилой микрорайон – сад». Первые жилые здания Магнитогорска занимают квартал между улицами Чайковского и Маяковского, Пионерская (левый берег).
В 30-ые года прошлого века, в Советском союзе, стены домов выкладывали из кирпича, а перекрытия были деревянные. Но дома на улице Пионерской, могут считаться жильём более высокого качества, с балконами и бетонными перекрытиями.
Рис. 7 Главная улица «Соцгорода»
2.6. ЗАСТРОЙКА ПРАВОГО БЕРЕГА. ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН. ВЫСОТНЫЕ ДОМА
В 1936 была начата постройка первого дома на правом берегу. С 1930 года застраивался только левый берег. В отличии от 1 и 2 кварталов левобережья, застроенных максимально экономичными домами, на правом берегу строились элитные дома. Стандарт на просторные комнаты и высокие потолки появились именно в Ленинском районе.
Согласно генплану, в середине 30-ых годов прошлого века, правобережная часть города должна была стать самой передовой в плане реализации градостроительных замыслов. Вот поэтому новый город на берегу реки Урал, Магнитогорск и стал для архитекторов тех лет «самым чистым листом», на котором можно было воплотить в жизнь замыслы и фантазии на тему «Город будущего». В Магнитогорск приезжают столичные архитекторы, вместе со своими рабочими группами и чертёжными досками. Также приезжают талантливые выпускники архитектурных институтов.
Архитекторам было, где развернуться. Они видели бездорожье и овраги правого берега, с находящимся на горизонте старым казачьим посёлком. На эскизах это всё превращалось в «Город – сад», с широкими улицами и цветущими садами.
Эскиз южной стороны проспекта Металлургов был создан в период с 1946 по 1948 годы.
Рис.8 Эскиз южной стороны проспекта металлургов и Фасад здания с декоративными элементами
Таким видели архитекторы жилой дом, на первом этаже разместился, уже бывший, кинотеатр «Комсомолец». При осуществлении строительства этого комплекса зданий стоит обратить внимание на то, что жилые дома объединены в единый комплекс со всевозможными декоративными элементами. Сами декоративные элементы служат для одной цели – украшать здания. Фасады сложной формы и конструкции в виде башен становятся нормой. На момент постройки, здание с пристроенным кинотеатром, было шедевром и поражало воображение тогдашних жителей города.
Мальчишки с окрестных домов бегали туда кататься на лифтах. Вскоре дома с повышенной этажностью стали появляться на улице Чапаева и не только.
Архитекторы набирались опыта в высотном строительстве. Город развивался в южном направлении, и этажность домов постепенно возрастала. Если на улице Уральской были 3-этажные дома, далее, в районе улице Комсомольской, уже появлялись 4-этажные дома, на проспекте Металлургов нормой уже было 4 и 5 этажей. Отдельные дома взметались на высоту 8 этажей.
Над обликом города трудились архитекторы из Ленинграда и Москвы, поэтому не случайно улицу Жданова, в 90-ые года прошлого столетия, переименовали в Ленинградскую.
В конце 40-ых, в начале 50-ых годов прошлого века, в Москве и не только в столице нашей Родины, строятся высотные дома, так называемые «Сталинские высотки». В регионах высотки не были достроены до тех высот, которые были по проекту.
В городе Магнитогорске высотный дом не успели начать, он должен был быть высотой в 25 – 28 этажей и стоять на пересечении проспекта Ленина и улицы Гагарина, вместо театра имени А.С. Пушкина.
Идея строительства высоток была перечеркнута новыми веяниями в архитектуре, пришедшими в «Хрущевские времена», начиная с конца 50-ых годов правил страной Никита Сергеевич Хрущев, у него основная ставка была сделана на максимуме жилых площадей, при минимуме затрат на строительство. Что и отразилось в дальнейшем строительстве. Правобережный район начали строить обычные пятиэтажные дома, которые были похоже друг на друга.
Но всё-таки в Магнитогорске появились «высотки», ведь место было уже выделено, нынешний район театра имени А.С. Пушкина, но долго пустовало. За театром появляются три, стандартного типоразмера, 12-ти этажных дома, хотя они должны были быть по 16 этажей, но недостаток средств определил этажность. Этот архитектурный ансамбль был одной из визитных карточек города.
Идеи строительства высотных зданий в городе так и продолжаются, в новых районах города сейчас появляются высотные дома. Может когда-нибудь и получится построить высотку в 25 – 28 этажей, как это планировалось в середине прошлого столетия.
Р ис.9 Проект офисного здания, пересечение ул. 50 лет Магнитки – ул. Ворошилова
2.7. ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ
Магнитогорский проспект Металлургов по праву считается визитной карточкой города, одной из главных достопримечательностей. Об архитектуре можно сказать, что здесь сталинский ампир достиг своего расцвета.
Проспект Металлургов выделяется среди других районов Магнитогорска своей масштабностью, парадностью фасадов и разнообразием архитектурных форм.
До начала пятидесятых годов прошлого века на месте проспекта был достаточно большой овраг, а за ним в южном направлении только бескрайняя степь с колышущимся на ветру разнотравьем. Сейчас от оврага не осталось ни следа, его сравняли в ноль, засыпав тысячами тонн скальной породы. Но на эскизе сороковых годов прошлого века отчетливо видно заниженный профиль сквера по отношению к высотному дому и кинотеатру «Комсомолец».
Как уже писалось выше, архитекторы тех времён добавляли декоративные элементы, башни и так далее. Вот что печатали в газетах тех лет: «Особенной торжественностью отличается застройка планируемого проспекта Металлургов. В Магнитогорске создаётся ансамбль, в основу архитектуры которого положена пластика больших объёмов зданий и их силуэтная выразительность. В архитектуре проспекта Металлургов широко использованы отступы от центральной линии, эркеры различных очертаний, повышение этажности отдельных зданий…». Как говорится, умели строить в Советском союзе, чего не скажешь о нынешних новостройках.
Рис. 10 Один из домов на проспекте Металлургов
Над обликом проспекта Металлургов работала бригада архитекторов Л. Бумажного, в которую входили Д. Бурдин, А. Ершов, Л. Баталов. Именно эти архитекторы создали интересные решения для формирования комплексного образа жилого дома. Особый акцент сделан на главных функциональных элементах, такие как балконы, эркеры, колонны, окна.
В реализации застройки проспекта Металлургов строго соблюдена повторяемость частей жилых домов, их этажности, основы симметрии, чередование фрагментов и деталей фасадов. Именно в облике жилых домов проспекта произошло значительное усложнение объёмно планировочной схемы застройки.
Сейчас мало кто задумывается о том, почему приближаясь к реке Урал проспект Металлургов сужается, а сквер упирается в торец жилого дома. Сужение вызвано желанием проектировщиков защитить сквер от вредных выбросов Металлургического комбината.
Уже в 50-ых года прошлого столетия фотографии проспекта Металлургов разошлись по всем отечественным архитектурным изданиям. После и по всей стране в наборах открыток города.
А что касается оврага, который засыпали скальной породой, чтобы построить проспект, то ручей так и течёт под сквером проспекта Металлургов и зимой, и летом. Своё начало ручей, породивший своим течением овраг, берёт на месте нынешнего Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова. Далее ручей протекает под площадью, сквером, площадью Носова и впадает в реку Урал (заводской пруд).
Рис. 11 МГТУ им. Г.И. Носова
2.8. НЕМЕЦКИЙ КВАРТАЛ В МАГНИТОГОРСКЕ
Многие здания Правобережного района были построены руками венгров, румын, чехов и немцев. С давних пор 14-а квартал называют «Немецким кварталом», это один из самых красивых и необычных по архитектуре в нашем городе.
Многие магнитогорцы убеждены, что этот квартал построен по проектам немецких архитекторов. Это ни в коей мере не соответствует действительности. Какова же настоящая история появления этого западноевропейского квартала в Магнитогорске?
С декабря 1941 года, когда на должность главного архитектора Магнитогорска был назначен Павел Ильич Степанов. В Магнитку он приехал в конце 1939 года, по приглашению руководства «Магнитогорск-проекта». Сначала простым архитектором, а с уходом на фронт главного зодчего Магнитки Егиша Атанесовича Айрапетова, был назначен главным.
Несмотря на военное время, город всё-таки продолжал расти. Специалистам Управления главного архитектора, в связи с потерей творческих связей с ленинградскими архитекторами – основными проектировщиками Магнитогорска, необходимо было в срочном порядке самим разрабатывать проекты планировки кварталов, осуществлять геодезические работы, утверждать рабочие чертежи отдельных зданий.
Совместно с директором Магнитогорского Металлургического Комбината Григорием Ивановичем Носовым и секретарём Государственного Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии Петром Власовичем Корниловым архитекторы много делали для развития города в военный период: расселяли и трудоустраивали эвакуированных рабочих и служащих.
Квартал 14-а был построен в 1944 году. Выполнен он из шлакоблоков металлургического комбината и обычного плитняка, что вытаскивался из котлованов для фундаментов производственных и гражданских зданий. Эти живописные вкрапления плитняка, широкое применения малых форм, оград, бассейнов, озеленение придали 14-а кварталу неповторимость и очарование.
Рис. 12. Дом в «Немецком городке»
В основе проекта – идеология победы, а строительство силами, в том числе и военнопленных – символ торжества Страны-Победительницы, давшей жесткий урок завоевателям: «Раз разрушили, так теперь стройте!».
Архитекторы приступили к разработке проекта в 1942 году, когда советские войска одержали важную победу под Москвой. Известие о победе вдохновило их, и они задумали художественный образ жилого квартала в традициях западноевропейской архитектуры. Это память об освобождённых от фашистов европейских городах, о военных походах по зарубежью. Квартал стал гимном Победе Красной Армии в войне с фашизмом и памятником архитектуры конца 40-ых годов прошлого столетия.
Для самих архитекторов этот проект стал большой творческой победой, отмеченной Сталинской премией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая выше сказанное, город Магнитогорск, когда-то зародился, как пограничная станция нашего государства в 1743 году. Но датой рождения города является 30 июня 1929 года. В этот день из города Карталы на станцию «Магнитострой» пришёл первый поезд со строителями.
Уже в самом начале существования Советского государства, наша территория раскрыла свой потенциал – развитие серьёзных промышленных объектов, ведь название города произошло от горы Магнитной, которая богата железной. Это и послужило основанием для возникновения города.
Магнитогорск – первый в мире город, изначально построенный по плану. Согласно этому плану, город должен был стать «Городом будущего».
Уникальность того периода нашей истории, отразилась на архитектуре Магнитогорска. Архитекторам было, где развернуться. Они видели бездорожье и овраги. По сути, город построен на пустом месте. Первые дома – это времянки, которые ассоциируются как с мужеством людей, строивших наш город, так и с бандитизмом, нехваткой врачей, частых пожарах и низкой квалификации рабочих. Несмотря на всё это, город развивался достаточно быстро. Для этого, руководство страны использовало опыт иностранных специалистов. Результаты были как положительные, так и отрицательные. В дальнейшем уже отечественные архитекторы придали городу тот облик, который мы знаем сегодня.
Становление города пришлось на годы Великой Отечественной Войны. Это, конечно же, отразилось на его характере и его культуре. Отражением этого является архитектура Магнитки.
Гуляя по городу, можно сразу понять в какую эпоху строились те или иные дома и районы. Ленинский район – это эпоха, когда у власти был Иосиф Виссарионович Сталин. Правобережный район – это эпоха Никиты Сергеевича Хрущёва. Правобережная часть Орджоникидзевского района и часть Правобережного района – это эпоха правления Леонида Ильича Брежнева. А далее уже наше время, это стандартные 9-ти этажные панельные дома. Около города строятся посёлки, в которых дома, как одно, так и двухэтажные, с небольшими участками земли.
Магнитогорск стал первым социалистическим городом на Урале. Так же он является одни из 12 уникальных населённых пунктов в мире, расположенный в двух частях света. Река Урал протекает через город и делит его на две части – Европу и Азию.
Таким образом, в ходе моей работы я подобрал нужную мне литературу и прочитал её. Изучил историю развития строительства в нашем городе. Выделил основные исторические моменты строительства и результат оформил в виде коллажа (См. приложение 1) Считаю, что заявленную в начале цель подробнее узнать об истории развития города я достиг. В результате проделанной работы подтвердил актуальность выбранной темы «История развития строительства в нашем городе».
Приложение 1
История Магнитки в фотографиях
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дегтярёв А.Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска. Магнитогорское полиграфпредприятие. 1993 г.
Краткий исторический очерк. Магнитка. Южно-Уральское книжное издательство. Челябинск 1971 г.
Магнитка: полвека в строю. Издательство Плакат. Москва 1981 г.
Юность Магнитки. Москва 1980 г.
Электронные ресурсы
https://pikabu.ru/story/klub_istoriya_magnitogorska_nemetskiy_kvartal_v_magnitogorske_5155426
https://arhistrazh.livejournal.com/99470.html
http://i-mag.narod.ru/iso.htm
https://inosmi.ru/country_russia/20160416/236166749.html
http://legendymagnitki.ru/history-of-magnitogorsk/
https://nashural.ru/mesta/chelyabinskaya-oblast/gorod-magnitogorsk/