Глиняная игрушка

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Глиняная игрушка

Андрюкова О.К. 1
1МБОУ СОШ № 32
Андрюкова А.В. 1
1ТИЖТ филиал ОмГУПС
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится;

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая,

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Гончарная мастерская - уникальный шанс получить новые знания, провести время с удовольствием и получить в итоге керамику, сделанную своими руками, которая оживит интерьер или будет уникальным подарком. Для детей занятие керамикой несет пользу, поскольку тренирует мелкую моторику, сосредоточенность и помогает раскрыть творческий потенциал. Для взрослых керамика - это прежде всего отвлечение от рутинных забот, трансформация творческой энергии в осязаемый результат, а также арт-терапия.

Проблема данной работы: глиняные игрушки, к сожалению, совсем несправедливо забытые в наше время.

Объектом исследования я выбрала игрушки из глины, изготовленные мастерами.

Цель: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой из глины.

Задачи: расширить знания о русской глиняной игрушке, проанализировав информацию из ресурсов Интернет и литературы по данной теме; исследовать значение образов народной глиняной игрушки и элементов росписи; рассказать одноклассникам, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Я считаю, что если я поделюсь с одноклассниками тайнами глиняной игрушки, то возможно, кого-то заинтересует этот вид деятельности.

Глава 1. История глиняной игрушки

Для чего лепили игрушки древние люди? Что означают образы и элементы росписи народной игрушки?

Каждый прошедший день, что был вчера, позавчера, становится историей нашей страны. Как ни печально, но народное творчество, старина стали почти забытыми. Знать же историю и традиции предков необходимо уже потому, что без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к Родине, я в этом убеждена.

Большая часть народных промыслов утрачена, особенно в городе, и это не дает возможности реального приобщения к народной культуре. Решению этой проблемы могут помочь занятия в творческих объединений на основе народного искусства.

Глиняная игрушка — одна из самых древнейших форм творчества. Мир ее удивительно разнообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиции и современность. Отражены общественный уклад русского народа, быт, нравы, окружающая природа.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.

Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Глава 2. Виды глиняных игрушек

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры. Изделия отличаются обобщенными, несколько гротескными формами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные. Птицы украшаются налепами и затем расписываются. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей.

Абашевская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области.

Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера -- Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Абашевская глиняная игрушка, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).

Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.

Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.

Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».

Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н. М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л. Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.

В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А. Ф. Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т. Н. и В. А. Зоткины, И. Ф. и П. И. Краюшкины, В. В. Челышев, И. И. Зюзенков, Т. Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.

Как и многие другие глиняные игрушки, старооскольская появилась на основе гончарного промысла. Учёные долгое время считали, что он начал существование примерно в конце XVII–в начале XVIII вв. Но благодаря находкам группы энтузиастов во главе с Борисом Андреевичем Шевченко, было доказано, что игрушки существовали уже в XV-XVI веках.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать свистульки да игрушки. Каковы предпосылки появления первых игрушек, доподлинно не установлено. По одной из версий, идея могла пойти от переселенцев, которые селились в этих местах.

Город Оскол был образован в 1593 году, это была крепость. Он постоянно разорялся кочевниками, терпел набеги, местное население не охотно оставалось здесь.

Со временем многое изменилось на Руси и на Белгородских землях стало спокойнее. Из окрестных Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то скорее всего и научили лепить игрушки местных гончаров.

Но и местная основа явно была. Об этом свидетельствуют находки простейших форм свистулек — окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.

Особенности старооскольской игрушки. Самые первые игрушки во многом были похожи на гончарные игрушки из других регионов. Они были нехитрой формы, немного напоминали птичку.

Со временем образы игрушек стали меняться в соответствии с тем, как видели мастера окружающий мир. Безусловно, образы имели определённую символичность. Одна из любимых тем — изображение уточки, которое присутствовало не только в игрушке, но и в вышивке, домовой росписи и резьбе.

Постепенно в образах появляются «всадники», «коньки» и «барашки», игрушки становятся более пластичными, формы — более отточенными, больше проявляется стиль.

В ряду прежних образов появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810–1820 годов головных уборах, «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века.

Что касается росписи, ранние игрушки не были расписаны. Позднее стали появляться несложные ангобные росписи в виде вертикальных полос.

К полоскам постепенно добавились точки, ёлочки, кружочки, имеющие символическое значение. Видимо игрушки использовали и как обереги.

В начале XIX века игрушки стали более красочными и сюжеты стали разнообразнее. Большое влияние на образы старооскольских игрушек, дошедшие до нашего времени оказали сёстры Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы.

Расцвет и упадок промысла. Наивысшего расцвета старооскольская игрушка достигла в середине XIX века, затем постепенно происходил некоторый упадок, и связано это было, скорее всего, с общим падением экономики города. Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX века до 67 дворов в 1904 году.

Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку. Очевидно, в этот период появляются новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX– начала XX века, новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».

«Всадники» немного теряют свой решительный, напористый и суровый вид военных, становятся похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобретает многоцветность и разнообразие в орнаментации.

Современность. Старооскольскую игрушку как самостоятельный промысел исследователи выделили лишь в середине 1980–х годов. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России».

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к посадской.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки.

В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.

Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России».

Сейчас эта игрушка активно возрождается в Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества.

На Костромской земле издавна были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Было построено 130 кирпичных заводов. Известно, что где лепят горшки, там и игрушка-свистулька обязательно появляется.

В те далёкие времена эта часть Костромской губернии являлась Буйским уездом Молвитинской волости. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское.

В конце XIX века почти все мужчины деревни в 27 дворов занимались гончарным ремеслом. А вот время изначального возникновения промысла доныне неизвестно.

Сосуды, слепленные петровскими мастерами, имеют сходство с традиционными славянскими сосудами. В украшении использовали линейный, ногтевой и волнистый орнаменты.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка.

А в былые годы мальчики садились за гончарный круг с восьми лет. Между тем официально Петровская глиняная игрушка признана народной только в 1970-е годы.

Продолжение традиции. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г.).Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров.

В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Появились мастера, много делающие для популяризации и возрождения народной свистульки Костромской области.

В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике. Из стен студии уже вышли молодые мастера-гончары, продолжатели традиции петровской игрушки.

Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов. В древности такие свистульки, изображающие животных использовали в качестве оберегов, отгоняющих злых духов.

На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку. Изображают обычно волшебных птиц, коней, популярны олени, причудливые петухи и козероги. Разнообразны фигурки людей: кормилицы, мужики с балалайками и гармошками.

Прежде ассортимент был не так разнообразен, современные мастера расширили его, применяя фантазию, но соблюдая традиции. Кроме свистулек делают колокольчики и просто фигурки, но редко.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом и ногтем. Это ёлочки, ромбики, различные знаки и символы. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», он существует тысячелетия и вот в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Затем игрушка покрывается поливой и приобретает зелёный цвет.

Характерный для петровской свистульки вид — три точки опоры: две ножки и хвостик-свисток.

Заключение

Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм.

И сейчас во многих российских городах и селах существуют производства игрушки, дымковской, филимоновской, каргопольской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.

В своей исследовательской работе я приоткрыла лишь некоторые тайны народной глиняной игрушке. Я надеюсь, что смогла вызвать интерес к данной теме и теперь мои одноклассники смогут продолжить изучать более глубоко данную тему самостоятельно.

Список использованных источников и литературы:

1.Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л.: Художник РСФСР, 1981

2.Осетров Е. Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах. М.: Малыш, 1985.- 48с.

3.Федотов Г. Я.Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

4.Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005, -56 с.

5. http://festival.1september.ru/articles/609194/

6. http://slavyans.narod.ru/

Просмотров работы: 807