ВЯЗАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЯЗАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Зарудская В.Р. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Ахмедова М.А. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Научный руководитель: Ахмедова Марина Алексеевна.

 

Целью данного проекта является изучение техники вязания на пальцах, с последующим внедрением в школьную деятельность и приобщение одноклассников к данному проекту.

Задачи:

Изучение литературы по данной теме

Обучение техники вязания на пальцах

Создание продукта - подушки

Проведение мастер класса с одноклассниками

Результаты:

Исследование

Создание продукта – подушки в технике вязание на пальцах и проведение мастер класса с одноклассниками.

Проект, по изготовлению подушки, выполнялся в период с 15.01.2020г. по 15.02.2020г. и включал в себя следующие этапы:

Подготовка оборудования и материалов

Создание подушки

Проведение мастер класса

В идею создания подушки, легло желание сделать подарок своими руками.

Материалы и оборудование: для создания подушки необходимы пряжа, ножницы, синтепоновая заготовка для основы; для проведения мастер класса необходимое количество пряжи, синтепоновых заготовок.

Аудитория: начальная школа.

Рецензия

на проект ученицы 2 «г» класса

МБОУ Барвихинской СОШ

Зарудской Варвары Романовны.

Работа Зарудской Варвары"ВЯЗАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ" развитию мелкой моторики детей.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Все дети без исключения очень нуждаются в постоянном развитии мышц верхних конечностей. Существует много способов, но дети мало, что знают об различных приемах. По мнению автора, эта тема является для нее полезной: полученные Варварой знания и умения помогут школьникам противостоять стрессам и переутомлениям, характерным школьникам в учебном процессе. Автор справедливо отмечает, что одним из благотворных влияний работы пальцев на человека является вязание , а так же его лечение от страхов, стрессов, эмоционального напряжения.

Автор поставил перед собой цель выяснить, действительно ли вязаниеявляется одним из способов развития моторики.

Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза. В основной части представлены теоретическая и практическая составляющие исследовательского проекта. Содержание работы соответствует заявленной теме.

В теоретической части раскрываются сведения об особенностях вязания и разновидностях, приводятся примеры их видов и классификаций, оценивается качество исполнения с точки зрения его значимости для человека. Варвара грамотно проанализировала большое количество литературы по заданной тематике.

В заключении оформлены результаты в виде мастер- класса, отражающей результативность и всесторонность проведенного  исследования. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования. Выводы автора, сделанные в ходе размышлений, аргументированы, убедительны, из чего следует, что Варя достаточно хорошо умеет формулировать собственные мысли.

Приложение представлено автором в виде наглядной копилки, в которую вошли фотографии изделий. Отмечается наличие яркого наглядного материала.

Автором проведена серьёзная работа по изучению особенностей методов вязания. Автор на конкретных примерах из личного опыта доказывает наличие уникальных умственных способностей с помощью вязания.  Немаловажным является и то, что в исследовании привлечен широкий  круг информационных и литературных источников для наиболее полного раскрытия темы.

Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. К недочетам работы следует отнести очень краткое изложение актуальности работы, отсутствие представления результатов опроса, перенасыщение теоретической составляющей работы.

Данную работу можно использовать на уроках технологиии при проведении внеурочных часов.

Работа, представленная для рецензирования, является завершенным самостоятельным проектом, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне. Считаю, что проект Зарудской Варвары может быть представлен на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой, положительной оценки.

ВВЕДЕНИЕ

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев! » - это высказывание выдающегося ученного В. А. Сухомлимского.Для любого ребенка развитие мышц пальцев рук оказывает важное влияние. Если ребенок не посещает специальные развивающие центры, ему необходимо минимально заниматься развитием мышц пальцев рук в домашних условиях. В разном возрасте как ребенка, так и взрослого человека, работа пальцами рук воспринимается по-разному и дает разные результаты.

Детство – это самый важный этап жизни человека, в этот период происходит формирование уникальных свойств личности, таких как мышление, внимание, развитие речи, наблюдательности, развитие воображения.В наше время, когда огромная часть времени ребенок проводит за телевизором, планшетом, компьютером, катастрофически мало времени уделяется развитию мелкой моторики. Это и является актуальностью, выбранной темы.Сейчас очень модно приобщать детей к спорту, но и не стоит забывать о развитии функционально важных свойств личности. Познание всего нового – это важная особенность детей. Проблемой, является то, что в настоящее время, очень мало внимания уделяется использованию прикладного искусства, как способу развития мелкой и грубой моторики.

Целью данного проекта является изучение техники вязания на пальцах, определение интереса у детей к данному виду прикладного искусства и внедрение его в школьную программу.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Изучение литературы по данной теме;

2.Обучение технике вязания на пальцах;

3.Создание продукта - подушки;

4.Проведение мастер класса с одноклассниками.

Методы решения поставленныхзадач:изучение литературы; метод обучения; изготовление продукта.

Полученные результаты, после проведения данного проекта, могут помочь учителям начальных классов, внедрить в программу проведения уроков технологии и в рамках внеурочной деятельности, проведение уроков по вязанию, а именно с использованием техники вязания пальцами. Также данные уроки будут очень интересны и полезны школьникам. Таким образом,практическая значимость нашей работы, очевидна.

Финансовые затраты составили 357 рублей. Для создания продукта подушки необходимо: пряжа « Ализе Пуффи» 2 мотка - 228р., синтепоновая заготовка- 129 рублей, ножницы 150 рублей.Все необходимые материалы подобраны с учетом экологических требований.Предпочтение отдавалось товарам из натуральных, сертифицированных материалов.

Проект выполнялся в период с 15.01.2020 года по 15.02.2020года.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История возникновения вязания

Вязание – это один из самых древних видов рукоделия. А в настоящее время еще и самый распространенный и любимый вид рукоделия. История его возникновения уходит в глубоко прошлое. Первые вязаные вещи были обнаружены при раскопках гробниц в Египте. При проведении этих раскопок была обнаружена вязаная туфелька, возраст которой по подсчетам археологов около 4000 лет. При проведении раскопок в Каире, были найдены вязаные носки, и даже многоцветное шелковое платье, что говорит о том. Что техника вязания была на высоком уровне развития. Также вязаные вещи находили при раскопках Коптских могил. Известный археолог Уильям Феклин, выдвинул гипотезу, что вязание было известно еще во времена Троянской войны. Интересным фактом, является и то, что вязание сначала было чисто мужским занятием. Известный факт – что Пражские чулочники не брали на работу женщин, чтобы им не стал доступен секрет вязания чулок. Так что же такое вязание? Вязание – это процесс изготовления полотна или изделия (одежды или предмета интерьера) из одной или нескольких нитей, путем формирования петель, и соединения их друг с другом. В Европе вязание возродилось в XIII веке. В Испании широко было распространенно именно вязание чулок, и уже потом на вязаные перчатки. Развитие вязания всегда следовало параллельно развитию общества. Придумывались новые изделия, изобретались, согласно моде, новые нити, пряжа. Также происходил процесс механизации. Появлялись первые вязальные машины. Но изначально процесс вязания проходил на руках, и уже в процессе развития появились инструменты для вязания. По способу использования этих инструментов вязание бывает разных видов.

1.2 Способы вязания

С развитием общества, его потребностей, формирования навыка вязания, стали появляться разные способы вязания. При использования определенного способа вязания, соответственно появляется разный продукт. Существует несколько способов вязания. Все они определяются инструментом, который используется при вязании. Это –вязание спицами, крючком, пальцами, руками.

Остановимся поподробнее на них.

Вязание спицами – это самый известный и распространенный способ вязания. Точное время появления этого способа не известно. Для данного способа вязания используют такой инструмент как спицы. На сегодняшний день, спицы бывают разные: металлические, пластмассовые, деревянные. Размер спиц также имеет значение при вязке. При использовании данного способа вязания получаются можно получить изделия с разным узором. Варианты узора настолько неограниченное количество, что порой удивляешься данному разнообразию. Это и является основной причиной, того что механизация вязания, так и не смогла вытиснить ручной труд.

Вязание крючком-это способ с использованием одной иглы, а точнее иглы, с загнутым в виде крючка концом. С помощью этого способа создаются такие изделия как кружево, резные салфетки, а также возможно создание объемных вещей. Этот способ вязания более трудоемкий. Для него используют специальную пряжу. Толщина нити для вязания крючком не превышает 0,5 мм.

В России данная техника появилась лишь в конце XIXвека. Но стала очень популярной из-за необыкновенной красоты изделий. Вологодское кружево это бренд известный по всему миру. Также как и в вязании,спицами, сам крючок может быть разного размера, и изготовлен из разного материала.

Вязание руками – это самый древний способ вязания. Он стал прародителем всех способов и видов вязания. И с развитием прогресса про него неоправданно забыли. На сегодняшний день, он становится очень популярным. Для данного способа вязания нужны только руки человека и пряжа. Изделия, созданные этим способом вязания, выглядят очень объемными. Данный способ вязания, используют в терапии нервных расстройств. Так-так, тактильные ощущения и прикосновения пряжи дают возможность расслабления.

Вязание пальцами – или же пальчиковое вязание. Это относительно все способов, самый молодой. Возник он как, разновидность вязания руками. Этот способ вязания образовался как симбиоз пальчикового театра и терапии у детей аутистов, для которых процесс наматывания нити, является частью терапии. В отличии вязания крючком и спицами, это самый безопасный способ вязания. Это самый подходящий способ для вязания детям. Он развивает мелкую моторику, успокаивает нервы.Пряжа для данного способа вязания очень пушистая и мягкая, что в сотни раз усиливает тактильные ощущения при вязке. Вязание на пальцах это быстро и просто. Для создания готового продукта не нужно много времени. Это может быть и шарф, и коврик и что-то еще. Оно завораживает и затягивает. Для пальчикового вязания используется специальная пряжа. Это нить с уже сформированными петлями. Для разного уровня развития мелкой моторики и умения вязать пальцами, используют нить с разной высотой петли. Но можно использовать и обычную нить. Вязание может быть на 2,3, 4 – х пальцах.

1.3 Роль вязания в развитии мелкой моторики

В образовательных учреждениях широко представлена работа по обучению художественно-творческой деятельности. Однако меньше обращено внимание на декоративно-прикладные виды деятельности: вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется один из древних видов народного искусства – вязание. Вязанию можно обучать детей уже с младшего школьного возраста. Детство – это абсолютно уникальный период в жизни любого человека.

Именно в младшем возрасте должна отводиться огромная роль развитию знаний,как о прикладном искусстве, так и развитию мелкой моторики. Этот термин сейчас у всех на слуху, но не многие знают, что это такое. Главным образом, это обозначает развитие мышц пальцев рук. Следовательно, развитие мышц пальцев рук влечет за собой улучшение качества письма, улучшение памяти и внимания.Развитие мелкой моторики дает развитие таким высшим свойствам как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, развитие речи, наблюдательность и воображение.Современные исследователи установили, что развитие речи напрямую связанно со степенью сформированности мышц пальцев рук. Если развитие пальцев рук отстает, то и развитие речи будет задерживаться. Большое внимание работе с пальцами рук уделяют психологи. Огромное количество нервных окончаний на пальцах рук, отвечает за психо-эмоциональное состояние ребенка. Вязание пальцами – это терапия ребенка. Оно дает ему возможность восстановления и отдых, получение удовольствия и расслабления, одновременно с процессом развития мышц пальцев рук.
Важной особенностью пальчикового вязания для детей, является и познавательная функция.

Моя мама творческий и увлекающийся человек. Она привила мне любовь к рукоделию, я много времени провожу в воскресной школе, где моя мама ведет уроки рукоделия. Там я научилась вязать сначала крючком, потом спицами. Но больше всего я полюбила вязание пальцами. Я увлеклась этим способом вязания, и меня было не остановить. Мне нравится не только сам процесс, но и то, что получается. Я связала шапку, подушки, плед. Пример моих изделий можно увидеть на фотографиях (см. рис. 1,2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Мой классный руководитель, заметил, что мой почерк стал лучше. А в моих тетрадках стало больше пятерок! И мне захотелось научить своих одноклассников этой технике вязания. Показать им насколько это интересно, увлекательно и полезно!

Проанализировав вместе с мамой научную литературу, мною были сделаны следующие выводы:

Первые вязаные вещи были обнаружены 4000 лет назад. История развития вязания очень интересна и познавательна и уходит глубоко в прошлое.

Существует несколько способов. В данной работе я рассмотрела их.

Вязание играет большую роль в развитии мелкой моторики.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Проект, по изготовлению интерьерной подушки включал в себя следующие подготовительные этапы:

Подбор цвета и покупка необходимого количества пряжи для вязания интерьерной подушки.

Для пальчикового вязания используется специальная пряжа. Это нить с уже готовыми петлями. Она может быть разной толщины. Так как я хотела сделать маме подарок, я выбрала трехцветную пряжу в розовых тонах (см. рис. 3)

Рисунок 3

Следующим этапом было приобретение синтепонового наполнителя для подушки. Я выбрала необходимый размер 35*35 см (см. рис. 4)

Рисунок 4

Для создания моего проекта еще необходим инструмент – это мои пальцы.

Следовательно, у меня все материалы готовы и можно приступать к созданию проекта – подушки!

2.2 СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА

Первым этапом вязания подушки является создание основания – косички. Она формируется путем надевания одной петли на другую и необходима для красивого ровного ряда, а также для дальнейшего сшивания по шву (см. рис.5)

Рисунок 5

Мы вяжем основание косичку той длины, которая нам нужна. Вот что получилось (см. рис. 6)

Рисунок 6

Следующим этапом будет формирования ряда для вязания полотна. Он формируется путем продевания петлей рабочей нити через петли основания косички (см. рис.7)

Рисунок 7

Теперь самый длительный этап. Это провязывание каждого ряда. И формирование полотна (см. рис. 8)

Рисунок 8

После того как полотно нужного размера готово. Его можно сшивать.

Мой проект готов (см. рис.9)

Рисунок 9

Вывод: в результате проделанной мной работы у меня получился подарок маме. Это интерьерная подушка. Когда я вязала ее,я получала много положительных эмоций. Мои пальцы стали более подвижны, в результате чего у меня увеличилась скорость письма и улучшился почерк. Радуясь своим успехам, я решила поделиться этим с моими одноклассниками и научить их вязанию на пальцах. Для этого я обратилась за помощью к своему классному руководителю, и с ее помощью я провела мастер класс в школе.

2.3 МАСТЕР КЛАСС

Вдохновившись своими успехами по вязанию подушки и вооружившись помощью своего классного руководителя, я провела мастер класс в школе со своими одноклассниками. Мной были поставлены следующие задачи:

Рассказать одноклассникам о таком виде рукоделия, как вязание. Его историю.

Познакомить их со способами вязания

Рассказать, как вязание влияет на развитие мелкой моторики и что это такое.

Научиться способу вязания пальцами

Создать с ними продукт (подушка) подарок мамам на 8 марта.

Для осуществления поставленных задач, я приготовила презентацию. Где познакомила их с историей вязания, его способами. И рассказала о том, что вязание развивает мелкую моторику (см. рис. 10,11)

Рисунок 10

Рисунок 11

После проведения презентации, я с ребятами приступила к изготовлению подушки. В этом мне помогала мой классный руководитель и моя мама.Не у всех ребят сразу получалось делать правильно, но им очень нравилось работать пальчиками, а мягкость и пушистость пряжи поднимала настроение (см. рис. 12, 13,14)

Рисунок 12

Рисунок 13 Рисунок 14

В результате трудов моих одноклассников у нас получились подушки, которые мы подарили мамам на праздник 8 марта (см. рис. 15, 16).

Рисунок 15

Рисунок 16

Наш мастер класс заинтересовал всю школу. К нам приходили ребята из других классов и просили их научить вязанию. О нашем проведенном мастер классе вышла заметка на социальной странице нашей школы в Инстаграм (см. рис. 17)

Рисунок 17

Вывод: в ходе проведенного мастер класса, я поняла, что не все мои одноклассники знакомы с таким видом прикладного мастерства, как вязание. Особенно с одной из его разновидностей– вязание пальцами. Не у всех ребят получалось с первого раза, что свидетельствует о слабом развитии мелкой моторики. Но с другой стороны, проведенный мастер класс вывал большой интерес у моих одноклассников. Многие захотели связать пальчиками дома.

В процессе проведения мастер класса, мы задействовали в работе мышцы пальцев рук, что неоспоримо приведет к положительному результату. Можно рекомендовать учителям начальной школы изучать пальчиковое вязание на уроках технологии или рамках внеурочной деятельности, как эффективный метод развития мелкой моторики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вязание, а точнее его разновидность, пальчиковое вязание – как вид прикладного искусства, помогает ребенку развивать не только внутренний мир, но и способствует развитию мелкой моторики. Что в свою очередь улучшает развитие мышления, памяти, внимания, способствует развитию речи, улучшает качество письма, что в наше время планшетов и компьютеров, катастрофически не хватает детям. Пальчиковое вязание, за счет тактильных и сенсорных свойств пряжи, улучшает психо-эмоциональное состояние ребенка. Очень важно, что в результате работы, ребенок получает продукт, то есть он видит результат своего труда, и он для него ощутим. Возможность подарить этот продукт, способствует развитию эмоциональной связи между ребенком и семьей.Возможность большого цветового выбора пряжи дает полет фантазии ребенка.Изучив научную литературу и проведя мастер класс мной были сделаны следующие выводы:

История возникновения вязания уходит далеко в прошлое.

Существует несколько способов вязания. Подробно в данной работе я рассмотрела только некоторые из них.

Вязание и в данном случае его способ – пальчиковое вязание.оказывает большое влияние на развитие моторики у детей.

Не все дети знают, что такое пальчиковое вязание.

Очень многие дети захотели заниматься пальчиковым вязанием дома.

Можно рекомендовать включение пальчикового вязания, как самый безопасный из всех способов вязания, для проведения уроков технологии или внеурочной деятельности, как эффективный метод развития мелкой моторики.

Основной вывод: результат данного проекта, может быть интересен учителям начальной школы, педагогам в коррекционных классах, преподавателям кружков, так как они могут внедрять пальчиковое вязание в школьную программу уроков технологии или внеурочной деятельности, для развития мелкой моторики детей, психо-эмоциональной разгрузки. Так же пальчиковое вязание очень понравилось моим одноклассникам, и они захотели продолжить этим заниматься дома.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Катарина Бусс. Вязание / Пер. с нем. Н. С. Козлова. — М.: нформационно-издательский дом «Профиздат», 2001

2.Фомичева Э. А. Начинаем вязать спицами и крючком: Кн. Для учащихся.— М.: Просвещение, 1991 г.

3.Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

4.Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Вязание#История

6.http://cpykami.ru/vyazanie-na-paltsah/

7.https://zen.yandex.ru/media/id/5c9e33ce62f2f200b38c6e26/kto-pridumal-viazanie-istoriia-zarojdeniia-samogo-populiarnogo-vida-rukodeliia-5ca3629ef4bebc00b35a47aa

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика

Просмотров работы: 2003