Судьба выпускника школы №35 Бауманского района, ветерана ВОВ в истории школьного музея

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба выпускника школы №35 Бауманского района, ветерана ВОВ в истории школьного музея

Ключникова А.С. 1
1МБОУ "Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая"
Хабирова А.Э. 1Ахметшина А.Т. 1
1МБОУ "Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живём в мире, в котором важность знания истории Родины, Родного Края, выходит на передний план. Чтобы хорошо понимать наше настоящее, нужно изучать прошлое, изучать настойчиво и скрупулезно.

Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Сам факт знания истории Отчизны, истории Малой родины формирует высоко духовную, гармоничную конкурентоспособную личность. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, нации, Родины.

Достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся вносят краеведческие музеи. Вопреки превратностям времени, школьные музеи живы и если не процветают, то вполне достойно держатся - встречают гостей, проводят разнообразные экскурсии.

В мае 2020 года будет уже 75 лет со дня Великой Победы. В течение этого периода времени в нашей стране было приложено немало усилий для увековечивания подвига героев минувшей войны. «Никто не забыт, ничто не забыто!» - в эти слова вложено столько боли и радости, слёз и ликования! Они наполнены глубочайшим смыслом, обращенным и в прошлое, и в будущее. О войне мы узнаем не только из книг, фильмов, картин и фотографий, но и из рассказов участников войны, воспоминания которых заставляют глубже проникнуть в то страшное время войны.

Наш народ знает имена многих героев, но мало кто знает, что на нашей малой Родине Ново-Татарской слободе города Казани жили не менее отважные люди, которые, рискуя своей жизнью, защищали нашу страну. Они готовы были отдать свою жизнь за мирный покой граждан.

С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше, из жизни они уходят один за другим. А с ними уходят и воспоминания прошлого, которые помогают нам восстановить и воспроизвести картину событий Великой Отечественной войны. Поэтому, в наше время очень важно сохранить память о каждом участнике этих событий.

Одним из таких ветеранов является Гимадутдинов Гумер Багаутдинович.

Цель: изучение истории военной и послевоенной жизни и деятельности участника Великой Отечественной войны Гимадутдинов Гумер Багаутдинович.

Задачи:

Проследить военную биографию ветерана.

Выяснить, как сложилась его дальнейшая судьба.

Объект исследования: ветеран Великой Отечественной войны Гимадутдинов Гумер Багаутдинович.

Предмет исследования: период Великой Отечественной войны.

Источники: Данная исследовательская работа основана:

- на воспоминаниях Гумера Багаутдиновича и его сына,

- на воспоминаниях племянницы Гумера Гимадутдинова, Ахметшиной Гульзады Шаукатовны,

- по опубликованным статьям в газетах «За коммунистический труд», «Советская Татария», «Юный ленинец» и «Правда Украины» разных годов выпуска (материал был предоставлен сыном Гумера, Рафаэлем Гимадутдиновым),

- наисследовательской работе пионеров 5а класса (кл.рук-ль Шамсутдинова Г.Х.) школы № 35 Бауманского района (ныне МБОУ «Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая»), 1967г.

- на информации с сайтов “Указатель частей и соединений РККА 1941-1945”, “Память народа 1941-1945”.

- на фильме «Возрожденная легенда» Казанской студии телевидения, 1966г.

Работа написана к 75-летию победы в Великой Отечественной войны для сохранения памяти о ветеране Гимадутдинове Гумере Багаутдиновиче.

Практическая значимость: Материал используется учителями и старшеклассниками гимназии при проведении уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.

Наша задача заключается в том, чтобы сделать все для сохранения памяти наших земляков-героев ВОВ в родной школе.

Глава 1. На войне

Солдат Гумер Гимадутдинов попал в 1-ый украинский фронт. В воспоминаниях Гумера говорится, что последняя воинская часть его - это 735-ый стрелковый полк. Но в военном билете прописан 745 стрелковый путь (приложение 2).

Благодаря сведениям сайта “Указатель частей и соединений РККА 1941-1945” мы нашли упоминаниях 735 стрелкового полка в справочнике Генерального штаба ВС СССР «Боевой состав Советской Армии», а также (частично) в Перечнях воинских объединений, соединений, частей и учреждений, входивших в состав действующей армии. В справочнике «Боевой состав Советской Армии» нет упоминаний полка. Но есть упоминания полка в Перечне №5. Стрелковые, горнострелковые, мотострелковые и моторизованные дивизии (100-199 стрелковые дивизии). 735 стрелковый полк упоминается в 166 стрелковой дивизии I (15.07.1941-27.12.1941) и II (01.05.1942-08.04.1943 09.07.1943-09.05.1945) формирования. В этом же (Перечень №5) 745 стрелковый полк упоминается в 141 стрелковой дивизии I (22.06.1941-19.09.1941) и II (02.07.1942-09.05.1945) формирования.

На сегодняшняшний день этот вопрос отстается для нас открытым. Ведется отдельная исследовательская работа по военному пути Гумера Гимадутдинова на основе военного билета.

1.1. Военный путь солдата 1-го украинского фронта

В военном билете в графе «Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах (где участвовал, в какое время, в составе какой части и в какой должности)» написано: «С апреля 1942 года по ноябрь 1942 года, с января 1943 года по декабрь 1943 года, с февраля 1944 года по март 1944 года, с марта 1944 года по май 1944 год участвовал в Великой Отечественной войне».

По сохранившимся воспоминаниям нашего выпускника, мы начертили путь Гумера во время войны. Сравнили их с 1-ым украинским фронтом (приложение 3).

По результатам сравнения выяснили, что линия фронта Второй Мировой войны была очень сильно растянута и затрагивала территорию нескольких государств. На обзорной карте было взято только основное направление первого украинского фронта. Движение разных полков регулярной армии относительно линии фронта менялось в разных направлениях. Так на обзорной карте указано направление боевых действий, проходящих через Украину и Польшу, движущихся непосредственно на Берлин. В то же время Гимадутдинов Гумер Багаутдинович во время войны продвигался через Украину, Молдавию, Румынию, Чехословакию, Венгрию, Австрию и дошел до Берлина. Существенные различия между местами военных действий самого Гумера Гимадутдинова и официальным боевым путём первого украинского полка мы можем увидеть, посмотрев на две карты в приложение 3.

1.2. Наш герой - участник Проскуро-Жмеринской наступательной операции

Историческая справка о Проскурово-Жмеринская наступательной операции

Период с 04.03.1944 по 17.04.1944 г. 

В ходе Ровно-Луцкой наступательной операции войска 1-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза Г. К. Жуков) вышли на рубеж Дубно, Шепетовка, Любар и заняли выгодное стратегическое положение относительно немецкой группы армий «Юг». Практически без оперативной паузы фронт Жукова приступил к подготовке нового удара по немецким армиям.

Общий замысел новой наступательной операции заключался в том, чтобы атакой с севера на юг в стык 1-й и 4-й танковых армий Вермахта рассечь группу армий «Юг» на несколько изолированных группировок. Все действия 1-го Украинского фронта планировалось осуществлять в тесном взаимодействии с соседними фронтами, в рамках общей кампании по освобождению правобережной Украины.

Утром 4 марта 1944 года с рубежа Ямполь-Лябунь в наступление перешли главные силы 1-го Украинского фронта. Удар наносился в общем направлении на Чортков силами 60-й, 1-й гвардейской, 3-й гвардейской таковой и 4-й танковой армий. 5 марта 1944 года к операции подключилась 18-я армия 1-го Украинского фронта. К 6 марта советские войска продвинулись на глубину 25-50 километров по фронту 180 километров.

12 марта 1944 года главная ударная группировка 1-го Украинского фронта приостановила наступление и перешла к обороне на достигнутых рубежах. 21 марта 1944 года, перегруппировавшись и подтянув резервы, войска фронта возобновили наступление. 29 марта были освобождены Черновцы и воска фронта закрепились на западном берегу Днестра. 31 марта 1944 года войска 1-го Украинского фронта соединились с силами 2-го Украинского фронта в районе Каменец-Подольска, тем самым завершив окружение 1-й танковой армии Вермахта. В это же время в районе Тернополя попали в окружение части 4-й немецкой танковой армии.

Немецким военным командованием было предпринято несколько попыток деблокировать окруженные дивизии, но значимых успехов добиться не удалось.

17 апреля 1944 года выйдя на рубеж Торчин, западнее Берестечко, - Броды, западнее Чорткова, -устье реки Стрыпа, западнее Коломыи, войска фронта по приказу Ставки ВГК перешли к обороне. К этому времени была завершена операция по уничтожению окруженных группировок Вермахта.

Таким образом, за время этой кампании 1-й Украинский фронт продвинулся на глубину от 80 до 300 километров и вышел на государственную границу с Чехославакией. В ходе наступления было нанесено тяжелейшее поражение 1-й и 4-й танковым армиям Вермахта, а сама группа армий “Юг” оказалась расколота на несколько изолированных частей (приложение 4).

Битва за город Проскуров (ныне Хмельницкий)

Как героически себя вел Гумер в боях за город Хмельницкий (в военное время город Проскуров), рассказывают несколько источников (приложение 5). Вот цитаты из них:

Газета «Юный ленинец», среда, 20 июля 1966г.:

«…Мой папа Гумер Гимадутдинов участвовал в освобождении от фашистов Киева, Житомира, Шепетовки. Тяжелыми были бои за Хмельницкий. Из батальона осталось в живых только трое. На станции черный остров отца сильно ранило. Двух его товарищи убило. Без сознания пролежал папа до темноты в окопе. Только когда стемнело, поднял голову. Вокруг - никого. Через болота и топи он шёл, обливаясь кровью, в сторону Хмельницкого. У посёлка Заречье отец спрятал документы (ведь могло случиться всякое!). На второй день его подобрали санитары. А после госпиталя он вернулся в строй, но уже в другую часть. Воевал в Молдавии, Польше, Австрии. Домой вернулся с тяжелыми ранениями. Долго лечился…»

Рафаэль Гимадутдинов,

ученик 4-го класса.

г. Казань, школа № 40.

Газета «За коммунистический труд», статья «Возрождение легенды»,

2 июня 1967г.

«…Это случилось в апреле 1944 года. Наши войска вели бои за город Проскуровку (сейчас Хмельницкий). Рота, в которой воевал разведчик Гимадетдинов, получила приказ пройти по траншеям и нанести удар по врагу с фланга. Опытный, уже сражающийся на фронтах третий год Гумер повелся с собой солдат. Враг встретил их сильным огнем, на них бросили «тигры». Бой был тяжёлый. Здесь потеряли многих солдат. Раненый в ногу остался здесь и Гумер. Товарищи отступили. В оставшихся в живых солдат немцы начали стрелять. Гумер тоже был ранен в нескольких местах, но остался жив.

Ночью, несмотря на острые боли в ранах, он ползком добрался до ближайшего дома. Через 2 дня после освобождения Заречья его подобрали санитары…».

1.3. Героические подвиги в битвах на войне

Гумер Гимадутдинов был очень отважным солдатом. Он отличился не только в боях под Хмельницким. Сослуживцы гордились им. О героических подвигах Гумера писали в военных газетах того времени (ведется отдельная работа по их поискам), а также в исследовательской работе пионеров школы №35 (приложение 6).

В доказательство приводим цитаты из исследовательской работы пионеров 5а класса 1967г. школы № 35 Бауманского района:

«Человек, победивший смерть

Смелым ударом захватив чешский город Левице, наши передовые части вышли к реке Грон. Здесь пришлось занять оборону. Надо было разведать огневые точки противника, выявив его силы. Четверка разведчиков во главе с Гумером Гимадутдиновым получила задание взять «языка».

Выступили в темноте, чтобы до того, как начнет развидняться, подойти к немецким траншеям. Поползли. Февральский ледок на реке ненадежен. Встречаются черные полыньи. Вот и противоположный берег. Теперь – ждать. Разведчики установили: сюда по ночам наведываются немецкие патрули. Сколько времени прошло, Гумер не знает. Наверно, много. Занемела нога в колени, заболели глаза, пристально вглядывающиеся в чернильную мглу. Прошел редкий снежок.

«Неужели придется вернуться ни с чем?» - забеспокоился Гимадутдинов. И тут же весь напружинился, толкнул соседа:

-Смотри!

Четыре тени все ближе. Уже различимы маскхалаты. Фашистский патруль.

Дальнейшее произошло в считанные секунды. Пропустив мимо себя одного за другим трех гитлеровцев, он последнего крепко, как железным обручем, обхватил за шею. Короткая борьба, и вместе с подоспевшим бойцом они связали фашиста, сунули ему в рот кляп. Остальные разведчики были начеку, чтобы в любой момент поддержать их огнем. Фашисты услышали шум, поняли, что попали в засаду. Полоснули автоматные очереди. Двое гитлеровцев нашли на берегу чешской реки свою погибель, третьего, раненного, разведчики захватили с собой. Из вражеских траншей ударили пулеметы, полетели мины. Но под покровом ночи смельчаки благополучно добрались до своих.

Отважным разведчиком гордились в части, о нем не раз писала армейская газета. Когда началось наше наступление он в бою один взял в плен восемь фрицев.

…Выбив противника из первой линии траншей, бойцы залегли: дальнейшему продвижению мешали четыре вражеских миномета.

- Возьми двух разведчиков и забросай их гранатами,- сказал Гумеру командир.

Гимадутдинов взял одного вологодского парня по имени Николай. Разведчики осторожными перебежками достигли кювета перед насыпью дороги. Но когда товарищ Гумера хотел перескочить через шоссе, разорвалась мина. Он упал, обливаясь кровью. Гимадутдинов отстегнул у погибшего две гранаты. Теперь у него их стало пять-четыре «лимонки» и одна тяжелая, противотанковая. Разведчику удалось перебежать дорогу. Справа Гумер увидел кукурузное поле. Как палки, торчали иссохшие прошлогодние стебли. Подальше стожок сена. Он горел, и черный шлейф дыма стлался по земле. Мгновенно оценив обстановку, Гумер по кукурузному полю стал скрытно подбираться к немецким траншеям. Дым ел глаза, душил, но он сейчас его помощник. Осталось каких-нибудь метров десять. Слышна чужая речь. Над траншеей мелькнула офицерская фуражка.

Рванув зубами (чтобы не выпускать из руки автомата) предохранительную чеку, он метнул во врагов гранаты – одну, другую…

-Гадеев! Вперед! Хорев, Бардин - справа! – закричал Гумер. Пусть фашисты думают, что наступающих много. Он стрелял, из автомата, выкрикивая имена живых и погибших товарищей, каждую секунду меняя позицию. И фашисты занервничали, открыли беспорядочный огонь. Громче стали крики в траншее. Вдруг к ногам разведчика одна за другой упали две немецкие гранаты с длинной ручкой. Гумер подхватил их и швырнул обратно. Взрыв. Стоны врагов. Фашисты бросились по траншее в блиндаж. Не давая фашистам опомниться, Гимадутдинов размахнулся и бросил в блиндаж тяжелую противотанковую гранату. Когда рассеялся дым, из блиндажа показался гитлеровец с белым платком.

- Рус, не стреляй, плен…

За ним вышли еще семеро, последним – тяжело раненный офицер. В траншеи уже ворвалась наша наступающая рота. Вокруг гремело «Ура!». К Гумеру подбежал комсорг Иванов, крикнул:

- Молодец!

И показал, куда вести пленных».

Сохранилась еще одна вырезка из фронтовой газеты «Родина зовет» №59 от 27.04.1944г… Она называется «Хозяин траншеи» (приложение 7).

Автор рассказывает о поединке Гумера с фашистским офицером, с которым он схватился врукопашную. Фашист был дюжий, хорошо вооружен, но Гимадутдинов принудил его сдаться и вместе с группой пленных гитлеровцев доставил в штаб полка.

1.4.Ранения и лечения

В сохранившимся военном билете Гимадутдинова (на стр.9) указано, что Гумер дважды был ранен: в ноябре 1943 года ранен в ногу, в апреле 1945 года ранен в грудь (приложение 8).

В исследовательской работе пионеров 5а класса 1967г. школы № 35 Бауманского района говорится, что Гумер Багаутдиновияч 25 апреля 1945 года получил тяжелое ранение. После госпиталя вернулся в Казань.

По воспоминаниям Ахметшиной Гульзады Шаукатовны (дочери Умигульсум, племянницы Гумера Гимадутдинова):

...За несколько месяцев до окончания войны Гумер Гимадутдинов был тяжело ранен, пуля разорвалась на спине в нескольких сантиметрах от сердца. Случайно остался жив. Несколько месяцев лечился в госпиталях...” (приложение 18).

В 1965 Гумер получает инвалидность второй группы (приложение 20).

Глава 2. Послевоенное время

2.1. Мирное время

Благодаря сохранившейся трудовой книжки мы знаем, как и где трудился Гумер Багаутдинович, вернувшись с войны (приложение 19).

Работа по теме «Трудовая деятельность Гумера» все еще ведется.

2.2. С чего все началось

Семье Багаутдину Гимадутдинову пришло письмо (приложение 9) из школы-интернат №1 из города Хмельницкий (Украина). Письмо адресовано родителям Гумера:

«Мы, пионеры школы-интерната №1, шествуем над Братской могилой, в которой похоронен Гимадетдинов Гумер, погибший в 1944 году при освобождении нашего города. Мы ежедневно посещаем её, возлагаем живые цветы. У могилы мы проводим сборы и принимаем в пионеры…»

Это письмо стало реликвией. Оно вызвалило Гумера из царства Аида. Последняя фраза свидетельствует о том, что Гумер Гимадутдинов был в сталинских лагерях. Об этом также упоминал сам Гумер, но рассказывать не любил. Благодаря этому письму из Хмельницкого он был признан героем.

Школьники Хмельницкого начали писать историю освобождения родного города. Девочки связываются с Казанью и узнают, что Гумер Гимадутдинов жив. «Весь город должен знать этого легендарного человека», - решают они. Воскресшего из мёртвого воина освободителя из полков Хмельницкого и городского совета приглашают на празднование Дня Победы.

2.3.Хмельницкий приветствует своего освободителя, Гумера Гимадутдинова

Тысячи жителей узнали, что приезжает участник освобождения их города. Многие вышли на улицы, заняли балконы домов.

За два часа до прибытия местное радио сообщило о вылете героя из Киева. На аэровокзал пришли люди с пышными букетами цветов. Все волнуются. Волнуется и Гумер. Он не ожидал такой встречи.

Ждут встречи с Гумером и труженики области, съезжаются на огромный стадион. Огромная чаша спортивной аллеи переполнена. Раздаются фанфары: «Слушайте все». Гумера приветствуют, передают горячие приветы Татарии. Поздно вечером вспыхнули в небе фейерверки, зажглись цветные надписи: «Не быть войне», «С приветом, дорогой Гумер Гимадутдинов».

Почётный гражданин осматривает город. «Вот здесь был концлагерь», - вспоминает он. Теперь на этом месте красивое здание театра, недавно построены универмаг и полиграфический институт.

Гимадутдинов Гумер принимает участие в параде 9 мая 1966 года в городе Хмельницкий (приложение 10)

Памятник Гумеру Гимадутдинову сделан по фотографии из комсомольского билета. Первым в списке погибших на памятнике стоит фамилия Гумера Гимадутдинова. Двадцать два года сержант Гумер Гимадутдинов считался погибшим.

Выстраивается линейка пионерских дружин. С пятью тысячами венков под траурную музыку колонна направляется к памятнику. Первый венок возлагает сам Гумер Багаутдинович (приложение 11). Женщины-фронтовики утирают слёзы. Сдали нервы и храброго разведчика Гимадутдинова. Разрыдался у памятника, вспоминая друзей-однополчан (приложение 12). Похоронено здесь 104 человека, а известны имена только 34. Три часа длилось чествование павших…

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость Родины. Ничто не забыто, и никто не забыт. Спите спокойно, сыны Отчизны, ваше дело, ваша борьба не пропали даром. Наступает особенно волнующее событие дня. Объявляется решение городского совета «изъять с могильной плиты имя Гумера Багаутдиновича Гимадутдинова» (приложение 13).

Летопись, которую начали писать ребята, разрослась в большой музей освобождения города. Гумер Гимадутдинов посетил этот музей школы-интерната (приложение 14). Он с удовольствием побеседовал с пионерами Хмельницкого (приложение 15). «Смотрю один немец, немецкий офицер, обратно хотел это оружие взять, застрелить хотел меня, но я это быстро заметил, потом смотрю, немцы сначала руку подняли, стояли, я собрал всех пленных, и тут уже наша пехота пошла в наступление и приближалась ко мне. Я собрал 10 пленных офицеров, привёл их в полк и сдал там», - рассказывает Гумер Багаутдинович.

Город стал неузнаваемым. Огромный парк (на этом месте была битва, решалась судьба города), новые дома, школы, дворцы, выросло новое поколение советских патриотов, которое отдает дань уважения героическому прошлому своего народа.

Любовь, почёт, вечная память в сердцах людей – награда за подвиги воина. Имя Гумера Багаутдиновича Гимадутдинова присвоено хмельницкой школе-интернату. Благодаря решениям исполнительного комитета городского совета Гумер Гимадутдинов объявлен почётным гражданином Хмельницкого. Его портрет будет бессменно находиться на городской доске почёта.

Многие люди вышли проводить Гимадутдинова (приложение 17). Любовь и забота, которые окружили татарина из Казани, - вдохновенный гимн красоте человеческих взаимоотношений, проявление чувств братства народов.

По воспоминаниям Ахметшиной Гульзады Шаукатовны (дочери Умигульсум, племянницы Гумера Гимадутдинова):

...После поездки на Украину Гумером Гимадутдиновым, Казань посетил директор интерната №1 города Хмельницкого”.

Про эту удивительную историю о воине-освободителе украинского города Хмельницкий Гумере Багаутдиновиче Гимадутдинове снят фильм «Возрождённая легенда», запись которого бережно хранится в нашем музее и используется на различных мероприятиях, посвященных ВОВ.

2.4. Награды

По воспоминаниям сына у Гумера Гимадутдинова имелись следующие награды:

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия в СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время.

Орден Славы. Орденом Славы награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались: все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах; все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, но выбывшие из них по ранению, болезни и увечью, а также переведённые по решению государственных и партийных организаций на другую работу вне армии.

Нагрудный  знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне». За доблесть и отвагу были награждены все непосредственные участники Великой Отечественной войны, военнослужащие социалистических стран, а также главы военных делегаций братских стран, прибывшие в СССР на празднование Дня Победы 8 мая 1970 года.

Медаль «Ветеран труда». Награждались трудящиеся за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области науки, культуры, народного образования, здравоохранения, в государственных учреждениях и общественных организациях, а также рабочие, колхозники и служащие в знак признания их трудовых заслуг по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет или по старости.

Юбиле́йная меда́ль «50 лет Побе́ды в Вели́кой Оте́чественной войне́ 1941—1945 гг.» — государственная награда России, Украины, Казахстана и Белоруссии.

Орден Красной Звезды.  Учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.

Орден Отечественной войны. Награждаются солдаты и начальствующий состав Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск (приложение 22).

Заключение

В завершении нашего исследования мы сделали вывод, что изучая историю жизни героя Гумера Гимадетдинова, ближе и понятнее становятся события далеких военных лет.

История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали. В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия. Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, социального положения. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее. История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

История складывается из судеб простых людей – в годы войны солдат. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые и учителя, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны. Для нас очень ценным оказалось изучение источников, потому что мы узнали о некоторых фактах боевого пути 1-го Украинского фронта, о Проскурово-Жмеринской наступательной операции.

Мы гордимся нашим героем, который не только учился, но и работал (хоть и недолгое время) в нашей школе. Уйдя на фронт, совсем молодым он внес свой вклад в Великую Победу великого народа нашей Родины. Ему пришлось принимать участие в серьезных военных операциях. В будущем мы постараемся бережно сохранять память о прошлом нашей Родины, о героическом прошлом Гумера Гимадутдинова.

В ходе написания работы мы собрали большой материал о жизни Гумера Гимадутдинове, но не все из существующих у нас материалов нам удалось использовать. Но мы определили темы для следующих исследовательских работ.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Мы, молодое поколение, обязаны сохранить богатое наследие дошедшее до нас. Музей Ново-Татарской слободы своим богатым материалом обогащают нашу культуру. Наше волонтерское движение, в которую входят учащиеся наши гимназии вносят свою лепту в сохранение исторических личностей наших земляков. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

И нам хочется им всем сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мы будем помнить вас, солдаты Великой победы. Огромное спасибо Вам! Ваш подвиг поистине бессмертен!».

Таким образом, знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Список использованных источников

Сайт “Указатель частей и соединений РККА 1941-1945”

Сайт “Память народа”

Газета «Советская Татария», вторник, 24 октября 1967 г.

Газета «Юный ленинец», среда, 20 июля 1966г.

Газета «За коммунистический труд», 2 июня 1967г.

Газета «Советская Татария», вторник, 25 февраля 1975г.

Газета «Правда Украины», понедельник, 9 мая 1966г.

Фильм «Возрожденная легенда». Казанская студия телевидения, 1966г

http://tgim1.edusite.ru

Приложение1

Ссылка на фильм «Возрожденная легенда» Казанской студии телевидения, 1966г

https://cloud.mail.ru/public/2ze6/5twA3JGHF

Приложение2

 
 
 
 

Наименование воинской части

Должность и воинское звание по штату

Дата зачисления в часть

Дата исключения

659 стрелковый полк

стрелок

Апрель 1942

Ноябрь 1942

Эв.госпиталь

На излечении

Ноябрь 1942

Январь 1943

659 стрелковый полк

Стрелок

Январь 1943

Декабрь 1943

134 зап.арм.полк

Стрелок

Январь 1943

Декабрь 1943

147 стрелковая дивизия

Стрелок

Февраль 1944

Март 1944

38 стрелковый полк

Ком.стрелкового отделения

Март 1944

Апрель 1944

745 стрелковый полк

Ком.отд. разведки стрелковой части

Апрель 1944

Май 1945

Эв.госпиталь

Ран.больной

Май 1945

Декабрь 1945

 

Приложение 3

 
     
 

Военный путь Гумера

 
     
 

Военный путь 1 украинского фронта

Источник:сайт «Память народа»

Ссылка: https://pamyat-naroda.ru/warunit/1%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%A4/

 
 

Приложение 4

 
     
     
 

Схемы Проскурово-Жмеринская наступательной операции

Источник:сайт «Память народа»

https://pamyat-naroda.ru/ops/proskuro-zhmerinskaya-nastupatelnaya-operatsiya-operatsiya-2-go-udara/

 

Приложение 5

 
 

Приложение 6

 
 

Приложение 7

 

Приложение 8

 

Приложение 9

 

Письмо, адресованное родителям Гумера.Фрагмент фильма, посвященного Гумеру Гимадутдинову, «Возрожденная легенда». Казанская студия телевидения, 1966г.)

Приложение 10

 
 
 
 

На возложении цветов к памятнику Фото из альбома пионеров 5а класса (кл.рук-ль Шамсутдинова Г.Х.) школы № 35 Бауманского района (ныне МБОУ «Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая»), 1967г.

 

Приложение 12

 

Приложение 13

 
 

Приложение 14

 
 
 

Приложение 15

 
 

Приложение 17

 
 
 
 

Приложение 18

 
 
 

Приложение 19

 

Приложение 20

 

Приложение 21

 

Приложение 22

 
Просмотров работы: 68