ВВЕДЕНИЕ
Прелестной сакуры цветок…
В нём вдохновения исток…
Когда я была совсем маленькой, мы с мамой часто занимались творчеством. Особенно нравилось мне работать с бумагой. А точнее, делать разные фигурки путём складывания. Позже я узнала, что такой вид творчества называется оригами, и пришёл он к нам с далёкого Востока. А точнее, из Японии. Немного повзрослев, мне стало интересно узнать, какие ещё виды рукоделия популярны в этой стране. Уже в школе, посещая объединение по интересам «Волшебный завиток», я познакомилась с разными японскими техниками и попробовала некоторые из них.
Чего только не придумали изобретательные японцы: ОРИГАМИ, КУСУДАМА, КАНЗАШИ, ИКЕБАНА и многое другое! Но особый восторг у меня вызвала техника КИНУСАЙГА. Цветущий вишнёвый сад, сакура, японские мотивы воодушевили меня на освоение этой захватывающей техники. Вместе с педагогом мы стали изучать секреты мастерства японских художников.
Идея украсить свою комнату картиной в технике кинусайга пришла мне в голову после просмотра в интернете видеоролика «Мастер-класс по кинусайга». [6] Идея создания своей картины показалась мне очень заманчивой. Но для того, чтобы создать своё японское чудо, мне понадобилось освоить технику кинусайга.
Цель проекта: создание картины в технике кинусайга.
Для достижения поставленной цели я поставила следующие задачи:
- познакомиться с различными японскими техниками рукоделия;
- изучить историю возникновения техники кинусайга;
- провести сравнительный анализ материалов и инструментов для изготовления картины;
- освоить технологический процесс изготовления картины.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Японские техники рукоделия
Существует миф о том, что бросил Господь в океан горсть камней – и получилась у него Япония. Япония, и правда, походит на горсть камней в океане. Мало земли, мало ресурсов, да ещё и постоянные разгулы стихии – гигантские волны цунами в одночасье рушат то, что создавалось веками, включая и удобные подступы для торговых и исследовательских кораблей других народов. Проводя большую часть времени в изоляции от остального мира, японцы создали свою собственную, ни на что не похожую цивилизацию. Точно так же ни на что не похожи и японские виды рукоделия.
Даже в изобильной Европе и в роскошной Азии ткани, нитки и пряжа, пуговицы и нарядные мелочи стоили очень дорого. В Японии это стоило ещё дороже. Поэтому отличительной чертой народного рукоделия японцев являлось использование драгоценных остатков. Мастера превращали их в прекрасные и милые шедевры. [7]
Познакомимся с некоторыми видами их рукоделия. Это:
оригами – искусство складывания бумажных фигурок без ножниц и клея;
кусудама – создание полых шаров из бумажных модулей в виде цветов;
канзаши – изготовление цветов и листьев из шёлковой ткани, сложенной особым образом;
темари – вышивка и фигурная обмотка тряпичных ручных мячиков;
кинусайга – панно из шёлка на деревянной основе;
фурошики – техника складывания тканей для создания оригинальных подарочных упаковок;
амигуруми - вязание миниатюрных игрушек крючком;
мидзухики - дальний родственник макраме, заключается в вязании узлов из бумажного шнура. [8] (Приложение А)
Нет ничего более душевного, чем подарок, сделанный своими руками. Японское рукоделие открывает большие возможности в создании уникального изделия, которое не только станет украшением интерьера, но и будет наполнен определенным смыслом. А склонность японцев к созданию миниатюрных вещей позволит сделать уникальное произведение из небольшого количества материала, а также дать вторую, а может быть и третью жизнь ненужным лоскуткам и нитям.
2 История возникновения кинусайга
Кинусайга – это лоскутные картины. А ещё их называют «пэчворк без иголки». Из лоскутков ткани можно не только шить одеяла, прихватки, скатерти, сумки, но и создавать красивые картины.
Вряд ли кто-то сможет назвать точную дату появления техники кинусайга. Известно одно: творчество развивалось параллельно с историей японских кимоно. Именно старые шёлковые кимоно использовались для создания этих удивительных картин.
Кинусайга – художественный жанр, возникший на почве экономии. Вернее, японской экономности.
Познакомившись с традициями японского народа, я узнала, что они глубоко уважают природу и придают большое значение повторному использованию вещей, продуктов. Шёлк кимоно – ткань дорогая и красивая, и ей придумали «вторую жизнь». Отслужившие кимоно разрезали на лоскутки, которые использовали для создания картин.
Рассматривая эти картины, я заметила, что они чаще всего большие по размеру. Изображаются на них городские пейзажи, цветущие сады и натюрморты. (Приложение Б, фото 1, 2) Людей на картинах кинусайга обычно нет, разве что спиной. Ведь очень сложно изобразить в этой технике человеческое лицо. Правда, иногда художникам удается даже это.
Несмотря на то, что эта техника появилась несколько столетий назад, кинусайга, как вид творчества, состоялся лишь в 1987 году, когда молодая японская мастерица Маэно Такаши начала создавать восхитительные шёлковые картины. (Приложение Б, фото 3)
Последнее время этот вид рукоделия набирает популярность не только на территории своей родины — Японии, но и по всему миру.
Осваивая кинусайга, я увидела в ней элементы аппликации, мозаики и резьбы по дереву. Можно сказать, что это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве.
3 Выбор материалов и инструментов
Основной материал в кинусайга — лоскутки ткани разного размера и цвета. Я приготовила старые обрезки, остатки тканей, которые не выбросили после пошива какого-нибудь предмета гардероба. Все пойдёт в работу.
Необходимо следить за тем, чтобы используемая ткань была тонкой, но плотной, не тянулась и не осыпалась по краям. Иначе рисунок, задуманный изначально, будет неаккуратным.
Вместо шёлковой ткани, которой пользуются японские мастера кинусайга, я использовала хлопчатобумажные и льняные лоскутки. Попробовав работать с шёлком, я поняла, что моих навыков недостаточно. Такая ткань постоянно скользила и осыпалась. Поэтому я решила заменить шёлк на хлопчатобумажную ткань. (Приложение В, фото1)
Подбирая цвета для картины, я поняла, что чем разнообразнее палитра на ткани, тем интересней и живописней получится работа.
На начальном этапе освоения техники в качестве основы для своей картины я использовала строительный материал пеноплекс. Он лёгкий, легко режется, не крошится (по сравнению с пенопластом), и на нём намного удобнее работать, чем на деревянной доске.
Обязательным инструментом для работы является обычный канцелярский нож или острый стек — им я буду прорезать канавки в пеноплексовой основе.
Кроме того, мне понадобится плоская заострённая палочка для удобного проталкивания ткани в канавки основы. Испробовав несколько вариантов, я остановила свой выбор на металлической пилочке для ногтей.
Также необходимо подготовить два вида ножниц: обычные прямые (для разрезания ткани на кусочки) и с закруглёнными краями (для срезания лишних незаправленных кусочков ткани).
Для большей прочности и долговечности работы использую клей ПВА. Кроме уже перечисленных выше инструментов, может понадобиться копировальная бумага или калька. С их помощью легче переносить эскиз на поверхность основы. Но, по совету своего педагога, я использовала иглу для нанесения рисунка на основу картины. (Приложение В, фото 2)
4 Создание картины в технике кинусайга
Процесс изготовления картины начинается с создания её эскиза или трафарета. Я остановила свой выбор на изображении певчей птицы – вестника весны.
Очень важно, чтобы на эскизе все формы имели замкнутую структуру. (Приложение Г, фото 1)
Далее с помощью иглы рисунок переносим на основу. В моём случае – это прямоугольный кусок пеноплекса. (Приложение Г, фото 2)
Затем по линиям рисунка макетным ножом прорезаем канавки глубиной 5-10 мм, наблюдая за тем, чтобы не образовалась сквозная дырка или разлом в пеноплексе. На этом этапе необходимо следить, чтобы все прорезанные линии были ровные, в противном случае картина приобретёт неаккуратный вид. (Приложение Г, фото 3) При работе с колющими и режущими инструментами не стоит забывать о технике безопасности.
Следующим важным этапом работы является анализ цветовой гаммы рисунка. Выбираем лоскутки соответствующих цветов. Вырезаем из них нужную форму с припуском 5-10 мм. Накладываем ткань на соответствующее место в рисунке, предварительно смазывая основу тонким слоем клея ПВА. При помощи пилочки заправляем края ткани в прорезанные канавки и хорошо фиксируем их там. Аккуратно срезаем лишние края. (Приложение Г, фото 4, 5)
Таким образом покрываем тканью всю картину.
Готовое панно я оформила рамкой, используя подходящие по цвету кусочки ткани. Так же можно сделать окантовку с помощью тесьмы или декоративной ленты. (Приложение Г, фото 6)
Возможно декорирование работы стразами, пайетками, полубусинами и другими элементами.
По такому же принципу можно сделать любое панно, а также задекорировать шкатулку для украшений или подарочную коробочку.
(Приложение Д)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута: мною создана картина в технике кинусайга.
В процессе изготовления своего маленького японского шедевра я узнала много интересного. Познакомилась с историей и традициями японского народа. Нашла ответы на множество волнующих меня вопросов о различных видах рукоделия. Провела исследование материалов и инструментов, используемых для создания картин в технике кинусайга, нашла им замену. В свой творческий процесс вовлекла своих друзей и родных, пропагандируя новые виды рукоделия. Получила огромное удовольствие и массу положительных эмоций от понравившегося занятия.
Кроме того, я научилась аккуратности, терпению и старательности в работе. И, немаловажно, поверила в себя! Теперь я знаю: если хочешь чего-то добиться, нужно очень сильно постараться, приложить максимум усилий и всё получится!
А мою комнату теперь украшает картина «Вестник весны», сделанная своими руками с любовью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вали, Б. Д., Рикольфи, Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М.: ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
Зайцева, А. А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
Лоскутная фантазия. Художественная аппликация / Р. Ф. Таран. – ООО «Издательство АСТ» – Сталкер, 2007. – 32 с.
Нестерова, Д. В. Рукоделие. Энциклопедия. – ООО «Издательство АСТ», 2007. – 160 с.
Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте / Джен Кренц. – Издательство «Ниола-пресс», 2007. – 128 с.
https://www.youtube.com/watch?v=oqctiSxIHAQ
https://melon-panda.livejournal.com/664570.html
https://xn--b1agjdzfh7a3a.xn--p1ai/blog/japonskoe-rukodelie.html
http://caesararts.com/blogs/LadyBloom310/5921/
http://coolwom.ru/index.php/kinusayga-loskutnie-kartini
http://kinusaiga.com/
http://www.jlady.ru/hobby/pechvork-bez-igolki.html
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ОРИГАМИ
КУСУДАМА
КАНЗАШИ
ТЕМАРИ
КИНУСАЙГА
ФУРОШИКИ
АМИГУРУМИ
МИДЗУХИКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фото 1. ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ КИНУСАЙГА
Фото 2. ЦВЕТУЩИЙ САД
Фото 3. ОСНОВАТЕЛЬ ТЕХНИКИ КИНУСАЙГА
ЯПОНКА МАЭНО ТАКАШИ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Фото1. НАБОР ЛОСКУТКОВ ТКАНИ
Фото 2. НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРТИНЫ В ТЕХНИКЕ КИНУСАЙГА
Фото 1. ЭСКИЗ КАРТИНЫ
Фото 2. ЭСКИЗ ПЕРЕНОСИМ НА ОСНОВУ КАРТИНЫ
Фото 3. МАКЕТНЫМ НОЖОМ ПРОРЕЗАЕМ КАНАВКИ ПО РИСУНКУ
Фото 4. ПОДБИРАЕМ ПО ЦВЕТУ ЛОСКУТКИ, ВЫРЕЗАЕМ ПО РАЗМЕРУ И ЗАПРАВЛЯЕМ В ПРОРЕЗАННЫЕ КАНАВКИ
Фото 5. СРЕЗАЕМ ЛИШНИЕ КРАЯ ТКАНИ
Фото 6. ПОКРЫВАЕМ ВСЮ КАРТИНУ ТКАНЬЮ
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
22