Мал лоскуток, а нужен…

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мал лоскуток, а нужен…

Хашиева К.А. 1
1МАОУ «Гимназия», г. Чернушка
Мандрыгина М.И. 1
1МАОУ «Гимназия», г. Чернушка
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

В России 2020 год объявлен годом народного творчества. Российская земля всегда славилась своими умельцами, которые могли без единого гвоздя храм построить, из бересты поделки смастерить, из глины посуду слепить, а народный костюм так украсить вышивкой, что глаз не отвести!

Моя бабушка - Паршакова Юлия Филипповна тоже большая мастерица. В каждой комнате ее дома много текстильных изделий, сшитых из лоскутков ткани. На кухне - яркие прихватки и грелки для чайника, спальню и гостиную наполнят уютом рукодельные подушки и коврики из лоскутков. Сумки и покрывала, оригинальные наволочки на диванных подушках - уникальны и особенны. Мне они очень нравятся. Вещи, сделанные руками бабушки, украшают дом, делают его уютнее и теплее.

Время от времени хозяйки устраивают уборку, перебирают старые вещи, и вот тогда появляются на свет, казалось бы, забытые и совершенно бесполезные лоскутки – небольшие обрезки ткани. Во времена наших прабабушек и бабушек лоскутное одеяло, сшитое вручную, было обязательно в каждом доме. Лоскутное шитье позволяет создавать уникальные вещи. И у нас появилась идея из небольших отрезков ткани собрать красивые изделия, полезные в хозяйстве и украшающие интерьер.

Цель работы: изучение техники народного лоскутного шитья и создание творческих работ.

Для достижения цели были поставлены задачи:

изучить истории возникновения лоскутного шитья;

проанализировать технологию изготовления лоскутных изделий;

используя полученные знания, создать вещи из лоскутков ткани;

познакомиться с мастерицами лоскутной техники Чернушинского района;

обобщить полученный материал и сделать вывод.

Методы исследования:

1. теоретические: сбор и анализ информации из разных источников;

2. практические: беседы, изготовление полезных вещей в лоскутной технике.

Гипотеза: изучив технологию лоскутного шитья, мы сможем создать оригинальные вещи для себя и своих близких.

Объект исследования: лоскутное шитье.

Предмет исследования: процесс изготовления изделий из лоскутков ткани.

Актуальность и практическая значимость работы:

Лоскутное шитье, история которого уходит в древние времена, занимает особое место среди таких широко известных видов рукоделия, как вышивка, вязание, плетение и другие. Актуальность научно-исследовательской работы связана с обращением к истокам традиционной культуры. Хорошо, что в последнее время необычайно велик интерес к народному творчеству: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма. Знакомство с технологией лоскутного шитья позволяет глубже узнать культуру русского народа.

Работа будет интересна как для ребят, так и для взрослых. Материалы исследования помогут тем, кто желает самостоятельно расширить свой кругозор по данной теме, а также могут быть использованы на уроках изобразительного искусства, технологии, во внеклассной работе.

Владея необходимыми умениями, мы сможем провести мастер класс для всех желающих, по изготовлению изделий из лоскутков.

Основная часть

Теоретические исследования

История лоскутного шитья

Лоскутное шитьё (в современном понятии пэчворк, от англ. patchwork) - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается изделие из разноцветных кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением - узором.

Мы узнали, что причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать изделия для быта.

Факты про первое упоминание самые разнообразные. Родиной данной техники принято считать Англию. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Лоскутное шитье считается самым «молодым» видом рукоделия.

В одних источниках, которые мы обнаружили в процессе изучения материала, говорится о лоскутном стеганном похоронном навесе палатки египетской королевы, которая жила в 980 году до н.э. В других — о ковре, найденном в скифских курганах, который предположительно был изготовлен в первом столетии до н.э.

В музее «Булат» в Каире находится образец египетского рисунка, который был создан из кусочков газельей кожи.[10] Ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами.

В 1920 году английский археолог Артур Штейн обнаружил буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Во времена Средневековья всю Европу охватили крестовые походы, и люди тысячами направились на Восток. Кровавое столкновение различных культур в XI-XV веках привело к взаимовыгодному обмену. Рыцари привозили с собой в качестве военных трофеев пестрые восточные ткани, ковры, одежду, перенимали особые техники кроя, в том числе и лоскутную мозаику.[11] 

Затем, в XVI веке последовал период активной торговли между Англией и Индией. В Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, т.к. правительство Англии запретило продажу индийских тканей на территории страны, чтобы поддержать отечественное производство, которое выпускало шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию незаконным  путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Даже самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

После открытия Северной и Южной Америк началось постепенное заселение континентов европейцами. В конце XVII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, которое тоже прижилось благодаря дефициту. Транспортное и товарное сообщение с новыми землями было очень сложным, поэтому в первые десятилетия и даже века переселенцы испытывали большую нехватку самых необходимых вещей. Одежду приходилось носить очень долго, изношенные вещи не выбрасывались, а чинились с помощью лоскутов старой ткани. Обрезки от новой шли на пошив.

В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия – 23 квилта (одеяла) Екатерины Говард, пятой жены короля Генриха VIII, которые она получила из королевского гардероба в знак благоволения короля к свадьбе в 1540г. И на сегодняшний день в Северной Америке, Великобритании и Австралии лоскутные изделия принято считать семейными реликвиями, передаваемые из поколения в поколение, и молодых девушек с раннего возраста обучали лоскутному шитью, при помощи которого они готовили себе приданое.

1.2 Возникновение лоскутного шитья в России

Что касается нашей страны, то и у нас лоскутное шитье появилось не так давно. Сырьем для изготовления ткани у славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем станке женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему. До XVIII века покупная ткань на Руси была редкостью и даже роскошью. В деревнях полотно ткали сами, соответственно и использовать старались каждый кусочек, да не по одному разу.  Нам стола известно, что в XVII веке использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками».[12]

Первые упоминания о лоскутном шитье встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморской дорогостоящей ткани. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. И вскоре им нашли применение. Традиционные узоры сводились к использованию простых квадратов, прямоугольников, треугольников, полосок.

Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в.,  когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных тканей и появились швейные машины.

Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий. В основном шили лоскутные одеяла. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Лоскутное шитье носило не столько декоративный, сколько обрядовый, обережный характер.

С повышением благосостояния граждан интерес к технике пэчворк начал пропадать. Однако, в ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, что и возродило интерес к пэчворк. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий. В результате появились целые коллекции шедевров народного прикладного искусства. Полюбоваться ими можно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца, городских краеведческих музеях.

В России проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где представляются произведения современных мастеров. Кто-то увлечен пошивом одеял, другой выбрал изготовление одежды. В любом из случаев пэчворк дает прекрасные украшения в фольклорном стиле.

Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, многоцветие, «веселье» красок. В узорах присутствуют ткани нескольких видов. В некоторых российских городах поклонники этого замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные встречи, выставки и фестивали, международные проекты. И мы уверены, что каждый найдет для себя множество интересного в этом простом, но веками любимом занятии.

1.3. Особенности русского лоскутного шитья

Лоскутное шитье знакомо мастерицам всех континентов Европы и Азии, Африки и Америки. В современном мире существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья мы решили познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия. (Приложение 1)

Цель нашего исследования - изучение техники народного лоскутного шитья, поэтому в своей работе особое внимание обратим на особенности русского лоскутного шитья. Мы узнали о том, что на Руси, вещи, выполненные в лоскутной технике, считались оберегами. Часто из лоскутков шили приданое для ребенка, невесты. Мать шила новорождённому одежду, перешивая из своей, или оставшихся лоскутков, защищая, таким образом, ребенка от злых сил. В старину на свадьбу обязательно шили лоскутное одеяло. Для него собирали лоскутки от одежды жениха и невесты, их родных и близких с пожеланиями добра и счастья молодой семье. Такое одеяло становилось семейным оберегом.

Русские мастерицы использовали несложный способ шитья – прикладывали лоскуты друг к другу – и внимательно смотрели, если сочетание лоскутков им «глянется», то приступали к сборке. (Приложение 2)

На первый взгляд технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, но на самом деле, лоскутное шитье требует наличие трудолюбия, усидчивости и художественного вкуса. Разглядывая готовые изделия, порой задаёшься вопросом: как с помощью одинаковых элементов создаются разные узоры? Оказывается, дело тут в техниках, которыми сшиваются эти элементы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Шитье из полос

Техника «Полоска к полоске»

Это самый распространенный вид лоскутной техники. Рисунок собирается из разноцветных полос, расположение и сочетание которых можно составлять разными способами. Затем, разрезая их определённым образом, можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий. Этот способ позволяет экономить материал, является практически безотходным.

Техника «Бревенчатая изба»

Полосы собираются вокруг квадрата, расположенного в центре. Центральный квадрат можно сместить в угол, тогда рисунок получится уже другим. У этого узора много других названий: «сруб», «колодец», «лабиринт».

Шитье из квадратов

Это одна из самых старинных лоскутных техник, которая построена на работе с кусочками ткани в форме квадрата. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании. Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы – между собой.

Техника «Шахматка»

Квадраты укладываются в шахматном порядке. Если развернуть квадраты углом вверх, то получим шахматку из ромбов. При желании можно сначала сшить несколько маленьких квадратиков в «шахматные» блоки, а затем сшивать их как ромбы.

Техника «Быстрые квадраты»

Техника шитья быстрые квадраты удивительно проста в исполнении, хотя выглядит достаточно сложной. В её основе лежат квадраты, которые вырезаются из сшитых заранее полос ткани. Сначала сшиваем между собой 2 полосы одного цвета, потом – другого. Затем накладываем полосы лицом к лицу и сшиваем вместе. Следующий шаг – нарезание квадратов. Отмеряем угол 45 градусов, прикладывая линейку сначала к верхнему краю рукава, потом к нижнему. Так по всей длине полосы. Нарезав необходимое количество, можно комбинировать и сшивать квадратные блоки в произвольном порядке.

Шитье из треугольников

Шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Такой способ шитья назывался еще «русский квадрат», «мельница», «карточный фокус». Из треугольника можно создать любой орнамент.

Техника «Мельница»

Двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников (по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно стачивают длинными сторонами, образовавшиеся квадраты – в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра .

Техника «Лоскутные уголки»

Эта очень необычная техника «оживит» и придаст объем изделию. Она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута. Отличительной особенностью техники «Лоскутные уголки» является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, из которых затем сшивается объёмное полотно.

Техника «Ляпочиха»

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома. Особую популярность приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды. «Ляпочиха» – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Отдельный торчащий лоскутик ткани называют «ляпачок». Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они не осыпаются и придают объём изделию.

Техника «Пицца»

Наверное, это самая простая техника лоскутного шитья. При выполнении изделий в технике «пицца» отдельные лоскутки не сшиваются друг с другом. Как правило, используются небольшие кусочки ткани и даже очень крохотные, которые и пришить-то сложно. Эти маленькие лоскутки ткани накладываются на основу, накрываются прозрачной органзой, мелкой сеткой или фатином и сверху все это простегивается. Для того чтобы удержать эти слои вместе, чтобы в процессе эксплуатации они не сдвигались, и нужна стежка.[9] Далее из полученной детали уже шьем нужное изделие, например сумочку, косметичку, декоративную наволочку и др.

Сколько узоров возможно сложить из разных фигур, столько и техник существует в лоскутном шитье. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо практически познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.

Практическая часть

Мастерицы лоскутного шитья Чернушинского района

Мы познакомились с лоскутным шитьем в доме моей бабушки – Паршаковой Юлии Филипповны. Нам было очень интересно, а используют ли другие жители Чернушки и Чернушинского района изделия, выполненные в технике лоскутного шитья. Об этом я спросила бабушку. Бабушка рассказала, что в Тюинском сельском доме культуры проводятся выставки мастериц. В лоскутной технике работают мастерицы - Трубицына Татьяна Андреевна и Буркова Светлана Михайловна. Работа Светланы Михайловны заняла 3 место на выставке, посвященной народному празднику «Льняница - богатая девица».

Кроме села Тюй, мы побывали в селе Ореховая Гора и в деревне Зверево. В Ореховой Горе лоскутным шитьем занимается Гордеева Елена Ивановна. Елена Ивановна давно увлекается лоскутным шитьем. Она знакома со многими техниками.

Жительница деревни Зверево Высокова Любовь Леонидовна шьет изделия в основном для своих внуков: развивающие коврики, покрывала, детские одеяла, декоративные подушки. Наши встречи с мастерицами района представлены в приложении 3.

Высокова Л.В. посоветовала нам посетить музей деревни Зверево. В музее нас приветливо встретила Копытова Ольга Александровна. Она показала нам много старинных вещей, среди которых были изделия, выполненные в лоскутной технике. Особое внимание привлекла зыбка, все спальные принадлежности которой были выполнены в технике лоскутного шитья. Рядом стояла старинная деревянная кровать, застеленная лоскутным покрывалом. Также в музее мы увидели сундук, покрытый накидкой, выполненной в технике «ляпочиха». (Приложение 4)

Продолжая работу по данной теме, мы решили посетить Чернушинский краеведческий музей. Директор музея - Комышева Татьяна Анатольевна показала нам лоскутное одеяло, изготовленное в 70х годах ХХ века. (Приложение 5) Также в музее имеются работы, которые изготовлены недавно. Это говорит о том, что интерес к лоскутному шитью не угас, а приобретает популярность.

Татьяна Анатольевна рассказала, что в нашем городе созданы два объединения: «Родник вдохновения» и «Посиделки у Елены», в которых есть мастерицы, увлекающиеся лоскутным шитьем. Мы посетили объединение «Родник вдохновения». Инициатором его создания была Горбунова Тамара Ивановна. Ее цель состояла в том, чтобы женщины после 55 лет нашли себе занятие по душе. Объединение посещает 32 человека с разными увлечениями (вязание крючком и спицами, вышивка крестом, гладью и бисером, бисероплетение, изготовление изделий из камня и кожи, лоскутное шитье и многое другое), они делятся своим опытом, проводят мастер-классы, участвуют в выставках и ярмарках городского и краевого уровня.

В объединении мы познакомились с мастерицей лоскутного шитья Брюхановой Людмилой Викторовной, ей 80 лет. Из ее рассказа мы узнали, что с лоскутным шитьем она знакома с детства. Мама Людмилы Викторовны занималась этим ремеслом и привлекала к этому занятию детей. У Людмилы Викторовны по сей день сохранился интерес к лоскутному шитью, секретами которого она охотно делится. Людмила Викторовна пригласила нас в гости и показала свои работы. Мы были поражены уютом ее квартиры. Там много вещей, созданных ее руками: пледы, декоративные подушки, покрывала, коврики, лоскутная картина, накидки для мебели. В работе мастерица использует разные лоскутные техники. Много своих работ она отправляет дочери, которая проживает в Санкт-Петербурге.

Объединение «посиделки у Елены» создано в сентябре 2003 года Першиной Еленой Семеновной и Киселевой Аллой Васильевной. В объединении встречаются пенсионеры не только Чернушки, но и ближайших деревень (Сульмаш, Деменево, Ананьино). Самой старшей участнице объединения 87 лет, младшей 68. Мастерицы объединения занимаются вязанием, бисероплетением, оригами, вышивкой, макраме. Першина Елена Семёновна провела для нас мастер-класс по вязанию модулей для вязанного пэчворка.
Участницы объединения проводят, чаепития, игровые программы для пенсионеров, мастер классы, участвуют в выставках и ярмарках.
Общаясь с участницами посиделок, мы получили много положительных эмоций, в клубе не обсуждают негативные темы, а говорят только о хорошем и делятся позитивом. (Приложение 6)

Продолжая работу, мы решили выяснить занимаются ли лоскутным шитьем дети. Для этого мы посетили Чернушинскую детскую школу искусств. В данный момент в школе работает студия «Нескучное рукоделие», в которой дети, под руководством Усаниной Эливиры Назифовны, учатся изготавливать мягкие игрушки, сувениры, предметы интерьера при помощи ручного шитья. Для создания изделий они используют различные техники лоскутного шитья.

В детской школе искусствдлительное время работало творческое объединение «Лоскуток» под руководством Чаусовой Нины Георгиевны. На протяжении всей своей деятельности (38 лет), она преподавала лоскутное шитье. Этот вид занятия вызывал у детей большой интерес. Для работы не применялась купленная ткань, а использовались уже ненужные вещи. Из лоскутков шили народную куклу, мягкие игрушки, сувениры, а также вещи, которые нужны в быту (фартуки, прихватки, декоративные подушки, покрывала и др.). (Приложение 7) Работы учащихся Нины Георгиевны занимали призовые места на международных конкурсах.

Невозможно объяснить, но лоскутные изделия притягивают к себе и завораживают. Работы, созданные мастерицами Чернушинского района потрясают своей красотой!

2.2. Красота своими руками

После изучения техник лоскутного шитья нам захотелось попробовать выполнить некоторые из них своими руками. Мы решили начать с шитья декоративной подушки в технике «шахматка»

Для начала нам нужно было подготовить материал. В лоскутном шитье можно использовать разнообразные ткани. Самым подходящим материалом считается хлопчатобумажная ткань. Но нужно помнить о том, что новую ткань перед началом работы обязательно нужно смочить, т.к. после стирки она дает усадку. Она прекрасно гладится, не осыпается, а главное – красива, экологична и долговечна.

Изучая историю лоскутного шитья, мы узнали, что это ремесло не требовало денежных затрат, так как в шитье применялись лоскутки тканей и вещи, которые уже не используются. Мы приняли решение не нарушать традиции.

Оказалось, что у моих бабушек скопилось много одежды, которую мы можем использовать для шитья, т.к. они ее уже давно не носят. Бабушка сказала, что для работы сгодятся всевозможные ткани, всех видов, расцветок и качества. Даже изношенные ткани, внешне неприглядные и подготовленные к выбрасыванию, находят применение. Из них делают подкладки и основы.

Кроме ткани для лоскутного шитья нам необходимы различные инструменты. То, что мы использовали в работе, представили в Приложении 8.

Прежде всего, вещи, которые мы собрали, нужно постирать. Ткань не выкручивали, а развешивали сырой, давая воде стечь. В ходе работы мы узнали от бабушки, что такие ткани, как шерсть и шелк, раскладывают на влажной простыне или полотенце и в один слой закатывают в рулон, оставляя на несколько часов полежать.

Иногда бывает полезно слегка подкрахмалить материал, для облегчения сборки. Далее всю ткань мы прогладили. Гладить лоскуты надо еще влажными, через тонкую ткань, с изнанки. Проводили утюгом во все стороны равномерно. Далее со старых вещей мы срезали все швы, вытачки, застежки.

Материал готов, можно приступать к работе. Последовательность работы по изготовлению декоративной подушки нами описана. (Приложение 9) Занятие оказалось увлекательным, подушка получилось очень красивая!

У нас возникло желание продолжить работу по украшению интерьера нашего дома, мы решили сшить лоскутную накидку на табурет. Для накидки мы подобрали подходящие друг к другу лоскуты ткани, проутюжили их и приступили к работе. Описание всех действий нами представлено. (Приложение 10) Накидка получилась удобная, практичная и привлекательная.

Следующим этапом работы было изготовление сумочки-клатча. Для ее изготовления мы решили использовать технику лоскутного шитья – «пицца». Для этой техники используются самые мелкие лоскутки, оставшиеся после шитья, что позволяет утилизировать все остатки от предыдущих работ. Этапы изготовления сумочки описаны. (Приложение 11)

Кажется, что технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, воплощая свою задумку. Но на самом деле, лоскутное шитьё требует наличия художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, а также умения шить.

III. Заключение

В ходе исследования нами были приобретены навыки работы с различной литературой и интернет ресурсами. Мы выяснили, что лоскутное шитье известно людям с древних времен. Основной причиной его возникновения стала бедность. В России лоскутное шитье появилось в XVII веке, но и в ХХI веке этот вид творчества не забыт.

Цель нашего исследования - изучение техники народного лоскутного шитья. Русские мастерицы использовали такие техниками как: ляпочиха, лоскутные уголки, шахматка, мельница. Изучив теорию, мы перешли к практике. Много времени было уделено изготовлению лоскутных изделий. Для этого нам понадобилось подготовить материал, выбрать способы выполнения изделий и продумать этапы их изготовления.

В ходе работы мы познакомились с мастерицами лоскутного шитья Чернушинского района. Оказывается, чтобы украсить интерьер дома, не нужно покупать дорогие вещи, можно создать их своими руками. Наши рукодельницы шьют изделия для себя, для своих родных и близких, демонстрируют свое мастерство в различных конкурсах и проводят мастер-классы.

В заключении можно сделать вывод, что лоскутное шитье актуально в наше время. Оно развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, приносит истинное удовольствие при выполнении работ. Знакомство с народными традициями лоскутного рукоделия раскрывает нам культурное и духовное наследие своего народа.

Увлекаясь рукоделием, чувствуешь себя мастером, способным своими руками создавать красоту. Сделайте и вы свои первые шаги на пути к освоению лоскутного шитья!

Список литературы

10000 советов. Рукоделие для девочек/ Н. М. Волчек, Е. А. Добрицкая, Е. Л. Карпенко, А. Ларин. – Мн.6 ООО «Харвест», 2003. – 416

Андронова Л. А.Лоскутная мозаика. – М.: Школа-Пресс, 1993. - 48

Денисова Л.Ф. Изасканный лоскут: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 96 с.:ил. – (Золотая библионтека увлечений).

Каминская Е. А. Квилтинг: создаем уютный текстиль для дома / Елена каминская. – М.: Эксмо, 2012. – 96

Кулер Д. Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для кухни/Пер. с англ. Ю. К. Рыбаковой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 112

Мазурова М., Мазуров А. Лоскут в интерьере//Лоскутное шитье. – 2001. - №4. – с. 4-9

Таран Р. Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация/ Р. Ф. Таран. – М.6 АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. - 31

Чернышева Л. А. Лоскутное шитье. Полная энциклопедия/Л.А. Чернышева. – Минск: Харвест.2009.- 208

Чернышева Л. А. Энциклопедия лоскутного шитья/Л. А. Чернышева. – Минск: Харвест, 2010. – 256

История развития лоскутного шитья: возникновение техники пэчворк: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ale4ka.ru/istoriya-razvitiya-loskutnogo-shitya-vozniknovenie-texniki-pechvork/ (дата обращения 23.11.2019)

История лоскутного шитья: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myloskut.ru/articles/istoriya-loskutnogo-shitiya/(дата обращения 30.11.2019)

Реферат на тему «Лоскутное одеяло»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/referat-na-temuloskutnoe-odeyalo-1788655.html (дата обращения 09.11.2019)

Зайцева Ольга. Лоскутное шитье: Практическое руководство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://indbooks.in/mirror1.ru/?page_id=826271 (дата обращения 14.12.2019)

Приложение

Виды лоскутного шитья

Техники русского лоскутного шитья

Работы мастериц Тюинского поселения

Музей деревни Зверево Чернушинского района

Чернушинский краеведческий музей.

Объединение «Родник вдохновения», город Чернушка

Чернушинская детская школа искусств

Подготовка материала и инструмента к работе

Этапы изготовления декоративной подушки в технике «шахматка»

Этапы изготовления лоскутной накидки на табурет

Этапы изготовления сумочки-клатча в технике «пицца»

Приложение 1

Виды лоскутного шитья

Традиционный пэчворк

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

Традиционный пэчворк – это искусство создания полотна из отдельных лоскутков, сложенных в разнообразные узоры и орнаменты. Такая техника используется и для шитья маленьких изделий (прихватки на кухню, наволочки на подушки и др.), и больших (пледы, покрывала, одеяла, коврики и др.). Как правило, лицевая сторона таких изделий выполняется в технике лоскутного шитья, а подкладка из целого отреза ткани

INCLUDEPICTURE "http://berkem.ru/wp-content/uploads/2018/09/bolshoe-raznocvetnoe-loskutnoe-odeyalo-na-dvuspalnuyu-krovat.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/199965/9cf6ca53-bcab-4ebd-ab03-2b039d119ee8/s1200?webp=false" \* MERGEFORMATINET

Крэйзи-пэчворк (в пер. с англ. сумасшедший лоскуток)

Это разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Швы могут быть замаскированы вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом. Изделия можно украшать бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и другой фурнитурой. Существует еще одна техника крейзи-печворка, при которой мельчайшие лоскутки ткани выкладываются свободно или в какой-либо рисунок на основу и плотно прострачиваются на машинке хаотичной или строго геометрической сеткой. Лоскутное шитье крэйзи обычно используется, когда выполняют декоративные панно, подушки и покрывала, одежду и сумочки.

INCLUDEPICTURE "http://alex60.ru/wp-content/uploads/2016/12/пэчворк-21.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/08e0222d-d65f-4185-be90-512aa520a9be/s1200" \* MERGEFORMATINET

Вязаный пэчворк

Вязанный пэчворк отличается от традиционного тем, что лоскуты не сшиваются а привязываются друг к другу контрастной нитью с помощью вязального крючка. Лоскутки тут могут быть как из ткани, так и вязаные. Наиболее популярными изделиями в этой технике являются женские сумки и большие покрывала на кровать.

INCLUDEPICTURE "http://alex60.ru/wp-content/uploads/2016/12/пэчворк3.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/70729/9cd76ec1-886a-46f8-9926-d6618c8e1664/s1200" \* MERGEFORMATINET

Японский пэчворк

Этот вид пэчворка объединил в себе западные и восточные традиции. В нем активно используется стежка и шелковые ткани. В результате получаются шикарные декоративные панно, лоскутные покрывала и оригинальная одежда. Основу узоров составляют геометрические формы: квадраты, ромбы, треугольники.

INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1016500/b312f860-4866-497e-8751-75bb85121f5c/s1200" \* MERGEFORMATINET

Квилтинг (в пер. с англ. стеганое полотно)

В квилтинге два одинаковых полотна соединяются между собой ручной или машинной строчкой, которая имитирует разнообразные узоры. Используется не менее трех слоев ткани и мягкой прокладки из синтепона или ватина. Готовые квилты (так принято называть работы, выполненные в этой технике) более элегантны, чем те изделия, которые выполнены из отдельных лоскутков ткани. Квилтинг может быть использован при изготовлении диванных подушек, кухонных прихваток, детской одежды и даже при оформлении целой комнаты.

INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1870458/827cc89e-6040-42ad-99bb-78900d4d283f/s1200" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://cs6.livemaster.ru/storage/6b/24/02d0bbeaf0f165f24ac94817704r.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 2

Техники русского лоскутного шитья

Техника «Полоска к полоске»

INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/1979dd50-2670-4db1-bd08-f2ff1bb69203/s1200" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://i.pinimg.com/736x/b8/13/f0/b813f0306da925054479ada2598a46f8.jpg" \* MERGEFORMATINET

Техника «Бревенчатая изба»

INCLUDEPICTURE "https://i.pinimg.com/originals/02/44/f3/0244f36166828e99eedfbd8d501c9da4.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/401063/5609146e-e3c2-4f64-b179-29eff87c430c/s1200" \* MERGEFORMATINET

Техника «Шахматка»

INCLUDEPICTURE "https://i.pinimg.com/originals/a3/82/94/a382945246320a16b7705c87a5147b1a.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1907143/22e5e703-5ad4-45d9-8379-1be778018eed/s1200" \* MERGEFORMATINET

Техника «Быстрые квадраты»

INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/01c50fe7-7fad-4534-bde8-adaf63443a04/s1200" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://i.pinimg.com/736x/d0/58/83/d0588366b193fdf5ca5526957b48cbc7.jpg" \* MERGEFORMATINET

Техника «Волшебные треугольники»

INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1773789/148c251c-1276-458c-9b83-24751a2e3ab7/s1200" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/902733/a4103e11-30a1-43cc-a3bc-8a2775476270/s1200" \* MERGEFORMATINET

Техника «Лоскутные уголки»

INCLUDEPICTURE "https://roomester.ru/wp-content/uploads/2019/01/kovrik-svoimi-rukami-17.jpg" \* MERGEFORMATINET

Техника «Ляпочиха»

INCLUDEPICTURE "https://cs11.livemaster.ru/storage/topic/NxN/b5/f9/01987556ff3f3fcb9309fc35ade0900f8740co.jpg?h=XYaBRDv_Vj723bT01pwmnQ" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/03/s_5b1437ee28ff4/911901_3.jpeg" \* MERGEFORMATINET

Техника «Пицца»

INCLUDEPICTURE "https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/658/128658247_5245163_23012016zagotovki_2.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://club.season.ru/uploads/post/15620/283/post-15620-1519022283.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 3

Работы мастериц Тюинского поселения

INCLUDEPICTURE "https://sun9-41.userapi.com/c857032/v857032447/68c2c/8fubfSSSJvI.jpg" \* MERGEFORMATINET

Работы Гордеевой Елены Ивановны

Работы Высоковой Любови Леонидовны

INCLUDEPICTURE "https://sun9-19.userapi.com/c206720/v206720842/58a91/pc3kzvJSJRo.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-45.userapi.com/c205520/v205520448/51ca7/wudwo1cXGvM.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 4

Музей деревни Зверево Чернушинского района

INCLUDEPICTURE "https://sun9-67.userapi.com/c857136/v857136448/c9c1c/6YfViwCUX0U.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-24.userapi.com/c857016/v857016448/c997f/mvEtC8Wl8C4.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-22.userapi.com/c854528/v854528448/1e87c7/H2OottGu_B8.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 5

Чернушинский краеведческий музей. Директор музея - Комышева Т. А.

Лоскутное одеяло 70х годов ХХ века - экспонат краеведческого музея

INCLUDEPICTURE "https://sun9-22.userapi.com/c204620/v204620448/513fe/kdxlhhYnyjk.jpg" \* MERGEFORMATINET

Лоскутное шитье наших дней

INCLUDEPICTURE "https://sun9-17.userapi.com/c857528/v857528928/169d50/SGbHbqbWehQ.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-46.userapi.com/c858528/v858528928/c6281/54scH_UB1UY.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-12.userapi.com/c857628/v857628928/16b23e/9tEym-q-w9s.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-51.userapi.com/c205728/v205728928/54d19/nuWc-XDbNRY.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 6

Объединение «Родник вдохновения», город Чернушка

INCLUDEPICTURE "https://sun9-35.userapi.com/c854124/v854124098/1e9bbc/c6rrhXlFlw8.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-59.userapi.com/c854416/v854416098/1ec165/XHErVNr6Ifw.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-41.userapi.com/c206824/v206824098/5354e/fp0eejEyGAs.jpg" \* MERGEFORMATINET

Организатор объединения Горбунова Тамара Ивановна с ее работами

В гостях у Брюхановой Людмилы Викторовны

INCLUDEPICTURE "https://sun9-48.userapi.com/c858020/v858020098/16a008/FPU3KC9u0wE.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-54.userapi.com/c205328/v205328098/5479a/jQNMcFnwcr0.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-20.userapi.com/c854120/v854120098/1e0cd4/-AIfwUsma0U.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-48.userapi.com/c858128/v858128098/167d23/WFbaZzkqaBg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-28.userapi.com/c857720/v857720098/16fb41/hRoPqs0EDJw.jpg" \* MERGEFORMATINET

Объединение «Посиделки у Елены», город Чернушка

INCLUDEPICTURE "https://sun9-40.userapi.com/c855416/v855416770/208576/wLMDG15X_ho.jpg" \* MERGEFORMATINET

INCLUDEPICTURE "https://sun9-69.userapi.com/c855416/v855416770/208588/k6ePhc2jNLM.jpg" \* MERGEFORMATINET

Першина Елена Семёновна увлекается вязаным пэчворком

Приложение 7

Чернушинская детская школа искусств

Чаусова Нина Георгиевна

INCLUDEPICTURE "https://pp.userapi.com/c850016/v850016678/11c062/s4liyHl6Irk.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://pp.userapi.com/c846220/v846220678/1952b3/9zaT8dHDK2c.jpg" \* MERGEFORMATINET

Студия «Нескучное рукоделие»

Приложение 8

Подготовка материала и инструмента к работе

Для занятия лоскутным шитьем вам понадобятся различные инструменты и материалы.

Мыло. Для разметки тканей мы использовали тонкий кусочек мыла. Мыло не оставляет пыльных следов. Чтобы линия разметки получалась четкой и тонкой, кусочек должен быть остро отточен. Ни в коем случае не пользуйтесь для разметки простым карандашом и тем более шариковой ручкой. Эти инструменты оставляют несмываемые следы на ткани.

Линейка. Линейку должна быть без зазубрин. Мы купили широкую пластиковую прозрачную линейку с обозначенным на ней углом 45 градусов.

Сантиметровая мерная лента. Лента для работы должна быть плотной, деления и цифры обозначены четко.

Ножницы. Для работы мы использовали обычные ножницы, но лучше купить большие портновские. Ножницы должны иметь острые концы и быть хорошо заточенными. Понадобятся и маленькие ножнички с острыми концами. Они необходимы для «ювелирной» работы — подрезания тонких ниточек, прорезной аппликации.

Инструмент для распарывания швов. Этот небольшой инструмент пригодился нам для того, чтобы аккуратно распороть неправильно застроченный шов.

Иглы для ручной работы. Длинная игла с широким ушком понадобилась нам для сметывания изделия, тонкие иглы – для потайного шва. Они должны быть острыми и длинными.

Наперсток. Для работы годятся обычные швейные металлические наперстки.

Английские булавки. Такими булавками можно вместо сметывания скреплять все слои ткани при подготовке к стежке.

Швейная машина. Начинающим мастерам лоскутного шитья достаточно любой швейной машины. Мы узнали, что существует специальная швейная машинка для квилинга (лоскутного шитья). От обычных она отличается тем, что у нее есть дополнительные строчки, а высота лапки увеличена до 14мм, что удобно при работе с несколькими слоями ткани.

Утюг. Существует старинная поговорка «Портной гадит, утюг гладит». Утюгом можно исправить дефекты. Но будьте внимательны! С помощью утюга так же можно и испортить изделие, поэтому правильно подбирайте температурный режим для разных видов тканей. И не отглаживайте сильно, достаточно просто прижать швы.

Приложение 9

Этапы изготовления декоративной подушки в технике «шахматка»

INCLUDEPICTURE "https://sun9-71.userapi.com/c853524/v853524098/1e74e0/uTdIBeD9_tI.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-27.userapi.com/c855432/v855432098/1deed2/6T6CYPvw9t0.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-14.userapi.com/c855220/v855220098/1e5692/FPN9x0qYmAA.jpg" \* MERGEFORMATINET

Готовим шаблон в форме квадрата со стороной 8 см. Для одной стороны подушки потребуется 25 квадратов.

2. Подбираем ткани. Для этого узора достаточно и двух расцветок, но при желании можно взять больше.

3. Выкраиваем по шаблону квадраты 9*9 см с учетом припусков на швы. Лучше наметить на ткани линию шва, чтобы ряды из квадратов получились одинаковыми, и их легче было совмещать.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-39.userapi.com/c855728/v855728415/1ee556/mSTvexqHhtM.jpg" \* MERGEFORMATINET

4. Раскладываем выкроенные квадраты для составления узора для того, чтобы понять, как как будет выглядеть готовое изделие

INCLUDEPICTURE "https://sun9-22.userapi.com/c200816/v200816415/54192/Vyett67jChs.jpg" \* MERGEFORMATINET

5. Сшиваем квадраты попарно, лицом друг к другу. Следующую пару подкладываем следом и так сшиваем цепочкой все пары квадратов 1 и 2 ряда. Затем таким же образом пришиваем квадраты следующих рядов. Разутюживаем припуски на швы в разные стороны.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-49.userapi.com/c205524/v205524415/5407f/IZxZf27Xmhg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-71.userapi.com/c857636/v857636870/15feb7/KGQj1HB7iNE.jpg" \* MERGEFORMATINET

6. Теперь соединяем полосы, совмещая стыки квадратов. Разутюживаем припуски на швы в разные стороны.

Декоративная сторона наволочки готова.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-7.userapi.com/c204516/v204516415/53a9b/0T83ncbtIT0.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-53.userapi.com/c205524/v205524870/544e8/qTFt2PsNQ7E.jpg" \* MERGEFORMATINET

7. Выкраиваем обратную сторону наволочки и соединяем с декоративной стороной лицевыми сторонами друг к другу. Оставляем не прошитым расстояние 20 см по одной из четырех сторон.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-56.userapi.com/c205424/v205424870/548fa/JQkGsJ9x4po.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-54.userapi.com/c200528/v200528870/53607/qeAkA8h7kU4.jpg" \* MERGEFORMATINET

8. Выворачиваем наволочку

INCLUDEPICTURE "https://sun9-32.userapi.com/c854528/v854528056/1e05af/5LfP0BJNRDo.jpg" \* MERGEFORMATINET

9. Внутреннюю подушку можно изготовить самим из ненужной ткани, набив синтепоном или купить готовую.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-20.userapi.com/c205720/v205720056/549b5/mZwWJNSeK3Q.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-5.userapi.com/c857532/v857532056/164eed/1Qzbbv9CSMc.jpg" \* MERGEFORMATINET

10. Помещаем внутреннюю подушку в декоративную наволочку и зашиваем оставленное отверстие потайным швом.

Декоративная подушка в технике «шахматка» готова!

INCLUDEPICTURE "https://sun9-21.userapi.com/c855228/v855228056/1e90e0/5OQ5ltTOF1E.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-9.userapi.com/c205228/v205228056/51e2f/BXz7N9mlXGg.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-9.userapi.com/c205228/v205228056/51e2f/BXz7N9mlXGg.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 10

Этапы изготовления лоскутной накидки на табурет

1. Вырезаем круг из бумаги по размеру табурета и складываем его 3 раза пополам (делим на 8 равных частей). Одна часть – это шаблон.

2. Выкраиваем по шаблону 8 деталей из подобранной ткани с учетом припусков на швы.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-9.userapi.com/c206516/v206516056/540bc/mZbj07HpYPQ.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-29.userapi.com/c204724/v204724056/56a2c/1oLR14CXfUg.jpg" \* MERGEFORMATINET

3. Раскладываем выкроенные детали для того, чтобы понять, как будет выглядеть готовое изделие.

4. Последовательно сшиваем детали для накидки. Разутюживаем припуски на швы в разные стороны.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-7.userapi.com/c855624/v855624056/1e30b3/7c5A2kkJWQQ.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-38.userapi.com/c204820/v204820056/534b9/jpyituPyj7U.jpg" \* MERGEFORMATINET

5. Выкраиваем деталь из двух слоев синтепона (она может быть больше верхней части накидки). Делаем стежку верхней части и синтепона.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-17.userapi.com/c204620/v204620289/55435/9wW9VF7CJjk.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-32.userapi.com/c853428/v853428056/1dd086/vpfHshclI1E.jpg" \* MERGEFORMATINET

6. После стежки лишний синтепон обрезаем и выкраиваем нижнюю деталь из подходящей ткани.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-5.userapi.com/c205520/v205520289/5481d/6j0HJqCuSW0.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-56.userapi.com/c855732/v855732056/1e188c/EvpBfCD0y4M.jpg" \* MERGEFORMATINET

7. Сшиваем простеганную верхнюю часть с нижней частью лицевыми сторонами к друг другу. Оставляем 15 см не прошитыми и выворачиваем накидку через это отверстие. С лицевой стороны отверстие зашиваем потайными стежками. В центр накидки пришиваем круг из подходящей ткани.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-63.userapi.com/c205228/v205228289/525f6/dJdzcmp9Xyc.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-7.userapi.com/c858024/v858024289/169186/l9S0wZfpPkA.jpg" \* MERGEFORMATINET

Накидка на табурет готова!

INCLUDEPICTURE "https://sun9-38.userapi.com/c857124/v857124289/b1c78/suOrkcQ2gfc.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 11

Этапы изготовления сумочки-клатча в технике «пицца»

1. Подготавливаем для работы необходимые материалы: маленькие лоскутки ткани, клеевую ткань, ткань для подклада и белый фатин.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-50.userapi.com/c858128/v858128289/1615c2/UmxKMsl2Jrs.jpg" \* MERGEFORMATINET

2. Из клеевой ткани выкраиваем прямоугольник размером 25*45 см.

3. На клеевую ткань выкладываем маленькие лоскутки разноцветной ткани в хаотичном порядке.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-13.userapi.com/c855228/v855228567/1ec3ab/8x_o1lhLglk.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-15.userapi.com/c857216/v857216567/cf421/HQ9ts8smw8E.jpg" \* MERGEFORMATINET

4. Накрываем клеевую с лоскутками влажной тканью и аккуратно проглаживаем утюгом для приклеивания лоскутков.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-16.userapi.com/c855220/v855220289/1dde5f/h4UOVyBasmQ.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-22.userapi.com/c855236/v855236289/1e8dc0/vZ8K9_okKm8.jpg" \* MERGEFORMATINET

5. Проклеенную деталь накладываем на подкладочную ткань такого же размера и накрываем фатином.

6. Делаем стежку всех трех слоев. По всей площади проложить параллельные строчки на одинаковом расстоянии под углом. Затем простегать работу крест-накрест, так чтобы образовались ячейки-ромбы.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-6.userapi.com/c857432/v857432289/15ad4c/_9sqhzwreeM.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-27.userapi.com/c200720/v200720289/52b7c/hqLd__cwDA8.jpg" \* MERGEFORMATINET

7. Складываем полученную деталь, оставляя место для клапана. Делаем окантовку краев изделия. Для этого используем ту же ткань, которую использовали для подклада.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-61.userapi.com/c856128/v856128289/1e393d/EGne-pnzOGM.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-57.userapi.com/c856024/v856024071/1e21a5/sCVVMwbd2dk.jpg" \* MERGEFORMATINET

8. Пришиваем застежки кнопки и кольца для крепления ремешка.

INCLUDEPICTURE "https://sun9-71.userapi.com/c858524/v858524281/f6e8c/7qW1SlmV7Qc.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://sun9-64.userapi.com/c206720/v206720281/82585/qNyEdi9H9-A.jpg" \* MERGEFORMATINET

Сумочка-клатч в технике «пицца» готова

INCLUDEPICTURE "https://sun9-8.userapi.com/c857320/v857320281/f6ccc/eUVi7L1CPlw.jpg" \* MERGEFORMATINET

Просмотров работы: 158