По следам леопарда

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам леопарда

Салбиева А.К. 1
1МБОУ СОШ 46 имени И.М.Дзусова
Битиева Е.В. 1
1МБОУ СОШ 46 имени И.М.Дзусова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я родилась в Северной Осетии. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же, неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. 

Маленькая Швейцария- так называют Осетию. Край величавых гор. При взгляде сверху мы словно видим вокруг себя море, покрытое огромными зелеными окаменевшими волнами. Наша республика занимает на карте не так уж и много места, но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Северная Осетия – Алания стала родиной для людей разных национальностей. С давних пор в Осетии живут представители многих народов— русские и украинцы, армяне и грузины, азербайджанцы и греки, евреи и татары, немцы и поляки. И никто из моих подруг никогда не спрашивает, кто какой национальности. Мы живем рядом, дружим и гордимся нашей маленькой республикой.

Как и у всех субъектов Российской Федерации, в нашей республике есть флаг, гимн и герб. Мы изучали их на уроках в школе. Мы видим символику Осетии на улице. И я знаю, что флаг Осетии состоит из трех цветов: белого, красного, жёлтого. В геральдике белый цвет является символом моральной чистоты, красный — воинской доблести, жёлтый — изобилия, богатства. Использование этих цветов также уходит в скифо-аланскую историю к трёхфункциональности общества: жрецы, воины и земледельцы. Характерной особенностью скифского жреческого костюма был белый головной убор. Красные атрибуты одежды были присущи воинам. Жёлтый цвет, символизирующий зерно, золото, означает земледелие и богатство.

Герб Осетии имеет круглую форму. Щит окрашен в червленый цвет, который символизирует государственную власть, мужество, героизм, готовность стоять на страже рубежей республики.

Силуэт горных цепей – символ ландшафта Осетии.

Барс, олицетворяет твёрдость намерений и отвагу. Он одинаково красив и опасен, хитёр и отважен.

Золотой цвет говорит о величии, уважении окружающих и изобилии.

Автор герба – художник Мурат Джигкаев.

Вершины гор и солнце золотое,
Шум звонких рек и старые дома…
Всё самое любимое, родное
Живёт в тебе, Осетия моя!
Мы дети гор, земля твоя нам свята,
Мы всем своим обычаям верны.
Ты красотою сказочной объята,
В Осетии сбываются мечты!
Мы любим младших, старших уважаем,
Горды за юношей и знаем, что они
Гордятся нами… даже там, за краем,
Где все чужие, только не свои…
Живёшь в душе ты каждого из нас,
Мы все едины, пока сердце бьётся
И не сдаётся Осетинский барс…
И Осетин, сын горца не сдаётся!

Цели проекта:

Я решила узнать побольше о:

Символике Осетии;

Об истории создания флага и герба РСО – Алании;

О том, кто изображен на нашем гербе;

Об истории исчезновения барса в нашей республике;

О попытках восстановления его численности в кавказском регионе

Методы:

Для этого мне пришлось:

Побеседовать с учителем истории;

Взять интервью у (Мадины)

Посмотреть фильм об истории переднеазиатского леопарда в Осетии.

Сделать рисунки ирбиса и переднеазиатского барса;

Изготовить куклу «Барс»;

Провести опрос среди детей и родителей

В ходе работы я выдвинула гипотезу: возможно, со временем барс будет не только изображением на гербе Осетии, но мы и наши потомки смогут встретить его представителей в дикой природе Северного Кавказа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

. Символика Северной Осетии.

Ге́рб Респу́блики Се́верная Осе́тия ˗Ала́ния  наряду с флагом и гимном один из государственных символов Республики Северная Осетия — Алания. Принят Парламентом Республики 24 ноября 1994 года. Автор рисунка герба — Мурат Джигкаев. На основе данного герба создан государственный герб Республики Южная Осетия, принятый в 1998 году.

Государственный герб Республики Северная Осетия — Алания связан с геральдическим знаком эпохи общественного государственного единства, и представляет собой круглый геральдический щит в червлёном (красном) поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс; позади него семь серебряных гор (одна, три и три).

В цветном изображении Государственного герба Республики Северная Осетия — Алания щит червлёный (красный), барс — золотой с чёрными пятнами, земля — золотая, горы — серебряные.

Согласно официальному толкованию, кавказский барс на фоне гор — историческая эмблема Осетии, которая в средние века являлась гербом осетинского государства. Круглая («восточная») форма щита является традиционной для Осетии. Червлёное поле щита олицетворяет право, силу, мужество. Золотой цвет символизирует верховенство, величие и уважение. Золотой барс — исторический символ осетинской государственности и твёрдой власти. Серебряные горы — символ Мировой Горы с восемью вершинами (древнейшая модель мира у предков осетин и других индоевропейских народов). Одна вершина на верхнем уровне — божественный абсолют, верховная власть, три вершины на среднем уровне — мир людей, три социальных функции индоевропейцев, четыре вершины на нижнем уровне — стороны света, географические пределы страны. Серебряный цвет означает чистоту, мудрость, радость.

24 ноября 1994 года Парламентом был утверждён и принят Закон № 521 о гербе республики. Эскиз государственной символики исполнил Мурат Джигкаев. Прообразом герба является рисунок «Знамя Осетии», созданный Вахушти Багратиони в 1735 году: на красном полотнище изображён переднеазиатский леопард (кавказский барс) на фоне голубых гор. Отождествление рисунка со снежным барсом (ирбисом) считается ошибочным, поскольку Кавказ не является ареалом обитания данного хищника, однако переднеазиатский леопард может быть очень похожим на него внешне (в зависимости от окраски).

1.2. Ареал обитания переднеазиатского леопарда.

До XIX века леопард был широко распространён на территории Кавказа, однако из-за усиленного истребления в конце XIX — начале XX веков его численность серьёзно сократилась, в ряде мест он исчез полностью. Кавказ являлся охотничьими угодьями императорской семьи в России. Сохранились фотографии Александра третьего на охоте на Кавказе. Основными причинами сокращения численности были прямое истребление, истощение кормовой базы и исчезновение мест обитания. Исследование, проведённое в 2004—2005 гг. показало, что общая численность леопарда в этом регионе составляет всего несколько десятков особей. Так, в Азербайджане обитает всего 10-13 животных, в Армении — 10-13, в Грузии — менее 5, в России — 10-15. В России леопард сохранился лишь в труднодоступных районах Дагестана. Ареал его сильно рассечен, и популяция поддерживается во многом за счёт притока особей из Северного Ирана.

 

1.3. Леопард в иконографии Кавказа.

Изображения леопарда известны на Кавказе с глубокой древности. Уже в материалах майкопской археологической культуры эпохи ранней бронзы, датирующихся IV–III тысячелетием до н.э., на известном серебряном сосуде изображён «шагаюший» леопард. Одна из последних находок майкопских артефактов с изображением барса — керамический сосуд, был найден в окрестностях с. Сунжа РСО-Алания археологом, заведующим отделом археологии Национального музея РСО-Алания П.К. Козаевым.

Известен леопард (осетинское — «фаранк») и в фольклоре осетин, пословицах, поговорках. В осетинском нартовском эпосе этот смелый и сильный хищник связывается с образом «стального» нарта Батраза.

Наконец, вспомним и сцену с ярко описанной схваткой главного героя знаменитой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» с леопардом. Сцене, по всей видимости, навеянной великому поэту грузинским фольклором и литературой.

Широко представлен леопард и в материалах кобанской археологической культуры Кавказа эпохи поздней бронзы — раннего железа. Отметим, что для древнекобанских племён образ кавказского барса имел мифологический или геральдический смысл, так как преимущественно представлен на парадно-боевых бронзовых топорах и бронзовых поясах.

Бронзовый топор с изображениями леопардов на корпусе был нами найден при раскопках Эльхотовского могильника кобанской культуры в 2000 году. Памятник относится к северной группе центрального варианта кобанской культуры и датируется по совокупности погребальных комплексов IX- началом VII вв. до н.э. Несмотря на известную стилизацию изображений, присущую кобанскому искусству, по ряду характерных признаков (форма ушей, хвоста, наличие гравированных точек на туловище, передающих пятна на шкуре животного) ясно, что на топоре изображён переднеазиатский кавказский леопард.

Воинское погребение №45, где найден топор, сопровождалось весьма интересным и разнообразным погребальным инвентарём, что свидетельствует о его принадлежности не рядовому члену древнекобанского общества. Топор сочетает зооморфные и геометрические гравированные изображения. Имеет вытянутые изящные очертания. Боковые стороны корпуса и частично лезвие украшены одинаковыми стилизованными изображениями барса с длинным изогнутым хвостом. Голова животного обёрнута назад, пасть открыта, глаз несоразмерно большой относительно общего размера головы. Над головой животного находится гравированное солярное изображение, концы которого оформлены в виде треугольников («мальтийский крест»). Поверхность тела животного покрыта чеканными точками, что на наш взгляд является передачей пятен шкуры леопарда. На нижней передней части спинки и на «брюшке» топора, ближе к втулке, имеются также по два гравированных круга.

Наибольшее количество предметов с изображением кавказского барса в памятниках кобанской культуры нам известно из материалов Тлийского могильника (раскопки — Б.В. Техова) — 8 известных нам случаев. Это топоры из погребений 50 и 52, относящихся к 3 типу по классификации Б.В.Техова, 432 и 342 (2 тип по его классификации) и 4 топора из погребений 223, 233, 271 и 347, отнесённых Б.В. Теховым к 1 типу.

Близкие эльхотовскому топоры с прямым корпусом, молоточковидным обушком и тремя рёбрами на корпусе отнесены д.и.н. В.И. Козенковой ко второму типу по её классификации и датируются ею VIII–VII вв. до н.э.

Наряду с бронзовым топором в погребении №45 находились: крупная керамическая корчага, керамическая кружка, каменный оселок из чёрного сланца с отверстием, железный нож, кремень, бронзовые застёжки, ворворка (ограничитель ремня), обоюдоострый клинок бронзового кинжала с сужением в средней части лезвия, бронзовые наконечники стрел.

Таким образом, погребение №45 Эльхотовского могильника кобанской культуры, которое датируется по погребальному инвентарю в рамках конца IX–середины VIII в. до н.э., принадлежало далеко не рядовому члену древнего общества. Барс на топоре из этого погребения изображён не в сочетании с другими животными или природными объектами, а снабжён солярными, сакральными символами — стилизованный «мальтийский крест» над головой зверя и круги на передней части обуха.

Это обстоятельство позволяет нам отнести изображение к мифологическим или геральдическим знакам. Важное значение для нашей темы имеют также два элемента, присутствующие на эльхотовском топоре. Первый — динамичная поза животного — «шагающий барс», второй — раскрытая пасть животного. Эти признаки считаются классическими для геральдических символов.

Для правомерности этого суждения рассмотрим вопрос о наличии на рассматриваемой территории (Осетии-Алании) графических мифологем или геральдических изображений с этим кошачьим хищником. Как показал анализ исторической литературы, подобные случаи имеют место.

При раскопках средневекового Змейского аланского катакомбного могильника в 1957 г. в одном из погребений были обнаружены детали луки седла (позолоченная бронза) с изображением барса в динамичной позе. Захоронение, с которым найдено это изображение, принадлежало к высшему социальному слою населения, оставившего Змейский могильник, что может свидетельствовать об определённых предпочтениях в символике его представителей.

Примечательно, что и новые недавние археологические изыскания на аланском катакомбном могильнике у ст. Змейская (раскопки — М.А. Бакушева), расположенном в непосредственной близости от Эльхотовского могильника, дали, в том числе, и новые изображения барсов (на позолоченных застёжках одежды).

В более позднее время изображение барса присутствует на позднесредневековом гербе Осетии, известном по историческому труду грузинского царевича Вахушти.

Отметим также такую важную деталь, сближающую средневековый герб алан-осетин и рассматриваемое изображение на топоре — и в первом и во втором случае животное не только изображено в движении «крадущийся барс», но и движется справа налево. Приводим цитату из работы В.С. Уарзиати «Средневековый герб алан-осетин», так как она точно отражает главные элементы нашего «эльхотовского барса». «Хищник изображён движущимся справа налево, если смотреть от зрителя. Голова его развёрнута в нашу сторону, о чём свидетельствует значительное расстояние между ушами».

Приведём цитату из исследования А. Лакиера, на которую указал В.С. Уарзиати, рассматривая средневековый герб осетин. «Самые любимые животные по символическому их значению в гербах — лев и леопард. Первый — есть представитель силы, мужества и великодушия, а второй — храбрости и отваги». В.С. Уарзиати приводит и цветовое описание средневекового герба, также важное для нашего исследования: — «На пурпурно-красном полотнище, которое от времени или из-за качества красителя стало розовым, изображён крадущийся барс. Серебристо-белая шерсть его, за исключением ...живота, усеяна чёрными точками. Таким образом, средневековый художник не только создал эффект пятнистой шкуры реального животного, но и одновременно добился геральдического символизма горностаевого меха. Непреодолимая стена островерхих гор выполнена тёмно-голубой краской».

По мнению исследователя, верхушки гор, выполненные тёмно-голубой краской, символизируют верхний мир — небесность («арвгъуыз... — цвет неба»), а всё изображение на гербе построено по схеме трёхсферной модели космоса. В нашем случае, на наш взгляд, наблюдается аналогичная вертикаль, но «верх», «небесность» обозначена через солярный знак над головой «эльхотовского барса». Добавим, что, как и на гербе, на нашем бронзовом топоре леопард передан в движении справа налево.

Наконец, близкий иконографический образ — фриз, составленный из изображений «крадущихся» барсов, имеется на средневековой осетинской-аланской реликвии — перначе из святилища Реком, который, согласно преданию, принадлежал легендарному Ос-Багатару.

К этому ряду северокавказских изображений можно добавить и рельеф с леопардом из селения Кубачи в Дагестане. Примечательно, что поза, в которой передано животное, здесь практически аналогично изображению барса на средневековом осетинском гербе.

Остаётся добавить, что близкий рисунок был нанесён в конце IX–середине VIII в. до н.э. рукой умелого «кобанского» художника-гравёра на топор весьма не рядового воина, возможно, одного из вождей древнего общества, оставившего Эльхотовский могильник кобанской культуры.

Приведённые выше данные свидетельствуют, на наш взгляд, об устойчивом бытовании образа барса-леопарда в материальной культуре древних и средневековых племён Северного и Центрального Кавказа, связанном, вероятно, с существованием у населения рассматриваемого региона соответствующих мифологических или идеологических образов, отражённых в материальной культуре.

Программа восстановления переднеазиатского леопарда.

Восстановление леопарда на Кавказе — проект по созданию в России на территории СеверногоКавказа жизнеспособнойпопуляции переднеазиатского леопарда, утверждённый МПР России в 2006 году. Согласно итоговому плану, на российском Кавказе в Краснодарском крае, Адыгее, Осетии и Дагестане будут сформированы пять очагов выпуска леопарда. Их свяжут их в единый эко-коридор для того чтобы популяция этих хищников со временем успешно самовоспроизводилась.

Российская Академия Наук совместно с WWF России разработала программу восстановления (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе. В 2007 году для её реализации было подписано соглашение между Росприроднадзором, Сочинским национальным парком, Кавказским заповедником, Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН и WWF России. В рамках программы предполагается формирование репродуктивных пар среди здоровых и генетически полноценных особей переднеазиатского леопарда, содержащихся в зоопарках, получение от них на базе Сочинского нацпарка здорового потомства, адаптация его для самостоятельной жизни в условиях дикой природы и выпуск молодых леопардов на подготовленные участки Кавказского заповедника.

Выбор Кавказского заповедника как площадки для выпуска леопардов в природу обусловлен наличием хорошо сохранившихся экосистем, обильной кормовой базой, а также большой заповедной территорией, состоящей из Сочинского национального парка, Кавказского заповедника, а также пограничного Рицинского национального парка в Абхазии. Общая площадь охраняемой территории превышает 500 тыс. га.

С 2007 года продолжается строительство Центра разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда

В сентябре 2009 года в Центр разведения и реабилитации были привезены два леопарда-самца из Туркменистана

В апреле 2010 года в Центр были доставлены две самки из Ирана

В октябре 2012 года из Лиссабонского зоопарка в Центр была привезена сформировавшаяся пара леопардов.

В июле 2013 года у пары леопардов, привезённых из Португалии, родилось двое котят.

В августе 2013 года у пары, сформированной самцом из Туркмении и самкой из Ирана, родились ещё двое котят. Однако это была первая беременность у самки, и она отказалась от одного из детёнышей. Его вырастят работники Центра, и он будет использован для дальнейшего получения потомства.

В ноябре 2014 года живущие в Сочинском национальном парке леопарды в третий раз дали потомство.

Летом 2016 года в Центре восстановления леопарда на Кавказе родились ещё шесть малышей. Таким образом, всего - начиная с 2013 года - в Центре родились 14 котят

Планировалось, что первый выпуск леопардов в дикую природу произойдет весной 2015 года: во избежание близкородственного скрещивания в природу будет выпущено по одному детёнышу из каждого помёта. Оставшиеся будут отправлены в зоопарки для разведения.

Реинтродукция леопардов.

Первый выпуск трёх переднеазиатских леопардов (самцы Ахун и Килли и самка Виктория) в дикую природу Кавказа состоялся 15 июля 2016 года. Животные прошли специальную подготовку к самостоятельной жизни в природе и достигли половой зрелости. На них были надеты спутниковые ошейники, которые позволяют получать оперативную информацию об их местонахождении с высокой точностью.

В выпуске первых леопардов в природу приняли участие заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов, руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров и директор Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин, который сказал:

«Мы подошли к очень важному этапу программы – выпуску первых животных в природу, однако нам предстоит сделать еще многое. Для того чтобы популяция была устойчивой, то есть способной к самовоспроизводству, в регионе должно обитать не менее 50 половозрелых особей».

В июле 2018 года в национальном парке “Алания” в Северной Осетии состоялся выпуск двух переднеазиатских леопардов – самки по кличке Волна и самца Эльбруса. Миссия Волны и Эльбруса – сформировать группу, которая расселится по Кавказу. Высокогорный заповедник станет новой зоной восстановления популяции переднеазиатских леопардов. Трижды на эту территорию со стороны Ирана заходили хищные кошки и попадали в камеры видеонаблюдения Зарамагской ГЭС и пограничников.
Самец покинул территорию нашей республики, а Волна осталась.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мы с ребятами в классе посмотрели фильм о переднеазиатском леопарде, узнали о том, что Северная Осетия приняла участие в реинтродукции популяции этого животного.

Потом подготовили доклады об этом животном. Провели конкурс рисунков. На уроках технологии сделали кукол, изображающих леопардов.

Я нарисовала настольную игру о восстановлении численности леопарда.

Я провела опрос не только среди учеников начальной школы, но и среди родителей и познакомила их с программой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы я подтвердила гипотезу: со временем барс будет не только изображением на гербе Осетии, но мы и наши потомки смогут встретить его представителей в дикой природе Северного Кавказа.

И сделала следующие выводы:

В исчезновении леопарда виноваты люди. Мы – часть природы и должны заботиться о ней. Человек может и должен восстанавливать виды животных и растений, исчезающих по его вине.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ж.Дюмезиль- Скифы и нарты / Сокр. пер. с фр. А. З. Алмазовой. — М.: Наука, 1990. — 231 с.

А.П.Корзун- «Удивительные животные планеты»-2002 г.-334 с.

М. Ю. Лермонтова- «Мцыри» Литература 8 класс

Соколов В. Е. Редкие и исчезающие животные. Млекопитающие : Справ. пособие. — М. : Высшая школа, 1986. — С. 519. — 519 с., [24] л. ил. — 100 000 экз.

Дэвид Элдертон- Энциклопедия детская «Все обитатели нашей планеты» Москва Эксмо 2017 г.- 448 стр

Интернет-источники

1. http://leopard.ru/

2. https://wwf.ru/species/peredneaziatskiy-leopard/peredneaziatskiy-

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восстановление_леопарда_на_Кавказе

Научные и документальные фильмы

1. «Жизнь переднеазиатского леопарда в России» (WWF России при поддержке Фонда президентских грантов подготовил анимационные фильмы о переднеазиатском леопарде)

2. «Возвращение барсов в Осетию» (Институт проблем экологии и эволюции) им.А.Н Северцова РАН

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.

Фотографии

МОЙ КРАСИВЫЙ ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ

Площадь памятнику И.А Плиеву

Набережная реки Терек

Символы Осетии

Герб Северной Осетии

Флаг Северной Осетии

Барс на мосту

Трамвай леопардовой раскраски

Приложение №2

Анкетирование

Проведение анкетирования

Вопросы анкеты:

1.Кто изображён на гербе РСО-А?

2.Есть ли эти животные в природе сейчас?

3.Сколько этих животных было выпущено в Северной Осетии?

4.Что собираются делать в этом направлении в ближайшем будущем?

Результаты анкетирования;

На первый вопрос ответили: «БАРС, СНЕЖНЫЙ БАРС И ИРБИС» ответили 36 человек,15 человек ответили «ПЕРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ЛЕОПАРД»

На второй вопрос ответили: большинство ответили « Да» и только 4человека ответили «Нет»

На третьий вопрос ответили: «ПРАВИЛЬНО» ответили 32 человека, другие 19 человек с ответом «НЕЗНАЮ»

На четвёртый вопрос ответили: «ПРАВИЛЬНО» ответили 40 человек,

11 человек ответили «НЕЗНАЮ»

Просмотров работы: 50