Введение.
Меня зовут Саванок Алина. Я учусь в 16 школе города Екатеринбурга в 6 классе. Родилась и живу я в этом прекрасном городе. Это моя малая Родина! Здесь моя пристань, моя опора – родительский дом. А мой отец Саванок Вячеслав Анатольевич родился в селе Сосновском Каменского района Свердловской области, Там его корни. Село Сосновское удивительное место. Занимая окраинное положение на западе Каменского района, граничит территория села с землями Белоярского и Сысертского районов Свердловской области, а также землями Багарякского района Челябинской области. Как рассказывают старожилы, село принимало всех: рудокопов, мечтающих о богатствах, беглых пугачёвцев, спасающихся от царской немилости, а в годы Великой Отечественной войны приютило сотни репрессированных народов. Кров и защиту здесь нашли и немцы Поволжья, калмыки, греки, армяне, татары Крыма, раскулаченные жители сёл Западной Украины и Западной Белоруссии. Находясь как то в музее истории села Сосновского, я спросила руководителя музея, учителя школы Привалова Александра Николаевича « А что во всех селах был такой хоровод национальностей?». Александр Николаевич, подумав, сказал мне, а не хотела бы я сама разобраться в некоторых хитросплетениях сельской истории. Село имеет трёхсотлетнюю историю, но до сих пор некоторые факты остаются неразгаданными, пообещав общее руководство работой. Я подумала, папа обещал помочь, и вот решила попробовать.
Для начала Александр Николаевич вручил простую ученическую тетрадь, исписанную мелким убористым почерком. (Рис.1) Это были воспоминания сельского учителя об истории села Сосновского. Александр Николаевич предложил проработать первую главу рукописи об истории возникновения села и обозначить наиболее проблемные места для дальнейшего их фактологического обоснования. Мы все вместе обсудили план действий и наметили стратегические мероприятия, без которых не получилось бы этой работы.
Актуальность данной работы оценивается тем, что при стремительном изменении облика нашего села, родного края в целом, прошлое, вековые традиции, обычаи и законы крестьянской жизни стремительно покидают нас в современном мире. Жители села Сосновского отметили в июне 2019 года 300-летний юбилей, поэтому анализ любых источников, связанных с возникновением села, является актуальным и малоизученным.
Целью нашей работы является проведение исторического анализа содержания текста письменного источника об особенностях возникновения села Сосновского.
Для реализации поставленной цели считаем обязательным выполнение следующих задач:
- изучить содержание текста;
- подтвердить положения, изложенные в тексте, фактическим историческим материалом;
- оценить исторический опыт становления уклада крестьянской жизни сельского сообщества и его трансформации в современные условия;
- сделать выводы и предложения по теме исследования.
Результатом нашей работы должно стать издание брошюры воспоминаний И.А.Бределева об образовании села Сосновского с полным комплектом комментариев и обобщений.
Объект исследования – письменный источник, сочинение И.А. Бределева.
Предмет исследования – анализ содержания письменного источника. Гипотеза исследования – в современном сельском социуме письменное изложение исторических фактов о возникновении и развитии села Сосновского могут быть стабилизирующим и объединяющим фактором?
При работе над темой нами были привлечены многочисленные источники: библиографические, исторические, учебные пособия, источники социальной информации, собственный социальный опыт.
При исследовании заявленной темы нам помогли аналитико-синтетический метод, ретроспективный метод, сравнительно-исторический метод, метод социологического исследования и наблюдения.
Память о нашей истории должна сохраняться всем миром. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Наверное, об этом же думал сельский учитель Иван Александрович Бределев, когда задумал написать в простой ученической тетради своё сочинение в стихах об истории села Сосновского. Иван Александрович участник Великой Отечественной войны, основоположник современного образования на селе. (Рис.1) Он был вначале директором семилетней, а затем и восьмилетней школы, преподавал ребятишкам географию. Свой сказ о селе Сосновском Иван Александрович разделил на несколько глав: образование села, образование совхоза, природа родного края, жизнь и быт сосновцев. Можно оценить и проанализировать текст с точки зрения литературного творчества, разобраться с рифмовкой (она оказалась смежной, парной), стилем написания, но мы поставили другую цель, проанализировать текст с исторической точки зрения. Заключая свой сказ, Иван Александрович говорит об этом:
«Пройдёт всего полсотни лет,
Интересно будет получить ответ,
Как древо сельское ветвилось,
Сколько дел под тенью скрылось?»
В истории наше село переживало и взлёты, и падения. Но для того и существует или должна существовать преемственность, передача культуры от поколения к поколению. Опираясь на опыт наших предков, мы не должны повторять падений, а на взлёты мы должны ориентироваться. Культура человечества – это активная память, введённая в современность. Мы предлагаем вашему вниманию первую главу сочинения И.А.Бределева об основании села и фактологическое историческое обоснование приведённых в тексте данных.
Глава1.Образование села.
Триста лет тому назад1
Государевых крестьян отряд2
Нашёл у озера бугор крутой3
И обосновался на постой.
Облюбовав тогда бугор лесной,
Предок наш обрёл покой!
Где то, кто- то говорил
Молинцев,4 считают, первый житель был.
Временщики разбежались, разошлись,
Но и на оседлость жители нашлись.
Прошли года, росла деревня в поле,
Урман глухой, но всё-таки на воле!
Рождались, умирали и женились,
Древа родов сильнее всё ветвились,
И рядом с отчим домом сын селился.
Из выселка постой в деревню превратился.
В слободе Камышевской молились,
Там же и венчались, и крестились,
А позже к Маминску прибились,
В нужде голодной сами бились!
За неуплату, други-жители,
Были отчислены от Маминской5 обители.
А в те времена, житьё без Бога
Известно всем. Не до порога!
Купили в Тимино избушку,
Поставили себе церквушку,
На результат труда дивились,
В своей обители молились.
Наконец, веленье Бога совершилось,
Вот так село Сосново появилось!
Из года в год, как помнят старожилы,
Несчастье, голод, мор тянули жилы!
Житьё: лучина да мякина,
Зимой сугрев давала им овчина.
На одних правах ютились:
Людская бедность и домашняя скотина!
Клопы и тараканы, и чесотка
Не проходили мимо околотка,
А зипуны, порты и сарафаны
Все были самодельно тканы!
Исполняя Петровский Указ6,
Добывали руду на заказ
Обжигали на уголь берёзы,
А доход? Не в карманы, а в слёзы7!
Потом немного наловчились,
Торговать дровами научились.
В город топливо возили,
Отхожим промыслом прослыли!
И вот край наш повеселел,
Епископат построить церковь повелел:
-Новый храм соорудить!
Чтоб Бога-Господа хвалить!
Для святого храма выбрали бугор,
Возвели из кирпича на нём собор,
Конечно, не Казанской Богоматери,
Но всё же: от алтаря и до паперти!
Спору нет, одно их двух:
Так ли было или нет?
Прошло три сотни лет,
Утерян правильный ответ.
А жаль, что узнать нам не дано,
Кто предок был и как давно?
Глава 2.Фактологическое обоснование данных, приведённых в тексте.
1.Опираясь на материалы переписи населения, проводимой Прокопием Козьмичем Елизаровым - соликамским воеводой, в имениях братьев Строгановых в 1647 году, Елена Николаевна Полякова в книге «Словарь пермских фамилий» приводит факт регистрации крестьянина села Слудка на реке Каме с необычной фамилией «Ивашко Семёнов сын Мудрой, у него дети: Сенька да Исачко, да Сидорко».
Алексей Геннадьевич Мосин, (Рис.6) уральский учёный, автор «Уральского исторического ономастикона», книги «Исторические корни уральских фамилий», исследуя корни уральских фамилий, фиксирует, что сын Исачка Прокопий Исаков сын Мудрой, учтён переписью населения 1719 года, как крестьянин деревни Сосновской в Камышевской слободе. У его потомков в 1822 году фамилия зафиксирована в варианте Мудрых. Более ранних фактов заселения деревни Сосновской мы не нашли. Отсюда следует считать, что годом основания её по праву является 1719 год.
2.Галина Александровна Кулакова в учебнике «История родного края» для 7-8 классов пишет, что «в Зауралье основной производящей фигурой в сельском хозяйстве становится черносошный крестьянин, феодально зависимый не от конкретного вотчинника (владельца земли), как в Прикамье, а от государства». (Рис.2-4)
Обедневшее крестьянство северных уездов России, сильно пострадавшее в годы интервенции начала XVII века, устремлялось на Урал в поисках лучшей жизни, в том числе и на юг Урала, в бассейны рек Исети и Миасса. Следует отметить, что все переселенцы снабжались грамотами, удостоверяющими, что они не крепостные, не беглые, не стрельцы, а следуют «… хлебной ради скудности в Пермь Великую до Соли Камской
для ради всякие чёрные работы, где ему можно голова своя кормить». Пользуясь такой привилегией, часть крестьянства Пермского края, спасаясь от эксплуатации Строгановыми, переселялась в восточные районы Урала, то есть на наши земли.
3.С.А.Галактионов в книге «Озёра Урала» приводит характеристику озера Сосновского.(Рис.5) «Озеро Сосновское находится на территории Каменского района у села Сосновского и относится к бассейну реки Исети. Площадь озера – 1, 8 км2, отметка уровня воды 150, 6 м над уровнем моря. Питание озера идёт в основном за счёт вод местного поверхностного стока, частично подземного стока, а также за счёт атмосферных осадков. Озеро не проточное, берега частично заболочены, более высокий западный берег, где расположено село Сосновское. Вода в озере чистая, пресная».
Известный каменский краевед Владимир Петрович Шевалёв в книге «Музей под открытым небом» пишет об озере так: «на западной окраине Каменского района расположено озеро Сосновское. Чаша озера гранитная. На южном склоне разбросаны крупные валуны». Валуны есть продукт деятельности ледника. Об этом же свидетельствуют автор учебного пособия «География Свердловской области» Владимир Григорьевич Капустин. «На Зауральской возвышенной равнине в углублённых понижениях междуречий озёра менее глубокие, дно их илистое, с залежами сапропеля. Озёра восточных предгорий и возвышенного Зауралья расположены в тектонических понижениях разных размеров и очертаний, что связано с депрессиями в гранитных массивах». Озера, в том числе и озеро Сосновское, образовались и в результате мерзлотных процессов, развивавшихся в ледниковый период.
4.В упомянутом выше источнике, книге А.Г.Мосина «Исторические корни уральских фамилий» мы нашли упоминания о 16 семьях, которые обосновали село Сосновское. В их числе мы нашли и фамилию Молинцев. Но кроме Молинцева и Мудрых, упомянутых ранее, я нашла фамилию Головырин, ведь эта фамилия принадлежит и моей бабушке, матери отца Алевтине Алексеевне в девичестве. Ещё раз убедилась, что не зря взялась за эту работу. Мой прадед Головырин Алексей Никонович (1926-1988) каменщик, инвалид с детства. В школе не учился никогда, ибо не говорил, слышал плоховато. Свою трудовую деятельность начал в колхозе имени Я.М.Свердлова по плотницкой части. Но кирпич, его таинства всегда привлекали юношу. Начал осваивать самостоятельно азы печного дела. Не счесть в скольких квартирах, домах, банях стоят сложенные его руками печки. Безупречный труд моего прадеда неоднократно был отмечен правительственной наградой (медаль за «Доблестный труд», 1970 г.) и многочисленными знаками трудовой доблести («Ударник Х пятилетки», 1980, «Ударник XI пятилетки”, 1985), Почётными грамотами и Дипломами. Пожалуй, самая высокая оценка его труда звание «Почётного гражданина села Сосновского» в 1988 году.
5.Весьма интересным является эпизод о взаимоотношениях церкви и сельского общества. Церковный налог – это строго добровольный налог, поступающий в выбранную гражданином религиозную организацию. Размер налога остаётся равным для любой религиозной организации. Такой налог составил 10% от полученных доходов (церковная десятина). В настоящее время налог является добровольным, а в годы основания села налог был принудительным. За неуплату – церковные меры воздействия в виде послушничества, молитвы для воспитания, а уж если и это впрок не пойдёт, то отлучение от церкви. За неуплату прихожане Сосновского были отлучены от посещения церкви Архангела Михаила в селе Маминском.
6.10 декабря 1719 года Указом, подписанным Петром I, была создана Берг- Привилегия. В ней было записано, что «соизволяется всем, и каждому даётся воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы». «Железная руда, - как писал В.П.Шевалев в своей работе «Судьба пушек Каменского завода», - столь необходимая для литья пушек, причём весьма высокого качества залегала гнёздами повсеместно и у самой поверхности». Этой рудой был лимонит (болотная, луговая, лесная железная руда). Берг - Привилегии 1719 г. для «всех охотников рудных дел» провозглашали свободу поисков и разработки полезных ископаемых. Согласно закону «О горных привилегиях», местные власти не имели права вмешиваться в рудокопные и поисковые дела, а обязаны были всячески содействовать их проведению. Скорее всего, данные послабления дали возможность части крестьян уйти из села Камышево и поселиться на берегу озера Соснового. Далеко простирались лесные дачи Каменского завода. Дворянин Фёдор Рукин в книге «Списки Каменского завода с присутствующими слободами» пишет: «Каменский округ включал шесть слобод и острогов. Камышевская слобода объединяла в 1719 году 17 деревень. В их числе была и деревня Сосновская».
7.Стоимость часа рабочего дня пешего крестьянина была 2 копейки, конного 3 копейки. Отработка, как правило, составляла 10 недель. Формирование и развитие Уральского промышленного района вызвали в XVIII веке появление внутри категории государственных крестьян новых групп населения. Первые, по недостатку земли, мало занимаются земледелием и по большей части работают на заводах или в рудниках по добыче железной руды, а также занимаются ремеслами: кузнечным, столярным, сапожным и слесарным; вторые же (вероятнее всего к этой категории относились сосновские жители), главным образом, занимаются земледелием и скотоводством, и в свободное время добычей и вывозкою руды и иных необходимых на заводе материалов (древесного угля). Все они были государственными крестьянами. Несмотря на свой статус, они обязаны были платить подушную подать. Размер налога с «души» государственного крестьянина, (каменские относились к таковым) составлял 1 рубль 14 копеек. Эту сумму крестьяне, приписанные к Каменскому заводу, отрабатывали на различных заводских вспомогательных работах. По переписи 1719 года видно, что отработка составляла 10 недель в год. Кроме этого крестьяне платили «рекрутский налог» - от 5 до 10 алтын (алтын – 3 копейки), на корм приказчикам – 10 копеек, в земскую избу или заводскую администрацию – от 40 алтын до 2 рублей в год и др. Подушная подать дополнялась множеством натуральных повинностей (строительной, ямской, дорожной, постойной и др.). Появилась новая профессия – «прибыльщик» - изобретатель налогов. Например, была обложена налогом борода: с горожан – 30 рублей, с крестьян – 2 деньги (1 копейка). Были установлены сборы: при въезде в город и выезде из него, со свадеб, с национального платья, хомутов, водопоев, перевозов, речных судов, мостов и пр. Увеличен был оброк с торговых лавок и бань: с дворянских и купеческих по рублю, с крестьянских бань – по 15 копеек. Кроме того, взыскивались разные чрезвычайные сборы. В среднем, на один тягловый двор приходилось от 3 до 5 рублей. Это были по тем временам очень большие деньги. Поэтому доходы получались не в развитие, а в слёзы.
Заключение.
Работая над исследованием сочинения Ивана Александровича Бределева об истории возникновения села Сосновского, я получила новые знания и познакомилась с малознакомыми фактами. Я стала внимательнее относиться к миру, в котором живу и людям, которые меня окружают. Я взглянула на село по – новому, пересмотрела его историю и теперь реалистичнее стали мои оценки происходящих событий. Но самое важное заключается в том, что работа над проектом сильнее окрасила любовь к своей малой Родине. Хочется привести слова поэта Михаила Крюкова:
Как хорошо, легко бывает дома,
Где всё уютно, близко и знакомо;
Там от проблем укрыться можно мне всегда,
И не пугают неудачи и беда.
Гостить в чужих краях доводится порою –
Там по родному дому я грущу, не скрою,
И с каждым днём всё с большим нетерпеньем жду,
Когда в места родные снова я приду.
Я в трудный час спешу домой скорее –
Родные стены сердце мне согреют;
Родимый дом - надёжный мой причал,
Он для меня – начало всех начал!
Заключая свою работу, мы с удовольствием можем констатировать, что поставленные цель и задачи достигнуты. Но впереди есть чем заняться! Надо разобраться с остальными главами сочинения И.А.Бределева, окрасить их научными фактами и издать брошюру. Это будет наш подарок ко Дню села в июне 2021 года.
Список литературы.
Капустин В.Г, Корнев И.Н. География Свердловской области, Учебное пособие для основной и средней школы. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.
Кулакова Г.А. История родного края. Книга по истории Среднего Урала для 7-8 классов средней школы. – Средне - Уральское книжное издательство, 1983.
Методические рекомендации по осуществлению учебно-исследовательской работы: пособие для учащихся образовательных школ. – Каменск – Уральский, Каменск – Уральский педагогический колледж, 2005.
Мосин А.Г. Исторические корни уральских фамилий. – Екатеринбург: Издательство «Гошицкий», 2008.
Переписная книга 1647 г.Елизарова П.К. по вотчинам Строгановых. Список с примечаниями Ф.Волегова и А.Дмитриева. интернет-ресурс www.agarh.permkrai.ru
Полякова Е.Н. Словарь пермских фамилий. Пермь: Книжный мир, 2005.
Шевалёв В.П. Музей под открытым небом. – Каменск – Уральский:
«Калан», 1998.
Шевалёв В.П. Судьба пушек Каменского завода//Уральская провинция в системе регионального развития России: исторический и социокультурный опыт. Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 300-летию города Каменска-Уральского. –Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 2001.
Приложения.
Рис. 1.И.А.Бределев (1909-1983) Директор школы, учитель географии и его рукопись об истории села Сосновского и его рукопись, написанная в простой ученической тетради,
Рис.2. Типичный вид государственных крестьян в XVIII – XIX вв.
Рис.3. Нищенское существование крестьян.
Рис.4. Часто сосновские крестьяне подрабатывали на отхожем промысле.
Рис.5. Озеро Сосновское.В лесу по берегам озера находится большое количество закопушек, мест добычи лимонита, железной руды.
Рис.6. Алексей Геннадьевич Мосин и его книга «Исторические корни уральских фамилий».
Рис.7. Такие печки в селе Сосновском были поголовно сложены Алексеем Никоновичем Головыриным, моим прадедушкой.
Рис.8. Хорошо Село Сосновское в любое время года.
20