Топонимика родного края

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Топонимика родного края

Кондратьев Д.И. 1Шаврикова Э.Ш. 1
1МКОУ "Шекшовская ООШ"
Лихачева С.А. 1
1МКОУ "Шекшовская ООШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Топонимика – увлекательная наука она может заинтересовать

и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край,

его историю, его географическое прошлое и настоящее.

И.Г. Долгачёв

Названия населенных пунктов, рек, улиц и других географических названий – это исторические памятники, к которым мы должны бережно относиться. Они пробуждаю в нас интерес к их происхождению. Многие дошли до нас из глубины веков. На территории нашего края существует много названий, значение которых сложно объяснить. В связи с этим возникает проблема: большинство сегодняшних школьников и даже взрослых жителей села не знают значения географических названий родного края, их происхождения.

Целью данной работы является исследование происхождения отдельных географических названий моей малой родины.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Проследить, как изменялись названия во времени.

Изучить карту Центральной России и найти аналогичные или похожие названия.

Познакомиться с версиями происхождения названий.

Сделать вывод о наиболее вероятных гипотезах происхождения названий.

Объектом исследования станут некоторые географические названия Гаврилово-Посадского района и села Шекшово.

Практическая значимость темы заключается в том, чтобы наглядно оформить результатыработы в виде плаката, где в доступной форме рассказать учащимся школы о некоторых местных географических названиях.

Источниками информации, необходимыми для работы, будут служить карты европейских регионов России, некоторые сайты Интернета, а также исследования наших местных краеведов Б. А. Волченкова, Г. В. Чернова, И.П. Антонова, К.Е. Балдина .

Исследование по выбранной теме предполагается вести в два этапа.

Сначала необходимо собрать любую информацию, которая может быть полезна. Для этого потребуется прочесть книги краеведов и выбрать нужный материал, познакомиться с результатами археологических раскопок на территории края, познакомиться с материалами по языкам меря и народов, сформировавшихся на основе финно-угорских языков.

На втором этапе следует проанализировать собранный материал, выдвинуть гипотезы и искать им подтверждение с помощью дополнительной информации.

I глава. Наука топонимика.

Выдающийся историк Н.И. Надеждин писал о топонимике как о «языке Земли», а Землю он навал "книгой, куда записывается история человечества"1.

Изучением географических названий занимается наука топонимика. Её название происходит от греческого topos « место» и onyma «имя». Топонимика — наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам - субстратам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п.

Все топонимы делятся на следующие классы:

- ойконимы – название населенных пунктов;

- гидронимы – название рек;

- оронимы – название горных вершин;

- урбанонимы – название внутренних городских объектов;

- годонимы – название улиц;

- агоронимы – название площадей;

- дромонимы – название путей сообщения,

- агроонимы – название земельного надела, участка, поля.

Для изучения топонимии края я выбрал несколько топонимов - ойконимы: Гаврилов Посад, Шекшово, гидроним Ирмес, агрооним Валганы, годонимы Курмень и Конец.

II глава. Ойконимы Гаврилов Посад и Шекшово.

1. В этом году городу Гаврилову Посаду исполнилось 230 лет. В 1789 году Гавриловская слобода по указу императрицы Екатерины Второй получила статус города. Таким образом, вторая часть названия, указывающая на тип поселения, изменилась. Слободой на Руси называли населенные пункты, жители которых освобождались от власти местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства.

Относительно первой части названия «Гаврилов, Гавриловская, Гавриловское», в литературе имеется несколько предположений.

Первая версия связана с именем старшего конюшенного дворцового конного завода Гаврилы, которого послал сюда Иван Грозный во второй половине XVI века2. Но это предположение идёт вразрез с документом XV века, с так называемой грамотой 1434 года, в которой великий князь Василий Васильевич требует от своих двоюродных братьев признать незаконной сделку по поводу передачи земель3. В этой грамоте указаны два села Гавриловских, Ярышево да Ивановское. Таким образом, Гавриловское село упоминается задолго до правления Ивана Грозного и не может называться по имени конюшенного.

Вторая версия, высказанная в историко-краеведческом очерке «Гаврилов Посад» за 1989 год, сводится к тому, что Гавриловская слобода названа в честь святого покровителя Гавриила юрьевского князя Святослава Всеволодовича, получившего в 1212 году во владения город Юрьев и и в том числе земли по реке Ирмес4.

В 1997году Г.В. Чернов в своей книге «Раскрытые тайны Ополья»5 отклоняет вторую версию, ссылаясь на лингвистов, которые считают, что христианские имена не использовались в быту и не могли отразиться в названии села. Г.В. Чернов предполагает, что село Гавриловское названо в честь владельца Гаврилы или Гавриила, но кем был этот человек так и остается неизвестным.

В той же книге «Раскрытые тайны Ополья» Г.В. Чернов допускает связь названия с именем дружинника Александра Невского Гаврилы Олексича, предка А.С. Пушкина. В статье «Род Пушкиных в истории Ополья» автор версии показывает, что одному из потомков Гаврилы Олексича Василию Андреевичу Челяднину принадлежали села Гостево и Козлово, которые он вложил в Спасо-Евфимьев монастырь на помин души. Возможно, и Гавриловское село, находившееся недалеко от них, могло ему принадлежать.

В любом случае, нужно помнить, что имя Гаврила произошло от древне-еврейского Гавриэль. На Русь оно пришло, скорее всего, в период христианизации края.

2. Еще в начале 20 века название села Шекшово писалось и звучало несколько иначе – Шокшово. В старинных документах, где упоминается село, название писалось тоже через О. В договорной грамоте суздальских князей Василия Юрьевича и Федора Юрьевича с галицким князем Дмитрием Юрьевичем, составленной в 1445 году, название села записано как ШокшовЪ6.

В современном русском языке объяснения этому топониму мы не находим. Это говорит о древности его происхождения. То есть, название возникло тогда, когда ещё не сформировался русский народ на нашей территории.

Археологические раскопки, проводившиеся возле села Шекшово, указываю на то, что на территории нашего края ещё до прихода славянских племен здесь жили финно-угорские племена.7 Следовательно, слова с похожим произношением можно искать в языках народов, которые сформировались на базе этих племен. В первую очередь это марийцы и мордва, так как финно-угорские племена меря, черемиса стали прародителями народов мордвы и марийцев.

И у тех, и у других слова с корнем «шокш» находятся.

Среди мордвы-мокши и мордвы-эрзи затерялась крохотная народность мордвы — шокша. Распространение мордвы-шокши ограничивается сегодня двумя деревнями на крайнем северо-западе Мордовии: Шокшей и Малой Шокшей, которые находятся на речке Шокше.8

У марийцев слово «шокш» означает «рукав». И.К.Инжеватов, автор топонимического словаря Мордовского народа считает, что топоним «шокша» происходит от марийского гидронима «шокш» — рукав реки. Также «шокшо» в марийском языке – теплота и в прямом и в переносном смысле (теплые отношения).9

Наличие похожих слов в мордовском и марийском языках говорит о древнем происхождении названия села Шекшово.

Это подтверждается и археологическими находками, сделанными в последнее десятилетие. В 2007г. впервые за 150лет археологического изучения Суздальского Ополья на этой территории удалось выявить погребения первой половины — середины I тыс. н. э. Вещевые комплексы из этих погребений могут быть отнесены ко второй половине III — началу V в.

В статье Н. А. Макарова «Суздальское Ополье»10 говорится о двух крупных поселениях X-XII веков на берегу р. Урды, правом притоке р. Ирмес. Они выделяются исключительно высокой концентрацией средневековых поселений, что говорит о демографическом и экономическом потенциале этой территории. Именно Ополье стало центром Северо-Восточной Руси. Если посмотреть на местность, то видно, что поселения находились на «рукаве реки» Ирмес. Они запустели в XIII столетии, когда локальные центры расселения переместились на место существующих сёл Шекшово и Большое Давыдовское. Возможно, это связано с распространением земледелия и расширением пашни. Именно в XII веке, считают археологи, изменился ландшафт, став открытым и привычным для нас, в результате вырубки леса. Поселения прижимаются к берегам рек, освобождая тем самым полезную площадь для земледелия.

Сравнивая гипотезы происхождения названий Гаврилова Посада и Шекшова, мы делаем вывод о том, что последнее имеет более древнюю историю.

III глава. Агрооним Валганы и гидроним Ирмес.

1. В книге «Труды первого археологического съезда в Москве» под редакцией графа А.С. Уварова содержится богатая информация по археологическим данным нашего края. Именно тут мы находим топоним Валганы. 11

Книга написана по результатам раскопок возле села Шекшова в 1852 году. На странице 670 есть фраза «при селе Шокшове встречаем группу 244 курганов, прозываемых в народе «Валганами», и расположенную на урочище, известном под именем «Половецкой лужи».

Для мерянских (финно-угорских) населенных пунктов было характерно окончание на -бол(ь)/-бал(ь). Наример: Толгобол («деревня пера»), Пезобал («деревня-гнездо»), Атебал («отцовская деревня»), в иных районах речка Тумбалиха («дубовая деревня») и заветлужская речка Шамбал. Кибол – каменная деревня. Таким образом, «бол» или «бал» – это деревня.12

Лингвисты считают, что мерянское слово «бал» было родственно современному марийскому «вал», что обозначает «бок, сторона», то есть «место чьего-либо расселения». Некоторые лингвисты относят частицу «га» к древнейшим индоевропейским языкам. Это что-то у подножия (нога). Ганг река о подножия Гималаев. ВолГА – река свободно (воля, вольно) текущая вниз.13 Возможно Валганы - это поселение (сторона) у подножия курганов.

2. В той же книге Уварова река Ирмес записана как Ирмизь.14 И это не единственное различие в написании названия этого гидронима. В книге с воспоминаниями священника Алексея Альбицкого, жившего в селе Шекшово во второй половине 19 – начале 20 веков, в надписи под фотографией река называется Ирмязь.15 По словам научного сотрудника Б. А. Волченкова ему встречались и другие варианты, например Ирмиш.

Если посмотреть на карту Европейской России, то можно найти похожие названия. В Рязанской и Нижегородской областях течет река Ермишь приток Мокши. В Удмуртии течет небольшая речушка всего 14 км под названием Армязь. Поселения с такими названиями располагаются на берегах этих рек, что говорит о вторичности их названий. То есть, в основном это гидронимы.

У марийцев «ер» – это озеро. А «изи» значит маленький, тихий и в уменьшительном смысле к скорости, высоте, глубине.16 В русском языке есть созвучное слово «мизерный».

Возможно, «Ирмизь» означает медленную маленькую реку, которая течет, извиваясь, в результате чего образуются маленькие озера – старицы, ерики. Если посмотреть на карту, то это становится очевидным. Реки Ермишь и Армязь похожи по характеру течения с нашей рекой. Кстати сказать, река Ермишь находится совсем рядом с селом Шокша в Мордовии.

IV глава. Годонимы Конец и Курмень.

Село Шекшово расположено на правом берегу реки Ирмес. В настоящее время оно занимает большое пространство, раскинув свои улицы, как птица крылья в полете.

Существует пять улиц, три из которых носят легко объяснимые названия. Это улицы Новая, Молодёжная и Панельная (небольшая улица в центре, где стоят четыре панельных многоквартирных дома). А вот названия двух улиц на наш взгляд нуждаются в объяснении. Это улицы Конец и Курмень.

1. Название улицы Конец на первый взгляд кажется естественным – окраина села, самый удаленный от центра участок населенного пункта. Но в настоящее время улица Конец начинается ровно в центре села, на ней расположены основные учреждения – школа, детский сад, клуб, контора СПК «Заря», медпункт, сельская администрация, магазины и столовая. Следовательно, название не современное и несет в себе некую историческую информации.

Проанализировав доступный материал по годониму Конец в Интернете и в книге Марии Семеновой «Мы славяне»17, выделилось две версии.

Во-первых, в древнерусских городах Новгороде и Пскове историкам известны концы как отдельные части крупного поселения, нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией и очень самостоятельные. По пять концов было в Ладоге, Старой Руссе, Ростове; три конца насчитывалось в Смоленске; уцелело название одного из концов, входивших в состав Киева.

Каждый конец имел своё кладбище, своё святилище (в христианскую эпоху – церковь), своё собственное вече и предводителя, которого избирали жители – «кончанские люди», или попросту «кончане». Город не разделялся в какой-то момент на концы, а, напротив, образовывался из ранее существовавших концов – вернее, из поселений, затем становившихся концами. Последними исследованиями историков и археологов установлено, что каждый новгородский конец первоначально был самостоятельным поселением. Через реку друг от друга жили ильменские словене, кривичи и два финно-угорских народа – меряне и чудь. Каждое поселение имело свою непростую структуру, каждое само по себе было совокупностью родовых гнёзд. Выражаясь по-современному, древние города были своеобразными федерациями.

Да, конечно, Шекшово никогда не было городом в его привычном понимании. Но по данным археологических раскопок площадь древних поселений на Урде занимало до 40 га плотного заселения.18 Причем, здесь жили люди, занимавшиеся не только земледелием и скотоводством. Находки указывают на широкие международные торговые связи, на развитие ремесла не только железоделательного, но и ювелирного. К слову сказать, поселение в Суздале в то время было в разы меньше (17 га).

Другое дело, что у жителей Шекшова до поры до времени не было внешней опасности, которая бы подтолкнула их к укреплению своего поселения. Лес и удаленность от южных степей защищал нашу территорию от набегов кочевников. Хотя влияние воинственной рязано-окской культуры всё-таки обнаружено. Найден ряд захоронений, относящихся к III-н.V вв,19 признанное археологами самым крайним на северо-западе памятником данной культуры. Культуру рязано-окских могильников некоторые историки считают северным крылом гуннов.

Вторая версия появления годонима Конец связана именно с сельскими поселениями. В топонимическом словаре Чайкиной Ю. И. «Географические названия Вологодской области» проанализированы населенные пункты с таким названием. Слово «конец» в древнерусском языке значило «отдаленная, окраинная часть территории и селение на такой территории». В Вологодской области «конец» - еще и «совокупность населенных деревень», некий куст деревень. Такое же название получали населенные пункты, являющиеся последними, конечными на трактах, дорогах, и селения, расположенные на границах владений.20

Интересно, что деревни с названиями Конец и Конецкая (их в Вологодской области насчитано порядка 10) расположены следующим образом: или у болотных массивов, или на окраине более крупного поселения, или на крутом повороте (90 град) реки, или у оконечности озера, или у подножья высот, рядом со скалистым, обрывистый берегом.

Если посмотрим на карту территории Шекшова и окрестностей, то становится очевидно, что все признаки сошлись воедино. Здесь река Ирмес делает крутой поворот, противоположный берег представлен болотом «Байгуши» (что само по себе является заболоченным озером), а затем переходит в крутой берег (называемый в народе «Глиняные горы» или «Глинки»).

Слово «конец» распространяется с формированием национального корпуса русского языка. Похожие по звучанию и значению слова есть у разных славянских народов. Таким образом, можно предположить, что поселение на месте улицы Конец, возникло с приходом славян. Для коренного населения, проживавшего по берегу Урды, которая, скорее всего, носила название Шокш (рукав реки), место улицы Конец было действительно самой крайней точкой заселенной территории, окаймлённой рекой Ирмизь. С приходом славян часть местного населения мигрирует к востоку, где формируются народы мордвы и марийцев, а часть ассимилируется и переселяется ближе к Концу, освобождая территорию под запашку и формируя новое село со старым названием Шокшово.

2. Самое непонятное на первый взгляд названия носит улица Курмень. Интернет не выдает в результатах поиска ни одну другую улицу с таким названиям кроме Шекшова. Но есть, точнее, была деревня под Можайском с точно таким же названием.

Название улица Курмень очень созвучно со словом «Курень», имеющее несколько значений. Во-первых, это казачье жилище, дом, шалаш, барак. Во-вторых, это военно-административная единица Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках.21 Дело в том, что в первые времена существования Сечи запорожцы жили по шалашам. Эти шалаши были длинные, чтобы в каждом могли проживать несколько сотен казаков, покрывались они камышом, а сверху ещё и звериными шкурами, чтобы было зимой теплее. Но уже к XVII веку запорожцы жили в домах. А слово «курень» использовалось в значении войскового подразделения численностью в несколько сот казаков под руководством куренного атамана.

Обратимся к истории Смутного времени в России. В начале XVII века на территорию нашего государства пришли польские интервенты, ведомые самозванцем Лжедмитрием Первым. В эти войска влились отряды казаков, в том числе и из Запорожской Сечи. Как мы знаем эти военные силы никуда не ушли и после расправы с Лжедмитрием Первым в 1606 году. Затем появляется Лжедмитрий Второй, прозванный тушинским вором, так и не вошедший в Москву. Интервенция поляков, опиравшаяся на казаков, затянулась на несколько лет. А потому эти силы располагались на прокорм в разных селах вокруг Москвы.

Известно, что Можайск был взят поляками и присягнул польскому королевичу Владиславу.

В нашем селе Шекшово, также как и в некоторых других (например, Осановец, Глумово), расположились небольшие вражеские гарнизоны, подчинявшиеся польскому гетману Яну Сапеге.22 Их база находилась в Суздале, но голод заставил их расквартироваться по селам Гавриловской волости. В книге Б.А. Волченкова и Г.В. Чернова «В минуты роковые» говорится о том, что в июне 1609 года в этих селах для «кормления» были размещены 10 польских рот панов Яна Микулинского и Яна Стравинского, которые уничтожили «государевы хлебные и винные запасы». Там же говорится о том, что основу полков обосновавшегося здесь пана Лисовского составляли польские дворяне и казачья конница. Только в 1610 году Лисовский оставил Суздаль и ушел в Псков, так как под Москвой успешно действовал Михаил Скопин-Шуйский, снявший осаду с Москвы и с Троице-Сергиевой лавры.23

Опираясь на данную историческую информацию, мы предполагаем, что название улицы Курмень – это трансформировавшийся казачий курень, т.е. войсковое подразделение, находившееся в Шекшове в 1609 году. А если обратить внимание на то, что в Запорожской Сечи свои курени казаки ставили на сухом и высоком месте и на берегу реки, то объяснение топонима становится ещё более убедительны. Часть улицы Курмень расположена на возвышенности, окаймленной оврагом со стороны села. Это место так и называют - «Гора».

Проанализировав два годонима, приходим к выводу о времени их возникновения и истоках происхождения.

Заключение

Топонимия определенной местности отражает в себе историю народа, проживающего здесь. Можно сказать, что топонимии – зеркало истории конкретной местности. В ходе поиска информации о топонимах мы познакомились с разными историческими эпохами, отразившимися на истории нашего края: здесь и догосударственный период, и средневековье, и новое время.

Работа позволила нам объяснить происхождение топонимов или узнать существующие версии их происхождения. Топонимы Шекшово, Ирмес, Валганы имеют финно-угорские корни своего происхождения, потому созвучные слова распространены на территории расселения народов и мордвы, и марийцев, и удмуртов.

Часть топонимов нужно отнести к более позднему возникновению – периоду славянизации и христианизации края. Это Гаврилов Посад, Конец.

Наиболее «свежим» оказался топоним Курмень, который пришел в наш край в Смутное время в начале XVII века.

Получив опыт работы с топонимами, хочется продолжить работу и с другими названиями своей малой родины. Названия Корша, Байгуши, Половецкая Лужа, Урда и т.д. – вот не полный список топонимов ближайшего окружения нашего села., которые нужно объяснить.

1 Топонимика. Студопедия. // https://studopedia.ru/9_194674_toponimika.html

2 И.П. Антонов, ВВ. Очков. Гаврилов Посад. Ярославль, 1989г., с. 8.

3 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV и XVI вв.// Сайт «Гаврилов Посад - городок наш небольшой»// http://gavposad-kraeved.ru/1434-god-5-iyunya-dokonchanie-velikogo-knyazya-vasiliya-vasilevicha/

4 И.П. Антонов, ВВ. Очков. Гаврилов Посад. Ярославль, 1989г., с. 8.

5 Чернов Г.В. Раскрытые тайны Ополья, Иванво, 1997г., с.2426.

6 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV и XVI вв. Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1950 год.// Сайт «Гаврилов Посад - городок наш небольшой» // http://gavposad-kraeved.ru/1445-god-7-iyunya-dokonchanie-knyazya-galickogo-dmitriya-yurevicha-s-knyazyami-suzdalskimi/

7 Труды первого археологического съезда в Москве, 1869 г.под ред. Графа А.С.Уварова, т.2, М.1871г, с.80.

8 Рыжиков А.И. Шокша — малый народ Мордовии// http://naukarus.com/shoksha-malyy-narod-mordovii

9 Марийско-русский словарь// https://classes.ru/all-mari/dictionary-mari-russian-term-7066.htm

10 Макаров Н.А. Суздальское Ополье// Русь в IX–X веках. Археологическая панорама. МОСКВА – ВОЛОГДА

«ДРЕВНОСТИ СЕВЕРА», 2012г. с.194.

11 Труды первого археологического съезда в Москве, 1869 г.под ред. Графа А.С.Уварова, т.2, М.1871г, с.80.

12 Ткаченко О.Б. Исследования по мерянскому языку. Кострома, 2007, с. 67.

13 Сомсиков А.И. ВОЛГА и ГАНГ. Проблемы этимологии.// http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st5812.pdf , с.5-7.

14 Труды первого археологического съезда в Москве, 1869 г.под ред. Графа А.С.Уварова, т.2, М.1871г, с.670.

15 Страницы истории России в летописи одного рода. Москва, 2004 г., с.121.

16 Марийско-русский словарь// https://classes.ru/all-mari/dictionary-mari-russian-term-7066.htm

17 Семенова М. В. Мы – славяне! Издательство: Азбука. // https://e-libra.ru/read/175496-my-slavyane.html

18 Макаров Н.А. Суздальское Ополье// Русь в IX–X веках. Археологическая панорама. МОСКВА – ВОЛОГДА

«ДРЕВНОСТИ СЕВЕРА», 2012г. с.194.

19 Макаров Н.А., Красникова А.М., Зайцева И.Е. «Могильник Большое Давыдовское 2 – погребальный памятник первой половины I тыс. н.э. в Суздальском Ополье», 2010 г., Институт археологии РАН, Москва. // Российская археология, 2010, №1, с 41-52

20 Чайкина Ю. И. Топонимический словаре «Географические названия Вологодской области»// https://www.booksite.ru/fulltext/cha/iki/na/

21Викисловарь.// https://ru.wiktionary.org/wiki/курень

22 Балдин К.Е. и др. Наш край в истории отечества. Иваново, 2007, с.37.

23 Волченков Б.А., Чернов Г.В. В минуты роковые. Иваново, 2014г., с.38.

Просмотров работы: 1035