Возвращаясь к истокам...

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возвращаясь к истокам...

Сафронова А.Д. 1
1МОУ - "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Туртанова М.В. 1
1МОУ - "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Тема моей работы «Возвращаясь к истокам…».

Что такое национальный костюм? Я прочитала много информации: докладов, статей, исследований на эту тему. Вот значение этого словосочетания.

Русский национальный костюм — это традиционный комплекс обуви, одежды, аксессуаров, который сложился на протяжении веков. Он имеет особенности, которые зависят от конкретного региона, назначения, пола и возраста. Народный костюм – это богатейшее наследие духовной культуры всего человечества.

Сегодня во многих странах существует замечательная традиция: национальный костюм надевать не только на какое-либо тематическое торжество, но и во время досуга. Данную традицию я заочно наблюдала в Норвегии, Германии, Швеции. В России так же есть своя национальная одежда. В народных костюмах есть что-то завораживающее, стабильное, волшебное. Каждому человеку важно и необходимо знать свои корни, истоки, — соответствие многовековым традициям и обычаям даёт ему ощущение значимости и защищённости.

На Руси национальная одежда подразделялась на повседневную и праздничную, всегда имела особенности в зависимости от региона. По национальному костюму можно было понять, к какому сословию он относится, откуда родом человек. В отделке русского костюма была заложена символическая информация о целом роде, о его обычаях, занятиях и событиях семьи.

Я выиграла конкурс «Чистая вода». Наградили меня путёвкой в Нижний Новгород. Это путешествие вызывает у меня массу тёплых воспоминаний. Я побывала на многочисленных экскурсиях, увидела прекраснейшие тонкости архитектуры и много других достопримечательностей. В последний день пребывания там, посетила краеведческий музей Нижнего Новгорода. Моё внимание привлекли экскурсоводы. Они были одеты в старинные костюмы. После окончания экскурсии я подошла к работникам музея и расспросила про их наряд. Они ответили мне, что это их национальный наряд, они всегда ведут подобные мероприятия в костюмах. Приехав домой, решила узнать, а какой же костюм был в нашей Московской губернии. Моё исследование и будет заключаться в изучении и сравнении национальной одежды Нижегородской и Московской губерний.

Актуальность данной темы состоит в том, что вновь и вновь общество оборачивается к своим истокам.

В настоящее время существует проблема в осознании ценностей своей культуры, в умении их хранить, бережно передавать из поколения в поколение, что определяет благополучие и успешность нашего народа. В связи с этим мой интерес к национальным костюмам русского народа становится понятным.

Цель данной работы: приобщиться к духовным и эстетическим ценностям через изучение народных костюмов.

Задачи работы:

Собрать информацию о региональных особенностях Нижегородского и Московского национальных костюмов 18 века.

Сформировать умения, применять знания свойств тканей и отделочных материалов на практике.

Развить эстетический, трудовой и творческий вкус.

Через создание проекта способствовать воспитанию чувств гордости за талант жителей своей Родины, патриотических качеств.

Идея: создать миниатюрные наряды, проанализировав их историю, в которых отразились бы основные черты духовной культуры России.

Объектом исследованияявляетсянациональные костюмы жителей Нижегородской и Московской губерний, предметом – их изготовление.

Гипотеза исследования: национальная одежда – это часть многовековой жизни народов нашей Родины, их обычаев и традиций.

Методы исследования:сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент.

Теоретическая значимость данной работы систематизирует знания о духовной культуре в жизни человека, расширяет информацию о народных костюмах, которая существует на данный момент. Практической значимостью является то, что манекены в национальных костюмах будут экспонатами нашего мини-музея «Уголок старины глубокой» в кабинете технологии, образец костюмов и информацию о них можно использовать и на других уроках, а также в дальнейшем можно продолжить тему изучения национальных костюмов народов России и изготовить их.

Структура исследования: введение, теоретическая и технологическая части, заключение, библиографический список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретическая часть

История русского национального костюма

Национальный костюм – это своеобразная книга, нужно научиться её читать, тогда мы много узнаем об обычаях, истории и традициях своего народа.

Ничто не подвергается такому быстрому изменению, как одежда и мода человека. Платье не только украшало и грело человека, но и показывало его положение в обществе.

Письменные источники, упоминающие различные виды одежды, археология, описания и рассказы путешественников и учёных – все это дает нам информацию об истории русской народной одежды.

Костюм представлял собой очень большую ценность, его не выбрасывали, не теряли, а очень берегли, неоднократно перешивали, донашивали до полной ветхости.

Национальный наряд бедных людей переходил из поколения в поколение. Знать, наоборот, стремилась к тому, чтобы ее одежда сильно отличалась от наряда простолюдинов.

В Древней Руси главной формой одежды было платье, которое сшито из различных тканей, это зависело от богатства хозяина. Основой женского костюма была длинная сорочка, которая скроена из прямых полотен. Ворот у сорочки был круглым, иногда присутствовали сборки, разрез спереди, который застёгивается на пуговицу, длинные рукава. [8, с.34] Такая сорочка была перехвачена поясом на талии, она служила домашним платьем у бедных женщин. Нижние рубахи были исключительно у состоятельных женщин. Сорочки обшивались цветной материей или украшались вышивкой по краю ворота, рукавов, подола, как у мужчин, так и у женщин. Поверх сорочки надевали распашную, длинную одежду без рукавов, которая застёгивалась снизу доверху на пуговицы, и сарафан. [7, с.167] Сарафан был на лямках, как современный сарафан. Поверх него надевалась короткая душегрея (чуть ниже талии) и сборчатая, очень широкая одежда без рукавов.

Самая своеобразная и нарядная часть женской одежды – летник. Его шили из ярких и красочных тканей, не подпоясывали, надевали через голову. Из более дорогих тканей сшивали рукава, сверху до локтя. Нашивками из дорогих тканей украшали перед летника и концы рукавов. Летники иногда обшивались мехом по подолу. Вышивка заметно украшала одежду, а так же имела волшебное, таинственное значение. По народным приметам, вся вышивка должна была приносить удачу, счастье, здоровье и достаток в дом. А также защищать от зла и беда.

Жизнь простого человека была нелегка. Тяжелая, мучительная работа от рассвета до заката, забота о домашних животных, об урожае. Но, когда наступало долгожданное праздничное торжество, народ словно преображался, он надевал самую красивую, самую лучшую одежду. Национальный костюм мог рассказать много информации: семейное положение, возраст, беден или богат ее владелец. [2] В южных регионах России все дети до 13 лет ходили исключительно в одних длинных рубахах.

Национальную одежду хранили в ценных сундуках.

В орнаментах на костюме можно увидеть изображение звёзд, солнца, Древо жизни с птицами на ветках, фигурки людей и животных, цветы. Такой символический рисунок связывал человека с чудесным миром мифов и легенд, с окружающей природой.

У русской национальной одежды многовековая история. Её общий характер, который сложился в быту на протяжении сотен поколений, соответствует географическому положению, образу жизни, внешнему облику, характеру труда народа. С начала 18 века восточная часть нашей страны оказалась в стороне от центров развития, именно поэтому в центральной и в северной частях значительно полнее сохранились традиции одежды и народного быта. [8, с.72] В это время русский национальный костюм имел заметное развитие в следующих областях: Кировская, Архангельская, Нижегородская, Вологодская, Московская.

Сарафан был широко распространён в северных районах страны (Тверь, Архангельск, Вологда, Рязань Ярославль), а понёва–в южных. [Приложение №1]

1.2. Национальный костюм Нижегородской губернии

Формирование национальных особенностей русского народного костюма происходило в XIV—XVI вв. одновременно с выявлением русского (великорусского) этнического самосознания и распространением этнонима "русские".

Нижегородский народный костюм имеет сходство форм и характерных особенностей с костюмами различных областей Русского Севера, а также имеет свои отличия. Это объясняется географическим положением Нижегородской губернии.

Север сохранил целостность народного быта и культуры, т.к. начиная с XVIII в. оказался в стороне от развивающихся промышленных центров. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты не испытывают иноземных влияний и находят свое глубокое отражение. [6, с.103]

Традиционный костюм в Нижегородской губернии был очень разнообразен. Костюмы, носившиеся в её северной и южной частях, особенно выделялись. Рубаха являлась главным и общим предметом национального костюма. Как правило, её женский вариант шили до пят или до середины голени, из домотканого холста. Подол, грудь, рукава обильно украшали галуном, лентами, узорным ткачеством, вышивкой. [5] Фигурной сборкой оформляли горловины нижегородских рубах. Края рукавов делали такими же.

Сарафан женщины надевали поверх рубахи — это, как я сказала ранее, одна из самых распространенных частей женского костюма на Руси. В районах севера долго носили косоклинный распашной тип одежды, он был популярен также среди женщин и девушек старообрядческих селений (сарафаны их были синего или чёрного цвета, носили их с белой рубахой, имевшей кружевные манжеты). [4]

К сарафану надевали нагрудную распашную короткую одежду на лямках, которая называлась «епанечкой». «Епанечка» считалась разновидностью душегреи. Ее шили из дорогих тканей (бархата, шёлка, парчи, плиса), с подкладкой, стеганной на кудели или вате и украшали бахромой из металлической нити, полосками позумента и меховой опушкой. «Епанечку» на спинке собирали в трубчатые крупные складки — боры. [7, с.62] Изучив специальную литературу, я узнала, что «епанечка» стала деталью костюма чуть позднее. В основном она встречалась в богатых семьях, которые жили в торговых, пригородных и ремесленных сёлах, в крестьянских семьях – очень и очень редко.

Развитая торговля и доходные промыслы в Нижегородской губернии объясняли популярность «епанечки».

1.3 Национальный костюм Московской губернии

Женский гардероб менялся с изменением семейного положения. После вступления в брак, а также с наступлением зрелости, в гардеробе молодых женщин появлялась понева, крепившаяся на талии с помощью шнура. Поневы позднее заменили сарафаны и юбки. Горожанки сарафаны носили уже в16 веке. Существует легенда, что мужская одежда дала название сарафану. Сарафан означает в переводе "одетый полностью". [1]

На юге, в Серпуховском уезде, целый год носили шерстяные разноцветные поневы. На юго-востоке губернии, в Бронницах, сарафаны вошли повсеместно в моду, только летом можно было встретить крашеные поневы. В других уездах – от Клина до Звенигорода –крестьянки в повседневные дни ходили исключительно в синих сарафанах, а на торжественные мероприятия надевали китайчатые сарафаны. В одежды кумачовых расцветок наряжались зажиточные крестьяне. [Приложение № 2]

В нашем Клинском краеведческом музее при исследовании материалов я выяснила, что в Московской губернии в то время носили два вида сарафанов из пяти. Один из них назывался «кумашник» или «саян». [3] Он имел косоклинную форсу, мог быть как сшитый спереди, так и на распах. Прямой сарафан на лямках появился немного позже. Круглым его называли на территории Московской губернии, а "московец" – за её пределами. [2]

Сравнение национальных костюмов Нижегородской и Московской губерний

При выполнении данного проекта я изучила и исследовала много литературы, информации в интернет- источниках, архивных материалов в краеведческих музеях Клина и Нижнего Новгорода. Можно сделать такой вывод: в каждой губернии присутствовал свой вариант национального костюма. Он имел свои качества, отличные от других губерний: отделка, орнамент, фасон и форма. Костюмы Нижегородской и Московской губерний имеют сходство форм и характерные особенности с костюмами различных областей Русского Севера.

Главным и общим предметом национальных костюмов являлись косоклинный сарафан и рубаха. Имелись отличия в отделке рубахи: в нижегородском костюме рукава обильно украшали лентами, узорным ткачеством, вышивкой. В московскомвставки на рукаве из красной ткани. [6]

Фигурной сборкой оформляли горловины рубах обеих губерний.

К нижегородскому сарафану надевали нагрудную распашную короткую одежду на лямках - «епанечку».

Глава 2. Технологическая часть

2.1 Особенности Нижегородского женского костюма

Костюм девушки Нижегородской губернии состоял из рубахи, сарафана, распашной одежды – кафтанчика. Голова была украшена девичьей повязкой. Ансамбль дополнялся нагрудным украшением «ожерельи», его носили девушки и женщины [Приложение № 3]

Представленный мною костюм стилизованный, он в точности не повторяет нижегородский костюм. Он включает сарафан, рубаху, кафтанчик-«холодник», головную повязку и нашейные украшения.

Сарафан из набивного ситца с яркими букетиками синих цветов. По низу сарафана пришита золотая тесьма.

Нижняя часть рукава рубахи украшена тесьмой. Кафтанчик-«холодник» выполнен из ситца в мелкую клетку.

2.1.1 Рубаха

Представленный образец рубахи выполнен из белой х/б ткани. При стачивании деталей переда, спинки и рукавов, образуется большой круглый вырез горловины, который оформлен в виде сборки. Этот прием часто встречается в рубахах Нижегородской губернии. [Приложение № 4]

Рукав широкий, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи имеет несколько полос, низ рукава украшен кружевом - белым шитьем [Приложение № 5]

2.1.2 Сарафан

Сарафан имеет 2 полотнища. Лямки удлиненные, на спинке они соединяются вместе. Спереди сарафан расположен над линией груди, где сборки равномерно распределяются и мягко ложатся, на задней половинке - выше линии талии, лямки соединяются вместе, что не дает им спадать.[1] Низ изделия украшен золотой тесьмой. [Приложение № 6]

2.1.3 Нижегородский кафтанчик

К сарафану обязательно полагалась нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: "епанечка", "холодник", "кафтанчик". [Приложение №7]

2.2 Женский костюм Московской губернии

Гардероб наших пра-прабабушек был удивительно органичен. Даже мелкая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости. [Приложение № 8]

Сарафан в нашем проекте выполнен из красной х/б ткани. Тип сарафана - «московец» прямого кроя, покрой его очень прост. У него узкие лямки, которые обшиты тесьмой, крепятся на передней половинке выше груди и сходятся они на середине спины. По подолу проходят полосы-нашивки также из тесьмы.

Нами представлена рубаха, выполненная из белой х/б ткани, отделка – вставки на рукаве из красной ткани.

Рукав не сильно пузыристый небольшого объёма, красивой формы.

Приподнятую и красивую форму груди передают сборки по горловине, которая декорирована красной бейкой.

2.3 Оборудование и приспособления

Швейная машина 2 класса ПМЗ, спецмашина «Чайка»-142 кл. ПМЗ, оверлок 51 кл. ПМЗ, ручные иглы, ножницы, мел, линейка, выкройки, утюг, карандаши, сантиметровая лента.

2.4 Технологические последовательность изготовления костюмов

При изготовлении костюмов имеется много общего в последовательности обработки, характере операций, содержании основных работ и приемах по обработке отдельных деталей. ТУ выполнения и схемы используемых машинных швов показаны в приложении 3.

1. Определить размер костюма.

2. Построить чертеж.

3. Изготовить выкройки деталей изделия.

4. Подготовлю ткань к раскрою.

5. Разложить выкройки деталей костюмов на ткани.

6. Раскроить детали с припуском на швы.

7. Выполнить поузловую обработку деталей костюмов.

8. Изготовить рубахи, сарафаны и кафтанчик.

9. Выполнить влажно-тепловую и окончательную обработку изделий.

2.5 Контроль качества изделия

При изготовлении костюмов я использовала стачной, окантовочный и настрочной швы, шов вподгибку. Ширина стачного шва соответствует ТУ и составляет 0,5 – 0,7 мм, настрочного шва – 0,1 мм от края. Длина стежка составляет не более 2 мм. Нитки сметывания удалены, в начале и в конце строчки выполнена закрепка. Проведена качественная межоперационная и окончательная влажно-тепловая обработка изделия.

2.6 Экологическая оценка проекта

Охрана окружающей среды находится в неразрывной связи с проблемой рационального использования природных ресурсов. Основой выполнения этого условия является применение совершенных технологических процессов, малоотходных и безотходных технологий.

В процессе работы по изготовлению костюмов соблюдались правила по технике безопасности и санитарии.

Костюмы выполнены из натуральной ткани, манекен изготовлен из газет и картона в технике папье-маше. Эксплуатация изделий не повлечет за собой нарушений в жизнедеятельности человека. Инструменты и приспособления, используемые в работе, не наносят вред окружающей среде, не производят вредных выбросов в атмосферу. Инструменты и механизмы при правильной эксплуатации, соблюдении правил техники безопасности не наносят вреда здоровью человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка проделанной работы

Манекены в национальных костюмах будут экспонатами нашего мини-музея «Уголок старины глубокой» в кабинете технологии, образец костюмов и информацию о них можно использовать и на других уроках, а также в дальнейшем можно продолжить тему изучения национальных костюмов народов России и изготовить их.

Внешний вид изделий – оригинальный, привлекательный соответствует моим желаниям.

При выполнении творческого проекта «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» была проведена большая работа, собран определенный материал по данной теме, использовались различные источники.

Творческая работа соответствует требованиям и пунктам задуманного.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта, достигнуты.

В процессе изготовления изделия я узнала много нового, интересного из истории нашего народа.

Костюмы выполнены со вкусом и хорошим качеством. Я работала с удовольствием и результатом довольна. [Приложение №9]

Проведенное исследование по костюмам жителей двух народов, которые я изучала, и его анализ показали, что обувь, одежда, головные уборы являются ценным источником для изучения духовной культуры коренного населения. У национальных костюмов коренного населения Нижегородской и Московской губерний многовековая история. Её общий характер, который сложился в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, характеру труда народа, географическому положению и образу жизни. Национальный костюм – источник творчества, являющийся объектом духовной культуры.

В ходе своей работы я пришла к выводу о том, что национальные костюмы были и остаются неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Именно они укрепляют и улучшают связь поколений, украшают жизнь, придавая ей неповторимость, одним словом – выражают нашу душу. Это могучее средство позитивного идейно – эмоционального воздействия на подрастающее поколение. Следовательно, можно сделать еще один вывод: Чтобы воспитать по-настоящему гражданина родины необходимо начать с малого – с изучения народных костюмов, праздников, обрядов и традиций, которые сложились у нас на Руси.

Главная задача каждого человека сегодня – определить свою духовную направленность: соединиться со своим народом в его многовековой судьбе, в его православных обычаях, которые идут из глубины веков, обрести веру, которая отвечает на все вопросы жизни, и навсегда присоединиться к историческим традициям и правилам жизни нашего народа.

Я думаю, что теперь дети поймут, что о важно не упустить духовные ценности нашего народа (сплочённость, патриотизм, доброту, религиозность), и передать их следующим поколениям, приобщившись к богатой национальной культуре России.

Народные обычаи и народная одежда являются необходимой частью духовной культуры русского народа, они уникальны. Мы должны сохранить их и передать дальше, последующим поколениям, но сможем ли мы это сделать? Конечно, да! Но только тогда, когда осознаем все утраченные ценности, которые жизненно необходимы нам в будущем.

СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

http://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/projects/327239/

http://podelise.ru/docs/38443/index-5424.html

http://www.livemaster.ru/topic/94685-russkij-kostyum-moskovskaya-guberniya

http://zkola.ru/docs/index-785857.html

http://www.narodko.ru/article/kogu/The-costume-of-Nizhny-Novgorod-region

Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство»,Москва «Просвещение», 2007г.

Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г.

Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975 г.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

П риложение № 8

Приложение № 9

Мои работы

Просмотров работы: 35