Бронетехника Великой Отечественной войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бронетехника Великой Отечественной войны

Талыпа А.И. 1
1МКОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа"
Талыпа И.В. 1
1МКОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Годы войны и Победа все больше отдаляются от нас. Вот уже 75 лет минуло, как закончилась Великая Отечественная война, и народ вспоминает об этом времени, к сожалению, только 9 мая, зачастую не задумываясь о том, что Победу «ковали» конкретные люди. Мы не сможем прочувствовать и понять то, что пережили тогда миллионы советских граждан, но мы должны знать и помнить об этом страшном историческом событии и из уст в уста и передавать будущим поколениям память о том тяжелом и героическом времени. Тем более, что в современном мире забыли об ужасе фашизма. Из телевидения и СМИ сегодня мы зачастую слышим от отдельных членов мирового сообщества искаженную информацию, фальсификацию исторических фактов о войне 1941-1945 гг.  Наша задача, как граждан государства - победителя, сохранить для будущих поколений правдивую историю того времени, особенно, если она представлена в жизни конкретных людей, которые прошли все ужасы той войны.

В боях участвовали, конечно, в первую очередь люди, но и боевая техника тоже сыграла важную роль. Наши танки являлись и являются передовыми в военном деле. Но, к сожалению, сегодня много людей из всего разнообразия танков знают лишь единицы.

Цель: изучить технику Великой Отечественной войны и создать макеты этих боевых машин.

Задачи:

Изучить литературу по проблеме;

Провести анкетирование;

Создать макеты некоторых советских танков времен Второй Мировой войны.

Методы исследования: 1. Поиск информации в интернете и библиотеке

Анкетирование

Моделирование

Основная часть

Теоретические аспекты исследования

История танкостроения

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага. Однако ни одно оружие не было столь эффективным, как танк, совершенно новая боевая машина, родословная которой восходит отчасти к боевой колеснице, отчасти к защищенному доспехами боевому слону, а отчасти к механической боевой машине, порожденной умом Леонардо да Винчи. Немногие знают, что танк называли «лохань». Оказывается, для конспирации танки переправляли по железной дороге под видом цистерн. Британская контрразведка даже пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. Гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. С английского языка «tank» переводится, как бак, цистерна. Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражений еще первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка –гусеница –родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинкова -Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти. Во время Первой мировой войны ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев (1886–1922), сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю, как «танк Менделеева» и был разработан еще в 1911 году. Василий Дмитриевич, работая конструктором на судостроительном заводе, в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала бы сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу. 24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение. Проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Конструкция танка представляла собой коробчатый корпус с броней толщиной до 150 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Василий Дмитриевич предусмотрел в конструкции возможность перемещения по железной

дороге, используя двигатель машины. В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная башенка с пулемётом «Максим». Предполагалось, что танк будет оснащен орудием Коне, которое не имело в то время не разрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство. В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне [2].

Бронетехника, участвовавшая в Великой Отечественной войне.

Начало советскому танкостроению было положено осенью 1919 года. Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить выпуск отечественных танков по образцу французского «Рено» FT. В конце 1919 года трофейный танк, которому предстояло послужить образцом, привезли на Сормовский завод. Уже с августа 1920 года начался выпуск первых советских танков, разработанных на основе «Рено». Эти танки получили название «Борец за свободу товарищ Ленин» (легкий танк М) [1].

Первым же серийным танком СССР стал легкий танк МС-1 (Т-18), который был принят на вооружение летом 1927 года. В тридцатые годы основу советских танковых соединений составляли колесно-гусеничные танки БТ, имеющие для того времени высокие боевые и технические характеристики. Машины серии БТ были колесно-гусеничные, т.е. они могли передвигаться без гусениц, развивая скорость до 100 километров в час. Также был построен целый ряд разных опытных образцов. Так в течение тридцатых годов, проводилась экспериментальная установка на танки ракетного вооружения и даже противотанковых торпед. Опыт, полученный вовремя работы над этой бронетехникой, позволил подняться на новый, более качественный уровень. В 1938 году появился колесно-гусеничный прототип А-20 (БТ-20), а затем и полностью гусеничный танк А-32 (Т-32). После ходовых испытаний предпочтение было отдано гусеничному прототипу А-32, и он получил наименование –Т-34. Этому танку, созданному в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, и предстояло стать лучшим средним танком Второй мировой войны. Близкий друг Кошкина В. Васильев, который работал под его руководством в группе проектирования, где рождался Т-34, говорил: «Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели –создать принципиально новый, небывалый в мире танк». Когда Кошкин разрабатывал эту машину он говорил: «Ребята, поменьше сложностей. Делайте все так, чтобы машина была доступна любому механику» [1].

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам, перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом. [1]

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор проделал на своем танке. Он был полон творческих планов. Однако, осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре 1940 года. Коллеги Кошкина говорили о нем: «Михаил Ильич Кошкин был беспредельно скромным человеком. Он жил для людей и погиб ради жизни на земле. Кошкин умело руководил большим коллективом умных и преданных делу людей, делу всей его жизни. И всегда говорил: «делаем вместе». Кошкин не дожил до начала войны и поэтому не стал свидетелем колоссальной популярности своего танка. Единственной при жизни ему наградой был: «Орден Красной Звезды», боевой орден еще в мирное время за личный вклад в дело обороноспособности страны. Он совершил триумф в истории советского танкостроения. Позже Гитлер объявит его своим личным врагом.

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка. «Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение –ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И.С. Конев)

Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года. За годы войны танк Т-34 стал любимцем танкистов. Вся страна помогала производству «тридцатьчетверок», еще на пяти заводах наладили выпуск «чудо-машин», а на Сталинградском тракторном заводе продолжался выпуск Т-34 даже во вражеском окружении. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков. [1]

Еще один советский танк, про который наверно мало кто знает - Т-35. Не смотря на схожее с танком Т-34 название, он отличается кардинально. Это тяжелый танк прорыва, имевший общий вес 58 тонн, выпускался серийно с 1934 года под названием Т-35А. Также, отличительной особенностью этого танка является наличие 5 башен. Основная башня была снабжена пушкой КТ-28. Две башни поменьше снабжались 45мм пушкой 20К. А в остальные две башенки устанавливались тяжелые пулеметы. Его экипаж состоял из 11 человек! 58 тонн советской стали на себе передвигал V- образный 12 цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения двигатель М-17Л, мощностью 500л.с., дававший скорость 28 км/ч по шоссе и 14 по грунтовой дороге. Создателем этой могущественной машины является конструктор Николай Всеволодович Барыков.

В Красной Армии было место и противотанковым установкам, например, тяжелая противотанковая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152. Ее 152 мм (15см) орудие стреляло боеприпасами, начиненными 40 килограммами взрывчатки, которые при попадании разрезали броню и уничтожали все, что находилось внутри танка. За это наши солдаты прозвали ее «Зверобой». А немцы в свою очередь прозвали ее «Консервный нож». Всего было выпущено 2825 штук. Производилась она с 1943 года до 1947. Но после войны она не утратила свою актуальность, ведь в 1986 году она применялась для ликвидации аварии на Чернобыльской Атомной Электростанции. Своими снарядами она пробивала стены 4-го энергоблока, чтобы солдаты могли пройти внутрь. Ее V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизельный двигатель, мощностью 520 л.с, позволял разогнаться до 40 км ч по шоссе и до 20 км ч по полевой дороге.

В 1944 правительство СССР задумалось о создании нового танка на базе Т-34-85. В итоге, под руководством Александра Александровича Морозова, получился танк Т-44. А модификация, которую рассмотрим мы, отличается от обычного Т-44 наличием бортовых противокумулятивных экранов. А остальные характеристики остались прежними. Боевая масса составляла 31,8 тонну, нес эту тяжесть на себе 500л.с двигатель В-44, который позволял развивать скорость 60 км ч по шоссе и 30 км ч по полю. Также, танк снабжался пушкой 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года, боекомплект которой составлял 58 снарядов. Всего таких машин было выпущено около 2 тысяч единиц. [1]

Еще одним тяжелым танком был ИС-3. Хоть он и не принимал участие во множестве боев, как например, Т - 34, но он тоже сыграл свою роль в Победе. Отличительной его особенностью от предшественников (ИС-1 и ИС-2) является видоизмененная броня во лбу. Дело в том, что она представлена 3 бронелистами. 2 из них соединялись в верхней части лба, а 1 приваривался снизу. За это танк получил название «Щучий нос». Такое удачное расположение бронелистов дало улучшенное бронирование, при относительно небольшой массе для тяжелого танка (49 тонн). Двигал его 520 л.с двигатель В-54К-ИС. Танк был снабжен 122-мм пушкой Д-25Т образца 1943 г. Боекомплект его состоял из 28 снарядов. Выпускался с 1945 по 1946 год, но применялся вплоть до 1973 года. За это время было выпущено 2311 единиц.

Еще одной самоходкой была машина Су-100. К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал “Уралмашзавод” [5].

Это легкий истребитель танков. Изготовлен на базе танка Т-34. Поэтому у них одинаковое количество катков. Боевая масса машины составляла 31,6 тонн. Двигал этот вес V-образный 12 цилиндровый двигатель. Он позволял разогнаться машине до 50 км/ч по шоссе и до 20 км/ч по грунтовой дороге. Кроме того, данная машина обладала хорошей маскировкой. Это связано с ее низким профилем. Курсовой пулемет на самоходку не устанавливался. На данные машины устанавливалась 100-мм. Пушка Д-10С обр. 1944 года. Серийно машина выпускалась с 1944 по 1956 год. Всего было выпущено 4976 единиц. [1]

Современная бронетехника

Т-90 является глубокой модернизацией Т-72Б, созданного в нижнетагильском конструкторском бюро в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина. В 1989 году танк был передан на испытания, которые прошли успешно.

Бронирование Т-72Б поздних серий (образца 1989 года) соответствовало данному уровню, а главным недостатком являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнем. Очень простой и надёжный прицельный комплекс 1А40-1 уже не обеспечивал современных требований, предъявляемых к танкам. Для увеличения огневой мощи танка планировалось установить на него новую систему управления огнем. Решением стало установка комплекса управления огнём 1А45 «Иртыш», отработанного на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т. Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» позволил увеличить дальность огня до 5000 м по целям, движущимся со скоростью до 70 км/час. В отличие от Т-72Б, Т-90 (Объект 188) мог стрелять ракетой на ходу со скоростью до 30 км/час. Впервые в мире на машине был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1. Разработчики защиты пришли к выводу, что самый лучший способ отражения «умных» боеприпасов — вообще не допускать их попадания.

Серийное производство танка началось в 1992 году. До конца 1992 года Уралвагонзавод выпустил 13 танков установочной серии. В 1992—1998 годах было выпущено около 120 танков Т-90 для ВС России. В связи со снижением финансирования вооружённых сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 танков Т-90С и 84 танка Т-90С в 2002 году, что дало возможность покупателю сформировать четыре танковых батальона. В 2004—2006 годах танк был существенно модернизирован и возобновилось его производство для ВС России под индексом Т-90А. В 2005 году Т-90А был официально принят на вооружение ВС России. Было выпущено 32 танка Т-90А образца 2004 года и 337 танков образца 2006 года, в том числе около 80 Т-90АК с 2004 по 2011 год [6].

Т-14 является первым в мире танком, реализующим в своём конструкторском замысле концепцию «сетецентрической войны», где Т-14 используется, прежде всего, как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ и танков Т-90 из сопровождения своего тактического звена. Для этого в Т-14 имеется круговой доплеровский радар с АФАР средней дальности, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360°, способные детектировать работу двигателей техники по выхлопу из ионизированного газа. Танк также способен запускать беспилотный аппарат разведки и целеуказания «Птеродактиль» с собственной обзорной РЛС и инфракрасным прицелом.

Т-14 является «стелс-танком» с кардинальным снижением видимости в инфракрасном, радио- и магнитном диапазоне, что сокращает дистанцию захвата цели ПТУРом.

Т-14 оборудован динамическим бронированием четвёртого поколения «Малахит», способным отражать с вероятностью более 95 % выстрелы из ручных противотанковых гранатомётов, а также разрушать современные подкалиберные противотанковые снаряды, даже пущенные в борт танка. Часть источников заявляет, что «Малахит» является первой в мире электродинамической броней с возможностью метания бронепластины в подлетающий боеприпас ещё до контакта с бронёй по данным РЛС «Афганита» или по собственного датчику магнитного поля подлетающего снаряда или ПТУР. Многослойное металлокерамическое лобовое бронирование танка эквивалентное 1 метру гомогенной металлической брони, которое, по мнению производителя, невозможно пробить существующими снарядами и противотанковыми ракетами.

Широкой публике Т-14 был представлен на параде Победы в 2015 году вместе с другими изделиями на базе «Арматы». В 2015 году изготовлена предсерийная партия из 20 танков.[6]

Вывод: в ходе изучения теоретических материалов по данной проблеме, истории танкостроения мы выяснили, что бронетехника, как военное вооружение появилась сравнительно недавно. Советский Союз, а теперь и Россия вписали славную страницу в историю мирового танкостроения.

Собственное исследование

Анкетирование

В ходе собственного исследования было проведено анкетирование. Было опрошено 40 человек.

Ребятам были предложены следующие вопросы:

1.Какие танки Великой Отечественной войны ты знаешь?

2.Какие исторические события, связанные с танками ты знаешь?

3.Какие фильмы и другие художественные произведения, связанные с танками, ты знаешь

4.Какие характеристики танков ты знаешь?

5.В каком году в России появился первый танк?

Анкетирование показало, что большинство ребят знают танки: "Т-34» - 25 человек, «Катюша» – 2 человека, «Т-40» - 1 человек, «КВ-1» - 1 человек и Т-26 и су-85б также по 1 человеку. Остальные затруднились ответить (Приложение 1)

Из известных дат, связанными с танками, только 24 человека (100%) написали, что танки участвовали в Великой Отечественной войне, и никто не назвал конкретные сражения. Остальные затруднились ответить.

На вопрос «Какие фильмы и другие художественные произведения, связанные с танками ты знаешь?» ученики ответили: «Т-34» - 24 человека. «Белый тигр» - 3 человека. Остальные затруднились ответить. (Приложение 2).

Из характеристик различных танков ученики нашей школы написали «Непробиваемость» - 1 человек. «Бронепробитие» - 1 человек, «Мощностьорудия» - также 1 человек. Остальные затруднились ответить

(Приложение 3)

На вопрос, когда появился первый танк, ребята ответили: 1931г – 1 человек, 1442г. – 1 человек и 1849 г. – 1 человек. При правильном ответе: 1911 год. Остальные затруднились ответить (Приложение 4).

Изготовление макетов бронетехники

Прежде чем приступить к созданию макетов, мы изучили основные характеристики тех образцов бронетехники, которые планировали изготовить. (Приложение 19) Для создания танка Т-34 нам понадобилось: бумажная развертка с танком (Приложение 16), клей, и канцелярский нож. Развёртку мы распечатали на листе формата А4 плотностью 170 гр./м2. При этом масштаб составил 1:50. Для начала, мы вырезали основу танка, или как ее называют «ванна корпуса». После чего начали детализировать ее (Приложение 6). На основу мы прикрепили башню, также заранее детализированную. Благодаря пенопластовой трубке, башня может поворачиваться на 360 градусов (Приложение 7). Самым сложным было изготовление подвески, а именно катков. Для каждого катка необходимо: 2 кружочка с нарисованным катком, а также соединительная полоса, для придания ширины катку. После чего, все 10 катков были приклеены к корпусу. Помимо основных катков, мы прикрепили «ленивец» и ведущее колесо (Приложение 8).

Аналогично мы изготовили и танк Т-44. (Приложение 20)

Для создания танка нам также понадобились: бумажная развертка (Приложение 17) с танком, клей, и канцелярский нож. Развёртку мы распечатали на листе формата А4 плотностью 170 гр./м2. При этом масштаб составил 1:50.

Мы вырезали и склеили основу, после чего на нее приклеили ходовую часть, а на нее бортовые экраны (Приложение 9). Катки для этого танка было делать легче, так как они были шире. Для каждого катка необходимо: 2 кружочка с нарисованным катком, а также соединительная полоса, для придания ширины катку. После чего, все 10 катков были приклеены к корпусу. Помимо основных катков, мы также приклеили дополнительные. На основу мы прикрепили башню. Благодаря пенопластовой трубке, башня может поворачиваться на 360 градусов. Во время сборки мы заметили, что башня очень схожа с башней танка т-34-85. Это и не удивительно, ведь танк т-44 разрабатывался на базе танка т-34-85 (Приложение 10).

Кардинально отличалась сборка танка Су-100. Основные характеристики приведены в приложении. (Приложение 21)

Для создания танка нам также понадобились: бумажная развертка (Приложение 18), клей, и канцелярский нож. В связи с особенностями устройства, отличался и процесс сборки данного макета. У данной самоходки отсутствует башня, что упрощает и усложняет процесс одновременно. Развёртку мы распечатали на листе формата А4 плотностью 170 гр./м2. При этом масштаб составил 1:50. Для начала, мы вырезали и склеили основу корпуса (Приложение 11). После чего мы приклеили плоскую деталь, которая будет недоступна для обзора. Она выполняет функцию соединения рубки и моторно-трансмиссонного отсека с корпусом. Далее мы приклеили крышку двигателя. На рубку мы присоединили командирскую башенку (Приложение 12). По бортам мы приклеили баки (Приложение 13). Сборка ходовой части ничем не отличалась от сборки ходовой танка Т-44 (Приложение 14). Т.к. обе модели были разработаны одной редакцией. После сборки корпуса и ходовой, мы приступили к сборке маски орудия и самого орудия (Приложение 12,15).

Вывод: Склеивать эти танки было очень интересно и увлекательно. Достоинства бумажных моделей перед, например, пластиковыми – доступность, дешевизна и разнообразие разверток. Такая работа позволяет расширять кругозор, развивать мелкую моторику. Впоследствии такое увлечение может превратиться в хобби.

Заключение

В результате проведенной работы мы установили, что большинство ребят не только не владеют информацией о характеристиках бронетехники ВОВ, но и не знают фильмы и другие произведения, связанные с этой темой. В ходе изучения специальной литературы было установлено, что помимо тех танков, которые называли ребята нашей школы, существовало очень много других достойных видов и типов бронетехники, которые также сыграли важную роль в приближении Победы.

Работа по созданию макетов бронетехники очень полезна для собственного развития. Она позволяет узнать много нового, познакомиться с техникой Победы. Кроме этого, в результате проделанной работы появляется возможность увидеть наглядно макеты военной техники, которая принимала участие в боевых сражениях.

В будущем планируем продолжить работу в данном направлении и создать модели другой бронетехники. Кроме этого, мы планируем познакомить ребят с результатами исследования и разнообразием образцов военной бронетехники.

Список используемых источников

Бакурский В.А., Соломонов Б.В., Федосеев С.Л.«Оружие Победы», М, РОСМЭН, 2015

Военная история, №5 2018, «Разминка боем» Марк Альтшуллер

http://ww2history.ru/konstrukcia_tanka_t_34.html

http://ww2history.ru/arrangement_and_the_technical_solutions_in_the_tank_T_44.html

https://war-book.ru/su-100-samohodnaya-artillerijskaya-ustano-sssr/

wikipedia

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Характеристика танка Т-34

Танк Т-34 имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.
Отделение управления находилось в носовой части танка. В нем размещались сиденья водителя и стрелка-радиста, органы управления, контрольные приборы, пулемет ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция (первоначально устанавливалась не на всех танках), приборы наблюдения, два баллона со сжатым воздухом для запасного пуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности.
Боевое отделение находилось в средней части машины. В нем размещались сиденья командира танка (он же наводчик) и башенного стрелка (он же заряжающий). Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались вооружение, часть боекомплекта и приборы наблюдения. В крыше башни имелся люк (позже два люка) для посадки экипажа.

Моторное отделение располагалось за боевым отделением в средней части танка и отделялось от него сплошной перегородкой с люками, закрытыми съемными крышками. В моторном отделении были установлены двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака-радиатора, четыре аккумуляторных батареи. Двигатель располагался носком в сторону кормы; радиаторы — по обеим сторонам двигателя, параллельно продольной оси танка.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака.
КОРПУС танка представлял собой жесткую броневую коробку с продолговатой закругленной носовой частью и кормой. Корпус сваривался из катаных листов гомогенной брони. Для увеличения снарядостойкости верхняя часть обоих бортов делалась наклонной. Основные части корпуса—днище, носовая часть, борта, корма, крыша и поперечные перегородки.

Днище — основной скрепляющий элемент корпуса — состояло из передней и задней частей, соединенных встык сварным швом. Соединение усиливалось стальной балкой Т-образного сечения, являвшейся нижней частью каркаса моторной перегородки. Балка приваривалась и приклепывалась к днищу по обе стороны стыка. Толщина днища в передней части была больше, чем в задней. В днище имелись три люка, закрывавшиеся броневыми крышками, шесть отверстий с пробками и восемь вырезов, по четыре с каждого борта. В передней части днища возле сиденья стрелка-радиста имелся люк овальной формы для аварийного выхода экипажа из танка.

В моторном отделении на днище была укреплена подмоторная установка, состоявшая из двух поперечных кронштейнов, к которым 36 болтами привинчивались две параллельные рамы. На этих рамах устанавливался двигатель. Носовая часть корпуса состояла из передней балки, трех броневых листов, крышки люка водителя и броневого колпака пулемета.

Верхний лобовой лист корпуса имел в нижней части форму прямоугольника, в верхней — форму трапеции и приваривался встык к передней балке, бортовым листам, подкрылкам и подбашенному листу. На бронекорпусах, изготовленных Сталинградской судоверфью (завод №264) в 1942 году, верхний лобовой лист приваривался к бортовым листам с соединением в шип.

В листе было выштамповано углубление над головой водителя и имелись петли для крепления крышки люка и два основания для зеркальных перископических смотровых приборов. Приборы располагались под углом 60° к продольной оси танка. В верхней части крышки люка имелось основание для центрального зеркального перископического смотрового прибора.

Борта корпуса состояли из нижней и верхней частей, соединенных сваркой. Нижняя представляла собой вертикальный броневой лист, имевший пять отверстий для прохода осей балансиров, четыре выреза для цапф балансиров и пять кронштейнов с площадками для крепления резиновых буферов, ограничивавших поворот балансиров. В передней части вертикального бортового листа приваривался картер механизма натяжения гусениц, а в задней части — картер бортовой передачи. Верхняя часть борта представляла собой подкрылок с горизонтальным дном и наклонным бортовым листом. С внутренней стороны к бортам приваривались восемь коробов (по четыре с каждой стороны), в которых устанавливались наклонные пружинные подвески катков. В пространстве между коробами крепились баки для горючего и масла.

Корма корпуса состояла из верхнего наклонного листа, нижнего наклонного корытообразного листа и двух картеров бортовых передач. Верхний наклонный лист трапециевидной формы крепился петлями и винтами к нижнему и бортовым листам. В нем имелся четырехугольный люк.

Крыша над боевым отделением представляла собой броневой лист, в котором имелись большой круглый вырез для установки башни и четыре выреза для доступа к верхней части подвесок катков, закрытых сверху крышками. Крыша над моторным отделением состояла из среднего продольного листа с люком для доступа к двигателю, двух боковых листов над радиаторами, двух продольных листов жалюзи и колпаков над радиаторами.

Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух броневых листов над баками для топлива, двух броневых листов жалюзи, узкого концевого поперечного листа и сетки над крышей.

БАШНЯ сварная, овальной обтекаемой формы, устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением корпуса. В ее переднем лобовом листе имелись три выреза: центральный — для установки пушки; правый — для спаренного пулемета; левый — для телескопического прицела. В боковых листах башни были предусмотрены вырезы для приварки оснований смотровых приборов, а под ними — отверстия для стрельбы из револьвера.

В заднем листе ниши башни имелся люк для демонтажа пушки, его крышка крепилась четырьмя, а затем шестью болтами.

В крыше башни имелся люк трапециевидной формы, закрывавшийся откидной крышкой, в которой находились два отверстия: левое — для установки прибора кругового обзора; правое—для сигнализации. С осени 1941 года прибор кругового обзора не устанавливался, а его отверстие заваривалось. На танках выпуска 1942 года этого отверстия уже не было.

ВООРУЖЕНИЕ С февраля — марта 1941 года на Т-34 устанавливалась 76-мм пушка. В танках 1940—1942 года выпуска боекомплект состоял из 77 выстрелов, которые укладывались на полу боевого отделения и на его стенках. На полу танка устанавливались 20 высоких (на 3 выстрела) и 4 низких (на 2 выстрела) чемодана — всего 68 снарядов. На стенках боевого отделения размещались 9 выстрелов: на правой стороне — 3, в общей горизонтальной укладке и на левой — 6, в двух горизонтальных укладках — по 3 выстрела.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке Т-34 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм. Опорные катки, выпускавшиеся разными заводами, существенно отличались по конструкции и внешнему виду: литые или штампованные, с резиновыми бандажами или с внутренней амортизацией (летом 1942 года СТЗ выпускал катки вообще без амортизации). Подвеска индивидуальная, пружинная. Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. У танков ранних выпусков направляющие колеса были обрезинены. Гусеницы стальные, с литыми или штампованными траками. У танков ранних выпусков они состояли из 74 траков (37 гребневых и 37 плоских) шириной 550 мм. У машин выпуска 1942— 1943 годов гусеницы состояли из 72 траков шириной 500 мм. [3]

Приложение 20

Характеристика танка Т-44

При конструировании корпуса конструкторы танка отказались от надгусеничных ниш и перешли к корпусу прямоугольной формы в поперечном сечении. Корпус танка представлял собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов: лобовых, бортовых, кормовых, днища и крыши.

Носовая часть состояла из двух наклонных броневых листов, сваренных между собой и приваренных к днищу, крыше и бортам корпуса. Посредине верхнего лобового листа имелось отверстие для стрельбы из курсового пулемета, а слева вверху — смотровая щель механика-водителя. Снаружи к верхнему лобовому листу приварены два крюка с пружинными защелками для буксировки танка, скобы для защитной доски, скоба для укладки троса и кронштейны фар. Борта корпуса представляли собой вертикальные броневые листы, соединенные сваркой с носовым и кормовым листами, с днищем и крышей. Корма корпуса выполнена из верхнего откидного листа, кормового листа и нижнего штампованного листа. Верхний откидной лист опирается на борта корпуса и крепится к бонкам балки крыши пятью болтами. Днище танка состоит из трех листов, соединенных встык сварными швами, и приварено к бортам танка. В днище сделаны десять вырезов для вварки опор балансиров опорных катков и торсионных валов. Кроме того, в днище находятся три люка, закрываемые броневыми крышками, и семь отверстий. Люки предназначены для аварийной высадки экипажа, для доступа к двигателю и к тягам главного фрикциона. Крыша корпуса состоит из трех основных частей: подбашенного листа, крыши над мотором, крыши над трансмиссией. В подбашенном листе имеются: справа — люк для заправки передних топливных баков; слева — люк механика-водителя с вращающейся на шариковой опоре крышкой; сзади — вырез под погон башни. Крыша над мотором представляет собой съемный броневой лист, который крепится девятью болтами к поперечной балке моторной перегородки и к угольникам, приваренным к бортам корпуса. Конструкция корпуса Т-44 имела очень много преимуществ по сравнению с танком Т-34-85. Корпус танка стал короче на 30 мм и по высоте меньше на 300 мм. Уменьшение габаритов корпуса и отказ от надгусеничных ниш позволил снизить вес корпуса, значительно увеличив толщину лобовых деталей корпуса. В крышу башни вварена цилиндрической формы командирская наблюдательная башенка. Впереди наблюдательной башенки в крыше башни сделано отверстие с броневым оградительным кольцом для вывода антенны радиостанции, справа от башенки — люк для выхода и входа экипажа, закрываемый крышкой [4].

Приложение 21

Характеристика СУ-100

СУ-100 имела для своего времени классическую компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танковым переговорным устройством, передние топливные баки и часть инструментов и запасных частей.

Моторное отделение располагалось непосредственно за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. В нем размещались главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, там же находились два топливных бака и два инерциально-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков – 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.

Ходовая часть САУ аналогична ходовой части танка Т-34. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса устанавливалась 100мм пушка Д-10С. На ней имелись два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект – 33 выстрела унитарного заряжания.

Неподвижное бронирование пушки литое, сложной конфигурации, крепилось к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищалась подвижной броневой сферической маской. Броневой корпус СУ-100 представлял собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоял из днища, передней и задней частей, бортов и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Днище собиралось из четырех листов, соединенных сваркой и усиленных специальными накладками. В средней части днища справа находился люк аварийного выхода экипажа, крышка которого откидывалась вправо вниз. Передняя часть корпуса образовывалась верхним и нижнем наклонными бронелистами. Наклон верхней лобовой бронеплиты 50°. В нижнем лобовом листе справа- прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму гусеницы; в верхнем- вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя. В нижней части листа слева и справа приваривались два буксирных крюка.

Борт СУ-100 состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса. Верхний бортовой лист состоял из двух частей – передней и задней, причем последний лист устанавливался с большим наклоном, чем передний. К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных топливных баков и узлы крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, на которые устанавливались ящики для различных принадлежностей, по одному слева спереди и сзади справа.

Корма состояла из двух наклонных листов- верхнего откидного, в центре которого находился люк с крышкой, справа и слева от люка – вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры бортовых передач, два буксирных крюка и две петли крепления верхнего откидного бронелиста. В передней части крыши боевого отделения справа располагались командирская башенка, левее ее- колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа – в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя бронелистами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые- с окнами продольных жалюзи и тремя лючками для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого опорных катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой. [5]

30

Просмотров работы: 866