Введение
«Всякому мила своя сторона» гласит народная мудрость. И с этим трудно не согласиться. Ведь куда бы ни занесли человека жизненные дороги, в сердце у него навсегда останется уголок, именуемый «малой» Родиной. Это место, где он родился, где впервые произнёс слово «мама», увидел восход солнца, почувствовал прозрачность, свежесть, чистоту весеннего утра. Эти невидимые живые нити связывают каждого из нас с родным домом, с родным городом, селом, с окружающей природой, с прошлым и настоящим.
Для меня родиной является Московская область мой Клинский район, моё родное село Спас-Заулок. Это мой родной край, где я родился, где живу я и мои близкие люди, здесь живут наши друзья, здесь мы мечтаем и строим планы на будущее. Мы гордимся своей родиной и хотели бы, чтобы о ней узнали как можно больше людей, чтобы наш край развивался, чтобы люди здесь были счастливы.
Наш край имеет свои достопримечательности - исторические, природные и культурные. О некоторых из них нам рассказали мамы, бабушки, коренные жители нашего района. И нам захотелось узнать об этих местах что-то новое.
Поэтому тема нашей исследовательской работы «Спас-Заулок: прошлое и настоящее».
Проблема. Многие гости нашего региона думают, что в нашем далёком крае нет ни каких достопримечательностей, здесь смотреть нечего. Но мы хотели бы показать, что в нашем родном крае много интересных мест, которые достойны внимания.
Актуальность. На сегодняшний день Московский регион со всеми его районами и городскими округами – это не молодой, но развивающийся регион. В последнее время к нему привлекается всё больше внимания, что вселяет в нас оптимизм и надежду на счастливое будущее. В Московской области расположены существенные и значимые для всей страны объекты, которыми мы гордимся и которые необходимо посетить гостям нашего региона. Работая над исследованием нашего края, мы узнали много из истории нашей родины и ещё раз убедились, как прекрасен и разнообразен мир вокруг нас.
Цель работы: привлечь внимание к окружающему нас миру, рассказать о селе Спас-Заулок, его истории и настоящей жизни.
Задачи:
-изучить историю образования с.Спас-Заулок;
-выявить достопримечательности села;
-провести мини-экскурсию по родному селу;
-разработать презентацию о достопримечательностях, о жизни села Спас-Заулок.
План работы
-сходить в библиотеку и изучить краеведческую литературу;
-найти информацию о достопримечательностях, особенностях природы;
-побеседовать с местными жителями.
Методы исследования: сбор и анализ материалов библиотеки, работа с периодической печатью, книгами, фотоматериалами, опрос коренных жителей и старожилов
Объект исследования: история развития и достопримечательности с.Спас-Заулок, его настоящее.
Предмет исследования: значимые природные, культурные, исторические объекты на исследуемой территории.
В данной работе даётся краткое описание исследуемых объектов, так как чтобы изучить всё более подробно и углубленно, необходимо потратить больше времени и приложить больше усилий.
1.Спас-Заулок: прошлое
1.1.Исторический очерк
Село Спас-Заулок расположено в 18 верстах от Клина и в 105 верстах от Москвы на Санкт-Петербургском тракте.
В прошлом Спас-Заулок был большим торговым селом, где продавались всевозможные товары крестьянского производства и продукты артельщиков-ремесленников со всей уездной округи.
В 1646 году село Спасское находилось в вотчине Архиепископа Тверского и Кашинского (18 дворов, 32 человека).
В материалах Генерального межевания 1784 года упоминается как село Спасское, что в Заулках.
Проходивший неподалеку от Спас-Заулка бойкий Екатерининский тракт всегда обеспечивал село средствами передвижения, а проезжающих – продуктами питания. Сельское население жило в исправных избах с расписными наличниками и красивыми крылечками. Здесь и обустроилась усадьба, принадлежавшая в своё время графу Владимиру Ивановичу Бенкендорфу.
При Бенкендорфах был построен усадебный барский дом, разбит парк, выкопаны пруды, а в 1830 году на высоком месте была заложена соборная церковь Спасо-Преображенья. Что же касается барского дома, то он не дожил до наших дней, и даже фундамента от него не осталось. Из исторических источников известно, что он был построен в стиле классицизма столичными архитекторами.
В 1850 году местные жители, крестьяне-артельщики возвели в Спас-Заулке зимнюю деревянную церковь. Храм представлял собой редкое по архитектурным формам здание, которое простояло на месте до 1970-х годов, а затем было перевезено в Истринский музей деревянной архитектуры.
В середине XIX века в селе Спас Заулки государственных имуществ 2-го стана Клинского уезда Московской губернии была церковь, крестьян 275 душ мужского пола и 305 душ женского.
В «Списке населённых мест» 1862 года — казённое село 2-го стана Клинского уезда на Санкт-Петербурго-Московском шоссе из города Клина в город Тверь, в 17 верстах от уездного города, при колодцах, с 113 дворами, 2 православными церквями и 611 жителями (306 мужчин, 305 женщин). В селе располагалась становая квартира.
В 1886 году насчитывалось 103 двора, проживало 785 человек, имелись школа и три лавки.
В 1899 году село с 928 жителями входило в состав Завидовской волости Клинского уезда, работала земская школа.
По данным на 1911 год число дворов составляло 164, в селе имелись земская школа и казённая винная лавка.
По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — административный центр Спас-Заулковского сельсовета Завидовской волости Клинского уезда, в 3,2 км от станции Решетниково Октябрьской железной дороги; проживало 779 человек (376 мужчин, 403 женщины), насчитывалось 171 хозяйство, из которых 159 крестьянских, имелась школа.
Школа была построена в 1868 году земством Клинского уезда Московской губернии. Она была небольшая и деревянная. Школа обслуживала семь деревень: Спас-Заулок, Минино, Жуково, Медведково, Решетниково, Вельмогово. В ней было три класса. Сторожем работал Михайло Слещин. Он по поручению жандармерии следил за учителями, возил на просмотр в Клин их книги.
Воспитателем в школе был поп Афонский. При школе имелся Попечительский совет, состоявший из зажиточных людей.
1917-й. Революция изменила жизнь трудящихся. В деревню для проведения коллективизации были посланы два коммуниста из г.Высоковск: Градов и Александров. С помощью сельских активистов они проводили работу среди крестьян. В 1929 году образовался колхоз, в который изначально входило 5-6 семей.
В деревне находилась изба-читальня, где велась агитационная работа. Постепенно крестьяне стали понимать, что в колхозе хозяйство ведется лучше, стали вступать в него.
Старую церковь приспособили под клуб. Позже из него сделали хозяйственный магазин.
1.2.Первые упоминания о селе
«За большой деревнею Клин, через который мы проехали, 25-сего месяца течет река Сестра, впадающая в Дубну, которая в свою очередь впадает в Волгу. В реке Сестре нам пришлось забивать крепкие сваи впереди льда, чтобы река не снесла его вниз, пока мы переправлялись…»
Омарий Адам, 1633 год
«Поездка от Великого Новгорода до Москвы»
«24-го переправлялись мы через две реки у деревни Завидово и вечером переехали в деревню Спас-Заулок. Мы там взяли свежих лошадей…»
Омарий Адам, 1633 год
«Третье путешествие»
Потомок королей Роберта I и Давида II, правивших в Шотландии в XIV веке, Брюс Вильям известен в русской истории как путешественник. В России он появился около второй половины XVII века, вынужденный покинуть Шотландию во время правления Кромвеля.
Направляясь в Россию, он проехал через центральную её часть. Проезжая через Тверь, он направлялся в Клин, и по дороге его обоз остановился в деревне. Предположительно, это был будущий Спас-Заулок. Дело было к вечеру, и никто не хотел пускать Вильяма на постой.
«Вредные мужики, - вспоминал он, - отгоняли меня от своих домов, и только одна солдатка отважилась пустить его в дом. Она накормила моих людей и дала ночлег всем слугам». Пробыв в деревне два дня, он отправился в Москву (через Клин, где пробыл еще несколько дней).
1.3.Легенды нашего села.
Старый ямской (Екатерининский) тракт в XVIII веке проходил в другом месте. Он был облагорожен во время правления императрицы Екатерины. В тот период на месте будущего села скромно приютилась небольшая деревенька с другим названием. Жили в ней тихо, мирно, занимаясь крестьянским трудом и оказывая помощь проезжающим путникам. Одним починят конскую сбрую, другим заменят сломанную оглоблю или развалившееся колесо дорожной повозки. Кого-то подбросят на лошадях до Завидово или Городни. В деревне можно было отдохнуть, подкрепиться, приобрести какую-нибудь снедь в дорогу.
Одно было нехорошо. Пошаливали в окрестных лесах удалые молодцы. То отнимут лошадь у неудачника ямщика, то оберут до нитки зазевавшегося купца.
Как-то проезжал по Екатерининскому тракту влиятельный господин, один из приближенных матушки-царицы. Уж больно торопился он в Петербург. Так спешил, что промчался мимо Клина без остановки, надеясь сменить лошадей на следующей станции. вечерело. В стороне осталось Селевино. Уставшие лошади еле бежали, переваливаясь с боку на бок. Накрапывающий осенний дождик клонил ко сну. И вдруг…Свист, крики, улюлюканье! Из леса выскочили разбойники с рогатинами и топорами. Несколько верховых бросились наперерез.
Ямщик закричал, замахал кнутом. Вся надежда оставалась на лошадей. Как домчались до деревни, одному Богу известно. Но вот и первые домики. Свернули в какой-то прогон. Преследователи отстали, опасаясь встречи с мужиками.
По прибытии в столицу доложил вельможа о случившемся государыне.
- Знать под счастливой звездой ты родился, - молвила она, - спас тебя этот заулок.
С той поры стала именоваться по-новому деревенька, которая со временем выросла в большое красивое село – Спас-Заулок.
Есть менее интересное и захватывающее объяснение названия села. Село названо по церкви Преображения Господня (Спас-Преображения), находившейся в стороне от улицы, то есть в заулке. Со временем название упростилось и превратилось в распространённую связку церковного Спас- с определением.
1.4.Война!
В 1941 году, в начале декабря враг занял позиции в нашей местности и в селе Спас-Заулок. Сопротивление немцам оказывала 379 стрелковая дивизия под командованием капитана Лебединцева.
379 стрелковая дивизия должна была перерезать Октябрьскую железную дорогу и Ленинградское шоссе, освободив деревни Минино, Жуково, Спас-Заулок, станцией Решетниково.
Утро 6 декабря. Тридцать градусов мороза. Метель. Шесть тысяч воинов-уральцев открыли огонь по фашистам. В течение трех суток не умолкали сражения с озверелым врагом. К исходу первого дня дивизия овладела всеми населенными пунктами. Но враг перешел в контрнаступление. Лишь 12 декабря сопротивление врага было окончательно сломлено. В бою за Спас-Заулок капитан Лебединцев с бойцами своего расчета вывел орудия к шоссе и прямой наводкой ста расстреливать в упор танки и автомашины врага. В этой жаркой схватке дивизион огнем своих орудий сжег вражеский танк, сбил башню со второго, истребил немало гитлеровцев.
Понимая, что станцию Решетниково «брать в лоб» нельзя, решили с трех сторон окружить ее и атаками частей дивизии выбить фашистов. 12 декабря штурмом дивизия овладела станцией Решетниково. В боях с 8 по 12 декабря 1941 года было истреблено до 2 тысяч солдат и офицеров противника, захвачено 11 танков, 66 автомашин, 21 артиллерийское орудие и много боеприпасов и другого имущества.
С захватом и оккупацией города и района в лесах начали боевые действия клинские партизаны. И хотя условия были крайне трудными, партизаны и подпольщики вели активную разведку для командования нашей армией, оказывали помощь бойцам и командирам при выходе из окружения , сопровождали части и соединения Советской Армии и выводили их кратчайшим путем по тылам противника на исходные рубежи для наступления на Клин.
Группа партизан из этого отряда вывела из района Конакова одну из дивизий, которой был отдан приказ пересечь Ленинградское шоссе, чтобы не допустить соединения Солнечногороской группировки войск противника с Клинской группировкой. Эта же группа была проводником 349 стрелковой дивизии на пути Минино – Спас-Заулок.
Партизанами этого отряда были собраны ценные материалы по расположению вражеских войск в окрестностях Клина.
1.5.Жизнь совхоза «ЛЕНИНЕЦ»
В 1960 году в марте был образован совхоз «КРУГОВСКОЙ», в него вошли колхозы «Красный октябрь», им. Ленина, им. С.М.Кирова, им. А.А.Жданова и «Заря».
Спустя месяц, 20 апреля, колхозные артели имени Сталина И.В. и «Ленинец» на общих собраниях приняли решение о присоединении колхозных земель к совхозу «КРУГОВСКОЙ». Новый укрепленный совхоз стал называться «ЛЕНИНЕЦ».
12 июля 1960 года вышел первый номер многотиражной газеты с.Спас-Заулок, которая носила такое же название – «ЛЕНИНЕЦ».
Газеты писали:
«Совхоз имеет общую площадь землепользования 5733 га, в том числе сельхозугодий 4669 га, из них пашни 2633 га, сенокосов 932 га. Распаханность сельхозугодий 56, 4%....»
«…Совхоз «Ленинец» по поголовью коров занимает третье место в районе, по производству картофеля – второе место, после колхоза им. Горького…»
В 1985 году совхоз праздновал свое 25-летие. Казалось, все будет только лучше. На века…
Местный поэт В.Панин сочинил по такому случаю стихотворение «Как в сказке хорошеет Спас-Заулок…»
2.Преображенская церковь в селе Спас-Заулок
Первые упоминания храма в селе Спас-Заулок относят к середине 17 века. В альбоме иностранного путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви (Приложение 1а). По всей вероятности, в начале 18 века церковь была перестроена. А с середины 19 века она была увенчана куполом с главкой. Храм опирался на каменный фундамент, кровли его были покрыты железом, а стены снаружи обшиты тесом.
Во всех окрестных сёлах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. Особенностью Спас-Заулковского прихода было отсутствие подобных людей. Поэтому был объявлен сбор средств, для чего при дороге сооружена небольшая часовня. Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро, и в 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нём уже начинались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, не хватало колокольни и внутренней отделки. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из деревни Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, составившего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий.
Его творение – грандиозный храм в стиле позднего классицизма. Размеры церкви могут поразить воображение: высота под главным куполом составляет 33 метра (высота 10-этажного дома). Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали из белого камня.
Вскоре после постройки в столпах были замечены трещины, вызванные постепенно усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством Спас-Заулковского храма, тревожился за его состояние. Однако трещины были вскоре заделаны и на прочность здания не повлияли. Одновременно с храмом была сделана каменная ограда с воротами и двумя сторожками. До наших дней дошли только северные ворота и строжки, правда в сильно перестроенном виде, но и в этом виде они представляют исторический интерес, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.
При протоиерее Михаиле Львове в 1850 году произошла перестройка старой деревянной церкви, которая после появления каменного храма пустовала. Церковь была оформлена в стиле классицизма и освящена во имя пророчицы Анны (Приложение 1б). Протоиерей Михаил был настоятелем до конца 19 века. При нем же в 1858 году были выполнены росписи в Преображенском храме, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 году отлит большой колокол весом 8360 кг.
Затем Михаила сменил протоиерей Евгений Афонский из семьи потомственных священнослужителей, духовник благочиния, человек образованный и обладавший музыкальным дарованием. Он играл на скрипке. Говоря, что во время занятий он иногда выходил на балкон и устраивал концерт для всех детей. Настоятельство отца Евгения совпало с самым трагическим периодом российской истории – двумя революциями 1905 и 1917 годов, Первой и Второй мировыми войнами. После революции начались гонения на церковь, и возникла угроза закрытия храма. После 1937 года богослужение в Спас-Заулковском храме были запрещены властями, и храм был разграблен. Но ещё долгие годы до конца войны отец Евгений продолжал совершать таинства крещения и венчания в маленькой соседней церкви пророчицы Анны. Умер он уже после войны и похоронен на сельском кладбище.
Во время Великой отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Погибшие советские солдаты похоронены в братской могиле к западу от церкви. Преображенская церковь тоже пострадала от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви был устроен склад ядохимикатов. За долгие годы существования склада убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание было окончательно брошено на произвол судьбы: кровли сорваны, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.
В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом. Но осенью того же года храм горел: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол.
Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа российской истории, ознаменовавшегося Возрождением церкви, судьба храма изменилась. В 1993 началось его восстановление.
2.1 Восстановление храма
В 1993 году здание храма было в аварийном состоянии. В это время настоятелем храма был протоиерей Владимир Кильчевский. При этом неравнодушном батюшке и началось восстановление храма.
Больше десяти лет крыши над основным пространством храма не было. В сводах скапливался снег, который зимой, замерзая, разрывал каменную кладку, а весной, когда снег таял и вымывал связующий своды раствор, они начинали крошиться. Рабочим приходилось надевать каски, потому что из сводов падали кирпичи. Наверху, в главном куполе, зияла дыра в девять квадратных метров – след от попадания танкового снаряда, через которую пролетали галки и было видно небо… Не было ни полов, ни окон, ни дверей. В довершение всего храм трижды пытались обворовать. В первый раз украли принесенные прихожанами иконы, во второй раз воры сломали замок и проникли внутрь, но ушли ни с чем. После второй попытки двери церкви несколько ночей не запирались. К ним была прикреплена записка: «Просьба не беспокоиться и не ломать двери. Взять нечего».
Целью было вывести храм из этого бедственного положения. Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования, без государственного и частного финансирования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов, запах которых в течение десятка лет не мог выветриться. Это делали сами прихожане, среди которых были в основном женщины, много пожилых. Очень многие люди вложили свой труд и личные средства в восстановление храма. В 1993 году начинаются регулярные богослужения.
2.2. Часовня Святого Пророка Божия Илии
Деревянная часовня была построена по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Приложение 2). Она воздвигнута в память о 12-летнем Илье Иванове, который трагически погиб на трассе Москва – Санкт-Петербург. Илья несколько лет прослужил алтарником в храме села. В день смерти Илья служил в храме, исповедовался и причастился. Через два часа он был сбит автомобилем.
Шатровая часовня возведена на месте церкви пророчицы Анны. Строительство велось семьей Ильи и пожертвования людей, которые любили его. Первый камень был заложен 2 августа 2000 года, а уже через год в часовне состоялась первая служба.
2.3. Освящение храма
С освящением храма открывается новая страница его истории…
26 октября 2002 года, в день празднования Иверской иконы Божий Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию и освятил полным чином Преображенский храм. Из интервью Митрополита ТВ «Клин Православный»: «…это один из красивейших храмов Подмосковья. И когда я совершил здесь Литургию, мне очень многое открылось…еще тронули мою душу люди, которые пришли в храм, в храм, который до сих пор носит раны современного атеизма… И было очень трогательно видеть на службе не только привычные лица бабушек, но и молодых людей: юношей, девушек, детей».
2.4. Просвещение и культура
С 1994 года в приходе был организован детский лагерь. С 1999 года лагерь организовывается каждые школьные каникулы. Каждое лето ребята выезжают на природу. Дети закаляются, принимают водные и солнечные ванны. Жизнь в лагере насыщенная. Ребята разных возрастов играют, поют, рисуют.
Одновременно с обучением воспитанников школы организуются интереснейшие поездки. Дети бывают в монастырях и храмах, музеях, картинных галереях и выставках.
Наш храм ведет не только духовную и просветительскую деятельность, но и является культурным центром Клинского района. Это не случайно, ведь культура, просвещение и православная религия тесно связаны друг с другом.
В ноябре 2015 года в Клину и районе проходило удивительное и выдающее событие – осенний хоровой биеннале, в котором приняло участие около 20 творческих коллективов.
1 ноября в Клину состоялось торжественное открытие. С утра в церкви Преображения Господня нашего села прошло праздничное богослужение, посвященное открытию фестиваля.
Уже 3 ноября в Преображенском храме состоялся «Концерт старинной музыки», который совместно исполнили Московский камерный оркестр «Musica viva» и Образцовый детский хор «Мандрагора» под руководством Е.Б.Уманской.
Наш храм, самый крупный на сегодняшний день в Клинском районе, смог принять около 300 гостей.
Сам концерт в православном храме – уникальное явление не только для Клина. Как отметил художественный руководитель и дирижёр оркестра «Musica Viva» Александр Рудин, он неоднократно выступал в католических соборах (как и хор «Мандрагора»), но давать концерт в такой церкви ему приходится впервые (Приложение 3).
Участие в этом необычном концерте приняли более 60 исполнителей. В программе прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Джулио Каччини и Джованни Баттисты Перголези.
Вот что рассказали мне моя бабушка и ее коллеги, воспитатели нашего детского сада: «Нам посчастливилось посетить концерт классической музыки, вдвойне отрадно, что он проходил в Преображенском храме нашего села. Музыка звучала в стенах церкви удивительно. На глазах слушателей были видны слезы, слезы не грусти или радости, но слезы благодати Господней! До глубины души тронуло выступление образцового детского хора «Мандрагора». Звучала музыка, которая была близка всем и каждому…»
2.Спас-Заулок: настоящее
Сегодня Спас-Заулок достаточно современный и удобный для проживания поселок. Он впечатляет своим внешним видом, потому что здесь можно увидеть красивые и живописные места, где природа сочетается с современными удобствами.
В нем 15 многоквартирных домов, школа, спортивный интернат, где проживают ребята, занимающиеся хоккеем, детский сад, стекольный завод, который является крупнейшим в Европе, почта, ферма, семь магазинов, кафе, мотель, церковь, ФАП и еще много интересного.
Одним из самых красивых архитектурных памятников моего села, как мне кажется, является Спасо-Преображенский храм. Он расположен на холме и поэтому хорошо виден с любой точки населенного пункта. Монументальное здание в стиле ампир сложено из кирпича с использованием камня в конструкциях и деталях. Храм имеет большое количество прихожан среди жителей села, которые чтят христианские традиции.
Недалеко от храма можно увидеть несколько высоких памятников и мемориальную доску. Величественный Мемориал был построен в 2000-х годах в честь победы. Это одно из главных мест для жителей Спас-Заулка. Люди приходят к памятнику, чтобы оставить здесь цветы и сказать спасибо за мирную и счастливую жизнь. Ведь почти в каждой семье есть свой герой-солдат, воевавший на войне. Все стоят в тишине в течение минуты. Здесь можно услышать военные песни и стихи.
В самом центре Спас-Заулка расположился Дом культуры. Он был основан в 1970. Он представляет собой 2-х этажное здание с большими залами внутри. Дом культуры сам по себе является многофункциональным. Там мы можем посмотреть много разных интересных фильмов и мультфильмов, посетить концерты и мероприятия, посвященные каким-то особенным датам, заглянуть в библиотеку, чтобы взять книгу для чтения или посетить музыкальную школу, где ученики нашей школы учатся искусству под руководством квалифицированных педагогов.
Какое это чудесное место! Каждый человек может найти здесь то, что его интересует. Чтобы узнать что-то новое об этом месте, мы решили встретиться с его заведующей. Она работает здесь всего несколько лет, но знает много интересного и может рассказать нам об этом.
Как оказалось, за все время существования дома культуры было так много интересных событий. Они были такими же веселыми и веселыми (фестивали, концерты, шоу), как серьезные и важные (встречи, выборы, парады). В клубе регулярно проводятся различные традиционные праздники. Это Масленица, День Победы, День защиты детей, день Поселка и так далее.
Желающие поиграть в теннис могут поиграть в теннис. Школьники, которые любят танцевать, посещают танцевальную студию во второй половине дня, а ребята, которые любят петь, развивают свое мастерство в вокальной студии.
На втором этаже здания расположена уютная и тихая комната. Это наша сельская библиотека. Она очень популярна среди общественности. Жители села посещают её очень часто. Она довольно богата и имеет 13300 книг, а также много журналов и газет. В библиотеке работает только два библиотекаря. Это очень добрые и вежливые женщины. Они могут решить любую проблему, всегда помогут выбрать интересную книгу и найти нужную информацию.
Конечно же, в нашем селе есть и школа, которой в 2018 году исполнилось 150 лет.
Во время войны школа была разрушена. Только после Великой Отечественной войны учителя начали восстанавливать школу.
В 1950 году в школе было 10 классов: там обучалось около 317 учеников. В 1951 году под руководством учителей воспитанники разбили сад, где были посажены яблони, нынешние кустарники. Также был разбит красивый парк с тополями, кленами и другими деревьями.
В 1961 году на территории школы была построена школа-интернат и школьный сад и парк были переданы ему.
1 сентября 1974 года состоялось торжественное открытие нового здания школы. Сейчас эта школа – красивое 2-х этажное здание. Есть 18 больших классов, библиотека, концертный зал и столовая. Все классы полностью оснащены новой мебелью и современным оборудованием.
Чем же заняться в свободное время? Итак….
Сходи в библиотеку и займись самообразованием!
Посети музеи в школе и детском саду и узнай историю русского быта и села!
Поиграй в волейбол, футбол или теннис в спортивных секциях!
Насладись шоу-концертом в клубе «Звездный», а также прими в нем активное участие!
Прояви себя в пении и танцах в творческих кружках!
Сходи на каток или в лес на лыжах и укрепи свое здоровье!
Устройте семейный ужин в кафе!
Село растет и развивается. Рождаются дети, которым жить в Спас-Заулке, заботиться о его дальнейшем процветании.
Заключение
Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, мы пришли к выводу, что знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет бурьян, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в деревнях и селах когда-то жили, работали, веселились люди. Хотим выразить слова благодарности всем людям, кто помог нам при написании исследовательской работы. Много страданий в XX веке выпало на долю села. Это и раскулачивание, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, и бесперспективность. К счастью, наше село продолжает жить, процветать, радовать своей красотой.
Пока живет деревня, значит, живет Россия!
Приложение 1а
Приложение 1б
Приложение 2
Приложение 3