Наши земляки - участники фронта и тыла

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наши земляки - участники фронта и тыла

Бачурина В.Б. 1
1МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского"
Нечепуренко Е.В. 1
1МБОУ "Кишертская СОШ имени Л.П. дробышевского"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

75 лет назад, 9 мая 1945 г. закончилась та кровавая, жестокая Великая Отечественная война. Война за свободу. Война за уважение. Война, которая наделала много горя и бед. Война, унесшая жизни 27 млн. человек.

Нет ни одного человека, которого бы не коснулись события Второй Мировой войны – там, где не были слышны выстрелы, господствовал голод и разруха, матери теряли сыновей, а жены – мужей. В тылу войны все работали на победу, цеха ни на секунду не останавливались, люди не спали сутками, только чтобы внести свой вклад в будущую победу. И, наверное, только благодаря этому самоотверженному рвению советского народа наши войска все-таки разгромили немцев, дали достойный отпор врагу.

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех,кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу.

Нашим  землякам, которые также приближали победу в Великой Отечественной Войне, я  посвящаю  эту  работу.     

 Гипотеза: Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них, вызывая те самым чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.

Целью моей работы является собрать материалы о вкладе жителей нашего районав победу над врагом в годы Великой Отечественной войны, собрать и оформить материал о жизни наших земляков в годы войны, с привлечением моих одноклассников.

При выполнении своей работы я ставила перед собой следующие задачи:

-собрать информацию из художественной, научно-исторической литературы.

- посетить с ребятами моего класса музей Кишертской школы;

- изучить материалы музея, информационных источников, фотографий и документов;

- создать анкету, с помощью которой выяснить, знают ли мои сверстники, что-то о вкладе земляков в победу в ВОВ;

- создать альбом Памяти.

Объект  исследования: наши земляки – участники ВОВ, труженики тыла.

Предмет исследования – вклад односельчан в победу над врагом.

Актуальность работы.

В 2020 году наша страна отметит знаменательное событие – 75-летие Победы над Германией. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Собранные мной материалы, могут показать, какой огромный вклад внесли наши земляки в приближении победы, привлечь внимание сверстников, вызвать их гордость за наших земляков.

 

КИШЕРТСКИЙ РАЙОН – ФРОТУ

Кишертский район в годы Великой Отечественной Войны…

Неоценим вклад наших земляков в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Из Кишертского района было мобилизовано на фронт 5850 человек, в том числе 76 женщин и 144 добровольца. С войны не вернулись 4576 земляков, в том числе 9 женщин. Только в боях погибли 1472 человека, 343 умерли от ран и болезней, пропали без вести 1580 человек, умерли в плену 26 человек.

Кишертцы принимали участие в боях почти на всех фронтах, за исключением Брянского и Степного, участвовали в битве под Сталинградом, в боях на Кавказе, защищали Ленинград, обороняли Советское Заполярье, с боями дошли до Берлина, принимали участие в войне с Японией.

Большой вклад в дело освобождения Родины от фашистских захватчиков внесли и труженики тыла. В колхозах и на предприятиях трудились в основном женщины, люди пожилого возраста. Большую помощь колхозам оказывали школьники и учителя.

За годы войны колхозы района сдали государству около 50000 тонн зерна, 15000 тонн молока, 1500 тонн мяса, сдавали картофель, мед и другую продукцию. Райпромкомбинат дал Родине 7165 пар валенок, 1000 тонн медицинского гипса, 240 тыс. штук гончарной посуды, 261 тонну строительной краски, 381 тыс. штук кирпича.

В годы войны в деревню Низкое была эвакуирована Ленинградская трикотажная фабрика. На фронт шли посылки с теплыми вязаными вещами. Всю войну Молебская артель «Старатель» выделывали лыжи и ложе для винтовок. С 10 августа 1941 г. и до окончания войны на хлебокомбинате выпекался хлеб и перерабатывался на сухари (до 1000 кг ежедневно). Лесничества изготавливали лыжи, лыжные палки, лыжные болванки, винную клепку, готовили авиафанерную березу.

В годы войны наш район приютил у себя почти 6 тысяч эвакуированных, в том числе почти тысячу детей (большинство детей были из Ленинграда). Дети были размещены в 8 интернатах: в с. Черный Яр, д. Мазуевка, с. Осинцево, с. Молебка., с. Кишерть, с.Посад, д. Голдыри, д. Стругово, д. Меча. В доме отдыха «Красный Яр» (ныне санаторий) было размещено 240 московских детей партийных и советских руководителей от ясельного до подросткового возраста, среди детей были внуки М. И. Калинина и Горкина.

В Усть-Кишерти с 13 ноября 1941 г. по 7 сентября 1945 г. действовал эвакогоспиталь № 3463, в нем излечилось около 1500 человек.

За весь военный период Кишертский район внёс в Фонд обороны восемь миллионов рублей. В том числе: 837691 рублей было получено посредством денежно-вещевых лотерей, 114645 рублей через облигации государственных займов, 107000 рублей — наличными средствами. Благодарственную телеграмму от Верховного Главнокомандующего получили дети рабочих и служащих артели «Прогресс», которые перевели на строительство самолёта «Юный сталинец» 24000 рублей. В действующую армию район отправил более тысячи лошадей, 26 тракторов, 45 автомобилей. Колхозы направили в Фонд обороны 3660 т зерновых, 110 т мяса, население — более 40 тонн зерновых, 8 тонн мяса, 33,5 тонн молока, 88 голов крупного рогатого скота, 101 – свиней, 664 – домашней птицы. В армию было отправлено 3774 индивидуальные посылки.

В 1946-1947 гг. 2560 человек в районе были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Все людские силы и все имеющиеся ресурсы были направлены на достижение Победы в Великой Отечественной войне.

Наши земляки-Герои Советского Союза

Пятеро наших земляков стали Героями Советского Союза. Это летчик И.Л. Золин, сержант А.А. Аксенов, генерал лейтенант В.М. Алексеев, капитан Л С. Падуков, старшина В.И. Бачурин.


Аксенов Александр Афанасьевич

Родился в 1908 году в селе Усть-Кишерть Кишертского района. В боях на фронтах Великой Отечественной войны участвовал с 5 марта 1943 года. Член КПСС. Воевал в 1031-м стрелковом полку 280-й Конотопской Краснознаменной стрелковой дивизии. За героизм, проявленный в боях, 21 августа 1943 года был награжден орденом Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 17 октября 1943 года.

Алексеев Василий Михайлович

Родился в 1900 году в селе Молебка Кунгурского района. Девятнадцати лет он добровольно ушел в армию и участвовал в боях на различных фронтах гражданской войны. В 1920 году вступил в КПСС. В 1939 году, командуя танковой бригадой, участвовал в боях с японскими самураями на реке Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны командовал гвардейским танковым корпусом. Участвовал в битве под Сталинградом, в освобождении Киева. Погиб в бою за румынский город Текуч 25 августа 1944 года. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 13 сентября 1944 года.

Бачурин Василий Иванович

Родился в 1920 году в селе ОсинцевоКишертского района. В 1940 году был призван в Военно-Морской Флот. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях против немецко-фашитских захватчиков. Был командиром отделения саперов 384-го отдельного батальона морской пехоты. На фронте вступил в партию, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Севастополя». Погиб во время десантной операции в городе Николаеве. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 20 апреля 1945 года. Подвиг В.И. Бачурина описан в книге В.К. Архипенко «Созвездие ольшанцев»

Золин Иван Леонтьевич

Родился в 1907 году в селе Ключи Суксунского района. Был первым секретарем Кишертского райкома комсомола. Член КПСС с 1932 года. Окончил Оренбургское авиационное училище. В Великой Отечественной войне принимал участие спервых дней. Был Заместителем командира эскадрильи 242-го бомбардировочного полка. Повторил подвиг Николая Гастелло. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 6 июня 1942 года.

Падуков Леонид Степанович

Родился в 1920 году в деревне Верхняя Седа Кишертского района. Работал учителем, учился в Пермском педагогическом институте. В 1939 году призван на военную службу окончил военное училище стал офицером- танкистом. В боях на фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. Воевал на Брянском, Центральном, 4-м Украинском и 2-м Прибалтийском фронтах. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды. На фронте в 1942 году принят в ряды КПСС. Командовал танковым батальоном 202-й Сивашской танковой бригады. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.

2 СОЗДАНИЕ АЛЬБОМА ПАМЯТИ

2.1 Анкетирование

 Перед тем как приступить к изучению данной темы и написанию альбома Памяти, мы с одноклассниками посетили музей школы, где нас познакомили с интересными фактами о жизни наших односельчан в годы войны.

Затем был проведен опрос учащихся моего класса в форме анкетирования:

В интервью приняли участие 18 моих одноклассников.

        Были получены следующие результаты:

        1 вопрос: «Знаете ли Вы о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?»

        Результаты опроса: 14 человек ответили, что знают о своих родных, которые воевали, либо были тружениками тыла. 4 человека сказали, что не знают. И все 18 написали, что хотели бы узнать больше о жизни своих родственниках в годы войны.

        2 вопрос «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните и передаете из поколения в поколение?

4 человека из 18 сказали, что в их семье есть памятные вещи военных лет.

3 вопрос «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?

13 человек ответили, что они интересовались подробностями участия своих родственников в Великой Отечественной Войне. 5 человек ответили нет.

        4 вопрос «Считаете ли Вы проблему написания альбома Памяти актуальной в настоящее время?».

14 человек из 18 ответили, что написание альбома Памяти является актуальным.

        По результатам опроса учащихся, можно сделать следующие выводы:

        - большинство знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны.

        - Небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее). У остальных либо затерялись, либо их и не было.

- большинство моих одноклассников интересовались жизнью своих родственников в годы войны.

        Данные исследования показали, что проблема написания альбома Памяти  является актуальной и важной для учеников моего класса.  

2.2 Создание альбома Памяти

Всем ученикам моего класса было дано задание: узнать о жизни своих родственников в годы войны.Имя, фамилия участника боевых действий, либо труженика тыла, фото (если есть), интересные факты из биографии тех лет. Может, сохранились какие-либо документы, наградные листы, справки из госпиталя.Оформить эту информацию.

Вот, что получилось у меня:

Один мой прадедушка ТрубиновЕгор пропал без вести еще в начале войны.

Другой прадедушка Попов Аркадий Петрович 1926 года рождения служил в танковых войсках, горел в танке. После лечения в госпитале, вернулся на фронт, дошел до Берлина. Званий не имел. Умер в 1987 году.

Также мой прадедушка Бачурин Борис Григорьевич, родился 6 августа 1914года, воевал в звании старшего сержанта в танковых войсках. Был ранен в 1943году. Лечился в госпитале, вернулся на фронт. Умер в феврале 1983 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Мы являемся последним поколением, которое видит их живыми. Поэтому, мы должны как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов их детей и внуков. Как бы мне ни хотелось, но в моей работе я не смогла рассказать о всех земляках - участниках и тружениках Великой Отечественной войны, поэтому мы с моими одноклассниками решили начать работу над созданием альбома Памяти. 

    Вклад наших земляков участников войны и тружеников тыла в победу был значительным.

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены. Гипотеза доказана.

Память Победы – это боль, и гордость, и радость, и слезы, и скорбь – всё, что не сосчитать и не измерить, так же, как героев и жертв Великой Отечественной войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Усть-Кишерть. Пермь: Перм. кн. изд- во, 2004

Энциклопедия "Пермский край в Великой Отечественной войне"

Интернет источники.

Приложение 1

АНКЕТА

Знаете ли Вы о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны? Хотели бы узнать больше?

Есть ли в вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передаете из поколения в поколение?

Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?

Считаете ли Вы проблему написания альбома Памяти актуальной в настоящее время?

Просмотров работы: 150