Проблема сохранности памятников архитектуры Тевтонского ордена на территории Калининградской области

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема сохранности памятников архитектуры Тевтонского ордена на территории Калининградской области

Кондратьева Д.А. 1Лебедева К.С. 1
1МБОУ СОШ №6, г. Балтийск
Криштафович Т.В. 1
1МБОУ СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Калининградская область – особый в геополитическом плане регион России. Бывшая территория северо-восточной Пруссии переживала периоды сознательного уничтожения «всего немецкого, а значит – фашистского» (в том числе в 1967 г. остатков Королевского замка – важнейшего памятника российско-немецких отношений) и необдуманного разрушения средневековых замков и кирх.

Актуальность. История Тевтонского ордена тесно связана с историей многих западноевропейских стран. Орденские замки и кирхи до сих пор стоят на территории некоторых государств (Польша, Австрия, Италия, Бельгия, Нидерланды). Эти архитектурные памятники либо охраняются государством, либо принадлежат нынешнему Немецкому ордену1, члены которого ведут научную работу, изучают историю ордена, ведут археографическую деятельность и занимаются охраной памятников, а так же публикуют письменные источники (исторические хроники, грамоты и т. д.). Ярчайший пример этому: замок верховных магистров в городе Мальборке (Польша). В настоящее время замок отреставрирован и является музейно-туристическим комплексом, на базе которого ведутся исторические и археологические исследования2.

Новизна исследования. В работе школьного музея «Боевой Славы» есть краеведческая деятельность. Учащиеся школы посещают различные музеи Калининградской области, заводы – судоремонтный, консервный, парки: Янтарного периода, Подворье, Ботанические сады и музей леса, участвуют в патриотических акциях «Дорогами войны» , т.е. ездят по Братским могилам области и проводят митинги и тд. Почти во всех населённых пунктах встречаются памятники архитектуры средневековья, которые хочется посетить и узнать новую страницу истории своего родного края.

Наша работа посвящена исследованию архитектуры Тевтонского ордена XIIIXIV веков, в частности кирх.

Проблема. Калининградская область, в силу исторических обстоятельств получившая в наследство интересную часть немецкой культуры, достойна стать культурно-исторической заповедной зоной, охраняемой государством. Орденские замки и кирхи дошли до нашего времени в разрушенном состоянии, многие, к сожалению, исчезли навсегда.

Данная работа посвящена исследованию архитектуры Тевтонского ордена XIIIXIV веков, в частности кирх. Тема работы: «Проблема сохранности архитектурных памятников Тевтонского ордена на территории Калининградской области». В процессе исследования нами были осмотрены и проанализированы 30 кирх (в работе 15).

Гипотеза. Осмотренные кирхи относятся к эпохе средневековья. Работа по восстановлению того, что ещё возможно восстановить, и по изучению средневековых архитектурных памятников не ведётся должным образом и не поощряется.

Цель: привлечь внимание широкой общественности к историческому и культурному наследию Тевтонского ордена на территории Калининградской области, выявить его особенности и историческую ценность. Осветить современное состояние памятников архитектуры данного ордена на территории Калининградской области.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Осмотреть памятники Тевтонского ордена на территории Калининградской области и сделать фотофиксацию;

2. Сравнить современное состояние памятников с фотодокументами довоенного периода и графическими работами XIX века;

3. Собрать достоверную информацию об истории объектов, населённых пунктов и их современного состояния у местного населения, краеведов, смотрителей церквей.

4. Проанализировать архивные документы и соответствующую литературу по истории и архитектуре Тевтонского ордена. Перевести немецкое издание Герберта Зицмана «Кирхи Замланда», 1987г.

5. С целью ознакомления истории и культуры края составить маршруты экскурсий.

Объект исследования: орденские кирхи на территории Калининградской области (бывшей северо-восточной Пруссии).

Предмет исследования: сохранность памятников средневековой культуры, их современное состояние.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИРХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Где теперь эти люди мудрейшие нашей земли?

Тайной нити в основе творенья они не нашли.

Как они суесловили много о сущности бога,

Весь свой век бородами трясли –

И бесследно ушли.

Омар Хайам.

1.1 Исторический обзор возникновения архитектурных памятников тевтонского ордена и их роль в культурном наследии Калининградской области

Калининградская область самый западный регион России, ставший в 1990году анклавом и превратившийся в «русский остров» на Балтике. Эта земля была самым последним территориальным приобретением СССР после Второй Мировой войны, войдя в его состав в 1946 году. До этого времени ареал пруссов – Янтарный край являлся северной частью имперской провинции Восточная Пруссия. Древности зстиев3 и пруссов, благодаря сложной политической судьбе бывшей восточной Пруссии на протяжении всего послевоенного времени, были практически табуированы4 для археологов и исследователей.

В настоящее время в Германии существует Международная историческая комиссия по изучению немецкого Тевтонского ордена, которая занимается изучением и пропагандой истории Западной и Восточной Пруссии. Проводимые комиссией конференции и поднимаемые на них проблемы и вопросы охраны архитектурных памятников Тевтонского ордена вызывают живой интерес у специалистов и широкой общественности.

Великий магистр Тевтонского ордена Aрнольд Охмар Виланд во время визита в 1995 г.  подарил городу Калининграду гравюру посвящённую 800 - летию Тевтонского Ордена. Гравюра Эрнеста Дегаспери имеет внешнюю форму стрельчатой арки готического окна. Художник подчеркивает важность истории и традиций Ордена на территории Калининградской области5.(Приложение 1). Начиная с XVII века Тевтонский орден в Пруссии не пользовался популярностью, т.к. орден всегда принадлежал католической церкви, а Пруссия перешла в воинствующее лютеранство. В XVII- XVIII веках в Пруссии наступает полное забвение Тевтонского ордена. Памятники архитектуры орденского периода находились в упадке и не вызывала интереса современников, многие из них ассоциировались со средневековым стилем готики, которая в XVII- XVIII веках имела уничижительный оттенок и относился к якобы занесённому готами средневековому искусству.

В Пруссии считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях. Яркий пример этому - прусско-шведская война в XVII веке: 6 июля 1626 года король Швеции Густав II Адольф высадился у Пиллау с Балтийского моря и вошёл в город. Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска – звездообразную пятиугольную крепость Пиллау, сохранившуюся до наших дней. В строительстве которой использовался керамический кирпич и валунник, из замков Бальга, Лохштедт и Фишхаузен. Если замки разбирались и сносились, то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско- евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в XIX веке, с подачи известного архитектора Шинкеля, который в 1834 году сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга.

В наши дни краеведы Калининградской области, обеспокоенные ситуацией, сложившейся вокруг культурного наследия края 3 ноября 2010 года обратились с открытым письмом к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой учесть мнение специалистов-краеведов при принятии решений по культурному наследию прошлых веков. Письмо это было написано в ответ на закон, принятый Калининградской областной думой 28 октября 2010 года о передаче в собственность Калининградской епархии Русской Православной церкви 15 объектов «религиозного назначения». В список были включены средневековые рыцарские замки. Ранее Калининградской епархии Русской Православной церкви в собственность было передано 34 объекта «религиозного назначения», находившихся в федеральной собственности (распоряжения Правительства РФ, принятые в течение 2010 года).

Представители региональной власти и Калининградской епархии разъясняют, что таким образом спасают объекты культурного наследия от притязаний других конфессий, которые, как они полагают, возникнут после принятия федерального закона, т.к. на территории Калининградской области расположены бывшие лютеранские, католические кирхи. Между тем, в Калининградской области отсутствует процедура передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям. Есть основания полагать, что часть объектов, передаваемых согласно региональному закону, не относятся к собственности Калининградской области, а находятся в федеральной собственности. По некоторым объектам отсутствует надлежащая техническая инвентаризация6.

Орденских кирх особенно много было на Самбийском (Земландском) полуострове. Кирхи Вармии (Приложение 2) оставались католическими. На остальной части Восточной Пруссии со времён Реформации почти все кирхи стали евангелическими. Католическая кирха, следуя традиции, является продолжением мессы, связанной с таинством богопоклонения. Центром католической кирхи является алтарь – основной элемент церковной готики. Мы постарались собрать сведения о тех сооружениях, которые можно отнести ко времени владычества Тевтонского ордена, то есть к периоду XIIIXIV веков. Орденские кирхи представляют значительный интерес для краеведов, они могут стать объектами экскурсионных маршрутов (Приложения 3). Под руководством руководителя школьного музея Криштафович Т.В. каждый год организовываются экскурсии по области с целью изучения истории края (Приложение 4, 5).

Глава II. ГОТИЧЕСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КИРХИ

Готика - (от итал. Gotico, готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV,XVI вв). Термин – Готика введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшимся «варварским».В готике выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы, развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (витражи). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамическим архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей. Готические соборы получили свою классическую форму - это 3 – 5 –нефные базилики7 с поперечным нефом – трансептом и полукруговым обходом хора, к которому примыкают капеллы. (Прилож. 6).

Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирование централизованного государства, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленных, придворно – рыцарских кругов. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.

С начала 14 века на этих землях (Калининградской области) началось повсеместное образование немецких городов и строительство католических церквей, продолжавшееся вплоть до разгрома Тевтонского ордена в 1410 году. Каменные церкви впервые появились во 2 половине 13 века, когда Тевтонский орден основал кирхи Штайндамм в 1256 году, Пёршкен в 1261 году, Юдиттен в 1288 году и некоторые другие.(Приложение 7)

В 14 веке большое значение приобрели городские и монастырские зальные кирхи8, замковые капеллы, что характерно и для Восточной Пруссии. В плане напоминают латинский крест, внутреннее пространство полностью перекрыто крестовыми сводами.(Приложение 8).

Конрат Штайнбрехт считает, что звёздчатый свод орденских кирх архитектурным изобретением орденских архитекторов. Звёздчатый свод был использован при строительстве хора церкви св. Иоганна в Торне (Торунь) около 1250 г. Свод капеллы замка Лохштедт построен в 1275 году, также имеет сводчатую форму. (Приложение 9).

Адольф Бёттихер – немецкий архитектор, специалист по охране памятников истории в Восточной Пруссии в 1891 году, отмечал, что немецкий орден строил приходские кирхи далеко друг от друга, и в случае необходимости они служили укрытием для местного населения. Кирхи изначально строились на землях язычников, мощь и величие этих строений делали их своеобразными центрами притяжения для христианских общин. Поэтому они имели обширные епархии. Приходские кирхи относятся к одному архитектурному типу, представляющему строение с прямоугольным нефом с небольшими хорами с восточной стороны и двускатной крышей. С западной стороны пристраивалась башня.

Построенные Орденом на Земланде кирхи можно разделить на 3 группы: 1. По временному признаку. Простые звёздчатые своды, массивные стены без контрфорсов. Узкая лестница в передней части нефа. Например, капелла Лохштедта и кирха Юдиттен. Границы построек 1290год.

Вторая группа представляет строения с мощными стенами, без внешних контрфорсов, но имеются внутренние контрфорсы, сужающие свод. Крестовообразные своды над разными частями помещения, разделённые рёбрами (нервюрами). Крестовообразные своды превращаются в звёздчатые. Кирхи небольшие по размеру. Узкая каменная лестница по западной стене ведёт на башню. Ограничивается строительством от 1290- 1320гг. Таковы кирхи: Фишхаузен, Меденаю, Побеттен, Повунден, Каймен, Легиттен. (Приложение 10,11,12).

Кирхи, представляют собой переход к третьей группе: имеются внутренние контрфорсы, уменьшающие площадь свода, но появляются внешние контрфорсы. Расчленяются большие окна, изменяется вид пространства. Такова кирха Арнау, Мюльхаузен, Тарау и сотни других…9(Приложение 13,14)

Для орденских кирх характерна готическая кладка. Под готической кладкой понимается тычок/ложок или 2 ложка/тычок. У кирх Самбийского полуострова можно видеть первый готический вид кладки (за исключением Повунден – 2 ложка /тычок). (Приложение 15).

Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. В поздней готики получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись10 на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичностью, экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты.

Внутреннее убранство церквей принадлежит в основном Нюрнбергской и Кёльнской школе, которые с большим размахом работают на территории Восточной Пруссии (в Замланде). Здесь работают предшественники и современники Альбрехта Бранденбургского. До реформации алтарь украшался живописью и резьбой по дереву, сохраняя при этом традиции раннего Возрождения и барочные. Нюрнбергская школа выпускала алтари, кафедры, скамьи. Даже известны мастера Нюрнбергской школы: Кристиан Клодсей – резчик, Melcher Кремер – плотник. Жил в Кёнигсберге, делал инкрустированные, красиво окрашенные кафедры. Основной сюжет: тюльпаны, гвоздики итальянского возрождения XVI века. Эти мотивы можно встретить в кирхе Арнау. Можно встретить примеры изобразительного творчества – леса и горных животных. Также известен резчик Ханс Paurman – автор гвоздик и граната в арках. Мастера алтарей – Иоганн Кристоф, Исаак Риги.

В 1519 году в оформлении церквей Замланда было распространено серебро, драгоценные камни. Красивый готический алтарь с элементами барокко был оборудован в кирхах Фишхаузен, Меденау, Побетен. Во всех церквах используется купель, на ней повторяли несколько раз мотивы готического письма – Благовещение, Грехопадение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Следует заметить, что градостроительство Восточной Пруссии трижды представляло собой вершину достижений своей эпохи: при Тевтонском ордене, при Фридрихе II Великом, и при восстановлении после Первой Мировой войны11.

При Ордене сложилась своя традиция постройки замков и кирх. Средневековая архитектура в северо - восточной Пруссии выполнена в романо- готическом стиле. Рыцарские замки и кирхи были основными орденскими сооружениями в Восточной Пруссии. Однако уже в XIII веке романский стиль в архитектуре постепенно стал вытесняться готикой, поэтому многие постройки приобрели черты своего рода переходного периода. В романском стиле, с некоторыми элементами готики, были построены замки Бальга, Лохштедт, Бранденбург и Кёнигсберг. Ведущими архитектурными типами в готике оставались соборы и кирхи.

В начале XV века образ жизни тевтонцев был далёк от аскетических основателей. Братья становились не монашескими рыцарями, а профессиональными военными и администраторами.

По закону Орден должен был выкупать пленных. Этот пункт нанёс сокрушительный удар Тевтонскому Ордену. Кроме этого росли долги наёмников. Чтобы расплатиться, Орден вынужден отдавать завоёванные территории и замки. Хоть как-то улучшить положение, тевтоны подняли налоги, но это привело к недовольству городов, которые объединились в Прусский союз, а затем, соединившись с поляками, неожиданно начали войну. Орденское государство оказалось нищим. После заключения Торнского мира12 в 1411 году Орден лишился большей половины своей территории, отошедшей Польше. Потеряно было большое количество замков, в том числе и Мариенбург. Орден сыграл свою историческую роль даже в том, что оттягивал на себя воинственных литвинов, которые постоянно нападали на московское княжество. Без Тевтонского государства, московского могло было и не быть13

Какова же судьба орденских замков и кирх?

Замки рыцарей Тевтонского Ордена в Германии и Польше находятся в отличном состоянии. Их посещают и восторгаются ими туристы. На территории современной Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии, их постигла совсем другая участь. Многие древние Орденские замки и кирхи на территории области продолжают медленно погибать. Жестоко – варварски разбираются местным населением на кирпич, являются жертвами вандализма и так называемых «чёрных копателей»

Между тем, все они принадлежат России и являются бесценным достоянием Европейской и мировой культуры. К огромному сожалению, большинство орденских кирх не входят в туристические маршруты и не охраняются государством.

Из 15-ти исследованных кирх 4 восстановлены и переданы русской Православной церкви, в двух ведутся реставрационные работы, находятся под присмотром бывших жителей данной местности, Кафедральный собор является музеем и туристическим центром, 3 постепенно разрушаются и не охраняются¹.

Кирхи:

1. Юдиттен – отреставрирована, передана русской Православной церкви, Свято – Никольский монастырь;

2. Пёршкен – разрушается , не охраняется;

3. Фридланд – восстановлена, передана русской Православной церкви;

4. Цинтен – сохранился западный фасад башни, не охраняется;

5. Арнау – отреставрирована, передана русской Православной церкви, Московская епархия;

6. Повунден – сохранились башня и неф с алтарём, без крыши, стены проломлены, не охраняется;

7. Кафедральный собор – проведена консервация, используется как музей и туристический центр;

8. Хайлигенвальде – проведены реставрационные работы на средства бывших жителей Хайлигенвальде, передана русской Православной церкви; Калининградская епархия.

9. Мюльхаузен – протестантская кирха, ведутся реставрационные работы на средства бывших жителей Мюльхаузена;

10. Гросс Легиттен – лютеранская кирха, ведутся реставрационные работы на средства бывших жителей Гросс Легиттена. Памятник архитектуры регионального значения.

11. Удерванген – продолжает разрушаться; не охраняется;

12. Каймен (Тростники) – башня разрушается, в центре заросла травой;не охраняется;

13.Тарау – в ожидании реставрации, закрыта от вандалов;

14.Куменен – продолжает разрушаться, на крыше 5 гнёзд аистов. не охраняется;

15.Фишхаузен – не существует;

В настоящее время региональное сообщество обладает значительным потенциалом интеграции российской и европейской культуры. Открывшиеся в последние десятилетия перспективы привели к расширению контактов между самым западным российским регионом и различными регионами Европы. К сожалению, то, что происходит сейчас, создает напряженность внутри региона и может нанести серьезный урон имиджу нашей страны. В Калининград, на свою историческую родину, каждый год приезжают немецкие туристы, бывшие жители этого края. Несколько православных храмов на территории области расположено в бывших немецких кирхах. Усилия духовенства и прихожан по восстановлению памятников вызывают уважение.

Жителям Калининградской области понадобилось довольно долгое время, чтобы осознать себя постоянными, а не временными жителями этой земли, ответственными за общеевропейское историческое наследие.

На основании своих исследований пришли к выводам:

С целью решения проблемы сохранности памятников бесценного наследия истории и культуры этого региона, необходимо:

- уточнить перечень подлежащих охране памятников истории культуры;

- определить их охранный статус и художественную ценность;

- провести необходимые работы по их реставрации;

- организовать контроль за выполнением программы охраны памятников истории культуры;

Перед собой ставим задачу пропаганды сведений культурного наследия путём выпуска соответствующей публикации, дающей более полное представление об этом наследии. Работа над материалом ещё не окончена…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ:

1. Атрохова М.Б. История Лабиау. Балтийский альманах. №3. Калининград. 2006.

2. Альбинус Роберт. Исторические экскурсии: Вальдау (Низовье), Вальдбург, Лаут, Повунден (Храброво). Балтийский альманах №7. Калининград. 2008.

3.Бартенёв И.А. и Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. «Изобразительное искусство». М. 1983

4. Бахтин А.П.. Кирхи в северной части Восточной Пруссии. Изд. «Терра Балтика».- Калининград. 2005

5. Бахтин А.П. Орден братьев рыцарской службы Христу в Пруссии. Балтийский альманах№3. Калининград. 2006.

6. Бишинг А. Королевство Прусское из новой географии. Перевод Рогенбуке Ф.С. Петербург. 1774.

7. Белинцева И.В. Идея небесного Иерусалима в архитектуре и строительстве Кёнигсберга. Балтийский альманах №7. Калининград. 2008.

8. Вайзе Эрих. Исторические экскурсии: Арнау (Родники), Бранденбург (Ушаково), Каймен (Заречье), Лихтенхаген (Яблоневка), Шаакен (Некрасово). Балтийский альманах №7. Калининград. 2008.

9. Вильям Урбан. Тевтонский Орден. Перевод П. Румянцева. АСТ «Хранитель». М. 2007.

10. Восточная Пруссия: с древних времён до конца второй мировой войны. Калининград, 1996

11. Гартман К.О. Стили. «Искусство».М. 1998.

12. Гебауэр. Орденский дом Лохштедт. - Прусские провинциальные листки. - XIX. Известия Замланда. Лотц. Топография искусства Германии. Гартнох. Хроника и статистика евангелических церквей в провинциях Восточная и Западная Пруссия. Берлин, 1890.

13. ГербертЗицман. КирхиЗамланда. Printed in west Germany. Rautenberg, 1987.

14. Готика. Архитектура – Скульптура – Живопись. Ред. Рольфа Томана Konemann, 1998.

15. Всемирная история искусств. Ред. Гнедич П.П. «Современник». М. 1996.

16. Губин А.Б. Кёнигсберг – когда и почему? Основание города. Балтийский альманах №5. Калининград. 2007.

17. Жермен Базен. История истории искусств от Вазари до наших дней. Ред. Ц.Г. Арзаканяна. Изд. Группа «Прогресс». «Культура». М.1995.

18. Кёнигсберг – Калининград,1255 – 2005гг. Илл. Энциклопедия, словарь. 2006.

19. Кулаков В.И. История замка Кёнигсберг. Калининград.2006.

20. Кулаков В.И. От восточной Пруссии до Калининградской области. Калининград.2005.

21. Лависс Э. История Тевтонского Ордена. Изд. Грацианского. Кёнигсберг. М.2005.

22. Лависс Э. Очерки по истории Пруссии. М. 1915; Калининград. 1990.

23. Матузова В.И. В защиту орденских замков на территории Калининградской области. Балтийские исследования №6. Калининград, 2010

24. Очерки истории Восточной Пруссии. Калининград 2002.

25. Пётр из Дуйсбурга. Хроника земли прусской. Перевод В.И. Матузовой. Москва, 1997.

26. Русская Православная церковь приросла тевтонскими замками и кирхами. Комсомольская правда. Калининград. Открытое письмо. 03.11.2010г.

27. Тяжёлов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. Изд. «Искусство».М. 1981.

28. Штайнбрехт К. Архитектура немецкого рыцарского ордена в Пруссии. Времена ландмейстеров. Перевод В.И. Болучевского. Берлин. 1888.

29. Грацианский Н.П. Германская градостроительная история Восточной Пруссии. Энциклопедия Калининградской области. Калининград. 2011.

30. Юность нашего города: Кёнигсберг – последняя столица великой рыцарской эпохи.1255 – 2005гг. Энциклопедия. Калининград.2006.

31. Ярош В.Б. Деятельность службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в 2009 году и результаты работы проведённых на фортификационных объектах. Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии. Изучение, вопросы консервация, реставрация и возможности использования. Изд. РГУ им. Канта. Ред. И.В. Кожевникова. Калининград.2010.

32. Бахтин А.П. /Тевтонский Орден/Лохштедт – Lochstedt/ аpb-to/jimd/com

33. Кирхи. Кёнигсберг.http://apb-to.jimdo/com

34. С.Н.Демиденко. Государство Тевтонского ордена XIII-XIV века.

krotov.info/lib-sec/05d/demidenko/.

35. https://www.deutscher-orden.at/

1В Германии существует организация «Тевтонский орден». Великий Магистр этой организации Арнольд Охмар Виланд. В 1989-1991 гг. в Германии и ряде стран Западной Европы проходили юбилейные мероприятия по случаю 800-летия Немецкого (Тевтонского) ордена, проводились научные конференции с участием учёных многих стран мира, открывались юбилейные выставки. Этот Орден,   видоизменяясь по ходу истории, дожил до наших дней, и, можно сказать, присутствует ныне как живой носитель памяти о давно ушедшей в прошлое эпохе.

2https://www.deutscher-orden.at/

3 Эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути.Во времена, когда о Янтарном крае становится известно Нерону (середина I в. н.э.), янтарь снова является предметом торговли. По свидетельству Плиния Старшего, янтарь в огромных количествах вывозят в Римскую империю. Позднее Корнелий Тацит также описывает эстиев как собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не используют.

4Табуированы, т.е. запрещены

5Основной идеей общей композиции является корабль. На таких кораблях члены Тевтонского ордена плыли на Святую Землю. Над всей композицией царит коронованная двенадцатью звездами глава Марии, чей покров с орденским крестом в центре образует парус над золотыми воротами. Слева гравюры изображены покровители Ордена: святой Георгий и святая Елизавета.

6Матузова В.И. В защиту орденских замков на территории Калининградской области. Балтийские исследования №6. Калининград, 2010.

7Базилика -  (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.Вимперг- (нем. Wimperg) - остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Вимперги украшались ажурной или рельефной резьбой.

Фиалы- (от греч. Phiale - чаша, кубок), в готической архитектуре декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т. д. Иногда помещались по сторонам окон, порталов.

Крабы - (гол. crabbe) декоративная деталь в готике в виде скульптурных стилизованных листьев или цветов, служит украшением щипцов и вимперков. Орнамент кажется вползающим на архитектурную деталь, отсюда и название.

8Зальная кирха -вытянутый в плане христианский храм с средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта.Характерен для средневековых вестфальских и баварских храмов, а также для прибалтийских храмов с башней-колокольней, завершаемой шпилем.

9ГербертЗицман. КирхиЗамланда. Printed in west Germany. Rautenberg, 1987.

10Темпера (итал. tempera, от лат. temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов  или их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйцасоки  растений). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем ,лессировками, так и густое пастозное письмо.

11Слова Виолле-ле-Дюка- французского архитектора в «Германской градостроительной истории Восточной Пруссии» Сухина Д.Б. Роттердам. 2011 – С.39. В «Энциклопедии Калининградской области».

12Торуньский мир - мирный договор между Тевтонским орденом, с одной стороны, Королевством Польским и Великим княжеством Литовским  — с другой, подписанный 1 февраля 1411 года в городе Торунь (нем. Торн). Завершил Великую войну14091411 годов, приведшую к разгрому войск Ордена союзными войсками в Грюнвальдской битве 1410 года.

13apb-to.jimdo.com/тевтонский орден/история - ордена/тевтонский орден – как – фактор/

Просмотров работы: 142