Художники Югры о Великой Отечественной войне

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Художники Югры о Великой Отечественной войне

Таныгина Э.Ю. 1
1МБОУ "Федоровская СОШ № 5"
Ибрагимова Ч.Ф. 1
1МБОУ "Федоровская СОШ № 5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема моей исследовательской работы «Художники Югры о Великой Отечественной войне». Целью искусства зачастую становится необходимость сохранить в памяти, донести до потомков те события, которые никогда не должны быть забыты.  Эти события могут быть и радостными,  торжественными, но могут выражать боль и скорбь целого народа. Образы Великой Отечественной войны дошли до нас в рисунках и картинах художников-фронтовиков, очевидцев и участников военных действий. 

Новизна состоит в том, что в результате исследования составлены характеристики живописных картин, посвященных военной тематики художников Игошева В.А. и Тебетева М.А.

Объектом исследования является творчество художников-фронтовиков Югорского края.

Предметом исследования является работы художников Игошева В.А. и Тебетова М.А., посвященные ВОВ.

Гипотезу составляет следующее предположение: произведения художников могут выступать историческими источниками.

Цель – выявить информационные возможности произведении художников, участников ВОВ, как источника изучения истории повседневности Великой Отечественной войны.

Исходя из цели исследовательской работы, нами были поставлены следующие задачи:

1 – изучить биографию художников Игошева В.А. и Тебетева М.А.;

2 – провести подробный анализ живописных работ художников, участников ВОВ;

3 – выявить специфику отражения фронтовой жизни в произведениях искусства художников.

4 - систематизировать полученный материал для использования на уроках мировой художественной культуры и изобразительного искусства.

В процессе решения указанных задач были использованы следующие методы сбора и анализа материала, методы обобщения и анализа научной литературы, публикаций СМИ и информации сети Интернет, метод сравнения полученной информации, интервьюирование, анализ продуктов творческой деятельности.

Глава1 . Игошев Владимир Александрович.

Народный художник СССР Владимир Александрович Игошев родился 28 октября 1921 года около села Аскино в Башкирии. С детства был увлечен рисованием в 1936 г. поступил в Уфимское художественное училище. Учителями в училище стали И.Урядов и А.Тюлькин, убеждённые реалисты. Закончил Уфимское художественное училище в 1940 году. В 1941 году ему исполнилось 20 лет, и его призвали в армию практически с первых же дней войны. Воевал на Северо-Западном, Донском и Сталинградском фронтах. В 1943 г. был тяжело ранен под Сталинградом, долго находился в госпитале. Награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда" [1].

Формированию эстетических взглядов Игошева во многом способствовал Башкирский художественный музей, основателем и душою которого был большой русский живописец М.Н.Нестеров.

В 1944 году Игошев едет в Москву и поступает в Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, где учится у известных художников Ряжского, В.В. Почиталова, Д.К. Мочальского. В 1950 году после окончания института Владимир Игошев уезжает на Урал в г. Свердловск, где ведет педагогическую и творческую работу. В 1954 году состоялась его первая поездка на Север, в Ханты-Мансийский автономный округ. Свежие впечатления художника, восхищение людьми Севера; суровой красотой природы послужили основой для создания живописных работ "Суеват-Пауль"(1954), "Степан Куриков" (1954) и других, которые были приняты на Всесоюзную художественную выставку в Москве. Пейзажи и портреты, посвященные людям и природе Ханты-Мансийского автономного округа принесли художнику известность. Через два года в Москве состоялась персональная выставка художника и приобретение произведения "Озорница" в фонды Третьяковской государственной галереи.

В последующие годы Владимир Александрович постоянно ездит в таежный край. Созданный художником цикл работ, посвященный Ханты-Мансийскому автономному округу, послужил основой для персональных выставок в городах Тюмени, Перми, Костроме, Горьком, Свердловске 2.

Позднее в поисках острого выявления неповторимых особенностей человека, состояний природы художник переходит от многокрасочной палитры ранних работ к сдержанности цвета, лаконизму. В картинах «Сарайчик» (1980), «Лыско» (1980), «Маленький манси» (1986), потрясающем этюде «Старуха» к картине «Сотая весна» (1979) художник использует выразительность крупного цветового пятна и четко отточенного силуэта, которые обретают тем большую силу. В портретах оленеводов, рыбаков, охотников, поэтов и писателей («Мансийский поэт Юван Шесталов», «Маргарита Анисимкова») есть и романтика, и реализм. Особенно в портрете Ю. Шесталова взволнованной приподнятости образа, в котором отсутствует проза будничного, способствуют острота композиционного построения, пронизанного внутренним движением, энергия и благородство колористических контрастов и созвучий, темпераментность широкой живописи. С чуткостью художника он остро улавливает нюансы настроения личности.

В поездках по округу Владимир Игошев делает зарисовки, пишет с натуры, общается с местными художниками. Искренняя дружба связывала их с Михаилом Бронниковым, они много работали вместе. Многочисленные этюды, сделанные крепкими, энергичными мазками, иногда с применением мастихина, показывают то, что художник добивается плотности и сложности фактуры изображаемого мотива. Живописец постоянно работает над совершенствованием своего мастерства[3].
Созданный им цикл работ, посвященный Ханты-Мансийскому автономному округу, послужил основой для персональных выставок в городах Тюмени, Перми, Костроме, Горьком, Свердловске. Страстный путешественник Владимир Игошев побывал в самых дальних регионах Советского Союза: в Тувинской автономной республике, в Дагестане, республиках Средней Азии, а также на Памире и на Байкале, в Много поездок совершил Игошев и за рубеж: в Египет, Ливан, Сирию, Грецию, Югославию, Монголию, Италию, Японию, Индию, Пакистан, Вьетнам, Венгрию. И где бы он ни был, по словам художника, всегда вспоминал искренних и бескорыстных северян. Многие из них стали частыми гостями художника. В 1965 г. Владимиру Александровичу Игошеву присвоено звание народного художника России. С 1968 г. Игошев живет в Москве, преподает на кафедре рисунка и живописи Московского архитектурного института. Произведения Игошева приобретены крупнейшими музеями страны, а также музеями Австралии, Англии, Германии, Японии. В 1991 г. состоялась еще одна незабываемая поездка в Ханты-Мансийский автономный округ: 1 декабря открылось новое здание Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея (сейчас Государственный музей Природы и Человека), где была представлена новая экспозиция и персональная выставка работ Народного художника России Владимира Александровича Игошева [4].

В 1991 году Владимир Александровичу Игошеву присвоено звание Народный художник СССР.

В 2001 году в г. Ханты-Мансийске был открыт Дом-музей народного художника СССР В. А. Игошева [5].

Глава 2. Военная тематика в произведениях Игошева В.А.

 

Народный художник СССР Владимир Игошев тоже прошел дорогами войны. Был награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Сталинграда» и «За отвагу» [6] .

Войну Владимир Александрович встретил рядовым стрелком под Даугавпилсом. Дальнейший фронтовой путь прошёл артиллеристом и разведчиком в 214-й стрелковой дивизии под командованием Н. И. Бирюкова. Дивизия была сформирована в Башкирии в начале 1942 года как 214-я стрелковая дивизия 2-го формирования. Вошла в состав 64-й армии, которая находилась в районе Тулы и Сталиногорска. 10 июля 1942 года армия получила приказ Ставки ВГК о передислокации на территорию Сталинградского военного округа. В тот же день началась погрузка частей и соединений в эшелоны. Войска 214-й дивизии разгружались на станциях - Донская, Музга, Рычков. После разгрузки предстояла переправа на западный берег Дона. Боевое крещение её воины получили в июле 1942 года на восточном берегу Дона, преграждая путь фашистским войскам к Сталинграду [7].

«С первого дня, с первых часов Великой Отечественной войны мне довелось быть на фронте. В первые дни не мог рисовать, но позже, когда война для рядового солдата-артиллериста, а позже разведчика, стала каждодневным и привычным явлением, я снова взял в руки карандаш и в свободное от фронтовых дел время, в минуты временной передышки стал рисовать. Рисовал то, что видел: пушки, лошадей, ящики со снарядами, но чаще своих боевых товарищей – артиллеристов, разведчиков» [8].

Во время войны свои зарисовки живописец делал в своём походном альбоме: фронтовые наброски и мужественные образы героев, с которыми художник служил. В короткие минуты затишья доставал блокнот и рисовал. Делал наброски товарищей, те их отправляли домой вместо фотокарточек. Может быть, в этих семьях до сих пор хранятся портреты, выполненные Игошевым на передовой. Как-то на фронт приехала делегация из Башкирии с подарками для земляков. Игошев передал с ними пакет с рисунками для своего учителя, работавшего в Союзе художников. Всего 60 зарисовок. «Если сам не уцелею, может, рисункам повезет больше», — подумал солдат.
Под Сталинградом Игошев был серьезно ранен, несколько месяцев провел в госпитале. А когда приехал в Уфу, ему сказали: готовим твою первую персональную выставку из военных рисунков. Художнику было 23 года, в 1944 году[9].

Название картины, год

Описание

«Защитникам Родины», 1950

[10]

Дипломной работы по окончании Московского художественного института им. В. И. Сурикова в 1956 году.

Бойцы на привале с интересом рассматривают подарки из тыла.

Картина оказалась удачной, сразу с выставки дипломных работ была приобретена Башкирской художественной галереей имени Нестерова.

«Прощальный взгляд», 1972 г.

Сюжетной основой жанровой композиции «Прощальный взгляд» стали личные воспоминания о прощании с матерью перед уходом на фронт, его и ее переживаниях а увидятся ли они снова?

Сцена прощания изображена чуть сверху, композиционным центром становится обращённое к сыну лицо матери.

«Прощальный взгляд» находится в Волгоградском музее изобразительных искусств [11].

«Она всё сына ждет» ,1974

[12]

На серо-коричневом фоне деревянных построек стоит фигура старой женщины в белой блузке. Его голову покрывает такой же белый платок. Она стоит у калитки, скрестив руки, и смотрит куда-то вдаль. Её лицо печальное, покрытое морщинками.

Видна часть дома. Небольшое окно украшают красные цветы. Некоторые стоят на подоконнике, а некоторые растут просто под домом.

Природа вся в красе. Забор окутывают зелёные растения, белокурые растения выпрямляются кверху, распускаются цветы. И только одна женщина не замечает этой красоты, а смотрит всё вдаль в надежде увидеть знакомое лицо.

Она стоит и ждёт, когда же её сын вернётся домой.

  Картина «Она всё сына ждёт» была написана после того, как художник узнал о семье Степановых, о подвиге простой женщины Епистинии Фёдоровне Степановой [13] .

«Гуля Королева»,1987

[14]

Художник не был лично знаком с героиней повести Елены Ильиной «Четвёртая высота», но не мог оставить без внимания знаменитую однополчанку, тем более что удивительным образом пересеклись судьбы этих незнакомых людей под Сталинградом: при штурме высоты 56.8 геройски погибла Гуля, а Владимир Александрович получил тяжёлое ранение, после которого художник был демобилизован.

Гуля изображена в военной форме. Через правое плечо перекинута сумка санинструктора на длинном ремне, который крепко сжимает левая рука девушки. Наброшена на плечи плащ-палатка, на правом плече висит винтовка, которую Гуля поддерживает за ремень правой рукой. На голове пилотка с яро-красной звездой, короткие светлые волосы небрежно откинуты назад и прижаты пилоткой. Открытое лицо с высоким лбом. Привлекают внимание глаза девушки, точнее, взгляд. Он и серьёзный, и одновременно отвлечённый; он заставляет задуматься о происходящем, о возрасте девушки, о её тяжёлой службе медсестры, которая под пулями во время боёв перевязывает раненых или на себе выносит их с поля боя. Гуля погибла в возрасте 20 лет.

«Комиссар А.Ф. Соболь»

[15]

Соболь был комиссаром 214 стрелковой дивизии. По воспоминаниям однополчан, он был бесстрашным, деятельным, кипучим, строгим, но рассудительным.

Таким образом, тема войны пронизывает творчество Игошева В.А. Произведения военной тематики фиксируются в каждом десятилетии, начиная с фронтовых рисунков 1942 года и до портретов однополчан конца 1980-х. Особенность творчества В.А. Игошева – максимальное внимание к человеку – характерно и для произведений на военную тематику. В них «нет боёв» и батальных сцен, а война предстаёт как повседневная жизнь отдельных людей.

Глава 3. Митрофан Алексеевич Тебетев.

Родился 8 августа 1924 года в деревне Лохтоткурт Октябрьского района. Считается первым живописцем народа ханты. Митрофан Тебетев рисовал с детства, участвуя в оформлении школьных стенгазет, написании лозунгов. В 1939 г. с группой юных туристов округа впервые побывал в Москве. Неизгладимое впечатление на него произвело посещение Третьяковской галереи, что послужило толчком его дальнейшей творческой деятельности. Появились первые акварельные работы «Лебединое озеро», «К лету», написанные в Ханты-Мансийске в 1942 г. [16].

Перед Великой Отечественной войной М. Тебетев поступил в фельдшерско-акушерскую школу. Из воспоминании Тебетева М.А.: «В 1940г. поступил в фельдшерско акушерскую школу. Я хорошо рисовал, и директор Трусов Николай Степанович, когда я уже проучился полгода, сказал: «Тебе здесь делать нечего. Поедешь учиться в Омское художественное училище». Готовился, рисовал, но началась война. Я решил, что буду нужнее для фронта медработником. Учились по ускоренной программе, два года вместо трех. Когда мы закончили училище, Трусова уже забрали на фронт. Директором стала Степанова Е.В.. Призвали на фронт и секретаря комсомольской организации училища Ваню Загудайского, и военрука училища. Перед окончанием училища я тяжело переболел. После экзамена я был приглашен на беседу к военкому, лейтенанту Павлову. И он решил мою судьбу, не направлять на фронт» [17].

Митрофан Алексеевич организовал акцию "Ты чем помог фронту?" Десятки посылок с продуктами и вещами были отправлены из  Ханты-Мансийка бойцам. И в эти тяжелые военные годы художник не бросал свое увлечение. В 1944 году им были написаны "Шайтанские пейзажи", серию открывал этюд "Шуга на Сосьве". Через сорок лет тюменский искусствовед А. Валов скажет, что этим этюдом "начинался художник Тебетев".

Но наиболее полно художник раскрыл себя в 1944 г. в Березове в пейзажах, написанных по памяти: «Озеро Турват. Урал», «Усть-Манья. Осень». В этом же году появился на свет первый этюд с натуры «Шуга на Сосьве». Любовь к родной земле, к ее истории и культуре самодеятельный живописец отражает в своих картинах, начиная с 1950-х годов. Появляется сложная по композиции работа «Ханты читают газету на родном языке», связанная с началом деятельности первой хантыйской газеты. Волнение художника за судьбу будущего поколения хантыйского народа чувствуется в картине «В интернате», где, по его словам, происходит «обрусение нации».

Познание художником законов изобразительного искусства было продолжено на заочном в Народном университете искусств имени Н. К. Крупской в 1959 г. Учеба в художественном заведении неразрывно связана с началом создания серии «Город на Иртыше». В нее вошли небольшие этюды и композиции, отражающие облик Ханты-Мансийска, сформировавшийся в 1930-е гг. Картины «На пристани», «Ханты-Мансийск. Центр» и многие другие, написанные в 1960 - 70-х гг.. В 1970-е гг. у Митрофана Алексеевича начинается бурная выставочная деятельность. Он принимает участие в окружных, областных, республиканских и всесоюзных выставках самодеятельного искусства. В эти годы художник продолжает работать над основным циклом произведений хантыйской темой. Дает представление о Приобском Севере, жизни своего народа в его различных проявлениях, сочетая праздничные моменты (картины «Куренька», «Хантыйский праздник») и рабочие будни.
Дополняя представление о жизни народа, художник начинает работать в жанре портрета. Одним из первых он изобразил музыканта-импровизатора А. А. Ангатшупова и поэта Микуля Шульгина. За ними последовало множество портретов ветеранов войны, известных и близких ему людей. В каждом персонаже он видит личность значительную, подмечает в человеке свойственные ему черты лица и характера. 1990-е гг. — самые плодотворные в творческой деятельности художника. В 1993 г. произошло памятное событие в жизни Митрофана Алексеевича — он был принят в члены Союза художников России. В этом же году, переехав на жительство в Березово, художник заканчивает работать над серией «Березовские пейзажи». В сорока двух сюжетах чувствуется любовь к улочкам тихого северного поселка. Своей первозданной красотой привлекают многочисленные этюды из серии «Шайтанские пейзажи».
В 1993 г. состоялось открытие выставки «Сумытвош» («сумыт» по-хантыйски — береза; «вош» — город). Здесь хантыйский живописец обращается к былому, изображая с натуры еще сохранившиеся купеческие дома и склады. Воссоздает на своих полотнах собор в Березово 1910 года, Богородице-Рождественскую церковь XVIII века, используя при этом фотографии, изучая историю старинного поселения.
В августе 1997 г. в п. Березово состоялось открытие Дома-мастерской М. Тебетева, что еще раз подчеркнуло значение художника и вклад его в культурное наследие Березовского района и в целом округа. В настоящее время Митрофан Алексеевич работает над новой серией картин «Сосьвинские манси», богатой своей культурой и историей, с которой когда-то начинал делать свои первые шаги в изобразительном искусстве.

Заняться любимым делом жизни – рисованием М.А. Тебетев смог только выйдя на пенсию. Он создавал картины такой близкой ему темы жизни и быта коренных жителей Севера. Сам он в диалогах всегда подчеркивал, что хотел запечатлеть то уходящее состояние из жизни его народа, которое стала вымещать современная цивилизация, недаром говорят, что картины художника Тебетева – это экскурсия в прошлое.

Самобытным художником создано более четырехсот работ, многие из которых заняли достойное место в галереях России и не раз экспонировались за рубежом. Однако живопись не стала профессией - медицина оказалась сильнее. Большинство персональных выставок - их у художника было около шестидесяти - состоялось именно в это время. При этом долгие годы часть средств, заработанных от продажи картин и выставочной деятельности, Митрофан Алексеевич перечислял в Советский Фонд мира.

Участник окружных, областных, республиканских, всесоюзных выставок самодеятельного творчества, а также зарубежных: в Чехословакии, Польше, Германской Демократической республике, Федеративной Республике Германии (1974, 1982), Англии (1977), Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Произведения находятся в ГИМе, Всероссийском музее самодеятельного искусства в Суздале, ТОКМ, ТМИИ, Ханты-Мансийском окружном краеведческом музее (сейчас Государственный музей Природы и Человека) [18].

М.А. Тебетев был награждён званиями: Почётный гражданин города Ханты-Мансийска за особые заслуги и вклад в развитие искусства с 1978 года, член Союза художников России с 1993 года, Ветеран труда с 1979 года, Ветеран Великой отечественной войны (труженик тыла). Награждён правительственными наградами: медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне». Тема войны сопровождалась и в его картинах [19].

Глава 4. Военная тематика в произведениях Тебетева М.А.

Название картины, год

Описание

«Портрет отца – ветерана Волховского фронта», 1987 г

В год работы над портретом отца Алексея Михайловича Тебетева он жил в поселке Игрим Березовского района. Позировал в своей жилой комнате. На углу стола книга «На Волховском фронте», он читал о Великой Отечественной войне, предплечье правой руки на столе. Рядом телефон и в углу телевизор, на стене в тени наградные листы. На правой и левой стороне пиджака медали и орден Отечественной войны.

Как сыновья благодарность ему - «Портрет ветеранов». На холсте увековечен портрет отца, защищавшего Родину».

К 60-летию Победы мною написан портрет отца с фотографии 1945 года [20]..

«Ветераны 9 Мая», 1976 г.

Композиция картины решена как групповой портрет. Изображение четырех ветеранов Великой Отечественной войны дано на первом плане. Художник показывает их в момент беседы. Ветераны изображены в полный рост и расположены по одной прямой, что сообщает им характерный для Тебетева стаффажный принцип подачи главных персонажей. Фигура справа от зрителя с жестикуляцией рук обращает на себя особое внимание, этот ветеран выступает как рассказчик, остальные слушатели. в парадных костюмах с орденами и медалями стоят на фоне деревянного дома, на котором прикреплена мемориальная доска. Надпись на ней гласит: "В этом доме с 1936-1941 гг. жил Герой Советского Союза Иван Захарович Безносков". К стене дома прислонен венок с цветами и красной лентой. Картина выполнена в коричневых, зеленых, синих, сиреневых красках. На картине изображены слева направо: Вячеслав Попов (летчик), Дмитрий Шишкин (участник Парада Победы), Константин Кеушков [21].

«Аллея героев» ,ноябрь 1974 - март 1975 гг.

На картине изображен вид города Ханты-Мансийска с видом на центральную дорожку аллеи героев, относящейся к 1970 -м годам. Асфальтированная дорожка имеет срез в нижней части картины и перспективу в сторону центральной верхней части холста, которая замыкается памятником с изображением стоящего солдата. За памятником просматривается фрагмент здания. Сюжет картины посвящен празднику Победы. Композиция многофигурная. Герои Отечественной войны и жители города изображены на "Аллее героев". Вертикальный ритм берёз ограничивает аллею с двух сторон. На первом плане изображены мужчины-ветераны, они движутся друг за другом. Наиболее крупная фигура мужчины средних лет изображена справа от зрителя. Художник обрезает кромкой холста фигуру на уровне ног, что способствует эффекту приближенности персонажа к зрителю. Грудь мужчины в орденах. За ним движется седовласый пожилой человек с медалями и орденами на темно-сером пиджаке. Он опирается на костыль. Далее изображен одноногий ветеран, опирающийся на два костыля, в сером кителе с медалями и в кирзовых сапогах. Рядом с ветеранами, спиной к зрителю изображены два мальчика с флажками в руках. С правой и левой стороны дорожки вмонтированы живописные портреты погибших героев. У одного из таких портретов в левой части стоит пожилая женщина. Ее поза выражает скорбь. Руки прижаты к груди, голова склонена. На ней черная юбка, синяя кофта, на голове зеленый платок. Живопись имеет примитивный характер, использованы яркие локальные цвета[22].

«Портрет П.В.Самбиндалов», 1994 г.

В 1994 году Митрофан Алексеевич написал портрет Самбиндалова Павела Васильевича, который родом из д. Малеевка Березовского района. На оборотной стороне портрета сохранилась надпись оставленная дочерью ветерана «мой отец похож на себя». Известно, что ушел на фронт в 1941 году, вернулся по ранению в 1943 году. Прошел Ленинградский фронт, Курскую дугу, где получил тяжелое ранение[23].

В каждом персонаже видит личность значительную, подмечает в человеке свойственные ему черты лица и характера.

В результате исследования и изучения творчества художников Тебетева М.А. и Игошева В.А. была составлена сравнительная характеристика картин, которая представлена в виде следующей таблицы:

Тебетев М.А

(оказывал помощь в тылу, труженик тыла)

Игошев В .А

(принимал участие в боевых действиях)

1. Самобытный художник.

2.Сюжет представлен участниками

войны -ветеранами (также из числа коренных народов) в несложной композиционной форме.

3. Рисунок прямолинейный.

4.Живопись состоит из чистых, локальных цветов.

5.Композиция имеет фотографичный подход.

1.Профессиональный художник .

2. Сюжет также представлен участниками ВОВ, запечатленных в момент эмоционального состояния.

3.Рисунок сложноракурсный.

4.Живопись выдержана в суровых цветовых отношениях, написанная приемами пастозного письма .

5. Следует законам традиционной академической композиции.

Вывод: несмотря на разный профессиональный уровень каждого художника и своеобразную технику исполнения, их объединяет великая тема - войны и победы. Художники с одинаковой гордостью изображают своих героев-победителей.

Заключение.

Цель исследовательской работы достигнута - произведения художников Тебетева М.А и Игошева В.А., участников ВОВ, могут использоваться как источники изучения истории повседневности Великой Отечественной войны. В результате исследования гипотеза подтверждена.

Изучая работы художников о войне, мы определили, что ведущая роль искусства заключается в том, что оно нераздельно связанно с жизнью. В искусстве жизнь предстает перед нами в виде живых образов.  Перед нами открывается героическая страница из жизни нашего народа. Мы видим, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине через произведения великих художников и фронтовые зарисовки солдат. Запечатленные на них события — объективный, очень живой и непосредственный источник для воссоздания подлинной истории Великой Отечественной войны. Эти рисунки, полные искреннего чувства, человеческого тепла, наблюдательности, можно сравнить с рассказом о людях, которые воевали и победили.

В процессе работы над нашей темой мы с научным руководителем установили сотрудничество с «Домом-музеем народного художника СССР В. А. Игошева» и «Березовским районным краеведческим музеем». Результаты работы будут отправлены для публикации на сайте.

В результате исследования:

1 – изучены биографии художников Игошева В.А. и Тебетева М.А.;

2 – проведен подробный анализ живописных работ художников, посвященных ВОВ;

3 – выявлена специфика отражения фронтовой жизни в произведениях искусства художников.

4 - систематизирован полученный материал для использования на уроках мировой художественной культуры и изобразительного искусства.

Практическая значимость:

- данный материал может быть использован в школе на уроках мировой художественной культуры, изобразительном искусстве

- систематизированный материал о живописных работах художников Игошева В.А. и Тебетева М.А., посвященных ВОВ переданы в «Дом-музей народного художника СССР В. А. Игошева» и «Березовский районный краеведческий музей».

Список литературы и источников.

https://melarusart.net

http://hmao.kaisa.ru

Ширяева Л.А. Север в творчестве В.А. Игошева // Эринтур. - 2003. -№8.-0.375-396.

https://www.antonia.lv/ru/zhivopisj/igoshev-vladimir-aleksandrovich

http://t-i.ru

Ворокосова Н., Белова А. Вспоминая минуты затишья //Научно историко-краеведческая газета «Музейное дела», 2010, № 17 . С. 11.

Владимир Игошев. «Глазами сердца». - М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 2000.

Альбом «Народный художник СССР Владимир Игошев: живопись, графика. Москва.2006 г.

https://www.yuga.ru

Вадичупова, Т. 55 лет творческой деятельности хантыйского живописца М. А. Тебетева/ Т. Вадичупова ; [фот. И. Дементьев] ; Ком. по делам малочисл. народов Севера, Сев. фонд Администрации Ханты–Манс. авт. окр.. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1999.

Струсь Л. Нас готовили для фронта. //Научно историко-краеведческая газета «Музейное дела», 2010, № 17 . С. 10.

http://www.gahmao.ru/news/3577-samobytnyj-khudozhnik-tebetev-mitrofan-alekseevich

Рауданен Н.А. Ответ на письмо// Из фондов Березовского музея.

goskatalog.ru

КУ «Государственный архив Югры». Фонд 410. Опись 7. Дела 1-5.

Приложение 1.

 

Игошев. В.А. 1941 г., из семейного архива// Из фондов «Дома-музея народного художника СССР В.А. Игошева».

 

Наградной лист Игошева В.А. на Орден Красной звезды // Из фондов «Дома-музея народного художника СССР В.А. Игошева».

 
 

Приказ с фамилией Игошева В.А. о награждении медалью «За отвагу» // Из фондов «Дома-музея народного художника СССР В.А. Игошева».

   

Приложение 2.

Ветераны 214 стрелковой дивизий. Игошев В.А. – нижний ряд, третий слева //Из фондов «Дома-музея народного художника СССР В.А. Игошева».

Приложение 3.

Судьба Степановой Епистинии Фёдоровны.

Имя простой кубанской женщины Епистинии Фёдоровны Степановой известно всему миру. Её материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей.

      Дружная, работящая семья Степановых проживала на хуторе Первое Мая – ныне хутор Ольховский Тимашевского района Краснодарского края. В пылу Гражданской войны погиб первый сын Епистинии Фёдоровны – Александр. Ему было семнадцать. Но беда не сломила Степановых. Сыновья работали в колхозе – плотник, учётчик, хлебороб. По вечерам под крышей дома Степановых часто звучала музыка. Братья играли на баяне, скрипке, гитаре, балалайке, мандолине.

      Прошло время, сыновья выросли. На Халхин-Голе погиб Фёдор, на Курской дуге – Илья, на Украине погиб партизанский разведчик Василий, на белорусской земле сложил свою голову Иван, Павел пропал без вести на Брянском фронте, Филипп испытал все муки фашистского концлагеря.

      Младший сын Епистинии Фёдоровны Александр, названный именем погибшего старшего брата, одним из первых форсировал Днепр и ценой невероятных усилий вместе другими бойцами удерживал плацдарм на правом берегу. На подступах к Киеву было отбито шесть яростных атак врага. Степанов остался один, в одиночестве отражал и седьмую атаку. Когда из пыли, поднятой танками, показалась вражеская цепь, он бил по ней до тех пор, пока работал автомат. Потом, зажав в кулаке последнюю гранату, шагнул навстречу немецким солдатам, взорвав себя и окружающих врагов.

      За этот подвиг двадцатилетний Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в городе Тимашевске, на хуторе Ольховском, в станице Днепровской. У входа в школу МОУ СОШ № 7 ст. Днепровской Тимашевского района установлен бюст Александра Степанова.

Только Николай, поднявшись с госпитальной койки, когда на земле уже стоял мир, вернулся августовским днём сорок пятого года в родной хутор. Он прошёл по улице, которая была когда-то тесна ему с братьями, постучал в дверь опустевшего дома Степановых. Но и под материнской крышей война настигла солдата – он умер от фронтовых ран.

      Епистиния Фёдоровна похоронена в станице Днепровской на мемориале погибших в боях за Родину. На мраморных плитах мемориала высечены имена воинов, не вернувшихся с полей битв в родную станицу. И первыми – имена братьев Степановых – сыновей Епистинии Фёдоровны, СОЛДАТСКОЙ МАТЕРИ.

      Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени.

      В Тимашевске открыт Музей семьи Степановых, установлен монумент «Мать» [24].

Приложение 4.

Родился в д. Лохтоткурт ныне Октябрьского района. С юношеских лет – профессиональный рыбак и охотник. Принимал участие в боевых действиях за установление Советской власти на Обском Севере. Воевал на Тихвинском фронте в лыжном, саперном, дорожном батальонах, получил ранение. С 1943 года воевал на Волховском, Ленинградском, Третьем Белорусском фронте. В апреле 1943 года был признан гарнизонной военной врачебной комиссией годным к нестроевой службе.

В конце мая 1945 года Алексея Михайловича направили на Забайкальский фронт, домой вернулся после подписания мирного договора и капитуляции поверженной Японии. В октябре 1945 года был демобилизован из армии.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, боевыми медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Таллина», «За взятие Кенигсберга».

Вернувшись домой с войны, работал председателем Шеркальского сельского Совета, кассиром-счетоводом Самаровского техучастка, Березовского рыбкоопа и коопзверопромхоза.

Сын Алексея Михайловича - Тебетев Митрофан Алексеевич, известный художник, почетный гражданин города Ханты-Мансийска [25].

Приложение 5.

Здравствуйте Чулпан Фанисовна!

В фондах Березовского музея хранится большая коллекция работ Митрофана Тебетева, среди них четыре работы, это портреты ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Портрет отца – ветерана Волховского фронта» 1987 г. в фондах нашего музея хранится два портрета Алексей Михайлович Тебетева, отца художника.

«Ветеран войны и труда Первова А. Е.» 1995 г.

«Самбиндалов П. В.» 1994 г.

Трудовой путь Митрофана Тебетева начался в годы войны с д. Усть-Манья Березовского района. В фондах нашего музея хранится одна из ранних работ художника «Шайтанка. Шуга на Сосьве», которая написана в 1944 году.

В книге М. Тебетева «Лохтоткурт», можно познакомиться с историей появления портрета отца художника, участника ВОВ.

«В год работы над портретом отца Алексея Михай­ловича Тебетева он жил в поселке Игрим Березовско­го района. Позировал в своей жилой комнате. На углу стола книга «На Волховском фронте», - он читал о Великой Отечественной войне. Был ранен; предпле­чье правой руки на столе. Рядом телефон и в углу те­левизор, на стене в тени наградные листы. На правой и левой стороне пиджака медали и орден Отечест­венной войны.

В 1987 году журналист Г. И. Слинкина посетила дом моего отца и записала беседу с ним («Ленинская правда», 18 февраля). «Из новой избы в Нахрачах ушел А. М. Тебетев добровольцем на фронт. С сен­тября 1941 по октябрь 1945 не расставался с оружи­ем защитника Родины. ...Сражался в лыжном баталь­оне, участвуя в наступлении на Волховском фронте в январе 1943 года. Среди сохранившихся нагрудных знаков красноармейца награда - «30 лет операции «Нева», положившей начало разгрому гитлеровских войск под Ленинградом. После поправки от первого ранения был боец Тебетев зачислен в саперный бата­льон. Заслужил звание «Отличный дорожник» за уме­лые действия при наведении переправ и налажива­ние дорожных путей. Медаль «За отвагу» получил при освобождении Таллинна, это было в октябре сорок четвертого. Воевал на третьем Белорусском фронте, после победы в составе восьмой армии этого фронта передислоцировался на Дальний Восток. Участвовал в войне с империалистической Японией. «На войне я еще более убедился, что мир спасут красота, культу­ра, доброжелательные взаимоотношения. Мы завое­вали свободу для творческого расцвета... Сын часто советуется со мной, изображая быт ханты, старину». Как сыновья благодарность ему - «Портрет ветера­нов». На холсте увековечен портрет отца, защищав­шего Родину».

К 60-летию Победы мною написан портрет отца с фотографии 1945 года».

В 1994 году Митрофан Алексеевич написал портрет Самбиндалова Павела Васильевича, который родом из д. Малеевка Березовского района. На оборотной стороне портрета сохранилась надпись оставленная дочерью ветерана «мой отец похож на себя». Известно, что ушел на фронт в 1941 году, вернулся по ранению в 1943 году. Прошел Ленинградский фронт, Курскую дугу, где получил тяжелое ранение

В 1995 году художник пишет портрет Первова Александр Емельяновича из Березово. В «Книге памяти» Березовского района Тюменской области, выпуск 1 за 1999 г. написано «Родилсяв 1908 году. Призванв 1941 году. Участвовалв боях с апреля 1942 года по май 1945 года в составе 4041, 21 прожекторных полков, 88зенитного полка 13 артиллерийской дивизии, с мая 1945 года по сентябрь 1945 года против милитаристской Японии. Рядовой. Награды: орден Отечественной войны II степени, медали "За боевые заслуги", "За трудовое отличие", "За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне", "Медаль Жукова». Демобилизован20 марта 1946 года. Работал председателем колхоза имени 12 лет Октября, 40 лет Октября, заместителе председателя колхоза, животноводом, заведующим складом. Умер25 июня 1998 года, похоронен в п. Березово».

Такая информация хранится в нашем музее, надеемся она поможет вам в написании исследовательской работы.

Исполнитель: сотрудник музея Рауданен Н.А.

1 https://melarusart.net

2 http://hmao.kaisa.ru

3 Ширяева Л.А. Север в творчестве В.А. Игошева // Эринтур. - 2003. -№8.-0.375-396.

4 http://hmao.kaisa.ru

5 https://www.antonia.lv/ru/zhivopisj/igoshev-vladimir-aleksandrovich

6 http://t-i.ru

7 Ворокосова Н., Белова А. Вспоминая минуты затишья //Научно историко-краеведческая газета «Музейное дела», 2010, № 17 . С. 11.

8 Владимир Игошев. «Глазами сердца». - М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 2000.

9 https://ugra-news.ru

10 Альбом «Народный художник СССР Владимир Игошев: живопись, графика. Москва.2006 г.

11 http://t-i.ru

12 Альбом «Народный художник СССР Владимир Игошев: живопись, графика. Москва.2006 г.»

13 https://www.yuga.ru

14 Альбом «Народный художник СССР Владимир Игошев: живопись, графика. Москва.2006 г.

15 Альбом «Народный художник СССР Владимир Игошев: живопись, графика. Москва.2006 г.

16 Вадичупова, Т. 55 лет творческой деятельности хантыйского живописца М. А. Тебетева/ Т. Вадичупова ; [фот. И. Дементьев] ; Ком. по делам малочисл. народов Севера, Сев. фонд Администрации Ханты–Манс. авт. окр.. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 1999.

17 Струсь Л. Нас готовили для фронта. //Научно историко-краеведческая газета «Музейное дела», 2010, № 17 . С. 10.

18 http://hmao.kaisa.ru

19 http://www.gahmao.ru/news/3577-samobytnyj-khudozhnik-tebetev-mitrofan-alekseevich

20Рауданен Н.А. Ответ на письмо// Из фондов Березовского музея.

21 goskatalog.ru

22 goskatalog.ru

23 Рауданен Н.А. Ответ на письмо//Из фондов Березовского музея

24 https://www.yuga.ru

25 КУ «Государственный архив Югры». Фонд 410. Опись 7. Дела 1-5.

Просмотров работы: 86