Любовь длиною в жизнь. (Об учителях Людмиле Тимофеевне и Александре Петровиче Пошляковых)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Любовь длиною в жизнь. (Об учителях Людмиле Тимофеевне и Александре Петровиче Пошляковых)

Комягина И.В. 1
1МКОУ "Новоисетская СОШ"
Дронченко Н.Е. 1
1МКОУ "Новоисетская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что 2020 год знаменателен для нас 2 юбилеями. Это 75 - летие Победы в Великой Отечественной войне и 55 лет Каменскому району. В данной работе эти 2 события занимают знаковое место.

На городских краеведческих Стяжкинских чтениях мы познакомились с интересным человеком – Т.А.Коротовских. Главные герои нашего исследования - её родители. Помимо этого, её дед Тимофей Афанасьевич Дубровин 22 года руководил Мало-Грязнухинской начальной школой, а тётя Лия Тимофеевна работала здесь учителем.

Проблема: этого краеведческого материала по истории образования в нашем селе нет в школьном музее. У Татьяны Александровны собран богатый домашний архив, но материалы в нём разрознены и не систематизированы.

Цель исследования – изучить историю семьи учителей Пошляковых, в которой воедино переплелись боевой и трудовой подвиги.

Задачи:

Изучить биографию наших героев в довоенный период.

Узнать, как повлияла война на судьбы наших героев.

Описать историю любви, длиною в 56 лет.

Изучить переписку наших героев 1945-1946 годов.

Определить вклад учителей Пошляковых в развитие образования на нашей территории.

Методы исследования: изучение материалов семейного архива, воспоминания дочери,фотосъёмка, анализ и синтез собранного материала.

Объект исследования: Семья Пошляковых. Предмет исследования: История любви, боевой путь А.П.Пошлякова, учительские судьбы.

Гипотеза: Если в семье царят любовь и взаимопонимание, то все члены семьи счастливы, и никакие беды и невзгоды им не страшны.

Основная часть

Глава 1. «Ещё до войны…»

<…> В семейном архиве Т.А.Коротовских информации о предках со стороны матери гораздо больше, поэтому мы начали наше исследование с краткой исторической справки о семье Дубровиных.

Дубровины

Изучив семейный архив, мы выяснили, что отец Людмилы Пошляковой (Дубровиной) Тимофей Афанасьевич Дубровин родом из с. Сосновское Каменского района. (См.Приложение 1, с. 34). Родился 18 августа 1898 года. Он воевал в первую Мировую войну, был там ранен. Вернувшись с фронта, стал одним из активных сторонников советской власти. В 1918-19 годах после захвата Урала колчаковцами пошел в красные партизаны. В период раскулачивания, семья Дубровиных встала на сторону советской власти. В 1924 году он женился на Соломеиной Анфисе Николаевне (1905 – 27.12.1955г.), дочери псаломщика местной Христорождественской церкви Соломеина Николая Андриановича (1873г. – 1948г.). В 1934г. семья переехала в Малую Грязнуху.

В семье Дубровиных выросло пятеро детей – Людмила (1925г.р), Лия (1929г.р.), Владимир (1931г.р), Валерий (1936г.р.), Юрий (1938г.р.). (Приложение №1, С.34-35) Тимофей Афанасьевич был членом ВКП(б), окончил семь классов и по меркам того времени считался очень грамотным. В 1934 году в Малой Грязнухе он занял должность учителя начальных классов, затем учителя - методиста и, отработав 4 года, его назначили директором школы на последующие 22 года. Тимофей Афанасьевич оставил потомкам сочинения о родном крае, о людях-односельчанах, дневники и обширную переписку с редакциями газет периода 1930-50х гг. Многолетняя дружба связывала его с основателем и директором Каменск-Уральского краеведческого музея Иваном Яковлевичем Стяжкиным. Материалы по истории деревень и сел Каменского района, собранные Тимофеем Афанасьевичем, внесли достойный вклад в работы известного каменского краеведа Аркадия Федоровича Коровина.

Людмила Дубровина

Как уже было сказано выше, в семье Тимофея Афанасьевича и Анфисы Николаевны Дубровиных было 5 детей: Людмила, Лия, Владимир, Валерий, Юрий. Людмила была старшим ребёнком в семье. Она родилась в с.Сосновское Каменского района 3 января 1925 года. Поскольку Людмила была старшей, то вся работа по дому лежала на ней. Она стала маленькой хозяйкой практически с 6 лет. В её обязанности входило обстирать 4х младших, выскоблить полы в доме, содержать в порядке грядки в огороде, помогать со скотиной.

Александр Пошляков

Александр Петрович Пошляков родился 28 ноября 1923 года в крестьянской семье и был 9-м ребёнком. Родители его Пошляков Пётр Николаевич и Пошлякова (Ушакова) Прасковья Павловна были очень спокойными, заботливыми, непьющими, очень трудолюбивыми, но малообразованными людьми.

Людмила и Александр

Жизнь сложилась так, что наши герои знали друг друга практически всю жизнь. Они жили по-соседству (См. Приложение 1, С.38) и учились в одном классе Мало-Грязнухинской начальной школы. (См. Приложение 1, С.39) А их общим учителем был отец Людмилы Тимофей Афанасьевич Дубровин.

Людмила (Миля, так её называли все окружающие) была красивой и, несмотря на строгую мать, обласканной любовью отца девочкой. Папа прощал любимице многое. Иногда доходило до того, что они на пару с подружкой Валькой - Лисихой, используя «служебное положение» Мили, умудрялись где-нибудь на задней парте в классе… стряпать пельмени. А вот Саша всегда был очень ответственным. Единственный в классе он носил белую рубашку и пионерский галстук, учился исключительно на хорошие оценки и занимался выпуском школьной стенгазеты.

В 1937 году Людмила и Александр закончили начальную школу и продолжили обучение в Колчеданской семилетке. Каждый день путь Александра пролегал напрямик через лес, где он набирал хвороста, чтобы занести монахине Маскридии, считавшейся их дальней родственницей. Она ютилась в землянке подле бывшего Свято-Покровского женского монастыря. Мальчик частенько приносил ей свою несъеденную на завтрак картошку в мундире. Монахиня это очень ценила.

В 1941 году Людмила и Александр закончили Колчеданскую семилетнюю школу. Они продолжали дружить. Александр поступил в Шадринское лётное училище. (См. Приложение 1, С.41) А впереди им виделась долгая счастливая жизнь.

И тут в их жизнь ворвались они…

Глава 2. …Сороковые, роковые, военные и фронтовые

22 июня 1941 года разделило жизнь всего советского народа на «до» и «после». С началом Великой Отечественной войны курсанты Шадринского лётного училища стали учиться по сокращённой программе. И уже в октябре 1941 года они закончили изучать теорию, прошли практические занятия на самолёте ПО-2, которые в народе называли «кукурузник», и получили корочки пилотов 5 класса. Но, так как техники не хватало, то всех их направили далее в г.Вольск Саратовской области в авиатехническое училище, где в короткий срок переучили на авиамехаников. Потом Александра направили в 963й истребительный полк механиком в 1-ю эскадрилью, которая летала на английских истребителях «Хауккер-харрикейн» и советских «Як-2». (См. Приложение 1, С.41)

В 1942 году была сложная обстановка на фронте, и в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Тимофея Афанасьевича Дубровина тоже призвали на фронт в пехотные войска действующей армии, и его место учителя начальных классов заняла 17-летняя дочь Людмила Тимофеевна.

Летом 1942 года немцы устремились к Сталинграду, и дивизия, в которой служил Александр Пошляков, охраняла г.Саратов и перегоночный аэродром в Разбойщине. Каждый вечер в 22.45 немцы летели бомбить Саратов, и наши эскадрильи давали им отпор.

К зиме 1942 года полк, где служил Пошляков, перебазировался в пос. Бекетовка, расположенный в Кировском районе Сталинграда. Там в ноябре немецкие самолеты совершали первые налеты на Сталинград с западного направления. В числе первых бомбардировке и пулеметному обстрелу подверглись СталГРЭС и Бекетовка.

Обратимся к воспоминаниям А.П.Пошлякова, записанным его внучкой Еленой в канун 55-летия Победы: «Труд механика каторжный, особенно зимой. В любой холод, когда гайки примерзали к пальцам, а руки к железу, надо было постараться не подвести своего командира в бою. Там я потерял много боевых товарищей и несколько командиров».

Изучив Красноармейскую книжку А.П.Пошлякова (См. Приложение 1, С.42-43), мы смогли узнать следующие факты его биографии.

8 сентября 1942 года ему было присвоено звание сержант.

14 июня 1944 года – звание старшина. Переведён в 933й истребительный авиационный полк в составе 2-й гвардейской Краснознамённой истребительной дивизии в г.Сталинград на аэродром Бекетовка. С 12 декабря 1943 года по 8 октября 1944 года полк выполнял боевую задачу по прикрытию военно-промышленных объектов г.Сталинград, Бекетовка, Красноармейск.

С 14 июня 1944 года – механик авиационный 933 ИАП.

Июнь-сентябрь 1944г. находился в составе 1-й авиационной эскадрильи (6 экипажей), которая прикрывала г.Астрахань.

Из воспоминаний Александра Петровича: «После разгрома немцев под Сталинградом, меня, как специалиста, перевели в 944й полк той же 17й авиадивизии.Там прослужил до июля 1944 года, а после меня, как бывшего летчика, направили на переподготовку в г.Пенза на курсы повышения офицерского состава истребительной авиации ПВО. Занятия длились по 10 часов ежедневно, учили много, летали мало. Снова самолеты ПО-2, УТИ-4, ЛА-5, ЯК-7».

А как же складывалась в военные годы жизнь его любимой девушки, юной учительницы, в тылу в далёком уральском селе? Судя по трудовой книжке, Людмила Тимофеевна 25 октября 1942 года официально была назначена пионервожатой в Колчеданскую школу, но фактически работала учителем Мало-Грязнухинской начальной школы (См. Приложение 1, С.46). Она вспоминала: «Время было тяжёлое. В 1942-43 годах деревенские дети очень голодали. После уроков мы с ребятишками ходили в поле собирать оставшуюся картошку и колоски. То, что удавалось собрать, отдавали техничке, которая топила печь в школе. Из этих нехитрых продуктов пекли алелюшки (лепешки). На следующий день перед уроками их давали каждому школьнику. Ребятишки были вечно голодными».

В школу дети приходили не все. Не потому, что не хотели учиться. Просто не хватало обуви и одежды. Порой на всю семью были одни худые пимы (валенки), а девочки приходили в школу в стареньких платьицах, надетых на голое тело. Иногда молодая учительница ругала ребятишек, что те плохо учатся, но как только видела их почти обмороженные ноги и руки, покрытые цыпками, у неё на глаза наворачивались слёзы, и гневные слова застревали глубоко в горле. Она ходила по домам, чтобы доучить учеников, чтобы вложить в их головы необходимые знания.

<…> 9 Мая 1945 года было, наверное, самым счастливым днём для всех советских людей, и для семьи Пошляковых, конечно, тоже. На всю жизнь он остался в памяти наших героев.

В тот день Людмила Тимофеевна дежурила у телефона в Мало-Грязнухинском сельском совете, и вдруг зазвенел звонок. На том конце провода сообщили, что война закончилась. Более радостной вести просто не могло быть. Людмила выскочила на улицу и начала кричать, что было силы. Она бегала по дворам и сообщала всем: «Война закончилась!!!» Люди обнимались, плакали, радовались.

А Александр Петрович в момент, когда было объявлено о победе, нёс боевое дежурство и тоже первым узнал эту новость. Именно он сообщил об этом долгожданном событии своим сослуживцам. Солдаты даже устроили «салют», они начали стрелять в небо светящимися трассирующими пулями.

Участник Великой Отечественной войны Александр Петрович Пошляков награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», 7-ю юбилейными медалями. А в середине 1980-х годов за героическую оборону Бекетовки его, наконец, нашёл и был торжественно ему вручен Орден Отечественной войны II степени (номер наградного документа 89. Дата наградного документа 06.04.1985г.) Эту информацию мы нашли на ОБД «Мемориал» [1] (См. Приложение 1, С.44-45)

После окончания войны Александр Петрович был направлен доучиваться в Одесское летное училище, которое успешно закончил в апреле 1946 года и был направлен на юг Казахстана в г. Чимкент в 344-й авиаполк, который вскоре в связи с сокращением армии был расформирован, а его демобилизовали, предложив продолжить службу в армии или работу на гражданских авиалиниях. Мы не знаем, насколько трудным был для него этот выбор, но он выбрал любовь и семью. Он вернулся домой к любимой девушке, чтобы уже никогда с ней не расставаться.

Глава 3. Мир. Любовь. Семья. Работа.

Работая с семейным архивом Пошляковых, мы обратили внимание на большой конверт с несколькими десятками пожелтевших и частично истлевших листочков. Оказалось, что это письма Александра к Людмиле, периода 1945-1946 годов. Из-за ветхости письма плохо читаются. Но всё же нам удалось расшифровать 12 из них. Дочь наших героев сказала нам, что в те годы не принято было писать о любви. Однако когда мы начали читать письма, то пришли к выводу, что они пропитаны любовью и нежностью.

В письмах Александр обращается к ней Миля, Людмила, Людмила Тимофеевна. Приведём лишь несколько выдержек из этих писем. Стиль автора сохранён. (скан-копии писем, Приложение №2, С.57-67)

9.11.45г. (Многие строчки подчёркнуты красным карандашом рукой Людмилы, некоторые слова обведены. По всей видимости, это письмо было ей особенно дорого, и она его многократно перечитывала. Прим. авт)

«Добрый день! Здравствуй, Миля! Сегодня, т.е. 9.11.45г. получил твоё письмо по счёту, Миля, третье за 2 месяца. … Миля выполнил всё-всё и очень переживаю, что причинил тебе много страдания своим «легкомысленным» поведением. Но, Миля, поверь, что ничего так не люблю и не ценю, как тебя. Ты доказала, что можешь быть верной и честной, что бы ни случилось. Миля, можешь кем угодно меня считать, но я тебя люблю и любить буду, и в этом ты убедишься, докажу это, правда, сейчас ты всё равно не поверишь, но я буду стремиться приехать домой, если не в этом, то в том месяце.

<…> В общем, Миля, не буду много писать, а постараюсь приехать сам, и тогда ты убедишься в том, что я писал в предыдущем и в этом, и вообще во всех письмах, и скажешь, что правду тебе писал.

<…> Миля, даже не думай, что я тебя на кого-нибудь променяю, нет, этого не будет и не должно быть!!! (восклицательные знаки поставлены ЛТ красным карандашом, прим. авт)

И ниже рукой Людмилы Тимофеевны: Любовь – это святое чувство. В ней человек перерастает сам себя. А там, где вместо неё был заменитель – теперь пустота. Сердечная скупость – удел людей внутренне ограниченных. Такими они и останутся не только в любви, но на работе, на войне.

«12.1.46. Привет из Пензы! Здравствуй, Миля! С сердечным приветом Саша. Вот и опять я, Миля, в части. У себя «дома». В общем, исполнилось твоё желание. Теперь я мешать тебе не буду, далеко от тебя, а то всё говорила, скорее б уехал, и вот уехал и тебе не мешаю, выгонять не придётся…

<…> Хотя, Миля, ты и говорила уезжай скорей, но всё же я не нажился дома и не добился того, с какой целью приезжал, и это всё из-за тебя, и я очень прошу ...пока что думать, а то приеду в следующий раз и опять такой же ответ. Тогда мне и не за чем приезжать домой, если всегда будешь такой и так отвечать. На такой маленький вопросик и не могла дать такой коротенький ответ из 2–х букв. Просто, Миля, это от тебя хотя и ожидал, но всё же надеялся, что ты мне его дашь. А на деле получилось так, что я напрасно беспокоил тебя, как ты называешь «глупыми вопросами». Ну а пока беспокоить не буду до следующего раза, а потом всё же придётся какой-нибудь, да дать ответ.

23.1.46. «Людмила, здравствуй! Миля, сегодня получил сразу 2 письма, за которые сердечно благодарю. <…> сегодня дочитал книгу Лермонтова «Проза». Люблю читать Лермонтова и Пушкина, особенно «Евгений Онегин». Хорошая книжонка. Миля, спроси её ещё раз у Лены, или можешь не спрашивать, так как она её сразу отдаст, как только её возьмёт. Да, ещё спасибо за книгу «Краткий курс истории ВКБ (б)». Изучай за меня. Когда я приеду, расскажешь.

Совершенно забыл назло тебе книгу увезти, но вот забыл, ничего не поделаешь, просто жаль было тебя, папа опять будет тебя ругать. Бедная деточка, и пожалеть некому. Ну, хорошо, Миля, я очень тебя жалею, но только не прощаю за одно, что ты сказала у ворот, этого мало, что написала в письме, всё равно не поверю. Ведь ты сама писала в блокноте крупными красными буквами, и это оправдалось на деле. Значит, не любишь. Тогда не нужно было писать. Я бы не знал, и было бы лучше. А теперь уж знаю.

Приписка рукой Людмилы – Без радости была любовь, разлука без печали.

25.9.46. Добрый день! Здравствуй, дорогая и любимая Миля! С приветом Саша. <…> Миля, дорогая. Как мне сейчас хотелось бы быть около тебя, и я сейчас с радостью вспоминаю время, которое мы провели вместе, и когда приеду снова в отпуск или совсем, не знаю, но верю, что мы снова встретимся, чтобы больше не расставаться никогда.

Вот такая переписка двух любящих людей, которые умели ждать и верить друг в друга. Не проводя подробного анализа писем, мы, тем не менее, хотим отметить, что не обходилось без сложностей и непонимания, были и переживания, и ревность, и неподдельные забота и внимание – одним словом, всё то, без чего не бывает взаимоотношений мужчины и женщины.

<…> Видно, самой судьбой Александру и Людмиле суждено было быть вместе. Они всё-таки сумели договориться. И 22 июня 1947 года состоялась их свадьба.

В 1945-1946 годах Людмила Тимофеевна заочно обучалась в Катайском педагогическом училище. 6 августа 1945 года она была назначена учителем Мало-Грязнухинской школы. После демобилизации Александр Петрович также поступил заочно учиться в Катайское педучилище и успешно закончил его, получив аттестат 30 июля 1949 года. В начале августа 1948 года супруги уехали в д.Суворы Каменского района. Александр Петрович был назначен заведующим школой, а Людмила Тимофеевна учителем. 19 августа 1948 года у молодых родилась дочка Нина, а спустя полтора года – сын Коля.

И куда бы ни приезжал Александр Петрович, он первым делом разводил сад. Вот и в Суворах с его лёгкой руки были посажены сирень, акации, яблони.

Часто в Суворскую школу приезжали комиссии из РОНО. Татьяна Александровна рассказала нам один забавный случай, о котором её родители вспоминали не раз.

В коридоре школы на стене висел портрет Карла Маркса. Кто-то из членов вновь прибывшей комиссии, видимо, решив проверить знания детей, спросил, кто изображён на портрете. И один мальчик громко ответил: «Это папа Александра Петровича». (У Петра Николаевича Пошлякова действительно была густая окладистая борода). На этом события того дня не закончились. После своего ответа, гордый собой мальчик, ничуть не смущаясь, протянул руку председателю комиссии. Через несколько минут ничего не понимающая Людмила Тимофеевна обнаружила у класса длинную очередь. Её удивлению не было предела, когда она, к своему ужасу, поняла, что пример смелого мальчика был заразителен. К председателю комиссии моментально выстроилась детская очередь. Каждый подходил и жал руку чиновнику. Чем закончилось всё это, мы не знаем. Попало ли учителям или всё было превращено в шутку, история умалчивает.

Работая в Суворах, учителя Пошляковы вели большую просветительскую работу среди населения. В частности, к 1 Мая, 7 ноября, 8 Марта они готовили доклады, на которые перед концертом в местном клубе собиралось всё местное население.

Кроме того, помимо уроков, Людмила Тимофеевна проводила музыкальные занятия. Она прекрасно играла на 7-струнной гитаре. Нотной грамоте не была обучена, но без особых проблем подбирала мелодии на слух. Всем классом после уроков её воспитанники танцевали и пели, особенно дети любили финский танец «Летка-Енка». А Александр Петрович говорил, что ему «медведь на ухо наступил». Однажды ему даже купили гармошку, но играть на ней он так и не научился. Зато любил пчёл и всегда держал пасеку. Пасека была их общим с тестем Тимофеем Афанасьевичем увлечением всей жизни.

<…> В августе 1959 года учителя Пошляковы были переведены в распоряжение Красногорского района г.Каменска-Уральского. После чего Александр Петрович 20 августа 1959 года был назначен заведующим Черноскутовской начальной школы, а Людмила Тимофеевна 1 октября того же года приступила к работе учителем Мало-Грязнухинской школы. Об этом свидетельствуют выписки из приказов по Красногорскому РайОНО г.Каменска-Уральского. Проработав учебный год, 22 августа 1960 года Людмила Тимофеевна была переведена в Черноскутовскую начальную школу. Супруги снова стали работать вместе.

Весной 1961 года у Пошляковых родилась Танюшка. Мы не можем не озвучить ещё один очень интересный факт из биографии А.П.Пошлякова - в этот период он совмещал 2 должности: заведующего Черноскутовской начальной школой и председателя сельского совета.

Рассказывая о своих родителях, Татьяна Александровна говорит, что её папа с мамой прожили 56 лет в любви и согласии. У них были совершенно разные характеры: мама строгая, папа ласковый. Но они не могли расстаться даже на пару часов. Их связь, по словам нашей собеседницы, была просто какой-то аномальной, они физически не могли жить друг без друга. (См. Приложение 1, С.51)

«Это были увлечённые друг другом и множеством интересных дел люди. – Говорит Татьяна Александровна. - Они очень много читали. Александр Петрович ни минуты не сидел без дела. Он никогда не повышал голос. Я никогда не видела папу злым, он никогда не выражался матом. Водочку мог выпить только на 9 Мая, этот праздник всегда был самым главным в нашей семье. Папа постоянно носил галифе. Говорил всегда мягко, с улыбкой. Куда бы он ни приехал, везде разводил сад. Его называли «мичуринец». Он был заядлый охотник и рыбак. У него было охотничий билет и ружьё.

Выйдя на пенсию, папа переплетал книги, очень любил строить. Он был мастером на все руки. В саду построил дом с мансардой, баню, сам сложил печь. Всё сам. Его руки всегда были в занозах. Но это были самые ласковые и любимые руки.

Мне кажется, он интересовался всем на свете. Любимая его книга «Робинзон Крузо» Д.Дефо. А ещё он любил журнал «Вокруг света» и с удовольствием читал про путешественников. Он солил огурцы и помидоры, шил на швейной машинке всё, что нужно пчеловоду. И в саду у него всё было идеально ухожено. Он всегда говорил, что земля любит мужские руки. В огромную добротную теплицу на фундаменте не пускал маму, всё делал сам. Ему это было в радость.

А мама была хранительницей домашнего очага. Она хорошо готовила, стряпала вкуснейшие булочки и пироги».

… Когда в 1968 году закрыли Черноскутовскую школу, Людмила Тимофеевна ушла на выслугу, так как к тому времени её педагогический стаж уже составил 25 лет. Педагогический стаж Александра Петровича 19 лет. И все эти годы они были настоящими учителями, которые старались не просто научить грамоте, а развить в деревенских детях чувства товарищества, взаимовыручки, желания стать хорошими людьми. Среди их учеников врачи, инженеры, руководящие работники.

Они очень гордились своими детьми. Нина получила бухгалтерское образование и много лет трудилась в Горздравотделе Каменска-Уральского, затем на заводе «Исеть». Удостоена звания «Ветеран труда». Николай всю жизнь трудился на УАЗе в глиноземном цехе крановщиком. В его трудовой книжке только одна запись. За ударный труд он неоднократно был отмечен грамотами, ценными подарками, его фото висело на Доске почета завода [2].

Младшая дочь Пошляковых Татьяна в 1980г. закончила алюминиевый техникум по специальности техник-технолог, в 1984г заочный народный университет им. Н.К.Крупской в г. Москва и 23 года работала художником. Потом она поступила в УрГППУ на факультет информационных технологий и получила специальность инженер-педагог. После чего 13 лет работала в научно-производственном центре по охране памятников истории и культуры Свердловской области ведущим инженером-инспектором и преподавала информатику и компьютерную графику вечерникам в Каменск-Уральском алюминиевом техникуме [3].

Но вернёмся к нашим главным героям. Жизнь в семье Пошляковых шла своим чередом. Уже прошли годы перестройки, минули лихие 1990-е. Александр Петрович и Людмила Тимофеевна жили так же дружно и счастливо, как в молодости. Занимались общественной работой, летом пропадали в саду, продолжая держать пасеку.

«В октябре 2001 года мама неудачно упала и сломала шейку бедра. - Рассказывает Татьяна Александровна. - В течение года папа, бросив пасеку и сад, ухаживал за мамой, не отходя от неё. А 10 ноября 2002 года внезапно от инсульта папа умер. В ночь с 1 на 2 января 2004 года не стало и мамы».

Вот такая история любви, длиной в жизнь. Любовь, проверенная временем и испытаниями. Любовь, проверенная войной. Любовь, в которой помимо отношений мужчины и женщины всегда присутствовала семья. И работа. Непростая, сложная работа учителя сельской школы.

Заключение

В результате проделанной работы мы изучили биографии наших героев и решили все поставленные перед собой задачи. Нам было очень интересно прикоснуться к истории семьи Пошляковых. Семьи, где царил культ любви и понимания, и где оба супруга отдали большую часть своей жизни школе и воспитанию детей.

Самым, пожалуй, интересным для нас было познакомиться с письмами, которые писал Александр Петрович своей жене. К сожалению, в настоящее время мы забыли об этом замечательном способе общения. Современные гаджеты практически полностью вытеснили из нашей жизни умение излагать свои мысли на бумаге. И взрослые, и дети общаются посредством СМС-сообщений, видеозвонков, социальных сетей.

Проделав большую работу по изучению документов семейного архива Пошляковых, мы узнали, насколько разносторонними личностями были наши герои. Мы выяснили, как они жили в довоенный, военный и послевоенный периоды, как соединились их судьбы и как они прошли через всю жизнь рука об руку. Кроме того, мы проследили боевой путь Александра Петровича и узнали, как жилось людям в годы войны в тылу на Урале.

В результате проведённого исследования мы подтвердили выдвинутую в начале работы гипотезу. Если в семье царят любовь и взаимопонимание, то все члены семьи счастливы, и никакие беды и невзгоды им не страшны.

Литература

Мемориал: [Сайт] /Обобщённый банк данных об участниках Великой Отечественной войны.- https://obd-memorial.ru/html/. – (Дата обращения 21.12.2019)

Доска почёта: [Передовая статья с портретом Н.А.Пошлякова]// Каменский рабочий.- 1985 (№22).- 31 января.- С.1

Ломаева, О. Эксперименты с настроением: [О Т.А.Коротовских]// Каменский рабочий.- 1999.- 3 апреля (№53).- С.5

Источники

Документы семейного архива

Аттестаты

Беседы с Т.А.Коротовских

Воспоминания Л.Т. и А.П.Пошляковых

Выписки из приказов Красногорского РОНО г.Каменска-Уральского

Дневник Т.А.Дубровина

Книжка красноармейца

Письма 1945-1946гг.

Справки

Свидетельства

Трудовые книжки

Фотографии

ПРИЛОЖЕНИЯ

(сокращённый вариант)

Приложение №1

Фотоматериалы и документы

Тимофею Афанасьевичу Дубровину 17 лет Семья Дубровиных 1953 год

Здание Мало-Грязнухинской начальной школы

Дети Тимофея Афанасьевича и Анфисы Николаевны Дубровиных.

Слева направо (вверху): Людмила (Миля) 1925 г.р., Лия 1929г.р., Владимир 1931 г.р.

Внизу: Валерий 1936 г.р., Юрий 1938 г.р.

Дом Пошляковых. Ул. Советская, 19 с.Новоисетское

Дом Дубровиных. Ул. Кирова, 19 с.Новоисетское.

Фотографии сделаны в январе 2020 года

Т.А.Дубровин с классом. Начало1940-х годов

4 класс Мало-Грязнухинской школы. В центре Т.А.Дубровин.

Слева от него дочь Миля. Верхний ряд третий справа в белой рубашке и

пионерском галстуке Саша Пошляков. 1937г.

Слева: А.П.Пошляков в Шадринском лётном училище. 1941 год. Справа: 1940 год

Слева: А.П.Пошляков 23.12.1942г. в Сталинграде. Справа: Александр Петрович с

курсантами Вольского высшего военного авиационного училища 1941 год.

Боевой путь А.П.Пошлякова. Сталинградская битва.

Обобщённый банк данных «Мемориал».

Орден Отечественной войны 2 степени нашёл своего героя.

Красноармейская книжка А.П.Пошлякова

17-летняя Людмила Тимофеевна Дубровина приступила к работе учителем

Людмила Тимофеевна (2й ряд в центре) среди коллег – учителей. 1942 год

А.П.и Л.Т.Пошляковы 1940 год

12 марта 1973 года

Приложение №2

Письма Александра Петровича Людмиле Тимофеевне.

1945-1946гг.

Письмо от 22.10.1945г.

Письмо от 9.11.1945г.

Письмо от 15.01.1946г.

Письмо от 12.03.1946г.

Письмо от 12.05.1946г.

Просмотров работы: 36