Влияние состава холодного фарфора на качество изделий

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние состава холодного фарфора на качество изделий

Талыпа К.И. 1
1МКОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа"
Талыпа И.В. 1
1МКОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Занятия творчеством предполагают работу с разного рода материалами. При лепке помимо глины можно использовать пластилин, который в современных магазинах представлен в огромном ассортименте. Но меня заинтересовал материал, который получил название «холодный фарфор». Это очень пластичный состав, нежный, податливый и доступный для лепки. Часто из холодного фарфора изготавливаются цветы и мелкие детали, требующие тщательной проработки. Работать с ним совершенно безопасно, при этом совсем не обязательно обладать особыми навыками и познаниями – такое творчество под силу даже маленькому ребенку. Вам не нужно искать в магазинах что-то особенное для  создания уникального украшения или другой вещицы своими руками. Приготовить холодный фарфор можно и в домашних условиях.

Цель: выяснить, какие рецепты приготовления холодного фарфора позволяют приготовить массу с наилучшими качествами (пластичность, податливость, дешевизна и др.)

Объект исследования: изделия из холодного фарфора

Предмет исследования: качество изделий из фарфора

Задачи:

Проанализировать литературу по проблеме

Провести эксперименты по изготовлению изделий из холодного фарфора, приготовленного по различным рецептам.

Предложить наиболее приемлемые способы приготовления холодного фарфора.

Методы

Теоретические (поиск информации в Интернете и библиотеке)

Практические (проведение эксперимента, изготовление изделий)

2.Обзор литературы

2.1. История появления фарфора

Китай подарил миру много открытий. К более значимым его достижениям можно отнести появление шелковых тканей, компасов, пороха, бумаги и, конечно, фарфора. Один китайский поэт IX века написал о фарфоре: «Звонкий, как нефрит, и превосходящий блеском иней и снег». Да, действительно, настоящий фарфор бел и благороден, к тому же практически не стареет. И если просмотреть всю историю, то этот белый, пластичный материал проделал очень длинный путь. Изначально были просто глиняные предметы для обихода, затем керамика, художественный фаянс и, наконец, фарфор. Первое время изделия не расписывались и не декорировались, так как ценность их заключалась в другом. Они были небесно-белого цвета, звонкие, чрезвычайно тонкие с прозрачной глазурью

В России керамика известна с X века. У деревни Гнездово, Смоленской губернии, были обнаружены обломки двух тарелок и кружки из белой глины. Как они там оказались, остается и по сей день тайной. А само производство русского фарфора и его расцвет пришелся на XVIII век. Правда, вначале, сам материал больше походил на фаянс в силу своих технических характеристик.

Этапы развития фарфоровой индустрии в России прошли разный путь. В 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым в Москве был открыт первый фаянсовый завод. Продукция его славилась массивными формами и росписью по глазури. Изделия были толстостенные, беловато-кремового цвета и без характерного «фарфорового» звона.

В 1752 году молодой ученый Дмитрий Виноградов, бывший сокурсник Михаила Ломоносова, изобрел свой «рецепт» фарфора, который ничем не уступал саксонскому. Первое фарфоровое изделие было в виде чашечки, украшенной виноградной лозой. Ценность этого изобретения заключалась в том, что фарфоровый материал производился полностью из русского сырья.

В 1765 году Екатерина II отдает приказ переименовать Порцелиновую мануфактуру (занимающуюся изготовлением фарфоровых пуговиц, чашек, табакерок и прочее) в Императорский фарфоровый завод.

2.2. История появления холодного фарфора

Еще в первые годы 19 века появились первые изделия из этого материала. Известны сведения о русском мастере Петре Иванове, который трудился на императорском заводе по изготовлению фарфора и в начале 19 века мастерил уникальные предметы из особого класса фарфора. Согласно документам Петербургского фарфорового завода, именно он сделал первые декоративные цветы из холодного фарфора, которые предназначались для украшения специальных флаконов духов, которые поставлялись императорской семье.

Существуют и более ранние факты, подтверждающие существование данного материала. Китайские трактаты о скульптуре и искусстве описывают множество разновидностей лепнины из холодного фарфора, однако называется он несколько иначе. Но его рецептура идентична той, которую применял Петр Иванов.

Но всё же, материал, более близкий по составу к современному, появился только в начале прошлого века в Аргентине. Там придумали смесь из кукурузного крахмала, масла и глицерина, которая стала использоваться для художественной лепки.

Вывод: Фарфор как материал для изготовления различных изделий появился очень давно, но история холодного фарфора не настолько длинная. Популярность этот материал получил только в последние годы.

3. Собственное исследование

3.1. Изучение различных рецептов и способов приготовления холодного фарфора.

В начале своего исследования мы изучили различные рецепты и способы приготовления холодного фарфора. Оказалось, что существуют рецепты, в которых материал готовится с варкой и без варки, на основе картофельного и кукурузного крахмала, с водой и без воды, с глицерином и без него. Мы нашли несколько наиболее популярных рецептов приготовления холодного фарфора и провели их сравнение.

Рецепт №1

Клей ПВА белый – 100 мл.

Крахмал – 100 мл.

Белый крем для рук – 1 ст. ложка

Лимонная кислота – 1 ст. ложка

Вазелиновое масло – 1 ст. ложка

Варить, пока не соберётся комочек

Рецепт №2

Крахмал – 150 гр.

Белый крем для рук – 1 ч. ложка

Глицерин – 1 ч. ложка

Вода – 100 мл.

Клей ПВА белый – 150 гр

Варить, пока не соберётся комочек

Рецепт №3

Клей ПВА белый – 2 ч.л.

Сода – 1 щепотка

Вазелин – 1 ст. ложка

Крахмал – 2 ст. ложки

Всё смешать, перед лепкой руки смазывать вазелином

3.1.1. Изучение влияния крахмала на качество холодного фарфора

Для этого мы использовали рецепт №2. Нам пришлось взять один рецепт потому, что рецептов с использование картофельного крахмала практически не встречается, но он наиболее доступен. По одному и тому же рецепту мы приготовили фарфор с использованием картофельного и кукурузного крахмала (Приложение 1). Значительной разницы в качестве изделий мы не увидели, но крахмал влияет на цвет массы. Это очень важно при окраске фарфора: масса с картофельным крахмалом искажает цвет.

Вывод: лучше использовать кукурузный крахмал.

3.1.2. Изучение влияния воды и глицерина на качество холодного фарфора

В данном случае мы взяли для сравнения рецепты №1 (без воды и без глицерина) и №2 (с водой и с глицерином). Все остальные ингредиенты (клей и крахмал) были одинаковые. В результате в первом случае получилась достаточно густая масса, которая быстро затвердела и стала непригодной для лепки. Во втором случае масса получилась эластичная, но слишком жидкая, плохо сохраняла форму (Приложение 2).

Вывод: воду использовать в данных рецептах нужно, но в меньшем объёме. Глицерин использовать необходимо.

3.1.3. Изучение влияния клея ПВА на качество холодного фарфора

Для этого эксперимента мы взяли рецепт №2, только очень сильно уменьшили количество воды в нём (по результатам второго опыта). Рецепт №1 не содержит глицерин, поэтому мы сочли его неподходящим. Мы приготовили массу для холодного фарфора с использованием трёх видов клея: дешёвый клей без указания класса водостойкости (клей №1), клей ПВА Момент столяр универсальный с классом водостойкости D1 (клей №2) и клей ПВА Момент столяр супер с классом водостойкости D2 (клей №3) (Приложение 3).

При приготовлении фарфора в первом случае масса была пластичная, пригодная для лепки, но при высыхании изделия расслоились и рассыпались (Приложение 4). В третьем случае масса получалась рассыпчатая, мгновенно затвердевала (Приложение 5 ) Лепить из такой массы было невозможно. И только при использовании клея №2 масса получилась наиболее пригодная для лепки (Приложение 6)

Вывод: при приготовлении холодного фарфора лучше всего использовать клей ПВА Момент столяр универсальный с классом водостойкости D1.

3.1.4. Изучение качества холодного фарфора, приготовленного без варки.

По рецепту №3 мы приготовили холодный фарфор без варки. Масса получилась жидкая, мягкая и совершенно не пригодная для лепки (Приложение 7).

Вывод: массу лучше готовить по рецепту, предполагающему варку массы. Это придаёт фарфору пластичность, податливость.

3.1.5. Создание рецепта, наиболее пригодного для приготовления холодного фарфора.

Основываясь на проведённых опытах, мы пришли к выводу, что наиболее пригодным для приготовления холодного фарфора является рецепт №2, только приготовленный с меньшим количеством воды (около 20 мл) (Приложение 8).

Крахмал – 150 гр.

Белый крем для рук – 1 ч. ложка

Глицерин – 1 ч. ложка

Вода – 20 мл.

Клей ПВА белый – 150 гр

Варить, пока не соберётся комочек

3.2. Изготовление изделий

После того, как определились с рецептом, мы приступили к изготовлению изделий. Мы решили изготовить небольшую чашечку, панно в виде букета и цветок лотоса. Перед началом работы мы окрасили часть полученной массы различными колерами (краска, которая используется для добавки к извести при побелке) (Приложение 9).

3.2.1. Изготовление чашки.

Взять небольшой кусочек массы и как из пластилина вылепить чашку. Отдельно раскатать небольшой кусочек в «колбаску», свернуть в виде ручки чашки. После высыхания приклеить к чашке (Приложение 10).

3.2.2. Изготовление панно и цветка лотоса

Сначала необходимо взять массу разных расцветок и вылепить различные цветы и листья. Для этого масса раскатывается тонким слоем, затем ножом вырезаются лепестки и соединятся в цветок. После этого цветы на клей приклеиваются к рамке из-под фотографий. Панно готово (Приложение 11).

Аналогично изготавливается и цветок лотоса.

3.3. Выводы

Массу с наилучшими качествами позволяют приготовить рецепты, в состав которых практически не входит вода (или входит небольшое количество), приготовленные на основе кукурузного крахмала и клея ПВА с классом водостойкости D1. Кроме этого, массу необходимо варить. Это придаёт фарфору пластичность, податливость.

4. Заключение

В результате проведённой работы установлен рецепт, позволяющий приготовить фарфор с наилучшими качествами. Это рецепт, в состав которого практически не входит вода (или входит небольшое количество), приготовленные на основе кукурузного крахмала и клея ПВА с классом водостойкости D1.

В будущем мы планируем изучить влияние красителей на качество изделий из холодного фарфора.

Используемые источники

https://www.liveinternet.ru

https://www.remontbp.com

https://yandex.ru/images/search?text=история%20возникновения%20холодного%20фарфора&stype=image&lr=65&source=wiz

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

10

Просмотров работы: 88