Введение
Актуальность данной темы объяснима тем, что каждому гражданину необходимо знать историю своей Родины и того края, где он непосредственно проживает.
Цель исследования — показать на примере живших в нашем крае соотечественников, какой путь, какой образ жизни является достойным человека и гражданина своей страны.
Задачи для достижения этой цели:
— сбор письменных исторических источников
— исследование исторических фактов
— выявление главного направления в жизни наших славных соотечественников
— обобщение полученных результатов
Объектом внимания является история нашего края.
Предметом исследования является изменение неофициального названия Рублево - Успенского шоссе и соответствующего названию смысла от времен князей и царей до наших дней.
Теоретической и методологической основой исследования послужили летописи, жития святых, труды отечественных историков, философов, писателей.
При написании работы были использованы труды Митрополита Иоанна Снычева «Русская симфония», «Самодержавие духа», «Основы государственного устройства. Смирнова С.К. «Историческое описание Саввино - Сторожевского монастыря» и т.д.
При написании работы были использованы такие методы, как : анализ, проблемно- хронологический, метод периодизации и теоретического исследования.
Эпиграф: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие. Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь только перед одним настоящим» А.С. Пушкин.
В этом году наш класс особенно заинтересовался историей мест, где мы живем и учимся. Между нашими ребятами вышел спор - как правильно называется главная дорога, на которой находятся наши поселки, деревни и поселения. Рублевка? Рублево - Успенское шоссе? Почему Рублевка…от слова «рубль»? Наш учитель рассказал нам, что раньше эта дорога называлась «Царский путь». Я решила разобраться какова же история возникновения названия этой дороги, и какой смысл оно несет.
Наша малая Родина - Барвиха (по одним источникам от слова «бор», по другим от слова «обрывать»- один из способов обработки древесины)расположена на территории так называемой Рублевки. Это название этимологически связано с селом Рублево, название которого в свою очередь связано с изначальным родом деятельности его жителей — они рубили избы.
В сознании современного человека слово «Рублевка» уже никак не ассоциируется с этим достойным промыслом. Усилиями средств массовой информации это название приобрело значение, которое должно бы разделить людей на две части: на тех, кто живет в особняках за высокими заборами и кичится этим, и на тех, кто там не живет и завидует живущим. Но наш народ не так примитивен, и дух его возвышен. Поясним это, обратившись к истории мест, называемых теперь (неофициально) «Рублевка».
Сохранившееся с древних времен официальное название Рублевки – Рублево-Успенское шоссе – неоспоримо свидетельствует о том, что ставил народ во главу угла, когда эта дорога прокладывалась: это Бог и храм. В данном случае соборный храм в честь Успения Матери Божией в Звенигороде, дорога к которому из Москвы проходила через село Рублево.
У современной Рублевки в прежние времена тоже было свое неофициальное название — Царский Путь. По ней русские цари ездили на молитвенное поклонение и за советом в Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь. Преподобного Савву именовали «покровителем царей богоизбранных».
Хотя в письменных источниках Звенигород впервые упоминается в 1339 году, большинство историков считают, что он был основан как город-крепость уже в XII веке Юрием Долгоруким. А назван он так, поскольку звон колоколов многочисленных его церквей предупреждал об опасности жителей всей западной части Московского княжества. Потому гербом Звенигорода и является колокол.
В 1389 году после кончины своего отца, ныне причисленного к лику святых князя Димитрия Донского, Звенигород получил в свой удел князь Юрий Димитриевич. Его стараниями были возведены упомянутый выше Успенский собор и собор Рождества Пресвятой Богородицы (в память о победе отца на Куликовом поле в 1380г.) в Саввино-Сторожевском монастыре, основателя которого князь глубоко почитал и лично умолил оставить монастырь преподобного Сергия Радонежского, чтобы учредить в 1398г. монастырь вблизи своей столицы. Расписывать соборы князь пригласил еще малоизвестного тогда иконописца Андрея Рублева. На древних стенах до сих пор сохранились фрагменты его фресок. Среди них иконы мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых 18 августа отец князя- Димитрий получил от преподобного Сергия благословение на Куликовскую битву. В 1918 г. в Звенигороде были обнаружены 3 иконы деисисного чина, которые теперь можно видеть в Третьяковской галерее. Некоторые исследователи утверждают, что и находящуюся там же известную всему миру икону Святой Троицы Андрей Рублев писал в Звенигороде, и что все эти 4 иконы — принадлежность одного иконостаса, который, князь Юрий Дмитриевич, будучи крестником преп. Сергия, заказал для его обители, восстанавливая ее после очередного монгольского нашествия в 1408 г.
После смерти Юрия Димитриевича в 1434 году, Звенигород переходил от одного князя к другому, пока не стал вотчиной первого русского Царя, Иоанна IV Васильевича Грозного. Царь вместе с Царицей Анастасией (Романовной), а позже и его сын Царь Феодор с Царицей Ириной (Годуновой). Также и первый Царь рода Романовых - Михаил Феодорович и его отец- Патриарх Филарет часто бывали на молении в Саввино-Сторожевском монастыре. Тогда и стала дорога называться Царской.
Это название окончательно закрепилось при Царе Алексее Михайловиче, который сделал монастырь своей загородной резиденцией. Здесь были возведены царский дворец и палаты Государыни. Саввино- Сторожевский монастырь первым на Руси (прежде Киево-Печерского и Троице-Сергиева) получил статус Лавры.
Монастырское предание объясняет особое усердие Царя к монастырю чудесным заступничеством преподобного Саввы - в 1649 г. он явился Царю на охоте и спас его от лютого медведя.
Летописи хранят память о бесконечном множестве чудес от преп.Саввы. Одно из них записано со слов Максимилиана, герцога Лихтенбергского, сына пасынка Наполеона, приехавшего в 1839 г. в Россию на праздник, посвящённый годовщине Бородинской битвы и вместе с Императорской семьёй посетившего по завещанию своего отца монастырь преп. Саввы. Он рассказал, что когда в 1812 г. его отец- Евгений Богарне со своим 24-тысячным отрядом занял Саввино-Сторожевский монастырь и расположился на ночлег, ему явился сам преподобный и повелел не разорять обитель, пообещав взамен сохранить ему жизнь и здоровье до старости. Было сказано также, что потомки его будут жить в России. Богарне послушался старца и в отличие от всех остальных военачальников Наполеона ни разу не был ранен, пройдя множество сражений.
Герцог Максимилиан в том же 1839 г. женился на Великой Княжне Марии Николаевне, любимой дочери Государя Николая I. Поселились они в Санкт-Петербурге, где на Невском проспекте и сейчас можно видеть дворец герцогов Лихтенбергских.
К слову сказать, перевод жития преп. Саввы с церковно-славянского на светский язык составил А.С.Пушкин, который провел детство в Захарово и посещал эту славную обитель, а в зрелые годы написал о монастыре так:
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи
1822 г.
Все Цари и Царицы вплоть до последнего нашего Царя, святого страстотерпца Николая, совершали паломничества в монастырь к Савве Сторожевскому. И даже после свержения Царской власти путь этот в сознании народа долгое время оставался Царским.
Путь к Саввино-Сторожевскому монастырю… Царский Путь. Но ведь у этого словосочетания есть и другой, глубинный смысл. Царский путь — это путь служения Богу и России. Царский Путь — это не путь наслаждения и развлечения, не услаждение как теперь говорят «себя любимого». Это тяжелый, каждодневный, ежеминутный труд, конечная цель которого — привести свой народ в Царство Небесное, предстать в свое время пред Богом среди них и вслед за Пророком Исаией сказать: «Вот я и дети, которых Ты дал мне». Не случайно в народе бытует пословица: «Тяжела ты, шапка Мономаха» (из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»). Но Царь не был одинок на своем Царском Пути. Не только он, но и весь народ воспринимал русское царство как единый живой организм, каждый член которого имеет свое назначение и свою ответственность перед Богом и Его Помазанником, Царем. А Царь ответственен пред Богом не только за себя, но и за каждого своего подданного, ибо все они — его дети.
Счастливо то государство, каждый гражданин которого идет Царским Путем, путем служения Богу и Отечеству. Русь оказалась единственной православной державой, и на нее выпала нелегкая доля - обязанность быть светильником Христовой веры для всего мира, и удерживать человечество от сползания в царство тьмы, от самоуничтожения. Потому русские цари всегда были предметом вражды и неприязни со стороны любых других, не посвященных Богу сил, которым в 1917 г. путем интриг удалось свергнуть Боговенчанного Русского Царя.
Наш народ, забывший Бога и предавший Царя, был отдан в руки необузданного, дикого произвола. Настала Революция. Но Царь - мученик, для которого не было жертвы, которой он не смог бы принести для спасения России, который перед своей кончиной простил своих предателей и убийц, не забыл своего народа и вымолил ему прощение, вымолил прощение для России. Россия (которая тогда называлась СССР) во главе с бывшим семинаристом Иосифом Джугашвили – Сталиным спасла мир от фашистской чумы. Не случайно советские правители называли Великую Отечественную войну священной, не случайно бойцы Красной Армии пели:
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За Свет и Мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Год за годом, столетие за столетием собирал Царский Путь в свои окрестности неординарных людей. Долгие годы в окрестностях Рублево- Успенского шоссе были загородные дома российской интеллигенции. В 1918 году для Иосифа Сталина была построена дача. Позже поблизости расположились дома членов ЦК КПСС, образовались поселки для видных деятелей науки и искусства, было построено много здравниц и правительственных дач для министров, других государственных служащих, ученых, художников, писателей, врачей. Эти люди пользовались привилегиями, но перед рядовыми гражданами не превозносились, а главным смыслом их жизни было служении Родине. Этим они духовно причастны Царскому Пути
В 90-е годы прошлого века к власти пришли люди, не имеющие понятия о любви к Родине, о чести и долге, о служении и самоотверженности. Жить на Рублевском шоссе – стало способом продемонстрировать свое неправедно добытое богатство. Эта благословенная земля была осквернена безвкусными, вычурными строениями, огромными заборами, рекламой потребительского образа жизни, противного русскому духу. И Царский Путь стал называться словом «Рублевка».
«Рублевка»….. Она ассоциируется с не честно нажитым богатством и дурным вкусом, с высокомерием и ханжеством. С другой стороны люди помнят большое количество достойных сынов Отечества, которые жили и трудились в этих удивительных местах. Отсюда и неоднозначное отношение людей. История Рублево - Успенского шоссе, начавшаяся 700 лет тому назад, в 90-е совершила крутой вираж.
Но по милости Своей Господь не попустил окончательной гибели нашей Родины. Господь дал России достойного ее правителя. Россия ныне, как и прежде, хранительница Православия, оплот мира и правды на Земле. Тот, кто служит России, тот и составляет истинный русский народ, идет Царским Путем и входит вместе со своими славными предшественниками в Вечность. В последнее время мы обращаемся к нашим истокам, к мудрости предков. Каждый из нас — независимо, живет ли за рублевским забором или вне его — может встать на объединяющий отдельных людей в народ Царский Путь служения России. Каждый должен сделать свой выбор сам. Нам не помогут современные СМИ. Поможет лишь пример истинных сынов Отечества, наш славный Пушкин, который зовет:
«Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
И наш Суворов: «Мы — русские! Какой восторг!»
А на Рублево – Успенском шоссе среди всякой мусорной рекламы появился чистый белый плакат: «Русскими не рождаются. Русскими становятся». И так же, как и много веков назад над нашими вековыми рублевскими лесами звучит благовест, зовущий русских людей встать на Царский Путь.
Заключение
В данном теоретическом исследовании была рассмотрена хронология появления Рублево- Успенского шоссе. Выявлены исторические и социально- культурные закономерности, позволяющие называть эту дорогу «Царский путь». Обращено пристальное внимание на морально - духовную ценность этого названия.
Выводы.
В современном обществе наблюдается утрата национальной идентичности. Необходимо воспитание гражданственности, которая должна проявляться в любви к Отечеству. Важно обратить внимание на то, какой истинный смысл несут, возвращаемые сейчас исторические названия, понятия, имена, утерянные ранее.
Итоги данной работы показывают яркий пример того, какой глубокий смысл несут исконные, исторически верные названия. Насколько важен их смысл для современных граждан, любящих свою Родину.
Список используемой литературы
Митрополит Иоанн Русская Симфония. Санкт- Петербург,2013 г.
СмирновС.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 200 7г.
Георгий Блюмин. Царская дорога. Историческое путешествие по Рублевскому, Можайскому, Минскому, Ново – Рижскому шоссе. Центрполиграф, 2012 г.