Введение
Война никого не прошла стороной.
Какую семью ты сейчас не затронь.
И в нашей семье тоже прадед служил,
В Победу, Свободу он вклад свой вложил.
В этом году наша страна празднует 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
Мы в школе готовились к конкурсу «Спасибо деду за Победу» и собирали фотографии для «Бессмерного полка» нашего класса. Я тоже принесла фотографию дедушки моего папы, который умер в апреле 1945 года, чуть-чуть не дожив до победы. А еще у меня есть прадедушка, Дорошко Иван Самуилович. Ему сейчас 101 год и он ветеран Советско-Финской войны и Великой Отечественной войны.
Родители стали мне подробно рассказывать о его подвигах, о самой войне, и тогда мы решили написать работу, посвященную моему прадеду. Чтобы рассказать о его трудной жизни и его заслугах. А так же узнать, как чтится память о ветеранах в других семьях.
Целью исследования стало изучить жизнь моего прадеда, Дорошко Иван Самуиловича, а так же узнать, есть ли ветераны в семьях моих одноклассников? И как чтится память о ветеранах нынешними поколениями.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Собрать необходимую информацию с помощью газет, интернета и личных источников.
Подобрать фотографии для проекта.
Провести анкетирование в классах и узнать, как чтится память о ветеранах в семьях моих одноклассников и старших учеников.
Сделать выводы.
Сделать памятку для моих одноклассников.
Работа над исследованием состоит из нескольких этапов:
Начальный этап: сбор информации по проблеме. Методы сбора информации: изучение литературы и интернет-источников, анкетирование учащихся школы.
Основной этап: оформление проекта и презентация его результатов. Освещение результатов проекта через школьную газету и веб-сайт школы. Выступление на классном часе, родительском собрании.
В качестве методов исследования мной были использованы опрос, беседа, наблюдение. Также мы составили детальный план работы (Приложение 1).
Биография Дорошко Иван Самуиловича.
Дорошко Иван Самуилович родился 20 октября 1918 года в деревне Ровань Стародорожского района Минской области. Хотел быть учителем, но мать настояла, чтобы сын стал врачом.
В 1938 году окончил Бобруйскую фельдшерскую школу, работал заведующим медицинским пунктом Совхоза Новые Зеленки Минской области по 22 сентября 1939г.
С 22 октября 1939 призван на действительную службу в Красную армию в должности рядового фельдшера.
Принимал участие в походе в Западную Белоруссию. Участвовал в Финской компании с декабря 1939 г. по 1940 г. в составе 55 МСБ 4-й Стрелковой дивизии.
С 25 октября 1941 года назначен старшим фельдшером 392 МСБ 236 мотострелковой дивизии. Принимал участие в походе в Иран, затем с декабря 1941г. по 20 мая участвовал в десантной операции по освобождению Керчинского полуострова Крыма, где после тяжелого ранения и контузии, при полной гибели своей части и соединения, попал в фашистский плен, где находился в концлагерях Джанкое, Кривом-Роге, Житомире в лагере-госпитале, где оказывал посильную помощь нашим раненым.
В городе Сарны, Ровенской области убежал из плена и с октября 1943 по январь 1944 года находился в партизанском отряде им.Суворова щорсовского соединения, действующего на территории Ровенской и Брестской области в должности фельдшера. С января 1944 года по сентябрь 1944 года был начальником медсанслужбы партизанского отряда спецназначения им.Буденного, действующего на территории Польши Люблинского воеводства.
По расформированию отряда в городе Ровно, с октября 1944 года мобилизован на Ковельскую железную дорогу по борьбе с эпидемией сыпного тифа, в должности эпидемиолога санэпидстанции город Сарны, где тяжело перенес болезнь - сыпной тиф, так как заразился в очагах тифа.
Находясь в партизанских отрядах, проделал десятки сложных хирургических операций по удалению металлических осколков, пуль и одновременно с заполнением эвакуационных карт, за подписью ст. лейтенант мед. службы Дорошко.
Раненых в ночное время погружали в самолеты (дугласы), которые делали посадку прямо на посевные поля и доставляли раненых в тыловые госпитали.
Неоднократно при прорыве из окружений, с автоматом в руках, наравне со своими товарищами, принимал активное участие в боях, чудом оставаясь в живых.
Иван Самуилович награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «Партизана в Отечественной войне» (Приложение 2)
С 1 сентября 1952 года поступил в Винницкий медицинский институт, после его окончания, был приглашен Начальником врачебно-санитарной службы Московско-Киевской железной дороги на постоянную работу на Московско-Киевскую ЖД. Возглавлял узловые больницы станций Льгов и Вязьма. Работал в железно-дорожной больнице г.Калуги хирургом-урологом до 2000 г. Проделал более 1000 операций. И только в свои 82 года заслуженный врач России, почетный гражданин города Калуги ушел на заслуженный отдых. Но еще долгое время консультировал больных.
Всю свою жизнь он старался вести здоровый образ жизни, любил природу, пешие прогулки. Даже в возрасте 100 лет, он ежедневно проходил по 2 км для поддержания здоровья.
Сейчас он живет в Белоруссии, г. Пинске вместе с сыном. Он туда переехал в августе 2019 года.
Его заслуги не остались не замеченными, о нем помнят не только в Железнодорожной больнице г.Калуги и в самой Калуге, но и знают в г.Пинске. (Приложение 3)
Изучая его биографию, поражаешься тому, какой силой воли обладали люди, участвовавшие в боевых действиях. Сейчас для нас это непостежимо. Мы живем, не зная ничего этого. И очень хочется, чтобы нынешнее поколение никогда не узнало горести военного времени. Поэтому очень важно, чтобы люди помнили о ветеранах ВОВ, о том, что им пришлось пережить и чтили память о них.
Проведение опроса среди учеников 1 «Г» и 7 «Г» классов.
Чтобы узнать, как дети относятся к ветеранам ВОВ и чтится ли память о них в семьях, я провела опрос среди своих одноклассников и учеников 7 класса. (Приложение 4)
Мною были предложены следующие вопросы:
Есть ли в вашей семье участники ВОВ?
Как вы относитесь к войне?
Чтится ли память о ветеранах и войне в вашей семье?
Нужно ли хранить память о ВОВ в дальнейшем?
Что вы чувствуете, когда берете фотографию прадедов, участвовавших в ВОВ?
Проведя опрос, я получила следующие результаты:
В 1 «Г» классе:
100% опрошенных детей ответили, что у них в семье есть участники ВОВ, что относятся к войне отрицательно и считают, что нужно хранить память о ВОВ в дальнейшем. У 20% детей память о ветеранах чтится в семье. И перечисляя то, что дети чувствуют, когда берут фотографию прадедов, в основном выделялось: гордость, жалость, уважение.
В 7 «Г» классе:
100% опрошенных детей ответили, что они отрицательно относятся к войне, что у них в семьях чтится память о ветеранах ВОВ и они считают, что нужно хранить память о ВОВ в дальнейшем. И перечисляя то, что дети чувствуют, когда берут фотографию прадедов, в основном выделялось: сочувствие, гордость.
Проанализировав результаты опроса, можно сделать выводы, что дети и в 7 и в 14 лет считают, что нельзя забывать о ветеранах войны, нужно чтить их память из поколения в поколение.
Разработка памятки для моих одноклассников.
В ходе своей работы я разработала памятку о Великой Отечественной войне для своих одноклассников. (Приложение 5) В нее мы включили самые основные цифры о Великой Отечественной войне. И объяснение, почему эта война называлась Великой Отечественной. Я считаю, что для детей моего возраста это та краткая информация, которую они обязательно должны знать. Мы повесили памятку в классе на наш информационный стенд, чтобы дети могли подходить и читать ее.
Заключение
В ходе своей работы я много узнала о самой войне и моих родственниках, участвовавших в ней. Я изучила историю жизни моего прадедушки, узнала мнение детей разного возраста о войне и значимости памяти о том времени в разных поколениях. И я очень горжусь, что в нашей семье есть такие великие люди. И моя работа останется в нашей семье напоминанием об этом.
И я рада, что многие дети знают о ветеранах, о самой войне. И память об этом передается из поколения в поколение.
Я хочу закончить строками, которые отражают весь смысл моей работы.
Есть память священная в каждой семье
Не чем эта память неистребима
Память потомков о страшной войне,
О жизни и смерти, о братских могилах.
Наполнена память слезами живых
Пропитана память кровью погибших
Память в корнях дубов вековых
Памятью той земля наша дышит
Память…Память…
Память, как набат,
Возвращает в прошлое, назад,
В грозные, но славные года…
Их забыть не смогут никогда
Те, кто страшными дорогами войны,
До Победы прошагал, а мы
Помнить об их подвигах должны.
Библиография
Личный архив
https://www.kaluga-gov.ru/ ?q=статья/дорожко-иван-самуилович_1836102959
https://admoblkaluga.ru/sub/minsocial/event/news/detail_n.php?ID=254688
https://vk.com/wall-145908367_266
https://nikatv.ru/tv/reportazhi-video/DpMitcNoTsOMRzAEi9r3
Сборник стихов о войне.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. План работы
№ |
Время |
Содержание работы |
Выполнение |
1. |
Октябрь 2019г. |
Составление плана работы Формулировка темы, цели работы |
- составление плана работы; - «пошаговое» деление работы; - формулировка темы совместно с научным руководителем; |
2. |
Октябрь-ноябрь 2019 г. |
Сбор информации |
- собирание информации из интернет-источников и личных архивов; -проведение опроса, сбор фотографий; |
3. |
Декабрь 2019 г. – январь 2020 г. |
Обработка информации |
- анализ полученных результатов; - написание работы; |
4. |
Январь 2020 г. |
Подготовка проекта |
- оформление проекта; |
5. |
Февраль – март 2020 г. |
Реализация проекта |
- размещение проекта в школьной газете и на веб-сайте школы; - выступление на классном часе и родительском собрании. |
Приложение 2. Награды и поздравления
Приложение 3. Поздравления с юбилеем
На 100 летний юбилей в Железнодорожной больнице г. Калуги.
На 101 год поздравления в г. Пинске от военных, журналистов и школьников.
Приложение 4. Анкетирование 1 «Г» и 7 «Г» классов
1 «Г» класс
№ п/п |
Есть ли в вашей семье участники ВОВ? |
Как вы относитесь к войне? |
Чтится ли память о ветеранах и войне в вашей семье? |
Нужно ли хранить память о ВОВ в дальнейшем? |
Что вы чувствуете, когда берете фотографию прадедов, участвовавших в ВОВ? |
1 |
да |
отрицательно |
да |
да |
гордость |
2 |
да |
плохо |
нет |
да |
гордость |
3 |
да |
плохо |
нет |
да |
жалость |
4 |
да |
плохо |
да |
да |
уважение |
5 |
да |
отрицательно |
да |
да |
жалость |
6 |
да |
отрицательно |
нет |
да |
гордость |
7 |
да |
плохо |
нет |
да |
гордость |
8 |
да |
отрицательно |
нет |
да |
уважение |
9 |
да |
плохо |
да |
да |
жалость |
10 |
да |
плохо |
нет |
да |
жалость |
11 |
да |
плохо |
нет |
да |
уважение |
12 |
да |
плохо |
нет |
да |
гордость |
13 |
да |
плохо |
нет |
да |
уважение |
14 |
да |
плохо |
да |
да |
уважение |
15 |
да |
отрицательно |
да |
да |
уважение |
16 |
да |
плохо |
нет |
да |
гордость |
17 |
да |
плохо |
да |
да |
жалость |
18 |
да |
отрицательно |
да |
да |
уважение |
19 |
да |
плохо |
нет |
да |
гордость |
20 |
да |
плохо |
да |
да |
гордость |
7 «Г» класс
№ п/п |
Есть ли в вашей семье участники ВОВ? |
Как вы относитесь к войне? |
Чтится ли память о ветеранах и войне в вашей семье? |
Нужно ли хранить память о ВОВ в дальнейшем? |
Что вы чувствуете, когда берете фотографию прадедов, участвовавших в ВОВ? |
1 |
да |
негативно |
да |
да |
сочувствие |
2 |
да |
плохо |
да |
да |
Не знаю |
3 |
да |
негативно |
да |
да |
сочувствие |
4 |
да |
негативно |
да |
да |
сочувствие |
5 |
да |
отрицательно |
да |
да |
гордость |
6 |
да |
отрицательно |
да |
да |
гордость |
7 |
да |
плохо |
да |
да |
сочувствие |
8 |
нет |
отрицательно |
да |
да |
Не знаю |
9 |
да |
негативно |
да |
да |
гордость |
10 |
нет |
негативно |
да |
нет |
Не знаю |
11 |
да |
негативно |
да |
да |
сочувствие |
12 |
нет |
негативно |
да |
да |
Не знаю |
13 |
да |
плохо |
да |
да |
гордость |
14 |
да |
плохо |
да |
да |
сочувствие |
15 |
да |
отрицательно |
да |
да |
сочувствие |
16 |
да |
негативно |
да |
да |
гордость |
Приложение 5. Памятка о Великой Отечественной войне.