Мы родом не из детства - из войны

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мы родом не из детства - из войны

Боровских В.А. 1
1МБОУ "СОШ № 14"
Басырова И.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 14"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В 2020 году исполнится 75 лет со дня Победы. Великая Отечественная война принесла огромные потери. Погибло около 26,6 миллионов человек, из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети.

В последнее время «дети войны» как поколение становятся объектом все большего внимания со стороны исследователей Великой Отечественной войны. Сейчас они все чаще выступают как последние свидетели, которые еще могут описать свое военное детство в воспоминаниях, интервью и рассказах. Рассказы «детей войны» о своем «негероическом» опыте на протяжении десятилетий не брались во внимание при изучении войны. Однако сейчас устные истории могут помочь восстановить картину жизни людей в тылу. Они очень ценны для понимания современной молодёжью военной повседневности, семейного быта.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Моей прабабушке, Боровских Елизавете Алексеевне было 11 лет, когда началась война. Она рассказывала, что многие подростки в годы Великой Отечественной войны работали на заводе и выполняли очень тяжёлую работу взрослых. В нашей стране более 10 с половиной миллионов человек, чьё детство пришлось на грозное военное лихолетье. Дети войны - те, кто родились с 1938 по 1945 год и пережили трудные военные годы.

Ученики нашей школы знают, что существует такая группа людей - дети войны. Но очень мало знают о военном детстве. Проблема в том, что детей войны с каждым годом становится всё меньше, потому что им сейчас уже более 75 лет. Нас заинтересовала эта тема, потому что в нашем городе много людей, которые в суровые военные годы были детьми. Пока живы дети войны, ещё есть возможность узнать, каким было их военное детство и рассказать современным подросткам.

Тема исследования: мы родом не из детства – из войны.

Объект исследования: верхнетуринцы, которые в годы Великой Отечественной войны были детьми.

Предмет исследования: влияние войны на жизнь детей.

Цель исследования: выяснить, как Великая Отечественная война изменила жизнь детей в Верхней Туре.

Гипотеза: если Великая Отечественная война изменила жизнь детей в Верхней Туре, то мы найдем отражение этого влияния в деятельности подростков, в их воспоминаниях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить архивные материалы, литературу и интернет ресурсы.

Найти верхнетуринцев, которые в годы Великой Отечественной войны были детьми, взять интервью.

Познакомиться с деятельностью общественной организации «Дети войны».

Проанализировать источники сведений для выявления влияния Великой Отечественной войны на жизнь детей в Верхней Туре.

Подвести итоги исследования.

Ознакомить учащихся школы с результатами исследования.

В данной работе были применены следующие методы исследования:

Анализ: для систематизации и структуризации материала, полученного из воспоминаний

Эмпирические: беседа, анкетирование.

Опрос и изучение фотоматериалов.

Интервью.

Историко-сравнительный: для выявления особенностей жизни детей в тылу и в оккупации.

Степень изученности темы:

Изучением быта населения в период ВОВ занимались такие ученые, как Е.Ю. Волкова, М.В. Гонцова, Ю.А. Поляков, Н.Л. Пушкарева и др.

Детскую повседневность в годы ВОВ исследовали Агеева В.А., Базаранкцаева Е.В., Волкова Е.Ю., Журавлев С.В., Котов С.Д., Куманев В.А., Селиванов В.Н, Скрябина Е.О.

Новизна в том, что в исследовании собраны воспоминания людей, переживших тяжёлое военное время. Практическая значимость исследования заключается в создании презентации, встречи членов организации «Дети войны» с учениками школы.

При сборе информации нами фиксировались воспоминания жителей города, имеющих статус «дети войны», в возрасте от 80 лет, проживающих на территории города Верхняя Тура Свердловской области. Анализируемые интервью с «детьми войны» проводились в 2019году. Рассказы большинства детей о войне — это, как правило, эмоциональное повествование об одном или нескольких наиболее ярких событиях прошлого, которые остались в памяти рассказчиков на долгие годы. Главным критерием был возраст, в котором они пережили войну, а именно 3-12 лет.

1 С началом войны изменилась жизнь

1.1 Война началась

На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа с фашисткой Германией, которая продолжалась 1418 дней и ночей.

В полдень первого дня войны выступил с обращением к народу первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов. Призвав советских людей дать решительный отпор врагу, он выразил уверенность в том, что страна отстоит свою свободу и независимость. Свое выступление Молотов закончил словами, которые стали программной установкой на все годы войны: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами".1

В этот же день было объявлено о всеобщей мобилизации, введено военное положение в западных районах страны, были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. Для руководства ими 23 июня была создана Ставка Главного командования, в состав которой вошли И. В. Сталин, В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Б. М. Шапошников и Г. К. Жуков. Верховным Главнокомандующим был назначен И. В. Сталин.

1.2 Как изменилась жизнь в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны жизнь людей кардинально изменилась. Когда началась война, закончилось босоногое озорное детство. Началась взрослая жизнь, полная лишений, испытаний голодом, холодом и непосильным трудом. В сердцах людей поселились горе и печаль. Не стало радости и веселья, смеха и шуток.

Мужчины уходили на фронт, а женщины и подростки работали вместо них на заводе. В заводских цехах женщины и подростки работали с утра до ночи, выполняли трудную работу, независимо от возраста. Вознаграждением служили сутки отдыха и "коммерческий" обед, куда входили: суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба, но это было большой редкостью. 18 июля 1941 года норма составляла 800 граммов хлеба, но уже в сентябре нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам — по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов. С весны до осени искали пропитание в лесу, в поле. Выкапывали съедобные корни, добывали берёзовый сок, почки, листья. В поле собирали гнилую картошку и пекли из неё лепёшки, часто без соли. С одеждой положение было тоже трудное. Донашивали то, что имели. Самые яркие детские воспоминания Валентины Павловны Терех – как собирали на полях мерзлую картошку. А потом пекли из нее лепешки. Весной и летом добавляли в них крапиву и лебеду. Вкус тех военных оладушек Валентина Павловна помнит всю жизнь2. Так тогда жили практически все без исключения.

2 Место взрослых заняли дети

2.1 Работа на заводе

Дети оказывали огромную помощь государству и фронту. Лично участвовали в боевых действиях и даже становились Героями СССР. Они были известны как пионеры-герои. В тылу дети работали вместо отцов, которые ушли на фронт.

Детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. С 1941 по 1945 и в первые послевоенные годы на свердловских предприятиях, трудились тысячи школьников. Большинству было 14- 16 лет, но встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет. Подростки не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Но из-за нехватки рабочих рук подростков ставили к станкам. Многие были слабыми из-за недоедания и тяжелых условий работы. Но, кроме них, работать было некому.

Мы дети военной годины,

С раннего детства стали взрослеть.

Со взрослыми были едины,

В труде чтоб фашизм одолеть.

Вставая на ящики, доски,

Забыв закусить впопыхах,

Точили снаряды подростки,

Ковали Победу в цехах.

(Горбунов Александр Дмитриевич, верхнетуринец)

В годы Великой Отечественной войны дети работали и на Верхнетуринском машиностроительном заводе. Работали в две смены по 12 часов. В начале войны имели по одному выходному дню в месяц, но иногда работали совсем без выходных. Были случаи, когда рабочие не уходили домой, по несколько дней оставались на заводе, ночуя в горячих цехах у печей.

Апполинария Анатольевна Орлова, которой в 1941 году было 14 лет, стала рабочей 14 цеха. «Скидок на возраст никто не делал. В бригаде было четыре человека – по двое в смену заступали. Норма – 1000 деталей, а мы порой по 3000 делали. Тогда «Молнию» в цехе вывешивали с нашими показателями, красный флажок на станок прикрепляли. Не было большей радости».[11]

Г.Н. Потапов вспоминает: «Моя мама в 12 лет пришла на завод и «выревела» у мастера цеха право работать, наравне со взрослыми. Окончив три класса Горьковской школы, отправилась в Отдел кадров Верхнетуринского машиностроительного завода, проситься на работу. Высокая, но худенькая, пальцами можно перехватить – куда такую работницу пристроишь? Но взяли: и ящики снарядные сколачивала, и пояски медные зачищала, боясь хоть в чём-то отстать от взрослых. А после работы в цехе отправлялась вместе с соседками в лес, за дровами. И тащила, выбиваясь из сил, потому что знала: кроме неё запасти дров и истопить печь некому. Зато поучала девчонка полновесную рабочую пайку. Трудолюбия и терпения Александре было не занимать, взрослым коллегам зачастую приходилось останавливать трудовой порыв двенадцатилетней труженицы тыла».[14]

Много было малолетних тружеников тыла, не дотянувшихся, по малому росту, до станка. На ящиках и скамейках, с помощью «механической руки», устанавливающей в станки тяжёлые заготовки, выдавали они свои полторы – две нормы, приближая победу и свято веря в неё.

Есть на территории Верхнетуринского машиностроительного завода лестница, которую Верхнетуринцы именуют в просторечии «Генеральской». Построена была в XIX веке после приезда сюда видного, в генеральском звании, чиновника, попенявшего хозяевам на неудобство спуска к заводским цехам. Обычная лестница, в 29 ступенек. Но в годы войны рабочие, возвращаясь со смены домой, несколько раз останавливались на ней, чтобы перевести дух. Иначе не хватало сил.

В архивах военного времени есть приказ №237/к директора Верхне-Туринского завода от 26 апреля 1943 года о премировании учащихся, работающих в цехах завода, за выполнение задания ГКО отрезами диагонали ткани, носками, беретами, майками, босоножками и ботинками (Приложение 2)

В успехах советского фронта был огромный вклад детей и подростков, которые своим трудом завоевывали победу.

2.2 Работа на полях

Кроме работы на заводах, большинство детей отправляли в поля, где они помогали взрослым. В Верхней Туре в годы Великой Отечественной войны был совхоз Верхнетуринский. Одновременно с учёбой дети работали в совхозе. Старшие школьники всё лето и осень работали в совхозе с утра до ночи: пахали землю, высаживали овощи, пололи, собирали урожай, сами же и грузили его на подводы, заготавливали корма. Выращивали картофель, морковь, капусту, огурцы. Счастьем озарялись детские лица, когда выходило складно, как у взрослых. Ученики пятых классов после учёбы работали на базе по отборке картофеля и сборе лука. Работали с весны до осени на полях подсобного хозяйства в деревнях Боровая, Мостовая, Талица. По весне собирали картофельные срезки для посадки на полях.

2.3 Учёба в суровые военные дни

Несмотря на голод, холод, ужасные условия для жизни почти все дети не переставали ходить в школу, а даже наоборот, посещали её с радостью и старались никогда не пропускать.

В школе тоже были суровые условия: помещение отапливалось плохо, замерзали даже чернила. Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

Вспоминает Чуйкина А.А.: В школе было холодно. На перемене мы не бегали, все время прижимались к печке. Сидели в шапках и пальто. Чернила замерзали. Все время хотелось есть. Нам давали по 50 грамм хлеба с сахаром, и мы быстро его проглатывали». В школу ходили в чём придется. Чаще это была перешитая и заплатанная одежда. У кого в семье было более двух детей, тому выдавали вещи, присылаемые из Америки: платья, пальто. Поношенные были, но зато красивые. Учились без зимних и весенних каникул, так как надо было пройти программу.

2.4 Помощь детей фронту

Жители города охотно помогали фронту своими денежными сбережениями и теплыми вещами. Например, 3 февраля 1942 года было сдано: 82 полушубка, 50 меховых жилетов, 138 пар валенок, 500 пар меховых рукавиц, 247 шапок-ушанок и теплое белье. Дети тоже принимали активное участие и помогали, чем могли.

Ученики школы №7 Верхней Туры на покупку своего самолета за один день собрали около 15 тысяч рублей, а также золотые и серебряные изделия. Ученики школы им. Максима Горького собрали деньги на танк и получили благодарственное письмо за подписью И. Сталина.

Девочки и мальчики собирали зимние вещи, изготавливали подарки для воинов Советской Армии. Кроме продуктов питания и сладостей в посылки вкладывали с большим вкусом вышитые носовые платки и кисеты. В кисет вложена записка: «Совершив героический подвиг, сядь, товарищ, закури!».

Дети оказывали медицинским работникам помощь в обслуживании раненых, в организации их питания, раздачи подарков, организации концертов, чтении книг. Дети и подростки принимали активное участие в сборе металлолома для фронта, собирали средства на танковую колонну, помогали оборудовать здание госпиталя.

3 Дети войны в наши дни

3.1 Организация «Дети войны»

Дети войны являются сегодня пожилыми людьми. Но в нашей стране до сих пор этот статус не узаконен. На данный момент отсутствует точное законодательное определение, какая часть наших соотечественников попадает в эту категорию. Соответственно, их льготы не определены. Для защиты интересов граждан Российской Федерации, рожденных с 1928 по 1945 годы, в России была создана общественная организация «Дети войны».

Задача организациидобиться рассмотрения в Государственной Думе вопроса об установлении социального статуса «Дети войны» на федеральном уровне, дающего право на льготы, меры социальной поддержки и увеличении пенсии по старости.

28 августа 2012 года состоялась встреча верхнетуринцев с представителями областного отделения организации «Дети войны», на которой выступили председатель Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны» Р. Скоморохова, председатель Екатеринбургского отделения Ю. Закаменных и его заместитель Н. Малышева.

24 октября 2012 года в Верхней Туре прошло учредительное собрание по созданию местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны». Все собравшиеся единогласно проголосовали. На этом собрании М.Н. Чуйкина обозначила те проблемы, над которыми будет активно работать местное отделение «Дети войны».

В 2012 году в местном отделении организации «Дети войны» состояло 850 человек, в 2015 - 957 человек, в 2019 их осталось около 500.

Сегодня Верхнетуринцы – дети войны остаются энергичными, активными участниками жизни города, совместными делами стараются решать проблемы. Члены организации выходят на субботники совместно с представителями КПРФ, проводят акцию «Чистый город». 5 декабря 2018 года городским советом местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны» при поддержке местного отделения КПРФ был организован и проведён митинг в поддержку законопроекта КПРФ «О детях войны». Все вместе они выходят на демонстрации с лозунгами, защищая свои права (Приложение 4). Верхнетуринцы – дети войны встречаются со школьниками и рассказывают о своём военном детстве.

В Госдуму уже поступил законодательный проект, носящий название «О детях войны». В нем говорится, что к таким детям относятся люди, родившиеся позже 22.06.1928 года, но не позднее 03.09.1945 года. Обязательное условие — они должны были постоянно проживать на территории СССР. Исключение составляли лица, отбывавшие в Советском Союзе наказание.

В седьмой статье законопроекта предусмотрена социальная поддержка этих лиц. Это целый комплекс мер, в который входит выплата соответствующих пенсий и пособий, дополнительных денежных сумм. Предполагается сделать этим лицам бесплатный проезд, осуществлять ежегодную диспансеризацию, предоставлять преимущество при вступлении в различные кооперативы, товарищества, объединения. Они должны без очереди приниматься в специализированные дома-интернаты для престарелых, имеют право на получение социальной помощи на дому. По плану размер ежемесячной выплаты будет составлять тысячу рублей. Предполагается дальнейшая индексация.

На сегодняшний день Госдума пока не утвердила этот законопроект. Но в нашем городе в 2014 году были введены карточки, дающие возможность купить товары и получить услуги с 3% скидкой

3.2 Дети войны – верхнетуринцы вспоминают

Дети войны – те, кто родились с 1938 по 1945 год. Редко кто из них жил в полной семье, чаще их воспитывали матери и бабушки. Большинство из них видели своих отцов только на довоенных фотографиях, и лишь немногие счастливцы - вернувшихся с фронта.

Это они в 11-12 лет становились заводскими рабочими, встав к станкам на сколоченную из ящиков подставку – иначе не хватало роста. Это они на весенних полях выкапывали из грязи оттаявшую прошлогоднюю картошку. Они навсегда запомнили горький вкус военного хлеба и свой «иждивенческий паёк».

Они – последние свидетели Великой войны.

В моём городе на 2019 год проживают около 500 детей, переживших в Великую Отечественную войну, но раньше количество этих людей было больше, около 1000 человек.

Мы взяли интервью у трёх из этих людей. К сожалению, большинство болеет или уже не помнит то страшное время. Наше интервью состояло из таких вопросов:

Сколько вам было лет, когда началась Великая Отечественная война?

Сколько в семье было детей?

Отец ушёл на фронт или работал в тылу?

Чем вы занимались в годы войны?

Трудно ли было пережить это время?

Как обстояли дела с учёбой?

Самое яркое событие в эти годы, которое Вам запомнилось больше всего?

Как вы встретили День Победы?

Как вы считаете, были ли вы счастливым ребёнком?

К сожалению, какие-то моменты стёрлись и памяти, но воспоминания о военном детстве живы в сердцах детей войны - верхнетуринцев.

Куракин Валерий Петрович вспоминает: «Мне было 3 годика, когда началась война. В семье было 5 человек. Мой отец работал в тылу на Верхнетуринском машиностроительном заводе. Мы жили в Верхней Риге, там меня определили в садик, и я ходил в группу. Я в своём возрасте не ощущал, что это было тяжёлое время, но мы всегда жили впроголодь, потому что хлеба не хватало. Мама работала в столовых и иногда приносила какой-нибудь бульон. Ещё мы собирали с огорода капусту, которую позднее засаливали на зиму. И вот еда была в основном – картофель, капуста.

Когда я подрос, меня с 7 лет определили в школу, которая стояла за церковью. Я учился там 4 года. Учился не очень хорошо, но и не плохо: тройки, четвёрки, в основном, как и все мальчишки.

Я думаю, нам повезло с папой и мамой. Они так внимательно к нам относились. И во время войны, и после войны питание было – основное. Среди нашей семьи ни у кого не было дистрофии от голодания, но мы, мальчишки, ещё вдобавок бегали на поля собирать гнилую картошку, которую жарили на костре. Пяткой растопчем, и она такая поджаристая была, вкусная. Таким образом, мы утоляли голод.

Больше всего мне запомнилось то, что мы переехали на улицу Ленина, где меня определили в школу имени Максима Горького. Таким образом, я учился там с 5 по 7 класс. Директором школы была Нина Николаевна Широкова, которая преподавала русский язык и литературу. Она была очень внимательным педагогом. После семи классов, когда мне не было ещё 15 лет, я очень хотел попасть работать на завод. Просил папу, чтобы он взял меня в ремонтно – механический цех Верхнетуринского завода. Таким образом, я оказался на работе. Меня определили учеником токаря. После 3 месяцев обучения меня определили работать на станок самостоятельно. Я проработал на заводе с 1955 по 1958.

Как таковой День Победы я не запомнил, но помню то, что мы получали карточки на хлеб, и пока шёл до дома, отгрызал половину буханки, потому что хотелось кушать.

Мы, все мальчишки в улице собирались играть летом в футбол, в лапту, городки. После игры все такие чумазенькие, в пыли бежали на речку и купались там целый день. Таким образом, не ощущая голода, мы наслаждались купанием». [2]

Вспоминает военное детство Невольских Александра Васильевна: «Когда началась война, мне было 4 годика. В моей семье было трое детей. Папа ушёл на войну, его туда отравили.

В садик мы не ходили, жили, как беспризорники. Мама работала в колхозе, в деревне. В то время мы не замечали трудное это время или нет. Но сейчас я представляю – это что-то страшное, конечно. Всё время хотелось кушать. «Мама я есть хочу», – говорили мы, а она отвечала: «Ешьте меня с краю». Картошки садили много, два огорода, и хорошо, что корова была. Хлеба мы не знали, конфеты не знали. Плохо мы жили, страшное детство было.

Счастья никакого не было, были несчастливыми детьми, и мама, наверно, была с нами несчастлива. Детства не было. Ничего яркого не запомнилось.

9 мая мне было лет 9, но ничего не помню, только то, что убили папу на войне. Мама осталась с нами троими одна и поднимала нас. Всё было очень трудно.

После школы я закончила 7 классов и поступила в медицинское училище в Каменск – Уральске. По направлению приехали в Верхнюю Туру в 1954 году. Вот и стала тут работать».[3]

Вспоминает Шилинг Лидия Васильевна: «На начало Великой Отечественной войны мне было 6 лет. В семье было 7 детей. Отец работал на заводе, а мама была дома, но потом пошла работать в ясли. Мы сначала работали на огороде, потом нас отправили в школу, но работы не прекращались. Работали на поле, делали всё: убирали морковь, картофель.

Очень трудно было пережить это время, есть было нечего. Хорошо, что родители держали корову, питались молоком. Кушали крапиву, лебеду. Однажды кто – то принёс для коровы картофельные очистки, и мама решила их сварить. Мы их поели, после чего нам всем стало плохо. А мама бегала и плакала.

В школе не было бумаги, делали тетради из газет. У меня тётя работала в бухгалтерии. Она приносила бланки, на которых мы тоже писали. Учебники были, но только в школе и на несколько человек. В школе проходили мероприятия, мы выступали с концертами.

В такое тяжёлое время не было никакого счастья. Но у нас была очень дружная семья, работали все вместе, помогали друг другу. Родители уезжали на покос, а мы сообща носили воду с пруда. Мы до сих пор живём очень дружно.

Конечно, помню День Победы. Я узнала об этом по радио, восприняла всё с огромной радостью, со слезами на глазах. У нас ушёл дядюшка на фронт и не вернулся, а у деда забрали лошадь на фронт. Помню только эти случаи». [4]

3.3 Медаль «Дети войны

От войны пострадали практически все жители нашей страны. Но, наверное, больше всех беда коснулась тех, чье детство прошло в эти страшные годы. Сегодня они уже пожилые люди, но память о военных годах все так же жива. Для поощрения этой категории населения выпускаются различные наградные знаки. В их числе общественная медаль «Дети войны». Изготовителем медали является ТПП «Челзнак».

Медаль «Дети войны» не носит статус государственной либо ведомственной. Эта награда была учреждена в 2012 г. общественным фондом «Дети Великой Отечественной войны». Организация была основана в 1996 г. Медаль является общественной и служит для вручения гражданам РФ и стран СНГ, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянное проживавшим на территории СССР в годы ВОВ.

Описание наградного знака

Медаль выполнена из нейзильбера — металлического сплава желтоватого оттенка. Она имеет вид круга, по краю лицевой части которого проходит широкая полоса алого цвета. На ней желтыми буквами написано наименование награды: «ДЕТИ ВОЙНЫ». В центральной части — фигура ребенка, склонившегося над станком, производящим патроны. Внизу ленточка, имеющая георгиевскую расцветку, в середине которой — маленькая 5-конечная звездочка. Справа от ребенка — пшеничные колосья.

На обороте выгравировано несколько надписей. Основной является: до«Нам, детям войны, много горя досталось, победа наградой была», размещенная в 3 ряда. Ниже — годы ВОВ: «1941—1945». Еще ниже развевающаяся георгиевская ленточка со звездочкой посередине.

Медаль крепится к колодке 5-угольного вида, обтянутой георгиевской ленточкой. К одежде награда пристегивается с помощью булавки, предусмотренной на обратной стороне колодки. Чтобы идентифицировать награду, вручается медаль «Дети войны» с бланком удостоверения, в который вписываются данные о награжденном. 3

Заключение

В своей работе мы исследовали тему: мы родом не из детства – из войны.

Изучив литературу и ресурсы Интернета, материалы бесед и интервью с членами местного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны» и проведя анализ полученной информации, мы поняли, что война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны - те, кто родились с 1938 по 1945 год, пережили трудные военные годы.

По воспоминаниям Верхнетуринцев – детей войны мы выяснили, что многие подростки в годы Великой Отечественной войны работали на заводе и выполняли очень тяжёлую работу взрослых. Дети работали и на сельскохозяйственных работах, заготавливали дрова, отправляли посылки на фронт, собирали деньги на строительство самолёта и танка. Великая Отечественная война изменила жизнь детей в Верхней Туре, мы нашли отражение этого влияния в деятельности подростков, в их воспоминаниях.

Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута. Создали презентацию и познакомили с нашими находками учащихся нашей школы. В юбилейный год Великой Победы мы проведём встречи членов Общероссийской общественной организации «Дети войны» с учениками школы. Итоги исследования будут переданы в местное отделение Всероссийской общественной организации «Дети войны».

Источники и литература

Беседа ученицы 10 класса В. Боровских с Чуйкиной М.Н. Публикуется с согласия Чуйкиной М.Н.

Интервью ученицы 10 класса В. Боровских с Куракиным В.П. Публикуется с согласия Куракина В.П.

Интервью ученицы 10 класса В. Боровских с Невольских А.В. Публикуется с согласия Невольских А.В.

Интервью ученицы 10 класса В. Боровских с Шилинг Л.В.. Публикуется с согласия Шилинг Л.В.

Горбунов Александр Дмитриевич. Мы дети военной годины. Стихи.

Документ [Оригинал]. Удостоверение к медали «Дети войны Колосовой В.И. // Публикуется с согласия владельца.

Документ [Оригинал]. Удостоверение к медали «Дети войны Гуторовой Л.А. // Публикуется с согласия владельца.

Документ [Оригинал]. Удостоверение к медали «Дети войны Шатовой Л.А. // Публикуется с согласия владельца.

Фото из архива Чуйкиной М.Н. Публикуется с согласия владельца.

Авдюшева И. Мы за уважение к старости. Голос Верхней Туры. 2012. 1 ноября.

Андреева Е. Ровесница области. // Голос Верхней Туры. – 2014. – 27 фев.

Березина Н. «Дети войны» приглашают в свои ряды. Голос Верхней Туры. – 2012. – 13 сент.

Книга памяти – Нижнетагильская типография управления по печати и массовой информации Свердловского облиполкома – 1994г

Они ковали победу в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг – г.Кушва, 1999г.

По законам военного времени – Красноуральск, 2015г.

Интернет-ресурсы

Верхняя Тура. Историческая шкатулка 23.10.2019 - http://biblp2mail11.blogspot.com

Верхняя Тура в годы Великой Отечественной войны. 29.09.2019 - PUTI-shestvuy. http://safe-rgs.ru/2820-verhnyaya-tura-v-godv-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Военно – Патриотический клуб Севастополь. Верхнетуринский Машиностроительный завод в годы войны (22.10.2019) - http://vpk-sevastopol.ru/?p=3431

НОВОСИБИРСКИЕ НОВОСТИ. Как дети работали на заводах в годы ВОВ (22.10.2019) - https://nsknews.info/materials/kak-deti-rabotali-na-zavodakh-v-gody-vov-149847/

Реферат Рефератович 05.10.2019 - https://referatreferatovich.ru/referaty/istoriya-rossii/velikaya-otechestvennaya-voyna-1941-1945-godov/

Яндекс Дзен. Школа во время Великой Отечественной войны – 23.10.2019 - https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/shkola-vo-vremia-velikoi-otechestvennoi-voiny-5af142781410c3e1e4bd9e4e

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

На заседаниях местного отделения

Приложение 4

На демонстрации 1 мая.

Субботник у Мемориала Славы.

Посадка деревьев

Митинг в поддержку своих прав.

Социальная карточка

Встреча с учениками школы №19

Встреча с обучающимися школы №14

Приложение 5

   

Н. И. Березина

Бабинова А.Н.

«Дети войны» Терех В.П. и Лаптева Р.А.

Награждённые медалями Арасламова Т.М. и Шевнина Е.А.

Вручение медали

Невольских Александра Васильевна с мужем и внучкой

   

Куракин Валерий Петрович

Шилинг Лидия Васильевна

1Начало великой отечественной войны https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=60&themeid=166

2 Андреева Е. Ровесница области: [В.П . Терех] / Е. Андреева // Голос Верхней Туры. – 2014. – 27 фев

3 Медаль «Дети войны» Портал о наградах, награждениях и награжденных. http://onagradah.ru/medal-deti-vojjny/#

Просмотров работы: 30