Введение
При посещении Исаакиевского собора в г. Санкт-Петербург летом 2019 года я увидела прекраснейшее произведение искусства, которое очень впечатлило меня. Это был алтарь, расписанный в технике «витраж». Я решила более близко ознакомиться с данным видом искусства и попробовать создать свой «витраж» в данной технике самостоятельно. Полезная особенность витражей – это то, что ими можно украшать помещения как внутри, так и снаружи. В каком бы стиле ни была обставлена ваша квартира, витраж поможет создать в ней удивительную, даже можно сказать, волшебную атмосферу.
Если вы хотите придать своему дому или офису изысканный и праздничный вид, вам будет сложно найти средство лучше, чем витраж. Не зря этот способ оформления интерьеров дошел до наших дней и не потерял своей актуальности. Не стоит забывать и об экологической чистоте витражных полотен. Эти произведения искусства не вредят здоровью, не накапливают пыль, как пластиковые поверхности или ткани, не выделяют вредных испарений. Актуальность витражного искусства состоит в ручном способе производства большинства витражей. Это априори эксклюзив, уникальное творческое произведение, не бездушная машинная штамповка, а элемент авторского видения мира.
Работа с витражными красками – это не просто приятное времяпрепровождение. Я учусь терпению, развиваю усидчивость, внимание, образное мышление. Считаю тему, над которой работала, актуальной, так как умение что-то полезное делать своими руками – бесценно. Человек, освоивший техники создания прекрасного, постоянно в центре внимания. К тому же искусно выполненная работа всегда может найти не только своего поклонника, но и своего покупателя.
С целью выполнения работы в технике «витража» мною были изучены материалы не только с интернет-сайтов и просмотрены различные витражные произведения, но и изучены печатные источники литературы о витраже.
Цель проекта: Изучить историю развития витражного искусства, разработать эскиз и выполнить панно в стиле художественного «оконного витража».
Задачи проекта:
Изучить историю витража и требования, предъявляемые к изделиям в данной технике;
Узнать имена знаменитых художников-витражистов;
Понять, где применяется витраж в современном интерьере;
Разработать эскиз витража;
Выполнить панно в технике «витраж», тем самым создав условия для пропаганды творчества обучающихся моей школы.
Глава 1. Теоретическая часть. История развития витража
1.1. Витражи Средневековья
Витра́ж - вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма (чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении).
Витраж интересен сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Первые упоминания о витражах датируются IV - III веком до н. э и отсылают нас к Древнему Египту. В то время они были «накладными», т. е. кусочки разноцветных стекол, как мозаика, укладывались на прозрачную основу. Древние египтяне использовали намотанное спиралью цветное стекло для изготовления сосудов. Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений. Шумеры украшали крыши своих храмов.
Но настоящего расцвета витражи достигли в храмостроении Средневековья. Витражи стали искусством тесно связанным с культовым зодчеством. Первый витраж был мозаичного типа. Небольшие фрагменты стекла помещались в сегменты жесткой конструкции, что придавало витражу особую прочность. Лучезарность первых витражей отвечала ранним христианским понятиям о связи между светом и духом.
В XI веке витражное искусство совершает огромный скачок в развитии. Именно романские витражи приобретают современную классическую форму – кусочки цветного стекла, соединенные при помощи металлического профиля. Это было достигнуто благодаря открытию способа производства тонких листов стекла, возможности использовать свинцовый профиль и разделению труда на мастеров по изготовлению витражей и производителей стекла. Впервые технику средневекового витража описал в 1100 году немецкий монах Теофил. [7]
Шедевром Романской эпохи является голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса (Приложение 1).
Переход к готическому стилю создания витражей произошел благодаря аббату Сугерию, который руководил возведением аспиды королевской церкви в аббатстве Сен-Дени в 1144 году. Именно благодаря задумке Сугерия передавать исторические события в оконных медальонах очень сильно повлияло на осмысленность и историческую ценность витражных сюжетов второй половины XII века. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.[3]
Витражная композиция в соборах обычно выглядела так: огромные стрельчатые окна по периметру и в центре композиции, во фронтальной части собора - большое круглое окно «роза»- стало одним из самых ярких символов готики (Приложение 2).
В ХV веке кроме цветных витражей получили распространение бесцветные монохромные витражные стекла-гризайли, где в основном орнаментальный рисунок расписывался коричневыми и черными красками.
В XVI веке витражное искусство было подорвано религиозными войнами в Европе. Витраж перестает быть фундаментальным и становится украшением небольших помещений. Лишь только в первой половине XIX века были восстановлены утраченные старинные технологии изготовления витражей. Возрастает количество витражных мастерских по всей Европе. Они изготавливают витражи как живописные, так и «классические» мозаичные.
1.2. Эпоха модерна. Витражи в России
В эпоху модерна рисунок витража декоративный, преобладает растительный орнамент, линии гибкие, плавные; в витражах нередко появляется женский образ-символ модерна.
Российских витражей не существовало вплоть до XIX века из-за отсутствия практики изготовления разноцветных стекол для окон. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения.
Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков французские, немецкие и швейцарские. Также алтарный образ Воскресшего Спасителя Исаакиевского собора был заказан за границей — в Мюнхене, по эскизу Г. М. фон Хесса. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия (Приложение 3).
Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам.
Однако расцвет витражного искусства в эпоху модерна был краткосрочен. Уже в 20-е годы снова произошел спад. Новая функциональная геометрическая архитектура не нуждалась в нежных и декоративных витражах Модерна. На смену пришел абстрактный витраж, он часто использовался не только в жилых и общественных зданиях, но и в храмах.[5]
1.3. Известные художники-витражисты
Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) – американский художник и витражист, ювелир и мастер по изготовлению работ из стекла. Он изобрёл технику изготовления витражей, основанную на соединении элементов из разноцветного стекла с помощью сплавления оловом.[6] В конце XIX века расширяется массовое производство ламп накаливания и в этот период необычайно популярным становятся лампы и люстры с абажурами Тиффани, созданные из стеклянного мусора ( Приложение 4).
Помимо Луиса Комфорта Тиффани в Америке был еще один талантливый мастер по стеклу -Джон Ла Фарж (1835-1910). Ла Фарж изобрел «опаловое стекло»- непрозрачное стекло.
Анри Кро (годы жизни 1840-1907) – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию.
Габриэль Арш-Руссо (годы жизни 1885-1953) предпочитал изготавливать действительно эксклюзивные витражи, а не массовые изделия. При этом он пользовался техникой patte de verre, основой которой является спекание мелко перемолотого стекла в специальных формах.
Эмиль Галле (годы жизни 1846-1904) – это французский дизайнер, который часто использовал подкраску стекла оксидами кобальта. Они придают стеклу оттенок сапфира. Эту технологию называют «лунный свет».
Рене Лалик (годы жизни 1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением.[6] Самых известных художников - витражистов можно увидеть в Приложении 5.
1.4. Виды современных витражей и их технология.
Каждый из нас хочет жить в красивом и уютном доме. И именно витраж может помочь нам в решении этого вопроса. Рисунок витража может быть современным, романтическим, или стилизованным под старину, выполнен в любом стиле. Витраж может покрывать часть окна, все окно или несколькими легкими штрихами украшать оконное стекло, не нарушая прозрачности и открытого вида. Часто витражом оформляют фальш-окна, вставки внутренних дверей, окна ванных комнат или бассейнов, т.е. там, где не нужны прозрачные стекла или напротив, скрывают неприглядный вид из окна или защищают от яркого солнца.[8] В настоящее время известно большое количество витражных техник и каждая из них индивидуальна и неповторима. Вот только некоторые из них:
1.Пескоструйный витраж-вид витража, представляющий собой группу стёкол (филёнок), выполненных в одном техническом приёме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединённых общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
2.Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон.
3. Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стёкол.
4. Спечной витраж (фьюзинг) - витражная техника, в которой рисунок создается путём совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путём впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки). Отличительная черта фьюзинговых витражей — волнистая поверхность.
5.Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стёкла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, гранённых, прессованных стёкол.
6.Узор «Мороз» - фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.
7.3D витражи относятся к новейшим витражным технологиям. Они создают иллюзию объемного изображения, которое отлично просматривается с обеих сторон, поэтому очень часто используется для витражных окон.
Некоторые из видов современных витражей можно увидеть в Приложении 6.
В заключение можно сделать вывод, что современный витраж – это одно из самых выразительных средств в дизайне интерьера, формирующее особую и неповторимую атмосферу в помещении. Если раньше расчет был исключительно на естественный солнечный свет, то на сегодняшний день все чаще применяется искусственное освещение и различного рода подсветки, т.к. стекло прекрасно работает со светом, позволяя по-разному освещать зоны помещения. Роль витражей в данном случае вне конкуренции, ведь изменив освещение, изменяется облик не только самого витража, но и всего помещения в целом.[9]
Применение витражной техники отражено в таблице (Приложение 7).
Глава 2. Практическая часть. Этапы выполнения витражной росписи по стеклу
2.1 Подготовительная работа над эскизом
С появлением витражных красок возможность попробовать свои силы в росписи по стеклу появилась практически у каждого. Для того, чтобы сделать такой рисунок не обязательно быть художником, и сама техника рисования не такая уж сложная. Нужно только не нарушать необходимую последовательность в работе и соблюдать аккуратность.
Так с чего начать? Конечно с идеи, эскиза. Что это такое? Рисунок, на котором изображено будущее творение. Главное, верно, выбрать изображение, которое украсит помещение, а не перегрузит и не затмит все остальное, что будет, находится там. Важно придерживаться единого стиля и гармонии. Надо помнить что, рисунки в темных тонах визуально уменьшают и угнетают интерьер, и их можно использовать, но лучше в тех помещениях, где высокие потолки, а вот светлые тона уместны везде. Они зрительно увеличивают пространство. Яркое, сочное изделие, то же хорошо - но в небольших размерах. Не надо забывать, что мы будем видеть его каждый день, и нас может начать утомлять пестрота полотна или большое количество деталей.[2]
Мной было выбрано следующее направление- украшение художественным витражом школьного окна в кабинете биологии, либо в кабинете изобразительного искусства, или же в творческой мастерской школы №36. В качестве рисунка для витража я решила использовать изящный цветочный мотив с порхающими бабочками. Выполнила эскиз (трафарет) на бумаге (Приложение 8). Эскиз должен иметь замкнутый контур, чтобы цвета на стекле не перемешивались, и рисунок получился аккуратным.
2.2. Выбор стекла
Подбор стекла – процесс, требующий от художника хорошей ориентации в материалах, особого цветовидения и знания световых эффектов. Так, для придания легкости и воздушности будет уместно активное использование прозрачных элементов, в других случаях найдут применение глухие стекла, минимально пропускающие свет. Главным требованием к стеклу при создании витражей является его прозрачность. Сегодня при изготовлении художественных витражей применяются самые разные виды стекла, обладающие определенными техническими и декоративными особенностями. Это, например, сатинированное, тонированное, цветное и узорчатое стекло, а также так называемое флоат-стекло, отличающееся исключительной прозрачностью и безупречными цветами. Для создания своего витража мной было выбрано матовое стекло, которое не полностью пропускает солнечный свет. Придя в стекольную мастерскую, находящуюся в цокольном этаже нашей школы, меня очень впечатлил витраж на матовом стекле (Приложение 9). Поэтому, основной причиной моего выбора матового стекла послужила минимизация солнечных помех и ослепления учеников и учителя на уроках биологии.
Стекло перед началом работы обезжириваем, протираем ацетоном или спиртом. (Приложение 10). Положим трафарет под стекло. Начинаем обводить рисунок контуром ««DECOLA», не прикасаясь носиком к стеклу. Если где-то линия тонкая или прерывистая, наложим еще раз контур на эти места. Теперь нужно подождать определенное время. Длительность сушки контура у меня составила 24 часа (Приложение 11, 12).
2.3. Выбор красок для витража. Работа с витражом
Ручная роспись стеклянной поверхности – один из вариантов современных витражей, - предусматривает использование специальных красок, благодаря которым достигается высокое качество цвета полотна, многообразие палитры и особая, витражная специфика светопропускания. Витражные краски разработаны для нанесения стойкого рисунка на стеклянные и зеркальные поверхности, а также фацетированные элементы мебельных, дверных и оконных витражей. Все без исключения витражные краски характеризуются высокими свето- и влагоустойчивыми свойствами.[10]
Классифицируются краски для витражей по нескольким категориям:
требующие обжига после нанесения и не термостойкие;
контурные и заливочные, для покрытия основного полотна картины;
на водной основе и изготовленные с применением синтетического растворителя;
рельефные и тонкослойные.
Для росписи витража на матовом стекле мной были выбраны прозрачные на основе водной акриловой дисперсии «DECOLA». Эти краски прекрасно подходят как для прозрачного, так и для матового стекла (Приложение 13).
Когда контур хорошо высох, начинаем раскрашивать рисунок. Баночки с краской подносим поближе к тому участку, который будет закрашиваться. Возьмём на кисточку капельку краски и перенесем ее на стекло и кистью аккуратно разгоним от центра к контуру. Слой краски должен быть достаточно толстым, чтобы по высоте он почти сравнялся с контуром, но за него не вышел (Приложение 14).
Готовый рисунок оставляем высыхать в горизонтальном положении. Сохнуть витражные краски должны не меньше суток (Приложение 15).
Когда рисунок высохнет, стекло вставляем в рамочку. Выбор рамки был осуществлен в багетной мастерской города Златоуста (Приложение 16).
Цвет способен передавать яркие эстетические чувства и поднимать настроение. В итоге у меня получилась привлекательное и интересное витражное панно (Приложение 17).
Всю последовательность изготовления панно в технике художественного «оконного витража» я отразила в таблице 1.
Таблица 1. Последовательность работы в технике художественного витража.
№ п/п |
Этап работы |
Последовательность выполнения |
Материалы |
1 |
Выбор темы проекта и изучение ее основ. |
1.Изучение истории витража и требований, предъявляемых к изделиям в данной технике; 2. Изучение творчества известных художников-витражистов; 3. Ознакомление с различными видами витража. 4.Понятие о применении витража в современном интерьере. |
Используемая литература и интернет-источники. |
2 |
Эскиз витража |
1. Выбор объекта для витража и разработка эскиза витража; проработка идеи витража. 2.Выполнение эскиза витража простым карандашом согласно выбранного мотива. (Приложение 8) |
Лист формата А4, лист формата 3, карандаш |
3 |
Подготовка стекла |
Обезжириваем поверхность стекла спиртовым раствором (Приложение 10) |
Стекло, муравьиный спирт, ватный диск |
4 |
Нанесение контура |
1.Эскиз витража кладём под стекло, рисуем непрерывающейся линией строго по контуру рисунка. Оставляем высыхать примерно на 24 часа. (Приложение 11) |
Контур по стеклу и керамике черного цвета ««DECOLA». |
5 |
Выполнение росписи красками |
1.Производим выбор подходящих красок для «оконного витража». (Приложение 13) 2.Наносим цветные акриловые краски «DECOLA» в соответствии с эскизом на матовое стекло. (Приложение 14) 3.Освоение техники смешивания красок, разбавления и создания новых цветов. (Приложение 15,16) Оставляем высыхать на 24 часа. |
Прозрачные акриловые краски «DECOLA». |
6 |
Закрепление витража в рамке |
Аккуратно положить стекло с витражом в паз рамы и закрепить на стекле металлическими скобами. (Приложение 17) |
Стекло с витражом, рамка для панно. |
7 |
Фото. Моя работа - готовый «оконный витраж «Полет бабочек» (Приложение 17) |
Заключение
В процессе написания своей работы и создания продукта витражного искусства я узнала очень много интересного об этом виде искусства. Витражное панно «Полет бабочек» - это картина, которая способна дополнить выбранный вами стиль интерьера. В ходе создания своего проекта я смогла стать мастером и создать витражное панно с понравившимся мне сюжетом, которое может придать шарм любому помещению. Но, ручная витражная роспись – это не только вопрос выбора рисунка, цветовой гаммы и художественное воплощение задуманного в готовое полотно. При выполнении витражной росписи красками существуют немало нюансов, которые необходимо знать и учитывать. К примеру, особенности эксплуатации изделия. Если это оконное стекло, необходимо при выборе красок опираться на температурный режим, в котором витраж будет «жить», вплоть до того, на какую сторону света окно выходит – на солнечную, более теплую, или пасмурную северную.[5]
Кроме того, сама процедура нанесения различных типов красок предъявляет свои требования. Так, акриловые краски сохнут значительно дольше водных, а потому на протяжении всего процесса высыхания витража следует следить за тем, чтобы на поверхность не попадала пыль. Также немаловажен и резкий запах синтетических красок, недопустимый в жилом помещении.
При работе над проектом я старалась использовать все знания, полученные мной в ходе написания работы. Но при этом были определенные трудности, например: больше всего сложностей в выполнении витража вызвало у меня рисование четкого и ровного контура рисунка. Но, с этой проблемой я справилась путем долговременной работы над витражом. Опыт пришел ко мне «со временем».
Вывод: Я достигла поставленной цели и справилась с поставленными задачами, а именно:
Изучила историю витража и требования, предъявляемые к изделиям в данной технике;
Узнала имена знаменитых художников-витражистов;
Ознакомилась с видами витражей и техникой их изготовления;
Поняла, где применяется витраж в современно интерьере;
Разработала и выполнила проект панно в технике художественного «витража».
В дальнейшем я планирую продолжить работу по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства и пропагандировать его среди своих друзей и знакомых.
Библиографический список
Кабанов, В.В. Витражи, светильники, рамки/В. В. Карабанов.- Издательство: Профиздат.- Серия: Ремесло и рукоделие, 2004. - 168 с
Люцкевич, Д. А. Роспись по стеклу: 8 эксклюзивных проектов: оригинальный дизайн, живопись на стекле, запеченные бокалы, коллекция бабочек / Д.А. Люцкевич. - Москва : Эксмо, 2008. – 63 с
Муратова К. М. Мастера французской готики XII-XIII веков/ К.М. Муратова.- «Искусство», Москва, 1988.-15 с
Седман, Э. Роспись по стеклу/ Э. Седман.- М.: Издательство: Ниола-пресс, 2009.- 158 с.
Скребцова, Т.О. Фантазии со стеклом. Витражи, картины, роспись/ Т. О. Скребцова.- Издательство: Феникс, 2006. – 234 с
Спирито Ди М.: Витражное искусство и техника росписи по стеклу/М.Спирито Ди.- М.:Издательство: Мой мир, 2006.- 10 с
Интернет-источники:
https://vashvitrazh.ru/istoriya-vitrazhej.html/История витражей
https://linstyle.ru/interior-design/vitrazh.html/Витраж в интерьере, виды и стоимость
https://www.remontbp.com/vitrazhi-raznoobrazie-vidov-vitrazhny-h-tehnik-i-oblast-ih-primeneniya/Витражи:разнообразие видов, витражных техник и область их применения
https://m-strana.ru/design/vitrazhi-v-interere/витражи в интерьере: Какие бывают и как используются
Приложение 1. Фото. «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе.
Приложение 2. Фото. Окно «роза»- символ готики
Приложение 3.Фото. «Воскресение Христа», Исаакиевский собор.
Приложение 4. Фото. Лампа Тиффани
Приложение 5. Фото. Известные художники-витражисты
Джон Ла Фарж (1835-1910) Луис Тиффани(1848-1933)
Анри Кро (1840-1907) Габриэль Арш-Руссо (1885-1953)
Эмиль Галле (1846-1904) Рене Лалик (1860-1945)
Приложение 6. Фото. Виды современных витражей
Пескотруйный Мозаичный витраж
Травленный витраж Витраж «Мороз»
Контурный заливной витраж 3 D витраж
Приложение 7.
Таблица 2. Область применения витражной техники в отдельности
Витражная техника |
Сфера применения |
Классическая |
окна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно) |
Тиффани |
окна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия |
Фьюзинг |
потолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники |
Расписная |
двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей |
Пескоструй |
окна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей |
Пленочная |
двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно) |
Фотопечать |
окна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей |
Фацетная |
окна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель |
Заливная |
перегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель |
Травление |
двери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала |
3D-витражи |
окна, двери, перегородки |
Приложение 8. Фото. Работа с эскизом витража
Приложение 9. Фото. Выбор матового стекла
Приложение 10. Фото. Подготовка стекла
Приложение 11. Фото. Работа с контуром
Приложение 12. Фото. Готовый контур
Приложение 13. Фото. Выбор красок для витража
Приложение 14. Фото. Нанесение красок на стекло
Приложение 15. Фото. Готовый витраж без рамки
Приложение 16. Фото. Выбор рамки
Приложение 17. Фото. Моя работа - готовый «оконный витраж «Полет бабочек»