Малица- как элемент традиционной культуры ненцев- коренных жителей Ненецкого автономного округа

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Малица- как элемент традиционной культуры ненцев- коренных жителей Ненецкого автономного округа

Фефилова П.М. 1
1ГБОУ НАО "СШ п.Красное"
Фефилова Н.Б. 1
1ГБОУ НАО "СШ п.Красное"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в Ненецком автономном округе, в посёлке Красное. Ненецкий автономный округ – это северная земля, которая славится богатыми недрами, разнообразными животными, и конечно же, национальной культурой (Приложение 1, рис.1). Коренным населением нашего округа принято считать народ – ненцы. Они отличаются одеждой, бытом и культурой. В данной работе основное внимание уделяется изучению национальной ненецкой одежды- малица. В настоящее время редко встретишь на улицах людей в национальной одежде. А ведь именно такая одежда хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Севера. Северная одежда – настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха, работы или ожидания лучшей погоды. [6]

Актуальность данной темы заключается в том, чтона современном этапе наблюдается исключение из обихода национальной ненецкой одежды- малица. Происходит «замена» малицы на более современную одежду. Прежде всего, мне захотелось узнать, что такое малица и легко ли её сшить? Почему кочующие оленеводы перестают носить свою традиционную одежду? Я надеюсь, что изученный мною материал о традиционной ненецкой одежде поможет школьникам обратить внимание на традиции и обычаи народов Крайнего Севера.

Цель работы:

Выявление причин искоренения национальной одежды из быта кочующих оленеводов Ненецкого автономного округа

Задачи:

1.В ходе беседы с местными жителями, выяснить назначение малицы

2.Выяснить технологию шитья малицы

3. На основе опросных сведений выяснить, почему оленеводы перестают носить малицы

Объект исследования: Традиционная ненецкая одежда- малица

Предмет исследования: Малица- как разновидность одежды народов Крайнего Севера.

Методы:

1.Поисковый: подбор и анализ литературы

2. Интервьюирование

3. Фотосъёмка

Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного материала при проведении внеклассных мероприятий, классных часов, викторин

Малица- традиционная ненецкая одежда

1.Изучение информационных источников

Начали свою работу с посещения библиотеки поселка Красное. Просмотрели литературу, детские журналы. [4](Приложение 1, рис.2,3,4)

Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. (Приложение 1, рис.5,6,7) Всю свою жизнь ненецкая женщина шьет одежды для своего мужа и детей. Люди, как правило, складывают свое мнение о женщине именно на основе того, как одеты ее близкие. Ненка не просто конструирует из шкур животных одеяние от холода, она еще и мысленно слагает – проговаривает особую сокровенную песню о том, кому и зачем этот наряд предназначен.

«Пусть наряд моего мужа не так красив и бел, как у других, - поется в одной народной ненецкой песне, - но в лютую стужу ему будет тепло от моей заботы…» [1]. На севере малица изготавливалась и изготавливается из меха и кожи. Нитками служили оленьи сухожилия. Она надевается через голову и доходит до щиколоток. Шьют ее из оленьих шкур мехом внутрь. К рукавам пришивают рукавицы, к вороту — капюшон. Поверх малицы ненцы носят маличную рубаху - чехол из цветной материи, который чуть короче малицы и предохраняет ее от загрязнения и сырости. Даже швы в малице выполняют ветрозащитную функцию, они прошиваются вместе с сукном. [2] Традиционную одежду- малицу, можно рассматривать как приспособление к природно-климатическим условиям, реализующийся через культуру. [3]

2.Результат исследования.

2.1 Мехпошивочная мастерская СПК «ХАРП» поселка Красное (Приложение 2, рис.8,9,10)

Мы посетили мехпошивочную мастерскую СПК «ХАРП». Мастерицы шьют на заказ от местных кочующих оленеводов: одежду, обувь и чума. Выяснили, как часто поступают заказы на данную национальную одежду- заказываю, но очень редко. Все традиционные ненецкие предметы шьются искуственной жилой, которую привозят из Финляндии. Рассмотрели инструменты, которые нужны для обработки шкур оленей. «Есейка» - скребок, «коса» и доска для выделки оленьей шкуры. Для того, чтобы шкура была мягкой, её обрабатывают раствором, приготовленным из оленей печени, что не мало важно.

2.2 Дом ремесел «Тэмбойко» поселка Красное (Приложение 2, рис. 11)

Посетили дом ремесел «Тэмбойко», что в переводе с ненецкого «жилка». Мастерицы данной мастерской показали нам, как они обрабатывают и шьют изделия из меха. Инструменты для обработки шкур «Пидерц» - коса для размягчения шкуры и камысов, «Есей» и «Надорц» (доска) инструменты для выделки шкур (Приложение 2, рис.12,13,14). В данной мастерской шьют «Мальца» малицы на заказ не только оленеводам, но и жителям округа, которые ездят зимой на дальние расстояния. (Приложение 3, рис.15)

Сшивают предметы малицы натуральной жилой. (Приложение 3, рис.16) Посмотрели удивительные работы ненецких мастериц. (Приложение 3, рис.17 ,18)

Оленевод носит малицу 10 лет и только потом шьют новую, так как шерсть малицы становится тонкая и легкая. Для изготовления малицы используют шкуру оленя в период осеннего забоя. В этот период шкура не слишком тонкая и не толстая. Руководитель Лилия Тайбарей и мастерицы из города Нарьян- Мара в октябре ездили на Неделю Моды в Москву, где представляли Костюмы «Теплое дыхание Арктики».

2.3 Опрос кочующих оленеводов поселка Красное

В ходе своего исследования провели опрос кочующих оленеводов. (Приложение 4, рис. 19,20,21) На вопрос: «Носите ли Вы малицы и как часто?» Выяснили, что большая часть оленеводов предпочитает носить более современную и комфортную верхнюю одежду. Хотя есть бригады, в которых женщины шьют одежду сами, учат своих детей и конечно же носят её, живя в тундре, а приезжая в посёлок, все-таки одевают современную одежду. Большая часть опрошенных, носят зимние куртки о штаны, вместо малицы, потому что самим шить – это очень долгий и трудоёмкий процесс, да и с годами подрастающее поколение ненцев, забывает свою культуру и значимость своих традиций. Ведь недаром в фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

2.4 Удивительный северный мир

Ведь что-то же привлекает наш округ! В прошлом году состоялся автопробег «От Балтика до Арктики».(Приложение 4, рис.22) [5]

Проводились съёмки передачи «Поедем, поедим!»(Приложение 4, рис. 24)[7]

И каждый год проходит национальный праздник оленеводов «Семянхат Мерета» - в переводе с ненецкого языка «Самый быстрый», где оленеводы соревнуются на оленьих упряжках.(Приложение 4, рис.23) [5]

Этнокультурный центр два года принимает участие в акции «Свой среди своих». Жители Нарьян-Мара проводят день в национальных костюмах своих предков в Международный день коренных народов мира. [8] (Приложение 5, рис.25).

Выводы

1.Изучая технологию шитья малицы, мы пришли к выводу, что это очень сложный

процесс.

2.В настоящее время, малица существует благодаря традиционному образу жизни кочевых ненцев. (Приложение 5, рис. 26,27)

Рекомендации

Национальный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. [7] Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что в повседневной жизни кочующие оленеводы такую одежду носят редко. Во-первых, малица - очень тяжелая. Во-вторых, не совсем удобно при перекочёвках с места на место в тундре. Когда в поселок приезжают оленеводы, их несложно выделить из толпы, но находясь среди поселкового населения, они все- таки предпочитают обычную одежду. С целью сохранения традиций коренных народов нашего округа, необходимо повышать уровень знаний подрастающего поколения. Разрабатывать новые технологии быстрого и качественного пошива малиц. Открывать мастерские по обучению молодежи пошива предметов национальной одежды. Возможно придумать современный фасон малицы. В образовательных учреждениях проводить внеклассные занятия, тематические недели, где будут рассказывать об особенностях культуры и быта коренных народов. Хотелось бы, чтоб люди понимали, что национальная одежда из оленьих шкур — это не дань моде, роскошь, а средство борьбы с холодом.

Выражаем благодарность библиотекарям, работникам мехпошивочных мастерских, местным кочующим оленеводам! Благодарим за внимание! (Приложение 5, рис.28,29)

Источники информации

1. Мухачев А.Д. Путешествие в мир оленеводов.-Новосибирск, 2001.- 400 с.

2. Сязи А.М. «Узоры северного сияния» Н.В. Лукина,ООО «Русская коллекция СПб»2005.- 199 с.

3. Л.В. Хомич. Ненцы. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003. – 125 с.

4. Детский журнал «Пунушка».№ 26 2016г., №22 2014г.

5. https://yandex.ru/images/search

6. http://gcbs.ru/cbs/pub/Odejda/ODEJDA_NENCEV.htm

7. http://www.chumoteka.ru/2017/02/Poedem-poedim-v-NAO.html

8. https://www.etnonao.ru/index.

Приложени1

Рис.1 Детская малица Рис.2 Одежда ненецкого мужчины

Рис.3 Одежда ненецкого мужчины Рис.4 Одежда ненецкого мужчины

Рис.5 Литература о ненецкой одежде Рис.6 Литература о ненецкой одежде

Приложение 2

Рис.7 Панно ненецкая одежда Рис.8 Мастерица СПК «Харп»

Рис.9 Инструменты для шитья малиц Рис.10 Инструменты для обработки шкур

Рис.11 Мастерицы дома ремесел «Тэмбэйко» Рис.12 Инструменты для обработки шкур

Приложение 3

Рис.13 Жилка для шитья шкур Рис.14 Инструменты для обработки шкур

Рис.15 Инструменты для обработки шкур Рис.16 Ненецкая одежда- малица

Рис.17 Работы ненецких мастериц Рис.18 Работы ненецких мастериц

Приложение 4

Рис.19 Кочующие оленеводы Рис.20 Кочующие оленеводы

Рис.21Кочующие оленеводы Рис.22 праздник оленеводов «Семянхат Мерета»

Рис.23 Автопробег «От Балтика до Арктики» Рис.24 Съёмка передачи «Поедем, поедим!»

Приложение 5

Рис.25 Акция «Свой среди своих» Рис.26 Одежда ненецкого мужчины

Рис.27 Одежда ненецкой женщины

Рис.28 Детская малица Рис.29 Неделя Моды в Москве

Просмотров работы: 248