Целью данного проекта является изучение метода психологической помощи «куклотерапии», с последующим внедрением его в школьную внеурочную деятельность.
Задачи:
Изучение литературы по данной теме;
Проведение урока « Психолог – профессия будущего»;
Создание домашнего кукольного театра;
Мастер класс;
Спектакль в школе.
Результаты:
Профориентация в начальной школе
Создание кукольного театра и проведение – спектакля с использованием принципов куклотерапии.
Создание в школе «кукольного домика», куда могут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир.
Проект выполнялся в период с 16.08.2019г. по 20.01.2020г. и включал в себя следующие этапы:
Подготовка оборудования и материалов
Подготовка и проведение урока «Психолог – профессия будущего»
Создание домашнего театра
Мастер класс по изготовлению кукол
Спектакль в школе
Материалы и оборудование: Для создания кукольного театра и проведения спектакля, необходимо: фольга, наполнитель для набивки игрушек, заготовки для декора, художественный холст 40-60 (2 полотна), фоамиран (блестящая плотная бумага на мягкой основе), двухсторонний скотч, шпажки для шашлыка, клей, кисть, ножницы, проволока для бисера, шпильки для волос, бусины, камни и перья.
Аудитория: начальная школа.
ВВЕДЕНИЕ
К театральному искусству я привязана с раннего детства. Мне нравиться не только наблюдать спектакль в качестве зрителя, но и самой быть участницей этих спектаклей.
Со своим первый проектом «Театр в жизни ребенка» я стала победителем школьной научно-практической конференции и лауреатом 1 степени XIII научно-практической конференции Муниципального научного общества обучающихся «Луч» в секции « Первые шаги в науке». На межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Открытие 2019» я была награждена дипломом 2 степени. В дальнейшем, я стала автором научной публикации в журнале «Старт в науке» и приглашена на заключительный очный этап VII международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся в город Сочи, где получила медаль и диплом победителя, помимо этого мой доклад, был отмечен, как лучший и я была удостоена звания «Надежда Российской науки». Так же проект стал победителем всероссийского конкурса «Мы гордость России» (см. Приложение I, рис. 2).
В проекте «Театр в жизни ребенка» мною была рассмотрена история возникновения и виды театра, создан домашний театр теней (см. Приложение II; рис. 1). Основной вывод, сделанный в ходе работы - «театр имеет огромное значение в жизни ребенка». Результаты проектной работы, были очень интересны моим одноклассникам - многие, вдохновившись, моей идеей создания домашнего театра теней, тоже решили попробовать дома создать что – то похожее.
В основу сценария спектакля, показанного одноклассникам, легли мои переживания по поводу похода в школу. В первый класс я пошла не 1 сентября, а чуть позже, было очень страшно, я переживала, что все одноклассники уже сдружились, а у меня не будет друзей. Мини - спектакль получил название «Я иду в школу» (см. Приложение II; рис. 2).
Проигрывая спектакль раз, за разом, я чувствовала, как мои страхи отступали. Мне самой, так же как и моей теневой кукле, становилось не страшно. И я задумалась, если в процессе создания театра мне удалось справиться со страхами, может быть можно сделать театр, куклы которого смогут помочь и моим одноклассникам?
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время многие взрослые, не говоря уже о детях, не знают о существовании метода психологической помощи – «Куклотерапии» – терапии, которая способна решать многие проблемы ребенка и укреплять его психическое здоровье.
Современные дети очень часто нуждаются в психологической помощи. Проблема заключается в том, что дети и даже многие взрослые не догадываются о том, что куклы могут лечить.
Целью данного проекта является изучение метода психологической помощи «куклотерапии», с последующим внедрением его в школьную внеурочную деятельность.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение литературы по данной теме;
2. Проведение урока « Психолог – профессия будущего»;
3. Создание домашнего кукольного театра;
4. Мастер класс;
5. Спектакль в школе.
Методы решения поставленныхзадач:изучение литературы; метод измерения и сравнения; изготовление продукта.
Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен школьным психологам, так как метод куклотерапии очень важен, но при этом в современных школах не используется. Таким образом, очевидна практическая значимость нашей работы.
Финансовые затраты составили 4890 рублей. Для создания кукольного театра необходимо: фольга 20 микрон 800р., наполнитель для набивки игрушек - 270р., заготовки для декора – 500р., художественный холст 40-60 (2 полотна) – 1800р., фоамиран (блестящая плотная бумага на мягкой основе) – 500 р., двухсторонний скотч – 100р., шпажки для шашлыка – 50р., клей – 130р., кисть -20р., ножницы 150р., проволока для бисера– 200р., шпильки для волос - 20р., бусины, камни, перья - 350р. Все необходимые материалы подобраны с учетом экологических требований.Предпочтение отдавалось товарам из натуральных, экологически сертифицированных или вторичных материалов.
Проект выполнялся в период с 16.08.2019 года по 20.01.2020года.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Наука психология
Во 2 классе на внеурочных занятиях «Я выбираю профессию» мне стало известно новое слово «психология». Родители нашего класса приходили и знакомили нас со своими профессиями. На этих занятиях для меня стало открытием, что моя мама – психолог. Я узнала, что психология – это наука о человеке, которая изучает внимание, память, мышление, воображение, способы человеческого общения (см. приложение III; рис. 1). Мама загадывала нам загадки, а мы, отгадывая их, анализировали процессы, которые с нами происходили, и делали выводы о том, что психология изучает наши мысли; разбирается в том, что происходит в нашей голове, когда мы решаем задачи.
Мы представляли, что впервые получили плохую оценку в школе и с разной интонацией пытались это сообщить своим родителям. Так же пытались разобрать свое поведение в школе, обращая внимание на свои эмоции. Делали выводы о том, что психология изучает эмоции и чувства человека, способы человеческого общения. Узнали о языке жестов и мимике, о том, что в отличие от животных и роботов человек - очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками.
Мы пытались понять:
- Почему одни люди нам нравятся, а другие - не очень?
- Как научиться понимать другого человека, его состояние?
- Как научиться жить дружно?
Узнали, что психология изучает взаимоотношения людей, учит видеть характер, способности другого человека, помогает жить дружно.
Мы закрывали глаза и фантазировали, представляли разные образы. Узнали, что психология - это наука о нашей фантазии. Она помогает придумывать новые образы, ситуации, сюжеты. Так же, психология изучает человеческую память и внимание, разбирается в том, как человек сохраняет информацию в головном мозге.
Подводя итоги урока, мы сделали общий вывод: психология - это наука, которая изучает человека,наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том,как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.
1.1.1.Психолог – кто это?
«Представьте себе, что вы идете по дороге и чувствуете, что в ботинок попал камушек. Что вы сделаете? Конечно, вы остановитесь, достанете камушек, бросите его на дорожку и спокойно пойдете дальше. Если же вы продолжите путь, не обращая внимания на камушек, то он будет мешать вам все сильнее и сильнее. Так же вам будет мешать проблема, находясь внутри вас, пока вы не расскажете о ней» - так мама начала рассказ о том, кто же такой психолог, на внеурочной деятельности в школе. «Психолог – это тот человек, который поможет вам решить проблему и идти дальше. Не забывайте, то, что вы не видите выхода из ситуации, не означает, что его нет!» - продолжила мама. ПСИХОЛОГ - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить человека без лекарств! (см. Приложение III; рис. 2).
Детский психолог создает обстановку, в которой ребенок может выражать свои чувства, эмоции желания. В безопасной обстановке выражаются как позитивные, так и негативные чувства. Тем самым, ребенок учится справляться со своими эмоциями, избавляется от страхов, обретает уверенность в себе, учится глубже понимать свои желания. Психолог помогает восстановить хорошие отношения с родителями и сверстниками, найти выходы из конфликтных ситуаций. В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, зависит конечный результат.[1]+
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.
Психологу необходимо иметь высшее образование!
Психолог использует различные методы в своей работе. К методам работы детского психолога можно отнести беседу, тестирование (изучение проблемы ребенка), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия), создание кукол и работа с ними (куклотерапия). Методов очень много, я попробую разобраться с одним из них.
1.2. Куклотерапия
Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так это или нет, неизвестно, но союз между человеком и куклой заключен в давние времена: кукла является образом и подобием человека.
Кукла часто изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы другом ребенка. Ребенок действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную психологическую функцию, формируя определенный идеал, давая выход эмоциям. Именно на этом основывается такой метод терапии, как «куклотерапия» - лечение с помощью кукол, является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.
Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам, а так же их семьям, заключается в изменении поведения с помощью кукольного театра. Метод разработан психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.[2]
Особенно эффективна куклотерапия, в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).
Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе. Играя, с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам.[3]
Куклотерапия учит:
1. Управлять своими эмоциями
2. Приобретать важные навыки
3. Лучше понимать себя и свои поступки
4. Самовыражению
Решение этих задач возможно с любым видом кукол.
5. Решать внутренние конфликты (используется тряпичная кукла)
Куклотерапия развивает:
6. Навыки общения (используются марионетки и пальчиковые куклы)
7. Грубую и мелкую моторику (используются пальчиковые куклы, куклы из фольги и куклы-марионетки)
8. Речь, память, внимание и воображение (используются различные куклы)
Куклотерапия лечит:
9. Заикание – с игрушкой легче разговаривать (используются различные куклы)
10. Страхи (чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами). В прошлом моем проекте, я поборола свои страхи с помощью теневых кукол.
11. Опорно-двигательный аппарат. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями, с нарушением движения, с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно начинают чувствовать себя лучше.
12. Куклотерапия помогает бороться с различными болезнями. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.
13. Куклы помогают наладить отношения в семье (рекомендуется использовать театр марионеток)
И. Я. Медведевой подробно описан процесс проведения куклотерапии – он проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней. Проблема решается на этом этапе.
2. Последующая работа с ней.Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.Человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, позволяет рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим. На этом этапе возможно проведение спектакля.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы и куклы из фольги. [4] Большую роль в куклотерапии могут играть родители и учителя. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать средством для развития уверенности.[5] [6]
Проанализировав вместе с мамой научную литературу, и урок «Психолог – профессия будущего» мною были сделаны следующие выводы:
Психология - это наука, которая изучает человека,наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том,как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.
Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!
Куклы - это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.
«Куклотерапия» - лечение с помощью кукол, является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.
Большую роль в куклотерапии могут играть не только психологи, а родители и учителя.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Проект
Проект «Куклотерапия» включает в себя следующие этапы:
Подготовка оборудования и материалов
Подготовка и проведение урока «Психолог – профессия будущего»
Создание домашнего театра
Мастер класс по изготовлению кукол
Спектакль в школе
2.1.1 Подготовка и проведение урока «Психолог – профессия будущего»
Урок «Психолог – профессия будущего» я помогала готовить маме. Мама переживала, будет ли понятен и интересен рассказ о ее профессии? Я предложила попробовать провести маленькую часть урока дома, и сделать вместе презентацию. А потом потренироваться – рассказать мне, что-нибудь о профессии психолога. Мы включили презентацию и мама начала рассказ. Было очень интересно! Я с нетерпением ждала этого урока в школе, что бы услышать все до конца. Для меня было открытием, что урок надо подготовить – необходимо составить план и сделать конспект. Подробно, о том, что узнала нового из этого урока изложено в теоретической части проекта, в пункте 1.1.Наука психология и 1.1.1.Психолог – кто это? Презентацию к уроку моя учительница выложила на своем сайте.[7]
2.1.2. Создание домашнего театра
Создание домашнего театра включало несколько этапов:
Подготовка оборудования и материалов.
Для создания домашнего театра мне понадобиться: фольга, наполнитель для набивки игрушек, заготовки для декора, художественный холст 40-60 (2 полотна), блестящая плотная бумага на мягкой основе, двухсторонний скотч, шпажки для шашлыка, клей, кисть, ножницы, проволока для бисера, шпильки для волос, бусины и камни.
Создание кукол из фольги (см. Приложение IV).
Создание кукол процесс творческий и не имеет определенной технологии, все куклы моего домашнего театра разные, повторить второй раз ни одну куклу у меня не получилось, каждая кукла особенная, отражает характер и настроение того человека, который ее делает, его состояние в конкретный момент. Сделать куклу не просто! Сначала, кажется, что ничего не получится, хочется все бросить и ничего не делать. Моя первая кукла, не была такой, какой я ее придумала – мне хотелось сделать принцессу, а получалось что-то непонятное (см. рис.1).
Рисунок 1. Первая кукла
Я переживала из-за этого, и даже хотела бросить идею создания театра, но мама предложила попробовать еще раз и показала золотую фольгу – в итоге у меня получилась самая красивая золотая кукла, я очень этим гордилась. Захотелось создать вторую куклу, потом третью, четвертую, пятую (см. рис.2). У меня все получалось!
Рисунок 2. Куклы из фольги
Для создания красивых кукол, необходимо терпение. Творческий процесс способствует самовыражению и развивает воображение. Сначала,
руки не слушались, а потом стало получаться – так развивалась мелкая
моторика (точные мелкие движения, выполняемые руками). Мне очень нравились персонажи, которые получились, я придумала им имена и хотела устроить новогодний бал. Но этот бал был бы скучен, только с моими вымышленными героями и я решила научить одноклассников делать кукол из фольги.
2.1.3. Мастер класс по изготовлению кукол
Мастер класс по изготовлению кукол включал два этапа: подготовительный и проведение.
Подготовительный этап.
Мы с мамой сделали презентацию, в которой изложена технология изготовления кукол. Нашли в интернете картинки, на которых изображены различные поделки из фольги. Распечатали их, для дальнейшей демонстрации в классе (см. Приложение V). Кто – то, возможно, захочет сделать, что-то похожее, а кто-то придумает свое. Так – же подготовили распечатки с различными схемами крепления фольги к каркасу. Я предполагала, что у моих одноклассников, так же как и у меня с первого раза не получится сделать именно такую куклу, которую они задумали, поэтому пригласила на мастер-класс родителей некоторых учеников.
Для создания кукольного театра в школе нам понадобиться: фольга, наполнитель для набивки игрушек, заготовки для декора, художественный холст 40-60 (2 полотна), блестящая плотная бумага на мягкой основе, двухсторонний скотч, шпажки для шашлык, клей, кисть, ножницы, проволока для бисера, шпильки для волос, бусины, камни, перья.
Проведение мастер класса.
Цель мастер класса: приобретение важных навыков.
Задачи мастер класса:
Научится управлять своими эмоциями
Развить моторику, речь, память, внимание, воображение
Понять основные принципы самовыражения
Научится работать в группе
Провести мастер-класс необходимо было в течение одного урока. Работать пришлось быстро. Было решено объединиться в группы и помогать друг - другу, что - бы все успеть. Родители тоже нам помогали.
Когда все персонажи были готовы, мы с одноклассниками приступили к созданию самого театра. Смастерили каркас для сцены и приготовили украшения. Урок пролетел не заметно. Всем очень понравилось и детям и взрослым.
Подробно процесс проведения мастер класса можно увидеть в приложениях к работе (см. Приложение VI).
2.1.4. Спектакль в школе
Все психологи в своей работе применяют различные техники, я до конца не знаю, как они это делают, так – как разобралась только с определенными моментами, которые могла понять в силу своего возраста - их работа напоминает работу волшебников. Именно поэтому, я решила устроить волшебный бал, и немного поколдовать на нем.
В спектакле были задействованы не только куклы, но и одноклассники. Мы одушевляли наши куклы. Придумывали им имена и рассказывали, о чем они мечтают. Все желания наших кукол были записаны на заранее заготовленные, вырезанные из блестящей бумаги сердечки, которые в дальнейшем стали входным билетом на бал. После этого устроили бал, где все были волшебниками - читали заклинания и колдовали. Нам было нужно, что бы все желания наших кукол, исполнились.
По завершению спектакля я рассказала одноклассникам секрет куклотерапии – все желания наших кукол – это наши желания! Сердечки с желаниями красиво оформила, хочу в дальнейшем показать их родителям моих одноклассников – интересно они знают, о чем мечтают их дети?
Подробно процесс проведения мастер класса можно увидеть в приложениях к работе (см. Приложение VII).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология играет важную роль в жизни человека. Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в психологической помощи.
Было бы здорово, если бы в каждой школе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…
В процессе работы над проектом были сделаны следующие выводы:
Психология - это наука, которая изучает человека,наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том,как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.
Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!
Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.
«Куклотерапия» - лечение с помощью кукол, является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.
Большую роль в куклотерапии могут играть не только психологи, а родители и учителя.
Куклотерапия учит: управлять своими эмоциями, приобретать важные навыки, лучше понимать себя и свои поступки, самовыражению.
Куклотерапия развивает: навыки общения грубую и мелкую моторику, речь, память, внимание и воображение.
Процесс проведения куклотерапии проходит в два этапа: изготовление кукол и последующая работа с ней.
Для проведения урока и мастер класса необходима подготовка.
Создание кукол процесс творческий и не имеет определенной технологии, все куклы получаются разные, повторить второй раз ни одну куклу не получится.
Создать куклу сложно!
Человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле.
Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.
Лучшего результата можно добиться, работая в группе, а не индивидуально.
Основной вывод: Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен школьным психологам, так как метод куклотерапии очень важен, но при этом в современных школах не используется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гребенщикова, Л. Г. (2007). Основы куклотерапии: галерея кукол. Санкт-Петербург: "Речь".
Лебедева, Л. (2003). Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Санкт-Петербург: "Речь".
Розанов, С. (1925). Театра для детей. Санкт-Петербург: "Известия Цик СССР.
Татаринцева, А. Ю. (2007). Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. Санкт-петербург: Речь.
https:academie.ru. (2019). Большая советская энциклопедия. Москва, Россия.
https://fb.ru. (2019). Виды и жанры театрального искусства. Москва, Россия.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/11/10/psiholog-professiya-budushchego. (2019). Психолог - профессия будущего. Москва, Россия.
1 (Гребенщикова Л. Г., 2007)
2 (Лебедева Л. Д., 2003)
3 (Розанов С., 1925)
4 (Татаринцева А.Ю.,2007)
5 (https:academie.ru, 2019)
6 (https://fb.ru, 2019)
7 (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/11/10/psiholog-professiya-budushchego, 2019)