Совместная социально-значимая деятельность на уроках технологии и внеурочное время как форма патриотического воспитания подростков

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Совместная социально-значимая деятельность на уроках технологии и внеурочное время как форма патриотического воспитания подростков

Ловцевич С.О. 1Леонова В.А. 1Лызлова С.А. 1Лях Е.Д. 1
1МОУ СШ №128
Семенов В.Я. 1
1МОУ СШ №128
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В мае текущего года Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин в очередной раз подчеркнул, что «национальная идея России заключается в патриотизме»1. Безусловно, патриотизм является важнейшим качеством развитой личности и заниматься его воспитанием нужно с самого детства. В детском саду, а после и школе в нас воспитывают чувство гордости за свою Отчизну, формируют представления о ее героическом наследии. Мы знаем имена героев, помним их подвиги и чтим их память. Тем не менее, в своей речи Президент также подчеркнул, что патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым»2, нам кажется, что В.В. Путин вложил в эту фразу следующую мысль – патриотизм не является тем качеством, которое дано человеку от рождения и по мере взросления не претерпевает развития, а только «обрастает» предубеждениями. Напротив, патриотизм есть динамическое качество личности, которое развивается вместе с ней на протяжении всей жизни, а значит гордиться нужно не только славным прошлым, но и настоящим, устремляя взгляд в будущее. Более того, патриотизм не является целью развития личности, он выступает скорее ее необходимым качеством.

Уроки в школе включают в себя не только обучающие задачи, но и воспитательные моменты. Мы привыкли, что на предметах гуманитарного цикла к значимым героическим датам учителя готовят тематические уроки; мы помним, с какой гордостью педагоги-предметники точных наук сообщают об ученых – наших-соотечественниках; мы видим, как много в нашей стране спортсменов, которые тренировались в наших городах, на наших стадионах, а иногда и вместе с нашими учителями физической культуры. Словом, каждый школьный предмет вносит свою лепту в процесс формирования патриотизма учеников, кроме одного. И этот предмет – технология. Как ни странно, как мы ни старались, не смогли вспомнить, как в нас воспитывают патриотизм на уроках технологии. Безусловно, мы занимаемся оформлением кабинета, готовим поделки к значимым для нашей страны датам, однако, это все выступает прикладным процессом к чему-то более важному. Таким образом, возник ряд противоречий между:

необходимостью формирования патриотического воспитания не только с позиции учителя, но в процессе самоуправления внутри подросткового коллектива и отсутствием описанного плана действий;

наличием потенциально эффективных средств предмета «технология» в воспитании патриотизма и отсутствием методического обеспечения данного процесса;

организацией совместной социально-значимой деятельности подростков и недостаточная ориентация ее на патриотическое воспитание.

Противоречия обозначили проблему, заключающуюся в необходимости внедрения патриотического компонента в процесс социально-значимой деятельности подростков в рамках уроков технологии.

Учитель технологии был, конечно, не против – еще бы так вышло, что у нас же кадетский полицейский класс и технологию ведет как раз классный руководитель. Вместе с классным руководителем и одноклассниками каждый год мы посещаем новые города и часто прогуливаемся по различным паркам, особенно нам по душе парки-музеи под открытым небом. Обращая внимание на их устройство, мы стали постепенно выделять интересные идеи и технические находки для того, чтобы постараться повторить это на своем школьном участке. Кадетский класс и желание проверить возможность урока технологии в формировании патриотизма послужили выбором тематики парка – патриотическая. Мы изучили ряд исследований по теме нашей работы [2, 5, 9], сами опубликовали ряд статей совместно со своим классным руководителем [7, 8] и теперь готовы поделить основными значимыми результатами.

Таким образом, мы приблизились к формулировке темы исследования: «Совместная социально-значимая деятельность на уроках технологии и внеурочное время как форма патриотического воспитания подростков».

Объект исследования – социально-значимая деятельность (мы сосредоточили свое внимание на деятельности не с позиции педагога-наставника, а непосредственно внутри подросткового коллектива).

Предмет исследования – процесс патриотического воспитания внутри подросткового коллектива.

Цель исследования – определить особенности патриотического воспитания подростков путем вовлечения в процесс социально-значимой деятельности (с позиции самоуправления коллектива).

В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы задачи исследования:

1. Изучить типологию музейных парков.

2. Систематизировать информацию о героях-соотечественниках.

3. Увековечить память о героях в созданном музейном-парке.

Наш личный вклад заключается в следующем:

личным анализ и систематизация типов музейных парков, отражение их основных особенностей;

подбор и систематизация информации о героях, ее оформление в виде стендов;

непосредственное участие вместе с классным руководителем в создании музейного парка на территории нашей школы.

1. Типология музейных парков

Одними из форм воспитания патриотизма можно справедливо считать организованные экскурсии в различные музеи. Музей – это своеобразная сокровищница истории, которая хранит в себе то, что нужно беречь и помнить. Люди создают музеи не только ради памяти, музеи воспитывают и патриотизм подрастающего поколения. Самой массовой группой музеев в России считаются краеведческие музеи, а самой посещаемой – музейные парки.

Наш класс посетил множество музейных парков в различных городах:

в Верхней Пышме, находящейся в Свердловской области, располагается частный Музейный Комплекс УГМК. Он состоит из двух выставочных центров – военной и автомобильной техники, последний из которых находится непосредственно в здании, в отличие от другого. Данный музей называют ещё музеем «Боевой славы Урала». Его открыли на частные средства, как проект, помогающий сохранить память о подвигах солдат и воспитывающий патриотизм у молодого поколения. Во время нашей поездки в Екатеринбург в 2019 году мы не смогли не поехать туда. Наши ожидания были определённо оправданы.

Рисунок №1

не менее историческое место в Саратове – мемориальный комплекс Парк Победы на Соколовской горе, с которой открывается прекрасный вид на город. Этот парк-музей был основан в 1975 году, в честь 30 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Спустя 24 года в парке торжественно появился музей боевой славы, который представляет множество военной и сельскохозяйственной техники. В 2003 году открылось не менее интересное место – Национальная деревня народов Саратовской области, которая уютно объединила в себе настоящие дома, замки и юрты народов Саратовской области. Наш класс посетил это прекрасное место в октябре 2018 года и остался с незабываемыми воспоминаниями. Парк Победы излюблен как своими жителями, так и гостями, побывавшими там.

Рисунок №2

Пятиморск – всего лишь посёлок Волгоградской области, но это не лишило жителей возможности обустроить столь уникальный парк «История Государства Российского». Идея создания этого природно-исторического места зародилась у одного из жителей, которого позже поддержали остальные. Эта аллея поражает посетителей своей обширностью, не смотря на небольшую территорию Пятиморска. В феврале 2019 года мы посетили этот парк.

Рисунок №3

Казань - современный город, но это не значит, что он не уважает свою историю. В 143 километрах от Казани находится почти единственное место, в котором сохранились постройки времён Золотой Орды. Великий Булгар богат своей историей и не оставит никого равнодушным. Мы ездили с классом в Булгары в августе 2018 года и увидели всю его величавость своими глазами. Признаемся, что картинка с монитора компьютера не передаст вам всех тех эмоций и чувств, увиденных вживую.

Рисунок №4

Также наш 8 «а» класс им. Д.А. Маковкина посетил музейные комплексы, парки военной техники и исторические объекты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Волжском.

Рисунок №5

Наиболее понравившиеся формы представления героического наследия соотечественников мы решили представить на территории своей школы, в чем и заключалась основная задача нашей социально-значимой практической работы.

2. Систематизация информации о героях и их подвигах

Наш класс, как было сказано выше, является полицейским взводом. Служба полицейских наполнена опасностями и, конечно, не редки героические события, о которых мы должны помнить. Силами нашего класса и родителей мы решили создать на территории нашей школы музейный парк, посвященный памяти полицейским-героям, а также ветеранам Великой Отечественной войны – нашим соотечественникам, так как наш город является городом-героем. На сегодняшний момент нами собрана и систематизирована информация о следующих героях:

М.М. Головин. Головина Михаила Матвеевича Великая Отечественная война застала в части береговой обороны северного флота. В боях он участвовал с 26 июня 1942 года, во время военных действий через Мотавский залив был контужен. После лечения в госпитале пошёл в отряд морской пехоты, который позже был направлен на Закавказский фронт. Михаил участвовал в боях по обороне Кавказа на территории Кабарды и Осетии, был тяжело ранен 3 октября 1942 года. Михаил Матвеевич Головин был награждён рядом наград: Орден Красной звезды, Орден Отечественной войны, медаль «За Победу над Германией», медаль «За взятие Берлина», медаль «За отвагу». Кадеты 8 «а» класса поддерживают дружеские отношения с сыном героя – ребёнком военного Сталинграда, Юрием Михайловичем Головиным;

В.М. Адамишин. В 1995 году Виктор Михайлович Адамишин был отправлен в Чеченскую Республику для проведения специальных мероприятий по восстановлению конституционного порядка в составе сводного отряда ОМОНа МВД России. Рискуя жизнью, действуя решительно и смело, Виктор Адамишин сумел приблизиться к огневой точке боевиков и подавить её. Выходя из окружения последним, прикрывая отход товарищей огнём из автомата, Виктор Михайлович получил смертельное ранение.

А.А. Арефьев. Арефьев Алексей Анатольевич в составе группы воинов-десантников принимал участие в операции по эвакуации из Кабула персонала российского посольства и иностранных миссий в августе 1992 года. После загрузки один самолёт успел взлететь, но второй был подбит снарядом, только начав разбег. Арефьев участвовал в спасении раненых из огня, после чего десантники вели бой ещё сутки. Майор милиции Сергей Арефьев погиб в автомобильной катастрофе 27 июля 2005 года.

Л.В. Русских. Русских Леонид Валентинович в августе 1993 года проходил на службу в отдел внутренних дел Первомайского района города Новосибирска. 6 сентября 2002 года принимал участие в спецоперации в Итум-Калинском районе Чечни. При возвращении с операции УАЗ с милиционерами попал в засаду. Леонид был ранен, но открыл ответный огонь и выбил прикладом заклинившую от взрыва дверцу. Он, помогая покинуть горящий автомобиль раненым товарищам, получил осколочное ранение и позже погиб от пули снайпера;

Н.М. Нурбагандонов. Летом 2016 года Нурбагандонов Магомед Нурбагандович отдыхал с родственниками в лесу недалеко от села Сергокала. Утром к их палатке подошли пять вооружённых человек и в грубой форме стали будить отдыхающих. Нападавшие, назвавшиеся рекрутами «Исламского государства» (организация запрещена в РФ), снимали всё происходящее на камеру мобильного телефона. Просмотр оригинала видеозаписи позволил установить, что перед убийством Магомеда «рекруты» принуждали его призвать своих коллег уйти с работы, на что тот напротив просил работать всех усерднее;

Д.А. Маковкин. Полицейский, закрывший своим телом террориста смертника во время взрыва на вокзале в Волгограде. Из-за его поступка, никто из мирных жителей не пострадал. Погиб под Новый год за неделю до своей свадьбы. Наш класс носит почетное наименование «полицейский кадетский класс имени Д.А. Маковкина». Мы находимся в дружеских отношениях с семьей погибшего полицейского. Его мама – частный гость наших патриотических мероприятий;

А.Н. Дусев. Трагически погибший сотрудник милиции, в 2003 году в Ингушетии проводил специальную операцию по задержанию одного из организаторов серии террористических актов. Алексей Дусев был награжден орденом «Мужества» (посмертно).

3. Технология создания музейного парка на территории школы

Технология создания нашего музейного парка представлена в качестве ряда этапов.

Первый этап.Нами был закуплен и порезан на нужные отрезки металлический профиль (20х20), классный руководитель и заместитель директора по хозяйственной части при помощи электрической сварки придали нашим конструкциям форму.

Рисунок №6

Собранная информация о героях была аккуратно оформлена и перенесена на фронтлитовые плакаты, их мы распечатали в полиграфии. Плакаты были прикреплены к стендам и теперь каждый желающий мог подойти к ним, узнать о земляках, совершивших героический подвиг. Таким образом мы сделали первый, самый главный шаг к нашей цели. Жители микрорайона уже на этом этапе заинтересовались нашей идеей.

Рисунок №7

Второй этап. Убрав все сорняки, старые деревья, мелкий мусор, то есть всё, что позволяло выглядеть участку грязно и некрасиво, мы отобрали и высадили красивые цветы в клумбы. Территория приобрела по-настоящему опрятный и свежий вид, что не могло не радовать, как нас, так и проходящих мимо учеников и учителей. Дорожа созданным, мы из всех сил старались поддерживать вид парка, поливая растения летом, убирая пожухлую листву осенью, регулярно привнося в облик территории что-то новое.

Рисунок №8

На данном этапе создания парка-музея, мы поняли, что движемся в не совсем в правильном направлении, и приняли решение полностью избавиться от растительности, которая была в парке. Нам это далось не легко, но это требовала наша первоначальная задумка – дело в том, что растения на участке все были дикими и очень быстро разрастались в непроходимые кусты. И так, мы очистили нашу территорию практически полностью. И площадка под наш парк снова превратилась в огромную зону, на которой ведется новое строительство.

Рисунок №9

Но территория пустовала недолго, вскоре вместо сорящих семенами ясеней и вязов появились благородные клены и березы, саженцы которых мы приобрели на ближайшей садово-парковой базе.

Третий этап. Мы решили озаботиться о сохранении данного этапа создания парка. Для этого на стены школы по бокам от нашего парка были установлены камеры. Видео с них отображается на небольших мониторах, расположенных в нашем классе. Часто гости нашего класса и участка удивляются нашему стремлению, дают полезные советы, наставления и, что не мало важно, предлагают помощь. Это подталкивает нас действовать дальше, поднимать планку всё выше.

Рисунок №10

Четвертый этап. Дождавшись наступление весны, мы стали разрабатывать план о дальнейших изменениях и улучшениях парка. Он включал в себя увеличение количества памятных стендов, создание газона и пешеходных дорожек. И начался самый затяжной и трудный этап строительства нашего парка – укладка брусчатки. Наш классный руководитель, мальчики, не жалея сил копали траншеи и заполняли их сначала щебнем, а затем песком.

Рисунок №11

Серьезно наши планы изменило введение обязательной самоизоляции, которая началась вначале апреля. Классный руководитель остался один на один с дорожками, а мы принялись описывать предыдущие этапы, находясь по домам в одиночестве. На сегодняшний день установлена ночная подсветка и посеян газон, однако, работы над нашим парком предстоит еще очень много.

Рисунок №12

Само создание музейного парка не является каким-то вынужденным занятием, которое было запланировано классным руководителем или администрацией школы – это наша инициатива. Мы хотим, чтобы люди знали своих героев-земляков, уважали и передавали их истории из поколения в поколение, дабы память о них всегда жила. В наше время очень трудно будет преодолеть такой путь, но наши старания обязательно дадут результаты. В наших целях стоит сохранение памяти героев и прививание гражданского патриотизма ученикам нашей школы. Мы собираемся улучшать наш проект не только внешне, но и внутренне, увеличивая количество стендов с героями, как можно лучше и грамотнее расписывая их подвиги. Естественно, мы рассчитываем превратить наш школьный участок в полноценный музейный парк со своей историей, который станет достоянием школы, который сможет выполнять ещё долгое время своё предназначение.

Заключение

Подвиги соотечественников служат для подрастающего поколения прекрасным примером мужественности и героизма. Наши одноклассники, ребята из других классов и школ, прониклись уважением и к представителям полиции, к своим землякам, и к сынам своего Отечества, и к мужественным людям в целом. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнём, но и в борьбе с недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни.

Цель исследования (определить особенности патриотического воспитания подростков путем вовлечения в процесс социально-значимой деятельности (с позиции самоуправления коллектива) была успешно достигнута в процессе описания технологии создания музейного парка благодаря решению задач, поставленных перед нашим коллективом (мы изучили типологию музейных парков, систематизировали информацию о героях-соотечественниках, увековечили память о героях в созданном музейном-парке. В дальнейшем мы планируем расширять границы нашего музейного парка. Каждая новая биография ветерана Великой Отечественной войны, ребенка военного Сталинграда или полицейского, в которой имеет место подвиг может стать основанием для возведения все новых и новых мемориальных стендов. Наш класс является дружной командой, которая постарается сохранить героическое наследие своих соотечественников и в своих сердцах, и для следующих поколений.

Литература

Аронов, А.А. Воспитать патриотов: Кн. для учителя / А.А. Аронов. — М.: Просвещение, 2009. - 175

Беспалова, Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества [Электронный ресурс]: Дис... докт. филос. наук: 09.00.11./ Т.В. Беспалова. – Санкт-Петербург, 2011. С. 28.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/.

Издательство Lenta.ru - Путин объяснил свое видение национальной идеи России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/05/10/ptrt/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Левкина Т.В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе: Дис… канд. пед. наук: 13.00.02. / Т.В. Левкина. – Москва, 2009. – 220 с.

Маковкин, Дмитрий Александрович // Википедия. [2019-2019]. Дата обновления: 13.08.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=94496593 (дата обращения: 28.01.2020).

Лызлова С.А. Мой герой – Дмитрий Маковкин / С.А. Лызлова // Сборник тезисов работ учащихся Всероссийского форума исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» / под ред. Д.В. Попова, А.А. Обручниковой. - М.: РОО "Доктрина", 2019, том 3 - 356 с.

Лызлова С. Подвиг наших современников как основа патриотического воспитания подростков / С. Лызлова, Е. Лях, В.Я. Семенов //: Тезисы работ лауреатов III регионального конкурса исследовательских работ учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И. Вернадского». – Волгоград: Издательство МОУ Лицей №8 «Олимпия», 2019. – 240 с.

Основы военно-патриотического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Бублик Л.А., Васютин Ю.С., Вырщиков А.Н. /Под ред. Г.В. Средина. — М.: Просвещение 2008. — 192 с.

Памяти жертв теракта \ Сетевое издание РИА Новостиот 29.12.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20181229/1548890792.html

Просто сделал свою работу \ Российская газета от 29.12.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/29/serjant-site.html.

Приложения

Предварительный проект парка

Смета расходов

Вид материала

Сумма

Статус

Спил деревьев

10.000 р.

Благотворительная помощь обслуживающей организации

Металлический профиль

30.000 р.

Куплены на средства родителей и классного руководителя 8 класса МОУ СШ №128

Баннеры с изображением героев и информацией об их подвигах

9.000 р.

Куплены на средства родителей и классного руководителя 8 класса МОУ СШ №128

Освещение территории – светодиодные прожекторы, датчики движения

12.000 р.

Куплены на средства родителей и классного руководителя 8 класса МОУ СШ №128

Тротуарная плитка и бордюры

45.000 р.

Куплены на средства МОУ СШ №128

Камеры видеонаблюдения

25.000 р.

Куплены на средства родителей и классного руководителя 8 класса МОУ СШ №128

Газонная трава

10.000 р.

Куплены на средства родителей и классного руководителя 8 класса МОУ СШ №128

Песок, щебень, чернозём

14.000 р.

Куплены на средства МОУ СШ №128

Кабеля для освещения стендов, гофра

10.000 р.

Куплены на средства родителей и классного руководителя 8 класса МОУ СШ №128

Итого

165.000 р.

 

1 Издательство Lenta.ru Путин объяснил свое видение национальной идеи России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/05/10/ptrt/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

2 Там же.

Просмотров работы: 27