Мир на кончиках пальцев

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир на кончиках пальцев

Салмина Л.С. 1
1МБОУ "НШДС№71" НМР РТ
Кашипова Г.М. 1
1МБОУ "НШДС №71" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я учусь в четвертом классе коррекционной школы, которое носит название «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения». Осязание для детей с нарушениями зрения - важная составляющая связи с окружающей средой. Хорошим подспорьем и началом адаптации в этом сложном мире для особых детей является тактильная книга. Но, по данным экспертов, в России нет массового производства таких книг. Таким образом, в возрасте, когда дети начинают познавать мир, ребенок с ограниченными возможностями зрения остается в информационном вакууме. В этом и заключается проблема – нет или очень мало необходимой литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения.

Актуальность проекта. Особым детям — особые книги.

Книга служит людям много веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик. Общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире.

Сегодня в условиях повсеместной информатизации дети мало интересуются книгой. Отсюда воспитание у детей любви к книге является одной из важных задач, как одному из источников формирования целостной картины мира. Одним из способов приобщения детей к использованию книг в самостоятельной деятельности стало создание тактильных книг.

Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание. Дети с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают, в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объёмные картинки-конструкции, для создания которых используются самые различные, подручные и натуральные природные материалы. Уникальность книг - в их эксклюзивности, непохожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре.

Цель моего проекта: создание коллекции изделия декоративно-прикладного творчества – тактильных книг для слабовидящих детей под руководством тифлопедагога.

Для достижения цели, мне необходимо решить следующие задачи:

-познакомиться с необычным видом декоративно - прикладного творчества и изучить его технологию;

- проявить самостоятельность, ответственность и умение доводить начатое дело до конца;

- совершенствовать свои возможности в проектной деятельности.

Объект творческой работы: декоративно - прикладного творчеств - тактильные книги.

Предмет творческой работы: процесс изготовления тактильных книг из подручного материала под руководством тифлопедагога.

Практическая значимость: научиться создавать тактильные книги и подарить их слабовидящим ребятам в библиотеку.

I. Введение.

Замечательная фраза «Книга – источник знаний». С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку, и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова. Незрячие и слабовидящие дети – особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям: задержке психического развития, снижению интеллекта, нарушению развития речи. Среди слепых и слабовидящих читателей популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках и книги на флэш-картах. Но они мало эффективны для слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому для слепых и слабовидящих детей должны быть специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.

Ценность таких книжек в том, что с их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и она становится для него «своей» книгой, и это позволяет ему быть равным, не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

II. Основная часть.

II.1. История тактильной книги.

Первые тактильные книги появились не так давно, лишь в начале 80 – х годов прошлого столетия. Усовершенствование тактильной книги произошло в Финляндии и Швеции в конце 90 – х годов. В России первые «особые» книги появились в 2001 году. Термин «тактильная книга» означает особую книгу для особого ребёнка. Толковый словарь С.И.Ожегова трактует слово «тактильный» как «осязательный». Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д. Читая тактильную книгу, иными словами, ощупывая предметы пальчиками, ребенок с нарушением зрения знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок по ассоциации связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Кроме тактильных, осязаемых на ощупь рисунков, в книге есть пояснительный текст с укрупнённым шрифтом, или же кассета со звучащим текстом и музыкой, либо с шелестящими, хрустящими и говорящими эффектами. Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей.

Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка. Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное. Основная задача тактильной книги – дать слепому ребенку (и любому другому) реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами, что позволит ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

Кроме того, тактильные книги полезны не только слепым и слабовидящим детям, но и детям, имеющим отклонения в развитии, детям, страдающим аутизмом, с церебральным параличом.

II.2. Виды тактильных книг.

Тактильные книги делится на два вида:

1. Дидактические книги:

в помощь обучению, предметные, тематические, игровые;

2. Ассоциативные:

книги-сказки, сюжетные.

При рассматривании книги обязательно необходимо обращать внимание ребенка не только на сюжет произведения, но и на каждый персонаж, предлагать ему найти названный персонаж, описать его и, по возможности, выразить свое отношение. Часто при самостоятельном просмотре книги, дети акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько на рассматривании понравившихся поверхностей, поэтому при проведении занятий с детьми необходимо учитывать этот момент.

Очень важно, чтобы создатели рукодельных книг продумывали детали, позволяющие незрячим детям воспринимать издания достоверно: четкость воспроизведения персонажей, колорит и фактуру материала, насыщение книг элементами, развивающими моторику рук, несущими глубокий познавательный эффект. Поэтому важно изготовление таких книг только под руководством специалистов – тифлопедагогов и дефектологов.

Изображения некоторых поверхностей могут быть сначала непонятны малышу. Например, изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребенку необходимо дать дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него ассоциативные пары (тонкие травинки – тонкие нити). Читая книгу, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребенок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его по ассоциации приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят.

Например, на картинке с изображением лисы наклеен кусочек меха, а на изображение избушки – листочек тонкого деревянного шпона. Аппликации дают детям представление не только о форме, но и о характере поверхности объекта.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: тактильные книжки совершенно необходимы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям, которые освоят эти книжки в раннем возрасте, станет легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально будет интереснее и богаче. И мы надеемся, что книги, изготовленные нами, обязательно помогут детям узнать много нового, развить навык осязания, а главное, тактильные книги доставят радость совместного общения и творчества.

II.3. Этапы создания тактильной книги

Каждая книга уникальна и требует индивидуального подхода и воплощения. При выборе темы мы прежде всего руководствуемся интересом ребенка и ориентируемся на определенный образ.

Первый этап в работе над созданием книги - "придумать", представить ее. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому надо подобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Далее выбираем формат. Он не должен быть очень большим, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу. Очень важен и вид книги: традиционная со сшитыми или связанными шнурками страницами, книжка - раскладушка, книжка - коврик, и другие варианты. Книга не должна быть тяжелой. По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.

Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых есть "ощущение света", а также контрастной (для слабовидящих детей). Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим. Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.

Материалы используются любые - ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл, и т.д. Основные требования - прочность, безопасность и не токсичность. Можно даже использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют требованиям.

Второй этап работы - нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице. Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Третий этап - сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует подумать о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

Далее следует этап - прикрепление предметов к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить неядовитым клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек, чтобы они не потерялись. Очень важны для ребенка игровые моменты, когда он может что-то открыть, закрыть, засунуть куда-то руку или предмет, найти его где-нибудь, когда предметы издают звуки, запахи, с ними можно поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия, и т.д., молнии пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит, и т.п.

Затем прикрепляется брайлевский или крупнопечатный текст. Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки. Его можно приклеить, пришить, засунуть в прозрачный карман. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур, чтобы обозначить низ страницы. После этого каждая страница сшивается в виде "мешка". В каждый "мешок" вкладывается основа, например, лист плотного картона с закругленными уголками, он может быть обклеен мягким материалом, либо это может быть лист плотного поролона или другого подручного материала. Его назначение - держать форму страницы. После этого страницы соединяются вместе.

Окончательное оформление: лучше, чтобы обложка книги застегивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки, чтобы мелкие детали, предметы не выпадали из нее.

II.4. Выбор темы.

Я посещаю кружок «Умелые ручки» уже третий год, мне очень хотелось сделать что-то полезное, значимое. В октябре 2018 года мы с классом посещали городскую библиотеку для слепых людей. После беседы Павлова Татьяна Николаевна, библиотекарь, организовала для нас выставку книг. Нас всех очень впечатлили книги для слабовидящих детей с «волшебным карандашом», а также тактильные мягкие книги, которые присылает в нашу библиотеку Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих на основании договора о взаимодействии и обмене литературы. Нам пришла идея изготовить такую же книгу, где я бы смогла применить все умения и навыки, полученные на занятиях в кружке. А также пополнить кабинет для слабовидящих детей новым экземпляром.

Тактильная книжка – и игра, и элемент познания мира. Поэтому у ребенка тактильные ощущения должны вызывать только положительные эмоции. Поэтому передо мной встал вопрос, какую тему выбрать. В интернете нашла хоть и небольшое количество тактильных книг, но они почти все основаны на сказках. И очень мало книг по литературным произведениям классиков русской литературы. Так как 2018 год был годом Л.Н. Толстого в Республике Татарстан, наша учитель Салмина Людмила Сергеевна посоветовала мне сделать тактильную книгу по его маленьким рассказам.

II.5. Экономическое обоснование

Расчет себестоимости изделия

Материал

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

Жидкий клей

1шт

30=00 руб.

30=00 руб.

Итого: 30=00 руб.

     

Так как тактильная книга была изготовлена в домашних условиях и условиях кружка "Умелые ручки" МБОУ НШДС №71 НМР РТ, затраты на изготовление книги ограничиваются только затратами на приобретение клея. Лоскуты фетра и ткани мне принесли учителя, а также мои друзья и одноклассники. Остатки пряжи, ниток остались от моих поделок.

II.6. Экологическое обоснование.

Изготовление изделия с применением лоскутных материалов – экологически чистое производство:

* практически безотходное производство;

* при работе с лоскутками, и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

* практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.

Значит, выполняя данный проект, окружающей среде не нанесен какой-либо ущерб. Но, занимаясь и другими делами надо бережно относиться к природе.

II.7. Технологическая часть.

В интернете нашла иллюстрации к книге Л.Н.Толстого «Маленькие рассказы», выбрала тексты и приступила к работе. В качестве основы я взяла ватин, который обтянула фетром.

В своей работе я использовала: остатки ткани и кожи различных цветов и фактуры, тесьму, нитки, керамзит, бусинки, мех. Подобрать материал для книжки мне помогали учителя, одноклассники, подруги. Работать над изготовлением тактильной книги было сложно, не все получалось, как задумала, приходилось переделывать. Например, не удалось сделать обезьянку полностью из меха, тогда Гульнар Миннефаизовна предложила изготовить ее из фетра, а кусочки меха приклеить на ушки и брюшко. Получилась замечательная обезьянка. Или еще пример, не получился петух из перьев, тоже заменила другим материалом. Или подчеркнула хвостом из меха фигуру лисы. Следующая сложность, с которой я столкнулась, - это сборка элементов между собой. Процесс изготовления тактильной книжки был длительным, занималась не один месяц. Тем не менее весь процесс работы над изготовлением тактильной книжки очень интересен. Постоянную помощь оказывали мне в практической работе тифлопедагог и руководитель кружка Кашипова Гульнар Миннефаизовна и мама.

Для ознакомления с тактильной книгой мы подготовили книжку с текстами в печатном варианте, а также приготовили аудиозаписть на флешке. Они расположены в кармашках книги. По окончании работы я показала свою тактильную книгу одноклассникам. Конечно же, я обязательно продолжу работу и очень хочу сделать еще несколько тактильных книг.

Ш. Заключение.

В нашем городе в школьной библиотеке, городской библиотеке, книжных магазинах - книг для детей с нарушением зрения нет. Моя работа имеет социальную значимость, так как книга предназначена для слабовидящих детей. Я решила передать ее в библиотеку нашей школы. На мой взгляд у меня получилось именно то, что я и задумала. Все, что я задумала – смогла реализовать с помощью тифлопедагогов Кашиповой Г.М. и Салминой Л.С. В ходе работы над книжкой были и сложности. Но несмотря ни на что, я проявила терпение и усидчивость для завершения работы над книгой. Я получила большое удовольствие и новые знания. Моя книга очень понравилась моим близким, подругам и одноклассникам.

Занятия с тактильной книгой могут быть полезны не только для слабовидящих детей, но и для малышей с интеллектуальным недоразвитием и могут решать те, же задачи: развивать память и речь, воображение и коммуникабельность; развивать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости; развивать сенсомоторные функции; развивать пластику и умение владеть своим телом; учить работать в коллективе. Уникальные тактильные книжки-игрушки способствуют социокультурному развитию детей-инвалидов, пользуются большим спросом у педагогов-дефектологов и родителей. Уникальность тактильных книг - в их эксклюзивности, непохожести одной на другую, каждая создаётся в единственном экземпляре. Такую «инклюзивную» книгу мы и создали. Наш небольшой клад в познание мира для детей с нарушением зрения поможет им познакомиться с настоящим весёлым и звонким миром детства. Поможет в изучении других школьных предметов, через «особые» книги. На этом нам проект не окончен. Он будет продолжен в различной помощи детям с ОВЗ.

IV. Список литературы.

1. Как работать с тактильной книгой. Руководство для родителей. Петрозаводск, 2005.

2. Инновационные формы арт-терапии в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методическое пособие. Томск, 2014.

3. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями. Томск, 2010.

4. Л.Н.Толстой. «Маленькие рассказы»,

5. Интернет-ресурсы

Приложение

Просмотров работы: 89