Введение
В наш век стремительного технического прогресса мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях фольклорном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми, своими земляками, станет настоящим патриотом своей Родины.
Мое родное село расположено в 120 километрах от города Самара, вдали от крупных промышленных предприятий, в тихом местечке на лоне природы, где рядом расположен лес и река Кондурча. Чистый воздух кружит голову, аромат полевых цветов и трав одурманивает. Наличие исторических и природных памятников, а также красота природы предоставляют прекрасную возможность для развития в краеведческого туризма. Я решила создать туристический маршрут «Я о селе вам своем расскажу» по селам Сельского поселения с. Красное Поселение, для того, чтобы люди приезжающие в наше село могли познакомиться с его достопримечательностями и узнать историю села, используя мой маршрут, размещенный в сети Интернет. Оригинальность моего проекта в том, что данный маршрут требует минимальных материальных затрат, носит историко-краеведческий характер, может проводиться заочно.
Актуальность работы заключается в необходимости развития и совершенствования исторического туризма на территории Самарской области. Наше село богато природными ресурсами, обладает интересной историей, культурой, многочисленными и разнообразными традициями. Все это может послужить для его развития как туристического объекта.
Объектом исследования является история Сельского поселения с. Красное Поселение
Предмет исследования - исторические и архитектурные памятники сельского поселения с. Красное Поселение
Цель работы - создать туристический маршрут по сельскому Поселению с. Красное Поселение, оформить сайт данного туристического маршрута.
Для ее решения были поставлены следующие задачи:
1) Определить интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое сельского поселения.
2) Сфотографировать и описать выявленные объекты
3) Узнать историю этих объектов
3) Создать сайт в сети Интернет
Методы исследования: изучение научной литературы, периодических изданий, метод описания.
При работе над исследованием использовались: «Списки населенных мест» Самарской губернии, книги историков-краеведов Самарской области, материалы сети Интернет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов на уроках истории и краеведения, классных часах, для подготовки тематических мероприятий. Мой экскурсионный маршрут может быть автобусным либо виртуальным.
Глава I. Маршрут экскурсии
Мой маршрут будет проходить по территории всего сельского поселения, начиная с села Красное Поселение и заканчивая селом Петропавловка. В составе поселения - несколько населённых пунктов: с. Красное Поселение, поселок Нижняя Кондурча, поселок Елховое Озеро, поселок Солонцовка, поселок Казачий, деревня Владимировка, Село Петропавловка.
1. Село Красное Поселение
Красное Поселение - село на реке Кондурче (второе в районе по времени возникновения после Теплого Стана). Основано в 1737 г. Татищевым В.Н. как военное поселение крещеных калмыков. Первое название – Предтеченская Слобода. Очевидно, названия слободы связано с церковным праздником. В основе названия с. Красное Поселение - термин «красный» в значении «красивый», «хороший», «лучший», возникло не ранее 1767 года, т.е. после Указа Екатерины II , запретившей преследование раскольников. В селе протекает река Кондурча, одна из крупных рек области. Жители занимались сельским хозяйством, сеяли рожь, пшеницу, овес и получали на новой земле высокие урожаи. В 1929 году в селе началась коллективизация. В 1930 году на территории села был организован колхоз «Красный Партизан» на добровольных началах. Совхоз просуществовал до 1957 года. В 1957 году административный центр переносится из с.Красное Поселение в поселок Нижняя Кондурча. В 1957 году несколько хозяйств объединяются в колхоз «Заветы Ильича». До 90-х годов в поселке действует МТС, который был основным местом приложения труда местных жителей. На территории сельского поселения Красное Поселение существуют объекты историко-культурного наследия, поставленные на государственный учет: Центр народного просвещения и Торгово-промышленный центр села (конец XIX – начало XX века).
2. Поселок Нижняя Кондурча
Поселок Нижняя Кондурча основан около двухсот лет назад. Во второй половине XIX века, спасаясь от жесточайшего крепостного гнета, крестьяне центральных губерний России: Тульской, Курской, Рязанской, Пензенской, переселяются на свободные земли. В Заволжских привольных степях рядом с селом Красное Поселение, образуется поселок Нижняя Кондурча. Калмыкское население пополняется русскими, чувашскими и мордовскими поселенцами. Жители занимались сельским хозяйством, сеяли рожь, пшеницу, овес и получали на новой земле высокие урожаи. В XIX веке в поселке была построена низшая сельскохозяйственная школа Самарского земства школа. В настоящее время в здании школы расположен детский сад
9 мая 1967 года в поселке устанавливается обелиск «Победа», посвященный павшим воинам ВОВ. 250 человек – жителей поселения не вернулись в родные места. До 90-х годов в поселке действует крупнейший производственный центр (пилорама, техника, ремонтные цеха, мельница), который был основным местом приложения труда местных жителей. В настоящее время в поселке действует несколько фермерских хозяйств, ведется строительство частных жилых дворов, функционирует новая школа, магазины.
3. Поселок Елховое Озеро
Поселок основан в середине XIX века. Состоял из переселенцев поселков Культурный и Солонцовка. Происхождение названия связано с лиственным деревом ольхой. Елховый, значит ольховый. С 1930 года поселок, вместе с п. Солонцовка, входил в состав колхоза «Заря». В 1957 году несколько хозяйств объединяются в колхоз «Заветы Ильича».
4. Поселок Солонцовка
Село основано около двухсот лет назад переселенцами с Рязанской губернии, передвигавшимися в сторону Сибири. Назван так по составу низменных засоленных почв, т.е. поселение на солонцах. Этнический состав включает в себя национальности: русские, чуваши, мордва, татары. Население поселка занималось сельским хозяйством. Выращивали рожь, пшеницу, овес. В юго-западной части села находится действующее кладбище. В настоящее время на территории поселка отсутствуют действующие производственные объекты и объекты обслуживания, поселок функционирует преимущественно как дачный. В поселке расположен памятник археологии – курганный могильник (РАО № 426-Р от 6 мая 1993 г.)
5. Поселок Казачий
Село основано около двухсот пятидесяти лет назад переселенцами казаками. Этнический состав включает в себя национальности: русские, чуваши, мордва, татары. Население поселка занималось сельским хозяйством и скотоводством. В северной части поселок включает два малых района поселка Глиновка, в настоящий момент вымирающих. В настоящее время на территории поселка отсутствуют действующие производственные объекты. Население занятов основном в личных хозяйствах.
6. Село Заблоцкое
Село основано около двухсот лет назад переселенцами с Рязанской губернии, передвигавшимися в сторону Сибири. На территории села функционировала овчарня.
В настоящее время село пустует. На его территории нет производств и объектов обслуживания. В селе находятся памятники археологии - два курганных могильника (РАО № 426-Р от 6 мая 1993 г.)
7. Деревня Владимировка
В деревне Владимировка по исторической справке первыми жителями были переселенцы из Тулы (поэтому жителей называют туляками). Именно здесь расположена церковь Михаила Архангела – единственная действовавшая во все годы Советской власти на два района – Елховский и Кошкинский. Утверждают, что храм во Владимировке не смогли закрыть в годы коллективизации только потому, что местный священник пользовался непререкаемым авторитетом у крестьян, сам проверял качество вспашки колхозных полей и раздавал поощрения и наказания, чем содействовал местной власти. Самый известный из священников – отец Василий (Космач), участник войны, кавалер боевых орденов – служил здесь более трех десятков лет в 50-80-е гг. ХХ в. Название данного населенного пункта, как и многие другие на реке Кандабулак, имеет церковные корни и связано с именем крестителя Руси – великого князя Владимира. Вблизи деревни Владимировка расположено несколько курганов, которые обозначают места древних (более 2 тысяч лет) захоронений, признанных интереснейшими памятниками срубной культуры. Ученые раскопали четыре захоронения женщин и детей, могилу вождя. Были обнаружены предметы, принадлежащие племени: бронзовый боевой топор и ножи, наконечники стрел, ребро лошади, горшки. Причем один горшок был с крышкой, на которой четко виден орнамент.
8. Село Петропавловка
Село Петропавловка долгое время являлось центром Петропавловской Волости. Основано в 1849 г. как первое земледельческое поселение на реке Кандабулак. В селе располагались церковь, церковно-приходская школа, ярмарка в девятую пятницу после пасхи. Название церковное, связано с именами апостолов Петра и Павла. Петропавловская волость - самая крупная по территории и по числу населенных пунктов волость Самарского уезда Самарской губ. (70 населенных пунктов, 1875 дворов, 13466 чел.). Она простиралась от Шпановки на реке Липовка до Тукшума близ Елховки. Была создана Министерством государственных имуществ на казенных (государственных) землях степного левобережья реки Кондурчи в 40-50-е годы XIX в. на основе русской, украинской и эстонской земледельческой колонизации. Сюда были переселены государственные крестьяне из Рязанской, Тульской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Орловской, Курской, Лифляндской губ. В 1917 г. из волости была выделена Малая - Чесноковская волость и на основе этого решения территория бывшей Петропавловский волости была разделена примерно пополам между Кошкинским и Елховским районами. В 1930 году входило в состав колхоза «Красный Партизан» на добровольных началах. Совхоз просуществовал до 1957 года. На территории с. Петропавловка функционировала крупная ферма, ликвидированная в 70-х годах.
На территории села, в юго-восточной части установлен памятник первому комиссару, члену ГУБ Исполкома Самарской Области Федорову Ефиму Васильевичу, расстрелянному 21 июня 1918 года. Федоров Ефрем Васильевич. Волостной комиссар Петропавловской волости, член Самарского уездного исполкома. Родился в 1894 г. в с. Петропавловка Самарского уезда Самарской
губернии в крестьянской семье, был девятым ребенком. Окончил 4 класса приходской школы, работал агентом в волостном правлении в с. Петропавловка. В возрасте 24 лет, в 1918 г. принял активное участие в установлении советской власти, был избран первым волостным комиссаром Петропавловской волости. Арестован и расстрелян белочехами. В селе Петропавловка поставлен памятник Федорову Е.В. В настоящее время село пустует. На его территории нет ни производства, ни жилья, ни объектов обслуживания. К юго-восточной части села примыкает действующее кладбище.
Заключение
В процессе изучения достопримечательностей сельского поселения с. Красное Поселение я определила интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое сел, входящих в него. Был разработан маршрут, по которому можно проводить экскурсии по родному селу, создан сайт в сети интернет
Что бы я хотела ещё сделать?
Продолжить работу с архивами.
Выявить оставшиеся исторические, культурные и природные памятники села.
Мой проект имеет большую практическую значимость для жителей села и его гостей. Я надеюсь, что мой проект будет востребован, и когда – нибудь состоится первая автобусная экскурсия по моему туристическому маршруту.
Приложение
Электронное приложение: сайт «Я о селе Вам своем расскажу». Режим доступа: https://sites.google.com/site/krasnoeposelenie/home
Список источников и литературы
Арнольдов Н.А. Горелов Е.А. История Елховского района в названиях и документах. Краеведческий справочник. с. Кошки, с. Елховка , 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elhov.samgd.ru/upload/files/70000/70389/.pdf (дата доступа 09.10.16).
Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. – Самара: СамГУ, 2003.-331 с.
Самарская летопись. Кн. 1. Самара, 1993.