КУКЛОТЕРАПИЯ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КУКЛОТЕРАПИЯ

Сорокина Н.К. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Ахмедова М.А. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данного проекта является изучение метода психологической помощи «куклотерапии», с последующим внедрением его в школьную внеурочную деятельность.

Задачи:

Изучение литературы по данной теме;

Проведение урока « Психолог – профессия будущего»;

Создание домашнего кукольного театра;

Мастер класс;

Спектакль в школе.

Результаты:

Профориентация в начальной школе

Создание кукольного театра и проведение – спектакля с использованием принципов куклотерапии.

Создание в школе «кукольного домика», куда могут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир.

Проект выполнялся в период с 16.08.2019г. по 20.01.2020г. и включал в себя следующие этапы:

Подготовка оборудования и материалов

Подготовка и проведение урока «Психолог – профессия будущего»

Создание домашнего театра

Мастер класс по изготовлению кукол

Спектакль в школе

Материалы и оборудование: Для создания кукольного театра и проведения спектакля, необходимо: фольга, наполнитель для набивки игрушек, заготовки для декора, художественный холст 40-60 (2 полотна), фоамиран (блестящая плотная бумага на мягкой основе), двухсторонний скотч, шпажки для шашлыка, клей, кисть, ножницы, проволока для бисера, шпильки для волос, бусины, камни и перья.

Аудитория: начальная школа.

ВВЕДЕНИЕ

К театральному искусству я привязана с раннего детства. Мне нравиться не только наблюдать спектакль в качестве зрителя, но и самой быть участницей этих спектаклей.

Со своим первый проектом «Театр в жизни ребенка» я стала победителем школьной научно-практической конференции и лауреатом 1 степени XIII научно-практической конференции Муниципального научного общества обучающихся «Луч» в секции « Первые шаги в науке». На межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Открытие 2019» я была награждена дипломом 2 степени. В дальнейшем, я стала автором научной публикации в журнале «Старт в науке» и приглашена на заключительный очный этап VII международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся в город Сочи, где получила медаль и диплом победителя, помимо этого мой доклад, был отмечен, как лучший и я была удостоена звания «Надежда Российской науки». Так же проект стал победителем всероссийского конкурса «Мы гордость России» (см. Приложение I, рис. 2).

В проекте «Театр в жизни ребенка» мною была рассмотрена история возникновения и виды театра, создан домашний театр теней (см. Приложение II; рис. 1). Основной вывод, сделанный в ходе работы - «театр имеет огромное значение в жизни ребенка». Результаты проектной работы, были очень интересны моим одноклассникам - многие, вдохновившись, моей идеей создания домашнего театра теней, тоже решили попробовать дома создать что – то похожее.

В основу сценария спектакля, показанного одноклассникам, легли мои переживания по поводу похода в школу. В первый класс я пошла не 1 сентября, а чуть позже, было очень страшно, я переживала, что все одноклассники уже сдружились, а у меня не будет друзей. Мини - спектакль получил название «Я иду в школу» (см. Приложение II; рис. 2).

Проигрывая спектакль раз, за разом, я чувствовала, как мои страхи отступали. Мне самой, так же как и моей теневой кукле, становилось не страшно. И я задумалась, если в процессе создания театра мне удалось справиться со страхами, может быть можно сделать театр, куклы которого смогут помочь и моим одноклассникам?

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время многие взрослые, не говоря уже о детях, не знают о существовании метода психологической помощи – «Куклотерапии» – терапии, которая способна решать многие проблемы ребенка и укреплять его психическое здоровье.

Современные дети очень часто нуждаются в психологической помощи. Проблема заключается в том, что дети и даже многие взрослые не догадываются о том, что куклы могут лечить.

Целью данного проекта является изучение метода психологической помощи «куклотерапии», с последующим внедрением его в школьную внеурочную деятельность.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по данной теме;

2. Проведение урока « Психолог – профессия будущего»;

3. Создание домашнего кукольного театра;

4. Мастер класс;

5. Спектакль в школе.

Методы решения поставленныхзадач:изучение литературы; метод измерения и сравнения; изготовление продукта.

Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен школьным психологам, так как метод куклотерапии очень важен, но при этом в современных школах не используется. Таким образом, очевидна практическая значимость нашей работы.

Финансовые затраты составили 4890 рублей. Для создания кукольного театра необходимо: фольга 20 микрон 800р., наполнитель для набивки игрушек - 270р., заготовки для декора – 500р., художественный холст 40-60 (2 полотна) – 1800р., фоамиран (блестящая плотная бумага на мягкой основе) – 500 р., двухсторонний скотч – 100р., шпажки для шашлыка – 50р., клей – 130р., кисть -20р., ножницы 150р., проволока для бисера– 200р., шпильки для волос - 20р., бусины, камни, перья - 350р. Все необходимые материалы подобраны с учетом экологических требований.Предпочтение отдавалось товарам из натуральных, экологически сертифицированных или вторичных материалов.

Проект выполнялся в период с 16.08.2019 года по 20.01.2020года.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Наука психология­

Во 2 классе на внеурочных занятиях «Я выбираю профессию» мне стало известно новое слово «психология». Родители нашего класса приходили и знакомили нас со своими профессиями. На этих занятиях для меня стало открытием, что моя мама – психолог. Я узнала, что психология – это наука о человеке, которая изучает внимание, память, мышление, вооб­ражение, способы человеческого общения (см. приложение III; рис. 1). Мама загадывала нам загадки, а мы, отгадывая их, анализировали процессы, которые с нами происходили, и делали выводы о том, что психология изучает наши мысли; разбирается в том, что происходит в нашей голове, когда мы решаем задачи.

Мы представляли, что впервые получили плохую оценку в школе и с разной интонацией пытались это сообщить своим родителям. Так же пытались разобрать свое поведение в школе, обращая внимание на свои эмоции. Делали выводы о том, что психология изучает эмоции и чувства человека, способы человеческого общения. Узнали о языке жестов и мимике, о том, что в отличие от животных и роботов человек - очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками.   

Мы пытались понять:

- Почему одни люди нам нравятся, а другие - не очень?

- Как научиться понимать другого человека, его состояние?

- Как научиться жить дружно?

Узнали, что психология изучает взаимоотношения людей, учит видеть характер, способности другого человека, помогает жить дружно.

Мы закрывали глаза и фантазировали, представляли разные образы. Узнали, что психология - это наука о нашей фантазии. Она помогает придумывать новые образы, ситуации, сюжеты. Так же, психология изучает человеческую память и внимание, разбирается в том, как человек сохраняет информацию в головном мозге.

Подводя итоги урока, мы сделали общий вывод: психология - это наука, которая изучает че­ловека,наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том,как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.

1.1.1.Психолог – кто это?

«Представьте себе, что вы идете по дороге и чувствуете, что в ботинок попал камушек. Что вы сделаете? Конечно, вы остановитесь, достанете камушек, бросите его на дорожку и спокойно пойдете дальше. Если же вы продолжите путь, не обращая внимания на камушек, то он будет мешать вам все сильнее и сильнее. Так же вам будет мешать проблема, находясь внутри вас, пока вы не расскажете о ней» - так мама начала рассказ о том, кто же такой психолог, на внеурочной деятельности в школе. «Психолог – это тот человек, который поможет вам решить проблему и идти дальше. Не забывайте, то, что вы не видите выхода из ситуации, не означает, что его нет!» - продолжила мама. ПСИХОЛОГ - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить человека без лекарств! (см. Приложение III; рис. 2).

Детский психолог создает обстановку, в которой ребенок может выражать свои чувства, эмоции желания. В безопасной обстановке выражаются как позитивные, так и негативные чувства. Тем самым, ребенок учится справляться со своими эмоциями, избавляется от страхов, обретает уверенность в себе, учится глубже понимать свои желания. Психолог помогает восстановить хорошие отношения с родителями и сверстниками, найти выходы из конфликтных ситуаций. В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, зависит конечный результат.[1]+

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Психологу необходимо иметь высшее образование!

Психолог использует различные методы в своей работе. К методам работы детского психолога можно отнести беседу, тестирование (изучение проблемы ребенка), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия), создание кукол и работа с ними (куклотерапия). Методов очень много, я попробую разобраться с одним из них.

1.2. Куклотерапия

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так это или нет, неизвестно, но союз между человеком и куклой заключен в давние времена: кукла является образом и подобием человека.

Кукла часто изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы другом ребенка. Ребенок действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную психологическую функцию, формируя определенный идеал, давая выход эмоциям. Именно на этом основывается такой метод терапии, как «куклотерапия» - лечение  с помощью кукол, является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам, а так же их семьям, заключается в изменении поведения с помощью кукольного театра. Метод разработан психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.[2]

Особенно эффективна куклотерапия, в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе. Играя, с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам.[3]

Куклотерапия учит:

1. Управлять своими эмоциями

2. Приобретать важные навыки

3. Лучше понимать себя и свои поступки

4. Самовыражению

Решение этих задач возможно с любым видом кукол.

5. Решать внутренние конфликты (используется тряпичная кукла)

Куклотерапия развивает: 

6. Навыки общения (используются марионетки и пальчиковые куклы)

7. Грубую и мелкую моторику (используются пальчиковые куклы, куклы из фольги и куклы-марионетки)

8. Речь, память, внимание и воображение (используются различные куклы)

Куклотерапия лечит:

9. Заикание – с игрушкой легче разговаривать (используются различные куклы)

10. Страхи (чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами). В прошлом моем проекте, я поборола свои страхи с помощью теневых кукол.

11. Опорно-двигательный аппарат. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями, с нарушением движения, с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно начинают чувствовать себя лучше.

12. Куклотерапия помогает бороться с различными болезнями. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

13. Куклы помогают наладить отношения в семье (рекомендуется использовать театр марионеток)

И. Я. Медведевой подробно описан процесс проведения куклотерапии – он проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней. Проблема решается на этом этапе.

2. Последующая работа с ней.Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.Человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим. На этом этапе возможно проведение спектакля.

 В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы и куклы из фольги. [4] Большую роль в куклотерапии могут играть родители и учителя. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать средством для развития уверенности.[5] [6]

Проанализировав вместе с мамой научную литературу, и урок «Психолог – профессия будущего» мною были сделаны следующие выводы:

Психология - это наука, которая изучает че­ловека,наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том,как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.

Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!

Куклы - это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

«Куклотерапия» - лечение  с помощью кукол, является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.

Большую роль в куклотерапии могут играть не только психологи, а родители и учителя.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Проект

Проект «Куклотерапия» включает в себя следующие этапы:

Подготовка оборудования и материалов

Подготовка и проведение урока «Психолог – профессия будущего»

Создание домашнего театра

Мастер класс по изготовлению кукол

Спектакль в школе

2.1.1 Подготовка и проведение урока «Психолог – профессия будущего»

Урок «Психолог – профессия будущего» я помогала готовить маме. Мама переживала, будет ли понятен и интересен рассказ о ее профессии? Я предложила попробовать провести маленькую часть урока дома, и сделать вместе презентацию. А потом потренироваться – рассказать мне, что-нибудь о профессии психолога. Мы включили презентацию и мама начала рассказ. Было очень интересно! Я с нетерпением ждала этого урока в школе, что бы услышать все до конца. Для меня было открытием, что урок надо подготовить – необходимо составить план и сделать конспект. Подробно, о том, что узнала нового из этого урока изложено в теоретической части проекта, в пункте 1.1.Наука психология и 1.1.1.Психолог – кто это? Презентацию к уроку моя учительница выложила на своем сайте.[7]

2.1.2. Создание домашнего театра

Создание домашнего театра включало несколько этапов:

Подготовка оборудования и материалов.

Для создания домашнего театра мне понадобиться: фольга, наполнитель для набивки игрушек, заготовки для декора, художественный холст 40-60 (2 полотна), блестящая плотная бумага на мягкой основе, двухсторонний скотч, шпажки для шашлыка, клей, кисть, ножницы, проволока для бисера, шпильки для волос, бусины и камни.

Создание кукол из фольги (см. Приложение IV).

Создание кукол процесс творческий и не имеет определенной технологии, все куклы моего домашнего театра разные, повторить второй раз ни одну куклу у меня не получилось, каждая кукла особенная, отражает характер и настроение того человека, который ее делает, его состояние в конкретный момент. Сделать куклу не просто! Сначала, кажется, что ничего не получится, хочется все бросить и ничего не делать. Моя первая кукла, не была такой, какой я ее придумала – мне хотелось сделать принцессу, а получалось что-то непонятное (см. рис.1).

Рисунок 1. Первая кукла

Я переживала из-за этого, и даже хотела бросить идею создания театра, но мама предложила попробовать еще раз и показала золотую фольгу – в итоге у меня получилась самая красивая золотая кукла, я очень этим гордилась. Захотелось создать вторую куклу, потом третью, четвертую, пятую (см. рис.2). У меня все получалось!

Рисунок 2. Куклы из фольги

Для создания красивых кукол, необходимо терпение. Творческий процесс способствует самовыражению и развивает воображение. Сначала,

руки не слушались, а потом стало получаться – так развивалась мелкая

моторика (точные мелкие движения, выполняемые руками). Мне очень нравились персонажи, которые получились, я придумала им имена и хотела устроить новогодний бал. Но этот бал был бы скучен, только с моими вымышленными героями и я решила научить одноклассников делать кукол из фольги.

2.1.3. Мастер класс по изготовлению кукол

Мастер класс по изготовлению кукол включал два этапа: подготовительный и проведение.

Подготовительный этап.

Мы с мамой сделали презентацию, в которой изложена технология изготовления кукол. Нашли в интернете картинки, на которых изображены различные поделки из фольги. Распечатали их, для дальнейшей демонстрации в классе (см. Приложение V). Кто – то, возможно, захочет сделать, что-то похожее, а кто-то придумает свое. Так – же подготовили распечатки с различными схемами крепления фольги к каркасу. Я предполагала, что у моих одноклассников, так же как и у меня с первого раза не получится сделать именно такую куклу, которую они задумали, поэтому пригласила на мастер-класс родителей некоторых учеников.

Для создания кукольного театра в школе нам понадобиться: фольга, наполнитель для набивки игрушек, заготовки для декора, художественный холст 40-60 (2 полотна), блестящая плотная бумага на мягкой основе, двухсторонний скотч, шпажки для шашлык, клей, кисть, ножницы, проволока для бисера, шпильки для волос, бусины, камни, перья.

Проведение мастер класса.

Цель мастер класса: приобретение важных навыков.

Задачи мастер класса:

Научится управлять своими эмоциями

Развить моторику, речь, память, внимание, воображение

Понять основные принципы самовыражения

Научится работать в группе

Провести мастер-класс необходимо было в течение одного урока. Работать пришлось быстро. Было решено объединиться в группы и помогать друг - другу, что - бы все успеть. Родители тоже нам помогали.

Когда все персонажи были готовы, мы с одноклассниками приступили к созданию самого театра. Смастерили каркас для сцены и приготовили украшения. Урок пролетел не заметно. Всем очень понравилось и детям и взрослым.

Подробно процесс проведения мастер класса можно увидеть в приложениях к работе (см. Приложение VI).

2.1.4. Спектакль в школе

Все психологи в своей работе применяют различные техники, я до конца не знаю, как они это делают, так – как разобралась только с определенными моментами, которые могла понять в силу своего возраста - их работа напоминает работу волшебников. Именно поэтому, я решила устроить волшебный бал, и немного поколдовать на нем.

В спектакле были задействованы не только куклы, но и одноклассники. Мы одушевляли наши куклы. Придумывали им имена и рассказывали, о чем они мечтают. Все желания наших кукол были записаны на заранее заготовленные, вырезанные из блестящей бумаги сердечки, которые в дальнейшем стали входным билетом на бал. После этого устроили бал, где все были волшебниками - читали заклинания и колдовали. Нам было нужно, что бы все желания наших кукол, исполнились.

По завершению спектакля я рассказала одноклассникам секрет куклотерапии – все желания наших кукол – это наши желания! Сердечки с желаниями красиво оформила, хочу в дальнейшем показать их родителям моих одноклассников – интересно они знают, о чем мечтают их дети?

Подробно процесс проведения мастер класса можно увидеть в приложениях к работе (см. Приложение VII).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психология играет важную роль в жизни человека. Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в психологической помощи.

Было бы здорово, если бы в каждой школе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…

В процессе работы над проектом были сделаны следующие выводы:

Психология - это наука, которая изучает че­ловека,наука о нашем внутреннем мире. Это наука о том, как мы воспринимаем окружающий нас мир, о том,как мы запоминаем, думаем, фантазируем, почему люди так не похожи друг на друга.

Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

«Куклотерапия» - лечение  с помощью кукол, является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.

Большую роль в куклотерапии могут играть не только психологи, а родители и учителя.

Куклотерапия учит: управлять своими эмоциями, приобретать важные навыки, лучше понимать себя и свои поступки, самовыражению.

Куклотерапия развивает:  навыки общения грубую и мелкую моторику, речь, память, внимание и воображение.

Процесс проведения куклотерапии проходит в два этапа: изготовление кукол и последующая работа с ней.

Для проведения урока и мастер класса необходима подготовка.

Создание кукол процесс творческий и не имеет определенной технологии, все куклы получаются разные, повторить второй раз ни одну куклу не получится.

Создать куклу сложно!

Человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле. 

Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.

Лучшего результата можно добиться, работая в группе, а не индивидуально.

Основной вывод: Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен школьным психологам, так как метод куклотерапии очень важен, но при этом в современных школах не используется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гребенщикова, Л. Г. (2007). Основы куклотерапии: галерея кукол. Санкт-Петербург: "Речь".

Лебедева, Л. (2003). Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Санкт-Петербург: "Речь".

Розанов, С. (1925). Театра для детей. Санкт-Петербург: "Известия Цик СССР.

Татаринцева, А. Ю. (2007). Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. Санкт-петербург: Речь.

https:academie.ru. (2019). Большая советская энциклопедия. Москва, Россия.

https://fb.ru. (2019). Виды и жанры театрального искусства. Москва, Россия.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/11/10/psiholog-professiya-budushchego. (2019). Психолог - профессия будущего. Москва, Россия.

1 (Гребенщикова Л. Г., 2007)

2 (Лебедева Л. Д., 2003)

3 (Розанов С., 1925)

4 (Татаринцева А.Ю.,2007)

5 (https:academie.ru, 2019)

6 (https://fb.ru, 2019)

7 (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/11/10/psiholog-professiya-budushchego, 2019)

Просмотров работы: 861