"ВОВ в истории поселка Краснооктябрьского: события и воспоминания современников"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"ВОВ в истории поселка Краснооктябрьского: события и воспоминания современников"

Черник А.В. 1
1МБОУ "ОЦ №2"
Кудрявцева М.А. 1
1МБОУ "ОЦ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

2020 год особенный для нашей страны. Это год 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков. Победа в этой кровопролитной войне досталась нашему государству ценой огромных человеческих жертв и искалеченных судеб.
Последнее время мы все чаще наблюдаем новые политические веяния, в рамках которых предпринимаются попытки переписать историю. Сегодня во многих источниках замалчивается истинная роль советского народа в победе над фашизмом и нацистской Германией. Попытки западных политиков представить Советскую Армию не освободителями Европы и мира от «коричневой чумы», а чуть ли не агрессорами вызывают лично у меня справедливое возмущение и противодействие. Своими мыслями я поделился с одноклассниками и провел анкетирование о войне, ее героях - наших земляках. В результате выяснилось, что у моих сверстников нет достаточных представлений о событиях, происходивших в нашем поселке в годы войны, и людях, принимавших участие в них.

Я считаю, что их имена должны сохраниться в нашей памяти, а их поступки - в наших сердцах навеки.

В основу данной работы легли данные школьного музея о наших земляках, архивные источники и воспоминания местных жителей, а также другие источники интернета.

Цель моей работы: изучить историю родного поселка, собрать информацию о военных действиях в посёлке Краснооктябрьском в годы его оккупации фашистами, расширить свои знания о Великой Отечественной войне, изучив судьбы моих земляков; вызвать интерес к этой теме у моих сверстников.

Задачи:

1. Изучить источники исследования: фотографии, документы, архивные, газетные материалы;

2. Записать рассказы и воспоминания очевидцев событий;

3. Узнать о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны, об истории своей малой родины. Поделиться знаниями с учащимися школы.

4. Систематизировать полученный материал для сохранения памяти о событиях и людях, использовать его в дальнейшей работе.

Актуальность работы: на фоне попыток некоторых государств переписать историю Второй Мировой Войны, сохранение правды о событиях тех лет, является важнейшей актуальной задачей нашего поколения. Считаю, что память о страшных годах оккупации нашей земли нужно сохранять и передавать будущим поколениям, чтобы такое больше не повторилось, чтобы правда о годах войны не искажалась в угоду сиюминутным политическим целям.

Поэтому в настоящее время сохранение исторических фактов о Великой Отечественной Войне приобретает свою актуальность, как никогда прежде.

Свое исследование я начал с изучения интереса к событиям Великой Отечественной войны в среде старшеклассников. Я стал выяснять, любит ли молодежь собственную историю, интересуется ли ею, какое отношение у моих ровесников к тем Великим событиям? Подготовил вопросы, которые я задавал своим сверстникам. (см. Приложение 1 )

Анкетирование, в котором приняло участие 50 человек, проводилось в 10-11 классах. Цель анкетирования: узнать о том, какими сведениями о Великой Отечественной войне владеют ученики нашего поселка. Анализируя ответы на вопросы анкеты, я выяснил, что 34 % учащихся знают героев ВОВ нашего поселка, 21% ребят знают о подвигах наших земляков, 45 % - знают историю ВОВ без информации о местных героях. (см. Приложение 2 )

Таким образом, выяснилось, что большинство из опрошенных учащихся имеют поверхностные знания об этой войне. И данная информация доказывает актуальность моей темы.

1. История возникновения моего поселка.

Как поселение, наш поселок Краснооктябрьский возник во второй половине 19 века. По первым документально известным источникам возникновение поселка относят к 1859 году, только тогда он назывался хутор Драгунский. Свое первоначальное название поселок получил в честь Драгунского полка, поставленного здесь в качестве защиты подступов к крепости Майкоп. В то время, после окончания Кавказкой войны (1864 год) Россия утверждаясь на Северном Кавказе, расставляя военизированные отряды по всей территории.

Постепенно из военного поселения хуторского типа, поселок стал превращаться в место постоянного оседлого проживания переселенцев из Царицынской губернии – свободных казаков, беглых крестьян, которые бежали от произвола помещиков. Новые поселенцы занимались рубкой и заготовкой леса, выращиванием садов и виноградников.

Они облюбовали южную часть открытой территории и начали заниматься тем делом, которое знали и умели- сажать яблони, груши. А на склонах вырубили лес и посадили виноградники. Вскоре появился и первый урожай. Кстати, на этой территории, заселенной уже современными постройками, ещё растут многовековые деревья – своего рода реликвия в посёлке.

Жизнь текла своим чередом, шли годы. В России после Октябрьской революции Адыгея стала одним из первых регионов, где утвердилась советская власть, стали появляться первые колхозы. У нас был колхоз, «Южные сады», который славился фруктами и фермами по выращиванию свиней, лошадей, бычков. Жители хутора из «землянок» переходили в построенные хаты. Появилась первая улица Ленина длиной на весь хутор, она есть и сейчас. Построили школу, в данное время на том месте стоит красивый храм. Но мирная жизнь вскоре закончилась... Началась страшная, долгая, беспощадная Великая Отечественная война. Мужчины пошли на фронт защищать Родину. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, которые заменили мужчин,  ушедших на войну. Трудились они, не жалея себя, пахали землю и сеяли хлеб, растили детей.  Много горя,  лишений выпало и детям войны. Все они для нас являются героями.

В 1920 году хутор Драгунский был переименован в хутор Краснооктябрьский с административным подчинением городу Майкопу. В 1940 году хутор Краснооктябрьский вышел из городского подчинения в связи с образованием Майкопского района и стал самостоятельной административной единицей.

Мирное развитие жизни прервала начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная Война – самая трагическая страница истории нашей страны и для каждого её жителя. Я, являюсь членом волонтерской организации нашей школы, неоднократно участвовал в акциях по сохранению и реставрации памятников погибшим воинам и жителям нашего поселка, которые погибли от рук фашистских захватчиков, или умерли в послевоенные годы от полученных ранений, но не имели родственников, чтобы поддерживать в надлежащем виде могилы участников тех страшных событий оккупации.

Работая в составе волонтерской бригады я все время задавался вопросом, а что же реально чувствовали эти люди, чьи тела покоятся здесь. Не одно историческое свидетельство, основанное на документально подтверждённых фактах не дает того эмоционального восприятия происходивших событий, как непосредственные воспоминания очевидцев того времени.

Основные свидетельства о военном времени в настоящее время, мы получаем из воспоминаний того поколения людей, которое называют «детьми войны». То детское, непосредственное восприятие страшных событий оккупации носит особенный эмоциональный характер. Это то, что нельзя передать никаким пафосом идеологических лозунгов, никакими книгами и фильмами о военных подвигах. Это воспоминания о самом страшном глазами детей.

2. Воспоминания детей войны – жителей п. Краснооктябрьского о событиях Великой Отечественной войны.

«Они появились неожиданно...»

«Немцы пришли на нашу территорию...»

«Фашисты принесли страх…». Так начинаются воспоминания очевидцев тех страшных событий. Мне сложно описать чувства тех людей, которые столкнулись с этими испытаниями. Поэтому ниже я привожу рассказы жителей хутора, которые я собирал по крупицам.

Воспоминания Северинова Александра Ивановича:

«В то время, когда немцы вошли в поселок Краснооктябрьский, мне было 5 лет. Говорят, воспоминания детства самые яркие. А воспоминания, связанные с войной, преследуют человека на протяжении всей жизни. Что я помню из тех лет? Только несколько эпизодов. Но они стоят многого.

Жили мы в те годы оккупации на территории нашего кирпичного завода, в бараке. Появление немцев ознаменовалось для меня, пятилетнего мальчишки, непонятными тогда звуками.

Я выскочил на улицу, долго не мог понять, откуда они доносятся. Вдруг я услышал сильный гул где-то над моей головой, причем очень низко. Это летели немецкие самолеты, вскоре на землю посыпались смертельные «игрушки», и я, не подозревая о грядущей опасности, ползал на коленях и с огромным удовольствием собирал расстрелянные гильзы.

Военное детство было не только опасное, угрожающее жизни, но и голодное. На какие ухищрения не шла моя бабушка: варила картофельные очистки, собирала смолу с фруктовых деревьев - и это на фоне того, что мы , дети, видели на столах у немцев. Есть хотелось всегда. И вот однажды мне удалось украсть у немцев целое состояние - булку хлеба! Я спрятал ее за пазуху и пустился наутек. Оказавшись в районе реки Лучки, я присел на корточки и заснул. Обнаружили меня под вечер. К счастью, это были бабушка и мои сестры. Не дай бог нынешнему поколению испытывать такой голод!»

Из воспоминаний Сотникова Владимира Дмитриевича и Саранчика Семёна Сергеевича:

«Мир перевернулся, когда нам было по 14 лет, когда пришли они…. Немцы появились из-за Блиновой горы на мотоциклах, машинах, на телегах с лошадьми. Сзади шли наши военнопленные, их охраняли конвоиры с овчарками. Враги быстро заполонили хутор, заняв хорошие дома, а нас согнали в землянки и сараи. К вечеру этого же дня они собрали всех жителей, устроили перекличку, так как к тому времени назначенные старосты уже подали им списки и осведомили о каждой семье. Сюда же привели двоих раненных солдат: офицера и рядового. Немцы познакомили население с новым правилам, установили комендантский час - после 8 часов вечера нельзя выходить из дома. Кого встретит патруль - расстрел на месте. Они стали пытать наших солдат, но воины стойко вынесли пытки. Солдаты погибли как герои… Офицер прокричал: «За Родину! Бейте фрицев! Победа за нами!» Но разве можно угрозами, пусть даже и смертью убить веру в справедливость и человеческое сострадание?! Ночью мы ползком приблизились к трупам советских воинов, замученных фашистами, и ножами начали рубить землю, прикрывая ей безжизненные тела наших героев. Работали долго, но тихо, нас никто не услышал. Утром конечно немцы это заметили, собрали всех, начали пытать подозрительных, но никто не проронил ни слова. Сила духа нашего народа дорогого стоит! На месте расстрела школьники посадили аллею березок.» (см. Приложение 4 )

Воспоминания Коротковой Зинаиды Петровны:

«Отца взяли на фронт в 1941 году, мама осталась с нами с 4 детьми. У нас в доме расположились немцы, когда мне было 7 лет. Мы с мамой жили в летнем сарае, ночью там было холодно. Мама им стирала, убирала, готовила еду. У немцев было заведено следующее: они ели, а мы, дети, должны были стоять и смотреть. Очень хотелось кушать, но мы не имели права что-то брать со стола, который ломился от еды. Однажды мой младший брат потянул ручку за шоколадкой, немец заметил, достал пистолет и пригрозил брату. Тут мама встала на колени, заплакала, умоляя, чтобы он простил. Я тоже не могла сдержать слез, помню, думала тогда - глупый брат, зачем он сделал это? А ему было то всего 3 года….Натешившись, сжалились…слава богу! После этого случая мы долго не выходили из сарая, боялись. Жаль, что из памяти нельзя стереть эти вспышки из прошлого, они страшные…»

(см. Приложение 5 )

Из воспоминаний Матюшина Виктора Ивановича:

«Мне было тогда 11 лет, по утрам советских военнопленных уводили на холм. И солдаты собирали грунт с холма целыми днями, возили на дорогу, а вечером их увозили в лагерь. Солдат не кормили, не поили. Мы, местная детвора, вечно голодные, рискуя своей жизнью, прячась в кустах, ловили момент, когда отходил конвой с собаками, бросали кусочки хлеба, пышки, воду. Каждый день можно было видеть машину с кузовом, в котором сидели военнопленные, их куда-то вывозили в сторону Апшеронска. Возвращались они пустые. Мы слышали выстрелы доносящиеся со стороны леса. И только после войны была обнаружена глубокая могила с трупами расстрелянных солдат. На этом месте сейчас находится братская могила. Раненых пытали тут же в лагере, но ничего не добившись, ночью привозили к мосту, расстреливали и трупы бросали в реку Курджипс. Местных жителей не подпускали, но они рискуя, если обнаруживали трупы, прибившиеся к берегу, предавали их земле. Мы делали все что могли…» (см. Приложение 6 )

3. Герои-земляки

Жители Республики Адыгея, как и все жители СССР, уходили на защиту Родины и проявляли настоящий героизм. Так Майкопским лесоучастком было отправлено 106 человек. Вернулись живых 52 человека, многие с многочисленными ранениями от которых впоследствии скончались. Некоторые были замучены в Гестапо: Гемский Иван Николаевич в городе Тарту в Эстонии, Малина Иван Семёнович в концлагере Равенсбрюк, Булатова Елена Андреевна было отправлена в Германию в 16 лет, бежала с сокамерниками и осталась жива.

Несколько сотен наших земляков получили статус - героя Советского Союза. Среди них Люся Тузулукова – женщина-боевой истребитель. Другой наш земляк Гуйда Ефим Михайлович дошел до Берлина. Вернулся с наградами. Умер от ранений, полученных на фронте. Нельзя забывать о юных героях – земляках: Наде Гнездиловой, Федоре Токареве и других, которые в годы оккупации нашего района были связными в партизанском отряде и приносили с хуторов ценную информацию о немцах.

Выводы: При написании работы, я изучил большое количество материала об истории поселка, воспоминания современников – детей войны. Конечно, в рамках написания данной работы я не смог донести всю информацию, которой владею. Но мне очень хочется, чтобы последующие поколения ребят нашего поселка знали о проведенном мной исследовании и обладали собранной мной информацией в полном объеме. Поэтому я обязательно поделюсь своей информацией на классных часах и в рамках бесед с ребятами.

Заключение:

Горько осознавать, что ветеранов и детей Великой Отечественной воины становится все меньше. Уходят живые свидетели, помнящие о страшных событиях самой кровопролитной войны в истории человечества. Я считаю, что одной из основных задач моего поколения и будущих поколений, является сохранение памяти, а самое главное, правды о трагических военных событиях на территории нашей малой родины. Такие же неравнодушные люди будут хранить память и правду о своих земляках по всей нашей стране. Всё вместе это должно сложиться в общую память народа – народа, который не должен допустить повторение подобного в истории. Нам жить дальше, нам и нашим детям. Мы – потомки героев – должны хранить наш хрупкий мир в память о людях, отдавших свои жизни за свободу Родины и своих родных.

Список использованных источников:

1. Книга Памяти «Историко-документальная хроника». Издательство организационного и методического центра.

2. «Непокоренная Земля». Документы и материалы из истории Партизанского движения и партийно - Комсомольского подполья в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. в Тульском районе.

3.Материалы СМИ ,газета «Адыгейская правда» 9 мая 1945 года, газета «Маяк» декабрь 2016 г., газета «Майкопские новости» май 2016 г.

4. Материалы интернет -ресурсов.

5. «Великая Отечественная Война в памяти моей семьи» Майкоп, ООО «Качество»

6. Воспоминания старожилов хутора и современников, материалы школьного музея.

http://советская-адыгея.рф/index.php/nauka/obrazovanie/12885-vosem-shkol-adygei

6.http://www.adigea.aif.ru/society/details/shkoly_adygei_voshli_v_perechen_luchshih_shkol_rossii

7. http://krsoch2.edusite.ru/p15aa1.html

Приложение

1.1 Вопросы участникам анкетирования

 

«Знаю ли я героев Великой Отечественной войны нашего поселка?» 

1) Знаете ли вы героев ВОВ нашего посёлка?

а) Не знаю б) Могу назвать одного героя ВОВ нашего поселка в) Могу назвать более двух 

Напиши фамилию хотя бы одного (или больше) героя нашего поселка._____________________________________________________________

2) Какие подвиги в годы Великой Отечественной войны совершили наши земляки?

а) Не знаю б) Конечно знаю 

Напиши, какие подвиги в годы ВОВ совершили наши земляки.___________________________________________________________ 

3) Когда началась Великая Отечественная война?

Ответ:_____________________________________

1.2 Результаты анкетирования 11 А класса

1.3 Северинов А.И.

1.4 Сотников В.Д.

Саранчик С.С.

1.5 Короткова Зинаида Петровна

1.6 Матюшин Виктор Иванович

Просмотров работы: 221