Саратовский храм: Утоли Моя Печали

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Саратовский храм: Утоли Моя Печали

Шеслер В.С. 1
1МБУДО "ДХШ"
Борисова О.С. 1
1MБУДО "ДХШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Саратов — город на юго-востоке европейской части России. Крупный культурный, экономический и образовательный центр Поволжья. Входит в двадцатку крупнейших городов России, не будучи городом-миллионером, одновременно является центром Саратовской агломерации, население которой превышает 1,2 млн человек. Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Русского государства в 1590 году, в царствование Фёдора Иоанновича на месте средневекового золотоордынского городища. Во второй половине XVIII века стал крупным перевалочным пунктом и центром торговли рыбой и солью, а с XIX века одним из центров торговли зерном. Губернский город с 1780 года. В начале XX века был крупнейшим по численности жителей городом на Волге. С 1909 года действует университет.

В Саратове находится большое количество достопримечательностей, которыми мы можем гордиться, но хотелось бы обратить внимание на церковь «Утоли Моя Печали». Являющаяся одной из самых знаменитых и старых церквей Нашего города. Построенная в 1906 году по образу и подобию Спаса на Рву, она и сегодня радует посетителей своей красотой.

Цель исследования: Рассмотреть и изучить одну из знаменитых достопримечательностей города Саратова церковь Утоли моя Печали. Сравнить с первообразом Покровом на Рву и Покровом на Крови. Выявить их общие черты.

Предмет исследования: Церковь Утоли моя Печали

Объект исследования: Особенности храма, роднящие его с великими архитектурными шедеврами России.

Задачи:

Описание и анализ Саратовского храма Утоли Мои Печали, как архитектурного памятника.

Описание и анализ Московского храма Василия Блаженного.

Проведения параллелей между Саратовским храмом Утоли Мои Печали и Московским Храмом Василия Блаженного.

История строительства обоих храмов

Результаты, полученные в ходе исследования.

Описание и анализ Саратовского храма Утоли Мои Печали, как архитектурного памятника.

Описание и анализ Московского храма Василия Блаженного.

Проведения параллелей между Саратовским храмом Утоли Мои Печали и Московским Храмом Василия Блаженного.

История строительства обоих храмов

Результаты, полученные в ходе исследования.

Глава 1

В самом центре города Саратова расположилась церковь «Утоли моя печали». По-настоящему огромное количество старых православных сооружений – это то, чем по праву может гордиться Наш город! Эта церковь является одной из самых популярных достопримечательностей Саратова. На настоящий момент этот храм внесен в список региональных объектов культурного значения.

В 1906 году по задумке архитектора П. Зыбина в самом центре Волжского района был построен этот храм. Церковь имеет явное сходство с Покровским собором на Рву, потому что именно его зодчий взял за основу, при создании храма Утоли моя печали. В итоге получилась уменьшенная, но не менее прекрасная копия собора столицы. Строилась церковь два года.

Собор Василя Блаженного, как его называют в просторечие или Покровский собор на Рву был построен в 1555году, а завершилось его строительство в 1561году. Шатровый храм отличается своим внешнем видом и разнообразием куполов. Это величайший памятник средневекового русского зодчества. В сознании миллионов людей этот храм не просто архитектурный памятник, а символ целого периода русской истории.

В отличие от Утоли моя Печали храм «Василия Блаженного» является многопридельным. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Вокруг центрального, самого высокого столпа, увенчанного шатром, по сторонам света расположены четыре больших храма, а по диагоналям — четыре малых. Башнеобразные объёмы начинаются от самой земли и воспринимаются как отдельные церкви. Вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и высокой динамичностью. Такая композиция является тем более оригинальной, что у неё нет прямых предшественников. И это не удивительно: невиданный ранее храм одновременно должен быть узнаваемым для современников и воплощать новые общественные и политические идеи.

Интерьеры собора подобны тесным тёмным лабиринтам, и основное внимание зрителя поэтому приковано к его внешнему монументальному облику. Некоторые башнеобразные приделы в своей верхней части украшены машикулями (навесными бойницами) — атрибутами крепостной архитектуры.

Это впечатление усиливается декоративным убранством. Фасады украшены мало распространёнными в то время формами филёнок (рамок и углублений), люкарн (оконных проёмов) и характерными для XVI столетия многоярусными карнизами и кокошниками. Стройные пропорции башен проникнуты ритмом вертикальных линий и одновременно уравновешены рельефными карнизами и мягкими полукружиями. Расположенные один над другим, они придавали облику здания праздничный характер. Великолепно завершение храма с разнообразной прорисовкой покрытия луковичных глав и мерным, плавным взлётом центрального шатра.

Первоначальная цветовая гамма фасадов собора выглядела более сдержанно. Стены имели тёмно-красный тон и были расписаны «под кирпич», т. е. по линиям, имитирующим швы кирпичной кладки. Им противопоставлялась побелка рельефных деталей, часть которых была выполнена из белого камня. Шатёр и главы были покрыты лужёным железом, некоторые из них вызолочены. Цветовое разнообразие вносилось керамическими украшениями граней шатра, покрытыми синей, зелёной и жёлтой поливной краской.

В XVII столетии прославленный московский собор продолжали украшать. Его отдельные архитектурные детали были раскрашены, поверхности глав получили сложный рисунок и стали многоцветными.

Проведя подробное исследование можно выделить явные черты сходства со столичным собором. Храм роднит обилие ярко раскрашенных глав, вокруг центральной главы под шатром, увенчанной маленькой главкой, так же теснотой внутренних помещений, рассчитанной на ограниченное количество прихожан. Имеется некое сходство с однопрестольным храмом Спасом на Крови.

Глава 2

Храм Спаса на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви (в ведение епархии не возвращён, хотя богослужения в нём проводятся); музей и памятник русской архитектуры. Храм расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью неподалеку от Марсова поля.

Шатровый храм обильно украшен перспективными кокошниками, рамками и филенками, вычурными фронтонами над окнами, небольшими полуколоннами. Собор имеет два притвора, по одному с каждой стороны главного фасада церкви. Особое изящество храму придают арочные окна и портал собора. Белоснежное здание имеет розовато-коричневые вставки. Ограда церкви имеет идентичные цвета, что и само здание.

Первоначально задуманный как часовня, сориентированный на северо-восток, в отличии от большинства православных храмов. Слева от него располагаются остатки архиерейского дома.

Весьма интересная форма крестов, установленных на куполах церкви. У каждого с низу имеется полумесяц, как символ победы над турками, согласно сохранившейся легенде.

Как и Храм Спаса на Крови, церковь Утоли моя печали, имеет всего один престол, в честь иконы Девы Марии «В Печалях и скорбях Утешение», до сих пор являющийся главной святыней Саратовского храма. По народному приданию, согласно которому в отношении образа «Утоли мои печали», который заказал в храм на святой горе Афон Владыка Гермоген, считается чудотворной. Полагается, что икона имея точный образ очень древней чудотворной византийской иконы, сама способна творить чудеса, в том числе исцелять от многих болезней.

Богоматерь считается покровительницей Руси, но не только поэтому ее образ пользуется особым почитанием у православных. Матерь Божия – одновременно и Царица Небесная, и заступница за всех нас перед Господом. К ней обращаемся мы в трудные минуты жизни, недаром одним из самых чтимых Ее образов стала икона «Утоли моя печали". Название иконы восходит к стихире (богослужебным стихам), где говорится о Богоматери как надежде для верующих, которая способна «утолить печали» и души, и тела. Явление образа в Москве относится к 1640 году. По преданию, одна знатная женщина была тяжело больна и надеялась, что молитва перед образом Богородицы исцелит ее. Ей приносили много икон из церкви Святителя Николая, но улучшения не наступало. Тогда собрали все иконы Богородицы, даже те, которые просто хранились в колокольне, и принесли их больной. Женщина, которая до этого не могла шевельнуть даже пальцем, при виде этого образа Богоматери перекрестилась, а молитва перед иконой «Утоли мои печали» окончательно вернула ей здоровье.

Слава о чудотворной иконе моментально распространилась среди народа, к ней началось настоящее паломничество, а церковные служители фиксировали все чудесные исцеления, происходившие благодаря молитве перед иконой Богородицы «Утоли мои печали». К сожалению, в результате пожара 1771 года эти записи были утрачены, и до нас дошло только изустное предание.

По иконографическому типу икона Божией Матери «Утоли моя печали» восходит к Одигитрии – Путеводительница. Характерно, что в русской иконописи именно этот тип изображений Богородицы был наиболее распространен. Это свидетельствует о Ее глубоком почитании как милостивой и сострадающей Заступницы за грешных людей. Именно в этом и заключается значение иконы «Утоли мои печали» — в почитании и надежде на заступничество Матери Божией.

Этот чисто человеческий жест как бы приближает образ Богоматери к обычным людям и напоминает, что Она тоже была смертной женщиной, избранной за свою чистоту и благочестие на великую роль – стать Матерью Мессии, Спасителя, жертвенного Агнца за все человечество. Этим жестом Она как бы выражает внимание к просьбе молящегося. Сидящий на Ее коленях Младенец Иисус держит свиток, на котором могут быть разные надписи, но неизменно призывающие соблюдать Божьи заповеди справедливости и милосердия. Только этот путь поможет избежать «печалей» и тягостей.

После постройки церкви Утоли Моя Печали, службы в ней начали проводится регулярно, монахами из Архиерейского дома. Но своего прихода эта церковь никогда не имела. Венчания, крещения и отпевания до революции в ней никогда не проводились. Различные нововведения, образовавшиеся после революции, дошли до нашего города. И поэтому церковь Утоли Моя Печали по своему прямому назначению почти не использовалась.

Храм перестал существовать как культурный центр после октябрьской революции. В годы советского союза здание храма использовали как планетарий, где рассказывали о солнечной системе, звездах и планетах. К счастью храм разрешать не стали. В 1960 с него только сняли кресты. В 1965 епископ Пимен Хмелевкий обратился к властям города, с просьбой отреставрировать храм, где ему сначала ответили отказом, но спустя некоторое время дали добро. Кресты вернули на место, а ее главный купол был украшен позолотой.

В 90-е годы храм был передан верующим. Священники сразу же устроили в его боковой пристройке предел, освященный во имя Сергия Радонежского. На престол был возложен антиминс из семинарского храма, уничтоженного когда-то властями. Почти сразу возвели колокольню, а сам храм отремонтировали внутри.

В 2005-2006 годах началась реконструкция Сергиева придела церкви. Его площадь была значительно увеличена за счет того, что были убраны подсобные помещения. Помимо этого, в приделе устроили сводчатый потолок и установили купель для проведения обрядов Крещения (с полным погружением). В 2006 году были начаты работы по реставрации храма снаружи. Здание подверглось реконструкции, старую кровлю заменили на медную.

В настоящее время в храме действуют молодежное общество, воскресная школа и паломническая служба «Возрождение». При церкви открыта библиотека, фонд которой составляет более 8.5 тыс. книг. В церкви проводится торжественная воскресная служба. Церковь «Утоли моя печали» - образ, перед которым сегодня может помолиться любой верующий. К тому же в воскресение любой прихожанин имеет возможность послушать поучительную беседу, проводимую одним из настоятелей храма.

Заключение

Саратов – это город, расположенный на берегу реки Волги, крупнейший культурный, образовательный и экономический центр. Один из самых больших городов России.

В Саратове сохранилось большое количество памятников искусство, которыми этот великий город может гордиться, среди них имеется храм Утоли моя печали. Это однопрестольный шатровый храм, который поражает своей необыкновенной красотой и весьма непростой историей. Этот храм был построен по образу и подобию Спаса на Крови и Спаса на рву. Можно проследить большое количество общих черт, между этими постройками. Храм действует по сегодняшний день, при нем имеется собственная и весьма «богатая» библиотека, позволяющая больше узнать о этом замечательном храме.

Тезисы

Придел в архитектуре - пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Алта́рь — В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

Столп, или столб — распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений; наименование башни, вертикально вытянутого здания (например, столпообразный храм). Разновидность столба — колонна. Столбы бывают деревянные, каменные, металлические, квадратные, круглые, многоугольные.

Шатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник.

Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).

Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

Карни́з — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Фронто́н — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портикаколоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Портик — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину своего диаметра (однако обычно выступ несколько больше).

Портал — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Одиги́трия (Указующая ПутьПутеводи́тельница) — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Приложение.

Храм Утоли Моя Печали в Саратове.

Храм Василия Блаженного.

Списки используемых источников

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения – 2-е изд., испр./ Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Д. Володихин и др. – М.: Аванта +, 2005г. – 688с.

Саратов: [ Альбом] / Сост. С20 В. Колчин; Авт. текса С. Катков; Фот. Н. Гнисюка. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984. – 208с.,

Большая Советская Эциклопедия. ( В 30 томах.) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская энциклопедия». 1977. Т. 24. кн. II. СССР. 1977. 576 с. с илл., 33 л. илл., 11 л. карт.

История мирового искусства. Древний мир, Древняя Русь, Западная Европа / Л. Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. – 543, [1] с., [208] л. ил.

История искусств: учебное пособие / коллектив авторов; под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С. Паниотовой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 680с. – (Бакалавриат).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

https://www.sarlive.ru/saratov/history/

http://dokladiki.ru/doklad/hram-vasiliya-blazhennogo-kratkoe-opisanie-dlya-detey

https://fb.ru/article/222570/saratov-tserkov-utoli-moya-pechali-istoriya-foto

11

Просмотров работы: 693