Танк Т-34 – один из самых легендарных танков Великой Отечественной войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Танк Т-34 – один из самых легендарных танков Великой Отечественной войны

Решетов М.А. 1
1МАОУ "Гимназия №1" МО "г.Бугуруслан"
Коврина Т.А. 1
1МАОУ «Гимназия №1» МО «г.Бугуруслан»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как и многие современные дети, я с интересом играю в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, моим увлечением стало изучение военной техники. А просмотр художественного фильма «Т-34» очень сильно впечатлил меня. Мы, современные дети, мало что знаем о Великой Отечественной войне (ВОв), в которой принимали участие наши прадеды. Захотелось узнать о том, как были созданы танки, и как они были применены в боях, кто их изобрёл. Также изучить информацию о танке Т-34 и создать макет военного танка.

Актуальность темы: Работа актуальна на сегодняшний день тем, что оборона и защиты любой страны на прямую зависит от мощи и готовности боевой техники. В мире появилось много новой различной боевой техники, в том числе и танков. Но хотелось бы, чтобы никто и никогда не забывал знаменитый танк Т-34, благодаря которому наши советские войска смогли дать сокрушительный отпор и победить в Великой Отечественной войне.

Цель исследования: Узнать, был ли советский танк Т-34 одним из легендарных танков ВОв. Решение поставленной цели будет осуществляться через ряд задач:

Изучить и обобщить сведения об истории возникновения танка Т-34.

Изучить технические особенности Т-34.

Рассмотреть крупные танковые сражения с танком Т-34 ВОв и определить роль танка Т-34 в нём.

Найти информацию о героях – танкистах, земляках.

Проанализировать художественные фильмы о танках.

Проанализировать анкетные данные учащихся.

Смоделировать макет танка Т-34.

С помощью презентации познакомить одноклассников с легендарным танком Т-34.

Объект исследования:  танк Т-34
Предмет исследования: роль и значение танка Т-34 в ВОв.
Методы исследования: изучение научной литературы, работа с интернет - ресурсами, анкетирование, моделирование.

Гипотеза:предполагаю, что танк – Т 34 - один из самых легендарных танков ВОв.

Новизна и практическая значимость: изучен и систематизирован материал по данной теме, работа может быть использована учащимися школ и учителями на классных часах.

Глава I. История возникновения и созданиЯ

танка Т-34

1. 1 История возникновения танков

Танк - это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. О предшественниках танка можно говорить весьма условно. Идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком, то есть боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность.

В начале 20 века было создано много проектов боевых бронированных машин, но необходимыми они стали в годы Первой мировой войны, потому что развитие скорострельного оружия привело к боевому равенству сторон. Выходом из сложившейся ситуации стало появление на поле боя боевой машины - танка. В большей мере танки проявили себя в годы Второй мировой войны.

История человечества - это история войн, как освободительных, так и захватнических. Борьба за территорию, за источники воды и пищи, за овладение богатствами все время сталкивала людей друг с другом. Это и определило такое огромное внимание к производству и совершенствованию средств нападения и защиты. Чудом 20 века считается изобретение танка.

Ещё в древности у людей возникла необходимость в мощной боевой единице - надо было тащить грузы в дальние походы, передвигаться с хорошей скоростью, подавлять противника напролом. И они подумали, почему бы не использовать для этой цели слонов? Ведь слоны обладали всем необходимым набором замечательных боевых качеств: мощью, массивностью, скоростью, поворотливостью, послушанием и даже умом.

В первой половине I тысячелетия до нашей эры «слоновий» род войск занял ведущее место в армиях государств Индостана. Слон не только силен, но и достаточно вынослив. С нагруженной боевой башней, вьюками или орудием, он способен размеренным шагом ежедневно проходить 60-80 километров! Боевые слоны и боевые колесницы порой называют танками древности. Чудо-«танки» выстраивались перед фронтом пехоты и первыми шли в атаку на врага, стремясь нарушить его боевые построения. (Приложение 1) [6], [7]

Название «танк», взято из английского языка, в переводе означает «бак, цистерна». Во время разработки первых танков оно использовалось для обеспечения секретности. Англичане вели производство боевой машины под видом разработки водяных баков новой конструкции. Любопытно отметить, что для обозначения этого вида боевой техники слово «танк», кроме англоязычных государств и России, больше нигде не используется. [9]

Появление боевых гусеничных машин развитых стран мира связывают с Первой мировой войной. Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году. Но прежде чем боевая машина стала танком, в конце 18 века появляется паровая машина. Затем самодвижущаяся паровая повозка. В это же время создаются паровые колесные тракторы, и начинается их производство на заводах. Стефан Маевский изобретает одногусеничный паровой трактор. Затем появляется двухгусеничный паровой трактор Фёдора Блинова. Далее изобретают двигатель внутреннего сгорания.

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще. Идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. В самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. 9 января 1915 года у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета для постройки боевой машины, называемой «Вездеход». 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину. При испытании её скорость достигала 25 км/час. Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, на ней не было бронирования и вооружения. [6], [9]

Действительно первым русско-советским танком стал Русский «Рено» — первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Относился к лёгким танкам непосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Этот танк был принят на вооружение Красной Армии в 1920 году, но боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года. В 30-х годах прошлого века начало быстро развиваться советское танкостроение. В этот период были созданы танковые конструкторские бюро, которые в короткие сроки разработали целое поколение танков всех весовых категорий. (Приложение 2)

Накануне Великой Отечественной войны в составе Красной Армии было 1392 танка новых типов – Т-34/76 и КВ-1. Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. На 22 июня 1941 года по общему количеству танков и штурмовых орудий Красная Армия имела численное превосходство: 15 687 против 4171. (Приложение 3) [1], [7]

1. 2 История создания танка Т- 34

В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему ВОв, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах. Оказывается, из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска в начале Второй мировой войны, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941г. 

На момент вторжения немецких войск в Польшу в сентябре 1939г. советский танковый парк уже насчитывал свыше 20 тысяч машин. Правда, основную массу этих танков составляли лёгкие боевые машины, вооруженные 45-мм орудиями, которые уже с трудом могли сражаться с основными средними танками Германии. К концу 30-х г. самый массовый танк Красной Армии был Т-28. Бронирование танка было слабым и пробивалось основными немецкими танками с больших дистанций. Таким образом, большая часть танкового парка СССР к 1941-му году была укомплектована устаревшей техникой, хотя по общей численности танков СССР превосходил Германию в несколько раз. Если усилить броню, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. В феврале 1939г. на заседание Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным. Он был в 1936г. главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода. (Приложение 4) [1], [9]

Михаил Ильич Кошкин, желая продемонстрировать надежность машин, зимой 1940г. организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву. Это 600 километров! При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины.  За время пути не произошло ни одной серьезной поломки. Танки были показаны руководству страны. Сталин одобрил машины и действия Главного конструктора. По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20.  По результатам испытаний и показа было высказано мнение, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защитить более мощной 45-мм броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Впрочем, в это время в опытном цехе уже велась сборка двух таких танков, получивших заводской индекс А-34. Одновременно в течение октября-ноября проходили испытания танка А-32, догруженного до 24 тонн металлическими болванками. 19 декабря 1939 года догруженный танк А-32 и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-34. (Приложение 5)

К сожалению, в ходе пробега Кошкин простудился и тяжело заболел. 26 сентября 1940г. талантливого и энергичного конструктора не стало. Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу. За разработку танка Т-34 М. И. Кошкину посмертно присуждена Сталинская премия в 1942г. и присвоено звание Героя Социалистического Труда в 1990г.

На заседании Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Однако по своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. 19 декабря 1939 года, догруженный танк А-32 и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-34. В создание среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни людей. Однако первым среди них является главный конструктор этого танка — Михаил Ильич Кошкин. [1], [7]

1.3 Технические особенности танка Т-34

Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940г. К 22 июня 1941г. было выпущено 1066 танков Т-34. 22 июня 1941г. на полигоне 22-й танковой дивизии должен был состояться показ новой боевой техники высшему командованию округа. Для этой цели из 29-й танковой дивизии отправили четыре танка Т-34 с пушкой Ф-34. Там они войну и встретили.

Танк Т-34 с 76-мм пушкой находился в производстве с 1940 по 1944 год. За войну танк Т-34 изменялся,  совершенствовался и к 1945г. был совсем не таким как в 1941-ом. На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой. Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию.

В ходе серийного производства танк непрерывно совершенствовался, что позволило его модификациям находиться в серийном производстве в течение всей войны и в послевоенные годы. Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения.

До сих пор его технические решения служат примером для подражания. Экипаж танка состоит из четырёх человек - механика-водителя и стрелка-радиста, и заряжающего с командиром - наводчиком, которые находились в двухместной башне. Одной из главных особенностей советского танка Т-34 было то, что броня его была расположена под углом в 50 градусов, что увеличивало её толщину в несколько раз.

Бронепробиваемость орудия- 110 мм

Калибр орудия – 76 мм

Масса танка – 30 тонн

Максимальная скорость – 55 км /ч

Броня - 90 мм

Изучая особенности конструкции танка Т-34 можно сделать вывод, что это был отличный танк, пушка 76 мм могла поразить танки противника на расстоянии 1,5км. В то время как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии, стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37мм могла причинить вред «тридцатьчетверке» лишь с дистанции 100 метров. Дизельный двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300км. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей было сложно. [2], [4]

У танка Т-34 было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

В то же время, для 1941 года Т-34 был революционной машиной: длинноствольное 76мм орудие (по сравнению с зарубежными образцами танкового вооружения), рациональные углы наклона брони, тяговитый дизель мощностью 500 л.с., широкие гусеницы и отличная проходимость. Ни у одной армии мира, тогда не было на вооружении столь совершенных боевых машин. Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков бензиновый двигатель, — явились той основой, которая и определила столь необходимые танку высокие боевые качества.

Советский танк Т-34 был маневреннее, и у него намного быстрей поворачивалась башня, и он мог без труда объехать немецкий танк и уничтожить его со спины, там, где броня была меньше всего, чтобы наверняка пробить её. И конечно то, что броня танка Т-34 находилась под углом. Еще одним важным преимуществом была простая конструкция, которая позволяла выпускать их в большом количестве (более 52 тысяч танков) и быстро обучать экипаж. (Приложение 6) [4]

1.4 Танк Т-34 в бою. Курская битва

Важнейший вклад в разгром врага внесли бронетанковые войска. Танки поддерживали в боях нашу героическую пехоту, на которую легли основные тяготы и лишения тяжелейшей битвы. Для прорыва фронта и развития наступления создавались подвижные ударные группы, в состав которых также входили танковые части. На направлении главных ударов максимально сосредоточивались имевшиеся танковые силы. Т-34 участвовал во всех крупных сражения ВОв и первым вошёл в Берлин.

Следует особо отметить, что в отличие от летних боев 1941 года с их прямолинейной тактикой массирования танков операции танковых соединений и частей Красной армии в этот период носили исключительно маневренный характер. Танковые бригады своими контратаками расстраивали боевые порядки противника, действовавшего в основном вдоль дорог, и вытесняли его на бездорожье. Здесь-то впервые начало сказываться преимущество Т-34 в проходимости над немецкими боевыми машинами.

В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине.

Безусловно, у "Т-34" были свои недостатки - проблемы с коробкой передач, теснота боевого отделения, неудачное расположение боекомплекта и плохая оптика. Но у этого танка кроме отличного орудия и брони был ещё один козырь, которым не могли похвастаться немецкие боевые машины. Этим козырем была просто феноменальная ремонтопригодность танка в полевых условиях. Узлы и агрегаты "тридцатьчетверки" являлись легкосъемными, их демонтаж и замена осуществлялась очень быстро, что позволяло в краткие сроки вернуть выведенный из строя танк в бой, в то время как немецкие танки починить в полевых условиях было крайне тяжело, их приходилось отправлять в глубокий тыл для ремонта в заводских условиях. [4]

Серьезным испытанием в годы войны для Т-34 была Курская битва. Летом 1943г.  началась операция «Цитадель» (кодовое название долго ожидавшегося наступления немецкого вермахта на так называемом Курском выступе). Для советского командования она не стала неожиданностью. Красная армия хорошо подготовились к встрече противника. Немецкое командование этой операцией надеялось вырвать инициативу из рук Красной Армии. Эта битва стала поистине сражением новой техники, поскольку с той и с другой стороны были применены новые образцы авиационного, артиллерийского, бронетанкового вооружения. Именно тогда Т-34 впервые встретились в бою с немецкими средними танками «Пантера» и «Тигр». Курская битва осталась в истории как сражение до тех пор невиданных по количеству танковых масс.

Во второй половине войны, с появлением у немцев в больших количествах "Тигров" и "Пантер", "Т-34" утратил своё абсолютное превосходство над немецкой техникой, но после солидной модернизации, вооруженная 85мм орудием "тридцатьчетверка" вновь стала представлять угрозу для немецких танков, пусть уже и не столь серьёзную как раньше. В руках умелого и обученного экипажа, обладающего некоторым боевым опытом, она могла успешно вести бой с "Тиграми" и "Пантерами". [3]

Крупнейшее танковое сражение ВОв произошло под Прохоровкой 12 июля 1943г. В нем приняли участие около 1200 танков. Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажа старшины Милюкова и немецкого экипажа. Наша тридцатьчетверка против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить тридцатьчетверку. «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел. Про танковую дуэль, был снят фильм - "Экипаж машины боевой". [5]

Т-34 прошли всю войну от первого до последнего ее дня. Участвовали они и в разгроме вооруженных сил милитаристской Японии. Они шли в бой и в тундре, и в лесах Карелии и Белоруссии, по степям Украины и в предгорьях Кавказа, то есть на всем протяжении много тысячекилометрового советско-германского фронта.

Однако "Т-34" в модернизированном варианте оставался основным танком Красной Армии почти до конца войны. Именно с ним наши войска прошли от Курска через всю Европу до Берлина и завершили войну разгромом гитлеровской армии в её столице. Всё это время "тридцатьчетверка" безотказно служила советским танкистам. На завершающем этапе войны армиям Румынии, Чехословакии, Югославии и Болгарии, воевавшим плечо к плечу с Красной Армией, было также передано немалое количество наших танков. [8]

"Т-34" стал наиболее удачным и сбалансированным танком Второй мировой войны. И немецкие генералы и американские военные специалисты в то время отмечали, что русский танк был наиболее удачной конструкцией того периода. Сочетание хороших ходовых характеристик, подвижности и мобильности с неплохим бронированием и мощным вооружением, а также потрясающая ремонтопригодность машины сделала её лучшим танком Великой Отечественной войны. Конечно, были и у противника, и у союзных армий танки с достаточно толстой бронёй, либо с хорошей пушкой, либо обладавшие высокой маневренностью. Однако танк лишь только тогда хорош, когда в нём соединяются эти качества. Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во время ВОв, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 . Наша «тридцатьчетверка», уже в июньских боях 1941 года показала полное преимущество перед танками врага. Т-34 выходил победителем в схватках с вражескими танками, оставаясь неуязвимым для их снарядов. (Приложение 7) [10]

Глава II. Герои-танкисты в жизни и кинематографе. Модель танка Т-34

2.1 Герои-танкисты

Большой вклад в Великую Победу вложили люди (конструкторы, командиры, ведущие солдат в бой, солдаты). Герои, которые сражались до последней капли крови за каждый клочок, нашей родной земли. Подвиги героев-танкистов во времена ВОв и сегодня поражают и даже шокируют. Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз. Лучшим танкистом  СССР во время  Второй мировой войны является Дмитрий Фёдорович Лавриненко. О 27-летнем старшем лейтенанте Дмитрии Лавриненко следует сказать особо. За два с половиной месяца боёв он принял участие в 28 схватках. Три танка Т-34, на которых он воевал, сгорели. В день своей гибели, 17 декабря 1941 года, под Волоколамском Лавриненко подбил 52-й по счету танк противника и стал самым результативным советским танкистом периода Второй мировой войны. 22 декабря 1941 года он был награжден орденом Ленина посмертно. Указом президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Лавриненко Дмитрию Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. [11]

Наши земляки-Оренбуржцы тоже отважно воевали на танках.

Фомин Федор Фролович - Герой Советского Союза. Родился в 1915 году в селе Петровка Курманаевского района в семье крестьянина. Служил в армии. Участник боев с белофиннами. В июле 1941 года окончил танковое училище; с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. В ноябре 1941 года во время боев под Ленинградом близ населенного пункта Усть-Тосно танковый батальон 129-й танковой бригады оказался в зоне мощного артобстрела. Боевая машина командира взвода лейтенанта Фомина, получив повреждение, была отрезана от своего подразделения. Пять суток экипаж осажденного танка, несмотря на ранения и холод, отражал бесчисленные атаки врага. 6 февраля 1942 года Ф. Ф. Фомину присвоено звание Героя Советского Союза (Красная звезда, 1942, 7 февр.). Через несколько дней в очередной атаке Ф.Ф. Фомин погиб. Похоронен в братской могиле в районе поселка Новая Малукса Ленинградской области. Стела с барельефом Героя установлена в селе Курманаевка. [12]

Малахов Юрий Николаевич - Герой Советского Союза. Родился в 1925 году в Оренбурге. В 1942 году поступил в Полтавское танковое училище. Окончив его, младший лейтенант Малахов прибыл в танковую бригаду третьего Белорусского фронта, был назначен командиром экипажа танка Т-34. Во многих боях молодой командир зарекомендовал себя отважным находчивым танкистом, в совершенстве владеющим боевой техникой. 20 октября 1944 года неравном бою с фашистскими танками на территории Восточной Пруссии боевая машина Малахова получила повреждение. Командир экипажа направил горящий танк на вражескую батарею и уничтожил ее ценой своей жизни. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года посмертно (Красная звезда, 1945, 29 марта). Похоронен в городе Гусев Калининградской области. Навечно зачислен в списки личного состава танковой части. Его именем назван траулер Калининградского рыболовного флота. [12]

Коняхин Александр Романович - Герой Советского Союза. Родился в 1921 году на хуторе Зыково Оренбургского района. В первый год войны призван в армию и к 1943 году был уже опытным танкистом, имел звание старшего лейтенанта, командовал танковым взводом. В октябре 1943 года танкисты во главе с А. Р. Коняхиным завязали бой за деревни Григоровка и Иваньково Черкасской области, уничтожили штурмовое орудие и 2 противотанковые пушки противника, много гитлеровцев. Танк Коняхина получил повреждение, но экипаж продолжал вести бой, пока не кончились боеприпасы. Звание Героя Советского Союза присвоено А. Р. Коняхину 3 июня 1944 года посмертно, так как командование экипаж считало его погибшим. Но он оказался жив. В мирное время жил в Москве. Работал на одном из заводов. Скончался 29 мая 2004 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. (Приложение 8) [12]

Наши  земляки  гордятся  подвигами  славных  воинов  и  стараются,  чтобы  младшее  поколение  не  забыло  своих  Героев и их подвиги в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В ознаменование боевых заслуг советских танкистов в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен праздник - День танкиста, который ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.

Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли до последнего. Я уверен, что Т-34 лучший танк Второй мировой войны еще и потому, в него верили люди, которые садились за его рычаги, профессионалы и герои, такие как Лавриненко, Фомин, Малахов, Коняхин и многие другие. Вечная им Слава и Память!

2. 2 Анализ художественных фильмов о танках

В ходе исследования было принято решение пересмотреть два художественных фильма о ВОв, рассказывающих о великих подвигах тех лет, связанные с танками.

Художественный фильм «Танки» (2018г.) рассказывает о событиях, происходивших на пороге войны с фашистской Германией. Инженер Михаил Кошкин разрабатывает прототип нового инновационного танка Т-34. Чтобы доказать уникальность боевой машины, Кошкин и его команда отправляются в Москву на танках своим ходом. Но вскоре пробег превращается в непредсказуемую гонку, где бездорожье лишь меньшее из зол. Пройдя череду опасных приключений и благодаря безупречным техническим и боевым качествам новых танков, героям удается одержать верх над преследователями и доказать превосходство Т-34.

Художественный фильм «Т-34» (2019г.). В начале фильма происходят событияВеликой Отечественной войны в 1941 году. В боях на Волоколамском рубеже младший лейтенант Ивушкин на своем танке уничтожает танковую роту гауптмана Клауса Ягера и оказывается в немецком плену. Спустя три года советский танкист, несмотря на недовольство товарищей и лагерного подполья, внезапно соглашается возглавить группу военнопленных, которым суждено стать «пушечным мясом» на трофейных Т-34. Однако Ивушкин использует учения для дерзкого и тщательно спланированного побега. Благодаря героизму товарищей и замешательству немцев советские танкисты оказываются на свободе.

Прекрасные фильмы о советских людях, их стремлению к победе, о любви к Родине, о верности и предательстве, чувстве долга. Все эти понятия объяснены на простых примерах, понятных подрастающему поколению, на которое фильмы и рассчитаны. (Приложение 9)

2.3 Анкетирование и анализ знаний одноклассников

об истории и создании танков

В ходе работы я предложил одноклассникам анкету об истории и создании танков, в том числе и про Т-34 (Приложение 10). В опросе участвовало 29 человек 4 «а» класса.

На первый вопрос анкеты: Знаете ли вы, что такое танк? «да» – ответили 29 человек.

Во втором вопросе нужно было назвать модели танков, которые знают ребята. Двенадцать человек назвали танк Т-34, «Тигр» – 4 человека, «Пантера» – 3 человека. Затруднились с ответом – 10 человек.

Третий вопрос анкеты – Кто изобрёл танк Т-34 и чем он знаменит? «Не знаю» – ответили 27 человек, Кошкин М.И. – 2 человека

На вопрос – Интересны ли вам художественные и документальные фильмы о военной технике? Напишите названия фильмов? «Да» ответили – 19 человек, «нет» – 1 человек, «не очень» – 9 человек.

На пятый вопрос – Хотели бы вы более подробно ознакомится с историей легендарного танка Т-34? «Да» ответили – 20 человек, «нет» – 6 человек, «не знаю» – 3 человека.

Опрос показал, что большинству учащихся интересна тема истории создания танков, многие ребята с интересом смотрят различные фильмы, связанные с военными действиями и военной техникой. Но с другой стороны есть пробелы в знаниях о моделях боевой техники, о людях, которые занимались этим. Можно с уверенностью сделать вывод, что выбранная мной тема актуальна и требует подробного изучения. Данные анкетирования были сведены в диаграммы. (Приложение 11)

2.4 Сборка модели танка Т-34

Изучение данной темы вдохновила меня на сбор модели танка Т-34. Набор для сборки был приобретен в магазине. Он состоит из множества мелких деталей, инструкции для сборки, красок для раскрашивания готовой модели (Приложение 12). Для работы мне понадобился клей, резак, пинцет. Обязательно нужно соблюдать правила безопасности:

1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.

Моделирование из множества мелких деталей очень кропотливое, но очень интересное занятие. Шаг за шагом и в твоих руках получается точная копия танка Т-34. (Приложение 13)

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в качестве наглядного материала к урокам истории, на классных часах и в краеведении.

Заключение

В ходе работы я многое узнал о танках. Впервые танк Т-34 создавался на Харьковском заводе, главным конструктором которого был М.И. Кошкин.

Советский танк Т-34 по праву считается оружием Победы. Этот танк прочно вошел в число символов Второй мировой войны. В ходе серийного производства, танк непрерывно совершенствовался, что позволило его модификациям находиться в серийном производстве в течение всей войны и в послевоенные годы. Советский танк был маневреннее, и у него намного быстрей поворачивалась башня, и он мог без труда объехать немецкий танк и уничтожить его со спины, там, где броня была меньше всего, чтобы наверняка пробить её. И конечно то, что броня танка Т-34 находилась под углом.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Превосходство Т-34 признают и немецкие генералы. Ф. В. Меллентин в своей книге «Танковые сражения 1939-1945 гг.» пишет: «В 1941 году ни один из наших танков не мог сравниться с Т-34». Гудериан в своих мемуарах пишет о предложениях офицеров-фронтовиков выпускать для немецких танковых войск копии Т-34.  Т-34 - «наш» танк, одно появление которого означало победу.

С этим танком Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков. Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка. Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении многих лет. Изучая эту тему, я могу сказать точно, что моя гипотеза подтвердилась – Танк Т-34 - легендарный танк Второй мировой войны.

ЛИТЕРАТУРА

Александров А. И. Танки Великой Отечественной войны. 1998.,

АБТУ КА. ТАНК Т-34 в БОЮ. Краткое пособие. Воениздат НК\ъ\эО СССР, 1942

Свиридов Н. М. Немецкие танки 1941 – 1945 годов. 2000.

Свирин М, Коломиец М. Забытые "Тридцатьчетверки" // Танкомастер. 1999. № 1

Т-34: путь к Победе. К. М. Слободин, В. Д. Листровой.

Энциклопедия Терра, раздел Танки мира

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-34;

http://vooruzenie.ru/publ/4-1-0-32;

http://vspomniv.ru/tank_t_34_luchiy_tank/\;

http://www.deol.ru/manclub/war/acestank.htm;

http://vspomniv.ru/top_tankist_secondworldwar;

http://iremember.ru/memoirs/tankisti/

Приложение 1

«Чудо-танки» - слоновий род войск в I-ом тысячелетии до н.э.

Приложение 2

«Вездеход» - боевая гусеничная машина

Первый русско-советский танк – Русский «Рено»

Приложение 3

Танк КВ-1 (1941г.)

Танк Т-34/76

Приложение 4

Кошкин Михаил Ильич – создатель танка Т-34

Приложение 5

Отправка танка Т-34 с завода на фронт

Образцы танков А-20 и А-32

Приложение 6

Технические характеристики танка Т-34

Приложение 7

Танк Т-34 в бою

Приложение 8

Герои-танкисты

Лавриненко Д.Ф. Фомин Ф.Ф.

Малахов Ю.Н. Коняхин А.Р.

Приложение 9

Художественный фильм «Танки» (2018г.)

Художественный фильм «Т-34» (2019г.)

Приложение 10

Анкета учащегося

1.Знаете ли вы, что такое танк?____________________________________

_______________________________________________________________

2.Какие модели танков вы знаете?_________________________________

_______________________________________________________________

3.Кто изобрёл танк Т-34 и чем он знаменит?_________________________

_______________________________________________________________

4.Интересны ли вам художественные и документальные фильмы о военной технике? Напишите названия фильмов______________________

_______________________________________________________________

5.Хотели бы вы более подробно ознакомится с историей легендарного танка Т-34?_____________________________________________________

_______________________________________________________________

Приложение 11

Диаграммы анализа анкетирования

1. Знаете ли вы, что такое танк?

 

2.Какие модели танков вы знаете?

     

3. Кто изобрёл танк Т-34 и чем

он знаменит?

 

4. Интересны ли вам художественные и документальные фильмы о военной технике?

     

5. Хотели бы вы более подробно ознакомиться

с историей легендарного танка Т-34?

     

Приложение 12

Сборка модели танка Т-34

Приложение 13

Готовая модель танка Т-34

Просмотров работы: 4707