По следам Алтагачанской коммуны...

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам Алтагачанской коммуны...

Каплан Е.В. 1
1МАОУ "СОШ №7"
Саксонова Н.В. 1
1МАОУ "СОШ №7"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

«Курунзулай весь встрепенулся,

Он победу ожидал, В тот же день вооруженных
Дал две сотни партизан.
И с тех пор алтагачанцы
Полки стали создавать, И в Восточном Забайкалье
Знамена красных развевать».

Песня партизан Забайкалья


 

Сбор автобиографических сведений о прапрадеде является одним из важнейших условий и возможностью прикоснутся к событиям минувшей Гражданской войны, понять психологию старшего поколения, отдать дань уважения их беспримерному подвигу.

Работа может использоваться для проведения уроков истории, классных часов посвящённых Гражданской войне в Забайкалье.

Цель исследования: изучить историю Алтагачанской коммуны. На основе полученных данных сделать вывод о роли коммуны в Гражданской войне в Забайкалье.

Для выполнение поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования

Выяснить где, когда и почему возникла Алтагачанская коммуна.

Изучить быт, источники существования коммунаров, взаимоотношения с местным населением.

Проанализировать деятельность алтагачанских коммунаров, на основе полученной информации сделать вывод о роли Алтагачанской коммуны в истории Гражданской войны в Забайкалье.

Проанализировать полученную информацию и составить научную статью по теме: «По следам Алтагачанской коммуны».

В прошлом году, когда мы изучали Гражданскую войну, я вспомнила рассказы дедушки о моем прапрадеде Матафонове Василии Федоровиче, который был алтагачанцем. 29 марта 2019 года мы с родителями совершили экспедицию, и с этого времени мысль об Алтагачанской коммуне не покидала меня. Захотелось подробнее узнать про Алтагачанскую коммуну, своего прапрадеда и его соратников.

 

 

 

 

 

Основная часть:

Я с раннего детства слышала разговоры о коммуне, рассказы о моём прапрадеде коммунаре Матафонове Василии Федоровиче, который родился 1898 году в селе Курунзулай Оловяннинского района Забайкальского края в семье крестьян, от бабушки. (Приложение I) Становилась старше и снова разговоры о героических предках революционерах, коммунарах. В детстве коммуна, землянки казались для меня чем-то таинственным и загадочным. В прошлом году, когда мы изучали Гражданскую войну, я вспомнила рассказы бабушки. 29 марта 2019 года мы с родителями совершили настоящую экспедицию, и с этого времени мысль об Алтагачанской коммуне не покидала меня. Захотелось разобраться. Где возникла коммуна? Почему выбрали именно это место? Кто был её основателем? Как жили коммунары? На какие средства существовала коммуна на протяжении 7 месяцев. Каков был быт коммунаров? Какова была их цель? И наконец, какую роль сыграла Алтагачанская коммуна в истории Гражданской войны в Забайкалье? Одним, словом, вопросов было много.

Когда я, возвращалась с родителями из поездки, то была уверена, что ответы на все интересующие вопросы найду в интернете. Но каково было моё удивление, когда после длительных поисков я обнаружила короткую справку и никаких подробностей. Я обратилась с вопросами к учителю истории Саксоновой Н.В., которая оказалась родом из тех мест. Наталья Владимировна рассказала мне о Алтагачанской коммуне и посоветовала прочитать книги Василия Балябина «Забайкальцы» и Константина Седых «Даурия». Эти книги стали основой моей работы.

Начнём с понятия «коммуна». В Википедии мы находим следующее объяснение Коммуна (от французского. commune «община»)- это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.

В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее определение. Коммуна - это коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда

Исходя из определений, можно сделать вывод, что коммуна — это место совместного проживания и ведения хозяйства людьми.

Политическая ситуация в Забайкалье конец 1917- начало 1918 года.

Свой рассказ об Алтагачанской коммуне я начну с характеристики ситуации в Забайкалье после восстания в Петрограде в октябре 1917 года.

25 октября 1917 года в Чите стало известно о восстании в Петрограде. Это известие, было по-разному, воспринято различными слоями и политическими партиями в Забайкалье. «Переход власти Советам одобрили рабочие Петровского чугунного завода, Хилка, Зилово, Арбагара, солдаты Сретенского управления и казаки шорно-седельной мастерской. Решительно осудили восстание в Петрограде Читинская, Акшинская, Нерчинская и другие земские управы, собрания граждан Оловянной, Шилки, профсоюз служащих правительственных и общественных учреждений»

В Забайкалье временно сохранялась власть, сформированная, после событий февраля 1917 года - Исполком Читинского Совета и Забайкальский Комитет общественной безопасности.

В ноябре 1917 года Читинский Исполком принял решение о создании Красной Гвардии на добровольной основе. В неё стали вступать рабочие Петровского Завода, Читы, Нерчинска, Сретенска, Верхнеуденска. В противовес красному движению формируется Белая гвардия, которую возглавил есаул Григорий Михайлович Семёнов. При формировании Особого Маньчжурского отряда Семёнов получил финансовую и материальную поддержку от англичан, французов, а позже от японцев.

В начале 1918 года, после сепаратного мира с немцами и окончания Первой мировой войны, в Забайкалье начинают возвращаться фронтовые казачьи части. Эти события усилили размежевание политических сил в области, и наводнили её оружием. Весной 1918 года отряды Семенова начинают совершать первые рейды по казачьим станицам Забайкалья и подчинять их себе.

Успехи семёновских войск создали серьёзную угрозу для Советов в Забайкалье, и Облисполком принял меры по укреплению Советской власти. В специальном обращении Облисполкома, опубликованном в газете «Забайкальский рабочий» от 11апреля 1918 года говорилось. «...Все на защиту нашего общего социалистического Отечества, нашей великой Советской Республики» 11 апреля 1918 года вся власть была передана Военно-революционному штабу, а Забайкальская железная дорога и Чита были объявлены на осадном положении. По всему Забайкалью под руководством большевиков создаются Красные революционные отряды. В Забайкалье активизировались действия Красных, которыми руководил Сергей Георгиевич Лазо и Белых во главе с Григорием Михайловичем Семёновым. Бои шли практически по всему Забайкалью. К лету 1918 года войска Семёнова были вытеснены из области и вынуждены уйти за границу, в Китай. Несмотря на одержанную победу, военно-стратегическое положение Советского Забайкалья ухудшилось. Восставшие белочехи, выступившие против Советской власти, стремительно продвигались к Забайкалью, отрезав его от Советской России. Активизировались и антисоветские элементы.

«17 августа 1918 в Читу вступили белочехи. А вслед за ними и Особый маньчжурский отряд атамана Семёнова. Красногвардейцы, отступая с боями, сделали вынужденную остановку на станции Урульга. Здесь красные комиссары, проведя Урульгинскую конференцию, приняли единственно верное в то время решение «борьбу с врагом организованным фронтом прекратить». В ходе продолжавшегося отступления происходило расформирование красногвардейских отрядов».

Начался самый сложный и одновременно героический период Гражданской войны в Забайкалье - партизанский.

Алтагачанская коммуна.

Говоря об истории создания Алтагачанской коммуны, У.П. Макарова писала, что собравшиеся в верховье реки Тулангуй (Калангуй) бывшие советские работники обратились к старому охотнику, знатоку таёжных мест П.Я. Якимову с просьбой подыскать нужное место. Охотник привел их в падь Алтагачан, между сёлами Нижнее Гирюнино и Курунзулай. В начале сентября 1918 года в падь Алтагачан прибыла группа борзинских и шахтоминских рабочих под руководством М.И. Бородина, насчитывавшая 18 человек. (Приложение I)

Место, где была, расположена Алтагачанская падь мы, можем увидеть глазами одного из героев романа Константина Седых «Даурия», Романа Улыбина. «...Лесная коммуна курунзулайцев находилась в диких дебрях тайги. Верстах в десяти от Курунзулая Фрол свернул с колесной дороги на едва приметную охотничью тропу. Скоро тропа привела их к быстрой горной реке, полной острых камней и белой пены. За речкой тропа пошла, петлять среди валунов, потом круто полезла в хребет. Тяжелый подъем одолели не скоро. Только в полдень очутились на перевале. На гребне перевала перед путниками широко и зазывно распахнулась таежная даль. Унимая одышку, как зачарованный, глядел Роман на голубые хребты. Словно гигантские волны окаменевшего моря, тянулись они без конца и края во все стороны, сливаясь на горизонте с ясным небом. Спуск был опасным и утомительным. Приходилось все время ступать с крайней осторожностью, чтобы не сорваться в пропасть, где глухо шумел поток. А когда, наконец, спустились в дремучую таежную падь, похожую на длинный узкий коридор с полоской синего неба вместо потолка, начались буреломы и топи. За топями бешено скачущий в камнях поток прибил тропинку к замшелым утесам, сложенным из гигантских глыб. В боковом распадке, под скалой, похожей на гигантский гриб, стояли на полянке сделанные из корья балаганы. У балаганов пылал большой костер, над которым висел на трехногом таганке чугунный котел...» (Приложение II)

Можно сделать вывод, что Алтагачанская коммуна находилась на Юго-востоке Забайкалья в трудно доступной местности. Куда постороннему человеку путь был заказан. Не случайно семёновские каратели сюда не раз не проникли.

Меня интересовал быт алтагачанцев. Мой прапрадед рассказывал, что сначала люди, решившие бороться за власть Советов жили в балаганах, построенных из веток и коры деревьев. Но коммунары понимали, что одолеть врага быстро не получится, а зима в Забайкалье суровая. Они решили строить землянки и укрепления.

Описание быта я нашла в романе Константина Седых «Даурия».

«...Всем коммунарам хватало работы. Осенью рубили они лес, строили землянки, косили на редких полянах сено. Роман учил Федота и учился сам по книгам, которыми снабжал его Бородин. Когда покончили с устройством землянок, принялись сушить и солить грибы, собирать ягоды, стали ходить на охоту. Оружия и боеприпасов было у них мало, поэтому на охоту посылали только хороших стрелков. Роман стрелял метко, и ему чаще других давали одну из имеющихся в коммуне винтовок. Почти каждый день уходил он в окрестную тайгу и пропадал там с утра до вечера. За это время он убил четырех коз и одну рысь. Еще осенью Семен Забережный и китаец-коммунар с русской фамилией Седенкин нашли неподалеку от лагеря золото. С того дня занялись коммунары старательством. Каждый день намывали не меньше золотника. К новому году у Бородина накопилось уже немалое количество золота, и на общем совете коммуны решили расходовать его на продовольствие. В конце января вышел запас муки. Бородин отправил одного курунзулайца и Федота Муратова купить муки на прииск Борщовочный. Вернулись они с прииска через неделю. Привезли муку, табак, спички...

Скоро в коммуну приехал борзинский рабочий, коммунист Семенихин, хорошо знавший устройство пулеметов и гранат. Бородин ему сказал:

– Вот, Иван, даю тебе полтора месяца сроку. Обучи каждого из нас владеть пулеметом и гранатой, как владеешь сам.

И всякий свободный от работ и политзанятий час коммунары учились владеть оружием...»

В коммуне было нал налажен выпуск листовок

Но главной задачей коммуны была организация подпольной деятельности на Юго-востоке Забайкалья. Во главе коммуны становятся коммунисты: С.С.Киргизова, Н.Я. Семухина и И.Д. Музгина

Алтагачанские коммунары установили тесные контакты со многими населёнными пунктами, развернув среди населения большую разъяснительную работу, готовя их к вооружённому восстанию. Была установлена нелегальная связь с Читинской подпольной организацией. В ноябре 1918 года к читинским подпольщикам ездил Н Я Семинихин. Остановившись в Чите, он установил связь с Читинским подпольным комитетом и получил явки и директивы дальнейшей работе. С этого времени была налажена постоянная связь. Кроме того, алтагачанцы установили связь с подпольщиками Шахтамы, Казаковских приисков, Урульги, Шилки, Сретинска, Алгачей, Курунзулая и других населённых пунктов. В феврале 1919 года из Читы к алтагачанцам приехал Н.Н. Шитов, привёз деньги и инструкции Читинского подпольного комитета.

Количество коммунаров непрерывно возрастало, что требовало укрепления революционной дисциплины, и для руководства всеми делами коммуны создаётся военно-революционный штаб в составе: М.И. Бородина, Н.Я. Семинихина, С.Н. Фалилеева, С.П. Зарубина и двух представителей Онон-Борзинской коммуны Е.Н. Раздобреева и В.Г. Ушакова. Штаб был создан на заседании коммунаров 8 ноября 1918 года в селе Нижнее Гирюнино.

Буквально во всех населённых пунктах, окружавших Алтагачан, находились верные люди, снабжавшие коммунаров продовольствием, оружием, боеприпасами сведениями обо всех передвижениях семёновских войск.

Тесная связь была налажена с подпольщиками Александровского Завода, Цаган-Олуя. Подпольщики этих организаций передали партизанам много оружия, боеприпасов, продуктов и пополняли их ряды.

Алтагачанская коммуны стала кузницей по подготовке руководителей партизанского движения. Имеются данные, что через Алтагачанскую коммуну прошло более 100 человек, многие из которых стали руководителями борьбы за Советскую власть. Получив определённый организаторский, коммунары уходили, чтобы налаживать революционное дело в отдалённые районы создавать революционные отряды и коммуны и готовится к восстанию.

Первая массовая, вооруженная операция алтагачанскими коммунарами была проведена в начале марта 1919 год. После прихода в Онон-Борзию карательного отряда Семёнова и ареста нескольких коммунаров Онон-Борзинская коммуна запросила о помощи. Алтагачанский военно-революционный совет решил освободить арестованных. На один день Онон-Борзя была захвачена коммунарами, арестованные были освобождены. Коммунары рассказали населению о положении в стране и о своих целях, после чего вернулись в тайгу. Члены Алтагачанской коммуны постоянно выезжали в различные населённые пункты Забайкалья, вели разведывательную деятельность, собирая сведенья о передвижении белогвардейских частей и войск интервентов. Коммунары вели разъяснительную работу, проводили агитацию населения, распространяли листовки с призывом к борьбе против семёновцев и войск интервентов. Благодаря такой деятельности число, сочувствующих советской власти и откровенно перешедших на её сторону становилось всё больше. На весну было назначено общее восстание всех подпольщиков

Н.Я. Семинихин и П.М. Викулов выехали в Газимур и Аргунь, чтобы договориться о совместных действиях с подпольщиками других групп. Затем направились в Туров, где встретились с И.Д.Музгиным, и Г.Е.Пьянниковым к ним присоединились братья Козловы, И. Аксёнов, С Белоголовов. В Турове им стало известно об аресте и отправке в Нерчинский Завод организаторов неудавшегося восстания в Какталге А.Я Федорова и его товарищей, всего 11 человек. Было принято решение идти на выручку. Освободить арестованных товарищей удалось в селе Богдать при поддержке местных подпольщиков, но уйти от погони они не смогли. Между сёлами Трубачёво и Газимуровские Кавыкучився группа была окружена превосходящими силами белогвардейцев и приняла неравный бой.

Гибель руководящих деятелей Алтагачанской коммуны затруднила подготовку восстания, но не сорвала её. Восстание вспыхнуло 28 марта 1919 года, положив начало массовому партизанскому движению в Восточном Забайкалье. В этот день отряд алтагачанских коммунаров вышел из тайги и занял село Курунзулай. Вот как это событие описано в книге Василия Балябина «Забайкальцы»

«...Ванюшка рассказал, что вчера в село вступил отряд белых, начались аресты и расстрелы, а сегодня он с запиской Матафонова выехал из села. Пока он все это рассказывал коммунарам, Киргизов успел посоветоваться с Бородиным и Зарубиным, с бумажкой в руке подошел к толпе коммунаров - те сразу притихли, ожидая, что он скажет.

- Ну, товарищи, хватит нам отсиживаться, - начал он, обводя коммунаров повеселевшим взглядом, - надо выступать. Тут вот, Матафонов приятную весточку прислал, сговорился он там с казаком семеновским, человек полсотни согласны перейти к нам.

В ответ толпа всколыхнулась гулом голосов:

- Выступать.

- Тихо. Выступать будем вечером, чтобы в Курунзулае быть ближе к утру...

... На заходе солнца отряд коммунаров покинул гостеприимный Алтагачан. Перед тем как отправиться, отряд разделили надвое, первую половину взял под свое командование Киргизов, вторую - Зарубин.

Шли долго и утомительно, и вот, наконец, показались окраины Курунзулая. Рассыпавшись цепью вдоль дороги, залегли, притаились.

Чтобы не спутать в темноте своих с чужими, Киргизов еще с вечера распорядился повязать всем на левые рукава белые повязки, этим и занялись они теперь.

Шорох, звяк оружия, и вот уже вся колонна, стараясь не шуметь, скорым шагом двинулась за Киргизовым в село.

Огороды, плетни, заборы, широкая темная улица. Здесь отряд повстанцев разъединился: первый отряд Киргизов повел в центр села, второй по команде Зарубина рассыпался цепью по огородам и гумнам северной окраины.

Утреннюю тишину вдруг разорвал выстрел, хлопнул второй, третий, гулко бахнула граната, и стрельба, все более усиливаясь, растекалась по всему селу. В двух местах короткими очередями заработали пулеметы, по улицам заметались пешие и конные...

Бой закончился к восходу солнца. С искренним радушием встречали их сельчане, один другого наперебой зазывали к себе в гости. На митинг, организованный Бородиным, сельчане собрались поголовно. Многолюдные толпы запрудили площадь против школы, окружили бочку, на которой, стоял Михаил Иванович Бородин.

- Товарищи! - говорил он, напрягая голос и поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. - Ваше село войдет в историю гражданской войны как пример верности революции, делу рабочего класса. Сегодняшнее восстание означает начало освободительного движения против власти узурпатора Семенова...»

Затем увеличившийся отряд алтагачанцев направился в Онон-Борзиню. Село Курунзулай было захвачено семёновцами, но рано утром 30 марта алтагачанские и онон-борзинские коммунары атаковали его и полностью разгромили белобандитов. Эта победа повстанцев воодушевила население окрестных сел. За 4 дня отряд повстанцев вырос до 500 человек и начал наступление на Александровский Завод.

В районе Александровского Завода развернулись упорные бои с подошедшими частями белогвардейцев, в результате которых отряд повстанцев начал отступление по реке Газимур. Несмотря на это, в него вливались всё новые и новые силы. 12 апреля 1919 года в отряд, находившийся в Богдати, прибыл П.Н. Журавлёв. Он возглавлял партизанский отряд, отошедший в село Будюмкан. Здесь отряд был реорганизован, и на его основе создаётся Восточно-Забайкальский фронт в составе 3 полков, куда и влились алтагачанцы.

В последующие месяцы силы фронта возрастали и к марту 1920 года насчитывали 11 кавалерийских и 2 пехотных полка, общей численностью 18000 сабель и штыков.

Мой прапрадед – участник Алтагачанской коммуны.

По-разному сложилась судьба алтагачанских коммунаров. Кто-то погиб за свободу Забайкалья, кто-то с боями прошёл всю гражданскую войну и окончил её на Дальнем Востоке, многие из коммунаров стали видными руководителями нашего края. Мой прапрадед в боях был ранен, вернулся домой. В 1921 году он стал членом учредительного собрания ДВР. После Гражданской войны женился и воспитал семерых детей, в том числе мою прабабушку Зою Васильевну Матафонову. Гражданская война круто перевернула его жизнь. После ранения остался инвалидом, но, несмотря на это, он трудился в колхозе на благо Родины и занимался семьей, домашним хозяйством. Тяжело и горько было вспоминать о том страшном времени, о товарищах, которых он потерял в боях и сражениях. На вопросы внучек прапрадедушка Василий отвечал: «Не приведи, Господь, вам такое пережить!»

В Великую Отечественную войну все мужчины встали в строй на защиту Родины. В тылу остались женщины, старики, инвалиды и дети. Из каждой деревенской избы провожали на фронт отца и мужа, брата и сына. Мой прапрадедушка рвался на фронт, но его не взяли по инвалидности, и он остался работать в тылу.

В 1942 году умерла жена Василия Федоровича от переутомления и тяжелой болезни. Василий остался один с семью малолетними детьми. Тем не менее, он продолжал работать на благо Родине, так как были тяжелые военные времена, а старшие дети помогали по хозяйству дома и занимались воспитанием младших детей.

В 1945 году он женился на соседской вдове с ребенком.

Прапрадед прожил очень тяжелую и трудную жизнь. Сначала, Гражданская война, где получил тяжелые ранения и потерял своих товарищей. Затем, смерть жены и тяжелая жизнь вдовца с малолетними детьми.

В 1957 году он с внуком Леонидом Матафоновым установил памятник двум своим соратникам - Е.Т. Ушакову и М.И. Якимову на их родине в селе Курунзулай. Обозначив место их гибели в Гражданскую войну, установил фрагмент, рельсы с памятной табличкой. Это был первый памятник героям коммунарам Алтагачанской коммуны. (Приложение III)

Василий умер в окружении большой семьи. (7 детей и 15 внуков) 1971 году.

В нашей семье была информация, что коммунары составили список коммуны и спрятали его в колбу. В прошлом году на 100-летие восстания Алтагачанской коммуны 29 марта 2019 года я и вся моя семья поехали на Родину мою прабабушки. Съездили на место нахождения коммуны - падь Алтагачан. На этом месте был установлен памятник, посвященный 70-летию данной коммуны. Моя мама присутствовала на открытие этого памятника и у нее осталась мечта в будущем съездить со своими детьми и достать колбу, которую заложили на открытие памятника и должны были достать через 30 лет. Мы очень долго искали этот памятник, так как никто не знает точных координат. Спустя двое суток мы нашли этот памятник. Достали колбу с посланием и пионерским галстуком. Послание не удалось прочитать, так как из-за длительного и неправильного хранения оно пришло в негодность. Мы заложили в колбу биографию и фотографию своего прапрадеда написали послание, указали дату вскрытия предыдущего послания и вернули на место захоронения. (Приложение III, IV, V, VI)

Заключение:

Изучив историю Алтагачанской коммуны, я пришла к нескольким выводам. Алтагачанская коммуна была образована на Юго-востоке Забайкалья в труднодоступной местности - падь Алтагачан в августе 1918 года. В коммуне был налажен не только быт, но и обучение малограмотных, изучение разнообразных видов оружия. Коммунары занимались выпуском и распространением листовок с призывом к борьбе против семёновцев и войск интервентов, вели разъяснительную работу, проводили агитацию населения. Благодаря такой деятельности число, сочувствующих Советской власти и откровенно перешедших на её сторону становилось всё больше. Росло число коммунаров. Первоначально коммуна насчитывала 18 человек, к началу выступления их стало более 100. В коммуне существовала жесткая дисциплина. Для руководства всеми делами коммуны был создан военно-революционный штаб. Штабу удалось наладить связь между разрозненными группами подпольщиков Юго-востока Забайкалья объединить их в партизанское движение. Алтагачанцы наладили связь с крупными подпольными организациями области. Алтагачанская коммуны стала кузницей по подготовке руководителей партизанского движения. Через коммуну прошло более 100 человек, многие из которых стали руководителями борьбы за Советскую власть. 28 марта 1919 года алтагачанцы начали восстание, положив начало массовому партизанскому движению в Восточном Забайкалье. В апреле 1919 года отряд алтагачанских коммунаров и присоединившихся к ним повстанцев был реорганизован, и на его основе создан Восточно-Забайкальский фронт в составе 3 полков.

Совершив экспедицию, побывав на месте Алтагачанской коммуны, собрав биографические данные о моём прапрадеде, Матафонове Василии Федоровиче, я поняла, через какие испытания пришлось пройти моему предку в борьбе за идеалы справедливого государства трудящихся, в борьбе за Советскую власть.

Список литературы:

1. Википедия

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Шведовой Н.Ю. 1984 г. С. 247

3. Под редакцией Третьякова В.С. Мы службу несём в Забайкалье Чита 1995 г. с. 60

4. Василевский В.И. Дела легендарных дней Восточно-Сибирское из-во Иркутск 1971 г. с. 47

5.Седых К.Ф. Даурия Барнаул 1993 г. с.508-509, 517, 522

6. Балябин В. И. «Забайкальцы» Книга III М - 1971г. с 161, 165, 166

Приложение I

На фотографии мой прапрадед – Василий Федорович Матафонов.1949 год.

Красные партизаны Забайкальского края 1920 год.

Приложение II

Примерное расположение Алтагачанской коммуны.

Приложение III

Плита в память о штабе Алтагачанской коммуне.

Памятник в честь 30-тилетие Алтагачанской коммуне.

Установлен в 1949 году.

Приложение IV

Памятник в память борцам за власть советам.

Памятник, посвященный 70-летию Алтагачанской коммуны.

Приложение V

Памятник, который установил мой прапрадед со своим внуком – Леонидом Васильевичем Матафоновым, в память своим товарищам.

На фотографии внуки Василия Федоровича. (Владимир Николаевич Ваулин, Леонид Васильевич Матафонов, Анатолий Николаевич Ваулин, Юрий Николаевич Ваулин)

Приложение VI

Экспедиция.

Содержимое колбы.

Приложение VII

Военный билет моего прапрадеда-Василия Федоровича Матафонова.

Приложение VIII

Справка о инвалидности Василия Федоровича.

Приложение IX

Удостоверение к юбилейной медали.

Орденская книжка Матафонова Василия Федоровича.

Приложение X

Копия удостоверение бывшего красногвардейца и красного партизана.

Справка о том, что Матафонов Василий Федорович действительно является инвалидом Гражданской войны.

Просмотров работы: 554