ВВЕДЕНИЕ
Однажды мы попали на мастер-класс по изготовлению картины из шерсти. Там мы узнали, что такое шерсть. Мы с удовольствием сделали картину из шерсти. Позже, беседуя между собой, мы выяснили, что все трое из нас заинтересовались изготовлением таких картин. Дома у каждой были сделаны свои работы. Мы решили объединиться и выполнить проектную работу. Долго думали, что же нам сделать вместе, чтобы это были не отдельные работы, а связанные общей идеей. Мы заканчиваем 4-й класс и решили, что сделаем подарок нашей учительнице на память. Подарок должен быть нужным, полезным в использовании и долговечным! Идеи были разные, но мы решили выбрать изготовление календаря. Находясь в классе, он всегда будет напоминать учителю о нас, а, главное, она будет им пользоваться не один год!
Актуальность
Валяние шерсти или фелтинг – это особая техника рукоделия, в процессе которой из валяной шерсти сухим или мокрым способом создаются плоские или объемные фигуры. Мы считаем эту тему актуальной, так как валяние шерсти сегодня является одним из самых распространенных видов рукодельного творчества. Простота и доступность сделали фелтинг очень популярным хобби, как у любителей, так и у профессиональных мастеров. С помощью известных техник, мы выполнили творческую работу из шерсти, постигли валяние как искусство и тем самым привлекли к этой теме внимание наших одноклассников.
История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние – одна из древних техник изготовления текстиля на Земле.
В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых и обрядовых изделий. Целью занятий по валянию является создание изделий из шерсти, развитие мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, развитие творческих сторон личности. Шерсть — очень душевный материал, мягкий, теплый, приятный на ощупь. Множество чистых сочных цветов и видов шерсти, разнообразие техник
дают потрясающие художественные эффекты. Каждый сможет самостоятельно создавать неповторимые вещицы, хранящие тепло рук, согревающие душу и тело. Процесс работы с шерстью очень увлекает, приносит удовольствие, радость, яркие позитивные эмоции и желание совершенствоваться.
Цель: создание изделия – календарь
Задачи:
Познакомиться с историей художественной обработки шерсти;
Изучить различные техники валяния;
Изготовить календарь из шерсти техникой сухого валяния.
Объект изучения: шерсть
Предмет изучения: техники валяния картины из шерсти.
Методы изучения:
Анализ литературы по теме работы;
изучение различных техник валяния из шерсти;
систематизация;
обобщение опыта.
План проведения исследования:
Постановка цели;
изучение теоретической части вопроса;
изготовление изделия (календарь);
подведение итогов и выводы.
1. Создание эскизов картин.
2. Подготовка необходимых материалов и инструментов
3. Изготовление отдельных элементов изделия.
4. Оформление и сборка изделия.
5. Крепление кармана для календаря на изделие.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
2.1 Теоретические исследования
Валяние шерсти - фелтинг (от англ. Felt - войлок, набивание) - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.
Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Самый знаменитый миф о первом валяном ковре связывают с Ноевым ковчегом. По прибытии Ноя на землю обнаружилось, что овцы во время путешествия роняли шерсть и топтали ее, так появился первый валяный ковер.
И значально для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать их состриженную шерсть для изготовления одежды.
В аляние войлока неразрывно связано с овцеводством. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода, служил одеждой и кровом, ярким произведением искусства. С древнейших времен войлоки научились декорировать, и способов украшения изобрели довольно много.
В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.
В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.
Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.
Д ля валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего берут овечью шерсть и верблюжью. Так же подходит шерсть и других животных.
Грубая (валеночная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.
Выбеленка - расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Она используется как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего окрашивания.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер - шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Она используется для декора и отделки изделий.
Техника валяния
Существует две основные техники – сухое и мокрое валяние.
Выбор техники зависит от того, какое изделие мы хотим сделать. В некоторых случаях необходимо использовать смешанную технику, соединяющую две основные.
Мокрое валяние. Выложенная слоями на целлофановой плёнке шерстяная картина смачивается мыльным раствором, растирается руками. Готовое полотно стирается, сушится и вставляется в рамку.
Сухое валяние. Шерсть слоями выкладывается на тканевую основу. Когда выложен фон, можно приступить к выкладке рисунка. Готовая картина накрывается стеклом и вставляется в рамку.
В своей работе мы использовали технику сухого валяния.
Материалы и инструменты: шерсть разных цветов, пинцет, игла для валяния, тонкий фетр (или лист из нетканого материала), ножницы, рама со стеклом и картон.
Организация рабочего места и охрана труда.
Рабочее место - за столом, где светло и удобно, чтобы все инструменты были рядом.
Правила обращения с ножницами.
Храни ножницы в чехле, в определённом положении.
При работе внимательно следи за направлением резания.
Не работай с тупым инструментом и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держи ножницы лезвиями вверх и не оставляй с открытыми лезвиями.
Передавай ножницы товарищу кольцами вперёд.
Не режь ножницами на ходу.
Санитарно-гигиенические требования
Перед началом работы необходимо вымыть руки.
Источник света должен находиться слева.
Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых.
Во время работы делать разминку для рук, глаз и спины.
М етоды работы с шерстью.
В работе мы использовали следующие методы работы с шерстью.
Создание картин «Зима» и « Ночь»
Прежде чем приступить к работе, я повторила технику безопасности и санитарно – гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе.
Изучив теоретическую информацию о «Шерстяной акварели», я составила план работы для создания своих картин.
Картина «Зима»
1. Просмотрев много картин, посвященных зиме, я решила изобразить сидящего на еловой веточке снегиря и деревянный домик в снежном лесу.
2. С помощью карандаша я нарисовала эскиз будущей картины, а, чтобы выбрать цветовую гамму работы, я решила раскрасить ее при помощи акварели.
3. Выбрала инструменты и оборудование и организовала рабочее место.
4. Для создания картины я использовала следующие методы работы с шерстью: вытягивание, щипание, отрывание, скручивание, настригание, смешивание цветов, жгутик, паутинка.
5. Последовательность изготовления картины.
Д ля основы своей картины я взяла картон от рамы и тонкий фетр, выложила первый слой сливером. Методом щипания я выложила линию горизонта голубой шерстью. Ниже линии горизонта выложила сугробы белой и светло-голубой шерстью, а, чтобы показать, что одни сугробы находятся дальше других, я использовала шерсть более темного оттенка. Выше появилось зимнее небо, выложенное фиолетовой, белой, лиловой, голубой и синей шерстью.
Затем, с помощью коричневой, черной, желтой, белой и голубой шерсти выложила домик с трубой и снегом на крыше.
Выщипывая нити и затем скручивая их, я выложила стволы и ветви деревьев бордовой, коричневой, черной шерстью.
Я выложила ёлочки зеленой, черной и синей шерстью при помощи методов вытягивания, смешивания и скручивания, а также используя технику настригания и пинцет.
Далее я приступила к выкладыванию снегиря.
М етодами вытягивания и щипания были выложены грудка, голова, крыло и хвост, при этом использовалась черная, красная и белая шерсть. С помощью пинцета и иглы оформила глаз птицы.
Выщипывая и смешивая нити зеленой, синей и черной шерсти, а затем скручивая их, выложила методом настригания с помощью пинцета еловую ветвь, на которой сидит снегирь.
Д алее изобразила снежинки на всех элементах картины, используя белую шерсть и технику настригания. По окончании выкладки картины оформила ее в раму.
Картину «Ночь» я выполняла по тому же плану, что и картину «Зима».
Более подробно процесс создания картины можно увидеть в технологической карте (Приложение 1).
Слой за слоем, цвет за цветом родились мои картины. Я очень довольна результатом, работать было несложно, однако выкладывание снегиря и домика мне показалось самым трудным. Над своими картинами я работала в течение 7 дней ежедневно по 3 часа (всего 21 час).
Создание картин « День» и « Лето»
К артина «День»
Рисую эскиз.
Готовлю рабочую поверхность – вырезаю по размерам фетр.
Из шерсти светло-зеленого цвета способом вытягивания и скручивания отмечаю линию горизонта.
В ыкладываю фон картины: голубое небо и светло-зеленую траву, способом вытягивания накладываю вдоль листа. Методом нарезания формирую мелкую траву.
Методом вытягивания и скручивания делаю ствол дерева и ветки дерева из коричневой шерсти. Крону и плоды дерева делаю методом нарезки, выкладываю солнце, методом вытягивания, скручивания, смешивая желтый и оранжевый цвета.
П одрезаем края работы по размеру. Накладываем стекло и раму, закрепляем кляймеры.
К артину «Лето» я выполняла по такому же плану. Начала с эскиза и шаг за шагом, нить за нитью, цвет за цветом рождалась моя картина. Подробное описание можно найти в приложении 2.
Процесс создания мне очень понравился, картины получились красивыми. Над ними я работала в течение 10 дней ежедневно по 2 часа (всего 20 часов).
Создание картин «Весна» и «Осень»
Прежде чем приступить к работе, я повторила технику безопасности и санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать в работе.
Изучив теоретическую информацию о «Шерстяной акварели» и составив план, я приступила к работе.
Картина «Осень»
Р ассмотрев много картин по теме осень, я решила изобразить осенний парк, с одинокой лавочкой и фонарем.
С помощью карандаша я нарисовала эскиз и раскрасила картину акварелью.
П оследовательность изготовления картины
П од основу своей картины я взяла картон от рамы и тонкий фетр. Выложила первый слой сливером. Методом щипания я выложила линию горизонта темно-зеленой шерстью.
Ниже линии горизонта выложила почву и опавшую листву, а выше появилось осеннее небо, выложенное серой, фиолетовой и синей шерстью и оранжевый фон для расположения деревьев парка.
Выщипывая нити и, затем скручивая их, я выложила стволы деревьев, методом настригания и с помощью иглы оформила кроны осенних деревьев, используя желтую, красную, оранжевую и зеленоватую шерсть. Используя серую, коричневую и белую шерсть, оформила дорожку парка. А из черной и белой шерсти выложила скамейку и фонарь. Далее изобразила опавшую листву.
П о окончании выкладки картины, оформила её в раму.
К артину «Весна» я выполняла по такому же плану. За основу брала нетканый материал, на нем отлично держится рисунок. Шерсть использовала цветов ранней весны: светло-зеленую, желтую, серо-голубую и другие оттенки. Более подробно процесс создания картины можно увидеть в технологической карте (Приложение 3)
Результат меня очень порадовал, работать было легко, однако выкладывание скамейки мне показалось самым сложным. Над моими картинами я работала в течение 7 дней, ежедневно по 3 часа (всего 21 час).
Оформление общего панно «Календарь. Времена года»
После изготовления отдельных элементов общего панно, наступил этап окончательной сборки проектного изделия, а именно календаря « Времена года».
Работали по следующему плану:
Мы взяли готовую раму размером 50x70, отогнули кляймеры, извлекли стекло и картонное основание. На основание мы выложили фетр для основы.
М ы извлекли свои картины из маленьких рамок и стали размещать их на общем панно.
Оформили переходы между отдельными элементами панно, выровняли по размеру.
Взяли стекло и аккуратно накрыли наше панно, чтобы не повредить и не сместить картинки. Плотно прижали его к основанию, совмещая с основанием.
С помощью учителя, поместили наше панно в раму и зафиксировали её кляймерами.
Д ля крепления календаря к нашему панно, мы использовали плотную папку, формата А-4, двусторонний скотч и ножницы. Проклеив скотчем по периметру папки, мы аккуратно поместили её на специально выделенное место на панно поверх стекла. Таким образом мы получили календарь, который можно обновлять каждый год. В готовый кармашек мы поместили календарь, предварительно распечатанный на принтере.
Экономическое обоснование
Стоимость одного элемента общего панно представлена в таблице.
№ п/п |
Наименование используемых материалов |
Цена в рублях |
Расход материалов на изделие |
Затраты на материал в рублях |
Фетр |
60 |
1 штука |
60 |
|
Рама |
100 |
1 штука |
100 |
|
Сливер |
130 |
10 часть мотка |
13 |
|
Шерсть |
по124 |
Ч ерная Коричневая Белая Оранжевая Желтая Голубая 1/10 часть Синяя Зеленая Терракотовая Красная |
124 |
|
Итого |
297 рублей |
Общая стоимость изделия вычисляется как сумма стоимости шести элементов общего панно, рамы 50x70,фетра для основы, паки для крепления календаря и двустороннего скотча.
297x6+549+188+85+25=2629 рублей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод. Самооценка проектного изделия.
Проектная работа позволяет сделать вывод о том, что валяние шерсти - это доступная техника для создания интересных и неповторимых вещей.
После выполнения работы можно сделать следующие выводы: работа получилась красивой, оригинальной, а главное индивидуальной. Работали над нашим календарем с большим желанием. Шерстяная акварель показалась нам занимательной и интересной. А подарок получился оригинальным и эксклюзивным. Наш календарь «Времена года» имеет практическую ценность, дарит красоту, вызывает радость и восхищение у людей. А так как мы сделали возможным менять содержимое кармашка, то панно может служить не только, как календарь, но и доска объявлений, планер. Изделия из шерсти выглядят оригинально, приемы работы с ней просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Валяние шерсти очень полезно: развивается мелкая моторика, фантазия, учит упорству и старанию, развивает аккуратность.
Цель, поставленная вначале работы, была достигнута.
С проектом мы выступили перед одноклассниками. Их заинтересовала наша работа. Некоторые из них уже работают над картинами. Мы надеемся, что благодаря рукоделию наши одноклассники станут внимательнее и усидчивее. И эти качества помогут им в учебе.
В дальнейшем мы хотим освоить технику мокрого валяния шерсти.
Список литературы
Кокарева И.А. Живописный войлок: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: ПРЕСС КНИГА. – 120 с.: ил.
Шинковская К.А. Вещицы из войлока. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 96 с.
Журналы «Рукоделие» за 2012 г.
http://www.inmoment.ru/beauty/fashion/how-carry-scarf.html
http://fashiony.ru/page.php?id_n=23697
http://www.nogtiki.com/ru/news/2009/09/29/10064.html
Приложение №1
Технологическая карта изготовления панно «Ночь»
№ п/п |
Название операции |
Описание операции |
Рисунок или фото |
Инструменты и приспособления |
1. |
Рисуем эскиз |
Эскиз выполняется карандашом, а затем акварелью |
Бумага, карандаш, акварель, кисть, ластик |
|
2. |
Готовим рабочую поверхность для панно |
На раме отгибаем кляймеры, рамку и стекло убираем в сторону. На картон накладываем подложку – флизелин, для «удерживания» на себе волокон шерсти. Рабочая поверхность готова |
Рама, картон, флизелин |
|
3. |
Выкладывание заднего плана картины – ночного неба. |
Формирование заднего плана картины производим методом вытягивания, щипания,паутинки, смешивания волокон шерсти необходимых цветов. Начинаем от более темного к более светлому оттенку. Прижимаем стеклом от рамы |
Шерсть разных оттенков ночного неба. |
|
4. |
Выкладывание стволов деревьев. |
Используя технику вытягивания, отрывания и жгутик формируем стволы и ветви деревьев. При помощи пинцета размещаем объект на панно. |
Шерсть черная, белая, пинцет. |
|
5. |
Выкладывание кроны деревьев. |
Используя технику вытягивания, отрывания, смешивания и метод настригания и скручивания формируем листья и располагаем их на панно, помогая себе пинцетом. |
Шерсть чёрная, зелёная, ножницы пинцет. |
|
6. |
Выкладывание травы. |
Используя технику вытягивания, отрывания, смешивания и метод скручивания и настригания располагаем с помощью пинцета траву в нижней части панно. |
Шерсть чёрная, зелёная, ножницы, пинцет. |
|
7. |
Изготовление и выкладывание луны. |
Используя метод сухого валяния, технику смешивания, щипания, паутинки и жгутик формируем круглую луну. Располагаем её на панно. |
Шерсть белая, желтая, голубая, синяя, лиловая,фиолетовая, пинцет. |
|
8. |
Выкладывание звёзд на небе. |
Используя технику вытягивания, отрывания, смешивания и метод скручивания и настригания, располагаем с помощью пинцета звёзды на панно. |
Шерсть белая, жёлтая, голубая, ножницы, пинцет. |
|
9. |
Подготовка панно для оформления в раму. |
Подрезаем основу работы по размеру. Накладываем стекло и раму, закрепляем кляймеры. |
Ножницы, стекло, рама, кляймеры. |
Приложение 2
Технологическая карта изготовления панно «Лето»
№ п/п |
Название операции |
Описание операции |
Фото |
Инструменты и приспособления |
1 |
Рисуем эскиз |
Эскиз выполняется цветными карандашами |
Бумага, цветные карандаши, ластик |
|
2 |
Готовим рабочую поверхность для панно |
Берем тонкий фетр, для «удерживания» на себе волокон шерсти, обрезаем его по размеру. Рабочая поверхность готова |
Фетр, линейка, ножницы, карандаш |
|
Отмечаем линию горизонта. Выкладывание фона |
Линию горизонта выкладываем тонкими скрученными полосками шерсти. Выкладываем небо и траву, заполняя всю площадь в любом направлении. Прижимаем стеклом. |
Основа и шерсть голубая и светло-зеленая, белая. Стекло от рамы. |
||
4 |
Выкладывание переднего плана картины |
Формирование переднего плана картины производим методом вытягивания волокон шерсти необходимых цветов. |
Шерсть зеленого цвета. Стекло от рамы. |
|
5 |
Делаем дом |
Намечаем тонкими полосками контур и выкладываем стены и крышу дома методом вытягивания, неарезки, скручивания заполняем цветом. |
Шерсть светло-коричневая, сиреневая, пинцет, ножницы. |
|
6 |
Кустарники |
Темно-зеленой шерстью методом настригания делаем кустарники, коричневым землю |
Шерсть темно-зеленая, пинцет, ножницы |
|
8 |
Делаем забор |
Методом вытягивания и скручивания |
Шерсть черная и темно-коричневая, ножницы, пинцет |
|
9 |
Стволы деревьев и кроны |
Используя технику вытягивания и скручивания, формируем стволы и ветви деревьев. Методом нарезки делаем крону зеленым цветом. |
Шерсть коричневая, черная, белая, зеленая, ножницы, пинцет |
|
10 |
Цветы и трава |
Используя метод нарезки, формируем цветы и травинки |
Шерсть голубая, фиолетовая, розовая, зеленая, ножницы, пинцет |
|
11 |
Делаем птиц |
Методом вытягивания, скручивания отрезая полоски нужной длины |
Шерсть черного цвета, ножницы, пинцет |
|
12 |
Оформляем в раму |
Подрезаем края работы по размеру. Накладываем стекло и раму, закрепляем кляймеры. |
Ножницы, стекло, рама, кляймеры |
Приложение 3
Технологическая карта изготовления панно «Весна»
№ п/п |
Название операции |
Описание операции |
Фото |
Инструменты и приспособления |
1 |
Рисуем эскиз |
Эскиз выполняется карандашом |
Бумага, карандаш, ластик |
|
2 |
Готовим рабочую поверхность для панно |
На раме отгибаем кляймеры, рамку и стекло убираем в сторону. На картон накладываем подложку – нетканый материал. Рабочая поверхность готова |
Рама, картон, нетканый материал |
|
3 |
Выкладывание первого слоя работы – сливера. |
На подготовленную поверхность выкладываем сливер, равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. Прижимаем стеклом от рамы |
Основа (см. п. 2) и сливер, стекло от рамы. |
|
4 |
Выкладывание заднего плана картины |
Фотрмирование заднего плана картины производим методом вытягивания, щипания, смешивания волокон шерсти необходимых цветов. Начинаем от более темного к более светлому оттенку. |
Шерсть разных оттенков осени (коричневая, оранжевая, желтая, серая, синяя, голубая, белая). Стекло от рамы. |
|
5 |
Выкладывание стволов деревьев |
Используя технику вытягивания, отрывания и жгутик формируем стволы и ветви деревьев. При помощи иглы размещаем объект на панно. |
Шерсть коричневая, черная. Игла для валяния №70 |
|
6 |
Крона деревьев, листья на деревьях и цветы |
Методом настригания и скручивания формируем листья, цветы и располагаем их на панно, помогая себе иглой и пинцетом |
Шерсть, ножницы, пинцет, игла для валяния. |
|
7 |
Изготовление скворечника и птиц |
Используя метод вытягивания, формируем скворечник и птиц. |
Шерсть, ножницы, губка, игла для валяния №70. |
|
8 |
Подготовка панно для оформления в раму |
Подрезаем основу работы по размеру. Накладываем стекло и раму, закрепляем кляймеры. |
Ножницы, стекло, рама, кляймеры |