Над храмами сверкают купола

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Над храмами сверкают купола

Волкова Е.И. 1Поликарпова Д.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская СОШ с УИОП»
Арефьева Л.П. 1Михалева П.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская СОШ с УИОП»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

Над храмами сверкают купола,

Народу возвращаются иконы,

И мы идем и отдаем поклоны,

Под звон, что издают колокола

Юрий Шмидт

В последнее время  в Грайворонском городском округе построены и реконструированы православные храмы. Каждый храм особенный, и ему трудно найти подобный.

В нашем селе Головчино есть два храма, а их купола разные по форме и цвету. Почемуколичество куполов на храмах, их форма и цвет разные? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили обратиться к исследованию данной проблемы.

Анкетирование младших школьников

Самой важной частью любого храма является купол, который  несёт в себе разную символику. Поэтому цель нашей работы - выявить архитектурную символику куполов православных храмов Грайворонского благочиния. В этом году мы начали изучать новый предмет «Основы православной культуры и светской этики». На одном из уроков провели опрос одноклассников о храмах:

Сколько всего храмов на Грайворонской земле?

В каких селах вы видели храмы?

Что привлекает вас во внешнем облике храмов?

Чем отличаются купола храмов?

Какой храм в Грайворонском благочинии самый древний?

А какой храм самый молодой?

По результатам обработанных данных выявилась проблема: обучающиеся почти ничего не знают о количестве храмов Грайворонского благочиния, о значении символов куполов. Объектом исследования для нашей работы стали купола. (Приложение 1)

Тема: «Над храмами сверкают купола»

Цель исследования – выявить архитектурную символику куполов храмовых зданий Грайворонского городского округа.

Задачи исследования:

провести анкетирование одноклассников с целью выявления проблемы исследования гипотезы;

изучить материал об архитектурных особенностях куполов;

систематизировать полученную информацию о символике куполов;

классифицировать купола Грайворонского городского округа по определенным признакам.

Гипотеза – в основе современного строения куполов  лежат традиции и символика русского христианского храма и чаще всего встречаются храмы с золотыми куполами – луковками.

Предмет исследования   - купола христианских храмов.

Объект исследования – символика куполов храмовых зданий.

Методы исследования:

изучение  публицистической, краеведческой, научной  литературы;

изучение фотоматериалов;

анализ полученных материалов;

классификация храмов

сравнение и обобщение.

метод опроса (беседа с отцом Иоасафом - игуменом храма Спаса Нерукотворного, с матушкой Татьяной Караповской, женой настоятеля храма Преображения Господня о. Георгия Караповского в с. Головчино.)

наблюдение во время посещения храмов

Глава 1. Теоретическая часть. Символика куполов в православии

1.1.История появления куполов.

История куполов началась еще в доисторические времена. Мы узнали, что самый древний купол расположен в римском Пантеоне, который возвели примерно в 128 году нашей эры.

Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной архитектурой. Византийская  империя подарила  Руси умение строить храмы и возводить купола. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев.

Каждое здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. «Купол - выпуклая крыша, свод в виде полушария»- (Источник: толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)

Купол  (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. (Источник: исторический словарь.)

1.2. Форма куполов.

Купола храмов православной церкви издавна славятся великолепным многообразием форм и размеров. Беседуя с матушкой Татьяной Караповской, женой настоятеля храма Преображения Господня о. Георгия Караповского в с. Головчино мы узнали, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, шатровыми и сферическими. (Приложение 2)

Шлемовидная форма – это символ воинства.

Купол-луковица напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Русский философ, правовед, публицист, общественный деятель Евгений Николаевич Трубецкой писал: "Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся". 

Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста.

Сферическая форма купола символизирует вечность. (Приложение 3)

1. 3. Количество куполов. 

Отец Иоасаф - игумен храма Спаса Нерукотворный объяснил нам, что разное количество куполов храмов обусловливается тем, кому они посвящены.

(Приложение2)

Одноглавый храм. Купол символизирует единство Бога.

Двуглавый храм. Два купола символизируют божественную и человеческую природу Иисуса Христа.

Трехглавый храм. Три купола-символ Святой Троицы.

Пятиглавый храм. Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм. Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм. Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм. Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя. (Приложение 3)

1.4. Цвет купола.

А еще со слов отца Иосафа мы узнали, что цвет купола тоже важен в символике храма.

Золотой  - это символ небесной славы. Золотом на Руси покрывали главы храмов, посвященных Спасителю. Ведь одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Золочение куполов - чисто православная традиция. Для православного человека золото является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы.

Синие купола со звездами  венчают храмы, посвященные Богородице. Звезды напоминают о рождении от Девы Марии Христа.

Однако, купола храма Благовещения имеют золотистый цвет. Благовещение Пресвятой Богородицы -  это светлый христианский праздник, который православная церковь отмечает 7 апреля. 

Зеленые купола - это цвет Святого Духа.

Черные купола - это цвет монашества, встречаются в монастырях.

Серебряные купола - символ чистоты. Такие купола встречаются в храмах, посвященным святым.

Многоцветные купола олицетворяют красоту Небесного Иерусалима.

(Приложение 3)

Глава 2. Практическая часть. Обобщение. Исследование храмов Грайворонского городского округа

2.1.История храмов Грайворонского благочиния (Приложение 4)

Из беседы с матушкой Татьяной мы узнали, что в довоенное время в Грайворонском уезде в 60 населенных пунктах было 60 деревянных храмов и 114 священников. Многие храмы были разрушены в военное время.

Наше село Головчино – одно из самых крупных сёл Белгородского края. В нём было три церкви. Сохранился до наших дней только Преображенский храм– самая древняя каменная постройка в нашем районе. Храм был возведён в 1796 году помещиком О. И. Хорватом. Сам храм однокупольный с развитой западной частью (трапезная) и примыкающей к ней колокольней, которая имеет три яруса, венчаясь куполом со шпилем, яблоком и крестом.

Еще матушка Татьяна поведала нам, что во время оккупации фашисты вывезли старинный резной иконостас храма, а здание приспособили под столовую. Позже здесь содержали пленных русских солдат. С 1944 года в Преображенском храме совершаются богослужения.

Настоятель отец Иоасаф (Перов) рассказал нам, почему храм так называется, что построен он на пожертвования прихожан в конце 2009 года, а 15 января 2010 года освящён Высокопреосвященнейшим Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским в присутствии жителей села, руководителей района, представителей духовной и светской жизни области.

История духовного возрождения нашего края неразрывно связана с именем святителя Иоасафа Белгородского – светильника Русской Православной Церкви и чудотворца, искренне любившего нашу землю и много потрудившегося на ее благо.

ЧАСОВНЯ-ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА (г. Грайворон)

Во второй половине XVIII века на месте кончины святителя Иоасафа, где при его жизни находился архиерейский дом и церковь в честь Преображения Господня, была построена часовня, разрушенная в советское время. 16 сентября 1997 г. освящен закладной камень, а храм-часовня освящен 20 декабря 1998 года. Рядом с храмом-часовней построен Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа Белгородского.

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ (г. Грайворон)

Самый многочисленный в округе приход Никольского храма города Грайворона был построен в 1865-1881 году на месте сгоревшей деревянной церкви в 1860-х годах. Дату увековечили на входных воротах в виде металлических цифр, обрамлённых лучами восходящего солнца. Эта часть ворот оказалась разрушенной снарядом во время Великой Отечественной войны.

В 1943 году немцы, во время отступления с Грайворона, решили забрать иконостас, предупредив священника, что на следующий день придут за ним. Настоятель за ночь состарил иконостас, содрав позолоту. Увидев, что иконостас обесценился, немецкий офицер выстрелил прицельной очередью в лик Бога Отца Саваофа, который находится в верхней части иконостаса над царскими вратами, но ни одна пуля не попала в Лик, пули пробили облачение (отверстия видны в настоящее время).

В середине 90-х годов XX века, в следствие пожара, была сильно повреждена колокольня. В 2012 году храму был присвоен статус Соборного.

ХРАМ АНТОНИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО (с. Антоновка)

В 1709 году зажиточный житель г. Грайворона Василий Антонов купил в то время небольшое селение Иванеево – в настоящее время – Антоновка, и на свои средства и на пожертвования селян. Срубил из мореного дуба небольшой храм в честь преподобного Антония Печерского. Первоначально храм находился в уединённом месте у реки, словно являя собой образ монашеской жизни преподобного Антония, любившего уединение. Антоний Киево-Печерский-основоположник русского монашества. За святую жизнь Бог прославил Антония даром прозрения и чудотворений. Святой Антоний скончался 7мая 1073года, в возрасте 90 лет.

В период разлива река ежегодно подмывала основание Кручи, что стало угрожать нахождению на этом месте храма. Поэтому во второй половине XIX века храм пришлось перенести в безопасное место.

Перенесенная церковь была обнесена каменно – железной оградой с двумя входными воротами. В десяти метрах от нее находилась сторожка. Это небольшой домик с крышей, покрытой железом. Перед войной, в 1938 году, церковь была закрыта и перестроена под клуб, сторожку разорили.

В конце 1990-х годов по многочисленным просьбам жителей села церковь была восстановлена. 23 июля 1998 года в Антоновском храме в День престольного праздника совершено освящение храма. С этого времени возобновлена приходская жизнь храма. В 1999 году ей исполнилось 290 лет.

На фоне вечнозеленых сосен розовые стены церкви привлекают внимание проходящих и проезжающих людей.

Окончательно реконструкцию храма завершили уже в XXI веке, а колокольня была возведена совсем недавно-в 2009 году

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ (с. Ломное)

До постройки своего храма жителям села Ломное приходилось ездить на богослужения в соседнюю Покровку. Храм нужен был всем, поэтому деньги на строительство собирали всем миром. Пригласили мастеров из Монастырской Готни, сами помогали, кто чем мог. И вот в 1908 году Свято-Троицкий храм был, наконец, открыт.

Свято-Троицкий храм пережил такую же судьбу, что и многие другие храмы России. В годы войны храм временно открывался для богослужений, потом опять был закрыт. И только в 1960-е годы служба в нём возобновилась силами настоятелей соседних храмов.

Композицию здания составляют четырёхъярусная колокольня с шатровым завершением и луковичной главкой, храмовая часть и апсида. В 1972 году произведена роспись. В храме есть часть сохранившихся икон из Тихвинской женской обители. Некоторые иконы подарены жителями села.

Храм взят под охрану государства как памятник истории и культуры начала ХХ в.

ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (с. Ивановская Лисица)

В 1870 году в селе Ивановская Лисица был построен деревянный храм Иоанна Предтечи. Но это был не первый храм в основанной украинскими переселенцами слободе. Дело в том, что само своё название она получила по имени существовавшей уже в конце XVII века церкви Иоанна Предтечи, а в «Описи вотчины Шереметьева» в 1756 году в слободе Ивановской указываются две деревянные церкви: трёхглавая Иоанна Предтечи и двуглавая Иоанна Богослова. В годы Великой Отечественной войны в период оккупации деревни, немцы разобрали здание для строительства дороги.

В 1903 году в селе был возведён новый храм – каменный. В годы советской власти храм подвергся сильному разрушению.

В годы Великой Отечественной войны, когда село было оккупировано немцами, немцы восстановили церковь и проводили службу. После войны в здании продолжились учебные занятия до 1977 года. С1977 по 1995 год здание церкви пустовало. В 1995 году храм был восстановлен, к зданию сделали пристройку, в которой поместили второй престол-Иоанна Богослова. 29 июня 1996 года при объезде церквей епархии в селе останавливался на ночлег епископ Курский и Белгородский Ювеналий.

В настоящее время жители села празднуют престольные праздники: Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя.

КАЗАНСКИЙ ХРАМ (с. Казачья Лисица)

Памятником русского деревянного зодчества конца XVIII века является храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Казачья Лисица, расположенный при въезде в село на небольшом возвышении.

Возведён он предположительно в 1780 году жителем села майором Акуловым и прихожанами. В начале церковь была небольшая, с двумя куполами, но росло население Казачьей Лисицы, и возникла необходимость иметь помещение для совершения служб и требовалось помещение побольше, попросторней.

В 1890 году к церкви пристроили два боковых крыла: дворянское и казацкое (население Казачьей Лисицы издавна делилось на две части – на южном берегу речки Лисёнок селились только дворяне, а северная сторона была казацкой. Дерево для строительства безвозмездно предоставил Егор Петрович Евсюков-человек зажиточный, владеющий 16 гектарами плодородной земли и леса, служащий церковным ктитором, пользующийся авторитетом и уважением у односельчан. Надо отметить, что лесоматериал оказался добротный, качественный, так как церковь стоит и до сих пор. На сегодняшний день это единственная уцелевшая деревянная церковь в области, уникальный и неповторимый памятник старинного архитектурного зодчества.

В период коллективизации закрыли и церковь Казачьей Лисицы. В годы Великой Отечественной Войны она снова возобновила свою деятельность, правда, все ценности церкви староста закопал в землю, чтоб не позарились на них немцы. Благодаря этому, церковь, прожившая на тот момент уже два с лишним столетия, много повидавшая на своем веку, сохранила не только стены, но и величественный иконостас.

Во время ВОВ в храм упал снаряд (по некоторым данным снаряд застрял в куполе, по другим упал на амвон), но не разорвался. Местные люди не хотели, что бы в такое тяжелое время останавливалась молитва, но и в храм зайти боялись, тогда местные мужчины вынесли на улицу снаряд, сняли боевую головку и высыпали порох. С тех пор этот снаряд служит колоколом в храме.

Бережно хранятся по сей день и великолепные, вышитые крестиком и гладью руками местных мастериц, рушники, которыми в праздники обряжаются иконы. В церковной ограде сохранилось несколько могил, упокоивших, по существовавшему в былые времена обычаю, приходских священников.

В селе два престольных праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери-21 июля и 4 ноября, В эти дни души православных верующих преисполняются радости и умиротворения. Люди ходят к друг другу в гости, в молитвах воздают хвалу Господу за хлеб насущный, за мир, за любовь, за бесценный дар бытия земного. Они убеждены: пока стоит эта окрашенная в голубой цвет церковь, устремляя свои купола в такое же голубое небо, будет стоять и село!

КАЗАНСКИЙ ХРАМ (с. Мокрая Орловка)

Первоначально в XVIII веке была деревянная церковь иконы Рождества Пресвятой Богородицы. После пожара в XIX веке на месте деревянной церкви была построена каменная церковь иконы Казанской Божий Матери. Здание деревянной церкви было продано по брёвнам прихожанам украинского села Ивашки. Причём сделали это только после того, как был полностью построен новый храм.

После революции Казанский храм закрыли, а в 1937 году его совсем разобрали, а из материала построили семилетнюю школу. Ни фотографий, ни рисунков здания храма не сохранилось.

В 1997 году с вводом в строй новой школы старое здание отдали Дому милосердия. В левом его крыле и оборудован храм, в котором с 2001 года стала проводиться служба. Это символично, потому что кирпичи бывшей школы являлись ранее кирпичами храма. На территории села Мокрая Орловка при церкви иконы Казанской Божьей Матери была создана церковно-приходская школа.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ (с. Косилово)

Небольшая деревянная Афанасьевская церковь в Косилово существовала уже в конце XVII века. По её имени село даже иногда в некоторых документах упоминалось как Афанасьевское.

Церковь была построена дважды. Она построена в честь святого Афанасия, поэтому престольный праздник в с. Косилово-"Афанасий" – 31 января и 15 мая, как говорят, в эти дни были заложены 1-я и 2-я церкви.

В 1801 году силами жителей села вместо обветшавшей церкви был построен новый деревянный храм, освящённый в честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Простоял он почти сто пятьдесят лет и во время Великой Отечественной войны был разобран по брёвнам. Осталась одна только сторожка, на которой в начале 1990-х годов на средства прихожан силами отца Дмитрия Исаева был пристроен купол, и в храме возобновилась служба.

ХРАМ ИОАННА БОГОСЛОВА (с. Козинка)

Первое упоминание о храме в селе Козинка относится к 1780 году. Эта церковь располагалась на самом высоком месте левого берега Ворсклы. В Богородицкой церкви, так переименовали её в начале ХХ века, служба велась до 1928 года. По словам старейшей жительницы села Костенко Анны Алексеевны (1908-2002г.г.) переименовали эту церковь в честь Пресвятой Богородицы, так как в 1896 году было принято решение о строительстве в разросшемся селе новой кирпичной церкви Иоанна Богослова. Строили тогда основательно – для прихожан храм открылся только в 1907 году.

На каждом из четырёх парусов сохранились фрески начала ХХ века с изображением святых апостолов-евангелистов Иоанна, Матфея, Луки и Марка, выполненные местными мастерами. Это единственные сохранившиеся первоначальные элементы внутреннего оформления храма. Наибольшую ценность в настоящее время представляют икона «Рождество Иоанна Крестителя», привезенная из Троице-Сергиевой лавры, икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и мощи Святого великомученика Пантелеймона. Иконостас храма деревянный, покрыт позолотой. Он был изготовлен в 70-е годы ХХ века. Старый иконостас (тоже деревянный) успели вывезти перед оккупацией нашей территории немцами в город Старый Оскол. Однако попытки отца Иоанна найти этот иконостас успехом не увенчались.

В начале ХХ века в селе Козинка церковные службы проводились в обоих храмах. Особенно торжественными и запоминающимися были Пасхальные службы. Звоны колоколов перекликались во время всенощной службы. Первый удар колокола всегда производился в Богородицкой церкви, ему вторил колокол церкви Иоанна Богослова. После возгласа «Христос воскресе» люди из одной церкви шли в другую, поздравляли друг друга с радостным праздником.

В 1928 году в селе началось строительство нового здания начальной школы. Строительным материалом для этого здания послужили деревянные конструкции Богородицкой церкви (деревянной церкви Иоанна Богослова). Напоминанием о Богородицком храме служит тот факт, что в северо-западной части села (х.1-Заречье) до сих пор престольным праздником считается праздник Рождества Богородицы.

В тридцатые годы ХХ века местным жителям удалось отстоять свой храм, хотя служба в нём не проводилась, а здание с 1928 по 1941 годы использовалось как зернохранилище.

В годы Великой Отечественной войны служба в храме на время возобновилась, и, несмотря на жестокие бои в наших местах, он снова остался невредимым. Полноценная же служба вернулась в храм в 1974 году.

ПОКРОВСКИЙ ХРАМ (с. Смородино)

Первоначально в селе Смородино имелась деревянная Покровская церковь, построенная в 1801 году.

Новый храм был построен на средства прихожан в 1912 году и получил свое название в честь праздника Покрова, который считается с тех пор престольным в селе Смородино и отмечается ежегодно четырнадцатого октября. Само здание каменное, однокупольное, одноплитное, бесстолбовое. Состоит из колокольни, подкупольной части. Храм построен в виде корабля (мир – житейское море, а храм - корабль, в котором можно его переплыть).

Стенной живописи не сохранилось. В 1961 году храм закрыли, а в 1989 году здание было переоборудовано под спортзал средней школы.

Лишь в 1995 году храм был отреставрирован, а в конце декабря 1995 года открыт для прихожан. Храм стоит в центре села, рядом с ним находится кладбище. По свидетельству краеведа Рязанова храм имеет архитектурную ценность

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (с. Безымено)

За несколько лет до отмены крепостного права несколько семей государственных крестьян из села Подол переселились на берега речки Безымянки и основали хутор Безымянный. Хуторяне жили настолько богато, что могли позволить себе собственный храм. Строили они его около 10 лет, и в 1884 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был освящён. Это был единственный каменный храм в округе, который не имел своего деревянного предшественника.

В первые годы советской власти храм разорили и только в 1996 году его восстановили, и 20 сентября этого же года он был заново освящён архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

В 2014г. храму Рождества Пресвятой Богородицы исполнилось 130 лет. Храм взят под охрану государства как памятник истории и культуры ХIХ века.

ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ (с. Дорогощь)

В 1656 году, почти сразу же после основания села, в Дорогощи была построена первая деревянная церковь в честь Димитрия Солунского. В 1835 году церковь была перестроена заново, но сгорела в огне во второй половине XIX века.

В период с 1903 по 1910 г. г. была построена новая, каменная церковь, на средства местного помещика Сурина. Эта церковь существует и действует по сегодняшний день. В 80 десятых годах прошлого столетия был сделан капитальный ремонт фасада и интерьера храма.

В художественном отношении храм представляет значительную ценность, которая заключена в декоративном убранстве фасадов. Главный вход украшен кокошником с капелькой и обрамлён двумя полуколоннами. Боковые входы с северной и южной стороны имеют большие крыльца. Красиво оформлен и второй ярус здания. Настенная живопись выполнена киевскими мастерами, как и всё внутреннее убранство и оборудование.

Храм является памятником истории и культуры областного значения. Во время фашистской оккупации на территории храма были совершены захоронения немецких офицеров, но в какой части церковного двора расположено это кладбище, неизвестно.

Спустя какое-то время храм отремонтировали и стали использовать по назначению, проводить богослужения. Наиболее почитаемый праздник в селе Дмитриев день, отмечающийся православной церковью 8 ноября.

ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА (с. Гора-Подол).

Был построен в 1833 году из камня, закрыт в 50-х годах XX века и взорван был в 1974 году. По устным свидетельствам взрывателей: после первого взрыва храм поднялся и встал на место. Местные жители в ночь на кануне взрыва спасали иконы и дьяконские врата, а так же икону Тайная Вечеря, так как двери в храм были заколочены, выносили через окна.

Некоторые иконы находятся по храмам Грайворонского округа и у местных жителей, дьяконские врата, икона Тайная Вечеря и большинство других икон находятся в музее Духовно – просветительского центра во имя св. Иоасафа г. Грайворона.

В 2014 был заложен камень и началось строительство нового храма, при строительстве были открыты части стен старого храма. 22 июня 2019г в день отдания праздника Пятидесятницы храм был освящен, и в нем прошла первая служба.

ХРАМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (с. Дроновка)

В 1904г в с. Дроновка, где насчитывалось около 2,5тысяч жителей, был построен храм в честь святителя и чудотворца Николая. В 1950 г храм был разрушен и разобран на кирпичи.

Закладной камень под строительство нового храма был освящен в ноябре 2015 года. Его строительство проводилось на собранные средства будущих прихожан, жителей села, мечтающих вернуть в родное село святыню, а также меценатов и неравнодушных к духовному возрождению людей.

Торжественное освящение нового молодого храма состоялось 15 ноября 2019 года. Таинство совершил правящий архиерей Губкинской епархии, владыко Софроний в со служении с духовенством благочиния.

«В село возвратился храм. Появилось место, где можно поговорить с Богом и помолиться о душе»- сказала уроженка села Валентина Ларикова при открытии храма.

2.2. Практическая часть. Обобщение.

На основе изученных материалов и архивных данных, приведенных в книге «Храмы Грайворонского района» Т.А. Караповской мы представляем свои исследования в виде таблицы, из которой видно, что 14 храмов Грайворонского благочиния однокупольные, 1 храм пятикупольный в с. Козинка, храм в с. Смородино – без купола. (Приложение 5)

По форме купола следующие:

Луковичные-12

Шлемовидные -2

Шатровые - 0

Сферические - 1

В рассмотренных нами храмахцвета куполов:

Золотые 7

Синие 3

Зеленые 2

Серебряные 3

Черные 0

Количество куполов:

Однокупольные-14

Пятикупольные 1

Храмы посвящены:

Христу Спасителю – 2 храма;

Святителю Иосафу -1 часовня-храм

Богородице - 4 храма

Троице – 1 храм,

Михаилу Архангелу – 1 храм,

Иоанну Предтече – 1 храм,

Святителю Николаю - 2 храма,

Святым, Мученикам – 4 храма.

2.3. Выводы:

Проведенное нами исследование помогло достигнуть поставленной цели. Мывыявили архитектурную символику куполов храмовых зданий Грайворонского благочиния, убедились в правильности выдвинутой гипотезы: в основе современного строения куполов  лежат традиции и символика русского христианского храма и чаще всего встречаются храмы с золотыми куполами – луковками. Это самая распространенная форма куполов. В большинстве случаев характеристика куполов храма по форме и цвету соответствует символике и посвящению христианского православного храма.

2.4. Практическое применение. (Приложение 6)

В своих классах мы познакомили одноклассников с материалами нашей исследовательской работы. Они с большим интересом слушали, задавали вопросы.

Материалы данной работы мы предлагаем использовать в качестве дополнительной литературы на уроках исторического и литературного краеведения, изобразительного искусства, во внеклассной работе.

3. Заключение:

Мы изучили много публицистической, краеведческой, научной  литературы и фотоматериалов. Нам было интересно каждый день узнавать что-то новое о православных храмах, открывать для себя много познавательного.

Мы считаем, что каждый православный человек должен стремиться в жизни к высокому и главному, т.е., как сказал выдающийся немецкий философ И.Кант, «Жить с нравственным законом в душе»

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выявлена.

Ты обойдешь, пожалуй, всю планету –

Куда б тебя судьба ни занесла –

Поймешь тогда, что сказочнее нету,

Чем православных храмов купола.

4.Список используемой литературы:

Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm

Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

 Галанин   А. В. Купола и главы храмов.  – М: прогресс-Традиция, 2010г.

Народный каталог православной архитектуры // http://sobory.ru

Приложения:

Приложение 1

Анкетирование одноклассников (64 обучающихся 4А и 4Б класса)

Сколько всего храмов на Грайворонской земле?

5

8

12

9

Затрудняюсь ответить

8 (18%)

10 (23%)

5(11%)

12(27%)

9(21%)

В каких селах вы видели храмы?

С. Головчино

Г. Грайворон

С. Ломное

С. И.Лисица

С. Смородино

С. Дорогощь

44 (100%)

20(45%)

6(14%)

3(7%)

5(11%)

1(2%)

Что привлекает вас во внешнем облике храмов Грайворонского городского округа?

Цвет куполов

Размер храмов

Цвет храмов

Красота храмов

Украшения храмов

10(23%)

20(45%)

6(14%)

3(7%)

5(11%)

Чем отличаются купола храмов?

Цветом

Размером

Крестами

Затрудняюсь ответить

20(45%)

4(9%)

3(7%)

18(39%)

Какой храм самый древний?

С. Головчино

Преображеннский храм

Г. Грайворон

Никольский храм

С. Ломное

Затрудняюсь ответить

10(23%)

8(18%)

4(9%)

22(50%)

Какой храм самый молодой?

100% -Храм Спаса Нерукотворного в с. Головчино

Приложение 2

Беседа с отцом Иоасафом - игуменом храма Спаса Нерукотворного, с матушкой Татьяной Караповской, женой настоятеля храма Преображения Господня о. Георгия Караповского в с. Головчино.

 

Приложение 3

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

1

2

3

5

7

         

Символизирует единство Бога.

Символизируют божественную и человеческую природу Иисуса Христа.

Символ Святой Троицы.

Символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея.

Символизируют 7 Таинств церкви, 7 Вселенских Соборов, 7 добродетелей

Г. Владимир. Церковь Покрова на Нерли

Москва.Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех.

Собор Юрьевамонастыря - старейшей обители Великого Новгорода.

Успенский собор во Владимире

Вознесенский храм в Новочеркасске

9

13

25

33

 
       

Связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице

Число земных лет Спасителя.

Благовещенский собор Московского Кремля

Церковь Никодима Праведного в московском Николо-Перервинском монастыре

Покровская церковь в усадьбе Богословка под Петербургом

Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря

ЦВЕТ КУПОЛОВ

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Такие храмы с посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению.

Храм Христа Спасителя

Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии. На Храмах, посвященных Богородице, купола украшают звездами. Троицкий собор в Петербурге.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Встречается на церквях, посвященных Святой Троице и значимых святых. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

     

Серебряный или белый - символ святости и чистоты. Встречается в храмах, посвященных святым. Церковь Николы на Липне под Великим Новгородом

Черный. Цвет монашества. Часто можно увидеть в монастырских храмах. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Соборы Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола напоминают о красоте Небесного Иерусалима. Собор Василия Блаженного в Москве.

     

ФОРМА КУПОЛОВ

       

Сферическая форма купола символизирует вечность. Храм Преображения Господня г. Белгород

Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Успенский собор во Владимире

Луковицевидная форма – символ молитвы, стремления к небесам. Углич. Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Шатер символизирует небесный свет и образ Богородицы.  Церковь Вознесения в Коломенском

Приложение 4

Фото храмов Грайворонского Благочиния

ЧАСОВНЯ-ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА (г. Грайворон)

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

(г. Грайворон)

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

(с. Головчино)

ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО

(с. Головчино)

ХРАМ АНТОНИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО (с. Антоновка)

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ

(с. Ломное)

ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

(с. Ивановская Лисица)

КАЗАНСКИЙ ХРАМ (с. Казачья Лисица)

КАЗАНСКИЙ ХРАМ

(с. Мокрая Орловка)

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ

(с. Косилово)

ХРАМ ИОАННА БОГОСЛОВА

(с. Козинка)

ПОКРОВСКИЙ ХРАМ

(с. Смородино)

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (с. Безымено)

ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ (с. Дорогощь)

ХРАМ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА

(с. Гора – Подол)

ХРАМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (с. Дроновка)

Приложение 5

Информация о куполах

№ п/п

Название храма

Место положения

Дата строительства

(возраст)

Дата Восстановления

Количество

куполов

цвет

Форма купола

 

Часовня-храм во имя святителя Иоасафа

Г.Грайворон

1911г

(разрушена в1940 годах)

1998 г.

1

золотой

Луковица

 

Свято-Никольский храм

Г.Грайворон

1865 г.на месте деревянного сгоревшего в 1860 г

 

1

Золотой

Шлем

 

Преображенский

С. Головчино

1796 г.

 

1

зеленый

Сфера

 

Храм Спаса Нерукотворного

С. Головчино

15.01.2010 г.

 

1

золотой

Луковица

 

Храм Антония Печерского

С. Антоновка

1709 г Из мореного дуба

2009 г.

1

синий

Луковица

 

Свято-Троицкий храм

С.Ломное

1908 г.

1960 г (возобновилась слукжба)

1

золотой

Луковица

 

Храм Иоанна Предтечи.

С.Ивановская

Лисица

1870 г (деревянная)

1903(каменная)

1995

1

серый

Луковица

 

Храм Казанской иконы Божьей Матери

С. Казачья Лисица

1780 г. (Двуглавая)

1890г (пристроили 2 боковых крыла)

1

зеленый

Шлем

 

Казанский храм

С. Мокрая Орловка

в XVIII веке - деревянная церковь иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

в XIX веке на месте деревянной церкви была построена каменная церковь иконы Казанской Божий Матери. 1937 г разобрана, 1997 г. В левом крыле организован Дом милосердия. Первая служба в 2001 году.

1

синий

Луковица

 

Храм святителя Афанасия

С. Косилово

в конце XVII века

1801г.

1941-1945г разобрана по бревнам)

1990 г (пристроен купол)

1

серый

Луковица

 

Храм

Иоанна Богослова.

С. Козинка

1780 г. Богородская церковь

1896-19007 г. Храм Иоанна Богослова.

5

синий

Луковица

 

Покровский храм

С. Смородино

1801г.( деревянная)

1912 г каменный

1995 г. Отреставрирована и открыта 4-х скатная крыша на месте купола центральной части.

-

-

-

 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

С.Безымено

в 1884 году каменный

1996 г. востоновлен

1

серый

На знтичной крыше луковица с яблоком

 

Дмитриевский храм

С. Дорогощь

1656 г деревянная

1835г перестроена, сгорела во 2 пол 19 века

1903-1910 г каменная

1

Золотой

луковица

 

Храм Архистратига Михаила

с. Гора – Подол

в 1833 году из камня, закрыт в 50-х годах XX века Взорван храм был в 1974 году

В 2014 был заложен камень

1

золотой

луковица

 

Храм Святого Николая Чудотворца

с.Дроновка

1904 г каменный

1950 г. разрушен

Закладной камень под строительство нового храма был освящен в ноябре 2015 года. Торжественное освящение нового молодого храма состоялось 15 ноября 2019 года.

 

Золотой с голубыми полосками

луковица

Приложение 6

Выступление Волковой Евы 4-А класс

Выступление Поликарповой Дарьи 4-Б класс

Просмотров работы: 74